Таким образом, параметры инновационного проекта - это характеристики, выступающие как обеспечивающие компоненты работ по проекту, поэтому эффективное управление определенной группой параметров дает возможность достигать конечной цели инновационного проекта.
Библиографические ссылки
1. Селиванов С. Г., Гузаиров М. Б., Кутин А. А., Инноватика : учебник для вузов. М. : Машиностроение, 2013. 640 с.
2. Большой энциклопедический словарь [Электронный ресурс]. URL: http://www.slovopedia. com/4/207/661810.html.
References
1. Selivanov С. G., Guzairov M. B.,. Kutin A. A. Innovation, a Textbook for high schools. M. : Mashinostroenie, 2013, р. 640.
2. The great encyclopedic dictionary. Available at: http ://www.slovopedia.com/4/207/661810.html.
© Ерыгин Ю. В., Павлова Е. О.,2014
УДК 65.01;65.011.08
КОММЕРЦИАЛИЗАЦИЯ КАК ЭФФЕКТИВНЫЙ ИНСТРУМЕНТ ТРАНСФЕРА ИННОВАЦИЙ
Л. В. Ерыгина1, Е. А. Кустова2, Ю. В. Жуковская2
1 Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева
Российская Федерация, 660014, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31
E-mail: [email protected]
2 Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева
Аэрокосмический колледж Российская Федерация, 660014, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31
E-mail: [email protected]
Представлено изучение условий и проблем формирования рынка инноваций как механизма распространения наукоемкой продукции. Обладая многими чертами товарного рынка, рынок инноваций, вместе с тем, имеет свою специфику, которая во многом определяется спецификой предлагаемого товара (инноваций): рынок характеризуется огромным разнообразием товаров - инновационных проектов; имеет глобальный характер; по своей природе это рынок покупателя, где имеет место значительное преобладание предложения товаров над спросом; покупателями инноваций являются профессионалы, а цель покупки заключается в повышении конкурентоспособности фирмы, приобретающей инновации; этот рынок вторичен по отношению к товарному рынку, т. е. спрос на инновации определяется спросом на товары (услуги), производимые на основе использования инноваций.
Ключевые слова: инновации, трансферы, коммерциализация.
COMMERCIALIZATION, AS AN EFFECTIVE TOOL OF INNOVATION TRANSFER L. V. Erygina1, E. A. Kustova2, Yu. V. Zhukovskaya2
1 Siberian State Aerospace University named after academician M. F. Reshetnev 31, Krasnoyarsky Rabochy Av., Krasnoyarsk, 660014, Russian Federation
2 Siberian State Aerospace University named after academician M. F. Reshetnev, Aerospace College 31, Krasnoyarsky Rabochy Av., Krasnoyarsk, 660014, Russian Federation . E-mail: [email protected]
The conditions and problems of the formation of innovation market as a mechanism for the spread of high-tech products are studied. Market innovations with many characteristics of the commodity market however, have its own specific features, which are largely determined by the specifics of the proposed product (innovation). Market is characterized by a great variety of goods - innovative projects. According to its global nature; it is a customer market where there is a significant predominance of the supply of goods on demand. Innovation buyers are professionals, and the purpose of the purchase is to increase the competitiveness of the company, that acquire innovations; this market is secondary to the commodity market, i. e. demand for innovation is determined by the demand for goods (services), produced via the use of innovation.
Keywords: innovation, transfer, commercialization.
Рынок научно-технической продукции в нашей стране только еще начинает формироваться. Предпосылки для его развития и полноценного функциони-
рования у нас имеются. В конце концов, он будет составной частью всего рыночного механизма хозяйствования [1].
Организационно-экономические проблемы авиационно-космических, комплексов
Продавцы (разработчики) и покупатели новых разработок сталкиваются с одной и той же проблемой -проблемой эффективного трансфера и коммерциализации накопленного научно-технического задела и проводимых новых НИОКР [2].
Вовлечение в хозяйственный оборот результатов научно-технической деятельности и объектов ИС в сфере науки и технологий (трансфер РНТД) представляет собой осуществляемый в законодательно установленных условиях процесс передачи прав на использование результатов научно-технической деятельности (новаций как носителей новых ценностей -стоимости) другим субъектам инновационной деятельности [7].
