ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
дителями учащихся, принимает участие в ярмарках вакансий рабочих и учебных мест по линии центра занятости города
и т. п. Эти мероприятия обеспечивают набор в лицей и помогают молодежи определиться в выборе будущей профессии.
Ю. В. КАРПУНИН, директор Ковылкин-ского строительного колледжа Республики Мордовия
В. Н. КИЯЙКИН, заместитель директора по учебной работе Ковылкинского строительного колледжа Республики Мордовия
КОЛЛЕДЖ КАК ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УЧЕБНО-ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ КОМПЛЕКС
В 1966 г. приказом по Министерству строительства РСФСР в г. Ковылкино Мордовской АССР открылся филиал Пензенского строительного техникума, в 1968 г. он был реорганизован в самостоятельный строительный техникум Ми-
сел ьского
работают в колледже
свыше
10
нистерства
РСФСР.
строительства
За 30 лет своего существования учеб-
и
ное заведение превратилось в мощный комплекс, отвечающий всем требованиям учебно-воспитательного процесса. Колледж располагает учебным корпусом на 600 мест, учебно-производственными
мастерскими площадью 1500 м~, где сосредоточены цехи по деревообработке, каменным, штукатурным и облицовочным работам; малярный, слесарно-механический, сварочный, сборочный цехи. Вводится в действие лесопильный цех с аэродинамической сушилкой. Выстроен прекрасный спортивно-оздоровительный комплекс, включающий спортивный корпус (798 м2) и хорошо оборудованный зал гимнастики и атлетизма; оборудована открытая спортивная площадка. Построены пищеблок, два здания общежития для учащихся на 720 койко-мест. Педагогический коллектив коллед-
42 преподавателя, 6
2
жа включает 4/ преподавателя, которых имеют высшую, а 12 вую категорию. Более 50 %
из пер-из них
лет.
Имея такую учебно-производственную базу и интеллектуальный потенциал, ориентируясь на требования рыночной экономики, педагогический коллектив колледжа постоянно совершенствует учебный процесс на основе динамично развивающейся системы непрерывного профессионального образования.
После успешной аттестации техникума в 1991 г. Управление ССУЗ Минсельхозпрода Российской Федерации, исходя из специфики учебного заведения и его достижений, разрешило коллективу колледжа участвовать в эксперименте по созданию учебного заведения повышенного уровня подготовки специалистов по многоступенчатой системе. Разумеется, на начальном этапе работы были серьезные трудности, вызванные разночтением в требованиях к содержанию подготовки, отсутствием правовой базы средней профессиональной школы, новизной задач, к восприятию которых педагогический коллектив не был подготовлен. Были также недостатки в создании учебно-методической базы, обеспечении соответствующего бюджетного финансирования.
По мере устранения названных негативных сторон и стабилизации учебно-
практической деятельности колледжа складывалась и соответствующая система подготовки специалистов по трем ведущим ступеням:
первая предусматривает выпуск
высококвалифицированных рабочих и руководителей первичных звеньев производства (бригадиров);
— вторая рассчитана на отбор юношей и девушек с такими качествами, как исполнительность, точность, аккуратность, трудолюбие, старательность, способность к глубокому изучению технических дисциплин, что обеспечивает им возможность получения рабочей профессии и квалификации техника-строителя-технолога;
— третья ступень подготовки предусматривает отбор студентов с проблемным, творческим типом мышления, стремящихся к анализу и изобретательству, способных выдвигать и разрабатывать новые идеи и проекты. В их категорию входят студенты, успешно закончившие вторую ступень обучения и имеющие желание продолжить учебу с целью получения квалификации младшего инженера-строителя.
Названная система подготовки студентов колледжа легла в основу внедряемых педагогическим коллективом экспериментального учебного плана и программ по специальности № 2902
„Строительство и эксплуатация зданий и сооружений“.
Разработка названных организационно-методических документов получила новый творческий импульс после создания при Мордовском университете Регионального учебного округа, обеспечивающего широкую интеграцию педагогического коллектива колледжа с учеными вуза. Так, при подготовке учебного плана и программ для специалистов третьей ступени большую практическую помощь оказали декан строительного факультета университета доцент Н. М. Кузнецов и его заместитель доцент А. Д. Колосков, а также педагогический коллектив базового Перевозского строительною колледжа Нижегородской области, с которым установлены давние творческие отношения.
