Научная статья на тему 'Коммуникативные барьеры в межличностном общении курсантов вузов морского профиля'

Коммуникативные барьеры в межличностном общении курсантов вузов морского профиля Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
444
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕЖЛИЧНОСТНОЕ ОБЩЕНИЕ / КОММУНИКАТИВНЫЕ БАРЬЕРЫ / КУРСАНТЫ ВЫСШИХ МОРСКИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Бугакова Е. С.

В статье рассматривается проблема «коммуникативных барьеров» в межличностном общении курсантов высших морских учебных заведений, влияние данных затруднений на успешность обучения курсантов и становления, как морских специалистов. В работе проведен анализ имеющейся по данной теме информации, поставлены задачи дальнейшего научного исследования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Коммуникативные барьеры в межличностном общении курсантов вузов морского профиля»

коммуникативные барьеры в межличностном общении курсантов вузов морского профиля

Бугакова Е.С.

В статье рассматривается проблема «коммуникативных барьеров» в межличностном общении курсантов высших морских учебных заведений, влияние данных затруднений на успешность обучения курсантов и становления, как морских специалистов. В работе проведен анализ имеющейся по данной теме информации, поставлены задачи дальнейшего научного исследования.

Ключевые слова: межличностное общение, коммуникативные барьеры, курсанты высших морских учебных заведений.

Специфика будущей профессии, а также условия обучения в высших морских учебных заведениях предъявляют особые требования к социальнопсихологическим качествам современных курсантов. Поступая на 1 курс Морской академии, юноши попадают в особые условия, значительно отличающиеся от условий типичного вуза.

Практически вся деятельность курсантов вузов морского профиля строго регламентирована временными рамками. Жесткий внутренний распорядок с точностью до минуты предписывает, что и в какое время дня необходимо делать. Такое положение вещей для кого-то является рационализацией деятельности, а для кого-то становится тяжелым испытанием. В итоге кому-то из курсантов удается приспособиться к обстоятельствам и преобразовать свой ритм жизни внутри отведенных правилами рамок, а кому-то - нет.

Также следует отметить, что курсанты изолированы от привычных социальных контактов: лишены возможности постоянного общения с родителями и друзьями. Поэтому вне зависимости от своего желания они вынуждены взаимодействовать друг с другом при решении повседневных бытовых вопросов и при выполнении служебных задач. Эти процессы сопровождаются необходимостью противостояния психологическому давлению, как со стороны командиров рот, так и со стороны неформальных лидеров.

В таких условиях конструктивное общение курсантов является необходимым условием их жизнедеятельности. Оно оказывает существенное влияние на успешность их обучения и становления как морских специалистов.

Однако в процессе общения курсантам не всегда удается достичь полного взаимопонимания. В некоторых ситуациях у учащихся возникают коммуникатив-

ные барьеры, которые снижают эффективность общения, затрудняя передачу информации и препятствуя адекватному пониманию курсантами друг друга, что приводит к возникновению дискомфорта от контакта и обостряет взаимоотношения вплоть до конфликта. В свою очередь, конфронтации негативно сказываются на результатах учебной деятельности курсантов и адаптации к жизни в условиях общежития.

В связи с этим особое значение приобретает изучение сущности, содержания и причин возникновения коммуникативных барьеров в межличностном общении курсантов вузов морского профиля и выявление возможностей их преодоления в процессе групповой психологической работы.

В психологической науке существует множество работ, посвященных проблеме «коммуникативных барьеров». В отечественной и зарубежной литературе к таким работам относятся труды Г.М. Андреевой, Б.Г. Ананьева, Э. Берна, А.А. Бодалева, А.А. Брудного,

A.А. Леонтьева, А.Н. Леонтьева, Б.Ф. Ломова,

B.Н. Мясищева, Е.А. Орловой, В.Н. Панферова, Б.Д. Парыгина, Л.А. Петровской, К. Роджерса, В. Шутца, Л.Б. Филонова, Д.Б. Эльконина и других исследователей. Эти работы посвящены изучению межличностного восприятия, межличностной коммуникации, межличностного взаимодействия, межличностных отношений, межличностных конфликтов, коррекции общения и других проблем.

Есть целый ряд работ, ориентированных на исследование коммуникативных барьеров в различных профессиональных контекстах. Так, были проведены исследования особенностей коммуникативной сферы педагогов (Е.В. Алтухова, М.Г. Бобкова, Л. Братченко, Л.И. Габдулина, Ю.В. Еремин, Л.Х.-Д. Лайпанова,

А.Б. Орлов, В.И. Панов, В.А. Петровский, А. Турецкая), сотрудников правоохранительной сферы

ПСИХОЛОГИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

(М.В. Авдеева, Л. Вишневская, М.В. Иванова), госслужащих (В.Г. Зазыкин, О.В. Погорелова), врачей (А.И. Кипиани, Т.В. Константинова, И.А. Терентьев) и младшего медицинского персонала (Е.Е. Богданова), психологов (Н.К. Зиналиева, Е.В. Мельник), социальных работников (Ю.П. Расторгуева), переводчиков (Е.В. Сапига), спортсменов (А.В. Челпанов) и др.

Но, несмотря на широкий спектр теоретических исследований, применительно к курсантам вузов морского профиля коммуникативные барьеры в межличностном общении будут изучены впервые. А решение данной проблемы позволит построить процесс по преодолению данного явления среди будущих морских специалистов.

С учетом этого представляется возможным следующее.

1. На основе анализа и обобщения теоретических положений о процессе межличностного общения установить сущность и содержание коммуникативных барьеров в общении курсантов вузов морского профиля.

2. Выявить психологические детерминанты, обусловливающие возникновение коммуникативных барьеров в межличностном общении курсантов вузов морского профиля.

