КОЛИЧЕСТВЕННЫЕ ПАРАМЕТРЫ И СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ТЕНДЕНЦИЙ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ЛАТВИИ,
ЛИТВЫ И ЭСТОНИИ
Н.В. Никифорове
Количественные параметры и тенденции высшего образования Латвии, Литвы
и Эстонии в период 1990—2007 гг.
Выбор периода 1990—2007 гг. для анализа параметров и тенденций высшего образования Латвии, Литвы и Эстонии объясняется следующими соображениями.
1. В 1991 г. страны Балтии обрели государственность, и это с необходимостью привело к возникновению своеобразной «точки бифуркации» в том числе и в сфере высшего образования, прервавшей многолетние тенденции и породив качественно новые.
2. Радикально новые тенденции в развитии высшего образования возникли и в связи с вхождением Латвии, Литвы и Эстонии в Болонский процесс в 1999 г. и Европейский Союз в 2004 г. Естественно, что оценить специфику и степень новизны возникших тенденций можно, лишь сравнивая их с предыдущими.
3. Вхождение стран Балтии в Болонский процесс поставило перед их национальными системами высшего образования целый ряд радикально новых и социально значимых задач, сформированных в Болонской (1999 г) и Саламанской (2001 г.) декларациях, Берлинском (2003 г) и Бергенском (2005 г.) коммюнике, на встречах министров образования европейских стран, совещаниях Болонских рабочих групп, многочисленных конференциях и семинарах по проблемам Болонского процесса1.
1 Некоторые из мероприятий Болонского движения проходили в странах Балтии (8-я совместная встреча в рамках сетей ENIC и NARIC — Рига, июнь 2001 г.; Семинар «Совершенствование системы признания степеней и периодов обучения», Рига, декабрь 2004 г.; официальный Болонский семинар «Новые проблемы в признании», Рига, январь 2007 г.), а в большинстве из них Латвия, Литва и Эстония принимали активное участие.
Наличие столь значимых событий и обосновывает выбор временного периода (1990—2007 гг.) анализа количественных параметров и тенденций высшего образования стран Балтии.
В представленной публикации даны и проанализированы только те количественные параметры высшего образования стран Балтии, которые значимы для высшего образования с точки зрения того, в какой степени оно способствует росту интеллектуального потенциала общества.
Интеллектуальный потенциал общества, как и всякий другой феномен, имеет количественные и качественные параметры, которые неразрывно связаны между собой. В первом приближении основным количественным параметром интеллектуального потенциала общества является число его членов, имеющих академическое и (или) профессиональное высшее образование. Качественным параметром является уровень овладения знаниями, навыками и умениями выпускниками высших школ2.
Выражением степени способствования высшего образования Латвии росту интеллектуального потенциала латвийского общества является тенденция повышения количества студентов и увеличение их процентного состава, отраженные в таблице 1 и диаграмме 1.
2 Количество имеющих высшее образование будет формальным показателем интеллектуального потенциала, если его качество не соответствует мировым стандартам, которые отражают (или должны отражать) способности его носителей к созидательной деятельности.
99
COMPARATIVE POLITICS • 1 / 2011
СРАВНИТЕЛЬНАЯ ПОЛИТИКА • 1 / 2011
СРАВНИТЕЛЬНЫЙ анализ локального опыта
Таблица 1. Динамика численности населения, количество студентов и их процентный состав от населения Латвии, Литвы и Эстонии в период 1990—2007 гг.
Страны Латвия Эстония Литва
Колич. пока- зат. Годы Числ. насел. (тыс. чел.) Кол. студ. % студ. от насел. Числ. насел. (тыс. чел.) Кол. студ. % студ. от насел. Числ. насел. (тыс. чел.) Кол. студ. % студ. от насел.
1990 2668 45953 1,72 3694 67000 1,81
1991 2658 46279 1,74
1992 2643 42204 1,60
1993 2586 38956 1,51
1994 2541 39676 1,56
1995 2501 46680 1,87 3643 54000 1,48
1996 2470 56164 2,27
1997 2445 64948 2,66
1998 2421 76653 3,17
1999 2399 89509 3,73
2000 2382 101270 4,25 3512 95593 2,72 1372 56000 4,08
2001 2364 110500 4,67 3487 106913 3,07 1367 60100 4,40
2002 2346 118944 5,07 3476 119548 3,44 1361 63400 4,66
2003 2331 127656 5,48 3463 130245 3,76 1356 65600 4,84
2004 2319 130706 5,64 3446 138516 4,02 1351 67700 5,01
2005 2306 131125 5,69 3425 141771 4,14 1348 68300 5,07
2006 2295 129497 5,64 3403 143204 4,21 1345 68800 5,12
2007 2281 127760 5,60 3385 144336 4,26 1342 68200 5,08
Диаграмма 1 процентного отношения количества студентов к численности населения Латвии, Литвы и Эстонии
сравнительный анализ локального опыта
Исходя из данных таблицы 1 можно сделать следующие выводы.
