Выпуск 3 - 2015
(499) 755 50 99 http://mir-nauki.com
Мир Науки
Интернет-журнал «Мир науки» ISSN 2309-4265 http://mir-nauki.com/ Выпуск 3 - 2015 июль — сентябрь http://mir-nauki.com/issue-3-2015.html URL статьи: http://mir-nauki.com/PDF/20PDMN315.pdf
УДК 37.012
Погодина Татьяна Владимировна
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей
«Центр развития творчества детей и юношества»
Россия, Нижний Новгород Педагог I категории Руководитель Изостудии «Радуга» E-mail: Pogodina.TV@mail.ru
Булганина Светлана Викторовна
ФГБОУ ВПО «Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина»
Россия, Нижний Новгород Доцент кафедры «Инновационных технологий менеджмента»
Кандидат технических наук Доцент
РИНЦ: http://elibrary.ru/author profile.asp?id=281843 E-mail: sv.bulganina@yandex.ru
Коллективная творческая деятельность: Патриотический мультимедийный Изопроект «День Победы»
i
20PDMN315
Выпуск 3 - 2015
(499) 755 50 99 http://mir-nauki.com
Мир Науки
Аннотация. В статье рассмотрен опыт реализации Патриотического мультимедийного Изопроекта «День Победы». Задачами проектирования творческой изодеятельности являлось патриотическое воспитание молодежи на основе творческой активности. В качестве способа реализации Изопроекта авторами выбрано создание видеофильма «День Победы» на основе рисунков учащихся Изостудии на тему Великой Отечественной войны. В статье представлены результаты социологического опроса учащихся на тему патриотизма и участия в Изопроекте «День Победы». Показана оценка заинтересованности ребят в дальнейшем развитии Изопроекта.
Ключевые слова: проектирование творческой деятельности; изодеятельность; дети школьного возраста; личностно-ориентированный подход; коллективная творческая деятельность; активное обучение; патриотическое воспитание.
Ссылка для цитирования этой статьи:
Погодина Т.В., Булганина С.В. Коллективная творческая деятельность: Патриотический мультимедийный Изопроект «День Победы» // Интернет-журнал «Мир науки» 2015 №3 http://mir-nauki.com/PDF/20PDMN315.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.
2
20PDMN315
Выпуск 3 - 2015 (499) 755 50 99
http://mir-nauki.com
Актуальность проектирования творческой деятельности, как части образовательного процесса не вызывает сомнения [6, 9]. Учебный процесс представляет собой единство содержания, методов, организационных форм обучения, развития и воспитания. Он является одним из главных источников и ведущим средством формирования личности. Совместное творчество и познавательный процесс нацелен на реализацию учащимися своих интересов, способностей и возможностей. Творческая активность школьников может развиваться различными способами с учетом целей и задач проектирования, а также с учетом возрастных особенностей [3, 4, 7, 10]. Коллективная (совместная) творческая деятельность нацелена на развитие и духовно-нравственное воспитание коллектива посредством участия ребят в коллективных выставках, творческо-познавательных проектах и проводимых мероприятиях. Духовно-нравственное воспитание - это процесс, который формирует нравственные чувства, нравственный облик, нравственное поведение учащихся. Воспитание патриотизма и чувства долга перед Родиной комплексная задача, стоящая и перед семьей, и перед образовательными учреждениями, являющаяся частью духовно-нравственного воспитания. Активные образовательные технологии могут побудить интерес у молодежи к познанию, художественному творчеству и реализации свои замыслов в коллективных изопроектах [1, 2, 5, 9]. Развитие творческо-познавательных способностей учащихся необходимо рассматривать в контексте педагогического процесса.
Проектирование коллективной творческой деятельности сложный в организационном плане процесс, который связан с повышенной трудоемкостью работы и на подготовительном этапе, и в процессе реализации. В зависимости от выбора тематики, содержания изопроекта и используемых методов зависит заинтересованность участников в его выполнении, общий настрой и конечный результат. Выбор темы должен коррелироваться с личными интересами, способностями учащихся и поставленными задачами обучения и воспитания. Личностноориентированный подход необходимо использовать при выполнении эскизов ребятами [8]. Ведь положительная мотивация обеспечивает более конструктивную и активную работы над коллективным Изопроектом.