3. Эмпирически исследовать личностные качества курсантов, испытывающих коммуникативные барьеры, а также определить влияние указанных затруднений на межличностное общение и результаты учебной деятельности данных учащихся.

4. Провести сравнительный анализ коммуникативных барьеров, возникающих в общении курсантов вузов морского профиля, и коммуникативных барьеров, присутствующих в общении представителей иных профессий.

5. Разработать и экспериментально апробировать программу психологического тренинга по преодолению коммуникативных барьеров в межличностном общении курсантов вузов морского профиля.

Обобщение итогового материала позволит сформулировать теоретические выводы и практические рекомендации для психологов, преподавателей, командиров рот в отношении того, как повысить эффективность общения курсантов, а, следовательно, оптимизировать процесс обучения и воспитания будущих морских специалистов.

Следует отметить, что успешное решение данного вопроса важно не только для учебной деятельности курсантов, но и для их предстоящей профессиональной деятельности.

Существуют профессии, для которых коммуникативная компетентность специалиста не оказывает особого влияния на продукт профессиональной деятельности (например, профессия программиста),

но в морском деле это одна из основополагающих профессиональных характеристик. Еще в 80-е гг. ХХ века исследователи Э.С. Вересоцкий и В.Н. Парохин определили, что наряду с активностью, уверенностью в себе и ответственностью наиболее успешной деятельности морских специалистов способствует такое личностное качество, как способность находить общий язык с людьми, то есть общительность. Коммуникабельность особенно необходима представителям старшего командного состава. По данным

В.Н. Парохина, около 80 % времени руководителями расходуется на то, чтобы вступать в те или иные формы взаимодействия с экипажем. Поэтому каждый руководитель должен уметь грамотно организовать процесс межличностных взаимоотношений и понимать, что контакты между людьми являются основой всех аспектов человеческих взаимоотношений [1].

Следует отметить, что общительность имеет различную по степени значимость для различных профессиональных подразделений плавсостава. В работе судоводителя направленность на общение занимает первостепенную позицию. Ученые экспериментально доказали, что успешные судоводители имеют повышенную потребность в общении, у них наиболее развиты способности к сопереживанию, к взаимопониманию и сотрудничеству с коллегами [6].

Для личности успешного механика наиболее значима направленность на дело. Основная деятельность судомеханической службы направлена на грамотное обслуживание главной и вспомогательных силовых установок судна, бесперебойная работа которых обеспечивает безопасность мореплавания, выполнение производственных операций и создает комфортные условия для жизнедеятельности экипажа. Поэтому успешные механики должны быть, прежде всего, специалистами своего дела, заинтересованными в выполнении работы как можно лучше. Но направленность на общение у судомехаников также имеет существенное значение, и отсутствие навыков коммуникации может привести к множеству проблем [6].

Коммуникативная компетентность имеет важное значение также и в связи с тем, что трудовая деятельность плавсостава протекает в экстремальных условиях. Морские специалисты являются представителями профессиональной группы, на которую воздействует множество вредных факторов, различных по своей природе и силе влияния. Об этом говорят многие авторы, среди которых А.А. Репин, Ю.М. Стенько, И.А. Жильцова. В табл. 1 представлены общие, присущие всем представителям судоэкипажей, экстремальные факторы [6].

Таблица 1.

Общие группы экстремальных < »акторов в морской деятельности

Природные Техногенные Временные Социальные

Климато-зональные контрасты Однообразные, монотонные раздражители Чрезмерная длительность рейсов Оторванность от семьи

Качка Шум Круглосуточный вахтенный режим работы Строгое соблюдение дисциплины

Зависимость от природных условий и катаклизмов Излучение ВЧ и СВЧ от работы средств связи Отсутствие выходных дней Уставные правила отношений (строгая субординация)

Нарушение биологических процессов, связанных сос меной дня и ночи Электромагнитное излучение от оборудования судна Неравномерное распределение производственных нагрузок и отдыха: то работа, то бездеятельность Неразделенность бытовой и производственной сфер жизнедеятельности

Нарушение периодики физиологических функций организма Токсичность груза, полимерных материалов, из которых изготовлены корпусные детали, внутренние помещения судна Неопределенность и ожидание (в рейсе - в отношении семьи; после рейсов - в предоставлении места работы)

4. Маркова А.К. Психология профессионализма. -М.: «Знание», 1996. - 308 с.

5. Матора О.В. Исследование психологического портрета курсанта, создающего коммуникативные барьеры в общении // Вестник МГОУ. Серия «Психологические науки». - М.: Изд-во МГОУ, 2009. - № 3. - С. 87-92.

6. Пузько В.И. Психологический аспект отбора успешных руководителей плавсостава // Сборник материалов учебно-методического семинара «Проблемы подготовки морских специалистов и пути их решения». - Владивосток: Мор. гос. ун-т, 2008. - С. 46-64.

Конфликты в таких условиях недопустимы, и то, что на суше можно списать на сложный характер человека, в море становится источником угрозы для безопасности плавания.

литература

1. Вересоцкий Э.С., Парохин В.Н. Труд и отдых плавсостава. Человеческий фактор в экипаже. - М.: Транспорт, 1986. - 215 с.

2. Зеер Е.Ф. Психология профессий. - Екатеринбург: Деловая книга, 2003. - 336 с.

3. Максимова Т.А. Анализ результатов исследования личностных особенностей первокурсников Морской академии (агрессивность, акцентуации характера) // Сборник материалов учебнометодического семинара «Проблемы подготовки морских специалистов и пути их решения». -Владивосток: Мор. гос. ун-т, 2008. - С. 41-46.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.