1. В процентном выражении число студентов по отношению к населению стран Балтии (Латвия — 5,40%; Литва — 4,19%; Эстония — 4,69%) представляет собой по мировым стандартам весьма высокое. Известно, что в последние годы первое место по этому показателю занимает Канада — 580 (в США — 520) студентов на 10 000 населения, или 5,80%. Второе место — Латвия — 569 студентов на 10 000 населения в 2005/2006 академическом году3. Это означает, что относительный интеллектуальный потенциал стран Балтии весьма высок, и
3 По данным Министерства образования и науки Латвийской Республики в 2006/2007 уч. году количество студентов составило 552/10 000 / Вузы Латвии в 2007 году. URL: www.izm. gov.lv
как следствие этого возможности дальнейшего роста весьма ограниченны.
2. Дальнейший рост абсолютного интеллектуального потенциала возможен лишь путем увеличения народонаселения Балтийских стран при сохранении высокого процента имеющих качественное высшее образование. Однако устойчивая тенденция снижения натурального прироста населения Балтийских стран этому препятствует (см. табл. 2 и диаграмму 2).
Таблица 2. Динамика натурального прироста населения Балтийских стран на рубеже XX и XXI веков
Год Латвия Литва Эстония
2000 - 11 957 - 2500 - 5336
2001 - 13 327 - 1300 - 5884
2002 - 12 454 - 3200 - 5354
Диаграмма 2. Численность населения Латвии, Литвы и Эстонии
Наряду с негативным приростом населения повышается и средний возраст жителей стран Балтии, что в ближайшем будущем приведет к снижению числа рефлектантов и соответственно числа студентов. Как видно из вышеприведенной статистики, ожидать кардинальных изменений в этих показателях в среднесрочной перспективе не приходиться. Это делает невозможным дальнейший рост абсолютного интеллектуального потенциала Латвии, Литвы и Эстонии.
Однако снижение численности населения стран Балтии избыточно компенсируется стремительными темпами роста количества студентов в вузах этих стран. Об этом говорят статистические данные базисных4 темпов роста численности населения и количества студентов в Латвии, Литве и Эстонии (табл. 3, диаграмма 3).
4 Рассчитывается как отношение показателя последующего года к базисному году (для Латвии и Литвы — 1990/1991, для темпа роста количество студентов Эстонии — 2000/2001 год).
101
COMPARATIVE POLITICS • 1 / 2011
СРАВНИТЕЛЬНАЯ ПОЛИТИКА • 1 / 2011
СРАВНИТЕЛЬНЫЙ анализ локального опыта
Таблица 3. Базисные темпы роста численности населения и количества студентов (в процентах)
Латвия Литва Эстония
Темп роста населения Темп роста кол. студ. Темп роста населения Темп роста кол. студ. Темп роста населения Темп роста кол. студ.
1990/1991 - - - - -
1995/1996 93,7 101,7 98,6 69,0 92,2
2000/2001 89,3 220,7 95,1 120,8 87,3 -
2001/2002 88,6 240,7 94,4 132,1 87,0 107,3
2002/2003 87,9 259,0 94,1 148,8 86,6 113,2
2003/2004 87,4 278,2 93,7 161,9 86,3 117,1
2004/2005 86,9 284,7 93,3 173,0 86,0 120,9
2005/2006 86,4 285,6 92,7 175,8 85,2 122,0
2006/2007 86,0 282,1 92,1 176,5 85,6 122,9
2007/2008 85,5 278,4 91,6 180,9 85,4 121,8
Диаграмма 3. Численность студентов в Латвии, Литве и Эстонии
Еще одним и, как представляется, наиболее значимым средством дальнейшего наращивания интеллектуального потенциала стран Балтии является повышение качества высшего образования путем: 1) увеличения числа и уровня преподавания фундаментальных научных дисциплин в рамках высшего профессионального и академического образования; 2) расширения подготовки магистров и докторов. Как показывает практика, этот путь весьма перспективен.
