Научная статья на тему 'Параметры инновационных проектов: определение и классификация'

Параметры инновационных проектов: определение и классификация Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
905
90
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПАРАМЕТРЫ ИННОВАЦИОННЫХ ПРОЕКТОВ / PARAMETERS OF INNOVATIVE PROJECTS / УПРАВЛЕНИЕ ИННОВАЦИОННЫМИ ПРОЕКТАМИ / MANAGEMENT OF INNOVATIVE PROJECT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ерыгин Ю. В., Павлова Е. О.

Определено понятие «параметры инновационных проектов», предложена классификация параметров управления инновационными проектами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Ерыгин Ю. В., Павлова Е. О.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CHARACTERISTICS OF INNOVATION PROJECTS: DEFENITION AND CLASSIFICATION

The definition to parameters of innovative projects and their classification for innovative project management are proposed.

Текст научной работы на тему «Параметры инновационных проектов: определение и классификация»

При разработке стратегии развития предприятий ОПК и инвестирования средств в их инновационную деятельность становится необходимой оптимизация инвестиционного портфеля. Участие государства в реализации инновационных проектов ОПК накладывает определенные ограничения на привлечение средств венчурных фондов. В то же время не во все проекты возможно инвестирование кредитных ресурсов.

С одной стороны, участие государства в инвестировании инновационной деятельности проектов предприятий ОПК делает их более привлекательными для других инвесторов, а с другой стороны, имеющиеся ограничения не позволяют предприятиям быть более мобильными и гибкими в выборе источников инвестирования. В связи с этим становится актуальной разработка инструментов управления этим процессом.

Библиографические ссылки

1. Гражданский кодекс РФ (все части) : федер. закон № 58-ФЗ от 21 октября 1994 года : с изм. и доп. [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/.

2. Об обществах с ограниченной ответственностью : федер. закон №14-ФЗ от 14 января 1998 года : с изм. и доп. [Электронный ресурс]. URL: http://base.consultant.ru/cons/ cgi/online.cgi?req = doc;base = LAW;n = 156206.

3. Об акционерных обществах : федер. закон №208-ФЗ от 24 ноября 1995 года : с изм. и доп. [Электронный ресурс]. URL: http://base.consultant.ru/cons/ cgi/online.cgi?req = doc;base = LAW;n = 162649.

4. Википедия - свободная энциклопедия [Электронный ресурс]. URL: https://ru.wikipedia.org/ wiki/Заглавная_страница.

5. К 2020 году ОПК «раскрутит» гражданскую промышленность России, считает Дмитрий Рогозин [Электронный ресурс]. URL: http://vpk.name/news/ 114974_k_2020_godu_opk_raskrutit_grazhdanskuyu_pro myishlennost_rossii_schitaet_dmitrii_rogozin.html.

5. Государственные инвестиции в форме капитальных вложений в свете бюджетного законодательства [Электронный ресурс]. URL: http://bujet.ru/ article/10425.php.

6. Рагозина М. А., Ерыгин Ю. В. Инструменты стратегического планирования производственной программы предприятий ОПК : автореф. / Сиб. гос. аэрокосмич. ун-т. Красноярск, 2011.

References

1. Fedralnyy zakon № 58-ФЗ ot 21 oktyabrya 1994 goda Grazhdanskiy kjdeks RF (vse chasti) (s izmeneniaymi i dopolneniaymi) Available at: http://www.consultant.ru/.

2. Fedralnyy zakon №14-ФЗ ot 14 yanvarya 1998 goda "Ob obschestvah s ogranichennoy otvetstvennostu" (s izmeneniaymi i dopolneniaymi) Available at: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi7req = doc;base = LAW;n = 156206

3. Fedralnyy zakon №208-ФЗ ot 24 noyabrya 1995 goda "Ob akchionernih obshestvah" (s izmeneniaymi i dopolneniaymi) Available at: http://base.consultant.ru/ cons/cgi/online.cgi?req = doc;base = LAW;n = 162649.

4. Wikipedia - svobodnaya jenciklopediay Available at: https://ru.wikipedia.org/wiki/Заглавная_страница.

5. K 2020 godu OPK "raskrutit" grazhdanskuy promyshlinnost Rossii, schitaet Dmitriy Rogozin Available at: http://vpk.name/news/114974_k_2020_godu _opk_raskrutit_grazhdanskuyu_promyishlennost_rossii_s chitaet_dmitrii_rogozin.html.

