Научная статья на тему 'Коллективная языковая личность в поликультурном пространстве Северного Кавказа'

Коллективная языковая личность в поликультурном пространстве Северного Кавказа Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
94
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
PR-дискурс / полилингвальное пространство / коммуникация / лингвокультурология.

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Казиева Диана Ахматовна

В статье рассматривается феномен PR-дискурса с позиций теоретического и практического осмысления специфики коллективной языковой личности в условиях поликультурного и полилингвального региона Северного Кавказа. Исследование языковой личности в парадигме анализа этнической идентичности и связей между этническим и структурой языковой личности, которые характеризуются многоуровневостью и сложностью.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Коллективная языковая личность в поликультурном пространстве Северного Кавказа»

ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Коллективная языковая личность в поликультурном пространстве Северного Кавказа Казиева Д. А.

Казиева Диана Ахматовна / Kaziyeva Diana Akhmatovna - кандидат филологических наук, Публичное акционерное общество

Межрегиональная распределительная сетевая компания Северного Кавказа, г. Пятигорск

Аннотация: в статье рассматривается феномен PR-дискурса с позиций

теоретического и практического осмысления специфики коллективной языковой личности в условиях поликультурного и полилингвального региона Северного Кавказа. Исследование языковой личности в парадигме анализа этнической идентичности и связей между этническим и структурой языковой личности, которые характеризуются многоуровневостью и сложностью.

Ключевые слова: PR-дискурс, полилингвальное пространство, коммуникация,

лингвокультурология.

Комплексное изучение языковых процессов в социокультурных и исторических координатах приобретает особую актуальность в современной лингвистической и общегуманитарной парадигме, что детерминировано закономерным развитием языка в тесной связи с развитием культуры и общества в целом.

Существовавшее во все времена взаимодействие стран, народов и культур в третьем тысячелетии приобрело особый характер. Можно констатировать, что оно усилилось, охватив практически все сферы общественной жизни. Активное взаимодействие народов и культур на современном этапе актуализирует вопрос о национальных различиях, проявляющихся практически во всем: от одежды и кухни до норм общественного поведения. Социокультурный процесс во многом обусловлен особенностями менталитета этноса, что, в конечном счете, определяет развитие человечества [3, с. 60]. Преодолению культурного барьера, неизбежно возникающего при поверхностном знакомстве с национальными особенностями, способствует целенаправленному формированию устойчивого представления об этнокультурной самобытности и специфике ее проявления. Главное препятствие, мешающее успешному межкультурному взаимодействию, состоит в восприятии других культур через призму собственной ментальности.

Проблема человеческого фактора в дискурсивной деятельности представляет собой одну из актуальных сфер современного языкознания. Антропоцентрическая парадигма детерминирует признание ведущей роли человека в процессах порождения и использования речи, что в целом определяет характер лингвистических исследований на современном этапе. Языковая личность как объект исследования выдвигается на первый план, при этом осуществляется интегральный подход к языку, предполагающий обращение в рамках лингвистических исследований к данным различных наук, изучающих человека, его внешний и внутренний мир.

Глобализация современной культуры как трансляция единых культурных моделей посредством ТВ-проектов, кинематографа, поп-музыки, моды и пр., усиливающееся влияние межкультурной коммуникации в самых разных сферах человеческой деятельности отчасти провоцирует эскапизм homo loquens в мир иллюзий и грёз. С другой стороны, информационный поток приобретает всеобъемлющий характер, что позволяет говорить о появлении homo informans. Подчеркнем в этой связи, что несомненным ориентиром в сохранении самости человека является национальное начало, формирующее homo ethnicus, что детерминирует принадлежность языковой личности к группе, интегральными признаками представителей которой является

НАУЧНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ № 1. 2015 | 80 |

общность происхождения, антропогенетических черт, языка, территории и, в конечном счёте, культуры.

Отражение знаний языковой личности о языковой системе в целом, её компонентах и отношениях между ними происходит на вербально-семантическом уровне. Процесс формирования вербально-семантического уровня языковой личности в условиях поликультурного, полилингвального пространства имеет незавершенный характер, т. к. развитие когнитивно-интеллектуального потенциала говорящего детерминирует продолжающееся усвоение норм языковой системы, что в целом эксплицирует умение адекватного использования языковых средств в конкретных коммуникативных ситуациях, оперирования языковыми единицами, в том числе и в межкультурной коммуникации, навыки понимания и воспроизведения обширного набора грамматических средств языка.

Следует подчеркнуть, что в условиях поликультурного и полилингвального пространства современного мира и многонациональных государств должна быть параметрирована и национальная языковая личность как обобщенный образ носителя этнокультурно-языковых и коммуникативно-деятельностных ценностей, знаний, установок и поведенческих реакций, который осознает свою принадлежность к определенному этносу как социальной общности. Условия полиэтнического государства формируют национально-русский билингвизм народов РФ, в некоторых коммуникативных ситуациях манифестируемый как языковая ассимиляция, при этом русский язык становится средством не только межнационального, но и внутринационального общения. Как социальный феномен, билингвизм (двуязычие) многогранен, что отражается и на полипарадигмальности его изучения с позиций лингвистики, социологии, философии, психологии и педагогики.

Как социокультурный феномен, сознание языковой личности обладает одновременно динамическими и статическими характеристиками: оно изменчиво под воздействием различных факторов при наличии в нем ядра лексикона носителя национального языка как конституента социально-значимого компонента такого сознания. Структура сознания языковой личности включает языковые и неязыковые знания (знания специфики функционирования единиц языковой системы и энциклопедические знания, которые манифестируют связь с индивидуальным опытом), а её многомерность находит подтверждение в наличии ряда ассоциаций, пронизывающих одновременно лексикон, тезаурус и/или прагматику говорящего.

Поликультурное и полилингвальное пространство Северного Кавказа непосредственно влияет на формирование языковой личности: владение несколькими национальными языками позволяет индивиду понять неповторимость каждого из них, выявляя их преимущества перед другими. Би(поли)лингвизм усложняет содержание сознания, что отражается на демонстрируемых языковых и неязыковых реакциях.

Литература

1. Беспамятнова Г. Н. Языковая личность телевизионного ведущего: Дис. канд. филол. наук: 10.02.04. Воронеж, 1994. 217 с.

2. Ворожбитова А. А. Лингвориторическая парадигма: теоретические и

прикладные аспекты: Монография. Сочи: РИО СГУТиКД, 2000. 317 с.

3. Душков Б. А. Психосоциология менталитета и нооменталитета. Екатеринбург: Наука, 2002. 140 с.

4. Караулов Ю. Н. Русский язык и языковая личность. М., 1987. 264 с.

| 81 | НАУЧНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ № 1. 2015

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.