Прокопенко Т.И., Агеев А.В., Резенькова Н.В. Коммерческие аспекты проведения спортивных соревнований
ПЕЛНГОГПЧЕСКПЕ ИНУКП
КОММЕРЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОВЕДЕНИЯ СПОРТИВНЫХ СОРЕВНОВАНИЙ
Т.И. Прокопенко, А.В. Агеев, Н.В. Резенькова
COMMERCIAL ASPECTS OF HOLDING SPORTING EVENTS
Prokopenko T.I., Ageev A.V., Rezenkova N.V.
The article uncovers the role of commerce in preparation, organization an holding sporting events at different levels; present the analysis of marketing policy in selling ticket for sporting events and rights for their TV- broadcasting with profits of licensing, advertizing- sponsoring, publishing and other commercial activities and also considers the problems of law breaking in this sphere.
В статье раскрывается роль коммерции в подготовке, организации и проведения спортивных соревнований на различных уровнях. Анализ маркетинговой политики в области продажи билетов на соревнования и прав их на телетрансляцию с доходами от лицензионной рекламно-спонсорской издательской и другой коммерческой деятельности. А также проблемы>1 правонарушений в данной сфере.
Ключевые слова: спорт, спортивное право, коммерциализация спорта, профессиональный спорт.
УДК 796/799:347.77
В течение многих лет в нашей стране физическая культура являлась составной частью духовного и физического воспитания народа. Спорт высших достижений был направлен на престиж государства на мировой арене. Мало кто обращал внимание на другую сторону этого феномена человечества, что физическая культура и спорт станут предметом коммерческой деятельности.
С момента зарождения организованного спорта и появления спортивных организаций соревновательная деятельность спортсменов, или то, что мы называем спортивным соревнованием (состязанием), не только позволяет выявить победителя, но и всегда привлекает внимание той части общества, которая относится к любителям спорта и зрителям. И если на ранних этапах развития спорта главной целью проведения соревнований являлось определение победителя, то с появлением организованного спорта к этой чисто спортивной цели соревнования добавилось еще и коммерческое извлечение доходов от проведения соревнований.
Появление спортивных организаций (команд, клубов, федераций, ассоциаций, союзов и т.д.) прежде всего с целью проведения спортивных соревнований, составление спортивного календаря и места проведения стали одной из основных функций спортивных организаций любого масштаба и уровня. Но если раньше, а во многих странах и сегодня, эту функцию выполняли сами спортивные организации, то в конце XX ве-
ка в ряде стран появились специализированные агентства, взявшие на себя выполнение этой задачи. То есть спортивные организации, и прежде всего международные, оставили за собой разработку и утверждение положений о соревнованиях, выбор места их проведения, контроль за их подготовкой и проведением. Остальные же задачи, непосредственно связанные с организацией и проведением спортивных соревнований, выполняют другие учреждения и специализированные агентства или общественные спортивные организации (в зависимости от страны, национальной модели спортивного движения, традиций, социально-экономических условий и т.д.).
Когда создавались международные спортивные организации мало кто из спортивных руководителей задумывался о коммерческой стороне проведения международных соревнований. Тем более, что в Олимпийской Хартии Международного олимпийского комитета (МОК) имелось так нназываемое правило 26, запрещающее получение спортсменами любой финансовой или материальной выгоды от участия в спортивных соревнованиях. Кроме того, никому не разрешалось извлекать прибыль от проведения олимпийских игр. И если такая прибыль имела место, то эти средства могли быть использованы только на развитие олимпийского движения. Международные спортивные организации следовали этим правилам.
Произошедшая коммерциализация спорта не могла не повлиять на организацию и проведение соревнований.
Исторически коммерциализация спорта началась с продажи билетов на соревнования, т.е. на национальном уровне. Особенно наглядно это видно на примере зарождения американского профессионального спорта. Именно в США во второй половине XIX века произошло официальное разделение спортивных организаций на любительские и профессиональные.