Трансфер РНТД учитывает именную ценность новации, интеллектуальный вклад авторов, базируется на оперировании правами как экономической категорией, предопределяющей роль и место ИС в стратегии бизнеса [3].
Трансфер разработок имеет место тогда, когда предприятие-разработчик новой технологии по тем или иным причинам не может успешно коммерциализировать научно-технические разработки, уступая их другому предприятию, или же оно осуществляет целенаправленную деятельность по нетрадиционному использованию этих результатов в других отраслях или областях применения [2]. Трансфер значительно повышает потенциал коммерциализации разработок. Коммерциализация разработок нацелена на получение коммерческого результата и начинается с момента выявления перспектив коммерческого использования новой разработки и кончается реализацией разработки (технологии, полученного с ее помощью товара или оказанной услуги) на рынке и получением коммерческого эффекта. Основные трудности, с которыми сталкиваются при коммерциализации научно-технических разработок:
- превращение научно-технических разработок в товар на рынке технологий;
- выявление, оценка и охрана ИС;
- разработка бизнес-плана и поиск партнеров и инвесторов;
- выбор формы коммерциализации (реализации) на рынке технологий.
Коммерциализация объектов ИС является элементом сложной системы научно-технического сотрудничества, в которую включены различные, постоянно расширяющиеся по мере ускорения научно-технического прогресса и оптимизации международного обмена виды, формы и способы распространения результатов интеллектуальной деятельности.
Виды и формы распространения (трансферта) интеллектуальных продуктов определены их особенностями, а именно, степенью восприимчивости к коммерческому (рыночному) обороту, которая, в свою очередь, обусловлена спецификой приобретения материально-вещественной формы новых знаний, т. е. разновидностями ИС [5].
В процессе введения объектов ИС в рыночный оборот постепенно формируется его важный элемент -механизм, который проявляется в следующих органи-
зационно-экономических формах: уступка исключительного права (продажа прав) - эта форма почти аналогична коммерциализации обычного товара и представляет собой процесс отчуждения-присвоения интеллектуального товара и прав собственности на него; передача прав на использование - осуществляется на основании лицензионного договора, по которому одна сторона (лицензиар) предоставляет право на объем, характер и срок использования прав в отношении объекта ИС другой стороне (лицензиату), который выплачивает соответствующее вознаграждение в форме роялти, паушальных платежей и т. п.; коммерческая реализация объектов ИС в форме ноу-хау [4; 5].
Условием эффективности механизма коммерциализации объектов ИС и в целом результатов интеллектуальной деятельности является обеспечение непрерывного продвижения интеллектуального продукта по всему инновационному циклу. При этом продвижение необходимо рассматривать как коммерциализацию объекта ИС уже с реализации идеи, т. е. с первой стадии инновационного процесса [6].
Библиографические ссылки
1. Аджиев Я. И. Проблемы инфраструктуры инновационной деятельности и пути их решения // Совершенствование предпринимательской деятельности и ее правового обеспечения. М., 2005. Вып. 4. С. 233-237.
2. Горячева И. А. Особенности рынка научно-технической продукции // Татищевские чтения: актуальные проблемы науки и практики : материалы Ме-ждунар. науч. конф. (20-23 апр. 2005, г. Тольятти). Тольятти, 2005. Ч. 2. Актуальные проблемы социально-экономического развития: территориальные и отраслевые аспекты. С. 180-183.
3. Кузнецова С. А. Развитие инновационного рынка как механизма распространения наукоемкой продукции. Новосибирск, 2002. 107 с.
4. Нигматулина Л. Г. Коммерциализация интеллектуальной собственности в переходной экономике : автореф. дис. ... канд. экон. наук. Казань, 2004. 24 с.
5. Нигматулина Л. Г. Особенности коммерциализации интеллектуальной собственности в переходной экономике // Ресурсоэффективность и энергосбережение : тр. V Междунар. симп. (1-2 дек. 2004, г. Казань). Казань, 2005. С. 697-700.
