А.В. Козлов
Козлов Александр Викторович — доцент кафедры уголовного права и уголовного процесса Нижегородского филиала
Государственного университета — Высшей школы экономики, кандидат юридических наук, доцент
E-mail: [email protected]
Коммерческая тайна как предмет преступления, предусмотренного статьей 183 Уголовного кодекса Российской Федерации
В данной статье коммерческая тайна рассматривается как предмет преступления, предусмотренного статьей 183 Уголовного кодекса Российской Федерации. Автор анализирует существующие дефиниции коммерческой тайны, выделяет и раскрывает ее признаки.
Trade secrets as the target of crime provided by the Article 183 of the Russian Federation Criminal Code
are considered. The author analyses present definitions of the «trade secret», emphasizes and reveals its features.
Коммерческая тайна является одним из видов тайн, охраняемых уголовным законом. Уголовная ответственность за преступные посягательства на коммерческую тайну предусмотрена в статье 183 УК РФ. Учитывая бланкетность данной статьи, при анализе того, что понимается под коммерческой тайной, необходимо обратиться к гражданскому законодательству России. При этом следует помнить, что в действующем отечественном гражданском законодательстве термины «коммерческая тайна» и «секреты производства (ноу-хау)» рассматриваются как синонимы.
Согласно статье 1465 ГК РФ «секретами производства (ноу-хау) признаются сведения любого характера (производственные, технические, экономические, организационные и другие), в том числе о результатах интеллектуальной деятельности в научно-технической сфере, а также сведения о способах осуществления профессиональной деятельности, которые имеют действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности их третьим лицам, к которым у третьих лиц нет свободного доступа на законном основании и в отношении которых обладателем таких сведений введен режим коммерческой тайны».
Согласно пункту 1 статьи 3 Федерального закона «О коммерческой тайне» от 29 июля 2004 года № 98-ФЗ1 (далее — Закон о коммерческой тайне) под коммерческой тайной понимается конфиденциальность информации, позволяющая ее обладателю при существующих или возможных обстоятельствах увеличить доходы, избежать неоправданных расходов, сохранить положение на рынке товаров, работ, услуг или получить иную коммерческую выгоду.
В свою очередь, согласно пункту 2 статьи 3 Закона о коммерческой тайне информация, составляющая коммерческую тайну, — научно-техническая, технологическая, производственная, финансово-экономическая или иная (в том числе составляющая секреты производства (ноу-хау)), которая имеет действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности ее третьим лицам, к которой нет свободного доступа на законном основании и в отношении которой обладателем такой информации введен режим коммерческой тайны.
Таким образом, действующее российское законодательство содержит три определения коммерческой тайны. При этом определения, данные в статье 1465 ГК РФ и пункте 2 статьи 3 Закона о коммерческой тайне, схожи и раскрывают сущность коммерческой тайны. В то время как определение, данное в пункте 1 статьи 3 Закона о коммерческой тайне, раскрывает назначение коммерческой тайны.
На основе данных определений можно выделить следующие признаки коммерческой тайны:
1. Признак первый — коммерческой тайной могут быть сведения любого характера2. Именно поэтому исчерпывающего перечня таких сведений нет. В нормативно-правовых актах законодатель, если и прибегает к детализации того, что понимается под коммерческой тайной, неизбежно заканчивает предложение фразой «и другие». Так, например, согласно статье 1465 ГК РФ секретами производства (ноу-хау) признаются сведения любого характера (производственные, технические, экономические, организационные и другие). В соответствии с пунктом 2 статьи 3 Закона о коммерческой тайне информация, составляющая коммерческую
тайну, — научно-техническая, технологическая, производственная, финансово-экономическая или иная информация.
Е. Химчук справедливо указывает, что коммерческая тайна носит универсальный характер, под нее могут быть подведены самые разные сведения3. А. Осипенко отмечает, что обладатель информации, которому закон дает право самостоятельно придавать статус коммерческой тайны, может при желании отнести к тайне самый широкий круг сведений4.
О. Шерстнева отмечает, что, «предоставляя право обладателю самостоятельно определять круг сведений, составляющих коммерческую тайну, закон дает право засекретить в принципе всю информацию о деятельности организации, а также о самой организации, за исключением сведений, которые не могут составлять коммерческую тайну. Но в каждом конкретном случае обладатель коммерческой тайны должен исходить из целей целесообразности и экономической ценности (важности) засекречивания тех или иных сведений»5.
