Научная статья на тему 'Коммеморативные практики в российском образовании как метод историко–педагогических исследований'

Коммеморативные практики в российском образовании как метод историко–педагогических исследований Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
1492
222
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
коммеморации / история образования / политика памяти / социальная память / коммеморативные практики в образовании / сommemorations / history of education / policy of memory / social memory / commemorative practices in education

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Чуркина Н. И.

Актуальность исследования связана с кризисом в истории образования и педагогической науки, необходимостью поиска новых методов, подходов, тем для осуществления историко–педагогических исследований. Предмет исследования составляют условия и возможности использования концепций и подходов современной исторической науки, в частности, истории памяти в педагогических исследованиях. В статье апробируются отдельные методы изучения коммеморативных практик на материале истории образования России. Делается вывод о необходимости изучения коммемораций в образовании, возможности использования исторического опыта для модернизации, что детерминирует потребность адаптации к задачам педагогических исследований методов и приемов истории памяти, что позволит расширить поле и потенциал историко–педагогических исследований.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMMEMORATIVE PRACTICES IN RUSSIAN EDUCATION AS A MODEL OF HISTORICAL AND PEDAGOGICAL RESEARCHES

The rationale for the present study is the crisis in the history of education and pedagogical science which stipulates the search of new methods, approaches, and issues for conducting historical and pedagogical researches. The subject of the research is conditions and opportunities of applying modern historical concepts and approaches, in particular those of the history of memory, to the pedagogical researches. The article presents approbation of some methods of studying commemorative practices on the material of the Russian Education history. The author concludes that it is necessary to study commemorations in education and it is possible to use historical experience for modernization. This requires adapting methods and techniques of the history of memory to the tasks of pedagogical studies that will allow extending the scope of historical and pedagogical researches and increasing their potential. сommemorations, history of education, policy of memory, social memory, commemorative practices in education

Текст научной работы на тему «Коммеморативные практики в российском образовании как метод историко–педагогических исследований»

ИСТОРИЯ ПЕДАГОГИКИ И ОБРАЗОВАНИЯ

КОММЕМОРАТИВНЫЕ ПРАКТИКИ В РОССИЙСКОМ ОБРАЗОВАНИИ КАК МЕТОД ИСТОРИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ

Актуальность исследования связана с кризисом в истории образования и педагогической науки, необходимостью поиска новых методов, подходов, тем для осуществления историко-педагогических исследований. Предмет исследования составляют условия и возможности использования концепций и подходов современной исторической науки, в частности, истории памяти в педагогических исследованиях. В статье апробируются отдельные методы изучения коммеморативных практик на материале истории образования России. Делается вывод о необходимости изучения коммемора-ций в образовании, возможности использования исторического опыта для модернизации, что детерминирует потребность адаптации к задачам педагогических исследований методов и приемов истории памяти, что позволит расширить поле и потенциал историко-педа-гогических исследований.

Ключевые слова: коммеморации, история образования, политика памяти, социальная память, коммеморативные практики в образовании.

Проблема поиска национальной идеи заставляет современных российских политиков обращаться к прошлому. Его носителем является коллективная (социальная) память, как пишет М. Хальбвакс, «история начинается в тот момент, когда заканчивается традиция,

Чуркина, Н.И. Коммеморативные практики в российском образовании как метод историко-пе-дагогических исследований [Текст] / Н.И. Чуркина // Отечественная и зарубежная педагогика. - 2016. - № 6. - С. 37-44.

Н.И. Чуркина

Доктор педагогических наук, доцент, Омский государственный педагогический университет E-mail: [email protected]

или распадается социальная память» [12,28]. В исторической науке в конце ХХ века появились исследования, посвященные «политике памяти», которая занимается изучением различных общественных практик и норм, связанных с регулированием коллективной памяти.

