Научная статья на тему 'Количественная оценка качества профессионального самоопределения будущих экономистов как инструмент развития агропродовольственных предприятий региона'

Количественная оценка качества профессионального самоопределения будущих экономистов как инструмент развития агропродовольственных предприятий региона Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
159
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Концепт
ВАК
Область наук
Ключевые слова
КВАЛИМЕТРИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ / СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МОТИВАЦИОННЫХ МЕХАНИЗМОВ / АГРОПРОДОВОЛЬСТВЕННОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ / "ЦЕНА-КАЧЕСТВО" ТРУДОВЫХ РЕСУРСОВ / AGRI-FOOD COMPANY / LABOR FORCE "QUALITY-PRICE" RATIO / QUALIMETRY OF PROFESSIONAL SELF-DETERMINATION / MOTIVATIONAL MECHANISMS IMPROVEMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Перевощиков Юрий Семенович, Латышева Анна Ивановна, Мухина Инна Александровна, Разумов Анатолий Иванович

В статье раскрыта зависимость между экономистами-аграрниками высокопрофессионального уровня, имеющими отличные показатели параметров «цена качество», и эффективностью профориентационной работы, качеством самоопределения будущих экономистов. Был применен квалистоимостной подход как новый инструментарий совершенствования профориентационных процессов. Сегодня роль квалиметрия в подготовке будущих специалистов неоспорима, это еще раз подтверждает актуальность стоящих перед ней задач и обусловливает необходимость развития личностных качеств молодежи, мотивационных механизмов. Количественное измерение результатов профориентации и оценка качества будущих экономистов-аграрников способствуют повышению конкурентоспособности агропродовольственных предприятий региона. Особое внимание уделено процессам сотрудничества образования, бизнеса и власти в вопросе самоопределения сельской молодежи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Количественная оценка качества профессионального самоопределения будущих экономистов как инструмент развития агропродовольственных предприятий региона»

Перевощиков Ю. С., Латышева А И., Мухина И. А., Разумов А И. Количественная оценка качества профессионального самоопределения будущих экономистов как инструмент развития агропродовольственных предприятий региона // Научно-методический электронный журнал «Концепт». -2017. - № 7 (июль). - 0,8 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2017/170142.htm.

ART 170142 УДК 331.108.2:338.436.33

Перевощиков Юрий Семенович,

доктор экономических наук, профессор ФГБОУ ВО «Удмуртский государ ственный университет», научный консультант НОЦЭМиКТ, г. Ижевск editorial@udsu.ru

Латышева Анна Ивановна,

кандидат экономических наук, доцент кафедры отраслевой и территориальной экономики ФГБОУ ВО «Пермская государственная сельскохозяйственная академия им. академика Д. Н. Прянишникова», г. Пермь latysheva.pgsha@rambler.ru

Мухина Инна Александровна,

кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики АПК ФГБОУ ВО «Ижевская государственная сельскохозяйственная академия», г. Ижевск editorial@udsu.ru

Разумов Анатолий Иванович,

директор ООО (МИП) «НЭЛА», г. Пермь nela.perm@rambler.ru

Количественная оценка качества профессионального самоопределения будущих экономистов как инструмент развития агропродовольственных предприятий региона

Аннотация. В статье раскрыта зависимость между экономистами-аграрниками высокопрофессионального уровня, имеющими отличные показатели параметров «цена - качество», и эффективностью профориентационной работы, качеством самоопределения будущих экономистов. Был применен квалистоимостной подход как новый инструментарий совершенствования профориентационных процессов. Сегодня роль квалиметрия в подготовке будущих специалистов неоспорима, это еще раз подтверждает актуальность стоящих перед ней задач и обусловливает необходимость развития личностных качеств молодежи, мотивационных механизмов. Количественное измерение результатов профориентации и оценка качества будущих экономистов-аграрников способствуют повышению конкурентоспособности агропродовольственных предприятий региона. Особое внимание уделено процессам сотрудничества образования, бизнеса и власти в вопросе самоопределения сельской молодежи.

Ключевые слова: агропродовольственное предприятие, «цена - качество» трудовых ресурсов, квалиметрия профессионального самоопределения, совершенствование мотивационных механизмов. Раздел: (04) экономика.

