ные арки перекрывают галерею процессий. На подходе -каменный крест, словно устремленный в поднебесье. Угол неохватной треугольной площади, примыкающей к храму, ориентирован в сторону алтаря. Ее покатая поверхность, словно воронка, вовлекает внутрь храмового комплекса. С дальних концов площади открывается его обширная панорама: видны огромные, будто распластанные, медные покрытые здания, крыльями клонящиеся к земле. Ощущение гигантомании нивелируется отдельно стоящими каменными арками, вознесенными на высоту 20 м и рождающими эффект парения свода. На арки опирается система легких алюминиевых раскосов, поддерживающих покатые покрытия. Ряды сидений амфитеатром размещаются вокруг алтаря, который служит фокусом композиции.
В середине первого десятилетия XXI века миру открылся новый Ренцо Пиано. Апологет прямого угла и прозрачных «кристаллов» начал создавать архитектуру криволинейных очертаний. Формы, соединенные бесшовным методом, стали текучими. Пиано не изменил себе, просто обогатилась палитра формообразующих приемов.
Манифестацией нового можно считать Центр Пауля Клее под Берном, форма здания представляет собой подобие волн, «гаснущих» в земле, словно в водах океана. Объемы заглублены в почву. Эта тенденция в творчестве Пиано совпала с общим поветрием, что можно считать случайностью.
В том же 2005 году архитектор завершает огромный универмаг Р&С в Кёльне в непосредственной близости от собора. Стеклянное здание создано по типу слегка изогнутой в плане оранжереи с мощными деревянными несущими арками из сибирской лиственницы. Оно сверкает округлыми ребристыми боками посреди тусклой застройки города, восстановленного после войны. «Левиафан» словно вползает всей своей массой в оставшееся между домами пространство, возвыша-
ясь странным холмом. В народе его прозвали «стеклянным китом».
Огромную роль в зрелом творчестве Пиано стали играть метафоры живой природы. Выразительный образ построек во многом обусловлен разрешением насущных задач экологии, ресурсосбережения, обеспечения «жизнедеятельности» архитектурного организма - освещения, обогрева и охлаждения. Самые высокие экологические показатели - норма для архитектуры Пиано, будь то комплекс Сите Интернациональ в Лионе (Франция, 1986-2006 гг.) или торгово-развле-кательный комплекс «Вулкан» в Ноле (2007 г.), в котором едва ли не напрямую воспроизведены очертания кратера Везувия. Тема «экологической архитектуры» -закономерный итог развития всего творчества зодчего, ставшего одной из ключевых фигур в этом направлении.
В завершении очерка отметим, что множество сооружений Ренцо Пиано поражает разнообразием масштабов, материалов и форм. Он остался верен идее обязательного главенства архитектора во всем созидательном процессе от замысла до воплощения. Непредвзятый подход к задачам проектирования он сочетает с ремесленным, в лучшем смысле слова, отношением к своему делу. «Стиль» для него состоит в освоении подлинной свободы и самого себя.
Библиография:
1. Рябушин А. Архитекторы рубежа тысячелетий / А. Рябуш-кин. - Москва: Искусство XXI век, 2014.
2. Buchanan P. Renzo Piano Building Workshop / P. Buchanan // Complete Works. Vol. 5. - London: Phaidon Press, 2008.
3. Jodidio, Ph. Piano. Renzo Piano Building Workshop 1966 to today / Philip Jodidio. - Hong Kong, Koln, London, Los-Angeles, Madrid, Paris, Tokyo: Taschen, 2008.
4. Piano, R. Building Workshop: Buildings and Projects 1971-1989 / Renzo Piano. - New York: Rizzoli, 1989. - 256 p.
5. Piano, R. ^e Ceremony Speech / Renzo Piano // ^e Pritzker Architecture Prize: [official website]. - URL: https://www. pritzkerprize.com/laureates/1998: (date of access: 12.04 2021).
В.В. Савинкин DOI: 10.24412/cl-35672-2021-1-0091
V.V. Savinkin
Колористические «инъекции» и спектральные экспрессии в отдельных сооружениях архитектора Фрэнка Гери
Coloristic injections and spectral expressions of individual structures by architect Frank Gehry
Ключевые слова: архитектура, пространство, колористика, цветовой круг, свет, средовое проектирование, Фрэнк Гери. Keywords: architecture, space, coloristics, color wheel, light, environmental design, Frank Gehry.