В рамках мероприятий, посвященных 70-летию Победы в Великой Отечественной войне, рассмотрим Патриотический мультимедийный Изопроект «День Победы», реализованный совместно Изостудией «Радуга» МБОУ ДОД «Центр развития творчества детей и юношества» (ЦРТ) Ленинского района Нижнего Новгорода и Нижегородским государственным университетом им. К. Минина (Мининский университет), проводимый в три этапа.
Целью данного проекта являлось патриотическое воспитание учащихся образовательных учреждений на основе совместной творческой проектной деятельности. Патриотическое воспитание учащихся образовательных учреждений - это комплексная работа, направленная на духовно-нравственное восприятие событий, происходящих в современном обществе.
В качестве способа реализации изопроекта авторами выбрано создание видеофильма «День Победы» на основе рисунков учащихся Изостудии «Радуга» на военную тему.
На первом этапе данного проекта - 24 апреля 2015 года студенты Мининского университета (шесть человек) подготовили доклады с презентациями, посвященные событиям Великой Отечественной войны, рассказали обучающимся Изостудии, как проходил Парад Победы, показали видеоматериалы с салютом на Красной Площади. Музыкальным сопровождением мероприятия являлись песни военных лет, в том числе «День Победы». (Подготовительный этап включал отбор текстовых и видеоматериалов на военную тему, подготовку слайдов презентации, распределение ролей в докладе, запись военных песен на диск, распечатку фотографий на военную тему).
3
20PDMN315
Мир Науки Выпуск 3 - 2015
(499) 755 50 99 http://mir-nauki.com
В свою очередь ребята Изостудии «Радуга» показали выставку рисунков и стенгазету, посвященную Великой Отечественной войне и презентационные материалы эскизов на военную тему, прочитали сочинение о подвигах своих прадедов. (Подготовительный этап включал создание рисунков для выставки ЦРТ и работу над стенгазетой в Изостудии «Радуга», посвященной Великой Отечественной войне, выполнение домашнего задания учащимися - подготовку сочинения о подвигах прадедов в военных сражениях).
В дальнейшем студенты предложили ребятам сделать рисунки в карандаше на тему Великой Отечественной войны, из которых в дальнейшем был смонтирован видеофильм «День Победы». Ребята рисовали военные сражения, танки, самолеты, полевую почту, санитарок, ухаживающих за ранеными, взрывы, гранаты, а также жен и матерей, встречавших победителей, Знамя Победы, салют Победы, ордена и медали. Учащиеся Изостудии «Радуга» старались передать настроение и отразить каждую деталь в своих рисунках. Процесс творчества был направлен на духовно-нравственное воспитание молодежи, патриотизм, любовь к Родине. Данное мероприятие было полезно как студентам, так и обучающимся Изостудии, ведь каждый из них постарался вспомнить о великом подвиге своего народа, победившего фашизм.
На втором этапе - 28 апреля 2015 года студентами Мининского университета (Митрофановой Инной, Дасиной Оксаной, Трофимовой Юлией) был создан видеофильм «День Победы» с помощью стандартных программ - Movie Maker и Adobe Photoshop CS6. На фотографии военных лет накладывались рисунки учащихся Изостудии «Радуга» и проводилось озвучивание материалов песней «От героев былых времен не осталось порой имен» из к/ф «Офицеры». Получился патриотический, очень трогательный и проникновенный фильм, показанный в Изостудии «Радуга» и размещенный на страничке в Соцсети ВКонтаке (https://vk.com/id296838965?w=waU296838965_8%2Fan). Рисунки ребят, которые были использованы в фильме, были вырезаны и из них создана коллективная стенгазета «70-лет Победы»:
Студентам и ребятам очень понравилось участие в Патриотическом мультимедийном Изопроекте «День Победы», они изъявили желание еще раз принять участие в совместных проектах и мероприятиях.
