Светлана ШИЛИНА
КОММУНИКАТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В СИСТЕМЕ ОТНОШЕНИЙ ГОСУДАРСТВА И ОБЩЕСТВА
В статье рассматривается управленческий дискурс как технология коммуникации в системе отношений власти и общества. The article discusses the management discourse as the technology of communication in the system of relations between authority and society.
Ключевые слова:
управленческий дискурс, технология, коммуникация, система отношений, власть; managerial discourse, technology, communication, system of relations, power.
ШИЛИНА Светлана Александровна — к.филол.н., доцент кафедры социологии, рекламы и связей с общественностью БГУ им. академика И.Г. Петровского imsuck@rambler.ru
Властные интенции в демократическом правовом государстве реализуются на коммуникативном уровне с помощью раз -личного рода документов — дискурсов. Управленческий дис -курс может быть рассмотрен как коммуникативная технология, где в качестве «операционных инструментов» выступают языко -вые средства. При этом под дискурсом следует понимать «цельный текст, актуализация которого обусловлена множественными факто -рами, в том числе и социальными». Дискурс обозначает «коммуни -кабельность текста как ткани, фактуры, структуры многообразных языков информации. Дискурс рассматривается как разновидность речевой коммуникации, в которой обсуждаются и обосновываются любые значимые аспекты действий, мнений, высказываний ее участников»1. Адекватный набор языковых средств предопределяет успех или неуспех в решении конкретных коммуникативных задач и целей, которые в данном случае находятся в области отношений государства и общества.
Жанрово -языковые характеристики публичных управленческих дискурсов обусловливаются типичным для любого текста набором коммуникативно важных компонентов, а именно: где, кто, что, кому, как, с какой целью сообщает2, а также их параметрами.
В характеристиках речевой ситуации, используемой сегодня субъ -ектами государственной власти, находит конкретное отражение демократизация всех сфер общественной жизни, что естественным образом сказывается и на появлении новых жанров управленческих дискурсов, и на арсенале языковых средств, используемых в них.
В актуальном для изменившихся социальных условий комму -никативном поле органично выглядит такая современная форма коммуникативного взаимодействия субъектов высшей государст -венной власти и общества, как послания президента Федеральному собранию. Принципиально новой формой коммуникативного взаимодействия в сфере отношений государства и общества стали предвыборные статьи В.В. Путина. В статьях предвыборного цикла предметом выступают все области государственно - общественной жизни, целеполаганием выступает намерение положительным образом повлиять на ситуацию в управленческой сфере.
1 Шарков Ф.И. Современные маркетинговые коммуникации : словарь-справочник. — М. : Альфа- Пресс, 2006, с. 64.
2 Диброва Е.И. Коммуникативно -когнитивная модель текстопорождения // Семантика языковых единиц. Доклады V Международной конференции, т. 2. — М., 1996, с. 133-139.
Говоря о первом компоненте вышепри -веденной коммуникативной формулы, т.е. о «где», стоит подчеркнуть: для статей в соответствии с современными обществен ными реалиями избран новый техноло -гический прием, связанный со способом обнародования содержания дискурса. Статьи опубликованы в общедоступных многотиражных периодических изда -ниях и приурочены к выборам президента как наиболее важному для социально политической жизни страны событию. Имеет место не только оперативность, но и «порционно тематический» принцип подачи материала на газетной полосе. На наш взгляд, здесь просматривается прак тическая реализация принципа «пульса ции информационного сигнала», описан ного, в частности, Н. Луманом1. За счет пульсации создается некая интрига, что способствует поддержанию обществен ного интереса к излагаемой информации. Одновременно индуцируется ее позитив -ное восприятие в силу содержательной законченности и относительной компакт ности каждой из статей, рассматриваю щей определенную грань общественного бытия. Этим же целям служит очевидная коммуникативная делокативность (содер -жание доведено до общества не путем оглашения текста с высокой трибуны, а с помощью печатных средств массовой информации).
Таким образом, в том компоненте ком -муникации, который выше обозначен словом «как», в качестве коммуникатив ного канала избраны демократические средства массовой информации, за счет чего достигается положительный комму никативный эффект.
