Научная статья на тему 'Комбинаторика у дверей архитектурной мастерской'

Комбинаторика у дверей архитектурной мастерской Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
243
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Раскин Анатолий Михайлович

Статья посвящена методам проектирования доступного жилья, проблеме массовой застройки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Комбинаторика у дверей архитектурной мастерской»

Приглашаем к дискуссии

УДК: 72.01 А.М. Раскин

Комбинаторика у дверей архитектурной мастерской

Аннотация

Статья посвящена методам проектирования доступного жилья, проблеме массовой застройки.

Раскин

Анатолий

Михайлович

канд. искусствоведения, профессор каф. истории искусств факультета искусствоведения и культурологии УрГУ

Raskin A. M. Combination theory at doors ofan architectural workshop

The article is devot to methods ofdesigning ofaccessible habitation and a problem ofmass building.

Известная фраза Витрувия «Польза, точность, красота», в которой заключены предъявляемые архитектуре требования, актуальна и сегодня. Первые два члена этой триады в комментариях не нуждаются. Что касается «красоты», которая, казалось бы, автоматически определяет архитектуру как один из видов искусства, то априори с этим трудно согласиться. Красота не есть привилегия искусства. Красивы создания природы, космические ракеты и даже артиллерийские снаряды, к созданию которых деятели искусства отношения не имеют. Во всех этих случаях красота - показатель степени совершенства системы, ее способности выполнять определенные (вовсе не эстетические) функции в определенных условиях. Из этого следует, что архитектура может и (следуя завету Витрувия) должна быть красивой, вне зависимости от того, является она результатом художественного творчества или творчества иного рода - учета суммы функций, точного инженерного расчета и т.д. Поэтому красивы произведения Г.А. Эйфеля, В. Шухова, Р. Фуллера, Л. Нерви и многих других ярких представителей мира науки и техники. То же можно сказать и о произведениях народного зодчества, в первую очередь - жилья. Многие из них почти лишены украшений (хотя без этого «лишнего» не обойтись), в них явно доминируют инженерная логика, рациональная планировка, учет совокупности утилитарных функций. В результате возникают решения, становящиеся «классическими», будь это чум, юрта, изба или дом на плаву.

Оставим в стороне произведения архитектуры, которые уже в силу особой общественной значимости заведомо должны быть в лоне искусства - театры, храмы, дворцы, муниципалитеты и т.п. Наш объект - массовая застройка, а точнее - массовое жилище.

Почему сельская улица, застроенная очень близкими по композиции, конструкциям, объему домами, не вызывает столь негативной реакции, как улица или район, застроенные так

называемыми «хрущобами»? Почему не только не раздражают, но даже радуют березовая роща или каштановая аллея, где деревья так похожи друг на друга?.. Очевидно потому, что похожи, но не близнецы. А типовые дома, при всех их безусловных достоинствах (особенно для своего времени) вызывают явно негативную реакцию. Это обстоятельство дискредитировало саму идею унификации, стандартизации, лимита себестоимости строительной продукции.

Последствия не могут не тревожить. Строительство новых городов, реконструкция старых, дороги, общественный транспорт, возрастающая мобильность многих слоев общества, - все это настоятельно диктует новый взгляд на перспективы строительства массового жилья. Того, которое будет и комфортным, и прочным, и красивым и, главное, доступным самым широким массам. И что особенно важно подчеркнуть: не столько приобретаемым в собственность, сколько арендуемым.

Такой вариант не исключает и доступное собственное, и «элитное» жилье, но не в них проблема. Существующие ныне методы проектирования и строительства пока ориентированы на создание «уникального» продукта вне зависимости от его качества.

Отвергнув далекий от идеала опыт типового проектирования, «с водой выплеснули и ребенка» - сам принцип унификации, который лежит в основе мироздания. К тому же, намеченная цель - создание «доступного и комфортного» жилья, - не имеет сколько-нибудь определенной программы ее достижения. К цели ведет успешное решение задач. Их, естественно, немало, но хотелось бы остановиться на первой из них, без которой не обойтись. Иначе впереди ждет бесконечная череда проб и ошибок.

Первостепенная задача - формирование научной базы. Такая база представляется на первых порах специализированной мастерской экспериментального проектирования жилья в рамках НИИ РААСН. Ее бюджетное финан-

сирование должно позволить привлекать на конкурсной основе наиболее опытных, с определенной творческой направленностью, специалистов. Для начала - архитекторов, способных решать задачу первого этапа - создание методики проектирования. Разработанные на ее основе планировочные решения позволят привлечь к работе специалистов-смежников, в числе которых конструкторы, технологи, сантехники, электрики и т.д.

Сложность решения архитектурно-планировочных задач диктуется большим количеством жестких требований, без выполнения которых вариабельность, исключающаяся в типовых проектах, не может быть достигнута. Оптимальный набор одно-, двух-, трех-, четырехкомнатных квартир должен позволить строить дома малой этажности без лифтов, многоэтажные дома различных типов: секционные, точечные, блокируемые и т.д. При любых вариантах наборов квартир необходимо совпадение вертикальныхкоммуникацийвсехтипов, доступность их из зон и помещений общего пользования (что, как правило, исключено в реализуемых сегодня проектах). Требования зонирования, безопасности, энергосбережения и др. должны выдержать самую суровую экспертизу. В этом случае процесс проектирования жилого дома чем-то напоминает химическую реакцию, участники которой - планировочные элементы - ядра, электроны и протоны - элементы, квартиры - атомы, а дома - молекулы. Кроме наборов квартир, необходимо решение по тому же принципу лестничных клеток и блоков лифтов.