С начала 80-х годов любительский спорт высших достижений стал рассматриваться как «товар», и меркантилизм в деятельности международной спортивной орга-
низации, в особенности при проведении спортивных соревнований, стал одной из основных их целей. А спортсмены стали извлекать доходы от участия, а тем более от победы или установления мировых рекордов в соревнованиях.
Рассматривая принципиальные различия между профессиональным и олимпийским спортом, первой отличительной особенностью профессионального спорта является ориентация на развитие зрелищных видов спорта, приносящих доход. Причем в профессиональном спорте, как правило, календарь соревнований более насыщен, а конкуренция между командами и спортсменами более жесткая.
Профессиональный спорт получил в нашей стране официальное признание и утверждение в правах в связи с включением в Основы законодательства Российской Федерации о физической культуре и спорте (апрель 1993 г.) специальной статьи. В ней (статья 23) говориться, что профессиональный спорт, коммерческо-спортивная деятельность, предусматривающая экономическую эффективность и высокую информационно-развлекательную ценность спортивно-зрелищных мероприятий.
Вокруг спорта сосредоточены огромные финансовые ресурсы без которых невозможно бы вообразить себе проведение Олимпийских игр, чемпионатов мира, других крупных спортивных турниров. Очевидно, что без финансовой поддержки бизнес-общества, без новых технологий, без прогрессивных научных знаний спортсмены не смогли бы достигнуть таких высоких результатов, какие они имеют сейчас (2).
Весьма обстоятельный научный анализ проблем российского профессионального спорта сделал А.В. Починкин (1997, 1998), который отмечает, что реформы оказали огромное влияние на профессиональный спорт в стране, коренным образом изменив его организационные, экономические, правовые, педагогические основы, в значительной мере затронув и функциональную ориентацию (7).
Организационная структура - международные спортивные федерации (МСФ) да
Ш Прокопенко Т.И., Агеев А.В., Резенькова Н.В. Коммерческие аспекты проведения спортивных соревнований
и международные олимпийские комитеты (МОК) предопределяют решение многих вопросов подготовки и проведения международных соревнований и олимпийских игр. Основными членами этих международных спортивных организаций являются национальные спортивные организации. В первом случае это Национальные спортивные федерации (НСФ), а во-вторых - Национальные олимпийские комитеты (НОК). Причем международные спортивные федерации (МСФ) являются самостоятельными спортивными организациями, не подчиняющимися в своей деятельности никакому другому международному объединению, за исключением международного олимпийского комитета (МОК), который определяет программу и правила проведения олимпийских игр. Однако здесь МСФ полностью ответственны за техническое руководство соревнованиями по своему виду спорта.
Выбирая на своем исполкоме, а в случае МОК - на сессии, место проведения чемпионата мира, континента или олимпийских игр, МСФ и МОК поручают затем проведение соревнования НСФ или НОКу, на территории которых оно проводится. Для этих целей НСО создают свои организационные комитеты.
Таким же образом действуют и многие НСО или НСФ в подавляющем большинстве стран, поручая подготовку и проведение национальных чемпионатов и других национальных соревнований своим территориальным спортивным организациям. Но в этом случае могут быть свои особенности, так как в некоторых странах имеются государственные спортивные органы, отвечающие за развитие спорта в стране.
Многие МСФ, и в частности ФИФА, работают сегодня над тем, чтобы войти в XXI в. с единым международным календарем соревнований. Президент ФИФА Й. Блаттер рассматривает создание такого календаря как важный этап в поддержании соревновательного духа в футболе в новом тысячелетии. «Введя единый календарь, упростится система управления футболом во всем мире, устранятся противоречия между клубами и национальными ассоциациями,
уменьшится количество игр футболистов за сезон, что сделает игру более привлекательной для болельщиков».