Велика роль экономической службы в развитии агропродовольственных предприятий. Качественные показатели специалистов данной структуры представляют собой взаимодействие множества элементов и факторов, которые занимают не последнее место в повышении конкурентоспособности. Сегодня потребность рынка трудовых ресурсов в высокопрофессиональных личностях очень высока. Этот ресурс, имеющий высокую потребительскую цену в плане образования, успешности и производительности, является важным показателем общественного производства.

ISSN 2304-120Х

ниепт

научно-методический электронный журнал

ISSN 2Э04-120Х

ниепт

научно-методический электронный журнал

Перевощиков Ю. С., Латышева А И., Мухина И. А., Разумов А И. Количественная оценка качества профессионального самоопределения будущих экономистов как инструмент развития агропродовольственных предприятий региона // Научно-методический электронный журнал «Концепт». -2017. - № 7 (июль). - 0,8 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2017/170142.htm.

Данный рынок представляет собой сложную систему социально-экономических отношений, возникающих между его субъектами по поводу профессионального самоопределения, подготовки и распределения (рис. 1).

Рис. 1. ВЦ «Пермская Ярмарка». 19-22 января 2017. XIX специализированная выставка «Образование и Карьера». Образовательный форум «Как обогнать свет, или Что институты образования могут предложить современному обществу?» (http://www.totalexpo.ru/expo/)

В статье исследуются проблемы совокупного рыночного спроса на экономистов-аграрников, в которой отражается занятость плюс вакантные места. Это, в свою очередь, определяет количественное становление трудовых ресурсов агропродовольственных предприятий и переход их на качественно новый уровень. При росте конкуренции на рынке трудовых ресурсов повышается значимость эффективности профориентационной работы с сельской молодежью. Как выразился известный ученый Р. В. Рывкин, это сфера, которая является главным полигоном всех российских реформ, продолжительное время вызывающая интерес со стороны научной общественности, что вполне закономерно. В процессе экономико-социального взаимодействиия у сотрудников агропродовольственных предприятий заметен профессиональный рост, происходит становление личности [1]. Трудовая деятельность экономиста-аграрника многофункциональна и как способ приобретения средств существования, и как способ самовыражения. В связи с этим возникает множество вопросов, на которые до сих пор нет ясных и окончательных ответов.

Всего 15-19 лет 20-24 пода 25-29 лет 30-39 лет 40-4S лет 50-59 лет 60-72 года

■ Городское население ■ Сельское население

Рис. 2. Уровень безработицы по возрастным группам и виду населения в начале 2016 г. в % от экономически активного населения (трудового потенциала), без корректировки сезонных колебаний

ISSN 2304-120X

ниепт

научно-методический электронный журнал

Перевощиков Ю. С., Латышева А. И., Мухина И. А., Разумов А. И. Количественная оценка качества профессионального самоопределения будущих экономистов как инструмент развития агропродовольственных предприятий региона // Научно-методический электронный журнал «Концепт». -2017. - № 7 (июль). - 0,8 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2017/170142.htm.

Структурные изменения в обществе не обошли стороной экономистов-аграрников. На всех предприятиях отрасли они первыми почувствовали влияние реформ. В экономических службах были сняты многие запреты и ограничения, например на безработицу, на совместительство, на дополнительную занятость. Общая картина этих процессов хорошо видна на рис. 2. Они придали большую гибкость и динамичность рынку трудовых ресурсов. Но вместе с тем появились новые вызовы, такие как нарушение прав (экономистов-аграрников без веских оснований сокращали первыми), необоснованное сокращение заработной платы, задержка выплат, ухудшение условий труда. Изменилась мотивация деятельности: высокопрофессиональные специалисты осуществляют трудовую деятельность как необходимое условие обеспечения личного дохода (заработной платы), при этом улучшение качества конечных экономических результатов стало прерогативой собственников. Но рынок заставляет агропродовольственные предприятия инвестировать мероприятия, которые повышают эффективность производства и конкурентоспособность продукции. От качества трудовых ресурсов экономических специальностей зависит эффективность внедрения инновационных проектов в сельское хозяйство. Именно на них лежит ответственность за грамотное экономическое обоснование инноваций. Между тем качество профессионального самоопределения сельской молодежи по экономическим специальностям низкое. И не удивительно, что данные вопросы горячо обсуждались учеными, главными специалистами предприятий и руководителями всех уровней власти на форумах, конференциях, круглых столах и всевозможных собеседованиях и лекциях в самих образовательных учреждениях. Только в Пермском крае на ВЦ «Пермская ярмарка» за исследуемый период прошло очень большое количество мероприятий по данной тематике. Наиболее важные и интересные: Пермский инженерно-промышленный форум федерального уровня, «Карьера и образование» (региональный уровень), а также специализированные отраслевые и ведомственные выставки, на которых обсуждались острые вопросы самоопределения молодежи, где с завидным постоянством возникал интерес к цене и качеству трудовых ресурсов - основному показателю конкурентоспособности (рис. 3). Также сегодня появляется большое количество проектов, посвященных профориентационной тематике. Но из-за слабой методики количественного измерения параметров качества подготовки специалистов, оценки качества параметров профессионального самоопределения будущих экономистов не исследована эффективность (интегральное качество) управления трудовыми ресурсами по экономическим специальностям и пути их совершенствования [2].

