ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Коллективная языковая личность в поликультурном пространстве Северного Кавказа Казиева Д. А.
Казиева Диана Ахматовна / Kaziyeva Diana Akhmatovna - кандидат филологических наук, Публичное акционерное общество
Межрегиональная распределительная сетевая компания Северного Кавказа, г. Пятигорск
Аннотация: в статье рассматривается феномен PR-дискурса с позиций
теоретического и практического осмысления специфики коллективной языковой личности в условиях поликультурного и полилингвального региона Северного Кавказа. Исследование языковой личности в парадигме анализа этнической идентичности и связей между этническим и структурой языковой личности, которые характеризуются многоуровневостью и сложностью.
Ключевые слова: PR-дискурс, полилингвальное пространство, коммуникация,
лингвокультурология.
Комплексное изучение языковых процессов в социокультурных и исторических координатах приобретает особую актуальность в современной лингвистической и общегуманитарной парадигме, что детерминировано закономерным развитием языка в тесной связи с развитием культуры и общества в целом.
Существовавшее во все времена взаимодействие стран, народов и культур в третьем тысячелетии приобрело особый характер. Можно констатировать, что оно усилилось, охватив практически все сферы общественной жизни. Активное взаимодействие народов и культур на современном этапе актуализирует вопрос о национальных различиях, проявляющихся практически во всем: от одежды и кухни до норм общественного поведения. Социокультурный процесс во многом обусловлен особенностями менталитета этноса, что, в конечном счете, определяет развитие человечества [3, с. 60]. Преодолению культурного барьера, неизбежно возникающего при поверхностном знакомстве с национальными особенностями, способствует целенаправленному формированию устойчивого представления об этнокультурной самобытности и специфике ее проявления. Главное препятствие, мешающее успешному межкультурному взаимодействию, состоит в восприятии других культур через призму собственной ментальности.
Проблема человеческого фактора в дискурсивной деятельности представляет собой одну из актуальных сфер современного языкознания. Антропоцентрическая парадигма детерминирует признание ведущей роли человека в процессах порождения и использования речи, что в целом определяет характер лингвистических исследований на современном этапе. Языковая личность как объект исследования выдвигается на первый план, при этом осуществляется интегральный подход к языку, предполагающий обращение в рамках лингвистических исследований к данным различных наук, изучающих человека, его внешний и внутренний мир.
Глобализация современной культуры как трансляция единых культурных моделей посредством ТВ-проектов, кинематографа, поп-музыки, моды и пр., усиливающееся влияние межкультурной коммуникации в самых разных сферах человеческой деятельности отчасти провоцирует эскапизм homo loquens в мир иллюзий и грёз. С другой стороны, информационный поток приобретает всеобъемлющий характер, что позволяет говорить о появлении homo informans. Подчеркнем в этой связи, что несомненным ориентиром в сохранении самости человека является национальное начало, формирующее homo ethnicus, что детерминирует принадлежность языковой личности к группе, интегральными признаками представителей которой является
НАУЧНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ № 1. 2015 | 80 |
общность происхождения, антропогенетических черт, языка, территории и, в конечном счёте, культуры.
Отражение знаний языковой личности о языковой системе в целом, её компонентах и отношениях между ними происходит на вербально-семантическом уровне. Процесс формирования вербально-семантического уровня языковой личности в условиях поликультурного, полилингвального пространства имеет незавершенный характер, т. к. развитие когнитивно-интеллектуального потенциала говорящего детерминирует продолжающееся усвоение норм языковой системы, что в целом эксплицирует умение адекватного использования языковых средств в конкретных коммуникативных ситуациях, оперирования языковыми единицами, в том числе и в межкультурной коммуникации, навыки понимания и воспроизведения обширного набора грамматических средств языка.
Следует подчеркнуть, что в условиях поликультурного и полилингвального пространства современного мира и многонациональных государств должна быть параметрирована и национальная языковая личность как обобщенный образ носителя этнокультурно-языковых и коммуникативно-деятельностных ценностей, знаний, установок и поведенческих реакций, который осознает свою принадлежность к определенному этносу как социальной общности. Условия полиэтнического государства формируют национально-русский билингвизм народов РФ, в некоторых коммуникативных ситуациях манифестируемый как языковая ассимиляция, при этом русский язык становится средством не только межнационального, но и внутринационального общения. Как социальный феномен, билингвизм (двуязычие) многогранен, что отражается и на полипарадигмальности его изучения с позиций лингвистики, социологии, философии, психологии и педагогики.
Как социокультурный феномен, сознание языковой личности обладает одновременно динамическими и статическими характеристиками: оно изменчиво под воздействием различных факторов при наличии в нем ядра лексикона носителя национального языка как конституента социально-значимого компонента такого сознания. Структура сознания языковой личности включает языковые и неязыковые знания (знания специфики функционирования единиц языковой системы и энциклопедические знания, которые манифестируют связь с индивидуальным опытом), а её многомерность находит подтверждение в наличии ряда ассоциаций, пронизывающих одновременно лексикон, тезаурус и/или прагматику говорящего.
Поликультурное и полилингвальное пространство Северного Кавказа непосредственно влияет на формирование языковой личности: владение несколькими национальными языками позволяет индивиду понять неповторимость каждого из них, выявляя их преимущества перед другими. Би(поли)лингвизм усложняет содержание сознания, что отражается на демонстрируемых языковых и неязыковых реакциях.
Литература
1. Беспамятнова Г. Н. Языковая личность телевизионного ведущего: Дис. канд. филол. наук: 10.02.04. Воронеж, 1994. 217 с.
2. Ворожбитова А. А. Лингвориторическая парадигма: теоретические и
прикладные аспекты: Монография. Сочи: РИО СГУТиКД, 2000. 317 с.
3. Душков Б. А. Психосоциология менталитета и нооменталитета. Екатеринбург: Наука, 2002. 140 с.
4. Караулов Ю. Н. Русский язык и языковая личность. М., 1987. 264 с.
| 81 | НАУЧНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ № 1. 2015