© И.Г. Евсеева, И.В. Ульянова, 2018 УДК 378 ББК 74
ОЦЕНИВАНИЕ УСТНЫХ ОТВЕТОВ КУРСАНТОВ — БУДУЩИХ СОЦИАЛЬНЫХ ПЕДАГОГОВ НА СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЯХ
Ирина Георгиевна Евсеева,
начальник кафедры педагогики Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя;
Ирина Валентиновна Ульянова,
профессор кафедры педагогики Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя, доктор педагогических наук
E-mail: iva2958@mail.ru
Научная специальность 13.00.01 — общая педагогика, история педагогики и образования Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН
Аннотация. Представлен анализ содержания общекультурной компетенции (ОК-10) ФГОС ВО по специальности 44.05.01 Педагогика и психология девиантного поведения, показана ее дефицитарность с учетом профессионального функционала будущего социального педагога, сотрудника подразделения по делам несовершеннолетних. Авторы дают краткую характеристику актуальных видов, форм речевой деятельности будущего специалиста, предлагают апробированную в образовательном процессе Компетентностную матрицу 0К-10, систему оценивания устных ответов курсантов — будущих социальных педагогов на семинарских занятиях, Оценочно-отметочную карту устных ответов.
Ключевые слова: курсанты-будущие социальные педагоги, общекультурные компетенции, речевая деятельность, семинарские занятия.
Для цитирования: Евсеева И.Г., Ульянова И.В. Оценивание устных ответов курсантов — будущих социальных педагогов на семинарских занятиях. Вестник экономической безопасности. 2018;(1):261-6.
EVALUATION OF THE ORAL RESPONSES OF THE CURSANTS — FUTURE SOCIAL TEACHERS AT SEMINAR SESSIONS
Irina G. Evseeva,
Head of the Department ofPedagogy of the Moscow University of the Ministry of the Interior ofRussia named after V.Ya. Kikot;
Irina V. Ul'yanova,
Professor of the Department of Pedagogy of the Moscow University of the Ministry of the Interior ofRussia named after V.Ya. Kikot,
Doctor of Pedagogical Sciences
Abstract. The presents the analysis of the content of general cultural competence (0K-10) of GEF VO on specialty 44.05.01 Pedagogy and psychology of deviant behavior, its deficit is shown taking into account the professional function of the future social teacher, employee of the department for juvenile affairs. The authors give a brief description of the current types and forms of the speech activity of the future specialist, suggest the 0K-10 Competent Matrix, a system for assessing the oral responses of cadets-future social educators in the classroom sessions, an Assessment Card for verbal answers.
Keywords: cadets-future social teachers, general cultural competences, speech activity, seminars.
Семинарские занятия, направленные на подготовку курсантов — будущих социальных педагогов в образовательных организациях МВД России во многом связаны не только с индивидуальными ответами информационного характера, обсуждением содержания сообщений, докладов, ведением научной полемики, но и являются важнейшей формой формирования речевой культуры обучающихся.
Коммуникативно-речевые характеристики курсанта, осваивающего специальность социального педагога в образовательных организациях высшего образования МВД России и готовящегося к деятельности сотрудника подразделения по делам несовершеннолетних (ПДН), являются ведущими в его личности наряду с морально-нравственными, организационно-управленческими. Однако система их
оценивания отсутствует, что требует специальной исследовательской и методической работы.
В рамках ФГОС ВО по специальности 44.05.01 Педагогика и психология девиантного поведения на основе компетентностного подхода выделена общекультурная компетенция (ОК-10), которая должна быть сформирована у выпускника, освоившего программу специалитета, — это «способность осуществлять письменную и устную коммуникацию на русском языке» [11]. Но учитывая, что значительная часть деятельности социального педагога в целом и сотрудника ПДН в частности в значительной мере связана с речевым взаимодействием, отмечается необходимость посредством компетенций различного уровня (общепрофессиональных, профессиональных, профессионально-специализированных) актуализировать коммуникативную составляющую всех видов деятельности, в которых в дальнейшем будет участвовать курсант (воспитательной, диагности-ко-коррекционной, правоохранительной, экспер-тно-консультационной, научно-исследовательской, организационно-управленческой, педагогической). Каждый из перечисленных видов деятельности требует от специалиста владения особыми лексическим, грамматическим, стилистическим кластерами; например, коммуникация с подростком деви-антного поведения (воспитательная деятельность) будет существенно отличаться от коммуникации, осуществляемой с педагогами школы (экспертно-консультационная деятельность) и т.п.