На третьем этапе в середине мая 2015 года авторами статьи был разработан и проведен письменный социологический опрос 27 учащихся Изостудии «Радуга» на тему патриотизма и результатов участия в Изопроекте «День Победы». Авторам важно было понять насколько тематика данного совместного пилотного проекта соответствовала личными интересам учащихся и выявить заинтересованность ребят в дальнейшем его развитии. Опрос показал следующие результаты.
Большинство воспитанников Изостудии «Радуга» любят и гордятся своей Родиной, им интересны духовные традиции России, в семьях ежегодно отмечают праздник «День Победы», более 70% ребят ходили на митинги и концерты, посвященные 70-летию Победы в Великой Отечественной войне и/или смотрели Парад Победы по телевидению, что отражено на рисунке 1.
4
20PDMN315
Выпуск 3 - 2015
(499) 755 50 99 http://mir-nauki.com
Мир Науки
Рисунок 1. Результаты опроса ребят Изостудии «Радуга»
Все ребята (указали 100% респондентов) с удовольствием принимали участие в Изопроекте «День Победы». Из доклада открытого урока 92% ребят узнали о неизвестных им фактах истории проведения Парада Победы.
100%
Понравилось участвовать в Из опроекте
92%
Узнали новые факты из докладов студентов
Рисунок 2. Отношение к участию в Изопроекте «День Победы»
Ребятам понравилось, что на открытый урок «День Победы» к ним пришли студенты и принимали активное участие в нем (указали 88%).
На рисунке 3 отражено, что чувствуют ребята Изостудии «Радуга», когда анализируют материалы и создают рисунки тему Великой Отечественной войны.
5
20PDMN315
Выпуск 3 - 2015
(499) 755 50 99 http://mir-nauki.com
Мир Науки
Мне захотелось больше узнать о медалях моих прадедах, участвующих в сражениях ВОВ
Рисуя ордена и медали я больше уз нал (а) о государственной символике
Рисуя натему войны, я вношу свой вклад в сохранение памяти о подвигах воинов-защитников своего Отечества
Еогдая рисую натему ВОВ, я вспоминаю своих родных, участвующих в боях и работающих в тылу во имя Победы
Когдая слушаю музыку военных лет, слеза накатывается в моих глазах, я представляю картинки фронтовой жизни, которые смогу воплотить в рисунке
Просматриваявоенные фото и читая письма, я понимаю, какой ценой досталась Победа нашим прадедам
Стихи о Великой Отечественной войне (ВОВ) говорят о трудностях сражений и радости Победы
Мне интересно узнать о героическом прошлом своего народа
Я с уважением отношусь к историческому наследию своей Родины
Рисунок 3. Восприятие событий войны через рисунки
Большинству ребят (отметили 70%), которые принимали участие в Патриотическом мультимедийном Изопроекте «День Победы» захотелось больше узнать о медалях своих прадедов, участвующих в военных сражениях.
Рисуя ордена и медали 59% участников творческого проекта больше узнали о государственной символике. Просматривая военные фото и читая письма с фронта, ребята понимали, какой ценой досталась Победа их прадедам (указали 96% респондентов).
6
20PDMN315
Выпуск 3 - 2015
(499) 755 50 99 http://mir-nauki.com
Мир Науки
Рисуя на тему войны, 78% опрошенных считают, что этим они вносят часть своего вклада в сохранение памяти о подвигах воинов-защитников нашего Отечества. Когда ребята рисуют на тему Великой Отечественной войны, они вспоминают своих родных, участвующих в боях и работающих в тылу во имя Победы - указали 67% респондентов.
Воспитанники изостудии «Радуга» (100% посмотрели созданный фильм «День Победы» (даже те, кто не смог присутствовать во время первого или второго этапа по болезни), 67% учащихся показали фильм и фотографии с мероприятия своим родителям и родственникам (рис. 4), которым в большинстве случаев - указали 88% - понравился результат данного патриотического Изопроекта).
Рисунок 4. Заинтересованность в получившемся результате учащихся и их родителей
В дальнейшем большинство ребят (89%) готовы участвовать в новых проектах и открытых уроках Изостудии «Радуга», 93% детей хочет больше узнать о героическом прошлом своего народа (рис. 5).