Рис. 3. Ученые Пермской ГСХА на профориентационной работе. ВЦ «Пермская ярмарка». Первый инженерно-промышленный форум. МБОУ СОШ «Шерьинская - Базовая школа» Нытвенского муниципального района Пермского края (http://pgsha.ru/web/news_view/rulim)

ISSN 2Э04-120Х

ниепт

научно-методический электронный журнал

Перевощиков Ю. С., Латышева А. И., Мухина И. А., Разумов А. И. Количественная оценка качества профессионального самоопределения будущих экономистов как инструмент развития агропродовольственных предприятий региона // Научно-методический электронный журнал «Концепт». -2017. - № 7 (июль). - 0,8 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2017/170142.htm.

Из этого можно сделать вывод, что высокая цена трудовых ресурсов экономистов-аграрников зависит от качества специалиста, качества полученного образования, а также от качества профессионального самоопределения. Для исследования взаимозависимости параметров «цена - качество» кадрового ресурса агропродовольственного предприятия и эффективности профессионального самоопределения будущих экономистов использовался новый инструментарий -квалистоимостной подход. Данный научно-практический подход синтезирует основы методологической организации квалиметрии, которые находят отражение в работах известных квалиметрологов, таких как Г. Г. Азгальцев, Б. П. Алексеев, В. Н. Бобков, В. П. Казначеев, Ю. С. Перевощиков, Н. М. Немировченко, В. В. Солняк, В. В. Орефков, А. И. Субетто, Л. А. Зеленов и другие. По мнению А. И. Субетто, квалиметрия экономического образования является синтетической квалиметрией профессиональной подготовки, в которой происходит отражение методологической организации квалиметрии на всех трех уровнях: общая, специальная, профессиональная - квалиметрия трудовой деятельности, управления, проектирования, квалиметрия подготовки будущих специалистов [3]. Термин «квалиметрия» означает «измерение качества». Статья «Квалиметрия - наука об измерении качества продукции», опубликованная в журнале «Стандарты и качество» в 1968 г. (Г. Г. Азгальдов, А. В. Гличев), обращает внимание, что толчком к зарождению квалиметрии послужило появление множества методик количественной оценки качества. В 1973 г. в книге «О квалиметрии» Г. Г. Азгальдов отмечает, что появляется исследовательская деятельность, имеющая широкое практическое приложение к самым разнообразным продуктам труда. Она имеет свой специфический объект исследования - общие принципы и методы оценки качества; свой специфический предмет исследования - совокупность свойств продуктов человеческого труда; свой специфический математический аппарат, с помощью которого могут быть количественно измерены любые экономические и неэкономические по своей природе результаты и тем самым включены в рассмотрение при расчетах социально-экономической эффективности. Эффективность на языке квалиметрии - «интегральное качество» [4]. Всякую продукцию, услугу или процесс можно представить исходя из принципов квалиметрии, количественно, через использование математического аппарата, связывающего различные параметры, признаки и свойства в единый интегральный критерий качества:

где Q - общий квалиметрический показатель, «интегральное качество»; Р1 - значение параметра ьго вида изготовленной продукции, услуг, процессов; Кя - общий квалиметрический показатель ьго вида изготовленной продукции, услуг, процессов; I = 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, ..., г - порядковый номер продукции.

