Научная статья на тему 'Коммуникативная компетентность как основа професссионализма'

Коммуникативная компетентность как основа професссионализма Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
691
103
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Коммуникативная компетентность как основа професссионализма»

Коммуникативная ^игашшч^к^ науки

компетентность как основа

професссионализма

Дохоян А.М.

Развитие коммуникативной компетентности у студентов — будущих педагогов является одним из необходимых факторов становления их как профессионалов. Необходимо за годы обучения развить, усовершенствовать коммуникативную компетентность. Исследованием данной проблемы занимались Жуков Ю.М., Муравьева О.И., Рогожникова С.М. Макаровская И.В., Колмогорова Н.С., Капустина Е.А. и др.

В психологической литературе наряду с понятием «коммуникативная компетентность» встречаются и такие как: «коммуникативный потенциал», «эффективная коммуникация», «коммуникативная способность», «компетентное общение», «умение общаться», «навыки общения». Сходство и близость этих предметных областей, которые обозначаются с помощью перечисленных понятий, фиксируется в определениях, которые дают этим понятиям сами авторы.

Чрезвычайно важным для нашего исследования представляется утверждение, что приобретаемые человеком профессиональные умения становятся качеством его личности, что овладение умениями сопровождается развитием и интеллектуальных и волевых и эмоциональных и многих других профессионально важных качеств личности. Таким образом, в процессе овладения умениями, студент не только обучается, но и воспитывает в себе профессионально важные качества. В свою очередь, определенная структура личностных качеств и свойств оказывает значительное влияние на успешность овладения человеком тех или иных умений.

Изучение вопроса о понятиях «умения» и «навык» свидетельствует о том, что одни исследователи считают навык действием более высокого образования, относя умения к начальному этапу овладения действием. Другие признают умения более высоким образованием, чем навык. В своем исследовании мы будем придерживаться концепции, согласно которой умение —более высокое образование, чем навык. При этом умение это основанная на знаниях и навыках способность человека успешно достигать сознательно поставленной цели в изменяющихся условиях протекания деятельности. Необходимость выделения умений общения, как профессиональных качеств, заставляет обратиться к анализу коммуникативных умений в психолого-педагогической литературе и рассмотреть сущность этих умений и их структуру.

В психологической литературе отмечаются различные виды умений, представляющих собой эффективные способы осуществления общения. Согласно литературным данным, к числу важнейших, наиболее общих умений общения «работающих» во всех сферах жизнедеятельности человека, исследователи относят умение завоевывать инициативу в общении, умение выступать перед аудиторией, вести беседу, дискуссии, умение отстаивать свое мнение, выступать за (против), умение быть лидером, принимать обще групповое

решение. К числу данных умений так же относят ряд приемов, позволяющих устанавливать психологический контакт с коммуникативные средства, умение легко и гибко вступать в общение с партнерами, умение привлечь к себе внимание собеседников, учитывать чужие высказывания, умение понять и принять позиции партнера (эмпатия), умение адекватно осуществлять речевое воздействие, умение поддержать обратную связь в общении.

А.А.Леонтьев перечисляет следующие умения общаться: умение быстро и правильно ориентироваться в условиях общения, умение правильно спланировать свою речь, правильно выбрать содержание акта общения, умение найти адекватные средства для передачи этого содержания, умение обеспечить обратную связь. Анализируя коммуникативные способности, проявляющиеся в системе педагогического общения, А.А. Леонтьев выделяет две их группы: а) связанные с умениями техники общения и контакта, и б) умения коммуникативного использования особенностей личности. Эти две группы способностей объединяют целый комплекс качеств личности и своеобразных умений, например, способности управлять своим поведением в общении, комплекс перцептивных способностей, связанных с правильным пониманием и учетом в общении личностных особенностей другого человека, с умениями моделировать личность другого, способности оптимально строить свою речь в психологическом отношении, и т.д.

Согласно литературным данным, к числу важнейших наиболее общих коммуникативных умений, «работающих» во всех сферах жизнедеятельности человека исследователи относят: умения целенаправленно организовывать общение и управлять им; оперативно ориентироваться в меняющихся условиях общения; умение завоевывать инициативу в общении; умение выступать перед аудиторией, вести беседу, дискуссии; умение отстаивать свое мнение; умение быть лидером; К числу данных умений так же относят ряд приемов, позволяющих устанавливать психологический контакт с собеседником. Это умение адекватно использовать коммуникативные средства, умение легко и гибко вступать в общение с партнером; умение привлечь к себе внимание; умение адекватно осуществлять речевое воздействие, умение поддерживать обратную связь в общении. (В.А. Кан-Калик, А.А.Леонтьев, А.В. Мудрик).