В свою очередь наши преподаватели поддерживают тесную связь, особенно в разработке и корректировке вузовских
программ, со многими кафедрами университета, в том числе по профилям математики, физики, программирования, химии и иностранных языков.
После согласования разработанного в Ковылкинском колледже экспериментального учебного плана по названной выше специальности с Министерством образования Республики Мордовия, Мордовским университетом, Минсельхозпродом Мордовии и Управлением ССУЗ Минсельхозпрода России и утверждения его в мае 1991 г. Государственным комитетом по высшему образованию СССР началась подготовка специалистов по многоступенчатой системе.
Осуществляя подготовку высококвалифицированных рабочих для строительства (каменщиков, плотников, штукатуров, плиточников и маляров) на первой ступени обучения, мы придаем большое значение интеграции такой работы в системе „колледж — школа — ПУ — производство“« В школе решаются задачи профориентационной работы с целью отбора учащихся для обучения в колледже и корректировки учебных программ по общеобразовательному курсу (для обучающихся на 1-м курсе колледжа на базе 9 классов). В профессионально-технических училищах корректируются программы по подготовке к рабочим профессиям, практикуется обмен опытом среди мастеров производственного обучения. Это весьма важно, поскольку учебно-произ-водственная практика в мастерских составляет 10 недель (360 ч).
В целях развития интеграционной связи для производственной практики широко используются строительно-мон-тажные и ремонтные организации города. На конкретных объектах этих организаций учащиеся практикуются 7 недель (252 ч). Под руководством прорабов, мастеров они приобретают навыки по конкретным рабочим профессиям.
Руководители и специалисты строительных предприятий города входят также в состав квалификационной комиссии, которая работает по завершении учащимися первой ступени обучения в колледже. Им присваиваются в соответствии с учебным планом рабочие профессии III
или IV разряда.
Учащиеся второй ступени, успевающие с баллом не ниже 3,6, обучаются
ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
3,6 года на базе 9 классов и 2,6 года
с базовым образованием 11 классов. После завершения учебы они получают специальность техников-строителей-техно-логов.
Строительные организации на данном этапе подготовки специалистов служат базой для прохождения производственной и преддипломной практики, а также стажировки преподавателей спецдисциплин. Высококвалифицированные инженерно-технические работники выступают в качестве рецензентов дипломных проектов выпускников. Базовой строительной организацией колледжа является и АО „Зодчий“, Начальник этой организации входит в ГКК, присваивающую квалификацию „Т ехник-строител ь-технолог“
Практически интеграционная связь поддерживается со всеми строительно-монтажными организациями Мордовии как в вопросах комплектования их специалистами, так и с целью использования их в качестве базы для технологической и преддипломной практики.
На третью ступень обучения, как сказано выше, переводятся учащиеся, завершившие теоретический и практический курс обучения по второй ступени, имеющие хорошую успеваемость и изъявив-ие желание продолжить углубленную подготовку по специальности младшего инженера-строителя.
Продолжительность обучения (общая) с учетом первой и второй ступеней — 4,6 года на базе 9 классов и 3,6 года — после 11-го класса. С точки зрения ин-
теграции в системе „колледж
вуз
производство вуз представляется одним из важных звеньев непрерывного образования учащегося. Здесь осуществляются: корректировка и разработка учебных
планов и рабочих программ по соответствующим учебным дисциплинам; активная научно-методическая работа преподавателя колледжа в рамках заключенных договоров по линии Регионального учебного округа; повышение квалификации преподавателей колледжа в институте университета.
На завершающем этапе обучения ученые университета дают независимую оценку качества подготовки специалистов в колледже, участвуя в защите выпускниками дипломных проектов и являясь их рецензентами. Все вопросы
конкретной творческой связи педагогических коллективов колледжа и соответствующих (строительного, юридического, экономического) факультетов Мордовского университета нашли свое отражение в договорах, заключенный между ними как субъектами Регионального учебного округа.