В практике правоохранительных органов и судов коммерческой тайной признавались логины и пароли для доступа в Интернет (Следственная часть Следственного управления при МВД Республики Башкортостан); серийные и абонентские номера сотовых телефонов (Следственное управление при УВД Южного административного округа г Москвы); списки клиентуры в сервере ЗАО «Инвестиционная компания ФИНАМ», а также их местоположение (юридические и фактические адреса), идентификационный номер клиентов, условия договоров с клиентами (Первомайский районный суд г. Ростова-на-Дону); клиентская база Росгосстраха, в которой были личные данные страхователей, их адреса и даты окончания договоров ОСАГО (Мировой судья судебного участка № 4 Красногорского района г. Каменска-Уральского); информация об электронных серийных номерах (ESN) и соответствующих им мобильных избирательных (абонентских) номерах (MIN) (Следственная часть Следственного управления при УВД ЮАО г. Москвы) и т. д.
Наиболее подробную классификацию коммерческой тайны, на наш взгляд, приводит Е. Новиков. Он выделяет следующие группы коммерческой тайны:
— сведения о финансовой деятельности (сведения о размере фонда заработной платы, например, дают возможность провести примерную оценку персонала);
— информация о рынке (работа с потенциальными клиентами, например, позволяет увеличить долю продукции предприятия на рынке);
— сведения о производстве, выполнении работ или оказании услуг (объем и ассортимент выпускаемой продукции, например, является важной экономической характеристикой предприятия, дающей представление об используемых предприятием технологиях, о наличии собственного исследовательского центра и т. д.);
— сведения о научных разработках;
— сведения о системе материально-технического обеспечения(потребности в материалах, сырье и т. д., например, дают полное представление о качественном и количественном составе выпускаемой продукции);
— сведения о персонале предприятия (анализ этих сведений дает представление третьим лицам о параметрах производительности труда, уровне производства предприятия и т. д.);
— сведения о принципах управления предприятием (такая информация дает представление о рациональности администрирования);
— сведения о применяемых и перспективных методах управления производством;
— сведения о планах предприятия по расширению своей деятельности;
— иные сведения6.
О. Шерстнева отмечает, что чаще всего к секретам производства относятся:
— сведения о контрагентах, конкурентах, потребителях, о деловых переговорах, коммерческая переписка, сведения о заключенных и планируемых контрактах;
— научно-исследовательские работы, новые технологии производства и выпуска продукции;
— сведения о структуре управления фирмой, не содержащиеся в уставе, оригинальные методы организации управления, система организации труда;
— рыночная стратегия, планы рекламной деятельности;
— планы сбыта продукции;
— анализ конкурентоспособности выпускаемой продукции;
— планирование прибыли, себестоимости;
— ценообразование, методы расчета цен, структура цен, скидки;
— возможные источники финансирования;
— финансовые прогнозы;
— сведения об открытии и закрытии банковских счетов, о наличии движения средств на этих счетах, о каких-либо операциях по этим счетам;
— личные дела сотрудников;
— содержание тестов для проверки вновь принимаемых на работу;
— программы;
— пароли, коды доступа к конфиденциальной информации, расположенной на электронных носителях и др.7
Необходимо помнить, что в Российском законодательстве определен перечень информации, которая не может составлять коммерческую тайну. Основной перечень такой информации содержится в статье 5 Закона о коммерческой тайне, в соответствии с которой режим коммерческой тайны не может быть установлен лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность, в отношении следующих сведений:
1) содержащихся в учредительных документах юридического лица, документах, подтверждающих
факт внесения записей о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях в соответствующие государственные реестры;
2) содержащихся в документах, дающих право на осуществление предпринимательской деятельности;
3) о составе имущества государственного или муниципального унитарного предприятия, государственного учреждения и об использовании ими средств соответствующих бюджетов;
4) о загрязнении окружающей среды, состоянии противопожарной безопасности, санитарно-эпидемиологической и радиационной обстановке, безопасности пищевых продуктов и других факторах, оказывающих негативное воздействие на обеспечение безопасного функционирования производственных объектов, безопасности каждого гражданина и безопасности населения в целом;
5) о численности, о составе работников, о системе оплаты труда, об условиях труда, в том числе об охране труда, о показателях производственного травматизма и профессиональной заболеваемости, и о наличии свободных рабочих мест;
6) о задолженности работодателей по выплате заработной платы и по иным социальным выплатам;
7) о нарушениях законодательства Российской Федерации и фактах привлечения к ответственности за совершение этих нарушений;
8) об условиях конкурсов или аукционов по приватизации объектов государственной или муниципальной собственности;
9) о размерах и структуре доходов некоммерческих организаций, о размерах и составе их имущества, об их расходах, о численности и об оплате труда их работников, об использовании безвозмездного труда граждан в деятельности некоммерческой организации;
10) о перечне лиц, имеющих право действовать без доверенности от имени юридического лица;
11) обязательность раскрытия которых или недопустимость ограничения доступа к которым установлена иными федеральными законами.