В педагогических вузах накоплен немалый опыт работы по формированию у будущих учителей необходимых им умений. Прежде всего, вопросы, касающиеся коммуникативной стороны педагогической деятельности, в той или иной мере рассматриваются во всех базовых курсах психолого-педагогического цикла (понятие общения, общение и деятельность, общение как ведущая деятельность, общение и межличностные отношения, речь и общение, педагогическое общение и т.д.

Программа коммуникативного обучения, направленного на развитие у студента «готовности к взаимодействию, взаимопониманию и сопереживанию с учащимися», разработанная О.А.Батуриной, предполагает поэтапный процесс, сочетающий теоретические занятия и реальным включением студентов в живое общение с учащимися и регулярное оценивание самими студентами своей коммуникативной готовности на каждом этапе обучения. О.А. Батурина в результате апробации своей программы, делает вывод о том, что « формирование у студентов коммуникативных умений отстает от уровня знаний». Это может отчасти объясняться слабой представленностью программе активных форм обучения.

Индивидуально-ориентированной является программа, разработанная А.М. Соломатиным, по формированию у студентов «готовности к взаимодействию с коллегами». Данная программа по совершенствованию коммуникативных умений студентов на наш взгляд ограниченна рамками изучения курса педагогики.

Обе названные программы обучения способствуют формированию коммуникативных умений с учетом индивидуальных особенностей студентов. Однако акцент делается на систематическое оценивание, отслеживание динамики их изменений самими студентами и тем самым наименее сформированными остаются конкретные умений в области общения.

И.В. Лабутова, анализируя собственный опыт по формированию у студентов—педагогов общих коммуникативных умений в условиях интенсивного обучения иностранному языку, трактует коммуникативные умения как динамическое единство трех компонентов: психотехнического, экспрессивного, межличностного. Как из описанной автором компонентов коммуникативных умений, так и из перечня используемых средств, следует, что в программе акцент сделан на формирование операциональной составляющей коммуникативных качеств учителя. Специфической особенностью данной программы коммуникативного обучения является то, что она осуществляется в процессе и на материале обучения студентов иностранному языку.

Особый интерес вызывают программы обучения общению В.А.Кан-Калика, Н.Н.Тарасевич, О.Б.Белухина. и др.

Коммуникативных качеств, приобретаемые лишь на занятиях по традиционным курсам психологии, явно недостаточно для того, чтобы можно было все-

рьез говорить о полноценной коммуникативной подготовке учителя. Потому, что, во-первых, удельный вес коммуникативной проблематики в названных курсах невелик. Во-вторых, рассмотрение этих вопросов в процессе изучения соответствующих разделов психологии носит фронтальный характер, не ориентированный на индивидуальные особенности каждого студента, в то время как именно индивидуальное своеобразие прежде и ярче всего проявляется в особенностях коммуникативного поведения любого человека.

Сопоставляя все существующие подходы, представления о содержании компетентного общения и основываясь на широко известной в социальной психологии концептуальной модели трехкомпонент-ной структуры общения (Г.М.Андреева, А.А.Бодалев, Б.Ф. Ломов), можно классифицировать умения, распределив их по трем компонентам: коммуникации, интеракции, перцепции.

Мы предлагаем перечень конкретных умений, способных сыграть определенную роль в обеспечении компонентного взаимодействия. Нами был составлен список (см.таблицу 1.1) знаний, умений и навыков, отражающий изложенные нами выше теоретические представления о структурных компонентах общения, наиболее полно соответствующих обучающим целям разработанной нами программы. Развитие представленных в таблице умений может обеспечить, на наш взгляд, более оптимальное функционирование различных компонентов деятельности студентов.

Мы провели предварительное исследование особенностей общения в студенческих группах на разных стадиях обучения. Исследовались мотивационная сфера и уровень развития структурных компонентов общения. Были сделаны выводы об особенностях трех сторон общения: коммуникативной, перцептивной и интерактивной.