Наряду с этим, как показывает критический анализ, само содержание ОК-10 в ФГОС ВО значительно сужено относительно речевой деятельности социального педагога, сотрудника ПДН, ибо «коммуникация» — лишь профессиональной аспект речевой деятельности, осуществляемой специалистом.
С точки зрения деятельностного подхода (А.А. Леонтьев и др.) речь — деятельность говорящего, использующего средства языка для общения с другими членами данного языкового коллектива (говорение) или для обращения к самому себе. Общение — сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми (межличностное общение) и группами (межгрупповое общение), порождаемый потребностями совместной деятельности и включающий в себя как минимум три различных процесса: коммуникацию
(обмен информацией), интеракцию (обмен действиями) и социальную перцепцию (восприятие и понимание партнера) [4; 5; 6].
В профессиональной деятельности сотрудника ПДН недостаточно осуществлять лишь коммуникацию — т.е. производить исключительно обмен информацией, т.к. это ведет к формализации отношений между субъектами (во многих профессиональных ситуациях субъектом взаимодействия является ребенок, попавший в трудную жизненную ситуацию). Данному специалисту необходимы перцептивные и интерактивные способности, посредством которых будут транслироваться эмпатия, готовность к сотрудничеству, поддержке, просвещению, воспитанию и перевоспитанию и проч. Данные качества необходимо комплексно развивать у курсантов непосредственно в учебном процессе, прежде всего на семинарских занятиях. А.А. Леонтьев ориентировал на основные структурные компоненты (этапы), определяющие коммуникативную направленность речи: а) ориентировка в условиях речевой деятельности; б) выработка плана в соответствии с результатами ориентировки; в) реализация данного плана; г) контроль за результатами реализации плана [5; 6].
Каждый акт устного общения включает в себя следующие формы:
• Коммуникация — обмен информацией.
• Интеракция — взаимодействие в совместной деятельности.
• Перцепция — восприятие и понимание другого человека.
В устном общении (говорении — слушании) курсанты реализуют такие речевые формы, как монолог, ^ диалог, ^ полилог
Монолог — (от греческого monos единственный, единый и logos слово) «единоречие» (soliloque, Selbstgespräch) — речь одного конкретного человека, которая не должна прерываться репликами окружающих его людей (является противоположностью диалогу, дискуссии, беседе). В.В. Виноградов выделил следующие его особенности:
• это продукт индивидуального построения;
• характеризуется последовательным изложением мыслей, что основано на логико-смысловых связях между предложениями;
• характеризуется самостоятельным расположением речевых единиц;
• отличительная черта — непрерывность;
• характеризуется относительной развернутостью, большей произвольностью, меньшей зависимостью от собеседника [2].
В.Д. Тункель и Т.М. Дридзе раскрыли смысловую структуру монолога:
1. Главная мысль (цель сообщения).
2. Элементы общего содержания:
а) основные элементы:
• основной констатирующий тезис;
• разъяснение основного тезиса;
• аналитическая оценка ситуации;
б) второстепенные элементы:
• иллюстрации к тезисам;
• общий фон к цели сообщения.
Диалог — (греч. dialogos — беседа) — информативное и экзистенциальное взаимодействие между коммуницирующими сторонами, посредством которого происходит понимание; это форма речи, состоящая из регулярного обмена репликами, на языковой состав которых взаимно влияет непосредственное восприятие речевой деятельности говорящих.
Правила эффективного диалога для говорящего: доброжелательность, уважение к собеседнику; вежливость, избегание категоричности; скромность в самооценке, ненавязчивость; ориентация на партнера; стимулирование интереса партнера к проблемам общения; логичность изложения своих взглядов и предложений; соблюдение дистанции в общении, использование жестикуляции и мимики. Правила эффективного диалога для слушателя: терпеливо и уважительно относитесь к тому, кто говорит, не жалеть времени; не перебивать партнера, выслушать его до конца; предоставить собеседнику проявить себя в общении, стимулируя его активность; использовать языковые, жестовые, мимические средства эмоционально-психологической поддержки говорящего.
Полилог (от греч. polys — многочисленный и logos — здесь разговор) — разновидность речи, в которой несколько участников и все они активны в речевом отношении [8].