Интересным представляется пункт 11 статьи 5 Закона о коммерческой тайне. Его буквальное толкование позволяет сделать вывод, что перечень сведений, которые не могут составлять коммерческую тайну, не исчерпывающий и может быть дополнен в иных законах и нормативно-правовых актах. Причем такие дополнения могут быть сформулированы двумя способами:
1. Через обязанность лиц раскрыть (опубликовать, обнародовать и т. д.) сведения. Например, согласно статье 97 ГК РФ открытое акционерное общество обязано ежегодно публиковать для всеобщего сведения годовой отчет, бухгалтерский баланс, счет прибылей и убытков. Согласно статье 106 ГК РФ хозяйственное общество, которое приобрело более 20% голосующих акций акционерного общества или 20% уставного капитала общества с ограниченной ответственностью, обязано
незамедлительно публиковать сведения об этом в порядке, предусмотренном законами о хозяйственных обществах. Согласно статье 118 ГК РФ фонд обязан ежегодно публиковать отчеты об использовании своего имущества и т. д.
2. Через запрет ограничения допуска к сведениям. Например, согласно части 2 статьи 32 Федерального закона «О некоммерческих организациях» от 12 января 1996 года № 7-ФЗ8 размеры и структура доходов некоммерческой организации, а также сведения о размерах и составе имущества некоммерческой организации, о ее расходах, численности и составе работников, об оплате их труда, об использовании безвозмездного труда граждан в деятельности некоммерческой организации не могут быть предметом коммерческой тайны. Согласно части 7 статьи 19 Федерального закона «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» от 11 августа 1995 года № 135-Ф39 сведения о размерах и структуре доходов благотворительной организации, а также сведения о размерах ее имущества, ее расходах, численности работников, об оплате их труда и о привлечении добровольцев не могут составлять коммерческую тайну. Согласно части 4 статьи 26 Федерального закона РФ «О связи» от 7 июля 2003 года № 126-ФЗ10 информация о выделении, об изменении и изъятии ресурса нумерации конкретного оператора связи не является коммерческой тайной.
2. Второй признак—коммерческая тайна имеет действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу ее неизвестности третьим лицам. Как справедливо отмечают А.Н. Елисеев и И.Е. Шульга, «с юридической точки зрения при отнесении предприятием информации к кругу сведений, составляющих коммерческую тайну, действительная или потенциальная коммерческая ценность таких сведений предполагается и не нуждается в доказывании. Однако в случае возникновения судебного спора перед фирмой возникнет необходимость доказывать суду наличие у информации коммерческой ценности»11.
М.Х. Хакулов понимает под коммерческой ценностью информации способность приносить доход в случае ее использования или возмездной передачи другим лицам, а также приносить ущерб в случае ее разглашения или использования третьими лицами без соответствующих законных оснований. Таким образом, М.Х. Хакулов полагает, что любая информация, представляющая для субъектов предпринимательской деятельности интерес с точки зрения получения прибыли, может быть отнесена к коммерческой тайне12.
Действительная коммерческая ценность информации проявляется в том, что от ее использования фирма уже сегодня получает дополнительные прибыли. Потенциальная коммерческая ценность информации проявляется в том, что от ее использования или передачи третьим лицам фирма планирует получать дополнительные прибыли в будущем.