6. Gosudarstvennye investicii v forme kapitalnyh vlozheniy v svete byudzhetnogo zakonodatelstva Available at: http://bujet.ru/article/10425.php.

7. Ragozina M. A., Erygin YU. V. Instrumenty ctrategicheskogo planirovaniya proizvodstvennoy programmy predpriyatiy OPK: avtoreferat / Sib. gos. aerokos. un-t. Krasnoyarsk, 2011.

© Ерыгин Ю. В., Альшевский К. В., 2014

УДК 338.658

ПАРАМЕТРЫ ИННОВАЦИОННЫХ ПРОЕКТОВ: ОПРЕДЕЛЕНИЕ И КЛАССИФИКАЦИЯ

Ю. В. Ерыгин, Е. О. Павлова

Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева Российская Федерация, 660014, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31

E-mail: [email protected]

Определено понятие «параметры инновационных проектов», предложена классификация параметров управления инновационными проектами.

Ключевые слова: параметры инновационных проектов, управление инновационными проектами.

Организационно-экономические проблемы авиационно-космических, комплексов

CHARACTERISTICS OF INNOVATION PROJECTS: DEFENITION AND CLASSIFICATION

Yu. V. Erygin, E. O. Pavlova

Siberian State Aerospace University named after academician M. F. Reshetnev 31, Krasnoyarsky Rabochy Av., Krasnoyarsk, 660014, Russian Federation E-mail: [email protected]

The definition to parameters of innovative projects and their classification for innovative project management are proposed.

Keywords: parameters of innovative projects, management of innovative project.

Инновационное развитие предприятий ОПК связано с реализацией высокотехнологичных проектов, формирующихся в рамках программ инновационного развития.

Инновационные проекты программ инновационного развития должны обеспечивать концентрацию ресурсов и повышение эффективности управления прикладными НИОКР, которые ориентированы на коммерциализацию получаемых результатов.

Основными отличительными признаками инновационного проекта являются:

1. Цель - желаемый результат деятельности, достигаемый в пределах установленного интервала времени.

2. Ограниченность во времени для достижения конкретных целей.

3. Неповторимость - высокая степень новизны.

4. Ограниченность ресурсов.

Управление инновационными проектами - это управление изменениями, которые должны быть произведены в определенный период времени, в течение которого должно произойти создание, производство и реализация нового вида продукции или технологии с целью получения прибыли или другого полезного эффекта [1].

При планировании программы инновационного развития перед специалистами на предприятиях ОПК

ставятся задачи управления параметрами инновационных проектов. Определение «параметр» (от греч. parametron - отмеривающий) в математике - величина, числовое значение, которое позволяет выделить определенный элемент из множества элементов [2]. Для инновационных проектов термин «параметры» -это характеристики, определяющие условия и ограничения для их реализации.

Классификация параметров управления инновационными проектами представлена в таблице.

На уровне стратегического управления формируется программа инновационного развития; на данной стадии устанавливаются два главных параметра - это время и стоимость инновационного проекта. В зависимости от типа поставленной задачи на уровне текущего управления формируется производственная программа и оцениваются возможности предприятия и уровень развития технологических процессов. Параметры инновационного проекта выступают как обеспечивающие компоненты работ по проекту, включающие исполнителей, энергию, материалы, оборудование и т. д. Соответственно, с каждой работой можно связать функцию потребности и возможности обеспечения ресурсами.

Следовательно, основной задачей управления параметрами инновационных проектов является оптимальное распределение средств.