Об актуальности увеличения числа фундаментальных научных дисциплин сви-
детельствуют исследования систем образования различных стран мира, проводимые профессором Мичиганского университета Джоном Миллером, согласно результатам которых научно грамотными можно признать примерно 28% американцев, 14% европейцев и 5% японцев. В рамках этих исследований таковыми признано лишь 2,2% жителей Латвии. В 1970—1980-е годы научно подготовленными были не более 10% жителей США. Прогресса удалось достичь благодаря введению в американских университетах обязательных курсов
102
сравнительный анализ локального опыта
по фундаментальным научным дисциплинам5.
5 Мажан Т. Пробелы в знаниях все больше // Телеграф. № 40 (1334). Рига. 26.02.2007.
Широкие потенциальные возможности для повышения интеллектуального потенциала общества имеет и путь расширения подготовки магистров и докторов, о чем свидетельствуют следующие статистические данные.
Таблица 4. Распределение студентов Балтийских стран по программам обучения в 2004 г.
Уровни высшего образования Латвия Литва Эстония
1. Бакалаврские программы: высшее профессиональное и академическое образование: число обучающихся 113 943 143 601 60 365
2. Магистерские программы: число обучающихся % от обучающихся 1-го уровня 11 494 10,08 2946 4,88
3. Докторские программы: число обучающихся % от обучающихся 1-го уровня % от обучающихся 2-го уровня 1319 I, 15 II, 48 2183 1,52 314 0,52 10,65
Число магистрантов (учащихся магистратуры) к числу обучаемых по бакалаврским программам и программам первых двух уровней высшего профессионального образования составляет в Латвии 10,08%, а в Эстонии — 4,88%. Еще более низким является процент обучающихся по докторским программа по отношению к бакалаврским: Латвия — 1,15%; Литва — 1,52%; Эстония — 0,52%.
Таким образом, в Латвии только 1 из 10, а в Эстонии 1 из 20 получивших диплом о высшем профессиональном или академическом образовании продолжает свое обучение в магистратуре.
Такое соотношение представляется крайне недостаточным, в первую очередь — для удовлетворения потребностей высшей школы, ибо законодательство стран Балтии, как правило, требует наличия магистерской степени у каждого преподавателя, участвующего в реализации бакалаврских программ.
Ключевыми для развития интеллектуального потенциала стран Балтии являются увеличение количества защищаемых докторских диссертаций и повышение их теоретического уровня и практической значимости.
В настоящее время, несмотря на упрощение ранее существовавшей иерар-
хии ученых степеней6, во всех Балтийских странах имеет место острая нехватка док-
6 Ранее существовавшие степени кандидата наук и доктора наук в Балтийских странах редуцированы к степени доктора философии, т.е. степени кандидатов наук в большинстве случаев были нострифицированы в качестве степеней докторов философии (Ph.D.).
В последнем отчете Европейской комиссии по образованию (European Commission on Education and Training, Trends III) отмечается этот крайне тревожный факт, и связывают его с тем, что в современной Европе докторские программы ассоциируются исключительно с дальнейшей академической деятельностью. Докторантура более не рассматривается работодателями как необходимое условие. В связи с чем интерес к докторантуре падает. Европейский Союз в рамках своей программы по созданию Европейского пространства высшего образования (European Higher Education Area) одной из целей ставит повышение привлекательности докторантуры и увеличение количества докторантов.
Чтобы оценить степень радикальности изменений, произошедших в системе высшего образования стран Балтии в рассматриваемый период (1990—2007 гг.), представляется полезным расширить количество анализируемых параметров. Сделаем это на примере Латвийской Республики.
Рост числа студентов и увеличение числа вузов в Латвии в период 1920—2000 гг. весьма наглядно представлены на диаграмме 4, основанной на официальных данных Министерства образования и науки Латвии.
103
COMPARATIVE POLITICS • 1 / 2011
СРАВНИТЕЛЬНАЯ ПОЛИТИКА • 1 / 2011
СРАВНИТЕЛЬНЫЙ анализ локального опыта
торов наук. Их не хватает не только для обеспечения высококвалифицированной подготовки бакалавров и магистров, но и для воспроизводства докторского контингента.
