КОММУНАЛЬНОЕ ХОЗЯЙСТВО ТАМБОВА В 1930-е гг.
А. Ю. ИЛЬИН
Статья посвящена одному из специфических этапов развития городского хозяйства Тамбова. Именно в 30-е гг. ХХ столетия наиболее остро проявилась запущенность и нерешенность вопросов развития его материальной базы, острые недостатки в системе управления. Исторический опыт этого периода во многом лег в основу реформ последующих лет.
Ключевые слова: городское хозяйство, институциональные основы городского хозяйства, городское управление коммунальным хозяйством, благоустройство города.
1930-е гг. были особым периодом в истории Тамбова. На протяжении большей части этого отрезка времени город не имел статуса регионального центра. Это, по понятным причинам, не могло не влиять на состояние его городского хозяйства.
Вообще история Тамбова избранного периода специально почти не изучалась. Не считая отдельных краеведческих публикаций, единственной серьезной научной работой можно назвать только статью сотрудника Государственного архива социально-политической истории Тамбовской области И. И. Муравьевой [8]. Несмотря на ограниченный размер статьи, автор смогла привести немало ярких фактов, характеризующих состояние города в первой половине 1930-е гг., в том числе и городского хозяйства. Эта статья стала для нас основой для дальнейшего изучения темы.
Мы уже специально изучали институциональные основы городского хозяйства и отмечали, что в 1930-е гг. они существенно ослабли, до 1937 г. главным образом проявлялись в деятельности нескольких специальных трестов (дорожномостового хозяйства, «Водоканализация»), которые подчинялись областным структурам, находившимся в Воронеже. Только в 1937 г. был организован Тамбовский облкомхоз, а несколько позже и городское управление коммунальным хозяйством Тамбова [9].
Еще более серьезное влияние на управление городским хозяйством, как и всеми другими вопросами развития города, в 1930-е гг. оказала общеполитическая обстановка в стране, которая на местах проявилась в постоянно «перетряске» кадров, а в конце десятилетия в прямых политических репрессиях. Из восьми председателей Тамбовского горисполкома этих лет только трое проработали больше года.
Еще до начала «большого террора», в 1935 г. был освобожден с должности председателя Тамбовского горисполкома М. М. Титов, который как раз уделял много внимания коммунальному хозяйству. Он подвергся критике со стороны обкома ВКП(б) и облисполкома как не обеспечивший «решения партии и правительства о повседневной связи с массами». Титов обвинялся также в том, что «в результате ослабления классовой бдительности ...примиренчески относился к фактам засорения аппарата Горсовета классово чуждыми элементами». В итоге был освобожден от занимаемой должности как не обеспечивший руководства [2] .
Работавший председателем Тамбовского горисполкома в 1937-1938 гг. П. А. Долгов, был освобожден от занимаемой должности как «враг народа» и арестован органами НКВД [3].
Проработавший всего полгода в качестве и. о. председателя Тамбовского горисполкома
Н. Ф. Ильин в том же 1938 г. освобожден от занимаемой должности «как не обеспечивший руководство работой Горсовета» [4].
Одни из его ближайших последователей Г. В. Бочарников, выполнявший большую работу по улучшению облика города после восстановления его в качестве областного центра, особенно в дорожно-мостовые работы, также получил неудовлетворительную оценку своей деятельности и в 1940 г. освобожден от занимаемой должности [5].
А ведь именно возможность работать стабильно давала хорошие результаты. Так, наибольших успехов в изучаемый отрезок времени городское хозяйство Тамбова достигло во время работы на посту председателя исполкома городского совета
В. А. Кряжова. В отчете о работе исполкома за
1929-1930 гг. он докладывал о расширение автобусного парка, постройке гостиницы, улучшении
освещения города, перемощении улиц в центре города, большом по масштабам мощении на Кавалерийской улице, начале строительства канализации. Как мы увидим дальше, объемы всех этих работ были сравнительно невелики. Но для рассматриваемого времени это были значительные показатели [6].