Аннотация: Архитектурная критика популяризирует своеобразные формы и конструктивные новации американского архитектора Фрэнка Гери, но понятие цвета и его использование в сооружениях мастера не определено и не прописано. Естественный свет, оставаясь организатором пространства, дополняется как цветом материала, так и масштабными колористическими выкрасами форм и плоскостей.
Abstract: Professional criticism massively popularizes the peculiar forms and constructive sophistication of the American architect Frank Gehry, but the concept of color and its use in the master's structures is not defined or spelled out. Natural light, while remaining an organizer of space, is complemented by both the color of the material and large-scale coloristic colors of shapes and planes.
Палитра художника во многом несет в себе влияние среды, которую он пишет, в которой он работает, а также материалов, которые в данный момент доступны ему. В то же время, это выражение собственного вкуса, стиля и в большей степени культурного окружения. Палитры и коробки с красками могут стать ключом, который поможет добраться до утерянного знания о цвете и о путях его изготовления и использования. «Одна из самых ранних выживших коробочек с красками, которой пользовался египтянин Визирь Аменемоп в 1427-1401 веках до нашей эры, - простой кювет с пятью пигментами, вдавленными в вырезанные выемки: два типа черного карбона, смешанный зеленый пигмент, синяя фритта и красная охра. Несмотря на маленький размер и незамысловатость, или благодаря им, коробочка иллюстрирует отчетливую картину пигментов, которые были доступны почти три с половиной тысячелетия назад» [6, с. 7].
Американский архитектор Фрэнк Гери тонко чувствует веяние времени, реагирует на изменения, происходящие в мире проектирования и обществе, своими творениями изменяет представление о красоте и гармонии. Постоянно изменяя палитру своих проектных действий, он всегда находится на передовой линии современной архитектуры, потому что соединяет художественные и цифровые приемы проектирования; в своем творчестве он выбрал линию на естественный свет, каждую новую задачу рассматривает с чистого листа и как последнюю. Его истовое увлечение архитектурой передается сотрудникам компании, оно знакомо и коллегам по профессиональному цеху и обнаруживается у неискушенного зрителя. Пространственными переживаниями внутри и снаружи здания делятся все посетители музеев и концертных залов, спроектированных Гери. В концертном зале Уолта Диснея в Лос-Анджелесе, построенном Фрэнком Гери в 2003 году, традиционно «темный» зрительный зал на 2265 человек имеет пять источников естественного света, находящихся в невидимых углах и выше верхнего ряда самого дальнего балкона. Они специально спроектированы так, чтобы, занимая свои места вверху аудитории, зрители поднимались навстречу свету. Эта символическая идея сопровождает каждый дневной спектакль.
Внешне большинство его зданий представляют собой бесцветные, но энергичные скульптуры из стекла, стали и белых оштукатуренных плоскостей. Но авторское исследование ста пятидесяти сооружений, построенных архитектором за годы своей плодотворной работы, обнаружило нечастое, но эффектное использование Гери основных цветов колористического круга в разномасштабных объектах. Наглядно представлены все основные цвета колористического круга в Биомузее в Панаме, где вихрь цветных лоскутов и объемов образует границы и покрытия здания. Сооружение, пронизанное естественным светом, оказалось экономичным для страны, но иконичным для населения и особенно молодого поколения малого государства.
Профессиональная критика традиционно отмечает скульптурность сооружений Гери, конструктивные
решения сложносочиненных поверхностей и их пересечений, мастерство работы с материалом и светом как материалом. Мало заметны в зданиях и критических статьях колористические амбиции архитектора. «Возможно, цвет и не был главным инструментом в его проектировании, однако Гери всегда считал себя художником и пытался навести мосты между искусством и архитектурой» [5, с. 226]. Он создал собственный стиль, отличающийся свободой и разнообразием средств и приемов, что в известной степени перекликается с абстрактным экспрессионизмом нью-йоркской школы живописи второй половины XX века.