Следует предполагать, что в XXI в. многие федерации по игровым видам спорта пойдут по пути Международной федерации волейбола и созданию мировых лиг, в которых будут выступать или лучшие клубные команды, или сборные команды стран. Хотелось бы обратить внимание на тенденцию, которая стала проявляться в организации и проведении соревнований во многих странах. Речь идет о привлечении добровольных помощников. Следует признать, что организации крупных соревнований (Олимпийских игр, чемпионатов мира, континентов, стран и т.д.) практически невозможно сегодня без участия добровольцев. Но их участие в этом процессе за последние годы также потерпело существенные изменения. Если организаторы соревнований привлекали действительно добровольцев на общественных началах, то их стали поощрять спортивной униформой и организованным питанием. А многие организаторы соревнований стали платить добровольцам за их участие. И это вполне понятно, так как проведение соревнований по ряду видов спорта начало приносит солидные доходы.
Государство не может полностью обеспечить материальные и финансовые потребности развития физкультуры и спорта, однако оно может создать условия, при которых не безразличные к спорту юридические и физические лица могли бы добровольно принять участие в поддержке физкультуры и спорта. Для этого законодатель провозгласил поощрение меценатства и благотворительности.
Государственные спортивные организации (на любом уровне) и общественные спортивные организации среди своих отличительных особенностей имеют одну функцию, тесно связанную с проведением соревнований. Эта функция отнимает столько сил и средств, что на выполнение своих основных задач (разработка спортивной политики, законотворческая деятельность, координация деятельности всех спортивных органи-
заций в стране и т.д.) не остается времени, да и средств.
Сегодня, когда во многих странах, и прежде всего в России, значительно сокращается выделение средств из государственного бюджета на развитие спорта и деятельность спортивных организаций, проведение соревнований становится одним из основных источников доходов организаций, прерогативой которых является их проведение. Конечно, общественные спортивные организации могут и сами заниматься подготовкой и проведением своих соревнований. И хотя многие из них для оптимизации этих доходов стали создавать свои маркетинговые службы, профессиональный уровень сотрудников этих служб оставляет желать лучшего. Тем более, что во многих странах подготовкой таких специалистов в спортивных вузах или факультетах физической культуры никто пока серьезно не занимается (за исключением США). Да и наука стоит в стороне, скажем, от анализа посещаемости спортивных соревнований в разных странах.
Подготовкой и проведением соревнований на международном и национальном, а в некоторых случаях на региональном и городском уровнях должны заниматься специализированные агентства по договорам со спортивными организациями, которым принадлежат права на их проведение. Причем в этих договорах должны находить место и организационные, и финансовые вопросы. К примеру, в российских условиях не только выделения средств, скажем, из бюджетов спортивных организаций, но и проведение маркетинговой политики в области продажи билетов на соревнования и прав на их телетрансляцию с доходами от лицензионной, рекламно-спонсорской, издательской и другой коммерческой деятельности связаны с проведением данного соревнования.
В этой связи особо следует остановиться на деятельности спортивных организаций в области продажи прав на их радио- и телетрансляции. В ряде МСО (МОК, ФИФА, ИААФ и др.) и в ряде стран, прежде всего США, продажа прав на трансляцию соревнований стала одним из основных источников доходов спортивных организаций и ор-
ганизаторов соревнований. Так, доходы организационных комитетов олимпийских игр (ОКОИ) от продажи прав на их телетрансляцию, которые затем распределяются между МОК, МСФ, НОК и ОКОИ, стали исчисляться сотнями миллионов долларов. После серьезной критики о зависимости от телевидения и принятия новой маркетинговой политики МОК сумел относительно снизить долю теледоходов в общей сумме от проведения Олимпийских игр.
К примеру, если теледоходы ОКОИ зимних Олимпийских игр 1994 г. в Лилле-хаммере составляли 68% (355 млн.долл.), то в 1998 г. в Нагано они уже были менее 50% (513 млн. долл.). На Олимпиаде 1996 г. в Атланте доля теледоходов в бюджете ОКОИ уже снизилась до 34%, или 895 млн. долл.
