КОЛИЧЕСТВЕННАЯ ОЦЕНКА ПОКАЗАТЕЛЕЙ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ СТУДЕНТОВ
В.А. ЧЕРЕНКО, Мозырский ГПУ, Республика Беларусь
Аннотация
Рассматриваются вопросы оценки физической подготовленности студентов вуза. Разработаны шкалы оценки результатов тестирования разных физических качеств, и на этой основе дана интегральная оценка физической подготовленности студентов. Показано, что на первом курсе уровень физической подготовленности студентов оценивается как средний, на втором курсе как ниже среднего, а на третьем курсе как низкий.
Ключевые слова: студенты, физическая подготовленность, оценка.
Abstract
Questions of an estimation of physical readiness of students of high school are surveyed. Scales of an estimation of results of testing of different physical qualities are developed, and on this basis the integrated estimation of physical readiness of students is given.
It is shown, that on the first course the level of physical readiness of students is estimated as average, on the second course as below an average, and on the third course as low.
Key words: students, fitness, estimation.
Обоснованность заключения об эффективности программы занятий физическими упражнениями зависит от достоверности полученной информации и качества ее обработки.
Для диагностики физической подготовленности студентов применяется комплекс тестов, результаты которых выражены в разных единицах измерения и поэтому несопоставимы друг с другом [1, 4].
В результате трехгодичного констатирующего эксперимента выявлена динамика показателей физической подготовленности студентов Мозырского педагогического университета (табл. 1). Анализ динамики зарегистрированных показателей свидетельствовал, что степень изменения результатов в разных тестах имеет существенные различия. Так, результаты скоростно-
силовых тестов (бег на 100 м, прыжки в дину с места и с разбега, подтягивание на перекладине) имели тенденцию снижения с 1-го по 3-й курс, однако достоверных отличий не выявлено. Результаты в тестах на выносливость (бег на 1000 и 3000 м) достоверно снизились к концу третьего курса обучения, что свидетельствует о существенном снижении уровня выносливости учащейся молодежи в период обучения в вузе.
Вместе с тем по имеющимся данным нельзя дать интегральной оценки физической подготовленности студентов в период обучения с первого по третий курс.
Для решения данной задачи специалисты рекомендуют применять различные варианты балльных оценок [2, 5].
Таблица 1
Показатели физической подготовленности студентов на этапах обучения (Х ± с)
Тесты Этапы обучения
1-й курс 2-й курс 3-й курс
Начало курса Окончание курса Начало курса Окончание курса Начало курса Окончание курса
Бег 100 м, с 14,2 ± 0,6 14,1 ± 0,5 14,3 ± 0,4 14,0 ± 0,4 14,4 ± 0,4 14,3 ± 0,3
Бег 1000 м, мин, с 3,32±0,6 3,28±0,5* 3,35±0,9 3,27±0,7 3,41±0,6 3,48±0,8*
Бег 3000 м, мин, с 12,07 ±0,19 11,52±0,17* 12,19±0,16 12,12 ±0,13 12,29±0,16 12,44 ±0,16*
Прыжок в длину с места, см 241,2 ± 13,1 243,4±7,2 236,5± 16,1 238,4±10,2 231,1±11,7 233,9±12,1
Прыжок в длину с разбега, см 468,1±42,2 477,4±32,3 467,7±36,4 473,2±29,1 454,6±32,4 452,3±20,4
Подтягивание на перекладине, раз 8,9 ±1,4 8,4±0,8 7,5±2,1 8,1 ±2,3 7,3±1,4 6,2 ± 1,6
* Выделены значения показателей, статистически достоверно различные (р < 0,05).
Таким образом, для объективной оценки педагогического тестирования целесообразно преобразование зарегистрированных результатов в различных видах
испытаний в условные единицы (очки, баллы), что позволяет сводить массивы разнородных данных в таблицы сопоставимых показателей.
I
Задачей настоящего исследования была разработка методики количественной оценки показателей физической подготовленности студентов.
Как правило, в исследованиях по физическому воспитанию учащихся применяются линейные шкалы [1,
5]. В нашем случае диапазон от 0 до 10 баллов охватывал результаты, отличающиеся от средних значений на ± 2,5 а. Средний результат всей выборки приравнивался к 5 баллам.
В соответствии с ранее разработанными нормами [3] двигательное качество, оцениваемое в 7 баллов и выше, рассматривалось как ведущее (сильное) звено в структуре физической подготовленности студентов, а оценка в 3 балла и ниже свидетельствовала о низком уровне подготовленности (лимитирующее звено).
Шкала оценок двигательных способностей
В табл. 2 представлены шкалы оценки результатов тестирования студентов Мозырского педагогического университета. Для определения интегрального уровня физической подготовленности показатели отдельных тестов суммировались и распределялись на пять уровней (табл. 3).
Представленная система оценивания позволяет оперативно обрабатывать результаты тестирования, прослеживать индивидуальную динамику двигательных способностей занимающихся и соответственно вносить коррекции в структуру и содержание учебнотренировочного процесса, что в целом составляет основу управления физической подготовленностью учащихся.
