Научная статья на тему 'Коллизии законодательства в сфере применения сотрудниками органов внутренних физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия'

Коллизии законодательства в сфере применения сотрудниками органов внутренних физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1451
246
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
применение физической силы / применение специальных средств / применение огнестрельного оружия / use of physical force / application of special means / use of firearms.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Арапова А. В.

Автор рассматривает особенности применения сотрудниками ОВД физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия, а также выявляет коллизии законодательстве.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The author considers features of application by the staff of Department of Internal Affairs of physical force, special means and firearms, and also reveals collisions the legislation

Текст научной работы на тему «Коллизии законодательства в сфере применения сотрудниками органов внутренних физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия»

КОЛЛИЗИИ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В СФЕРЕ ПРИМЕНЕНИЯ СОТРУДНИКАМИ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ФИЗИЧЕСКОЙ СИЛЫ, СПЕЦИАЛЬНЫХ СРЕДСТВ И ОГНЕСТРЕЛЬНОГО

ОРУЖИЯ

Арапова А.В.,

студент 3 курса юридического института,

ЮУрГУ, г. Челябинск;

Научный руководитель: Поспеев К.Ю.,

к.п.н., доцент кафедры правоохранительной деятельности, полковник

полиции в отставке, ЮУрГУ, г.Челябинск.

Аннотация: Автор рассматривает особенности применения сотрудниками ОВД физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия, а также выявляет коллизии законодательстве.

Ключевые слова: применение физической силы, применение специальных средств, применение огнестрельного оружия.

Summary: The author considers features of application by the staff of Department of Internal Affairs of physical force, special means and firearms, and also reveals collisions the legislation.

Keywords: use of physical force, application of special means, use of firearms.

В соответствии со ст. 18 Закона о полиции сотрудник полиции имеет право на применение физической силы, специальных средств и огнестрельного оружиялично или в составе подразделения (группы) в случаях и порядке предусмотренных законодательством.

В состоянии необходимой обороны или при задержании лица, совершившего преступление, сотрудник полиции при отсутствии у него необходимых специальных средств или огнестрельного оружия вправе использовать любые подручные средства, а также по основаниям и в порядке, которые установлены Законом «О полиции», применять иное не состоящеена вооружении полиции оружие.

Особую роль в перечне законодательных актов, составляющих правовую основу применения сотрудниками полиции физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия, играет уголовныйзакон.

Многочисленные проблемы, которые могут возникнуть в процессе использования необходимой обороны и уголовно-правовогозадержания, в деятельности сотрудников органов внутренних дел (далее сотрудников ОВД)приводят к тому, что значительная часть сотрудников полиции сегодняпредпочитает уклонитьсяот применения физической силы и огнестрельного оружия для защиты интересов граждан, общества и государства. Представляется, что причина этогокроется в опасении наступления для них неблагоприятных последствий.

В связи с этим актуальными задачами отечественного уголовного права являются выработка и установление правовых границ, в рамках которых действия сотрудников полиции в состоянии необходимой обороны и уголовно-правового задержания будут соответствовать целям и задачам деятельности полиции.

Согласно ч. 3 ст. 19 Федерального закона «О полиции», применяя физическую силу, специальныесредства или огнестрельноеоружие, сотрудник полиции действует с учетом создавшейся обстановки, характера и степени опасности действий лиц, в отношении которых применяютсяфизическая сила, специальные средства или огнестрельное оружие, характера и силы оказываемого ими сопротивления. При этом сотрудник полиции должен стремиться к причинениюминимального ущерба.

Однако в нормах уголовного права не содержится указание на необходимость «минимизации» причиняемого вреда посягающему лицу в состоянии необходимой обороны, также не обозначены границыпричиняемого ущерба.

Согласно п. 20 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 16 октября 2009 г. № 19 «О судебной практике по делам о злоупотреблении должностными полномочиями и о превышении должностных полномочий», «отграничивая превышение должностных полномочий, совершенное с применением оружия или специальных средств, от правомерных действий должностных лиц,судамследуетучитывать, что основания, условия и пределы применения оружия или специальных средств определены в соответствующих нормативных правовых актах РФ.

Исходя из сопоставления условий правомерности необходимой обороны и уголовно-правового задержания, установленных в ст. 37 и 38 УК РФ и гл. 5 Федерального закона «О полиции», можно заключить, что сегодня «простые граждане» имеют гораздо больше прав при защите своих интересов, а также прав других лиц, нежели сотрудникиОВД.

Сотрудник полиции,применяя физическуюсилу, огнестрельное оружие и специальные средства, должен действовать строго в рамках Закона о полиции, а потому придерживаться более жестких требований порядка и размера причиняемого вреда посягающему лицу при необходимой обороне или преступнику при его задержании[1, с.23].