В общем, было о чем отчитаться и Г. А. Карташеву, пребывавшему в должности председателя горисполкома почти 2 года (1932-1933). Выступая с отчетным докладом за период 1931-1933 гг., он сообщил о росте коммунального хозяйства, особенно мощения улиц, озеленении, электроосвещения, выработки электроэнергии почти в 2 раза. Особенно заметный «прорыв» был достигнут в строительстве канализационной сети, которая благодаря выделению правительством страны
1 млн руб. достигла протяженности в 1,5 км. Но самым существенным, по словам докладчика, было превращение коммунального хозяйства города в рентабельную отрасль [7].
Только с превращением Тамбова в областной центр благоустройству города властями стало уделяться больше внимания. В 1937 г. первый секретарь оргбюро ЦК ВКП(б) по Тамбовской области И. А. Чуканов побывал на приеме у главы правительства В. М. Молотова, которому высказал просьбу оказать помощь вновь образуемому областному центру. На вопрос Молотова о том, как выглядит Тамбов, И. А. Чуканов ответил: «Тамбов идет к разрушению, света нет, баня такая, которая работает раз в пятидневку, малярия не уничтожается, снабжение топливом поставлено из рук вон плохо» [8, с. 183]. Председатель Совнаркома распорядился немедленно выделить 1 млн руб. на благоустройство города [8]. Но вряд ли эту сумму можно признать крупной, если учесть уже называвшийся факт выделения миллиона на строительство канализации в начале 1930-х, которого хватило на 1,5 км канализационной сети. Да и осваивать «совнаркомовский» миллион пришлось не Чукано-ву, который в 1938 г. был репрессирован.
В принципе мы располагаем достаточными данными для того, чтобы показать значение изменения административного статуса Тамбова на развитие его городского хозяйства. Конечно, два года, прошедшие после преобразования города в областной центр, которые «отвела» двоенная история, очень небольшое время для основательных исторических наблюдений. И все-таки данные 19381940 гг. позволяют увидеть хотя бы тенденции изменений положения дел в городском хозяйстве Тамбова, во многом формировавшиеся в предшествующие 1930-е гг.
Так, сведения о благоустройстве домов обобществленного жилого фонда, т. е. лучшего, находившегося в непосредственном ведении городских властей, показывают, что в 1938-1939 гг. эта жилая площадь выросла со 196 до 204 тыс. м2 (4 %). Но при этом практически не выросла площадь, оборудованная водопроводом. В относительном измерении она даже сократилась с 55 до 53 %. Чуть лучше обстояло с обеспеченностью нового жилья канализацией - рост на 0,4 %. Несколько большими были «успехи» в оснащении вновь построенного жилья центральным отоплением и электроосвещением - увеличение за 2 года на 1,5 % каждого из этих показателей [10].
Все эти цифры еще раз говорят об обычном для большей части советской истории остаточном принципе в благоустройстве вновь возводимого жилья.
Напомним, что речь шла только о муниципальном и ведомственном жилье. При такой ситуации у городских властей явно не было сил и средств для ухода за старым частным и кооперативным жильем, которое составляло много большую часть жилищного фонда города. И вряд положение дел существенно изменилось в сравнении с 1930 г., когда только 3 % жилой площади города, находилось в хорошем состоянии, а попытки городских властей первой половины 30-х гг. привлечь средства ЖАКТов1, предприятий, хозяйственных организаций и учреждений на восстановление и ремонт жилищного фонда оказывались безуспешными [8, с. 182-183].
Относительно существенными были успехи городского хозяйства самого конца 1930-х гг. в развитии всего городского водопровода и общегородской канализационной сети. В начале десятилетия городской водопровод, построенный в 1911 г. и имевший железобетонную конструкцию, находился полуразрушенном состоянии. В 1933 г. только на 1,5 км водопроводной сети из 70 старые трубы сменили на чугунные [8, с. 183]. В 1938-1939 гг. положение с обеспечением населения водой немного изменилось в лучшую сторону: произошел рост отпуска домохозяйствам воды на 30 % и особенно числа домовых вводов водопровода - почти на 100 штук [10].