Переходя к рассмотрению компонента «кто», сразу же подчеркнем: в своих ста -тьях В.В. Путин выступает не только как претендент на власть, но и как действу ющий глава правительства, что предо пределяет необходимость иметь в содер -жании статей, помимо «перспективной» части (программы на будущее), еще и «ретроспективную» (отчет о проделан ной работе). И в этом смысле компо нент «кто» коррелируется с компонентом «что». Поскольку названные компоненты отличаются большей, чем у предыдущего компонента («где»), конкретикой, они
1 Луман Н. Медиа коммуникации / пер. с нем. А. Глухова, О. Никифорова. — М. : Логос, 2005, с. 231.
требуют и более предметного анализа. Остановимся в качестве примера проме -жуточного анализа лишь на одной из ста -тей, а именно на статье «Строительство справедливости. Социальная политика для России»2.
Как следует из рассматриваемого дис -курса, компонент «что» содержательно вбирает в себя лексически выраженный (предельно конкретизированный) пере -чень предполагаемых на будущее мер в социальной политике. Это поддержка слабых, ограничение бедности, повыше ние рождаемости, обеспечение «равного старта» и продвижения для каждого, реа лизация и развитие личности в трудовой деятельности, достойная оплата труда, формирование среднего класса, создание условий для развития малого и среднего бизнеса, устранение вызывающей раз ницы в доходах, создание комфортной среды проживания.
Столь же четко обозначены и детализи рованы такие сегменты социальной поли тики, как адекватное материальное возна -граждение за труд, достойное пенсионное обеспечение по достижении пенсионного возраста, качественное доступное образо -вание, качественные современные меди -цинские услуги, всемерная поддержка культуры. Тем самым за счет данных рядов указаны векторы совершенствования социальной системы и намечены точки приложения властных управленческих усилий. Сформулированы и стратегиче -ские цели властного воздействия: повы -сить эффективность социальных расхо -дов, придать социальное измерение эко номике. Последовательно применяемая конкретика устраняет декларативность и порождает эффект реалистичности при нимаемых обязательств, что сопряжено с обязательностью их воплощения в управ ленческих мерах со стороны субъектов власти. В качестве таковых выступают не только собственно субъекты федераль -ной, региональной и муниципальной власти, но и граждане России, реализую щие свое управленческое усилие через различные демократические институты. Определяющим сигналом, объективи рующим и поддерживающим в текстовом коммуникативном пространстве семан тику коллегиального единства формали
2 Путин В.В. Строительство справедливости. Социальная политика для России. // http: // putin2012.ru/ # article-5
зованных субъектов власти, в частности правительства, государственных учреж дений и гражданского общества, высту пает номинация «общегражданские уси лия».
В рамках данного понятийного поля на уровне номинаций осуществляется дифференциация социальных сил и их социальных потенций: работодатели, объ -единения работодателей, крупные кор порации, бизнес элита, малый и средний бизнес, объединения предпринимателей, профессиональные ассоциации, креатив ный класс, медицинские, учительские, научные сообщества, научные школы, художественные коллективы, квалифи цированные рабочие, производственные советы, профсоюзы, объединения людей с ограниченными возможностями здоро -вья, работники бюджетного сектора, спе -циализированные компании, поставщики коммунальных услуг, сеть общественных организаций, соотечественники. С помо щью данного коммуникативного приема решается важная тактическая задача — заинтересовать и активизировать де -ятельность всех, кто обязан или потен циально способен решать важнейшие социальные задачи, не полагая их нахо дящимися только в ведении государства. Одновременно стимулируется желание граждан найти для себя и занять опреде ленную нишу в системе и максимально реализовать в ней свои способности в интересах социума.
Анализируемый дискурс по сравнению с сопоставимыми по назначению преж ними документами содержит единичные номинации адресата, например граждане, народ, население, обозначающие нерас члененные единства. Типичным для дис курса является умеренность в употребле нии этих слов и замена их обозначениями вполне конкретных социальных слоев и групп, выделяемых на основании раз личных признаков. Выявим социально важные системные группировки и пред ставим их в виде оппозиций, что вовсе не противоречит имеющему место в дей ствительности диалектическому единству подобных групп.