Эта проблема актуальна и для Европейского Союза в целом: менее 5% от
числа магистрантов продолжают обучение по докторским программам. Отчасти это связанно с недостаточным количеством докторских программ. Однако наиважнейшим фактором является отсутствие интереса к докторским программам со стороны магистрантов.
Диаграмма 4. Число студентов и количество вузов в Латвии в период 1920—2000 гг.7
URL: http://www.izm.gov.lv/Dokumenti/August_izglitiba/2006_parskats/1-3.Uznemsana.doc
Если следовать принятой периодизации новейшей истории Латвии (Первая республика — советский период — Вторая республика), то из предложенной диаграммы следует, что в период 1920— 1940 гг. число студентов увеличилось в 2,54 раза (3900 студентов в 1920 г. и 9900 в 1940 г.), а количество вузов — в 2,0 раза.
В период 1940—1990 гг. число студентов увеличилось в 4,65 раза (9900 студентов в 1940 г. и 46 000 студентов в 1990 г.), а количество вузов возросло в 3 раза.
Если сравнивать эти два периода с учетом их существенного различия по длительности (20 и 50 лет, т.е. в 2,5 раза), то как по числу студентов, так и по количеству вузов можно говорить об их относительно равномерном росте. Существенный скачок отмечается лишь в 60-е годы по числу студентов (21 600 в 1960 г и 40 800 в 1970 г). Представляется, что данный скачок исчерпывающим образом объясняется общемировой тенденцией роста числа студентов в данный период, являющейся следствием резкого ускорения научно-технического прогресса в 60-е годы XX в.
104
сравнительный анализ локального опыта
В период 1990—2000 гг. тенденция постепенного роста числа студентов и количества вузов резко меняет свой характер и становится экспоненциальной: число студентов увеличивается за десятилетие в 2,2 раза (46 000 в 1990 г. и 101 300 в 2000 г.), а количество вузов в 2,75 раза. Причем рост общего числа студентов сопровождается еще более стремительным их удельным ростом. На 10 000 населения в 1990 г. приходилось 172 студента, а в 2000 г. уже 404, т.е. в 2,35 раза больше.
Стремительный рост общего и удельного числа студентов в период 1990— 2006 гг. происходит на фоне снижения рождаемости.
Таблица 5. Динамика рождаемости и численности студентов в Латвии в период 1990—2007 гг.8
Годы Количество родившихся Количество студентов
1990/1991 37 900 46 000
1991/1992 34 600 46 300
8 Parskats par Latvijas augstako izglitibu 2006. gada (skaitli, fakti, tendences. URL: http://www. izm.gov.lv/Dokumenti/Augst_izglitiba/2006_ parskats/1-3.Uznemsana.doc
1992/1993 31 600 41 900
1993/1994 26 800 37 500
1994/1995 24 300 39 260
1995/1996 21 600 46 696
1996/1997 19 800 56 187
1997/1998 18 800 64 948
1998/1999 18 400 76 620
1999/2000 18 100 89 510
2000/2001 101 300
2001/2002 19 700 110 500
2002/2003 20 000 118 845
2003/2004 21 000 126 756
2004/2005 20 300 130 693
2005/2006 21 500 131 072
2006/2007 129 503
Более наглядными тенденции рождаемости и численности студентов становятся при представлении их в виде диаграммы.
Диаграмма 5. Динамика численности студентов и рождаемости в Латвии (1990—2007 гг.)9
9 Parskats par Latvijas augstako izglitibu 2005. gada (skaitli, fakti, tendences) URL: http://www.izm.gov.lv
150000
—число родившихся —численность студентов
Из таблицы 6 следует, что за период 2006 г., т.е. 16 400 детей, или на 43,27%, в то 1990—2007 гг. количество рождающихся в время как число студентов возросло с 46 000 год сократилось с 37 900 в 1990 г. до 21 500 в в 1990 г. до 131 072 в 2006 г., т.е. в 2,85 раза.
105
COMPARATIVE POLITICS • 1 / 2011
СРАВНИТЕЛЬНАЯ ПОЛИТИКА • 1 / 2011
СРАВНИТЕЛЬНЫЙ анализ локального опыта
В изменениях динамики рождаемости и численности студентов можно выделить три периода (см. диаграмму 3).
В период 1990/1991-1993/1994 гг.
имеет место динамика параллельного снижения рождаемости и численности студентов. Очевидно, что главными причинами снижения рождаемости и численности студентов в этот период являются общий политический, экономический и социально-психологический упадок и снижение возможностей получения высшего образования на русском языке.