А. И. Миллер подразумевает под «политикой памяти» различные общественные практики и нормы, связанные с регулированием коллективной памяти: сооружение памятников и музеев, проведение торжеств на государственном или местном уровне, посвященных особо значимым определенным событиям прошлого, акцентирование внимания на одних сюжетах истории и замалчивание или маргинализация других и пр. [6].

Для приобщения населения к социальной памяти государственные институты давно апробировали коммеморации. Коммеморации - это действия, которые вводят в современную культуру прошлое, это происходит за счет увековечения людей, событий, институтов прошлого. А.С.Святославский коммеморацию понимает как сознательный социальный акт передачи нравственно, эстетически, мировоззренчески или технологически значимой информации (или ее актуализации) путем увековечения определенных лиц и событий, то есть введения образов прошлого в пласт современной культуры [10,1].

Большинство авторов рассматривают коммеморации как часть государственной политики, которая направлена на объединение нации, гражданскую идентичность. Выделяют разные типы коммемораций, в зависимости от масштабности охвата социальных групп. Так А.Ассман разработал классификацию, в которой есть индивидуальная память, социальная память, коллективная память, культурная память [1]. Коммеморации выступают в разных формах: строительство и использование архитектурных мемориальных сооружений, памятников, обелисков, специальных учреждений хранения памятных вещей и предметов (музеи). П. Норра в качестве вида коммеморации называет «места памяти», т.е. людей, предметы, «архивы, кладбища, коллекции, праздники, годовщины, трактаты, протоколы, монументы, храмы, ассоциации» [11,26].

Коммеморации служат средством не только трансляции, но и изменения социальной памяти. М. Хальбвакс писал: «История не просто воспроизводит рассказы современников о событиях прошлого, но время от времени и подправляет их - не только потому, что располагает другими свидетельствами, но и с тем, чтобы приспособить их к приёмам мышления и репрезентации, свойственным нынешнимлюдям» [12,234]. Средством трансформации социальной памяти могут стать новая информация, мифы, представления,

ценности и др., что поддерживается в обществе различными социальными институтами, агентами первичной (семья, школа) и вторичной (группы) социализации, СМИ. Ю.В.Павлова предлагает рассматривать коммеморацию как механизм, с помощью которого избранные события прошлого закрепляются в памяти членов общества [8, 447].

В политике памяти помимо коммеморативных практик есть и обратный механизм регулирования памяти - «забывание», когда какие-то страницы истории стараются забыть, не обсуждать. В коллективной памяти значительной части современного российского общества наиболее ярко окрашен советский период, время молодости, надежд, стабильности. В отношении советского прошлого с 90-х гг. ХХ века мы наблюдали работу всех механизмов политики памяти - активную критику, когда использовались коммеморатив-ные практики, связанные с трансляцией негативных оценок этого периода (снесение памятников, переименование улиц, создание памятных мест жертвам режима 90-х гг. ХХ в.); в 2000-х гг. были запущены механизмы забывания, когда об этом этапе просто не вспоминали; на протяжении последних лет можно наблюдать коммеморативные практики, направленные на создание позитивного образа советской истории и ее отдельных деятелей.

Исследователи отмечают, что в разных странах существуют свои центральные исторические события и объекты, вокруг которых разворачиваются коммеморативные практики. Отчетливо и масштабно был представлен данный процесс в период подготовки и празднования 70-летия победы в Великой Отечественной войне. Именно война стала для современной России событием, вокруг которого строится современная политика памяти.

Одним из социальных институтов, традиционно участвующих в осуществлении коммеморативных практик, является система образования. Именно в школе ребенок начинает понимать значимость определенных событий и включаться в отдельные практики коммеморации. В школе и других учреждениях образования проходят мероприятия, посвященные определенным историческим событиям и личностям, направленные на воспитание гордости за свою Родину, формируется позиция по отношению к отдельным этапам ее истории и лидерам, т.е. коммеморации могут таким образом рассматриваться не только как часть государственной политики памяти, но и как средство воспитания подрастающего поколения. Поэтому в историко-педагогических исследованиях, посвященных изучению деятельности образовательных учреждений, отдельных ступеней и типов образования, необходимо изучать, оценивать педагогические возможности и просчитывать воспитательные эффекты разных видов коммемораций, оце-

нивать результаты такой деятельности с точки зрения развития личности. В данной работе стоит задача обосновать и апробировать методы и приемы изучения коммеморативных практик, раскрыть возможности и перспективы применения данной теории в рамках историко-педагогических исследований.