Таким образом, формула позволяет выразить количественно квалиметрический показатель продукции, услуг, процессов как сумму произведений значения основного параметра видов продукции на их общий квалиметрический показатель. Общий квалиметрический показатель количественно отражает, каким качеством обладает (чем наполнен) данный параметр (характеристика экономиста-аграрника), то есть какие учитываемые признаки и свойства приобретаются.

ISSN 2304-120X

ниепт

научно-методический электронный журнал

Перевощиков Ю. С., Латышева А И., Мухина И. А., Разумов А И. Количественная оценка качества профессионального самоопределения будущих экономистов как инструмент развития агропродовольственных предприятий региона // Научно-методический электронный журнал «Концепт». -2017. - № 7 (июль). - 0,8 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2017/170142.htm.

Исследования ученых-квалиметрологов в сфере экономической деятельности показывают широкий спектр инструментов решения проблем конкурентоспособности и удовлетворения потребностей в специалистах. Известная аксиома «Управлять можно только тем, что измеримо» прекрасно работает при проведении мероприятий по самоопределению будущих экономистов-аграрников, что позволяет комбинировать непрерывное совершенствование [5]. Квалистоимостной подход в формировании профессионального самоопределения - хорошая отправная точка для работ по улучшению качества подготовки будущих экономистов. Совершенствование качества носит импульсный и цикличный характер. Здесь трудно определить, где начинается цикл и какова сила импульса [6]. В этом случае, измерения и совершенствование процессов раннего профессионального самоопределения можно начать с любой из фаз. Первая фаза - фаза измерения показателей, которая оценивает уровни показателей. Когда процесс развития только начинается, это всегда связано с предварительными измерениями текущих показателей. Результаты их измерений создают базу для планирования процесса совершенствования. В последующих циклах этого процесса фаза измерения показателей позволяет понять, насколько эффективными оказались введенные улучшения [7]. Когда этот циклический процесс запущен, то после каждого оборота результаты текущих измерений можно сравнить с результатами соответствующих измерений, выполненных в предыдущем цикле. В фазе планирования анализируются проблемы и определяются действия по их устранению. Другими словами, в этой фазе планируется процесс совершенствования. В фазе оценивания или контроля проводятся измерения для оценки того, помогли ли проведенные действия решению проблемы, то есть измеряются показатели. И наконец, в последней, четвертой, фазе процесс модифицируется в соответствии с теми действиями, которые дали желанный результат. В итоге выполнения всех четырех фаз работы формируется новое качество - улучшенный процесс профориентационной работы. Они фактически лежат за рамками процесса совершенствования и вместе с тем создают основу для начала функционирования такого циклического процесса. Сравнивая последние результаты измерений с более ранними, можно получить представление о направлении развития. Анализ трендов представляет собой анализ направленности изменений уровня показателей. Таким образом происходит улучшение процесса [8].

Количественной характеристикой того или иного критерия являются показатели и параметры. Поэтому для измерения эффективности регионального рынка трудовых ресурсов по экономическим специальностям может быть использован ряд показателей, в частности показатели состояния системы регионального рынка, характеризующие рынок трудового ресурса региона как статическую систему. Эта группа показателей включает: численность трудового потенциала экономистов-аграрников региона и предприятия; численность трудового ресурса в экономике сельского хозяйства региона; численность безработных (общая и официально зарегистрированная); численность безработных экономистов-аграрников, ищущих работу более года; уровень безработицы среди экономистов-аграрников; уровень занятости среди экономистов-аграрников; коэффициент напряженности на рынке труда экономистов-аграрников; уровень оплаты труда специалистов в регионе, на агропродовольственных предприятиях. Показатели развития трудового ресурса региона и агропродовольственных предприятий характеризуют как динамическую систему [9]. Это группа показателей включает: абсолютный прирост, коэффициент роста и темпы прироста показателей состояния системы регионального рынка и агропродовольственных предприятий трудовых ресурсов экономистов-аграрников;

ISSN 2Э04-120Х

ниепт

научно-методический электронный журнал

Перевощиков Ю. С., Латышева А И., Мухина И. А., Разумов А И. Количественная оценка качества профессионального самоопределения будущих экономистов как инструмент развития агропродовольственных предприятий региона // Научно-методический электронный журнал «Концепт». -2017. - № 7 (июль). - 0,8 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2017/170142.htm.

