Научная статья на тему 'Коммуникативная компетентность как средство социальной адаптации студентов первого курса'

Коммуникативная компетентность как средство социальной адаптации студентов первого курса Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1406
245
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / АДАПТАЦИЯ / СТУДЕНТЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шевкун А. В.

Автор рассматривает коммуникативную компетентность как средство социальной адаптации студента, выделяет структуру коммуникативной компетентности

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Коммуникативная компетентность как средство социальной адаптации студентов первого курса»

4. Малыгон Л. И. Развитие культуры диалога в процессе подготовки будущего педагога к профессиональной деятельности: автореф. дис канд. пед. наук /

Л. И. Малыгон. - Хабаровск: Изд-во КГПУ, 1999. - 21 с.

5. Педагогическое речеведение: словарь-справочник / под ред. Т. А . Ладыженской, А. К. Михальской; сост. А. А. Князьков. - Изд. 2-е, испр. и доп. - М.: Флинта; Наука,1998. - 312 с.

6. Резник, Ю. М. Культура как предмет изучения/Ю. М. Резник // Личность. Культура. Общество. - 2001. - Т. 3, вып 3(9). - С. 156 - 182.

7. Сазонова, О. К. Организационно-педагогические условия формирования диалоговой культуры студентов университета: автореф. дис. ... канд. пед. наук /

О. К. Сазонова. - Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2000. - 16 с.

8. Терминологический словарь по проблеме «Базы данных в сетях ЭВМ информатике» / под ред. канд. техн. наук Ю. М. Горшкова, д-ра техн. наук, проф. Л. Н. Суморокова. - М.: Наука, 1984. - 300с.

9. Щуркова, Н. Е. Новое воспитание / Н. Е. Щуркова. - М.: Пед. о-во России, 2000.

10. Larousse. Dictionnaire usuel / M. Beaucourt, C. Bruguime. - Paris: Librairie Larousse, 1986. - Р. 280.

11. Ахметова, М. Н. Феномен диалога: возможности общения и диалоговых отношений в работе студентов с концептом / М. Н. Ахметова // Сибирский педагогический журнал. -2005. - № 1. - С. 80-88.

УДК 152.22

А. В. Шевкун

КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ КАК СРЕДСТВО СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ СТУДЕНТОВ ПЕРВОГО КУРСА

Основной целью высшего образования является удовлетворение потребностей личности в получении соответствующего образования. Для этого личность, которой в течение всей жизни присваивается множество социальных ролей, в условиях высшего профессионального образования принимает роль студента. Студент активно приспосабливается к вузовской организации учебного и внеучебного процесса, включается в систему межличностных отношений, усваивает требования и нормы студенческой жизни, традиции учебного заведения, иными словами, социально адаптируется к условиям вуза.

Социальная адаптация - многоаспектное и сложное понятие. Оно исследуется многими учеными в области философии, социологии, медицины, психологии, педагогики, и актуальность этого процесса носит устойчивый характер.

Понятие «социальная адаптация» в различных исследованиях имеет различные трактовки. Изучение содержание понятия «социальная адаптация»

показало, что оно понимается как активное взаимодействие личности и социальной среды с целью согласования их интересов [4, 7 - 9].

Проблема адаптации студентов является одной из наиболее важных, так как от успешности протекания этого процесса зависят уровень их академической успеваемости, умение правильно распределять свое рабочее время и время для самостоятельной подготовки, способность достигать психологической комфортности в условиях вуза. Определяя данное понятие применительно к условиям вузовской среды, можно придерживаться точки зрения А. В. Петровского, согласно которой, социальная адаптация студентов - это процесс усвоения молодым человеком норм студенческой жизни, включение в систему межличностных отношений, освоение статуса студента и его ролей [6]. Не стоит забывать, что социальный статус студента требует от него выполнения его социальной роли: организации учебной и внеучебной деятельности, принятия социальных норм и правил данного учебного заведения, установления отношений с окружающими.