По смыслу закона действительной или потенциальной коммерческой ценностью коммерческая тайна обладает в силу неизвестности третьим лицам. Для выяснения содержания признака неизвестности третьим лицам специалисты предлагают проанализировать социально-экономический эффект, который складывается в связи с неизвестностью сведений широкому кругу заинтересованных лиц. Так, например, Е.В. Шишмарева отмечает, что неизвестность информации порождает ее дефицит, то есть ограниченность информации как экономического ресурса, который благодаря совокупности своих естественных качественных свойств или характеристик способен удовлетворить имущественные и связанные с ними неимущественные потребности лиц, иметь для них определенное значение13. В связи с этим Е.В. Шишмарева правовое содержание признака неизвестности коммерческой тайны предлагает устанавливать из оценки ее распространенности по кругу лиц, по кругу источников и способов получения такой информации, а также из оценки существенной определенности, новизны сведений как содержания коммерческой тайны. При этом процесс установления неизвестности, по мнению указанного автора, можно подразделить на три этапа:
— установление круга лиц, применительно к которым определяется соответствие информации признаку ее неизвестности;
— установление существенных признаков информации, которая должна быть признана известной для соответствующего круга лиц;
— проведение сравнительного исследования существующих признаков информации, составляющей коммерческую тайну, и общеизвестной информации с целью выявления качественного отличия коммерческой тайны от общеизвестной информации14.
Г. Борзенков и Л. Букалерова одним из признаков коммерческой тайны называют обладание стоимостью независимо от известности ее третьим лицам15. В целом согласимся с данным утверждением. Действительно, например, способ производства товара, снижающий его себестоимость, обладает несомненной коммерческой стоимостью независимо от того, известен он только обладателю или неограниченному кругу лиц. Но отметим, что в некоторых случаях информация, составляющая коммерческую тайну, утрачивает коммерческую стоимость с момента, когда она стала известна третьим лицам. Так, например, цена, за которую футбольный клуб приобрел футболиста, может составлять коммерческую тайну. Ее коммерческая стоимость заключается в том, что в силу незнания стоимости приобретения футболиста другие футбольные клубы могут выкупить его по более высокой цене, чем если бы знали о его действительной стоимости.
3. Третий признак — у третьих лиц нет свободного доступа к коммерческой тайне на законном основании. Данный признак раскрывается про-
сто: если информация может быть получена законным образом любым лицом путем изучения печатных изданий, просмотра открытых данных, то такая информация секретами производства быть не может. По справедливому утверждению А.Н. Елисеева и И.Е. Шульги, даже если информация стала известной неограниченному кругу лиц в результате чьих-то неправомерных действий, то и в этом случае информация автоматически утрачивает статус коммерческой тайны, поскольку лишается одного из обязательных признаков — отсутствия к информации свободного доступа16.
4. Четвертый признак — в отношении информации должен быть введен режим коммерческой тайны. Следует отметить, что термин «режим коммерческой тайны» введен Законом о коммерческой тайне. До принятия указанного Закона вместо режима коммерческой тайны использовалась формулировка «меры по охране конфиденциальной информации».
В соответствии с пунктом 3 статьи 3 Закона о коммерческой тайне под режимом коммерческой тайны понимаются правовые, организационные, технические и иные принимаемые обладателем информации, составляющей коммерческую тайну, меры по охране ее конфиденциальности.
Согласно части 1 статьи 7 Закона о коммерческой тайне права обладателя информации, составляющей коммерческую тайну, возникают с момента установления им в отношении такой информации режима коммерческой тайны. Иными словами, если режим коммерческой тайны ее обладателем не установлен, секреты производства российским законодательством не защищаются и не охраняются.
В соответствии с частями 1, 2 Закона о коммерческой тайне режим коммерческой тайны считается установленным после принятия обладателем информации, составляющей коммерческую тайну, следующих мер:
1) определение перечня информации, составляющей коммерческую тайну;
2) ограничение доступа к информации, составляющей коммерческую тайну, путем установления порядка обращения с этой информацией и контроля за соблюдением такого порядка;
3) учет лиц, получивших доступ к информации, составляющей коммерческую тайну, и (или) лиц, которым такая информация была предоставлена или передана;
4) регулирование отношений по использованию информации, составляющей коммерческую тайну, работниками на основании трудовых договоров и контрагентами на основании гражданско-правовых договоров;
5) нанесение на материальные носители (документы), содержащие информацию, составляющую коммерческую тайну, грифа «Коммерческая тайна» с указанием обладателя этой информации (для юридических лиц — полное наименование и место нахождения, для индивидуальных предпринимате-
лей — фамилия, имя, отчество гражданина, являющегося индивидуальным предпринимателем, и место жительства).