Одной из насущных городских проблем первой трети XX в. было отсутствие канализации. Хотя ее строительство, как отмечалось в уже упоминавшихся отчетах городских властей, началось еще в 1930 г., а к концу 1933 г. считалось
1 ЖАКТ - жилищно-арендное кооперативное товари-
щество.
крупным успехом прокладка 1,5 км, главный коллектор был введен в эксплуатацию только в 1936 г. [8, с. 183]. В конце 1930-х гг. все же удалось добиться заметного роста протяженности канализационной сети (на 50 % в 1939 г. в сравнении с 1938 г.), а также строительстве вводов канализации в домовладения - в 2,5 раза [10, с. 156].
Существенной проблемой начала 1930-х гг. являлась большая изношенность мостовых, площадь которых и без того составляла не более 20 % тротуаров города. И. И. Муравьева привела очень яркие слова представителя военного гарнизона, сказанные на партийной конференции: «Как Тамбов красив, когда он в зелени, но когда дождь пройдет - такая грязь. Наши военные сапоги выдерживают испытания во всех переходах, но они не выдерживают тамбовской грязи, подметки сразу отскакивают» [8, с. 183].
Отмечая достижения в мощении улиц к концу 1930-х, официальный сборник указывал, что полностью замощены только улицы Советская, Карла Маркса, Сакко и Ванцетти (нынешняя Базарная), Пролетарская, заасфальтирована площадь Ленина [1]. Другими словами, речь шла о 4-х улицах и одной площади из многих десятков.
Но следует признать, что немалое число улиц было замощено частично. Из общего протяжения улиц, проездов и площадей в 141 км имели твердое покрытие немногим более трети (48 км). При этом заасфальтировано (с оговоркой без тротуаров) было не более 10 % от всей протяженности указанных объектов. В общей площади укрепленных тротуаров только пятая часть была покрыта асфальтом, а большая часть - щебенкой, булыжником, битым кирпичом и даже деревом [1, с. 21]. По другим данным, масштабы мощения улиц и площадей города усовершенствованными материалами к концу 1939 г. составляла 1/7 часть всех замощенных территорий города и 2 % от общей площади городских улиц и площадей [10, с. 148].
В самом конце 1930-х гг. протяженность освещенных частей улиц областного центра составляла 51 км из 141. Но даже в самые благоприятные 1938-1939 гг. число световых точек в городе не изменилось [10, с. 148]. Эти цифры отражали «хронически» тяжелое положение в снабжении города электроэнергией на протяжении всех 1930-х гг. В первой половине десятилетия основное количество энергии он получал с ТЭЦ завода «Красный боевик» (современный завод «Пластмасс» в Котовске). Но оно не удовлетворяло растущие потребности населения и предприятий Тамбова. Горисполком в своем распоряжении
электроэнергией в первую очередь удовлетворял потребности промышленных предприятий за счет отключения населения. При вновь строящемся заводе СК-5 было предусмотрено строительство ТЭЦ. Но в 1937 г. строительство было приостановлено [8, с. 184].
В официальном справочнике областные власти указывали, что в 1939 г. электроэнергии в городе производилось почти в 4 раза больше, чем в 1913 г. Но сами признавали, что и в конце
1930-х гг. «наличие электроэнергии пока еще не удовлетворяет потребности населения [1]. Городские электростанции к 1940 г. вырабатывали немногим более 1 тыс. квт. Почти 16 тыс. квт город получал от электростанций заводов. В официальной информации указывалось, что в городе в 1939 г. к сети было присоединено 15 тыс. абонентов. Исходя из наличия в городе 7 тыс. домовладений и нескольких десятков учреждений и предприятий, можно высчитать по
2 абонента на 1 объект. Однако следует учитывать, что во многих домовладениях и других объектах было по несколько домов, не говоря уже о квартирах, комнатах, кабинетах, цехах и других внутридомовых помещениях. Поэтому получается, что в городе был электрифицирован далеко не каждый объект [1, с. 20; 8, с. 184].