Эффективность процесса социальной адаптации зависит от организации учебного процесса, психологического комфорта личности, ценностных ориентаций, уровня мотивации, взаимодействия со студентами и преподавательским составом, самоорганизации и самоконтроля, коммуникативных и организаторских способностей, личных особенностей студента, иными словами, от всей деятельности студента.

Одним из ведущих видов деятельности студента является процесс коммуникации, поскольку наряду с профессионально-ориентированной деятельностью одну из главных ролей в этом возрасте играет индивидуально-личностное общение, благодаря которому возрастают способности к социальной адаптации. Решая проблему развития коммуникативной компетентности студентов в вузе, можно добиться ускорения адаптационных процессов. Специалисты любого профиля участвуют в организационной деятельности, в налаживании отношений, поэтому коммуникативные качества, которые необходимы для адаптационного периода, становятся в дальнейшем профессионально необходимыми, и это имеет особое значение для выпускников педагогического вуза.

Опираясь на вышесказанное, можно предположить, что процесс коммуникации выступает как средство, определяющее эффективность социальной адаптации студента.

Коммуникативная компетентность первокурсника выступает как его личностная характеристика и является важным средством субъектного включения студента в систему образования. Она тесно связана с уровнем удовлетворенности студентов учебой, с успешностью взаимодействия студентов первого курса с одногруппниками, преподавателями и сотрудниками вуза, при этом значительную роль играют эмоциональное состояние первокурсников и проявление навыков их конструктивного реагирования в конфликтных ситуациях.

В процессе установления коммуникативных связей студенты учатся обмениваться опытом, знаниями, идеями для установления взаимоотношений в коллективе, учатся подчинять свои интересы и потребности, быть отзывчивыми и внимательными, приобретают социальный опыт коммуникативной деятельности. При этом коммуникация заключается в обмене информацией между общающимися индивидами в процессе их взаимодействия.

Коммуникативная компетентность развивается на основе общительности, которая, закрепляясь в поведении, является предпосылкой для развития таких качеств личности, как направленность на общение, интерес к людям, рефлексия и эмпатия.

Ю. Н. Емельянов рассматривает коммуникативную компетентность как «... такой уровень сформированности межличностного опыта, т. е. обученности взаимодействию с окружающими, который требуется индивиду, чтобы в рамках своих способностей и социального статуса успешно функционировать в данном обществе» [2, с. 7].

Согласно этому определению, коммуникативную компетентность студента можно рассмотреть как уровень сформированности межличностного опыта общения, который требуется студенту для успешного функционирования в условиях вуза в рамках своих способностей.

Структура коммуникативной компетентности представляется как совокупность аффективного, когнитивного и поведенческого компонентов [1, 3, 5].

Аффективный (эмоциональный) компонент проявляется в разнообразных эмоциональных состояниях, положительных и отрицательных эмоциях, конфликтности, удовлетворенности партнером, общением, собой, в эмоциональной чувствительности.

Когнитивный (гностический) компонент выражается в психических процессах, связанных с познанием окружения и самого себя (ощущений, восприятия, представлений, памяти, мышления, воображения).

Поведенческий (регулятивный) компонент побуждает деятельность, поступки, локализацию, перемещение в пространстве, выражается в мимике, жестах, пантомимике, речи. Развитие каждого компонента способствует повышению уровня социальной адаптации студентов первого курса.

В целях выявления уровня социальной адаптации и коммуникативной компетентности студентов первого курса была проведена экспериментальная работа, в которой участвовали 89 студентов из трех академических групп (две контрольные и одна экспериментальная). Изучение проводилось с помощью анкет, опросников, тестов.

Далее в экспериментальной группе в процессе формирующего эксперимента была апробирована технология развития коммуникативной компетентности, которая осуществлялась в процессе учебной и внеучебной деятельности.

В учебное направление были включены следующие мероприятия: курс по выбору «Основы коммуникативной деятельности», волонтерская практика.