К слову сказать, в юридической литературе уже обращали внимание на установление дополнительных более конкретных и жестких требований по отношению к специальноуполномоченным на задержание сотрудникам правоохранительных органов. Оценивая сложившуюся правовую ситуацию как «парадокс», С.В. Пархоменко отмечает: «У данной проблемы есть другаясторона - когда действия, связанные с причинением вреда при задержании, оцениваются на основании только названных актов, игнорируя ст. 38 УК РФ, логика в нормативном регулировании причинения такого вредаотсутствует.

Подготовленные специально, обязанные проходить периодическую подготовку на пригодность к действиям, сотрудники правоохранительных органов ограничены (и обоснованно) в реализации права на причинение вреда по сравнению с обычными гражданами»^^^].

В этой связи можно предположить, что, применяянеобходимую оборону в своей профессиональной деятельности, сотрудники полиции будут ориентироваться исключительно на нормы Закона о полиции.

Противоречия правового регулирования по вопросу применения сотрудниками ОВДнеобходимой обороны и уголовно-правового задержания свидетельствуют о наличии между нормами ст. 37 и 38 УК РФ и гл. 5 Федерального закона «О полиции» межотраслевой коллизии.

Из анализа исследуемой правовойситуации усматривается, что институт применения физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия являетсяпо отношению к институту обстоятельств, исключающих преступность деяния, специальным правовым положением, так как касается случаев применения необходимой обороны и уголовно-правового задержания сотрудниками полиции в своей профессиональной деятельности.

Исходя из этого специальные нормы права детализируют предписания общих норм, но никак при этом не могут им противоречить.

В нашем же случае специальные нормы гл. 5 Закона о полиции, развивая и детализируя порядок применения необходимой обороны и уголовно-правового задержания для сотрудников ОВД, содержат дополнительные требования в отношении условий правомерности данных обстоятельств, что, безусловно,сужает варианты рамок правомерности действий сотрудников полиции, и противоречат положениям, содержащимся в ст. 37 и 38 УК РФ.

Важно и то, что недостаточная определенность содержания условий правомерности обстоятельств, исключающих преступность деяния, в деятельности полиции может породить у суда сомнения относительно возможности оценки правомерности действий сотрудников ОВД с учетом положений ст. 37 и 38 УК РФ. И если, допустим,сотруднику ОВДобвинение будет лишь ввиду применения оружия со ссылкой только на Закон «О полиции», то суд в силу ч. 3 и 4 ст. 14 УПК РФ вполне может истолковать соответствующие сомнения в пользу подсудимого, а это приведет к непризнанию в деянии состава должностного преступления и вынесению оправдательногоприговора [3,^45].

В заключение хотелось бы отметить, что нормы, регламентирующие основания и порядок применения сотрудниками правоохранительных органов физической силы и оружия,лишь конкретизируют пределы необходимой обороны и уголовно-правового задержания относительно определенных правовых ситуаций.

Считаем, что приоритет при определении правомерности причине ния вреда в результате применения физической силы, специальных

средств и огнестрельного оружия в деятельности сотрудников полиции долженотдаваться уголовному законодательству о необходимой обороне и уголовно-правовом задержании.

Из положения ч. 3 ст. 37 УК РФ следует, что сотрудники правоохранительных органов пользуются теми же правами, что и остальные граждане, и их право на необходимую оборону не может ограничиваться.

Применяя презумпцию невиновности к оценке правомерности действий сотрудников, можно предположить, что, оценивая действия сотрудников полиции, необходимо исходить из тех норм права, которые являютсянаиболее благоприятными для данного лица.

Таким образом, специальные нормы Закона о полиции рассматриваются как дополнительные условия правомерности действий сотрудников полиции в рамкахконкретного обстоятельства, исключающего преступность деяния.

Список использованных источников:

1. Волков К.А. Деятельность полиции по противодействию преступности: коллизионные проблемы правового регулирования необходимой обороны и уголовно-правового задержания // Уголовное право. - 2015. - № 11.

2. Степанюк В.И. Проблемы применения сотрудниками органов внутренних дел специальных мер пресечения // Актуальные проблемы российского права. - 2014. - № 4.

3. Цуканов Н.Н. О соотношении норм Закона «О полиции» и УК РФ в регулировании права сотрудника полиции применять физическую силу, спецсредства и огнестрельное оружие // Российский следователь. - 2015. -№7.

К ВОПРОСУ О РЕФОРМИРОВАНИИ РОССИЙСКОЙ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ В СВЕТЕ МЕЖДУНАРОДНЫХ СТАНДАРТОВ И ОПЫТА ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН

Буянецкая А.С.,

студентка 3 курса юридического факультета, Кубанский государственный университет, Краснодар.

Научный руководитель: Малиновский О.Н., к.ю.н., доцент, доцент кафедры гражданского процесса и международного права, Кубанский государственный университет, Краснодар.

Аннотация: в статье рассматриваются вопросы реформирования российской уголовно-исполнительной системы в свете международных стандартов и опыта зарубежных стран.

Ключевые слова: осужденные, уголовно-исполнительная система, колонии, тюрьмы, реформа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.