В соответствии с частью 5 статьи 10 Закона о коммерческой тайне меры по охране конфиденциальности информации признаются разумно достаточными, если:
1) исключается доступ к информации, составляющей коммерческую тайну, любых лиц без согласия ее обладателя;
2) обеспечивается возможность использования информации, составляющей коммерческую тайну, работниками и передачи ее контрагентам без нарушения режима коммерческой тайны.
Напомним, что режим коммерческой тайны включает в себя правовые, организационные, технические и иные принимаемые обладателем меры. Возьмем, например, учет лиц, получивших доступ к информации, составляющей коммерческую тайну. Данная мера является правовой, потому что в соответствии с пунктом 3 части 1 Закона о коммерческой тайне она должна быть реализована обладателем коммерческой тайны. Данная мера является организационной, потому что обладатель должен решить, как документально оформить порядок учета лиц, получивших доступ к информации, составляющей коммерческую тайну. И, наконец, данная мера является технической, потому что обладатель должен определить, какие технические средства (сейфы, пароли и т. д.) использовать для учета лиц, получивших доступ к информации, составляющей коммерческую тайну.
Как отмечает А. Осипенко, наибольшая неопределенность возникает с техническими мерами, и указывает, что при их определении судам следует опираться на известное правило, согласно которому степень защиты информации должна соответствовать уровню ее ценности для обладателя17.
Нельзя не обратить внимание на то, что в Законе о коммерческой тайне режим коммерческой тайны сформулирован таким образом, что многие частности отдаются на откуп обладателю коммерческой тайны.
Вместе с тем, отдельными нормативно-правовыми актами предусмотрена детализация режима коммерческой тайны. Так, например, согласно Положению о порядке и сроках хранения документов акционерных обществ, утвержденному Постановлением Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг РФ от 16 июля 2003 года № 03-33/пс18, документы с грифом «Коммерческая тайна» должны находиться в специальных несгораемых шкафах или сейфах. При этом нельзя допускать утерю ключей или передачу их на специальное хранение другим лицам даже из числа особо доверенных19.
В соответствии со статьей 4 Распоряжения Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг РФ «О рекомендации к применению кодекса корпоративного поведения» от 4 апреля 2002 года № 421/р20:
— перечень информации, составляющей коммерческую или служебную тайну, условия доступа к такой информации, а также возможность ее использования определяются обществом с учетом необходимости соблюдения разумного баланса между открытостью общества и стремлением не нанести ущерб его интересам;
— рекомендуется, чтобы совет директоров общества утвердил документ, в котором был бы определен перечень информации, составляющей коммерческую или служебную тайну (далее — конфиденциальная информация), критерии отнесения информации к конфиденциальной, а также порядок доступа к ней. Данный документ может стать составной частью Положения об информационной политике общества;
— в договор с должностными лицами и работниками общества рекомендуется включать условия о неразглашении конфиденциальной информации;
— в обществе должен осуществляться контроль за использованием инсайдерской информации;
— инсайдерской является существенная информация о деятельности общества, акциях и других ценных бумагах общества и сделках с ними, не являющаяся общедоступной и раскрытие которой может оказать существенное влияние на рыночную стоимость акций и других ценных бумаг общества;
— незаконное использование такой информации способно нанести существенный ущерб акционерам и повлечь за собой значительные негативные последствия для финансового состояния общества и его деловой репутации, а также нанести вред российскому фондовому рынку в целом;
— рекомендуется, чтобы контрольно-ревизионная служба общества контролировала соблюдение членами совета директоров, исполнительными органами общества, а также другими сотрудниками норм действующего законодательства и специальных требований, предусмотренных внутренними документами общества, для недопущения конфликта интересов и ограничения злоупотреблений при использовании инсайдерской информации между сотрудниками и подразделениями общества;
— рекомендуется, чтобы совет директоров утвердил документ по использованию инсайдерской информации, который может стать составной частью Положения об информационной политике общества;
— в договор с должностными лицами и работниками общества рекомендуется включать условия о неразглашении инсайдерской информации21.