Будучи по существу глубоко социальным процессом, общение, вместе с тем, носит специфический личностный характер: каждый человек обладает особым стилем общения, манерой, разным уровнем развития коммуникативных умений. Ввиду отсутствия диагностических методик, отражающих уровень сфор-мированности умений общения по его структурных компонентов (коммуникация, перцепция, интеракция) и на основе анализа соответствующей литературы нами был составлен авторский опросник по оценке уровня выраженности умений общения. Содержание вопро-

Таблица 1.1

Общение как обмен информацией Общение как восприятие друг друга Общение как взаимодействие

1) Активно воспринимаю устные сообщения 2) Умею выслушать другого 3) Легко нахожу контакт с людьми 4) В разговоре беру инициативу на себя 5) С легкостью могу поддержать разговор с незнакомым человеком 6)Свободно высказываю свое отношение к фактам и событиям 1) Умею проявить свое расположение 2) Разбираюсь в языке жестов 3) Верно оцениваю других 4) Могу почувствовать, что вызовет у собеседника симпатию 5) Чувствителен к чужим нуждам 6) Могу определить, что кто-то из собеседников осуждает меня 1) Указываю людям, что надо делать 2) Советуюсь с другими 3) Не мешаю другим работать 4) Даю возможность другим участвовать в принятии решений 5) Прилагаю усилия с целью улаживания разногласий 6) Указываю, когда надо делать работу

Психологические науки

сов направлено на выявление уровня развития умений в коммуникации, перцепции и интеракции. Для оценки каждого из качеств мы составили по шесть вопросов, ответы на которые в общей сложности позволяли судить о степени выраженности определенных качеств общения. С целью количественной оценки изучаемых качеств общения предлагалось пять фиксированных ответов, которым, в сою очередь, приписывался определенный балл. Максимальной выраженности качества общения соответствовал балл 5,минимальный — от 0 до 1. Сумма баллов по каждому компоненту служит общим показателем степени его выраженности. Мы рассмотрели так же и динамику развития общения в зависимости от курса обучения, пола и специализации. В таблице представлены сводные результаты, характеризующие развитие исследуемых компонентов общения: коммуникации, интеракции, перцепции.

Таблица Показатели сформированности структурных компонентов общения

Испытуемые Оценка качеств общения

Коммуникация Интеракция Перцепция

1ый курс 62,2 1,76 2,05 1,87

5ый курс 37,8 3,65 3,27 4,12

Мужчины 31,2 2,74 3,13 3,95

Женщины 68,8 3,04 2,42 4,15

Физики 25,9 3,39 3,79 3,93

Математики 26,3 3,61 3,73 4,08

Филологи 23,7 3,68 3,30 4,04

Педагоги 24,1 3,74 3,37 4,80

Эти результаты показывали, что само по себе обучение студентов приводит к достоверным изменениям в структуре их коммуникативных умений.

Первокурсники хуже «воспринимают устные сообщения», им сложнее «найти контакт с людьми», они менее инициативны при общении с собеседником и им труднее «высказываться о различных фактах и событиях». У студентов, обучающихся на первом курсе интерактивный блок умений хуже сформирован, чем у пятикурсников. Они меньше «указывают людям, как надо делать работу», реже «советуются» по поводу какой-либо деятельности и «не мешают другим работать».

Особый интерес представляют изменения в перцептивном аспекте общения, так как именно здесь наблюдаются различия от первого курса к пятому. Уровень развития перцептивных умений: «умею проявить свое расположение», «верно, оцениваю других», «могу почувствовать, что вызовет симпатию», «чувствителен к чужим нуждам», «могу определить, кто из собеседников осуждает меня» — развиты значительно хуже, чем у студентов на пятом курсе обучения. Мы считаем, что эти изменения являются закономерными, так как поступление в новую, незнакомую образовательную систему ставит первокурсников в затрудненную ситуацию, где много сил и времени уходит на адапта-

цию к новым условиям. Немаловажную роль играет и формирование нового коллектива, где зачастую не срабатывают выработанные ранее образцы поведения и студенты вынуждены искать новые способы общения и взаимодействия.

Данные, представленные в таблице, иллюстрируют значительные различия в структуре и выраженности умений в зависимости от половой дифференциации испытуемых. Наибольшие различия относятся к средним значениям, характеризующим перцептивный блок: у женщин он более развит. Это выражено в том, что женщины «хорошо разбираются в языке жестов» и «верно оценивают других», они более «чувствительны к чужим нуждам», могут определить «кто их может осудить». Женщины дают возможность «другим участвовать в принятии решений» и легче находят «контакт с другими». У студентов-мужчин выше умения «воспринимать устные сообщения», тогда как у женщин выше, по их оценке, умение «выслушать другого». Женщины менее инициативны в разговоре, чем мужчины, которые свободнее «высказываются о различных событиях и фактах». Мужчины чаще «указывают другим, как надо делать работу» и «прилагают усилия для улаживания разногласий».