Классификация параметров управления инновационными проектами

Признак Класс

Управленческие Стратегическое; текущее; оперативно-календарное

Стоимостные Общая потребность инвестиций в инновационный проект; уровень цен на ресурсы для реализации инновационного проекта

Временные Срок для реализации инновационного проекта (долгосрочные, среднесрочные, краткосрочные)

Ресурсные Материально-технические (сырье, материалы, топливо, энергия, располагаемые площади, рабочие места, связь, транспорт, оборудование) Трудовые (состав и квалификация руководителей, специалистов, рабочих, принимающих участие в реализации инновационного проекта); финансовые возможные источники финансирования (собственные/заемные средства, поступления - кредиты, прибыль от продаж; вычеты - плата по кредитам, зарплата, затраты на внедрение и модернизацию производства, приобретение комплектующих)

Технологические Уровень развития технологического процесса; увеличение доли рынка в результате внедрения улучшенной технологии; средняя продолжительность разработки одного новшества

Информационные Наличие патентов; лицензий; ноу-хау; научно-технической документации; коммерческой/экономической информации

Таким образом, параметры инновационного проекта - это характеристики, выступающие как обеспечивающие компоненты работ по проекту, поэтому эффективное управление определенной группой параметров дает возможность достигать конечной цели инновационного проекта.

Библиографические ссылки

1. Селиванов С. Г., Гузаиров М. Б., Кутин А. А., Инноватика : учебник для вузов. М. : Машиностроение, 2013. 640 с.

2. Большой энциклопедический словарь [Электронный ресурс]. URL: http://www.slovopedia. com/4/207/661810.html.

References

1. Selivanov С. G., Guzairov M. B.,. Kutin A. A. Innovation, a Textbook for high schools. M. : Mashinostroenie, 2013, р. 640.

2. The great encyclopedic dictionary. Available at: http ://www.slovopedia.com/4/207/661810.html.

© Ерыгин Ю. В., Павлова Е. О.,2014

УДК 65.01;65.011.08

КОММЕРЦИАЛИЗАЦИЯ КАК ЭФФЕКТИВНЫЙ ИНСТРУМЕНТ ТРАНСФЕРА ИННОВАЦИЙ

Л. В. Ерыгина1, Е. А. Кустова2, Ю. В. Жуковская2

1 Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева

Российская Федерация, 660014, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31

E-mail: [email protected]

2 Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева

Аэрокосмический колледж Российская Федерация, 660014, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31

E-mail: [email protected]

Представлено изучение условий и проблем формирования рынка инноваций как механизма распространения наукоемкой продукции. Обладая многими чертами товарного рынка, рынок инноваций, вместе с тем, имеет свою специфику, которая во многом определяется спецификой предлагаемого товара (инноваций): рынок характеризуется огромным разнообразием товаров - инновационных проектов; имеет глобальный характер; по своей природе это рынок покупателя, где имеет место значительное преобладание предложения товаров над спросом; покупателями инноваций являются профессионалы, а цель покупки заключается в повышении конкурентоспособности фирмы, приобретающей инновации; этот рынок вторичен по отношению к товарному рынку, т. е. спрос на инновации определяется спросом на товары (услуги), производимые на основе использования инноваций.

Ключевые слова: инновации, трансферы, коммерциализация.

COMMERCIALIZATION, AS AN EFFECTIVE TOOL OF INNOVATION TRANSFER L. V. Erygina1, E. A. Kustova2, Yu. V. Zhukovskaya2

1 Siberian State Aerospace University named after academician M. F. Reshetnev 31, Krasnoyarsky Rabochy Av., Krasnoyarsk, 660014, Russian Federation

2 Siberian State Aerospace University named after academician M. F. Reshetnev, Aerospace College 31, Krasnoyarsky Rabochy Av., Krasnoyarsk, 660014, Russian Federation . E-mail: [email protected]

The conditions and problems of the formation of innovation market as a mechanism for the spread of high-tech products are studied. Market innovations with many characteristics of the commodity market however, have its own specific features, which are largely determined by the specifics of the proposed product (innovation). Market is characterized by a great variety of goods - innovative projects. According to its global nature; it is a customer market where there is a significant predominance of the supply of goods on demand. Innovation buyers are professionals, and the purpose of the purchase is to increase the competitiveness of the company, that acquire innovations; this market is secondary to the commodity market, i. e. demand for innovation is determined by the demand for goods (services), produced via the use of innovation.

Keywords: innovation, transfer, commercialization.

Рынок научно-технической продукции в нашей стране только еще начинает формироваться. Предпосылки для его развития и полноценного функциони-

рования у нас имеются. В конце концов, он будет составной частью всего рыночного механизма хозяйствования [1].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.