XIX зимние Олимпийские игры в Солт-Лэйк-Сити 2002 г. принесли Международному олимпийскому комитету выручку в размере 13 905 млн. долларов США, из которых 443 млн. составил оборот от продажи прав на трансляцию. По оценке Международного олимпийского комитета Организационный комитет олимпийских игр в Афинах только от продажи на трансляцию получил не менее 960 млн. долларов США, что составил приблизительно 60% операционного бюджета этих Олимпийских игр. Средства, полученные Международным олимпийским комитетом от проведения Олимпийских игр, являются основным источником его доходов. Примерно 92% из этих средств идет на финансирование национальных олимпийских комитетов, международных спортивных федераций и организационных комитетов Олимпийских игр (2).
Анализируя деятельность МСО в области продажи прав на трансляцию соревнований, следует отметить, что некоторые из них, в частности ФИФА, ИААФ, не передают их в ведение организаторов соревнований, а сами занимаются продажей телеправ на трансляции чемпионатов мира по футболу и легкой атлетике или Гран-при по легкой атлетике. Кроме того, в МОК появилась новая тенденция, связанная с продажей телеправ в пакете сразу нескольких Олимпийских игр. Ради объективности необходимо
Ш Прокопенко Т.И., Агеев А.В., Резенькова Н.В. Коммерческие аспекты проведения спортивных соревнований
подчеркнуть, что профессиональные лиги в США по американскому футболу, бейсболу, баскетболу и хоккею уже эту тактику, которая привела к резкому росту стоимости телеправ. И сегодня Национальная футбольная лига (НФЛ) и ее клубы получают около 70% доходов от продажи телеправ на трансляцию футбольных матчей. Последний телеконтракт заключен НФЛ с национальными телекомпаниями США на рекордную в истории спорта и шоу-бизнесе сумму в размере 17,5 миллиардов долларов.
Не случайно в марте 1999 г. российские спортивные организации обратились в адрес руководителей телекомпаний России. В этом обращении подчеркивается, что 90-е годы привнесли в российскую экономику, включая и спорт, рыночные отношения. Однако эта рыночная концепция не коснулась отношений между российскими телекомпаниями со спортивными организациями, которые являются обладателями прав на их проведение, а зачастую и их организаторами. К сожалению, телекомпании России не рассматривают пока спортивные соревнования (исключение футбол) как «товар» и не приобретают телеправ на их трансляцию. Сейчас, в начале XXI в., можно сказать, что телекомпании России начинают принимать участие в финансировании российских спортивных организаций, приобретая у них телеправа на трансляцию соревнований.
Трансляция спортивных соревнований (например, по телевидению) помимо непосредственной пропаганды спорта, может решить множество проблем финансового характера. Последние в условиях хронического бюджетного недофинансирования просто неизбежны, если не искать альтернативных путей, не противоречащих духу и букве олимпийских соглашений.
Международное спортивное движение окончательно превратилось в погоню за рекордами, достижениями высших результатов любой ценой, на пределе человеческих возможностей.
Спорт, этот многоликий социальный субстрат, сегодня сформировал ряд актуальных «черных» социальных проблем, среди
которых проблемы уголовных правонарушений в данной сфере.
Нормами уголовного права некоторые виды спортивной деятельности вообще могут быть запрещены. Так, прямое отношение к деятельности некоторых спортивных и военно-спортивных организаций имеет ст. 239 УК РФ, предусматривающие уголовную ответственность за организацию объединения, посягающего на личность и права граждан. Известно, что еще в советский период организовались подпольные организации или клубы, основная деятельность которых заключалась в организации коммерческих боев. Бои на таких соревнованиях или мероприятиях нередко оканчивались смертью одного из бойцов. В постсоветский период подход к коммерческим боям стал более мягким. Многие подпольные секции и клубы легализовались.
Между тем УК РФ предусматривает ответственность за организацию клубов и секций, где основной целью проведения коммерческих боев является демонстрация тяжелых увечий, наносимых участникам таких мероприятий, иногда с летальным исходом. Так, в соответствии со ст. 239 УК РФ создание религиозного или общественного объединения, деятельность которого сопряжена с насилием над гражданами или иным причинением вреда их здоровью либо с побуждением граждан к отказу от исполнения гражданских обязанностей или к совершению иных противоправных деяний, а равно руководство таким объединением наказывается штрафом в размере до 200 тыс. руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 18 месяцев либо лишением свободы на срок до трех лет (1).