В программе курса по выбору «Основы коммуникативной деятельности» предусмотрено сочетание изучения теории (лекционные занятия) с развитием у будущего специалиста осмысленного понимания значимости коммуникативной деятельности в данной профессии, а также с овладением практическими умениями по их применению (семинарские занятия). За счет данного комплекса первокурсники овладевали коммуникативными навыками.

В процессе теоретических занятий студенты овладевали терминологией, касающейся процесса коммуникации: вербальное и невербальное общение, взаимоотношения, коммуникация, коммуникативность, коммуникативная компетентность, коммуникативная личность, коммуникативное поведение, межличностные отношения, общение, сотрудничество.

Семинарские занятия данного курса проводились в форме социальнопедагогического практикума, состоящего из комплекса упражнений, направленных на приобретение и отработку навыков и умений коммуникации. В содержание социально-педагогического практикума включались два рода задач: во-первых, изучение общих закономерностей коммуникации; во-вторых, овладение «технологией» коммуникации, т. е. развитие ее навыков и умений. Таким образом, выделялись теоретическая и практическая стороны проблемы социально-педагогического практикума. Последняя предполагает упражнения, направленные на приобретение и отработку навыков и умений коммуникации.

В процессе выполнения таких упражнений первокурсники приобретали навыки взаимодействия с одногруппниками, преподавателями, сотрудниками педагогического вуза; умения снижать эмоциональное напряжение во время беседы, восстанавливать контакт, управлять конфликтами, более продуктивно решать их; убеждать и быть организованной личностью; общаться, достигать определенного уровня контроля и самоконтроля в своем поведении.

Вторым этапом учебной деятельности по развитию коммуникативной компетентности являлась волонтерская практика. В ходе волонтерской практики, проводимой во 2-м семестре, у первокурсников формировались конкретные знания по приобретаемой специальности, повышался уровень мотивации, формировалась коммуникативная компетентность. Студенты получали задание, выполняя которое, они должны оформить пакет документов, состоящий из дневника, индивидуальной карты, паспорта семьи. В прохождении практики волонтерам помогали руководитель практики и специалисты учреждений, где проходила практика.

Практика играет существенную роль в развитии компетентности субъек-

та коммуникации и максимально приближает будущего специалиста к профессиональной деятельности. В процессе практики создаются широкие возможности для обогащения творческого потенциала личности будущего специалиста, повышения уровня его коммуникативной компетентности. В этот период возрастает объем самостоятельной работы студентов, большое внимание уделяется развитию основных профессиональных качеств, умений, навыков.

Параллельно с учебной работой студенты участвовали во внеучебной работе, которая включала в себя факультетские конференции, конкурсы и акции, проводимые в течение года, организацию факультетского мероприятия «День первокурсника».

Факультетские конференции проводятся в течение учебного года (2 - 3 конференции) с целью обобщить опыт студентов по проблемам, имеющим отношение к избранной специальности. В ней участвовали студенты 2 - 5-го курсов и была привлечена экспериментальная группа 1-го курса. В процессе подготовки и выступления на конференциях первокурсники отрабатывали навыки коммуникации, проявляли способность воспринимать и передавать информацию, участвовать в обсуждениях вопросов конференции на круглых столах. Выступление на конференциях позволило студентам повысить уровень мотивации на специальность, коммуникативных способностей; наладить взаимоотношения как с одногруппниками так и с преподавателями факультета, практически отработать навыки, приобретенные в ходе изучения курса по выбору «Основы коммуникативной деятельности». Для помощи в подготовке успешного выступления на конференциях студентам 1-го курса были разработаны инструктивные памятки «Велико -лепный оратор».

В течение года со студентами 1-го курса проводились различные акции и конкурсы, например: акции «Против курения», «За здоровый образ жизни», конкурсы «Лучшая группа», «Лучшая стенгазета», которые способствовали развитию навыков коммуникации в группе, за счет чего повышался уровень коммуникативной компетентности.

К организации факультетского мероприятия «День первокурсника» была привлечена экспериментальная группа 1-го курса. Они помогали студентам 3-го курса в подготовке и проведении данного мероприятия: организовывали группы для подготовки поздравительных номеров, были ведущими.