Определяя колористические приемы проектирования зданий и сооружений, нельзя не упомянуть о том, что эксперименты с цветом начинаются в компании Gehry Partners еще на начальном этапе проектирования. Свои общеизвестные рисунки (их называют творческим поиском думающей руки) Фрэнк начинает делать, глядя на программный макет. Он строится по требуемым параметрам и габаритам будущего здания и собран в моноблочные композиции. Чем-то эти макеты напоминают архитектоны Малевича вековой давности. Их главное отличие - в использовании цвета. Раскрашивая разные деревянные параллелепипеды и кубики в яркие цвета, Гери не только ясно представляет себе объем будущего сооружения, но и сразу представляет себе функциональное распределение блоков по всему сооружению (рис. 1). Наглядно такие колористические объемно-пространственные композиции Гери показал на заседании градостроительного совета в Москве в 2008 году. Гостиница на Садовом кольце, проект которой был представлен на Венецианской биеннале в том же году, так и не была осуществлена, но авторская игра в цветные кубики поразила и надолго запомнилась российским архитекторам.
Путешествие по основным цветам колористического круга, используемым в творчестве американского архитектора, необходимо начать с красного. Данный цвет обнаруживается в малых средовых объектах независимо от времени их создания. Как примеры - яркая пластичная оболочка телефонной будки из лоскутов пурпурных оттенков на мосту в Париже, детский «домик на ножках» в калифорнийском парке, собирающий вокруг красного объема приставные формы розовых оттенков. Кроме этих малых архитектурных форм Гери спроектировал в 2017 году павильон, который так и назывался «красный». Временный, быстровозводи-мый объект совмещает целый ряд функций. На двухстах квадратных метрах участка располагались магазины известных компаний, спонсирующих программу по борьбе со СПИДом в Африке, интерактивное пространство для мероприятий и выставок, сопровождающиеся кинопросмотром, музыкальными событиями, витринами, фуршетами. Павильон был решен как совокупность «паззлов», на каждый из которых наносились яркие растровые изображения фотографий Анни Лей-бовиц. Модульная конструкция в форме восьми крупномасштабных элементов олицетворяет простоту сборки и преобразовывается в множество различных конфи-
гураций. Первая из них планировалась в Нью-Йорке. «Выражая социальную значимость проекта и миссию по информированию людей о глобальной эпидемии, Фрэнк говорил: "СПИД - это все еще паззл, который необходимо сложить"» [4, с. 104]. Данные примеры демонстрируют смелость Гери в использовании яркого красного цвета, но только в автономных объектах малой архитектуры.
Рис. 1. Колористика программных макетов Фрэнка Гери. Интерпретация автора
Рис. 2. Колористические приемы в зданиях Фрэнка Гери. Интерпретация автора
Рис. 3. Фрэнк Гери. EMP Музей, Сиэтл, Вашингтон, 2000 г.
Оранжевый цвет редко представлен крашеными поверхностями, он выражает колористическую сущность традиционно используемого в сооружениях Гери кирпича. Массивные и геометричные, поставленные друг на друга объемы университета Стата в Кембридже или пластичные конфигурации Музея Марта в немецком Херфорде становятся яркими средовыми пятнами в городской среде, одновременно являясь фрагментом памяти о традиционной кирпичной застройке города в новейшей ее интерпретации. Гери оперирует кирпичными объемами в общей структуре здания, дополняя их формами из отражающего или матового металла, стеклянными наклонными плоскостями, выносными оконными проемами. Этот прием проявлен в здании Сиднейского технологического университета, открытого в 2015 году. Кампус имеет два «лица». Фасад, обращенный на восток, сделан из охристого кирпича, схожего с цветом местного песчаника. Форма этого фасада изгибается и складывается подобно ткани, хотя и подчеркивает жесткость и ступенчатость камней в наиболее пластичных фрагментах. Волнистая оранжевая поверхность прорезана большими квадратами окон фиолетового оттенка. Западный фасад состоит из крупных стеклянных «осколков», расположенных сверху вниз подобно водопаду. Это привносит дневной свет в глубину этажей. Проектные решения фасадов были исследованы с помощью компьютерных «солнечных» программ. Стеклянные отражения захватывают образ окружающей территории и меняющегося неба. Тесная городская застройка имеет впечатляющий архитектурный контекст, характеризующийся разнообразием цветов, размеров и фактур соседних зданий.