число лиц, прошедших переобучение и повышение квалификации по экономическим специальностям в регионе и на агропродовольственных предприятиях; удельный вес лиц, прошедших переобучение и повышение квалификации экономистов-аграрников, в общей численности занятых в экономике региона; число вновь созданных рабочих мест по экономической специальности в сельской экономике за год; удельный вес вновь созданных рабочих мест в сельской экономике за год, в общем количестве рабочих мест в регионе; число новых направлений подготовки по экономическим специальностям, открытым учебными заведениями региона; коэффициент трудоустройства выпускников экономических учебных заведений по аграрному профилю, определяемый отношением числа выпускников, трудоустроенных по специальности в текущем году, к общему числу выпускников учебных заведений за год [10]. При расчете данного коэффициента учитываются выпускники, трудоустроившиеся по экономической специальности как внутри региона, так и за его пределами; миграционный прирост/убыль населения. Показатели устойчивости системы регионального рынка трудового ресурса экономистов-аграрников, характеризующие способность рынка региона противостоять возмущающим воздействиям факторов внешней и внутренней среды и возвращаться в равновесное состояние: норма безработицы, рассчитанная как отношение уровня естественной безработицы к уровню фактической безработицы экономистов-аграрников; коэффициенты оборота по приему и выбытию экономических кадров, рассчитанные по видам экономической деятельности как отношение числа принятых/уволившихся работников к среднесписочной численности работников, занятых данным видом экономической деятельности за отчетный период; коэффициент замещения -отношение числа трудоустроенных (рис. 4).

Рис. 4. Экономисты-аграрники на международной научно-практической конференции.

С докладом «Проблемы социально-экономических измерений в постиндустриальном обществе» выступает доктор экономических наук Ю. С. Перевощиков, г. Ижевск

Квалистоимостной подход к количественной оценке качества профессионального самоопределения будущих экономистов является эффективным инструментарием для развития конкурентоспособности агропродовольственных предприятий. При этом базовым является понятие «качество». Качество - это такая совокупность свойств, проявление которых обеспечивает получение определенных результатов, но которые не включают в себя характеристики ресурсов, используемых для получения этих результатов. Численная оценка качества важна, потому что:

во-первых, любому исследователю в процессе его работы приходится сталкиваться с проблемой количественного оценивания, например, результатов трудовой деятельности экономической службы, продукции, услуг, производственных или социальных процессов;

Перевощиков Ю. С., Латышева А. И., Мухина И. А., Разумов А. И. Количественная оценка качества профессионального самоопределения будущих экономистов как инструмент развития агропродовольственных предприятий региона // Научно-методический электронный журнал «Концепт». -2017. - № 7 (июль). - 0,8 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2017/170142.htm.

во-вторых, качество нужно уметь количественно оценивать в тех весьма часто встречающихся в профессиональной деятельности ситуациях, в которых приходится выбирать лучшее решение из двух и более вариантов, например, выбрать лучший по качеству тип организационной структуры экономической службы, кандидата на вакансию, образец продукции.

Количественное измерение качества, развитие принципов и методов управления качеством тесным образом связано с исследованием его природы и закономерностей. Высок интерес к качеству с точки зрения взаимодействия, взаимопроникновения психологических показателей самого экономиста-аграрника или будущего экономиста (как принципа и объекта исследования) и его профессиональной деятельности [11]. В связи с этим проблема повышения качества профессионального самоопределения молодежи как воздействие на повышение рыночной цены трудовых ресурсов становится наиболее значимой.