Хочется обратить внимание на то, что полученные результаты подтверждают положение А.А.Бодалева о более развитой способности женщин воспринимать и понимать партнеров по общению. Заслуживает внимания и тот факт, что, несмотря на выявленную нами тенденцию к более успешному общению у женщин, интерактивный компонент коммуникативных умений у них развит слабее, чем у мужчин. По-видимому, данная особенность определяется тем, что мужчины чаще склонны общаться по поводу какой-либо деятельности, то есть более прагматично, чем женщины, что согласуется с известными ролями и ожиданиями. Качественный анализ свидетельствует о том, что девушки обладают довольно большим арсеналом приемов и способов общения. Их проведение часто характеризуется потребностью поделиться с другими людьми своими мыслями и впечатлениями. Галерея переживаний положительных и отрицательных эмоций у девушек очень богата.

Юноши реализуют свою потребность в общении, как в предметной, так и в субъектно-личностной сфере. Общение помогает им решить практические и профессиональные вопросы, получить производственную и учебную информацию способствует лучшему усвоению учебных дисциплин, с одной стороны, а с другой - помогает формированию их жизненной позиции и реализации задуманных планов. Анализируя показатели сформированности умений общения в зависимости от специализации необходимо отметить, что на всех факультетах преобладают перцептивные умения. Все исследуемые факультеты можно условно разделить на две группы, физический и математический - у студентов, обучающихся на этих

факультетах, иерархия умений общения выглядит следующим образом: перцептивные умения преобладают, затем идут интерактивные и коммуникативные; филологический и педагогический — иерархия умений общения выглядит следующим образом: перцептивные умение, коммуникативные и интерактивные.

Полученные данные отражают, с одной стороны, специфику будущей специальности педагогов, с другой — отмеченные раннее различия между мужчинами и женщинами, поскольку на многих факультетах кажущаяся предметная специфика в реальности может быть обусловлена различием полов, (физический факультет является преимущественно мужским, тогда как, филологический, педагогический, частично математический — женскими). Результаты исследования показали, что студенты-выпускники педвуза оценивают свою подготовку по специальным дисциплинам выше, чем по психолого-педагогическим дисциплинам. Так свою теоретическую подготовку по общей психологии студенты оценили как удовлетворительную-21,6%, а по возрастной и педагогической психологии-14,3%, педагогика- 8,2 % методика 6,6%.

В чем причины неудовлетворенности значительной части выпускников педвуза своей теоретической подготовкой к работе в школе? При оценке и самооценки своей практической подготовки к работе в школе студенты сетуют на низкий уровень своих умений общения с детьми, с родителями, с коллегами.

Поэтому нам представляется, что среди актуальных проблем, подлежащих исследованию, в целях дальнейшего повышения качества и эффективности профессиональной подготовки является подготовка студентов в области формирования умений общения.

Таким образом, проведенное исследование по изучению умений общения, показал следующее. Процесс обучение в педагогическом вузе построен таким образом, что у студентов к концу обучения не зависимо от половой принадлежности и предметной специализации формируются в большей степени умения перцепции. Тогда, как умения коммуникации и перцепции формируются в разной динамикой от первого курса к пятому, а также зависят от предметной специализации и от пола. Полученные результаты отражают традиционную организацию процесса обучения общению в педагогическом вузе, заключающуюся в формировании общих коммуникативных умений без учета ее трехкомпонентной структуры общения. Однако общения это важнейшая сторона жизнедеятельности человека и потому оно не может быть сведено ни к коммуникации, ни перцепции, ни интеракции. Сам факт концентрации внимания на умениях общения в деятельности педагогов и введения курса обучения психологии общения в программу подготовки будущих учителей можно считать положительным явлением, т.к. эта область обладает огромными потенциальными возможностями для повышения эффективности труда каждого педагога. Однако, завершая краткое и далеко не

полное рассмотрение некоторых подходов к изучению умений общения, мы должны, к сожалению, отметить, что системный анализ этих умений, основанный на определенной концепции общения как деятельности или какой-либо иной концепции структуры общения, пока отсутствует. Выделенные умения носят условный характер и продиктованы целями нашего эксперимента. Поэтому, предлагая одну из возможных моделей формирования умений общения, мы не можем рассчитывать даже на приблизительно исчерпывающее рассмотрение проблемы.

Список использованных источников:

1. Батурина О.А. Подготовка студентов педагогического вуза к общению с учащимися. Автореферат дисс.кан пед.наук. СПТ. 1994- с 16

2. Соломатин А.М. Подготовка студентов педагогического вуза к общению с учителями школы ( при изучении педагогики).-Санкт-Петербург.,1994 -С 19

3. 3.Лабутска И.В. Развитие общих коммуникативных умений студентов-педагогов в условиях интенсивного обучения иностранному языку. Дисс.канд.психол наук.

-Горький,1990 С 29-30

Информация об авторе

• Дохоян А.М., к. псхл.н., доцент кафедры психологии, Армавирской, г. Армавир

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.