Одной из проблем является коррупция в спорте (подкуп судей, «договорные матчи»), которая в конечном счете подрывает саму сущность спортивного движения. Уголовное преследование, применяемое по отношению преступления, связанным с коррупцией в спорте, становится все более злободневным. Гонорары и призы в спорте стремительно растут, что, в свою очередь, увеличивает и искушение совершить преступление.
Статья 184 УК РФ предусматривает ответственность за подкуп спортсменов, спортивных судей, тренеров, руководителей команд и других участников или организаторов профессиональных спортивных соревнований, а также организаторов или членов жюри зрелищных коммерческих конкурсов с целью оказания влияния на результаты этих соревнований или конкурсов. Такое деяние наказывается штрафом в размере до 200 тыс. рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 18 месяцев, либо обязательными работами на срок от 120 до 180 ч, либо исправительными работами на срок от шести месяцев до одного года, либо арестом на срок до трех месяцев. То же деяние, совершенное организованной группой, наказывается штрафом в размере от 100 тыс. до 300 тыс. руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет либо лишением свободы на срок до пяти лет.
Незаконное получение спортсменами денег, ценных бумаг или иного имущества, переданным им в целях оказания влияния на результаты указанных соревнований, а равно незаконное пользование спортсменами услугами имущественного характера, предоставленными им в тех же целях, наказываются штрафами в размере до 300 тыс. руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до двух лет, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет, либо арестом на срок от четырех до шести месяцев.
Незаконное получение денег, ценных бумаг или иного имущества, незаконное пользование услугами имущественного характера спортивными судьями, тренерами, руководителями команд и другими участниками или организаторами профессиональных спортивных соревнований, а равно организаторами или членами жюри зрелищных коммерческих конкурсов в целях оказания влияния на результаты указанных соревнований, наказываются штрафом в размере от 100 тыс. до 300 тыс. руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденно-
го за период от одного года до двух лет либо лишением свободы на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.
Ряд спортивных скандалов, разразившихся в современном мире, детерминируют необходимость применения в сфере спорта уголовной ответственности за принуждение к совершению сделки или к отказу от ее совершения, предусмотренной ст. 179 УК РФ. Олимпийские принципы, некогда сформированные лишь с целью приобщения человека к физическому и духовному совершенству, стремительно уступают место коммерческому расчету и материальной выгоде, а все, что связано со спортом, превращается в предмет коммерческих сделок. Спортсмены становятся предметом коммерческих контрактов, которые не редко на сегодняшний день совершаются с нарушением закона. Например, для того чтобы снизить стоимость перспективного спортсмена, в процессе заключения с ним контракта подчас могут использоваться различные формы давления или принуждения. Допинговые скандалы последних лет позволяют размышлять и о таких ситуациях, когда по результатам соответствующих анализов на спортсмена может быть оказано давление под страхом разглашения подробностей результатов теста. Давление также может выражаться в угрозе разглашения иных сведений о спортсмене или членах его семьи. Практика показывает, что именно такими противоправными методами некоторые спортивные клубы добиваются выгодных контрактов с профессиональными спортсменами.
В соответствии со ст. 179 УК РФ к совершении сделки или к отказу от ее совершения под угрозой применения насилия, уничтожения или повреждения чужого имущества, а равно распространениям сведений, которые могут причинить существенный вред правам и законным интересам потерпевшего или его близких, при отсутствии признаков вымогательства наказывается ограничением свободы на срок до трех лет, либо арестом на срок от трех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до
Ш Прокопенко Т.И., Агеев А.В., Резенькова Н.В. Коммерческие аспекты проведения спортивных соревнований
двух лет со штрафом в размере до 80 тыс. руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев либо без такового. То же деяние, совершенное с применением насилия или организованной группой, наказывается лишением свободы на срок от пяти до десяти лет. В современном спорте применение насилия может иметь место в случае отказа от участия в соревнованиях или заключения соответствующего контракта. Таким образом, любое давление на спортсмена или организацию с целью заключить выгодный контракт должно квалифицироваться по ст. 179 УК РФ (1).