В период 1993/1994-1999/2000 гг. при сохранении тенденции снижения рождаемости численность студентов резко растет: с 37 500 в 1993/1994 академическом году до 89 510 в 1999/2000 учебном году.
Лежащим на поверхности объяснением этому является, по-видимому, известный феномен быстрой приспособляемости молодого поколения к новым социально-экономическим условиям.
В период 1999/2000-2005/2006 гг. на фоне продолжающего роста числа студентов (с 89 510 до 131 072) начинает стабилизироваться и рождаемость, что объясняется тем, что к новым политическим, эконо-
мическим и социальным реалиям адаптируется и более старшее, чем студенческое, поколение жителей Латвии.
Однако на протяжении всех рассматриваемых периодов снижение рождаемости не влияло на численность молодежи студенческого возраста, ибо процент возрастной группы 15—59 лет не уменьшался (см. табл. 6).
Таблица 6. Структура возрастного состава населения Латвии (в %)10
Годы Возраст
0-14 15-59 60 и старше
1989 21,4 61,2 17,4
2000 17,9 61,0 21,1
2003 16,0 62,0 22,0
В определенной степени этому способствовала достаточно специфическая возрастная структура студентов вузов Латвии.Так, в 2005/2006 академическом году она выглядела следующим образом (см. диаграмму 4). 10 *
10 Статистические данные базы данных Европейского Союза «Eurodice». «Eurodice» — база
данных статистической информации в области образования. URL: www.eurodice.org
Диаграмма 6. Возрастная структура студентов в 2005/2006 академическом году11
11 Latvijas augstskolu informativa sistema. URL: www.lais.lv
106
сравнительный анализ локального опыта
Диаграмма 6 наглядно показывает, что значительное число студентов относится к двум возрастным группам: 19—23 года (49,9%) и старше 29 лет (28,9%).
При этом снижение рождаемости пока не затрагивает возрастную группу молодежи старше 19 лет (см. диаграмму 7),
а тенденция увеличения среднего возраста населения Латвии (в период 1989— 2003 гг. количество детей в возрасте до 14 лет сократилось на 5,4%, а количество людей старше 60 лет увеличилось на 4,6% — см. табл. 6) мало влияет на возрастную группу студентов старше 29 лет.
Диаграмма 7. Динамика численности родившихся в Латвии
Числ., тысячи
экономические, социальные, политические, психологические и другие причины. Одной из причин (и одновременно одним из условий) является стремительное увеличение количества негосударственных вузов и рост числа студентов в них. Так в 2005/2006 академическом году в 20 государственных вузах обучалось 88 664 студента, а в 14 негосударственных — 32 683, или 26,93% от общего числа студентов в Латвии.
Однако уже в следующем 2006/2007 учебном году из 129 503 студентов в государственных вузах обучалось 90 421 (69,82%), а в негосударственных — 39 082, или 30,18%. Годовой прирост числа студентов в государственных вузах сократил-
При этом наблюдается устойчивая тенденция увеличения платных и сокращения бюджетных мест в государственных вузах Латвии.
Начиная с 2005 г. количество как государственных, так и негосударственных вузов стабилизировалось, и на январь 2007 г. в Латвии официально зарегистрировано 20 государственных и 14 негосударственных вузов12, в которых динамики численности бюджетных и платных мест весьма различны (диаграмма 9).
12 Parskats par Latvijas augstako izglitibu 2006. gada (skaitli, fakti, tendences). URL: http://www.
izm.gov.lv/Dokumenti/Augst_izglitiba/2006_ parskats/1-3.Uznemsana.doc
107
COMPARATIVE POLITICS • 1 / 2011
СРАВНИТЕЛЬНАЯ ПОЛИТИКА • 1 / 2011
СРАВНИТЕЛЬНЫЙ анализ локального опыта
Диаграмма 8. Динамика количества бюджетных и плановых мест в вузах Латвии
с 1995 по 2006 г.13
Диаграмма 9. Динамика численности бюджетных и платных мест в вузах Латвии14
Таблица свидетельствует о наличии следующих тенденций: 1) Начиная с 2003/2004 уч. года постепенно увеличивается число бюджетных мест. Это увеличение осуществляется за счет роста бюджетных мест в программах по информационным технологиям, естествознанию и техническим наукам при сокращении количества бюджетных мест по социальным и педагогическим наукам. Предполагается, что эта тенденция сохранится и в ближайшие годы. 2) Количество студентов госвузов, обучающихся на платной основе, резко росло в период 1995—2000 гг. (от 4803 до 14 484 — в 3 раза за 5 лет), стабилизировалось в период 2002—2007 гг. и имеет тенденцию к снижению в последнее время. 3) Количество студентов, принятых на платное обучение в негосударственные вузы, стабильно и существенно растет и за 13 лет возросло в 9,7 раза.
