Научная статья на тему 'Коммуникативные технологии в системе отношений государства и общества'

Коммуникативные технологии в системе отношений государства и общества Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
294
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Власть
ВАК
Ключевые слова
УПРАВЛЕНЧЕСКИЙ ДИСКУРС / ТЕХНОЛОГИЯ / КОММУНИКАЦИЯ / СИСТЕМА ОТНОШЕНИЙ / ВЛАСТЬ / MANAGERIAL DISCOURSE / TECHNOLOGY / COMMUNICATION / SYSTEM OF RELATIONS / POWER

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Шилина Светлана Александровна

В статье рассматривается управленческий дискурс как технология коммуникации в системе отношений власти и общества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по политологическим наукам , автор научной работы — Шилина Светлана Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article discusses the management discourse as the technology of communication in the system of relations between authority and society.

Текст научной работы на тему «Коммуникативные технологии в системе отношений государства и общества»

Светлана ШИЛИНА

КОММУНИКАТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В СИСТЕМЕ ОТНОШЕНИЙ ГОСУДАРСТВА И ОБЩЕСТВА

В статье рассматривается управленческий дискурс как технология коммуникации в системе отношений власти и общества. The article discusses the management discourse as the technology of communication in the system of relations between authority and society.

Ключевые слова:

управленческий дискурс, технология, коммуникация, система отношений, власть; managerial discourse, technology, communication, system of relations, power.

ШИЛИНА Светлана Александровна — к.филол.н., доцент кафедры социологии, рекламы и связей с общественностью БГУ им. академика И.Г. Петровского imsuck@rambler.ru

Властные интенции в демократическом правовом государстве реализуются на коммуникативном уровне с помощью раз -личного рода документов — дискурсов. Управленческий дис -курс может быть рассмотрен как коммуникативная технология, где в качестве «операционных инструментов» выступают языко -вые средства. При этом под дискурсом следует понимать «цельный текст, актуализация которого обусловлена множественными факто -рами, в том числе и социальными». Дискурс обозначает «коммуни -кабельность текста как ткани, фактуры, структуры многообразных языков информации. Дискурс рассматривается как разновидность речевой коммуникации, в которой обсуждаются и обосновываются любые значимые аспекты действий, мнений, высказываний ее участников»1. Адекватный набор языковых средств предопределяет успех или неуспех в решении конкретных коммуникативных задач и целей, которые в данном случае находятся в области отношений государства и общества.

Жанрово -языковые характеристики публичных управленческих дискурсов обусловливаются типичным для любого текста набором коммуникативно важных компонентов, а именно: где, кто, что, кому, как, с какой целью сообщает2, а также их параметрами.

В характеристиках речевой ситуации, используемой сегодня субъ -ектами государственной власти, находит конкретное отражение демократизация всех сфер общественной жизни, что естественным образом сказывается и на появлении новых жанров управленческих дискурсов, и на арсенале языковых средств, используемых в них.

В актуальном для изменившихся социальных условий комму -никативном поле органично выглядит такая современная форма коммуникативного взаимодействия субъектов высшей государст -венной власти и общества, как послания президента Федеральному собранию. Принципиально новой формой коммуникативного взаимодействия в сфере отношений государства и общества стали предвыборные статьи В.В. Путина. В статьях предвыборного цикла предметом выступают все области государственно - общественной жизни, целеполаганием выступает намерение положительным образом повлиять на ситуацию в управленческой сфере.

1 Шарков Ф.И. Современные маркетинговые коммуникации : словарь-справочник. — М. : Альфа- Пресс, 2006, с. 64.

2 Диброва Е.И. Коммуникативно -когнитивная модель текстопорождения // Семантика языковых единиц. Доклады V Международной конференции, т. 2. — М., 1996, с. 133-139.

Говоря о первом компоненте вышепри -веденной коммуникативной формулы, т.е. о «где», стоит подчеркнуть: для статей в соответствии с современными обществен ными реалиями избран новый техноло -гический прием, связанный со способом обнародования содержания дискурса. Статьи опубликованы в общедоступных многотиражных периодических изда -ниях и приурочены к выборам президента как наиболее важному для социально политической жизни страны событию. Имеет место не только оперативность, но и «порционно тематический» принцип подачи материала на газетной полосе. На наш взгляд, здесь просматривается прак тическая реализация принципа «пульса ции информационного сигнала», описан ного, в частности, Н. Луманом1. За счет пульсации создается некая интрига, что способствует поддержанию обществен ного интереса к излагаемой информации. Одновременно индуцируется ее позитив -ное восприятие в силу содержательной законченности и относительной компакт ности каждой из статей, рассматриваю щей определенную грань общественного бытия. Этим же целям служит очевидная коммуникативная делокативность (содер -жание доведено до общества не путем оглашения текста с высокой трибуны, а с помощью печатных средств массовой информации).