11%
■ Готовы участвовать в совместных проектах
■ К участию в проектах относятся ситуативно
89%
Рисунок 5. Заинтересованность в дальнейшей совместной деятельности
7
20PDMN315
Выпуск 3 - 2015 (499) 755 50 99
http://mir-nauki.com
Больше половины ребят хотят нарисовать своих прадедов, участвующих в Великой Отечественной войне и в следующем году принять участие в выставке «Бессмертный полк» ЦРТ Ленинского района г. Нижнего Новгорода (70% учащихся нравится, когда из их рисунков готовится Коллективная стенгазета и 74% испытывают гордость, когда их рисунки размещены на выставках). 63% участников опроса регулярно принимают участие в городском творческом патриотическом конкурсе «С чего начинается Родина?» и голосуют за учащихся изостудии «Радуга», потому что любят свою страну, свой город, свой народ.
В следующий раз 33% учащихся хотят сами подготовить доклад с презентацией, сочинение, выучить стихотворение и выступить перед учащимися Изостудии «Радуга», 37% умеют петь и готовы спеть песню военных лет на следующем тематическом открытом уроке. Часть учащихся (указали 48%) хотят, чтобы на новом Изопроекте они были одеты в военную форму (в пилотках, с георгиевскими лентами). 63% хотят принять участие в виртуальной экскурсии «Города-Г ерои».
Таким образом, участие молодежи в Патриотическом мультимедийном Изопроекте «День Победы» в полной мере способствовало патриотическому воспитанию учащихся образовательных учреждений. Активные технологии в совместной творческой деятельности на практике доказали, что соревновательный процесс и коллективное взаимодействие, являются мощными средствами развития индивидуальных творческих способностей обучающихся в изодеятельности. Исследование показало, что участие в патриотическом Изопроекте способствовало активизации творческой и познавательной деятельности учащихся.
8
20PDMN315
Выпуск 3 - 2015 (499) 755 50 99
http://mir-nauki.com
ЛИТЕРАТУРА
1. Булганина С.В. Использование активных методов обучения маркетингу при подготовке бакалавров менеджмента // Современные научные исследования и инновации. 2014. №12-3 (44). С. 161-164.
2. Жуланова С.В. Творческий проект «мой мультфильм» Информатика в школе. 2012. №3 (76). С. 17-19.
3. Кахнович С.В. Основные интерактивные принципы педагогической технологии формирования культуры межличностных отношений у дошкольников в художественно-творческой деятельности // Гуманитарные науки и образование. 2012. №4 (12). С. 26-29.
4. Канащенкова В.В. К вопросу о психологических предпосылках развития художественного мышления детей старшего дошкольного возраста // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2012. №1. С. 168-171.
5. Лебедева Т.Е. Использование активных методов обучения при подготовке специалиста сферы сервиса // Педагогика высшей школы и профессионального образования. 2012. №2. - С. 16.
6. Маркова С.М. Проектирование образовательных систем: теоретический аспект // В мире научных открытий. 2012. №9.2 (33). С. 402-412.
7. Петухова Л.В. Педагогическая технология развития художественно-творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста в изобразительной деятельности // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2011. №3. С. 246-250.
8. Погодина Т.В., Булганина С.В. Опыт использования современных педагогических технологий и мониторинг результатов обучающихся // Современные научные исследования и инновации. 2015. №3 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/?p=51028 (дата обращения: 31.03.2015).
9. Погодина Т.В. Использование активных технологии в коллективной творческой
деятельности // Индустрия туризма и сервиса: состояние, проблемы,
эффективность, инновации: сборник статей по материалам международной научно-практической конференцию (23 апреля 2015г.). - Н.Новгород:
Мининский университет - 2015. С. 174-176.
10. Рыбакова Е.А. Моделирование педагогического сопровождения детей дошкольного возраста в творческой деятельности // В мире научных открытий. 2014. №3.1 (51). С. 554-565.
Рецензент: Статья рецензирована членами редколлегии журнала.
