УДК 37.018.7:329.78
ПОЛИЩУК Анна Владимировна, аспирант кафедры педагогики Поморского государственного университета имени М.В. Ломоносова. Автор 4 научных публикаций
«КОММУНАРСТВО» КАК ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ФЕНОМЕН
Представленная статья раскрывает историю развития и сущность явления «коммунарства» как педагогического феномена, актуализирует принципы и идеи коммунарской системы воспитания с точки зрения их воспитательного потенциала в современных условиях.
Воспитательная система, коллективное воспитание, коммунарская методика, коммунарское движение, коммунарская система воспитания, коллективное творческое дело
Особым периодом развития педагогической мысли и становления новой практики воспитания явился XX век. Советское воспитание с четко выраженными идеологическими установками, ориентированное на гармоническое развитие личности, обретало многообразные формы практического воплощения: от первых единых трудовых школ, детских колоний-коммун, пионерских отрядов, школьных комсомольских организаций до появления различных типов школ, различных воспитательных систем, возникновения коммунарского движения, как поиска возможности преодолеть негативные явления в жизни детских и молодежных общественных объединений послевоенного периода.
Глубокий социально-экономический и политический кризис начала 90-х годов ХХ века, который привел к развалу СССР, к исчезновению комсомольской и пионерской организаций, в школах, породил новые проблемы в практической деятельности школы и необходимость усиления теоретической разработки проблем воспитания и образования.
С.А. Коваль дает такую характеристику обозначенному периоду: «Рубеж 80-90-х оказался не просто перестроечным, а нередко отрицающим тот положительный опыт, что имела советская школа, советская система образования, общественные институты воспитания... Самороспуск комсомола и прекращение деятельности пионерских организаций создали вакуум, который долгое время ничем не был восполнен»1.
Однако уже в «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года» было указано, что воспитание есть «первостепенный приоритет в образовании», оно должно «стать органичной составляющей педагогической деятельности, интегрированной в общий процесс обучения и развития ...»2.
В решении воспитательных задач сегодняшняя педагогическая практика может опираться не только на те рекомендации, что дает педагогическая наука, особенно в области современных воспитательных технологий, но и на опыт прошлого, учитывая, безусловно, те изменения, что произошли в идеологической направ-
ленности, в политической и социально-экономической ситуации.
Мы разделяем утверждение Н.В. Бордов-ской в работе «Диалектика педагогического исследования», что «проблемы уточнения сущности, содержания и места воспитания среди других категорий педагогики и сегодня актуальны, поскольку смена приоритетов в образовании требует уточнения смыслового наполнения этого понятия и ретроспективного анализа существующих подходов в отечественной культуре и педагогической науке».3
Если обратиться к прошлому педагогическому наследию, то мы убедимся, что ранее уже существовали методики, которые способствовали обретению школьниками личностного и общественного нравственного опыта, становлению жизненного социального самоопределения. Вот почему мы полагаем, что на такое явление советской педагогической практики и теории, как коммунарство, в начале XXI века есть все основания посмотреть как на педагогический феномен.
Коммунарская методика, методика коллективного воспитания, методика коллективного творческого дела, «орлятская» методика, понятия, введенные в практику 50-60-х годов ХХ века Игорем Петровичем Ивановым и его сподвижниками и последователями, нашли свое реальное воплощение в коммунарском движении, или коммунарстве.
Это была методика, которая зарекомендовала себя в таких объединениях 50-60-х годов прошлого века, как КЮФ - знаменитая Коммуна юных фрунзенцев в Ленинграде, КИМ - Коммуна имени Макаренко, организованная в ЛГПИ имени А.И. Герцена, тульский отряд «Искатель», дружины юных культармейцев (ДЮК), многопрофильный городской клуб «Орион» при Доме культуры г. Щелково Московской области. Комму-нарская методика использовалась во Всероссийском пионерском лагере «Орлёнок», в работе Архангельского городского штаба школьников имени А.П. Гайдара и др.
Попытаемся осмыслить этот педагогический феномен, заглянув в историю его становления и развития.
Коммунарство, появившееся на границе 50-60-х годов, являлось закономерным педагогическим явлением, знаменующим ситуацию «оттепели». Оно возникло на определенной идеологической, социокультурной, общественно педагогической, ценностной базах, свойственных этому времени, когда возникла необходимость перестройки в деятельности пионерских и комсомольских организаций.