На фоне стабилизации общего количества вузов обозначилась тенденция увеличения числа студентов в некоторых из них.
Причем количество студентов прирастает в крупных негосударственных вузах быстрее, чем в большинстве государственных.
108
сравнительный анализ локального опыта
Так, из 34 государственных и негосударственных вузов два крупнейших негосударственных — Балтийская международная
академия и Высшая школа бизнеса «Тури-ба» занимали в 2006 г. соответственно 4-е и 5-е места по количеству студентов.
Таблица 7. Численность студентов в крупнейших вузах Латвии (2006 г.)
1 Латвийский университет 26 807 20,7%
2 Технический университет 16 576 12,8%
3 Сел ьскохозяйственный университет 9 453 7,3%
4 Балтийская международная академия 8417 | 6,5%
5 Высшая школа бизнеса «Туриба» 5 828 4,5%
6 Даугавпилский университет 5 439 4,2%
7 Рижская высшая школа педагогики и упр. обр. 5 180 4,0%
Всего в 7 крупнейших вузах Латвии училось 77 700 студентов, что составляет 59,99% от общего числа.
В остальных 45 высших школах и колледжах обучалось 51 803 студента (40,01%).
Стремительный рост численности студентов в период 1993/1994—2005/2006 гг. яв-
лялся естественным следствием увеличения числа молодежи, решившей получить высшее образование, и расширением возможностей для этого, в первую очередь благодаря появлению новых негосударственных вузов. Рост численности студентов, принятых на первый курс вузов Латвии, свидетельствует об этом (см. диаграмму 10).
Диаграмма 10. Динамика численности студентов, принятых на 1-й курс вузами Латвии с 1990/1991 по 2006/2007 акад. гг.15
15 URL: http://www.izm.gov.lv/Dokumenti/Augst_izglitiba/2006_parskats/1-3.Uznemsana.doc
COMPARATIVE POLITICS • 1 / 2011
СРАВНИТЕЛЬНАЯ ПОЛИТИКА • 1 / 2011
СРАВНИТЕЛЬНЫЙ анализ локального опыта
Число студентов в вузах Латвии достигло своего максимума в 131 072 студента в 2005/2006 учебном году. Однако прием на первый курс продолжает расти: в 2006/2007 учебном году на первый курс было зачислено 34 804 студента, что на 1836, или на 5,57%, больше, чем в предыдущем году. Скорее всего, за определенное время на фоне снижения общего числа студентов число зачисляемых на первый курс может продолжать увеличиваться. Существенную роль в этом играет отсев студентов в процессе обучения. Главными факторами, влияющими на отсев студентов, являются степень решимости и готовности будущего студента к интенсивной учебе на протяжении нескольких лет и его фи-
нансовые возможности. Наибольший отсев студентов характерен для частных высших школ, колледжей и программ, реализуемых по форме неполного времени обучения. Отсев в различных высших школах и колледжах колеблется в широких пределах — от 2 до 50%. Необходимость повышения качества высшего образования и как следствие этого повышения требований к студентам может в будущем увеличить и без того значительный процент отсева.
Основанием для предположения о сохранении тенденции роста числа зачисляемых на первый курс является динамика среднего коэффициента конкурсов в вузы Латвии, который в последние годы неуклонно растет.
Диаграмма 11. Средний коэффициент конкурса в 1995—2006 акад. гг.16
URL: http://www.izm.gov.lv/Dokumenti/Augst_izglitiba/2006_parskats/1-3.Uznemsana.doc
16
Следует отметить, что средний коэффициент конкурсов в вузы Латвии недостаточно показателен для предположения о сохранении тенденции роста зачисляемых на первый курс, ибо в самом большом вузе республики — Латвийском университете конкурс (10,9) существенно выше среднего (4,8) (см. диаграмму 10).
С точки зрения потребностей рынка трудовых ресурсов более социально значимым, чем средний конкурсный коэффициент по вузам, является конкурс по программам обучения. В последние два года его динамика выглядит следующим образом.