Выполнение этого комплекта требований должно удовлетворить любым требованиям по процентному соотношению типов квартир либо в одном жилом доме, либо в их комплексе. Этажи могут быть идентичными, но должна быть предусмотрена возможность создания в одном строении этажей различного наполнения, что, естественно, расширяет композиционные возможности, существенно меняет облик зданий. Такая методика может быть использована при проектировании индивидуальных жилых домов самых различных типов - с гаражами и рабочими зонами, саунами и т.п.

Два указанных вида жилья могут разрабатываться параллельно, что напрямую зависит от набора специалистов. Актуальнее выглядит проектирование многоквартирных домов - от гостиничного типа до точечных.

Работа в этом направлении не должна выполняться автономно. Она требует динамики, заинтересованности, споров, обсуждений, экспериментальной проверки, причем при условии создания некой «идеальной» модели, к которой нужно стремиться. Достаточно далекая от нее, реальная модель в какой-то мере сформировалась в научном отделе института «УралНИИпроект РАССН». Накоплен определенный опыт. Движение на ощупь уже позади, что позволяет перейти от этапа поисков параметров элементов (протонов, электронов) и квартир (атомов) к проверке их комбинаторных возможностей в рамках определенной системы координат (шагов, пролетов). При этом остается условие блокировки вертикальных инженерных коммуникаций, в т.ч. и при различном наполнении этажей. Огромный объем планировочных решений квартир различных типов не выдержал проверки временем. Количество вариантов квартир различных типов значительно сократилось (уже не десятки, а единицы), но и это ограниченное их число позволяет создавать (пока, естественно, в схемах) десятки вариантов секций, этажей, домов.

Очевидно, что основы проектирования задают параметры вертикальных транспортных коммуникаций. Они с самого начала требуют особого внимания. Лест-

ницы, лифты, камеры люков мусоросборников, холлы, пути эвакуации - все это должно определить неприкосновенный минимум габаритов. При необходимости возможно разумное увеличение параметров, но переход определенных границ необходимо расценивать как сигнал к продолжению работы над планировками, необходимых коррективах или отказу от соблазнительных, на первый взгляд, решений.

В самом НИИ (учитывая моральное и физическое старение продукта, возникшего в ходе этапа, еще не исчерпавшего свои возможности), созревает новая модель. Подобная методика давно освоена в автомобиле- и авиастроении, других областях, где идет «смена поколений» изделий. Она часто сопровождается радикальными изменениями в функциональных возможностях объектов, технологиях производства, все сокращающихся сроках жизни «серий». Оперативность возможна лишь при изготовлении массовой продукции, высоком спросе на нее и рыночной конкуренции.

Движение к заявленной цели требует соответствующих стратегии и тактики, ведь темпы и характер реализуемого строительства явно отстают от темпов морального и физического старения существующего в стране жилого фонда. Необходимы радикальные меры. Новое жилье должно стать доступным, комфортным и, что самое главное, утвердить себя опережающими темпами строительства. Попытки приукрасить положение дел, заменить реальные шаги красивыми фразами предпринимают политические демагоги либо безграмотные чиновники. Говорить же о финансовых проблемах, связанных с научной работой на первом этапе, просто некорректно. Результаты разработки комбинаторных методов в проектировании жилья при нормальной организации работы оправдают себя в любом случае.

Решение существующих проблем (использование подземного пространства, плоских кровель, отделки фасадов и т.д.) целиком зависит от унификации планировок квартир, их комбинаторных возможностей. Эта задача по плечу только архитекторам. В идеале - опытным практикам и не обремененным традициями молодым «фантазерам», содружество которых может оказаться плодотворным. По ходу дела могут привлекаться математики и даже создатели различных конструкторов типа «Лего». Необходимые коррективы, которые будут внесены смежниками, позволят реализовать и вторую задачу: автоматизировать сам процесс проектирования. «Анатомия» строений может решаться на основании соответствующих программ. Архитектор должен будет лишь «одеть» здоровое тело, внести необходимые, продиктованные местом, временем и обстоятельствами, коррективы, если это окажется необходимым.

По существу, все необходимые разделы проектной документации, включая даже сметы, могут быть автоматизированы. Такими проектными центрами могут располагать основные регионы страны или крупные города. Все будет зависеть от уровня программ, их универсальности.

Мобильное общество не столь отдаленного будущего сможет проявить свои лучшие качества лишь в условиях нормально организованных процессов образования, труда и, не в последнюю очередь, быта. Понятно, что от решения жилищной проблемы зависит если не все, то очень многое. Традиционные методы проектирования и строительства неизбежно должны будут уступить место более продуктивным. Комбинаторика - дама воспитанная, она не может открыть дверь архитектуры без приглашения. Не забудем, что она уже стоит на пороге...

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.