Начиная с 1963 года о жизни коммунаров стали публиковаться статьи в центральных (журнал «Комсомольская жизнь», страница для старшеклассников «Алый парус» в «Комсомолке»), а также в областных периодических печатных изданиях (газетах «Правда Севера», «Северный комсомолец»). Клуб юных коммунаров, созданный при газете «Комсомольская правда» журналистом С.Л. Соловейчиком, к середине 60-х гг. имел десятки крупных и сотни мелких «секций» в разных городах страны.
В 1961 году, в период широкого распространения коммунарского движения, в Архангельске был создан городской штаб школьников (АГТТТТТТ). В отличие от большинства подобных объединений, которые просуществовали несколько лет, может быть, одно-два десятилетия, Архангельский городской штаб школьников имеет уже более чем сорокапятилетнюю историю и продолжает функционировать и сегодня.
По мнению В.И. Максаковой, АГТТТТТТ «представляет собой феномен, требующий серьезного научно-педагогического анализа... Он едва ли не единственный из множества подобных штабов, в обязательном порядке создававшихся в шестидесятые годы во всех городах, районах, областях, республиках СССР, который не просто живет и действует и сегодня, но и остается значимым социально-педагогическим явлением».4
В 2001 году к 40-летию штаба департаментом образования Архангельской области, Поморским государственным университетом и Архангельским городским штабом школьников была проведена межрегиональная научно-практическая конференция «Коммунарское движение и педагогика сотрудничества: вчера, сегод-
ня, завтра». По итогам конференции был издан сборник научных трудов, в котором представлены статьи таких известных ученых, как В.А Караков-ский, В.И. Максакова, Н.П. Царёва и др. Подробный анализ деятельности штаба будет представлен в следующих наших статьях.
Мы считаем, что сегодня, в условиях 2000-х годов, недальновидно объявлять коммунарство историей, давно прошедшим периодом в деятельности комсомольской и пионерской организаций. Обращение к этому наследию обогащает каждого собственным восприятием и собственным отношением, формирует личностное отношение к коммунарской методике, дает представление об истории развития и становления ком-мунарского движения, помогает понять, что же это за феномен - «коммунарство».
Сам термин «коммунарское движение» впервые появился в печати в 1963 году в статье В. Малова и Л. Балашковой, опубликованной журналом «Комсомольская жизнь». По поводу того, что принято называть «коммунар-ским движением», существует несколько опубликованных версий. Они весьма различны, так как их авторы рассматривают это явление с разных позиций. В частности, РВ. Соколов пишет, что «для обозначения нового типа внешкольного воспитательного коллектива был взят термин «коммуна» (из-за которого с самого начала и до сих пор участники движения подвергались разного рода подозрениям, нападкам и даже, порой, преследованиям). Термин «коммуна» для самих «сэновцев» представлялся целесообразным, т.к., по их мнению, должен был указывать на идейно-методическую приверженность опыту макаренковской коммуны... Есть основание полагать, что на самом деле «сэновцам» был ближе даже не опыт А.С. Макаренко, а опыт С.Т Шацкого. 5
Действительно, идеи С.Т. Шацкого - это дальняя предыстория «коммунарства», а также в более поздний период опыт «пионерского движения», деятельность коммуны А.С. Макаренко, «тимуровского движения».
С конца 50-х годов понятие «коммунар» стало употребляться в педагогическом смысле -в широком и узком: в широком смысле «комму-
нар» - это член так называемого «коммунарско-го коллектива», в узком смысле «коммунар» -это звание, которое присваивалось лучшим, наиболее опытным членам «коммунарского коллектива».6
О.С. Газман в «Российской педагогической энциклопедии» дает определение «коммунарс-кой методики» - «это система условий, методов, приемов и организационных форм воспитания, обеспечивающих формирование и творческое развитие коллектива взрослых и детей на принципах гуманизма. Основная цель и результат применения коммунарской методики - раскрепощение личности и воспитателя, и воспитанника, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского самосознания человека, его способности к социальному творчеству, нравственному самоопределению».7
Одна из учениц и активных исследователей идей И.П. Иванова И.Д. Аванесян указывает, что «... в условиях жесткой, регламентированной общественной и педагогической системы И.П. Иванов разрабатывает методику, в которой заложен и успешно действует механизм формирования демократической культуры отношений. Воспитательное влияние коллектива на личность во многом обеспечивалось заботой о нем, а развитие индивидуальности - высокой степенью свободы самореализации и ориентацией на социальное творчество»8.