Таблица 8. Конкурсы по программам обучения17
17 Мажан Т. В Латвии не хватает ИТ-специалистов // Телеграф. № 62 (28.03.2006).
Информационные науки Правоведение
Управление и предпринимательство Экономика
Архитектура и строительство Охрана среды
2005 2006
31,6 29,2
8,1 6,7
8,0 8,7
6,9 8,5
6,7 5,8
5,7 7,1
110
сравнительный анализ локального опыта
При этом следует отметить, что величина конкурсов на одинаковые и смежные программы в различных государственных вузах существенно различается.
Постепенно выливается в серьезную проблему дефицит квалифицированных специалистов по информационным технологиям, что в будущем может стать существенным препятствием для экономического развития и конкурентоспособности страны. На сегодняшний день не хватает 16,5% ИТ-экспертов, специализирующихся на разработке и обслуживании компьютерных сетей. Об этом свидетельствуют данные исследования, проводившегося по заказу международной корпорации Cisko Systems, работающей в области информационных технологий.
Одной из причин такого положения эксперты назвали отсутствие в Латвии об-
разовательной базы должного уровня18. Авторы исследования прогнозируют, что в 2008 г. дефицит специалистов в области информационных технологий может достичь 24,9%. Директор по маркетингу компании Severstallat Роберт Длохи говорит о том, что Латвия нуждается и будет нуждаться также в специалистах отраслей машиностроения и металлообработки19.
Социально значимым для трансляции интеллектуального потенциала общества следующим поколениям и для его увеличения является распределение обучающихся по уровню программ обучения.
В 2005/2006 учебном году имело место следующее распределение обучающихся по уровням программ обучения:
18 Там же.
19 Воронцов А. Совершенствование деятельности Балтийской международной академии на основе создания системы дистанционного образования в сети Интернет: магистерская работа. Рига: БМА, 2007.
- программы колледжа (код -41) 7 964(18%)
- бакалаврские программы (код - 43) 9 075 (21%)
- профессиональные программы основного обучения (код - 42) 15 929 (36%)
- магистерские программы (код — 45) 4 261 (10%)
- профессиональные программы высшего уровня (код - 44,46) 5 976(14%)
- докторские программы (код -51) 530(1%)
Из приведенных данных видно, что на академических (магистерских и докторских) программах обучение крайне недостаточно с точки зрения воспроизводства и развития интеллектуального потенциала общества и потребностей вузов Латвии. Недостаток докторов наук не позволяет увеличить число промоционных советов и количество новых докторов. Возникает замкнутый круг. Имеющиеся в настоящее время средства правового регулирования и экономического стимулирования для роста количества докторов наук являются явно недостаточными.
Проблема усугубляется и тем обстоятельством, что количество получаемых докторскую степень значительно ниже количе-
ства обучающихся по докторским программам. В 2005 г. докторскую степень получили лишь 112 человек, т.е. 0,4% от 26 119 получивших дипломы о высшем образовании.
В последнее время наметилась тенденция увеличения числа обучаемых по докторским программам. Так, в 2006/2007 учебном году по ним обучается уже 1809 человек, т.е. 1,4%.
Анализ количественных параметров процесса реформирования систем высшего образования Латвии, Литвы и Эстонии в период 1990—2007 гг., как представляется, свидетельствует о наличии следующих достаточно устойчивых и значимых с точки зрения сохранения и развития интеллектуального потенциала тенденций.
111
COMPARATIVE POLITICS • 1 / 2011
СРАВНИТЕЛЬНАЯ ПОЛИТИКА • 1 / 2011
СРАВНИТЕЛЬНЫЙ анализ локального опыта
1. Снижение числа студентов в период 1991—1995 гг. сменилось устойчивой тенденцией стремительного роста их количества вплоть до 2005 г. Однако в последнее время (2005—2007 гг.) наметилось постепенное и незначительное снижение численности студентов вузов (табл. 1, диаграмма 1).
2. Устойчивыми являются тенденции снижения численности населения стран Балтии (диаграмма 2) и рост его среднего возраста. Эти тенденции являются негативными предпосылками для сохранения и развития интеллектуального потенциала названных стран и региона в целом.