Одним из прямых последствий становления спорта как самостоятельного бизнеса неизбежно стало значительное увеличение числа так называемых "спортивных споров". Спортивные споры имеют место, как на национальном, так и на международном уровне. Понятно, что точной статистики о количестве спортивных споров, рассмотренных государственными или третейскими судами, ни в одной стране, в том числе в России, не существует. Однако показательной может быть практика Спортивного арбитражного суда (от англ. Court of Arbitration for Sport\ фр.ТпЬипа1 Arbital du Sport), который находится в г. Лозанне (Швейцария).
Круг сторон спортивных споров чрезвычайно широк. Ими могут быть как непосредственно спортсмены и спортивные организации, так и компании, не имеющие прямого отношения к спорту, такие как телевизионные и радиовещательные каналы, спонсоры, агенты, производители спортивных товаров и т.д.
По предмету спортивные споры можно условно подразделить на четыре группы. Во-первых, это споры, касающиеся исключительно коммерческой стороны правоотношений в области спорта. Во-вторых, это споры между спортсменами и спортивными организациями, связанные с вопросами найма и трудоустройства спортсменов. В-третьих, это споры между спортивными организациями в отношении распределения между ними функций и полномочий. В-
четвертых, это споры по поводу дисциплинарных санкций, применяемых спортивными организациями к своим членам и участникам - индивидуальным и коллективным.
На рубеже нового тысячелетия традиционный характер взаимоотношений спортивных организаций, владеющих правами на проведение определенных соревнований, и их организаторами (в тех случаях, когда их проведение поручается другой организации) претерпели существенные изменения. Спортивные соревнования, став зрелищной услугой, «товаром», начали носить не только спортивный, но и коммерческий характер. И это надо учитывать при определении спортивной политики.
ЛИТЕРАТУРА
1. Алексеев С. В. Спортивное право России / Под ред. проф. П.В. Крашенинникова. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право, 2005.
2. Брилиантова А.М. Спортивный арбитраж как способ рассмотрения споров в области спорта(сравнительно-правовой аспект) // Теория и практика физической культуры. -2004. - № 6.
3. Галкин В.В. Экономика спорта и спортивный бизнес: Учебное пособие. - М.: КНО-РУС, 2006.
4. Гуськов С.И. Любитель или профессионал? -М.: Знание, 1998.
5. Гуськов С. И. Спонсор и спорт. - М.: МЦНТИ, 1995.
6. Гуськов С.И., Гуськов С.С. Телевидение и спорт. - М.: Полиграф сервис, 2000.
7. Жолдак В.И., Квартальнов В.А. Менеджмент спорта и туризма. - М: Советский спорт, 2000.
8. Карпов А.В. Психология менеджмента. - М., 2003.
9. Кузин В.В. Экономика физической культуры и спорта. - М., 2001.
Об авторе
Прокопенко Татьяна Ивановна, Ставропольский государственный университет, кандидат педагогических наук, доцент кафедры физической культуры, председатель спортивного клуба. Сфера научных интересов - современные социальные технологии в менеджменте физической культуры и спорта. Опубликовано всего более 40 работ.
Ык - sgu@yandex.ru
Агеев Алексей Викторович, Ставропольский государственный университет, кандидат исторических наук, доцент кафедры физической культуры. Сфера научных интересов - физкультурно-спортивное движение как элемент социальной сферы и опыт его развития в регионе. kfk-sgu@yandex.ru
Резенькова Надежда Владимировна, СевероКавказский государственный университет, кандидат педагогических наук, доцент кафедры физической культуры. Сфера научных интересов -менеджмент спортивно-оздоровительного туризма.
к£к - sgu@yandex.ru