Научная статья на тему 'Колонка редактора: коммуникация в обществе знаний'

Колонка редактора: коммуникация в обществе знаний Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
75
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Колонка редактора: коммуникация в обществе знаний»

ВЕСТН. МОСК. УН-ТА. СЕР. 10. ЖУРНАЛИСТИКА. 2008. № 5

ИНФОРМАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ

Я.Н. Засурский

Колонка редактора:

Коммуникация в обществе знаний

Изобретение Интернета повлекло за собой развитие концепции электронного общества, электронного правительства, электронной торговли, электронной медицины, и, в конце концов, информационного общества. Конечно, это было очень интересно и очень важно. И если посмотреть на дальнейшее развитие Интернета, он очень хорошо вписался в информационную структуру XX и XXI веков, в концепцию и в сферу массовой коммуникации, хотя сам по себе Интернет скорее хранилище информации, чем средство массовой информации. Правда, в ряде случаев он выполняет и функции массовой информации.

Важная особенность Интернета состоит в том, что он особенно эффективно обслуживает все-таки информационный и исследовательский сектор общества, да и создан он был университетскими профессорами Развитие Интернета идет достаточно бурно и активно. Но если мы посмотрим на пользователей Интернета, то увидим разный подход к Интернету со стороны пользователей — он особенно важен и эффективен для тех, кто включен в исследовательскую деятельность, гораздо более важен и эффективен, чем традиционные средства массовой информации. Да он, собственно, к массовой информации имеет не такое уж большое отношение.

Демассификация коммуникации и современного общества

Развитие современных информационно-коммуникационных технологий в XXI веке привело к значительной демассификации коммуникации и к ее фрагментации, соответственно меняется роль журналистики и журналистов, поведение и место коммуникаторов в обществе.

Массовая коммуникация характерна для массового общества, символами которого стали телевидение и реклама, особенно той его стадии, которую определяют как общество потребления. Отношение к этому обществу разное: и эмоциональное, и рациональное. В Индии и в Китае сегодня, иногда не без своего рода удовлетворения, появляются утверждения о том, что в этих странах уже создается общество потребления, наконец-то.

В то же время мы все прекрасно знаем события 1968 года, когда студенческие волнения прошли как раз под лозунгом борь-

бы против потребительства, против консюмеризма, против культа телевизора, холодильника и стиральной машины. Обозначилось известное разделение и расслоение в потреблении информации.

Для массового общества самым главным информационным каналом осталось, конечно, телевидение, в меньшей степени газеты, которые стали увядать сегодня: тиражи газет, их читательская аудитория во всех странах за исключением Индии и Китая сокращается.

Корреляция развития общества и коммуникации

Переход к обществу знания от общества потребления в рамках изменяющегося мира ведет к новым коммуникационным парадигмам. Интересно и важно выявить моменты и процессы, которые определяются и выявляются в ходе перехода к новой фазе функционирования и взаимодействия информационного общества и коммуникации.

Массовая коммуникация, массовое телевидение, массовые газеты — это для развитого общества потребления. С появлением новых технологий все более значительную роль в жизни общества играет разделение труда, дифференциация различных социальных групп. На этапе становления общества знаний, конечно, роль массовой коммуникации в результате развития и того же Интернета, и других путей доступа к информации меняется.

В предвыборных кампаниях сегодня массовые коммуникации играют меньшую роль. Скажем, в Соединенных Штатах в прайме-риз в ходе президентских выборов в 2004 и в 2008 гг., конечно, роль Интернета и межличностного общения была больше, чем в предшествующие годы.

Меняется и роль массовых коммуникаций. Все более существенную роль играют качественные издания за счет массовых газет, которые теснит телевидение. Сказывается усталость от массовой коммуникации, от той назойливости, которая ей присуща.