Для изучения коммеморативных практик образования можно использовать адаптированный к хронологическим рамкам и тематике работы алгоритм, разработанный в рамках процессо-реляционного подхода Е.И.Красильниковой . В качестве первого элемента исследователь определил краткое описание исходного состояния коммеморации в предшествующий период. Второй элемент - характеристика условий и факторов динамики коммемораций (фоновая политическая обстановка, культурно-интеллектуальный фон эпохи, образовательная политика данного периода). Третий элемент предполагает определение содержания государственной политики памяти, влиявшей на динамику коммемораций, а также способов и особенностей реализации на практике этой политики. Четвертый элемент - выявление в развитии коммемораций черт преемственности, сложившейся в культуре России. Пятый элемент - характеристика черт инновационного, нетрадиционного для предшествующего этапа, культуры России, коммемо-раций. Шестой элемент алгоритма предполагает определение особенностей социальной рецепции коммемораций [5,15].

Коммеморации в российской образовательной практике появились впервые в конце XVIII века. В известной классификации истории российского образования П. Каптерев называет этот период государственным, так как школа и образование были подчинены государству [4]. В ходе образовательных реформ в эпоху Екатерины II была поставлена задача - воспитание новой породы людей, активных граждан своего государства, верных Отечеству. Учащихся всех учебных заведений стали привлекать к проведению государственных торжеств, массовых праздников. На праздники и торжественные акты в учебных заведениях стали приглашать не только родителей, но и почетных граждан, представителей государственных органов, священнослужителей.

Но масштабность и системность коммеморации в образовании получили уже во второй половине XIX века. В этот период стали проходить государственные акции, связанные с празднованием различных юбилеев - государства, церкви, отдельных деятелей культуры. Так одним из самых массовых юбилеев стало празднование столетия со дня рождения А.С. Пушкина, которое считают первым государственным днем поэзии. Был

создан специальный государственный комитет по подготовке к празднованию во главе с Великим князем Константином Константиновичем. В результате деятельности комитета впервые государством была выкуплена усадьба Михайловское с могилой поэта. Однако не все были единодушны в отношении к тому, как организованы торжества в честь великого поэта. Например, журнал «Мир искусства» провел свое «особое чествование Пушкина», обвинив власти в использовании имени поэта для манипулирования общественным мнением.

Уже во время проведения юбилея А.С. Пушкина были изданы рекомендации комитета для учебных заведений по его проведению. Например, в Омской учительской семинарии на заседании педагогического совета обсуждалось предложение Главного Управления Западно-Сибирского учебного округа о праздновании 100-летия А.С. Пушкина. Было принято решение, в рамках торжеств: провести панихиду, потом подготовить произнесение торжественных речей, затем - угощение воспитанников [2,19]. Примерно по той же схеме в 1902 году отмечали 50 - летие со дня смерти Н.В. Гоголя. В основу коммеморативных мероприятий были положены Предложения Министерства народного просвещения от 31.01. 1902 №3115 [3,21].