9
20PDMN315
Выпуск 3 - 2015
(499) 755 50 99 http://mir-nauki.com
Мир Науки
Pogodina Tat’yana Vladimirovna
Municipal budgetary educational institution of additional education of children «The center of development of creativity of children and youth»
Russia, Nizhniy Novgorod E-mail: Pogodina.TV@mail.ru
Bulganina Svetlana Viktorovna
Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University
Russia, Nizhniy Novgorod E-mail: sv.bulganina@yandex.ru
Collective creative activity: Patriotic multimedia Art-project
’’Victory Day”
Abstract. This article describes the experience of implementing the Patriotic multimedia art-project "Victory Day". The goal of this creative performance was to increase patriotism of young generation via artistic activity. Authors choose making "Victory Day" video based on "Great Patriotic War" paintings done by art-studios pupils as a way to fulfill this project. The article presents the results of students survey on the theme of patriotism and participation in "Victory Day" art-project. It shows children.
Keywords: creative activity; artistic activity; elementary-school children; student-centered approach; collective creative activity; active learning; patriotic education.
10
20PDMN315
Выпуск 3 - 2015 (499) 755 50 99
http://mir-nauki.com
REFERENCES
1. Bulganina S.V. Ispol'zovanie aktivnykh metodov obucheniya marketingu pri podgotovke bakalavrov menedzhmenta // Sovremennye nauchnye issledovaniya i innovatsii. 2014. №12-3 (44). S. 161-164.
2. Zhulanova S.V. Tvorcheskiy proekt «moy mul'tfil'm» Informatika v shkole. 2012. №3 (76). S. 17-19.
3. Kakhnovich S.V. Osnovnye interaktivnye printsipy pedagogicheskoy tekhnologii
formirovaniya kul'tury mezhlichnostnykh otnosheniy u doshkol'nikov v
khudozhestvenno-tvorcheskoy deyatel'nosti // Gumanitarnye nauki i obrazovanie. 2012. №4 (12). S. 26-29.
4. Kanashchenkova V.V. K voprosu o psikhologicheskikh predposylkakh razvitiya
khudozhestvennogo myshleniya detey starshego doshkol'nogo vozrasta // Vektor nauki Tol'yattinskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Pedagogika,
psikhologiya. 2012. №1. S. 168-171.
5. Lebedeva T.E. Ispol'zovanie aktivnykh metodov obucheniya pri podgotovke spetsialista sfery servisa // Pedagogika vysshey shkoly i professional'nogo obrazovaniya. 2012. №2. - S. 16.
6. Markova S.M. Proektirovanie obrazovatel'nykh sistem: teoreticheskiy aspekt // V mire nauchnykh otkrytiy. 2012. №9.2 (33). S. 402-412.
7. Petukhova L.V. Pedagogicheskaya tekhnologiya razvitiya khudozhestvenno-tvorcheskikh sposobnostey u detey starshego doshkol'nogo vozrasta v izobrazitel'noy deyatel'nosti // Vektor nauki Tol'yattinskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Pedagogika, psikhologiya. 2011. №3. S. 246-250.
8. Pogodina T.V., Bulganina S.V. Opyt ispol'zovaniya sovremennykh pedagogicheskikh
tekhnologiy i monitoring rezul'tatov obuchayushchikhsya // Sovremennye nauchnye issledovaniya i innovatsii. 2015. №3 [Elektronnyy resurs]. URL:
http://web.snauka.ru/?p=51028 (data obrashcheniya: 31.03.2015).
9. Pogodina T.V. Ispol'zovanie aktivnykh tekhnologii v kollektivnoy tvorcheskoy deyatel'nosti // Industriya turizma i servisa: sostoyanie, problemy, effektivnost', innovatsii: sbornik statey po materialam mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsiyu (23 aprelya 2015g.). - N.Novgorod: Mininskiy universitet - 2015. S. 174-176.
10. Rybakova E.A. Modelirovanie pedagogicheskogo soprovozhdeniya detey doshkol'nogo vozrasta v tvorcheskoy deyatel'nosti // V mire nauchnykh otkrytiy. 2014. №3.1 (51). S. 554-565.
11
20PDMN315