3. Процентное отношение количества студентов к численности населения во всех странах Балтии неуклонно и значительно растет в течение всего анализируемого периода (диаграмма 1). Удельный вес студенческой молодежи в Латвии, Литве и Эстонии превысил уровень таких традиционно университетских стран, как Италия, Франция, Германия. Однако демографическая ситуация, экономические реалии и другие глобальные и региональные факторы не дают оснований для экстраполяции этой тенденции даже на короткосрочную перспективу. Представляется, что наметившееся в последние годы (2005—2007 гг.) снижение процентного состава студентов в Латвии, Литве и Эстонии будет продолжаться.
4. Неблагоприятным для роста интеллектуального потенциала региона является и распределение студентов по уровням программ обучения (табл. 4): весьма низок процент обучения по докторским программам (Латвия — 1,15%; Литва — 1,52%, Эстония — 0,52%).
Региональные тенденции высшего образования стран Балтии находят свое подтверждение и конкретизацию в следующих тенденциях развития системы высшего образования Латвии.
1. Снижение количества студентов в период 1990-1994 гг. (46 000 — 1990 г.; 37 500 — 1994 г.); стремительный рост количества студентов с 1995 по 2006 г. (39 260 — 1995 г.; 131 072 — 2006 г.), и незначительное снижение численности студентов в настоящее время (131 072 — 2006 г; 129 503 — 2007 г.)20.
20 Наличие тенденции снижения приема в вузы Латвии подтверждают и другие исследовате-
2. Резкое увеличение числа вузов в период 1990-2000 гг. (12 — 1990 г.; 33 — 2000 г.) главным образом благодаря появлению негосударственных высших школ и стабилизации общего числа вузов в последние годы.
3. Перераспределение численности студентов среди вузов Латвии: в 7 крупнейших вузах в 2006 г. году учились 77 700 студентов, что составляло 59,99% от их общего числа, в то время как в остальных 45 высших школах и колледжах лишь 51 803 (40,01%).
4. Возрастание численности принятых на первый курс по программам высшего образования (9514 — 1990 г.; 32 968 — 2005 г.). Число зачисленных на первый курс возросло и в последующем (2007) году до 34 804 студентов (диаграмма 10), в то время как общая численность студентов несколько снизилась.
5. Стабилизация численности 19-летней молодежи с 2003 г. по настоящее время на фоне незначительного роста рождаемости (диаграмма 7). Стабилизация численности населения студенческого возраста на фоне увеличения среднего возраста населения республики (табл. 7).
6. Рост среднего коэффициента конкурсов (2,6 — 1995 г.; 4,8 — 2006 г.) (диаграмма 11).
7. Сохранение в течение последних пяти лет тенденции преимущественного выбора рефлектантами социальных и гуманитарных программ обучения, что не соответствует структуре потребностей в специалистах с высшим образованием на рынке трудовых ресурсов республики. Исключением являются лишь информационные технологии и коммуникационные науки, конкурсы на программы которых резко выросли в последние два года.
8. Отставание роста численности обучающихся по докторским программам и получающих докторскую степень от потребностей развития высших школ и роста интеллектуального потенциала республики.
ли: Мелнис А., Абизаре В. Обзор «Вузы Латвии в 2007 году». URL: www.izm.gov.lv
112
сравнительный анализ локального опыта
9. Важными с точки зрения развития интеллектуального потенциала Латвии являются следующие ярко выраженные и устойчивые тенденции (диаграмма 9):
— рост количества бюджетных мест обучения, имеющий место в период 2002— 2007 гг.;
— увеличение приема в гос. вузы посредствам введения в них платного обучения;
— значительное увеличение числа студентов, обучающихся в негосударственных вузах.
Значительный рост удельного числа студентов, имевший место в период 1990— 2006 гг. (табл. 4), замедляется в настоящее время, что наглядно видно на диаграмме 5, где его экспоненциальная кривая переходит в логистическую. Второе место Латвии в мире по этому показателю — бле-
стящий результат, который вряд ли будет превзойден хотя бы из-за ее экономического потенциала, который существенно ниже занимающей первое место Канады.
Рост интеллектуального потенциала Латвии посредством увеличения удельного числа студентов, как представляется, достиг своего предела.
Росту интеллектуального потенциала посредством увеличения абсолютного числа имеющих высшее образование в будущем будет препятствовать неблагоприятная для этого демографическая ситуация.
Очевидно, что единственным средством дальнейшего наращивания интеллектуального потенциала латвийского общества является повышение качества высшего образования.
113
COMPARATIVE POLITICS • 1 / 2011