В другой части страны - на Северном Кавказе столетие со дня рождения А.С. Пушкина проходило не менее масштабно. В планах комиссии было закреплено: «1) Отслужить 25-го мая заупокойную литургию и панихиду по А.С. Пушкину. 2) Начиная с 25 мая устроить в течение 2-3 дней литературно-музыкальные утра для учащихся всех городских и частных школ. 3) Раздать всем учащимся низших народных школ экземпляры избранных сочинений Пушкина, а оканчивающим в текущем году курс учения - - полные собрания сочинений Пушкина. 4) Поместить во всех городских и частных народных училищах портреты А.С. Пушкина. 5) Наименовать первую городскую школу, имеющую быть открытой, школою «Пушкинскою». 6) Устроить, если окажется то возможным, в дни чествования Пушкина общенародные чтения с туманными картинами произведений и биографии Пушкина. 7) Устроить, по соглашению с Кружком любителей изящных искусств и комитетом общества грамотности, литературно-музыкальный вечер для интеллигентного класса, с чтением реферата о Пушкине и исполнением музыкально-вокальных пьес. А если представится возможность, поставить спектакль с исполнением драматических произведений Пушкина. 8) Кроме того, комиссия от Думы нашла весьма желательным для ознаменования памяти великого поэта основание городом такого учреждения, которое, служа просветительным целям, именем своим и деятельностью

всегда напоминало бы жителям г. Ставрополя о великом поэте Пушкине. Для этого комиссия предлагает Думе учреждение «народного дома» имени Пушкина, который совмещал бы в себе аудиторию для народных чтений, небольшую сцену, читальню, чайную и т.п. Устройство «народного дома» обойдется городу по предположению комиссии в 7-10 тыс. рублей» [7].

Так же масштабно происходило празднование 100-летнего юбилея Н.В.Гоголя в 1909 году. Были апробированы новые и привычные формы коммемораций - установка памятников, открытие библиотек (Москва, Екатеринбург), создание музеев, открытие школ, носящих имя, наименование улиц. Исключительно важную роль в процессе превращения юбилея в национальный праздник сыграла школа как самое массовое учреждение. Так, по мнению С. Моулера-Сэлли, именно в ходе школьных юбилейных торжеств 1909 года не только окончательно утвердился статус Н.В.Гоголя как писателя-классика, но и произошло увековечение самой традиции празднования. По словам исследователя, педагоги подчеркивали особое значение юбилея для школьников, которые только таким путем могут узнать, как писатель приобретает статус классика и каково его место в структуре национального сознания [9].

Всероссийскую масштабность коммеморативные практики приобрели в начале ХХ века. Помимо юбилеев писателей и поэтов, отмечались юбилеи редактора газеты (Суворина), юбилеи театра, военный юбилей (Полтавской битвы, Отечественной войны 1812 года), но самым масштабным стало празднование 21 февраля 1913 года 300-летия Дома Романовых. В схему традиционного празднования в г.Омске были внесены коррективы. Первый пункт празднования остался неизменным: торжественное богослужение, крестный ход. После этого прошел военный парад, на котором воспитанники низших и средних учебных заведений были не только зрителями, но и участниками. После его окончания на площади началось народное гуляние. В образовательных учреждениях были проведены торжественные акты с раздачей картин, брошюр, прошли литературные и музыкальные вечера. Для учащихся учебных заведений города был устроен вечерний спектакль патриотической направленности. 22 февраля был проведен торжественный акт для всех учащихся города, выступил сводный оркестр. На вечере звучали стихи собственного сочинения учеников кадетского корпуса, женских и мужских гимназий, землемерного училища, учительской семинарии, гимназии Хвориновой, епархиального женского училища, фельдшерской школы, технического железнодорожного училища. Новой и важной частью мероприятий стало учреждение памятной медали, которой были награждены

все лица, состоявшие на момент 21 февраля 1913 года на государственной службе в военном, морском или гражданском ведомстве, священнослужители и духовные лица всех религий, учителя и воспитатели всех государственных высших, средних и низших учебных заведений [13].

В результате многочисленных государственных торжеств в конце XIX -начале ХХ вв. сложилась стандартная схема коммемораций на уровне образовательного учреждения:

1. Богослужение, панихида, молебен.

2. Торжественный акт с произнесением речей.