Таблица 2
студентов педагогического университета
Балл Тесты
Бег 100 м, с Прыжок в длину с места, см Прыжок в длину с разбега, см Бег 1000 м мин, с Бег 3000 м мин, с Подтягивание, раз
10 13,0 280 575 3,04 10,30 13
9 13,3 274 559 3,08 10,45 12
8 13,5 268 543 3,12 11,00 11
7 13,7 262 527 3,16 11,15 10
6 13,9 256 511 3,20 11,30 9
5 14,2 250 494 3,24 11,45 8
4 14,4 244 478 3,28 12,00 7
3 14,6 238 462 3,32 12,15 6
2 14,8 232 446 3,34 12,30 5
1 15,0 226 430 3,38 12,45 4
0 15,2 220 414 3,42 12,00 3
Таблица 3
Оценка уровня физической подготовленности студентов
Уровень физической подготовленности Количество показателей
1 2 3 4 5 6
Высокий 10-8 >15 >23 >32 >40 >48
Выше среднего 7-6 15-12 22-18 31-24 39-30 47-36
Средний 5 11-10 17-15 22-20 29-25 35-30
Ниже среднего 4-3 9-6 14-9 19-13 24-15 29-18
Низкий 2-0 <6 <9 <12 <15 <18
Рассматривая с позиции балльной оценки динамику физической подготовленности наблюдаемой группы студентов в конце учебного года (табл. 4), необходимо отметить, что на первом и втором курсах не выявлено явно выраженных лимитирующих сторон физической подготовленности наблюдаемого контингента учащихся при относительно соразмерном уровне развития физических качеств. На третьем курсе наблюдалось выраженное снижение выносливости и достоверное снижение скоростно-силовых и силовых качеств по сравнению с итоговыми результатами первого курса.
На основании полученных в исследовании результатов можно утверждать, что применяемые в учебнотренировочном процессе средства и методы физического воспитания и тренировки студентов, характеризующиеся постоянством на протяжении всего периода обучения в вузе, достаточно эффективны на первом курсе обучения. На втором курсе эффективность применяемых средств и методов физического воспитания студентов снижается, а на третьем курсе это снижение становится очевидным.
Наблюдаемое выраженное снижение результатов тестирования после второго года обучения, по-
(тЫн
видимому, связано с особенностями организации учебнотренировочного процесса и величиной применяемых физических нагрузок. Известно, что регулярное повторение одних и тех же внешних воздействий не может
являться достаточным раздражителем для стимуляции процесса адаптации организма учащихся к физическим нагрузкам.
Таблица 4
Количественные показатели двигательных способностей студентов в период обучения с первого по третий курс
Двигательные качества Тесты Этапы
1-й курс 2-й курс 3-й курс
Быстрота Бег 100 м 5,3 ± 1,3 5,8 ±1,4 4,7 ± 0,7
Скоростно-силовые Прыжок в длину с места 4,7 ± 0,4 4,1 ±0,9 3,4 ± 0,2
Прыжок в длину с разбега 4,9 ± 0,6 4,5 ±0,8 3,2 ± 0,5
Выносливость Бег 1000 м 4,5 ± 0,9 4,5 ±0,7 1,4 ± 0,6
Бег 3000 м 4,8 ± 0,6 3,7 ±1,2 1,3 ± 0,4
Силовая выносливость Подтягивание на перекладине 5,7 ± 0,6 5,1 ±0,7 3,6 ± 0,3
Среднее значение 29,9 27,7 17,6
Заключение
В результате выполненного исследования установлено, что в период обучения с первого по третий курс степень изменения результатов в разных тестах, отражающих уровень развития разных физических качеств студентов, имеет существенные различия. Так, наиболее выраженная отрицательная динамика наблюдается в уровне развития аэробной выносливости. Уровень развития скоростно-силовых качеств имеет более низкие темпы снижения. Наиболее консервативным физическим качеством является быстрота.
Для объективного анализа динамики физической подготовленности студентов в период обучения в вузе разра-
ботаны шкалы оценки результатов тестирования разных физических качеств и на этой основе дана интегральная оценка физической подготовленности учащихся.
Показано, что на первом курсе уровень физической подготовленности студентов оценивается как средний, на втором курсе как ниже среднего, а на третьем курсе как низкий.
Разработанная система оценивания является более объективной по сравнению с традиционным анализом динамики результатов педагогических тестов, т.к. позволяет более четко отразить динамику исследуемых физических качеств, а также определить их вклад в структуру физической подготовленности студентов.
Литература
1. Бондаревский ЕЯ. Педагогические основы контроля за физической подготовленностью учащейся молодежи: автореф. дис. ... д-ра пед. наук. - М., 1983. - 35 с.
2. Годик М.А. Контроль тренировочных и соревновательных нагрузок. - М.: Физкультура и спорт, 1988. - 192 с.
3. Журавлев А.Н. Оптимизация двигательной активности учащихся средних специальных учебных заведений: дис. ... канд. пед. наук. - М., 2001. - 162 с.
4. Зациорский В.М. Основы спортивной метрологии. -М.: Физкультура и спорт, 1979. - 199 с.
5. Муратова И.В. Оценка физического развития и физической подготовленности учащихся младших и средних классов общеобразовательных школ Республики Мордовия / И.В. Муратова // Вестник спортивной науки. -2009. - № 1. - С. 59-61.
Literature
1. Bondarevsky E.J. Pedagogical basis of the control over physical readiness of a studying youth: autoref: thesis of dr. of pedagogic sciences. - М., 1983. - 35 p.
2. Godik M.A. Control of training and competitive loads. -М.: Physical culture and sports, 1988. - 192 p.
3. Zhuravlyov A.N. Optimization of a motor performance of pupils of averages special educational заведений: thesis of candidate of pedagogic sciences. - M., 2001. - 162 p.
4. Zatziorsky V.M. Basics of sports metrology. - M.: Physical culture and sports, 1979. - 199 p.
5. Muratova I.V. Estimation of physical development and physical readiness of pupils younger and middle classes of comprehensive schools in Republic Mordovia / I.V. Muratova // Bulletin of sports science. - 2009. - № 1. -P. 59-61.