Впервые в научной литературе термин «трудовые ресурсы» применил в начале 20-х гг. XX в. академик С. Г. Струмилин для характеристики главного национального богатства - трудового или, как сейчас пишут, например, в Министерстве сельского хозяйства, кадрового потенциала. А в странах с рыночной экономикой утвердилось другое понятие - «экономически активное население». Согласно международным стандартам, к нему относят занятое население и безработных, ищущих работу. Трудовые ресурсы обладают определенной рабочей силой. «Основной фонд, питающий собой всякое народное хозяйство, - это живая рабочая сила данной страны. Всякое сокращение или расширение этого фонда оказывает громадное влияние на общий темп хозяйственного развития даже наиболее передовых стран капитализма. В ряду других причин, позволивших Соединенным Штатам по степени экономического могущества так далеко опередить целый ряд первоклассных держав Старого Света, колоссальный рост трудоспособного населения заатлантической республики, несомненно, стоит на одном из первых мест», - писал С. Г. Струмилин, который тщательно изучал соотношение между живым и овеществленным трудом и взаимовлияние этого соотношения на образование населения. Осуществить измерение и оценку трудового ресурса экономистов-аграрников, его трудовой потенциал и определить его роль в экономике агропродовольственного предприятия возможно путем рассмотрения и анализа процессов, происходящих на рынке трудовых ресурсов экономистов-аграрников в целом и в разрезе предприятия.

Для обеспечения качества трудового ресурса экономистов-аграрников требуются определенные затраты. В отечественной и зарубежной литературе рассматривается понятие «стоимость кадрового ресурса». В российской практике активно применяется стоимостной метод измерения и оценки трудового ресурса экономистов-аграрников. Например, В. Н. Авдеенко предлагает в стоимость трудовых ресурсов кроме стоимостного выражения затрат трудовой деятельности включать также расходы, связанные с обучением специалистов, переподготовкой и повышением квалификации. С учетом этого стоимость трудового ресурса агропродовольственного предприятия определяется по формуле: СТР = ФЗП + ФМП + ЗО + ЗПП + ЗПК, где ФЗП - фонд заработной платы специалистов по экономике предприятия; ФМП - фонд материального поощрения; ЗО - затраты по обучению кадров; ЗПП и ЗПК - расходы, связанные с их переподготовкой и повышением квалификации.

В зарубежной теории и практике сложился другой подход к оценке трудового ресурса агропродовольственного предприятия. Исследователи стремятся измерить ценность каждого экономиста-аграрника путем определения ожидаемого дохода

ISSN 2304-120Х

ниепт

научно-методический электронный журнал

ISSN 2Э04-120Х

ниепт

научно-методический электронный журнал

Перевощиков Ю. С., Латышева А. И., Мухина И. А., Разумов А. И. Количественная оценка качества профессионального самоопределения будущих экономистов как инструмент развития агропродовольственных предприятий региона // Научно-методический электронный журнал «Концепт». -2017. - № 7 (июль). - 0,8 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2017/170142.htm.

предприятия от работы личности. Принимаются во внимание следующие параметры: производительность труда; мобильность; карьера; удовлетворенность работой.

Компенсационная модель измерения (А. Шварц) предполагает, что будущая

компенсация человека - суррогат его стоимости:

т

Vt =

У( m )

/Л С1 -r-yt-T)

где Vt - стоимость человеческих ресурсов; J(t) - годовой доход человека вплоть до увольнения; г - ставка дисконта для данного человека; t - время (срок) увольнения; T - число штатных и внештатных специалистов [12].

Главной проблемой подготовки трудовых ресурсов агропродовольственных предприятий для экономической службы выступает несоответствие выпускников агрообразовательных организаций реальным запросам работодателей. Вследствие этого трудоустройство молодого экономиста в регионе является достаточно сложным вопросом. По данным мониторинга МСХиП ПК и Удмуртской Республики, успешно трудоустроиться может около половины выпускников аграрных вузов. Из них по специальности 47%. Из всего количества выпускников по экономическим специальностям аграрных учебных заведений не более 17% приходят работать в отрасль, в последующие пять лет закрепляются для дальнейшей работы в сельскохозяйственных организациях 46% [13]. Все это явилось результатом несогласованности между предложением и запросом работодателя. Сегодня стало понятно, что нужно повышать качество взаимодействия школ, вузов и предприятий по вопросам развития системы профессионального самоопределения будущих экономистов-аграрников. Проблемы, которые испытывают агропродовольственные предприятия относительно дефицита квалифицированных профессиональных кадров, подталкивают руководство к организации процесса взаимодействия с образовательными учреждениями. Немаловажным фактором, оказывающиим на это влияние, выступает государственное стимулирование. В условиях быстро меняющейся социально-экономической ситуации в стране меняется представление о качестве профессионального самоопределения. Чтобы получить качественных специалистов, которых не придется доучивать в процессе работы, агропродовольственное предприятие должно принимать активное участие в их подготовке. Это не только привлечение студентов к прохождению практики или предоставление тем для курсовых и дипломных работ, но и активное участие в формировании учебных программ, привлечение экспертов из компаний к преподаванию.