3. Литературные утра (вечера).

4. Раздача книг, открыток и др.

Не ставя задачу исследовать все коммеморативные практики в российском образовании, можно отметить, что на протяжении советского и постсоветского периодов коммеморации в деятельности образовательных учреждений присутствовали очень активно, становились центром воспитательной деятельности, вокруг которых планировались массовые мероприятия. Несмотря на смену идеологии, отработанная схема проведения коммемораций в образовании сохранялась: вместо богослужения проходил митинг, также проводились торжественные акты, возложение цветов, проведение праздников и вечеров. К традиционным формам коммемораций в последнее время добавились акты, связанные с распространением массовой культуры - флешмобы, конкурсы видеороликов, онлайн - конференции и др. Их педагогические эффекты еще нуждаются в изучении, но то, что для современных детей и молодежи необходимо искать новые коммеморатив-ные практики, не вызывает сомнений. Государство по-прежнему использует коммеморации как механизм влияния на общество, но если коммемора-ции в образовании будут проводиться формально, по стандартной схеме, то смогут вызвать только отторжение, дадут обратный воспитательный эффект. Изучение исторических практик коммеморации поможет вычленить педагогические эффекты в ретроспективной проекции, поэтому этот опыт нуждается в изучении и интерпретации с позиций задач современной образовательной практики.

Литература

1. Ассман А. Длинная тень прошлого: Мемориальная культура и историческая политика /Пер. с нем. Б. Хлебникова. М.: Новое литературное обозрение, 2014. - 328с.

2. Государственный исторический архив Омской области.Ф. 115. Оп.1. Д.55.

3. ГИАОО.Ф. 115. Оп.1. Д.62.

4. Каптерев П.Ф. История русской педагогии. СПб: Алетейа, 2004. - 560с.

5. Красильникова Е.И. Памятные места и коммеморативные практики в городах Западной Сибири (конец 1919 - середина 1941 г.): Автореф. дис. ... д-ра ист. наук. Омск: Изд-во ОмГПУ, 2016. - 28с.

6. Миллер А.И. Россия: власть и история // Полит.ру [Электронный ресурс]. http://polit.ru/ article/2009/11/25/miller/http://polit.ru/article/2009/11/25/miller/ (дата обращения: 04.01.2016).

7. О праздновании 100-летия А.С. Пушкина на Северном Кавказе 1899 г. (материалы газеты «Северный Кавказ»,1899) [Электронный ресурс]. http://az.lib.rU/p/pushkin_a_s/text_1899_prazdnovanie. shtml (дата обращения: 10.09.2016).

8. Павлова Ю.В. Роль школьного образования в процессе формирования социальной памяти и коммеморативной культуры // Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал), Modern Research of Social Problems - 2015. - №10(54). - С.447-445 [Электронный ресурс]. http://journal-s.org/index.php/sisp/issue/view/102015 (дата обращения: 1.09.2016).

9. Самородницкая К. Гоголь post mortem: проблема посмертной репутации писателя [Электронный ресурс] http://magazines.russ.ru/nlo/2004/68/sam25.html (дата обращения: 1.09.2016) .

10. Святославский А.С. Среда обитания как среда памяти: к истории отечественной мемориальной культуры: Автореф. дис. ... д-ра культурологии. М., 2012. - 27с.

11. Франция - память /П. Нора, М. Озуф, Ж. де Пюимеж, М. Винок / Пер. с франц. Д. Хапаевой; науч. конс. пер. Н. Копосов. СПб.: изд-во С. - Петербург.ун-та, 1999. - 328 с.

12. Хальбвакс М. Социальные рамки памяти / Пер. с франц. и вступ. статья С.Н.Зенкина. М.: Новое издательство, 2007. -348 с.

13. Храпова Н.С. Празднование 300-летия царствования дома Романовых в Омске. [Электронный ресурс] http://iaoo.ru/note178.html

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.