Производство в данной интеграционной системе используется для прохождения учащимися преддипломной практики и стажировки на должностях инженерно-технических работников. Объем производственной практики на третьей ступени обучения — 3+5 недель (288 ч). Производственные предприятия используются преподавателями специальных дисциплин для стажировки по индивидуальным планам, а ведущие инженерно-технические работники могут входить в состав ГЭК и ГКК и выступать в качестве рецензентов дипломных проектов выпускников.
В колледже ведется работа по созданию новых учебных планов дополнительного образования для учащихся, завершивших вторую ступень обучения. Они получают возможность приобретения дополнительных специальностей экономического и управленческого профиля, которые становятся достаточно популярными среди молодежи республики. Речь идет о таких специальностях, как коммерсант, менеджер, экономист, предприниматель малого бизнеса, а также о смешанных профессиях — техник-строи-тель-менеджер, техник-строитель-эконо-мист и т. д. В плане интеграции подготовки специалистов данного профиля колледж находится в тесной связи с соответствующими кафедрами университета.
В настоящее время успешно внедряется также экспериментальный учебный план по специальности № 8201 „Правоведение“ предусматривающий подготовку специалистов повышенного уровня по 3-ступенчатой системе: I ступень — секретарь-референт; II ступень — юрист со средним специальным образованием;
III ступень — юрист с неполным высшим
образованием. Его, реализация осуществляется по следующей интеграционной
системе: „колледж — школа — госпредприятие” — для I ступени обучения;
„колледж — госпредприятие“ — для II
ступени обучения; „колледж — вуз — госпредприятие“ — для III ступени. Как и в других видах взаимосвязи, общеобразовательная школа здесь используется для проведения профориентационной работы и отбора учащихся (10 — 11-е классы) для дальнейшей углубленной подготовки по гуманитарно-правовому
циклу учебных дисциплин. С этой целью в колледже создан подготовительный класс-лицей, работающий три раза в неделю в течение учебного года. Учащиеся этого класса по согласованию с городским управлением образования освобождаются
от производственного обучения при УПК.
Завершающим этапом подготовительных курсов являются квалификационные испытания с присвоением профессии „секретарь-референт“ Для тех, кто получил углубленную подготовку по гуманитарно-правовому циклу, открывается более широкая возможность для поступления в колледж и вуз.
Юридический факультет Мордовского госуниверситета в соответствии с заключенным договором оказывает практическую помощь в корректировке учебного плана и рабочих программ по юридическим дисциплинам, а также необходимую методическую помощь преподавателям колледжа. Начиная с 1996/97 учебного года представители юридического факультета будут проводить независимую экспертную оценку подготовки специалистов по специальности „Правоведение“ и работать в составе ГЭК на выпускных экзаменах. Внедряются соответствующие
ф
преемственные программы.
Небольшой опыт творческого содружества с разными типами учебных заведений и предприятий Республики Мордовия уже дает основание утверждать, что профессиональное образование в будущем может и должно стать глубоко интегрированной многоуровневой
преемственной системой как между различными ступенями (этапами) по вертикали — допрофессиональная подготовка, начальное, среднее и высшее профессиональное, последипломное образование, так и по горизонтали — между различными формами, звеньями и учебными заведениями.
Особая значимость такой интеграции состоит прежде всего в том, *что она отвечает интересам молодежи, помогает ей четко определиться в своих профессиональных намерениях, сокращает сроки обучения, а следовательно, и расходы на профессиональное образование. К тому же многоуровневая профессиональная подготовка — это общемировая тенденция. Во многих странах уже давно функционируют разнотипные профессиональные учебные заведения, имеющие, например, по пять — шесть ступеней профессионального образования, позволяющих учащимся после окончания одной из них продолжать обучение или ограничиться достигнутым.
Достоинством многоуровневой подготовки является и то, что отдельные ведомства, как, например, Министерство сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации, не имея возможности финансировать колледж в полной мере, открывает другие каналы для обеспечения отдельных его уровней и специальностей из различных источников: федерального, областного бюджета (ПУ. техникумы); районного бюджета образования (общеобразовательная и вечерняя школы, трудовая подготовка школьников); из бюджетов областных и районных служб занятости (переподготовка незанятого населения), предприятий (повышение квалификации специалистов), граждан и т. д. Все это стцмулирует и
такой весьма важный интеграционный процесс, как объединение соучредителей учебного заведения региона.