Полилоги классифицируются по установкам на кооперацию и на конфликт в зависимости от отношений, которые складываются между собеседниками (согласие-содействие, несогласие-противодействие).
К.К. Фаизова, Н.В. Шувалова в качестве минимальной единицы полилогического общения выде-
ляют полилогические единства, которые возникают в результате совокупной деятельности более чем двух участников. Полилогическое единство предполагает однократный обмен репликами, взаимообусловленными по смыслу лексически, грамматически, интонационно и коммуникативно.
В полилогическом общении важна необходимость его организации, отражающей социально-ролевые отношения участников, степень их информированности о предмете общения, отношение к нему. В зависимости от характеристик участников полилога он строится по нескольким схемам: 1) с использованием реплик, направленных от одного участника разговора к другому в случае затруднений с целью получить помощь, разъяснение, поддержку; 2) реплика направлена не к отдельным участникам, а «в круг» (типично для начала разговора, когда участники предлагают свои темы, проблемы, подходы); 3) один из участников располагает интересной и значимой для всех участников полилога информацией (к нему направляются вопросы, просьбы, предложения); 4) полилог с лидером, когда реализуется формальное общение, требующее предварительного оглашения повестки дня, регламента, права, данного председателю влиять на поведение участников [12].
Неформальное полилогическое общение ориентировано на умения организовать себя и других участников, обобщить сказанное другими, дать оценку высказанным точкам зрения, присоединиться к ним или в случае несогласия отмежеваться. Формальное полилогическое общение, реализуемое в официальной обстановке, настраивает участников на объявление темы, обсуждение регламента, вступительное слово по теме, обсуждение проблемы, подведение итогов.
В учебном процессе благодаря диалогу и полилогу курсанты формируют следующие речевые умения: понимание высказывания партнера; быстрое и адекватное реагирование на них в определенной ситуации общения; подчинение речевой деятельности неречевым задачам; учет социального статуса собеседника; понимание содержания беседы, в которой сам не участвуешь; начинание, поддержание и завершение беседы; умение реплицировать с учетом коммуникативного, структурного и функционального разнообразия высказываний; пользование как краткими, эллиптическими, так и развернутыми репликами и др.
Таблица 1
Учебно-профессиональное общение как речевая деятельность
Характер учебно-профессионального общения
Устное общение Письменное общение
Виды учебно-профессионального общения
Коммуникация Интеракция Перцепция Деловое, официальное Неофициальное
Формы учебно-профессионального общения
Говорение-слушание Письмо-чтение
Монолог Диалог Полилог Рапорт, благодарность, служебная записка и др. Личное письмо, записка и др.
Г. Р. Голубева, Г. Р. Малыгина связывают структурные компоненты речевой деятельности в качестве ступеней для осуществления данного процесса (А.А. Леонтьев) и определяют этапы коммуникативной деятельности следующим образом:
1 этап — мотивация деятельности;
2 этап — постановка коммуникативных задач;
3 этап — разработка плана высказывания;
4 этап — отбор языковых средств, выбор слов, построение фраз, определение порядка слов в словосочетаниях и предложениях;
5 этап — воспроизведение мысленно подготовленной речи;
6 этап — восприятие высказывания собеседником, понимание и усвоение высказывания;
7 этап — осуществление обратной связи в виде нового высказывания, построенного по уже описанным этапам коммуникативной деятельности [3, с. 85—87; 7].
Для эффективного и объективного оценивания реализации транслируемых курсантами устной речи, коммуникаций на семинарских занятиях их необходимо познакомить с требованиями, предъявляемыми преподавателем к устному ответу, представить систему критериев, отражающих соответствие ответа той или иной отметке (данная информация, на наш взгляд, должна быть представлена на первых занятиях базовой дисциплины I курса — «Общие основы педагогики»).
Говоря об ОК-1, следует подчеркнуть ее двуплано-вость и в связи с характером реализуемого учебно-профессионального общения: общение может быть представлено посредством письменной и/или устной речи. Это говорит о необходимости оценивания каждой из подструктур образовательного процесса отдельно.