Стереотипность, и повторяемость того, что черпают люди из массовой коммуникации, привела к эффекту перенасыщения, и соответственно эти средства массовой информации утрачивают возможности для реального влияния на аудиторию. И, в конце концов, даже в предвыборных кампаниях массовые коммуникации уступают все больше места тому, что в бывшем Советском Союзе называлось работой агитаторов среди населения. И, скажем, победа Буша на выборах в 2004 г. была обеспечена не только и не столько средствами массовой коммуникации, а скорее этими агитаторами из числа протестантских проповедников довольно крайних взглядов, которые ходили по домам. Перевес в пользу республиканцев был достигнут во многом за счет этого. Сказалась еще одна важная тенденция — сегодня все более существенную роль играет межличностная коммуникация.

Мобильная телефония и развитие межличностной коммуникации

Массовое развитие более нового средства коммуникации не массовой, а межличностной — мобильного телефона привело к резкому росту межличностной медиатизированной коммуникации, которая потеснила сегодня массовую коммуникацию Число мобильных телефонов сегодня в мире перешло за 2 млрд. В Китае 500 млн сотовых телефонов, в России — 180 млн, это означает что у нас количество сотовых телефонов превышает численность населения. Аналогичная ситуация складывается и во многих других странах мира.

Таким образом, телефон становится важнейшим средством коммуникации не массовой, а межличностной. И роль межличностной коммуникации в связи с этим возрастает. Сотовая телефония становится важнейшим элементом современной коммуникационной структуры.

Сотовый телефон позволяет преодолевать пространство и в какой-то степени даже время. И дает возможность сочетать доступ и к массовой коммуникации, и к межличностной, к Интернету и к отдельным секторам аудитории. Поэтому сегодня возникла концепция мобильного общества.

Мобильное общество и общество знания

Оно особенно активно развивается, конечно, в Японии, где действуют Международный консорциум мобильного правительства и Институт исследования мобильного общества. Имеется даже специальная Ассоциация мобильного общества. Развитие мобильного общества рассчитано на более широкую аудиторию, чем Интернет. И если для владения Интернетом необходимы существенные дополнительные знания, то для владения мобильным телефоном требуются только знание цифр и умение нажимать соответствующие кнопки. Поэтому телефония развивается также активно в Центральной Африке, как и в других труднодоступных регионах мира.

Межличностная коммуникация становится важнейшим фактором развития общества. И в этих условиях необходимо посмотреть на то, как соотносятся мобильная коммуникация и Интернет с массовой коммуникацией.

Можно сказать, что массовая коммуникация в отличие от Интернета рассчитана на массовую аудиторию. Но возникают новые структуры в развитии коммуникации, в развитии общества — межличностные структуры, это дальнейшая демассификация общества, свидетельством тому уходящее массовое общество и общество массового потребления, на место массовой коммуникации приходит мобильный телефон: он не рассчитан на рекламу массовых товаров, а скорее на индивидуальное общение.

Это серьезное изменение в обществе. И главное, оно обладает большим универсализмом в силу особенностей мобильной связи. И здесь многое еще нужно изучить. Но то, что мы знаем о влиянии сотового телефона на общество, свидетельствует о том, что его развитие способствует росту экономического потенциала, преодолению отсталости социально-экономической. Внедрение сотового телефона в Латинской Америке и в некоторых странах Африки существенно ускорило процессы модернизации общества.

Исследование, проведенное под эгидой Орбикома, объединения кафедр коммуникации ЮНЕСКО, в котором мы состоим, также показало, что мобильная коммуникация является важным новым фактором, который вовлекает в развитие широкие слои общества при том, что остается фактором межличностной коммуникации.

Необходимо в интересах интенсификации развития российского информационного пространства и информационной безопасности серьезно заняться анализом перспектив развития межличностной коммуникации. Для этого нужно провести соответствующие исследования. Мобильный телефон в силу простоты пользования и доступности становится важным фактором развития общества, а также становится важным элементом и инструментом развития общества знания, развития гражданского общества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.