Напомним, что режим коммерческой тайны является термином, введенным Законом о коммерческой тайне в 2004 году. С этого времени, если такой режим коммерческой тайны не введен, то коммерческая тайна законом не охраняется, следовательно, уголовная ответственность по статье 183 УК РФ исключается. В связи с этим полага-
ем, что установление того, ввел ли обладатель информации режим коммерческой тайны, является предметом доказывания по уголовному делу. Вместе с тем, анализ судебной и следственной практики показывает, что в составляемых следователями документах, приговорах суда термин «режим коммерческой тайны» не упоминается. В связи с этим возникают опасения в качестве предварительного расследования и судебного разбирательства, а следовательно, законности принимаемого по факту посягательства на коммерческую тайну решения.
Названные нами четыре основных признака позволяют с достаточной полнотой раскрыть содержание коммерческой тайны. Хотя в научной литературе выделяют и иные признаки. Так, например, Е. Химчук выделяет следующие дополнительные признаки коммерческой тайны:
— коммерческая тайна представляет собой результат интеллектуальной деятельности;
— коммерческая тайна представляет собой совокупность информации, необходимой для наиболее эффективного осуществления какого-либо производственного процесса;
— возможность получить коммерческую тайну самостоятельно третьими лицами не исключается, но связана со значительной потерей времени или затратами либо вообще затруднена настолько, что ее приобретение у обладателя информации дает существенный экономический эффект;
— не имеет принципиального значения, является ли коммерческая тайна в целом или отдельные ее элементы патентоспособными, важно лишь, что она на данный момент времени не имеет патентной защиты и на нее не поданы заявки на получение патента22.
Примечания
1. Собрание законодательства РФ. — 2004. № 32. — Ст. 3283.
2. См.: Осипенко А. Обеспечение возмещения ущерба при неправомерном доступе к компьютерной информации, составляющей коммерческую тайну // Уголовный процесс. — 2008. — № 3. — С. 75.
3. См.: Химчук Е. Понятие договора о передаче ноу-хау // Право и экономика. — 2006. — № 3. — С. 25.
4. См.: Осипенко А. Указ. соч. — С. 75.
5. Шерстнева О. Защита коммерческой тайны // Право и экономика. — 2006. — № 10. — С. 63.
6. См.: Новиков Е. Коммерческая тайна // Право и экономика. — 2006. — № 4. — С. 91—92.
7. См.: Шерстнева О. Указ. соч. — С. 62.
8. Собрание законодательства РФ. — 1996. — № 3. — Ст. 145.
9. Собрание законодательства РФ. — 1995. — № 33. — Ст. 3340.
10. Собрание законодательства РФ. — 2003. — № 28. — Ст. 2895.
11. Елисеев А.Н. Институциональный анализ интеллектуальной собственности: Учебное пособие / А.Н. Елисеев, И.Е. Шульга. — М., 2005. — С. 152.
12. См.: Хакулов М.Х. Коммерческая тайна как предмет преступления, предусмотренного статьей 183 УК РФ // Российский следователь. — 2006. — № 4. — С. 23.
13. См.: Шишмарева Е.В. Признак коммерческой тайны — неизвестность информации третьим лицам // Юрист. — 2004. — № 8. — С. 26.
14. См. там же.
15. См.: Борзенков Г. Ослабление правовой охраны информации неоправданно / Г. Борзенков, Л. Букалеро-ва // Уголовное право. — 2008. — № 3. — С. 15.
16. См.: Елисеев А.Н. Институциональный анализ интеллектуальной собственности: Учебное пособие / А.Н. Елисеев, И.Е. Шульга. — М., 2005. — С. 153.
17. См.: Осипенко А. Указ. соч. — С. 76.
18. Российская газета. — 2003. — 26 августа.
19. См.: Новиков Е. Указ соч. — С. 94.
20. Вестник ФКЦБ России. — 2002. — № 4.
21. Вестник ФКЦБ России. — 2002. — № 42.
22. См.: Химчук Е. Указ. соч. — С. 25.