Желтый солнечный оттенок в проектах Фрэнка Гери имеют исключительно оштукатуренные поверхности фасадов. Этим цветом колористического круга Гери работает плоскостно, без выявления объемов здания. В комплексе юридического факультета университета Лойола самое протяженное здание имело четыре этажа. Фасад, обращенный во двор кампуса, был выкрашен в ярко-желтый цвет. В центре он разрывается лестницей в виде остекленного эркера, акцентируя направление движения на главную площадь. Вокруг нее композиционно собираются более мелкие здания скромных цветов материала, из которых они сделаны - бетон, кирпич, влагостойкая фанера. В 1996 году такой же прием желтой покраски четырехэтажного оштукатуренного фасада Гери использовал в административном здании Диснейленда (г. Анахайм, Калифорния). Обращенная во двор комплекса цветная стена отличается прежде всего своей пластичностью. Углы здания нависают над поверхностью стены. Главный вход и фланкирующие стену объемы имеют округлые очертания форм неправильной геометрии. Такие же желтые четырехэтажные объемы обнаруживаются и в части жилого комплекса Голд-штейн во Франкфурте (Германия). В этом проекте цвет теряет свое значение из-за большого количества элементов архитектурного дизайна (входов в подъезды, лоджий, переходов, навесов, эркеров, боксов для хранения), облицованных оцинкованной листовой сталью. Гери не
раз подвергался критике за использование в отделке своих зданий оцинкованных поверхностей, но в немецком варианте жилой массив из белых, красных и желтых зданий вокруг двух специально организованных парков функционирует и в настоящее время.
Зеленый цвет не обнаруживается на зданиях Гери, да и интеграция растительности в его сооружениях до последнего десятилетия была минимальна. Эксплуатируемая кровля кампуса Facebook превращена в парковое пространство с витиеватыми тропами и буйной зеленой растительностью. А в новейшем сооружении собственного дома в Санта-Монике средовым акцентом гостевого блока служит яркий зеленый рояль, объединяющий посетителей и хозяев, исполнителей и слушателей, интерьер и экстерьер. Рассуждая формально, к «зеленым» зданиям можно отнести университет в Сиднее, упомянутый ранее в оранжевом сегменте статьи. Он получил статус «Зеленой звезды» 5-звездочного рейтинга Совета по экологическому строительству Австралии за стратегию устойчивого проектирования, цели которой отражают устремления и архитекторов Gehry Partners, и самого университета. Активные и пассивные элементы здания спроектированы таким образом, чтобы соответствовать экологическим нормам и минимизировать выбросы углекислых газов за счет эффективности эксплуатации.
Голубой цвет давно преобладает в сооружениях Фрэнка Гери, поскольку масса остекленных поверхностей, окон и витражей доминируют в зданиях американского архитектора. Отражение неба усиливается использованием специальных антибликовых примесей в стекольную массу, а также напылением или красочными принтами, как в первом построенном Гери здании в Нью-Йорке. В 2007 году было завершено строительство штаб-квартиры холдинговой компании интернет-бизнеса. Руководитель компании, обладающий чутьем на новое, хотел создать архитектурный символ своей фирмы, какими были Сигрем-билдинг, Вулворт-билдинг, Левер-хаус и другие нью-йоркские штаб-квартиры предыдущих поколений. В результате офисное здание 1АС расположилось на набережной Челси, в квартале от Хай-Лайн, надземных железнодорожных путей, которые были тогда в процессе преобразования в новый общественный парк. Десятиэтажное здание состоит из 1437 молочно-белых стеклянных панелей. Почти все они отличаются по форме, большинство изогнуты. За счет вкраплений керамических частиц фасад обладает повышенной энергоэффективностью. Обычно стеклянные здания кажутся хрупкими, но эта архитектура выглядит собранной, словно гипсовая скульптура. Фрэнк подчинился желанию заказчика видеть здание белым, а любовь их обоих к парусному спорту сделала его очертания развевающимися на ветру. Требовательный заказчик и талантливый архитектор построили уникальное, функциональное и экономически жизнеспособное здание на Манхэттене, которое в водной панораме города напоминает еще один корабль, бегущий по реке Гудзон. Колористически голубое отражение воды и неба в прозрачной части стеклянного фасада комбинируются с белыми облаками, создавая
легкий и меняющийся вид статичного сооружения. Ранее Фрэнк Гери построил левое крыло здания рекламного агентства в калифорнийской Венеции, используя образ палубы корабля. Оно было оштукатурено и покрашено в голубой цвет, но этот прием оказался не таким значимым, поскольку центральная и правая части здания явно выигрывали соревнование. Фотографии установленного по оси черного «бинокля» и медного «леса» справа фигурировали в прессе и были отмечены критиками чаще, чем голубая часть здания, напоминающая трехпалубный корабль.