Концептуальным и социально при -влекательным противопоставлением является оппозиция «сильные — сла бые». Основанием для данного проти -вопоставления служит, прежде всего, возможность (невозможность) для лич
ности самостоятельно, без какой либо поддержки со стороны государства на необходимом уровне поддерживать соб ственную жизнедеятельность, вступать в разнообразные социальные связи, реализуя себя через них в определен ной социальной роли. Через номина -ции отмечаются объективные причины, обязывающие государство оказывать адресную помощь отдельным группам граждан: возрастные ограничения, инва лидность, семейное положение (много -детные, молодые семьи), ограничения в доступе к культурно образовательным ценностям, связанные с местом житель ства (дети из сельской местности) и т.д. В дихотомии «сильные — слабые» не остав лены без внимания и те, кто объединен в группе сильных. Как следует из дискурса, социальная сила последних заключается в том, что у них нет личностных объек тивных препятствий для самостоятель -ной реализации своего созидательного потенциала в творческой трудовой дея тельности. Обозначены и различия: по отношению к собственности (собствен -ники — наемные работники), стратифи -кационные (бизнес элита — предприни матели; рабочие — рабочая аристокра -тия), различия в гражданстве (граждане РФ — соотечественники; граждане других государств — иностранные специали -сты). Государственной поддержкой для сильных должно быть, прежде всего, создание регулируемых правом условий, которые способствовали бы эффектив ности деятельности в производственной сфере, меценатству и т.п. Следовательно, в партнерских отношениях государства с «сильными» сделана ставка не только на их самореализацию1, но и на укрепление правового государства в интересах всего социума.
Контент анализ демонстрирует техно логические новации в сфере эксплициро вания адресатов дискурса. Современный российский социум на уровне номина ций представлен не как аморфная масса, а как естественная социальная система, где каждый структурный элемент лекси чески маркирован. За счет этого достига -
1 Интересный аспект данной проблемы затронут в статье С.А. Кузиной. См.: Кузина С.А. Управление профессиональной мобильностью го -сударственных гражданских служащих в процессе регулирования статусных барьеров на региональ ном уровне // Вестник ПАГС, 2010, № 2(23), с. 11—16.
ется эффект доверительности на уровне отношений «государственная власть — общество»: теперь это обращение кон кретно к каждому, поименованному в соответствии с его социально актуальной ролью.
Переходя к рассмотрению последнего члена коммуникативной формулы «где — кто — что — кому — как», подчеркнем, что предыдущий анализ в той или иной сте пени касался и вопроса «как», ибо смысл и функция коммуникативной единицы наиболее полно и адекватно проявляются лишь в составе целого, во взаимосвязях с другими единицами.
Итак, одной из главных коммуника тивных задач дискурса было, с одной сто роны, представление уже сделанного или предпринимаемого государством в соци -альной сфере, а с другой — презентация намерений. Причем при представлении сделанного необходимо было органично и целесообразно сочетать позитивную и критическую составляющие, а при пре зентации намерений — устранить пафос ную декларативность. Уважение к граж данам должно выражаться в эксплици ровании и имплицировании актуальной
идеи: делаемое в социальной сфере — это не благотворительность со стороны госу дарства, а реализация положения о том, что Российская Федерация — государство социальное. Наряду с этим актуальной для дискурса является мысль о единстве госу дарства и общества, т.к. именно данное условие есть и доказательство реалистич ности перспективных планов, и предпо -сылка их реализации.
В свете сказанного органичной для актуализации статуса личности в ее отно шении к государству является и номина ция «граждане», которой в необходимых случаях заменяются ролевые именования личности как индивида, как частного лица и которая в некоторых случаях намеренно «обезличивает» адресата.
Таким образом, в данной статье мы остановились лишь на некоторых техно логических приемах управленческого дис -курса.
Статья печатается на средства внутривузовского гранта № 18-Т (№ 828 от 04.05.2012; ФГБОУ ВПО «Брянский государственный университет им. академика И.Г. Петровского»).