Таким образом, в том компоненте ком -муникации, который выше обозначен словом «как», в качестве коммуникатив ного канала избраны демократические средства массовой информации, за счет чего достигается положительный комму никативный эффект.

Переходя к рассмотрению компонента «кто», сразу же подчеркнем: в своих ста -тьях В.В. Путин выступает не только как претендент на власть, но и как действу ющий глава правительства, что предо пределяет необходимость иметь в содер -жании статей, помимо «перспективной» части (программы на будущее), еще и «ретроспективную» (отчет о проделан ной работе). И в этом смысле компо нент «кто» коррелируется с компонентом «что». Поскольку названные компоненты отличаются большей, чем у предыдущего компонента («где»), конкретикой, они

1 Луман Н. Медиа коммуникации / пер. с нем. А. Глухова, О. Никифорова. — М. : Логос, 2005, с. 231.

требуют и более предметного анализа. Остановимся в качестве примера проме -жуточного анализа лишь на одной из ста -тей, а именно на статье «Строительство справедливости. Социальная политика для России»2.

Как следует из рассматриваемого дис -курса, компонент «что» содержательно вбирает в себя лексически выраженный (предельно конкретизированный) пере -чень предполагаемых на будущее мер в социальной политике. Это поддержка слабых, ограничение бедности, повыше ние рождаемости, обеспечение «равного старта» и продвижения для каждого, реа лизация и развитие личности в трудовой деятельности, достойная оплата труда, формирование среднего класса, создание условий для развития малого и среднего бизнеса, устранение вызывающей раз ницы в доходах, создание комфортной среды проживания.

Столь же четко обозначены и детализи рованы такие сегменты социальной поли тики, как адекватное материальное возна -граждение за труд, достойное пенсионное обеспечение по достижении пенсионного возраста, качественное доступное образо -вание, качественные современные меди -цинские услуги, всемерная поддержка культуры. Тем самым за счет данных рядов указаны векторы совершенствования социальной системы и намечены точки приложения властных управленческих усилий. Сформулированы и стратегиче -ские цели властного воздействия: повы -сить эффективность социальных расхо -дов, придать социальное измерение эко номике. Последовательно применяемая конкретика устраняет декларативность и порождает эффект реалистичности при нимаемых обязательств, что сопряжено с обязательностью их воплощения в управ ленческих мерах со стороны субъектов власти. В качестве таковых выступают не только собственно субъекты федераль -ной, региональной и муниципальной власти, но и граждане России, реализую щие свое управленческое усилие через различные демократические институты. Определяющим сигналом, объективи рующим и поддерживающим в текстовом коммуникативном пространстве семан тику коллегиального единства формали

2 Путин В.В. Строительство справедливости. Социальная политика для России. // http: // putin2012.ru/ # article-5

зованных субъектов власти, в частности правительства, государственных учреж дений и гражданского общества, высту пает номинация «общегражданские уси лия».

В рамках данного понятийного поля на уровне номинаций осуществляется дифференциация социальных сил и их социальных потенций: работодатели, объ -единения работодателей, крупные кор порации, бизнес элита, малый и средний бизнес, объединения предпринимателей, профессиональные ассоциации, креатив ный класс, медицинские, учительские, научные сообщества, научные школы, художественные коллективы, квалифи цированные рабочие, производственные советы, профсоюзы, объединения людей с ограниченными возможностями здоро -вья, работники бюджетного сектора, спе -циализированные компании, поставщики коммунальных услуг, сеть общественных организаций, соотечественники. С помо щью данного коммуникативного приема решается важная тактическая задача — заинтересовать и активизировать де -ятельность всех, кто обязан или потен циально способен решать важнейшие социальные задачи, не полагая их нахо дящимися только в ведении государства. Одновременно стимулируется желание граждан найти для себя и занять опреде ленную нишу в системе и максимально реализовать в ней свои способности в интересах социума.