Синий цвет фигурирует в работах Гери как дополнительные или автономные объемные формы, сопровождающие основное здание. В Музее современного искусства Гуггенхайма в Бильбао цветной изогнутый объем администрации приставлен к более массивному телу основного здания, облицованному титановыми листами. «Отдельные блоки, один из которых был обшит известняком, а другой выкрашен в ярко-синий цвет, находятся в контрапункте с изгибами галерей и атриума всего здания» [5, с. 296]. Цвет идентичен запатентованному в 1960 году художником Ивом Кляйном оттенку International Klein Blue - яркий, сочный, корреспондирующий с оттенками архитектурных копировальных синек доцифровой эпохи прошлого века. Сине-фиолетовой гаммой изобилует поверхность дополнительного объема офисного здания в Ганновере. Цветная часть сооружения обращена в переулок, в ней находятся лестнично-лифтовой узел и коммуникации, но она ярче и привлекательнее, чем основной объем здания, покрытый тривиальными стальными листами. Даже оживление нержавеющего фасада витиеватыми кругами шлифовальной машины в наше время не приравнивает эту поверхность к богатому перетеканием (от розово-синего до темно-фиолетового) бокового фасада.
Описанные выше колористические «инъекции» только подчеркивают фрагментарное использование Фрэнком Гери в своих сооружениях открытых спектральных цветов (рис. 2). Зданий, в которых не цвет используемого материала, а колористика играет композиционную и образную роль, у американского архитектора единицы. Самым ярким примером является Биомузей в Панаме. Цветные лоскуты кровли и яркие объемы, которые можно увидеть с высоты птичьего полета, превращаются в масштабную палитру художника поп-артистского направления. В 2004-м, когда только начиналось проектирование здания на панамском перешейке, Гери вместе с компанией «Хеллер» выпустил набор пластиковой мебели. Формообразование комплекта от пуфа до дивана и скамьи было определено винтообразным закручиванием простых геометрических форм. Цветовое решение уличной мебели в первой версии было нейтрально серое. Через два года появилась возможность заказывать разноцветные объекты из желтого, красного, оранжевого, синего, зеленого и серебристого в массе пластика. Смена колористики изделий коллекции Гери расширила область их применения, - теперь они широко используются в жилых, офисных и общественных интерьерах.
Вместе оттенки основных цветов колористического круга наиболее активно проявлены в здании экспери-
ментального музыкального центра в Сиэтле. Инновационный подход к проектированию, базирующийся на тотальном возвращении к моделированию здания на всех этапах процесса, имеет продолжение и в поиске цвета облицовочных стальных листов. Как правило, они вывешиваются на уличных конструкциях перед офисом Gehry Partners для длительного наблюдения за происходящими изменениями во времени. В результате -традиционно холодные металлы в произведениях Гери приобретают теплые, масленичные оттенки, бесцветные стальные листы переливаются на солнце, в дождливую погоду или в вечернем освещении неповторимым раз-ноцветием. В 1995 году новые технологии (например, программа CATIA, автоматизированного трехмерного интерактивного приложения, первоначально использовавшегося в качестве средства проектирования в аэрокосмической промышленности) были включены в процесс проектирования и позволили Фрэнку Гери начать строить беспрецедентные пространства. Сначала они стимулировали на проектирование новых поверхностей крыш и стен, перетекающих друг в друга в серии органических, вращающихся, необарочных форм. Это спровоцировало новое применение материалов облицовки нелинейного каркаса здания, и в конце концов массу экспериментов с покрытием облицовочных элементов. 