В целом, опираясь на выше представленную информацию, можно заключить, что устная коммуни-
кация (осуществляемая преимущественно на семинарских занятиях) — видовое явление в таком родовом феномене, как общение, которое, повторим, не представлено в ФГОС ВО, но требует актуализации в профессиональной подготовке курсантов-будущих социальных педагогов, сотрудников ПДН. Системно-структурное преставление общения фиксируется нами следующим образом (таблица 1):
Связывая данные аспекты общения с будущей профессиональной деятельностью курсантов, преподавателю необходимо осознать, насколько тщательной, кропотливой, планомерной должна быть их личная речевая подготовка именно в контексте каждой учебной дисциплины. Наша практика показала, что прерогативой первого года обучения курсантов должно стать формирование ими устной культуры общения, ибо в ней они испытывают намного большие сложности, чем в письменной, которая, естественно, должна контролироваться и развиваться в плановом порядке. (Можно предположить, что это обусловлено концентрацией внимания учителями словесности в общеобразовательных школах на ЕГЭ при девальвации важности устной речи в формировании личности).
Курсанту — будущему социальному педагогу, сотруднику ПДН необходимо овладение этическими нормами общения, готовностью выстраивать коммуникации с субъектами различных возрастов, в том числе — с несовершеннолетними от 0 до 17 лет включительно. Столь же важным является учет обучающимися индивидуально-личностных особенностей в речевой деятельности, понимание ее позитивных и негативных характеристик (например, у холерика отмечается эффективная интеракция, однако ускоренный темп речи может с трудом восприниматься коммуникатором). Вместе с тем курсантов необходимо ознакомить с методиками эффективной реализации
Таблица 2
Компетентностная матрица ОК-10
Компетенция (планируемые результаты) Отлично (5) Сформированные систематические знания Хорошо (4) Сформированные, но содержащие отдельные пробелы знания Удовлетворительно (3) Общие, но не структурированные знания Неудовлетворительно (2) Фрагментарные знания
ЗНАТЬ
ОК-10 Алгоритм осуществления Воспроизводит алгоритм Воспроизводит общие Не знает или
устной коммуникации: с незначительными положения алгоритма: воспроизводит отдельные
а) Информационно- недочетами: а) Информационно- аспекты алгоритма:
лексический кластер а) Информационно- лексического кластера а) Информационно-
учебной темы лексический кластер учебной темы лексического кластера
б) Этические нормы учебной темы б) Этических норм учебной темы
коммуникации, б) Этические нормы коммуникации, б) Этических норм
перцепции, интеракции коммуникации, перцепции, интеракции коммуникации,
в) Индивидуально- перцепции, интеракции в) Индивидуально- перцепции, интеракции
личностные в) Индивидуально- личностных в) Индивидуально-
особенности(позитивные личностные особенностей личностных
и негативные), влияющие особенности(позитивные (позитивных и особенностей
на эффективные и негативные), влияющие негативных), влияющих (позитивных и
коммуникации, на эффективные на эффективные негативных), влияющих
перцепции, интеракции и коммуникации, коммуникации, на эффективные
способы саморегуляции перцепции, интеракции и перцепции, интеракции и коммуникации,
г) Методики способы саморегуляции способы саморегуляции перцепции, интеракции и
эффективной реализации г) Методики г) Методик способы саморегуляции
коммуникации, эффективной реализации эффективной реализации г) Методик
перцепции, интеракции в коммуникации, коммуникации, эффективной реализации
монологе, диалоге, перцепции, интеракции в перцепции, интеракции в коммуникации,
полилоге монологе, диалоге, монологе, диалоге, перцепции, интеракции в
полилоге полилоге монологе, диалоге, полилоге
УМЕТЬ
ОК-10 Демонстрирует Демонстрирует умение Сложности в системной Сосредоточенность
абсолютное умение реализовывать алгоритм демонстрации алгоритма на фрагментарных
реализовывать алгоритм осуществления устной аспектах алгоритма
осуществления устной коммуникации
коммуникации с незначительными недочетами
ВЛАДЕТЬ
ОК-10 Свободное владение Достаточное владение Недостаточное владение Фрагментарное владение
алгоритмом алгоритмом алгоритмом отдельными
осуществления устной осуществления устной осуществления устной положениями алгоритма
коммуникации, коммуникации, возможны коммуникации,
реализация творческого незначительные недочеты допускаются ошибки
подхода с самоисправлением
коммуникации, перцепции, интеракции, присутствующих в монологах, диалогах, полилогах. Наиболее продуктивным способом такого ознакомления будет обеспечение курсантов Инструктивными картами и их активной проработкой на одном из первых занятий учебной дисциплины. В итоге выделение в ОК-10 двух видов общения (устного и письменного) позволяет оформить Алгоритм осуществления устной коммуникации, который включает в себя:
а) информационно-лексический кластер учебной темы;
б) этические нормы коммуникации, перцепции, интеракции;
в) индивидуально-личностные особенности (позитивные и негативные) коммуникатора, эффективно влияющие на коммуникацию, перцепцию, интеракцию, способы саморегуляции;
г) методики эффективной реализации коммуникации, перцепции, интеракции в монологе, диалоге, полилоге.