После внедрения технологии развития коммуникативной компетентности в конце учебного года был проведен контрольный эксперимент в контрольных и экспериментальной группах с целью выявления динамики социальной адаптации и коммуникативной компетентности первокурсников. Для выявления их уровня использовался тот же оценочно-критериальный инструментарий, что и на этапе констатации.

Статистические расчеты (по ч2-критерию) подтвердили, что разница

между результатами констатирующего и контрольного эксперимента с вероятностью допустимой ошибки 0,1 % в экспериментальной группе носит более ярко выраженную положительную динамику, чем в контрольных группах.

При этом с помощью вычислений ранговой корреляции по Спирмену (г) была выявлена значительная корреляционная связь между социальной адаптацией и коммуникативной компетентностью первокурсников. Коэффициент ранговой корреляции между уровнем социальной адаптации и уровнем коммуникативной компетентности в экспериментальной группе составил Я=0,83, что значительно превышает критическое значение Я =0,47. Эти расчеты позволяют сделать вывод, что при целенаправленном воздействии на коммуникативную компетентность произошли изменения, носящее положительный характер, и в состоянии социальной адаптации.

Итоги опытно-экспериментальной работы по развитию коммуникативной компетентности первокурсников и за счет этого повышения уровня их социальной адаптации приводят к следующим выводам:

1. Необходимость развития коммуникативной компетентности как средства социальной адаптации обусловлена особенностями студенческого возраста, спецификой получаемой специальности, особенностями организации учебной и внеучебной деятельности студентов в условиях педагогического вуза.

2. Результаты опытно-экспериментальной работы показали снижение числа студентов экспериментальной группы с низким уровнем социальной адаптации за счет внедрения технологии развития коммуникативной компетентности.

3. Разработанная технология развития коммуникативной компетентности первокурсников эффективна при ее реализации в процессе учебной и внеучебной деятельности.

4. Уровень коммуникативной компетентности первокурсников повышается при комплексном развитии аффективного, когнитивного, поведенческого компонентов.

Опытно-экспериментальная работа подтвердила эффективность и результативность технологии развития коммуникативной компетентности студентов, что позволяет использовать ее для повышения уровня их социальной адаптации.

Библиографический список

1. Бодалев, А. А. Личность и общение / А. А. Бодалев. - М.: Междунар. пед. академия, 1995. - 326 с.

2. Емельянов, Ю. Н. Теория формирования и практика совершенствования коммуникативной компетентности: дис. ... д-ра психол. наук / Ю. Н. Емельянов. - Л., 1990.

3. Коломенский, Я. Л. Психология взаимоотношений в малых группах (общие и возрастные особенности): учеб. пособие для студентов пед. спец. высш. учеб. завед. / Я. Л. Коломенский. - 2-е изд., перераб. и доп. - Минск: ТетраСис-темс, 2000. - 432 с.

4. Крако, П. С. Адаптация / П. С. Крако // Новейший философский словарь. -Минск, 1998.

5. Ломов, Б. Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии / Б.Ф. Ломов. - М.: Наука, 1984. - 443 с.

6. Общая психология: учеб. для студентов пед. ин-тов / под ред. А. В. Петровского. - 3-е изд., переаб. и доп. - М.: Просвещение, 1986. - 464 с.

7. Ольшанский, Д. В. Адаптация социальная / Д. В. Ольшанский // Философский энциклопедический словарь. - М., 1989.

8. Парыгин, Б. Д. Научно-техническая революция и личность. Социальнопсихологические проблемы / Б. Д. Парыгин. - М., 1978. - 77 с.

9. Таранов, Е. В. Социально-психологические проблемы адаптации молодых рабочих: автореф. дис. ... канд. психол. наук / Е. В. Таранов. - М., 1976. - 19 с.

10. Нургалеев, В.С. Организация студенческого самоуправления как условие успешности воспитательной работы в вузе / В.С. Нургалеев, Т.Н. Волоткевич // Сибирский педагогический журнал. -2005. - № 1. - С. 140-151

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.