Как уже отмечалось, в конце 1920-х гг. в Тамбове было открыто автобусное движение. В 1931 г. его осуществляли 6 автобусов. Но уже через год они простаивали из-за отсутствия авторезины. В последующие годы с ними происходили десятки аварий [8, с. 185].
К концу 1930-х гг. в городе работало уже 20 автобусов при длине обслуживаемых линий в 24 км и единовременной вместимости 350 чел. [1, с. 21]. Зная сравнительно небольшие масштабы города и соответственно невеликие потребности горожан в пассажирском транспорте, такие показатели можно считать неплохими для своего времени. Другое дело, что нужно дополнительно выяснять состояние этих автобусов, их способность постоянно выходить на маршруты.
Очень медленно развивалось озеленение города. В процессе обустройства областного центра в конце 1930-х гг. произошел небольшой рост садов общественного пользования, бульваров и скверов. А вот площадь парков культуры и отдыха даже в это благоприятное время, оставалась без изменений. Властям нужно было в первую очередь благоустраивать самые центральные улицы и площади города [10, с. 148].
В 1938 г. город убирали 150 дворников (норма уборки на одного дворника на главных улицах - 4200
кв. м, на остальных - 4800 кв. м). Судя по всему качество их работы было невысоким. Многие управдомы и руководители учреждений были привлечены к административной ответственности за плохое содержание территорий, а улицы и дворы города продолжали оставаться грязными [8, с. 184].
Полагаем, что этот последний пример наиболее ярко демонстрирует неспособность тогдашних городских властей Тамбова даже административными мерами навести порядок, казалось бы, на наиболее поддающемся этим мерам и не требующем больших затрат участке городского хозяйства.
Литература
1. Города и районы Тамбовской области. Экономико-статистический справочник. Издание тамбовского облплана. Тамбов, 1940. С. 13.
2. Государственный архив Тамбовской области. ГАТО. Ф. Р-6. Оп.1. Д. 600. Лл. 1; 10-11; 21.
3. Государственный архив Тамбовской области. ГАТО. Ф. Р-6. Оп.1. Д. 926. Л. 1.
4. Государственный архив Тамбовской области. ГАТО. Ф. Р-6. Оп.1. Д. 926. Л. 28.
5. Государственный архив Тамбовской области. ГАТО. Ф. Р-6. Оп.1. Д. 1149. Л. 37.
6. Государственный архив Тамбовской области. ГАТО. Ф. Р-6. Оп.1. Д. 182. Лл. 18-34.
7. Государственный архив Тамбовской области. ГАТО. Ф. Р-6. Оп.1. Д. 553. Лл. 1-44.
8. Муравьева И. И. Город Тамбов в 1930-е годы (по материалам Государственного архива социальнополитической истории Тамбовской области) // Город Тамбов в прошлом, настоящем и будущем. Тамбов, 2011.
С. 179-185.
9. Ильин А. Ю. Институциональные основы городского хозяйства регионального центра России в конце XVIII - начале XXI вв. (на материалах Тамбова) // Вестник Тамбовского университета. Серия Гуманитарные науки. 2013. № 1. С. 272-279.
10. Тамбову - 370 лет: юбилейный историкостатистический сборник. Тамбов. С. 156.
* * *
MUNICIPAL SERVICES OF TAMBOV IN 1930s
A. Yu. Ilyin
Article is devoted to one of specific stages of development of municipal economy of Tambov. In the 30s of the XX century neglect and suspense of questions of development of its material resources, sharp shortcomings of a control system was most sharply shown. Historical experience of this period in many respects laid down in a basis of reforms of the next years.
Key words: municipal economy, institutional bases of municipal economy, municipal government of municipal services, city improvement.