Экстраполируя представленные положения на компетентностную матрицу ОК-10, получаем следующую систему критериев оценивания устных ответов курсантов (таблица 2):
Для унификации процедуры оценивания устных ответов курсантов на семинарских занятиях препо-
Таблица 3
Оценочно-отметочная карта устных ответов курсантов на семинарских занятиях (монолог)
№ ФИО курсанта а) б) в) г) Дополнения
1
20
давателю целесообразно опираться на следующую формулу, где коэффициент представляет собой балльное выражение степени владения отвечающим коммуникативной компетенцией, являясь среднеарифметическим числом между суммой отметок за каждый элемент алгоритма осуществления устной коммуникации а), б), в), г) и количеством данных элементов (их в данном случае 4): а+б+в+г
К=............
4
На каждую форму учебно-профессионального общения (монолога, диалога, полилога) для каждого учебного взвода лучше иметь отдельные оценочно-отметочные карты (Таблица 3):
Графа «Дополнения» оформлена для того, чтобы фиксировать качественные проблемы устного ответа курсанта, отслеживать динамику его профессионально-речевого развития. Например, могут отмечаться такие проблемы: ПСТ (проблемы структурирования текста, логические нарушения); ДПЛ (дефицит профессиональной лексики); ПВА (проблемы взаимодействия с аудиторией); СП (слова-паразиты) и проч.
В дальнейшем, после завершения 1-го года обучения, когда курсантами будет сформирована ОК-10 (в ее расширенном формате), оценочно-отметочная карта устных ответов курсантов на семинарских занятиях может быть менее детализированной.
Литература
1. Боровицкий А.М. Обогащение образовательного процесса военного института внутренних войск мвд россии диалогическим взаимодействием преподавателей и курсантов как условие развития коммуникативной культуры курсантов // ученые записки забайкальского государственного университета. Серия: педагогические науки. № 5(64), 2015.
2. Виноградов В.В. О языке художественной прозы: избранные труды. М: Наука, 1980.
3. Голубева Г. Р. Коммуникативно-деятель-ностный подход к формированию культуры речи курсантов // Международный научно-исследовательский журнал педагогические науки. № 1 (32), 2015.
4. Краткий психологический словарь / Ред. А.В. Петровский, М.Г. Ярошевский; ред.-сост. Л.А. Карпенко. Изд. 2-е, расширенное, испр. и доп. Ростов-на-Дону: Феникс, 1998.
5. Леонтьев А.А. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1975.
6. Леонтьев А.А. Основы теории речевой деятельности. М.: Наука, 1979.
7. Малыгина Г.Р. Формирование речевой культуры курсантов в высшем военном учебном заведении: Дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08: Ярославль, 2004.
8. Педагогическое речеведение. Словарь-справочник. М.: Флинта, Наука. / Под ред. Т. А. Ладыженской и А.К. Михальской. 1998.
9. Ульянова И.В., Евсеева И.Г. Борисова Е.В. Подготовка курсантов-будущих социальных педагогов к консультационной деятельности// Электронный научный журнал «Современные проблемы науки и образования». № 6, 2015. (ВАК). URL: www. science-education.ru/127-21375 (дата обращения: 28.01.2017).
10. Ульянова И.В. Педагогика смысложизнен-ных ориентаций (Учебное пособие). Электрон. текстовые данные. Саратов: Вузовское образование, 2015. Режим доступа: http://www.iprbookshop. ru/38390. ЭБС «IPRbooks», по паролю (дата обращения: 28.01.2017).
11. ФГОС ВО по специальности 44.05.01 Педагогика и психология девиантного поведения [Электронный ресурс]: fgosvo.ru (дата обращения: 25.01.2017).
12. Шувалова И.В. Обучение групповому /полилогическому / общению науроках английского языка в средней школе Текст.: автореф: дис...канд. пед.наук: М., 1991.