6. Титова Е. С. Современное состояние и тенденции развития российского рынка научно-технической продукции // Сб. тез. докл. на XXXIX науч.-техн. студ. конф. Электросталь. 2005. С. 67-68.
7. Шумянкова Н. В. Коммерциализация результатов научно-технической деятельности. М., 2005. 293 с.
References
1. Adzhiev Frenkel Problems of innovation infrastructure and solutions // Improvement of business and its legal support. M., 2005 Vol. 4 S. 233-237.
2. Goijacheva I. A. Features of scientific and technical products // Tatishchev read: actual problems of science and practice: Proceedings of the international. scientific.
conf. (Togliatti, 20-23 April. 2005). Moscow, 2005 Part 2 Actual problems of socio-economic development: territorial and sectoral aspects. S. 180-183.- Refs .: with. 183 (6 titles.).
3. Kuznetsova S. A. Development of innovative market as a mechanism for the spread of high-tech products. Novosibirsk, 2002. 107 p. Refs .: with. 106-107.
4. Nigmatulina L. G. Commercialization of Intellectual Property in a transition economy: Author. dis. ... Candidate. ehkon. Sciences. Kazan, 2004, 24 p.
5. Nigmatulina L. G. Features commercialization of intellectual property in a transition economy // Resource
Efficiency and Energy Conservation: Tr. V int. Symp. (Kazan, 1-2 December., 2004). Kazan, 2005 S. 697-700.
6. Titova E. S. Current status and trends of development of Russian market of scientific and technical products // Proc. mes. Conf. XXXIX on scientific-technical. stud. conf. Elektrostal, 2005 S. 67-68.
7. Shumyankova N. V. Commercialization of scientific and technological activities. M., 2005. 293.
© Ерыгина Л. В., Кустова Е. А., Жуковская Ю. В., 2014
УДК 65.01;65.011.08.
ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ КОММЕРЦИАЛИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВУЗА
НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ
Ю. В. Жуковская2, Л. В. Ерыгина1, Е. А. Кустова2
1 Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева
Российская Федерация, 660014, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31
E-mail: [email protected]
2 Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева
Аэрокосмический колледж Российская Федерация, 660014, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31
E-mail: [email protected]
Одной из главных задач вуза является достижение научно-образовательной миссии и поддержание экономической эффективности. На каждом этапе коммерциализации своей деятельности вуз сталкивается с рядом проблем.
Ключевые слова: коммерциализация, инновационность, конкуренция, проблема, инновации.
MAJOR ISSUES OF COMMERCIALIZATION OF THE CURRENT HIGHER SCHOOL ACTIVITY
Yu. V. Zhukovskaya2, L. V. Erygina1, E. A. Kustova2
1 Siberian State Aerospace University named after academician M. F. Reshetnev 31, Krasnoyarsky Rabochy Av., Krasnoyarsk, 660014, Russian Federation
2 Siberian State Aerospace University named after academician M. F. Reshetnev, Aerospace College 31, Krasnoyarsky Rabochy Av., Krasnoyarsk, 660014, Russian Federation. E-mail: [email protected]
One of the main tasks of the university is to achieve a scientific and educational mission and to maintain cost-effectiveness. At each stage of the commercialization of their activities university faces a number ofproblems.
Keywords: commercialization, innovation, competition, problem, innovation.
Вопросы выживания высшей школы в настоящее время напрямую связаны с коммерциализацией деятельности вуза. Экономические условия, в которых сегодня находится университет, требует поиска новых источников финансирования, новых технологий управления вузом и новых ролевых схем участников вузовской деятельности. Коммерциализация результатов образовательной и научной деятельности заставляет иначе взглянуть на вузовские процессы. Комплекс образовательных и научных мероприятий дополняется организационными, технологическими,
финансовыми и коммерческими аспектами. В современных условиях коммерциализация деятельности вуза является не просто необходимостью, но становится формулой успешного развития университета [1].
Основная проблема коммерциализации на начальных этапах разработки заключается в недостаточном внимании исследованиям рынка, аудита, конъюнктуры, патентным исследованиям, маркетинговым исследованиям. Это приводит к нерациональному использованию как интеллектуальных, так и финансовых ресурсов [2].