21 000 панелей из алюминия и нержавеющей стали покрывает здание, которое состоит из шести бесформенных разнофункциональных объемов (рис. 3). Каждый элемент оболочки уникален, как и география их производства. Они были отфрезерованы и раскроены в Германии, окрашены в Англии, отформованы и подогнаны в Канзас-Сити, только затем доставлены в Сиэтл для установки и крепления на здание. Из крашенного алюминия сделаны покрытия красной части здания для временных экспозиций музея и голубая часть здания, рядом с которой проходит монорельс городской транспортной системы. Панели из нержавеющей стали золотого цвета имеют специальную отделку из бисерного стекла. Срединная форма спокойных очертаний имеет богатую стальную палитру от красных до фиолетовых оттенков блестящего на солнце металла. Именно в ней располагается зал для концертных выступлений на 625 человек. Такого свободного обращения с колористическими оттенками стальных отделок нет ни в одном архитектурном сооружении. Профессиональная критика отнесла музей в Сиэтле к искусству, разоблачив бесформенность и отметив отсутствие ортогональных конструктивных систем, аморфность и образную уязвимость. Гери же продолжал экспериментировать с триадой функция-форма-материал, которую он заявил в 1984-1987 гг. в гостевом доме для семьи Уинтон. Тогда ясность заявленного принципа была очевидна: спальня дугообразной формы - из натурального камня цвета теплой охры, каминная в форме печной трубы - натуральной кирпичной кладки, гараж - параллелепипед, отделанный крупными прямоугольными коричнево-фиолетовыми листами текстолита. Весь этот колористический набор собранных строений, прислоненных друг к другу, молчаливо располагался в природном ландшаф-
те участка. Через десять лет в Сиэтле, рядом с городским парком развлечений, в здании, посвященном музыканту-новатору, в котором перформативность происходящих процессов от рок-концертов до цирковых выступлений на свадьбах зашкаливала, для Гери было уже естественным начинать работу с формой от образа разбитой гитары Джими Хендрикса. Отсюда и появление колористической какофонии, созвучной неуловимым переключениям светоцветовых музыкальных установок и освещения концертов современной музыки на перетекающих фасадах здания. Живописность блестящих и переливающихся металлов и материалов в экстерьере зданий Гери успокаивается и замирает в интерьерах. Иногда там можно обнаружить открытый деревянный или стальной каркас, редко внутреннее пространство будет облицовано панелями из мономатериалов, например из фанеры эффектного текстурного рисунка. Чаще всего это белые оштукатуренные поверхности, которые напоминают пластику внешних поверхностей, следуя за «кожей» здания. В этом традиционном для современного выставочного зала нейтральном пространстве архитектор применяет яркие акценты. Пол двухсветного зала для проведения благотворительных мероприятий в клинике Лас-Вегаса неожиданно красный, синие диваны для самостоятельной работы студентов располагаются вдоль плавной линии стен на верхних этажах университета в Сиднее. В кампусе компании Facebook колористическими акцентами стали 25 масштабных произведений современных калифорнийских художников, которых пригласил Гери.
Фрэнк Гери, заполняя своими проектами пустоты между архитектурой и искусством, является чутким, реагирующим человеком - дизайнером среды. Описанное путешествие по колористическому кругу его зданий не служит популярным руководством для любителей архитектуры и начинающих специалистов. Классификация и систематика применяемых американским архитектором цветов не станет учебной палитрой или справочником для профессионалов, но данное исследование актуализирует вопросы, на которые отвечают проектировщики в процессе своей работы: какую палитру выбрать? важнее материал или цвет? где какой цвет расположить? какое влияние оттенки оказывают друг на друга при использовании оптических эффектов? как гарантировать гармоничное сочетание цветов пространственной композиции архитектурного сооружения?
Библиография:
1. Ефимов А.В. Архитектурная колористика и пластические искусства / А.В. Ефимов, Н.Г. Панова. - Москва: БуксМАрт, 2019. - 424 с.: ил.
2. Ефимов А.В. Цвет + Форма. Искусство XX-XXI веков. Живопись. Скульптура. Инсталляция. Лэнд-арт. Дигитал-арт / А.В. Ефимов. - Москва: БуксМАрт, 2014. - 616 с.
3. Насыбуллина Р. Светопространство. Эволюция роли естественного света в архитектуре / Р. Насыбуллина, В. Самого-ров. - Татлин, 2020. - 136 с. - ISBN: 978-5-00075-225-8.
4. Frank Gehry. Recent Project. - Tokyo, A.D.A. Edita, 2011. - 176 p.
5. Goldberger P Building Art: The Life and work of Frank Gehry Edge / Paul Goldenberger. - New York: Knopf, 2015. - 514 p.
6. Loske A. Colour: A Visual History / A. Loske. - Ilex, 2019. - 240 p.