Анализируемый дискурс по сравнению с сопоставимыми по назначению преж ними документами содержит единичные номинации адресата, например граждане, народ, население, обозначающие нерас члененные единства. Типичным для дис курса является умеренность в употребле нии этих слов и замена их обозначениями вполне конкретных социальных слоев и групп, выделяемых на основании раз личных признаков. Выявим социально важные системные группировки и пред ставим их в виде оппозиций, что вовсе не противоречит имеющему место в дей ствительности диалектическому единству подобных групп.

Концептуальным и социально при -влекательным противопоставлением является оппозиция «сильные — сла бые». Основанием для данного проти -вопоставления служит, прежде всего, возможность (невозможность) для лич

ности самостоятельно, без какой либо поддержки со стороны государства на необходимом уровне поддерживать соб ственную жизнедеятельность, вступать в разнообразные социальные связи, реализуя себя через них в определен ной социальной роли. Через номина -ции отмечаются объективные причины, обязывающие государство оказывать адресную помощь отдельным группам граждан: возрастные ограничения, инва лидность, семейное положение (много -детные, молодые семьи), ограничения в доступе к культурно образовательным ценностям, связанные с местом житель ства (дети из сельской местности) и т.д. В дихотомии «сильные — слабые» не остав лены без внимания и те, кто объединен в группе сильных. Как следует из дискурса, социальная сила последних заключается в том, что у них нет личностных объек тивных препятствий для самостоятель -ной реализации своего созидательного потенциала в творческой трудовой дея тельности. Обозначены и различия: по отношению к собственности (собствен -ники — наемные работники), стратифи -кационные (бизнес элита — предприни матели; рабочие — рабочая аристокра -тия), различия в гражданстве (граждане РФ — соотечественники; граждане других государств — иностранные специали -сты). Государственной поддержкой для сильных должно быть, прежде всего, создание регулируемых правом условий, которые способствовали бы эффектив ности деятельности в производственной сфере, меценатству и т.п. Следовательно, в партнерских отношениях государства с «сильными» сделана ставка не только на их самореализацию1, но и на укрепление правового государства в интересах всего социума.

Контент анализ демонстрирует техно логические новации в сфере эксплициро вания адресатов дискурса. Современный российский социум на уровне номина ций представлен не как аморфная масса, а как естественная социальная система, где каждый структурный элемент лекси чески маркирован. За счет этого достига -

1 Интересный аспект данной проблемы затронут в статье С.А. Кузиной. См.: Кузина С.А. Управление профессиональной мобильностью го -сударственных гражданских служащих в процессе регулирования статусных барьеров на региональ ном уровне // Вестник ПАГС, 2010, № 2(23), с. 11—16.

ется эффект доверительности на уровне отношений «государственная власть — общество»: теперь это обращение кон кретно к каждому, поименованному в соответствии с его социально актуальной ролью.

Переходя к рассмотрению последнего члена коммуникативной формулы «где — кто — что — кому — как», подчеркнем, что предыдущий анализ в той или иной сте пени касался и вопроса «как», ибо смысл и функция коммуникативной единицы наиболее полно и адекватно проявляются лишь в составе целого, во взаимосвязях с другими единицами.

Итак, одной из главных коммуника тивных задач дискурса было, с одной сто роны, представление уже сделанного или предпринимаемого государством в соци -альной сфере, а с другой — презентация намерений. Причем при представлении сделанного необходимо было органично и целесообразно сочетать позитивную и критическую составляющие, а при пре зентации намерений — устранить пафос ную декларативность. Уважение к граж данам должно выражаться в эксплици ровании и имплицировании актуальной

идеи: делаемое в социальной сфере — это не благотворительность со стороны госу дарства, а реализация положения о том, что Российская Федерация — государство социальное. Наряду с этим актуальной для дискурса является мысль о единстве госу дарства и общества, т.к. именно данное условие есть и доказательство реалистич ности перспективных планов, и предпо -сылка их реализации.

В свете сказанного органичной для актуализации статуса личности в ее отно шении к государству является и номина ция «граждане», которой в необходимых случаях заменяются ролевые именования личности как индивида, как частного лица и которая в некоторых случаях намеренно «обезличивает» адресата.

Таким образом, в данной статье мы остановились лишь на некоторых техно логических приемах управленческого дис -курса.

Статья печатается на средства внутривузовского гранта № 18-Т (№ 828 от 04.05.2012; ФГБОУ ВПО «Брянский государственный университет им. академика И.Г. Петровского»).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.