Жизненный путь Игоря Петровича Иванова -это свидетельство величия педагогических идей, методической системы, разработанной им для воспитания коллектива и становления личности. Именно эти идеи вызвали к жизни массовое движение, получившее название «коммунарского движения». Их использование талантливыми педагогами, руководителями объединений приводило к превращению возглавляемых ими коллективов в воспитательные системы, где происходило личностное становление участников этих объединений.
Многие из них сами становились педагогами, а будучи специалистами других областей, навсегда сохраняли «коммунарский дух», ком-мунарскую дружбу, сопричастность к творческим коллективным делам.
История коммунарского движения, прошедшая несколько периодов в своем развитии, не только остается в памяти учеников, сподвижников, последователей, а что самое важное -способствует использованию элементов или всей методической системы в новых, современных условиях. Сущность коммунарского движения как педагогического явления следует изучать.
Мы полагаем, что в начале XXI века начался новый период осмысления коммунарских идей в инновационном аспекте.
Не об этом ли размышлял А.В. Мудрик еще в конце 80-х годов, когда он писал: «.суть коммунарства - самостроительство личности в процессе работы на пользу людям. В таком понимании коммунарство - явление многоликое, главным образом, социальное. Реально оно возникло и развивалось тогда, когда появлялась активная личность с идеей, отвечающей социальному заказу и возрастным и социально-психологическим особенностям той или иной группы молодежи. Только личность высочайшей нравственной убежденности способна воодушевить своей идеей или социально ценную идею
сделать личностно значимой. Специфика ком-мунарства в том, что в нем сливается деловая и межличностные сферы. Многообразие форм коммунарства как социального явления убеждает в том, что единая методика организации деятельности для коммунарства не обязательна. Методика - это инструмент, но не более того, так же как коллектив - инструмент формирования личности. Вся история коммунар-ства как социального явления свидетельствует
о том, что оно не внедряемо, но распространяемо. Для того чтобы коммунарство возникло как объединение любого вида, нужна личность определенного типа, который всегда был дефицитным в истории, и в наше время [статья опубликована в 1988 году - А.П. ] не исключение. Почему коммунарство распространяемо? Потому что оно природосообразно и культуросообразно. Коммунарская методика нужна нам сегодня для того, чтобы не только ее копировать, но и думать»9.
Мы разделяем эту позицию А.В. Мудрика и полагаем, что современная педагогическая действительность должна взять на вооружение этот педагогический феномен.
Примечания
1 Коваль С.А. Педагогика сотрудничества, коммунарская методика как интеллектуальное наследие в работе со студентами // Коммунарское движение и педагогика сотрудничества: вчера, сегодня, завтра. Сборник материалов межрегиональной научно-практической конференции. Архангельск, 2001. С. 95.
2 Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года // Модернизация российского образования: документы и материалы. М., 2002. С. 27.
3 БордовскаяН.В. Диалектика педагогического исследования. СПб, 2001. С. 345.
4Максакова В.И. Штаб школьников г. Архангельска как педагогический феномен // Коммунарское движение и педагогика сотрудничества: вчера, сегодня, завтра: сб. материалов межрегион. науч.-практ. конф. Архангельск, 2001. С. 28.
5Соколов Р.В. Участие населения в воспитании детей и подростков по месту жительства. М, 1993. С. 76.
6ИвановИ.П. Созидание: теория и методика воспитания. СПб, 2003. С. 302-303.
1Газман О.С. Коммунарская методика // Российская педагогическая энциклопедия: в 2 т. М., 1993. Т. 1. С. 457.
8Аванесян И.Д. Освоение педагогической концепции Игоря Петровича Иванова - путь к совершенствованию воспитательного процесса. СПб, 2002. С. 9.
9 Мудрик А.В. Коммунарство - социально-педагогическое явление // Современная педагогика. 1988. N° 5. С. 77.
Polischuk Anna
COMMUNE EDUCATION AS A PEDAGOGICAL PHENOMENON
The present article discloses the history of development and the essence of commune education as a pedagogical phenomenon. It shows vital topicality of the commune education system principles and ideas under contemporary conditions.
Рецензент - Канарская О.В., доктор педагогических наук, заведующая кафедрой русского языка и литературы Волховского филиала Российского государственного педагогического университета имени А.И. Герцена