SP öS

120,0 100,0 80,0 60,0 40,0 20,0 0,0

58.3 31.4 10,2 54,8 50,2 52,7 51,8

35,4 9,7 38,5 11,3 36,2 11.1 36,3 11,8

■ * 1 ' 1 I i 2007 2008 2009 2010 2011 Год

Имеют начальное проф.образование

Имеют среднее спец. Образование

Имеют высшее образование

Рис. 5. Структура профессионального образования работников сельского хозяйства Пермского края (% от числа имеющих профессиональное образование) на момент запуска регионального инновационного проекта АгроПРОФИ

ISSN 2304-120X

ниепт

научно-методический электронный журнал

Перевощиков Ю. С., Латышева А. И., Мухина И. А., Разумов А. И. Количественная оценка качества профессионального самоопределения будущих экономистов как инструмент развития агропродовольственных предприятий региона // Научно-методический электронный журнал «Концепт». -2017. - № 7 (июль). - 0,8 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2017/170142.htm.

Инновационный региональный проект Пермского края АгроПРОФИ с 2016 г. ориентирован на формирование экономического мышления у школьников, на повышение престижа сельского образа жизни путем демонстрации ребятам истории успеха в агробизнесе. Он решает проблемы укрепления взаимосвязей между агробизнесом и агрообразованием. Проект запущен в пилотном режиме в сентябре 2011 г. Это эффективный инструмент совершенствования профориентационной работы с будущими экономистами-аграрниками. Уже со школьной скамьи, участвуя в конкурсах проекта АгроПРОФИ, будущие экономисты получают серьезное мотивационное воздействие. В данной ситуации необходимо, чтобы и государство, и агропродовольственные предприятия, и аграрное учебное заведение объединили свои усилия для того, чтобы повысить мотивацию, заинтересовать молодого человека, чтобы обучить его современным технологиям и чтобы предложить достойный уровень заработной платы, сопоставимый с доходами в других отраслях. Таким образом, основным предложением по совершенствованию формирования профессионального самоопределения будущих экономистов-аграрников является разработка программы создания и развития регионального агрообразовательного кластера, объединяющего предприятия, науку и власть [14]. Квалистоимостной подход к оценке материальных стимулов показывает следующее. Министерством сельского хозяйства Пермского края делаются единовременные выплаты молодым специалистам экономистам-аграрникам, трудоустроившимся в сельхозорганизацию после окончания высшего или среднего специального учебного заведения. По данным Минсельхоза, ежегодно данную выплату получают порядка 40-50 специалистов. Непременным условием для предоставления выплаты является обязанность молодого специалиста отработать на данном предприятии не менее 5 лет. Как показывают исследования, около 18-20% молодых специалистов увольняются в течение первых трех лет трудоустройства. Причиной увольнения, как правило, становится новое место работы, часто не в сельскохозяйственной организации. Исходя из этого, можно выделить тенденцию в профессиональном самоопределении, связанную с тем, что существующие единовременные выплаты не являются решающим фактором, влияющим на закрепление молодого специалиста на данном предприятии. Измерение и оценка качества второго инструмента закрепления молодых специалистов - контрактного целевого обучения в Пермской государственной сельскохозяйственной академии за счет средств федерального бюджета - показывают, что представленный инструмент также работает неэффективно, так как у агропродовольственных предприятий нет ответственности за специалиста, с которым он заключил договор. Здесь проблему профессионального самоопределения можно обозначить в том, что Министерство не создало инструмент, мотивирующий предприятие готовить для себя молодых специалистов [15].

Подводя итог исследованиям, можно выделить основные проблемы профессионального самоопределения будущих экономистов-аграрников регионального агропромышленного комплекса:

- не разработаны инструменты мотивации агропродовольственных предприятий для участия в агрообразовательном процессе по подготовке экономистов-аграрников;

- программы подготовки экономистов АПК не соответствуют требованиям современного бизнеса, вследствие чего специалисты не востребованы на рынке трудовых ресурсов;

- существующие единовременные выплаты не являются решающим фактором, влияющим на закрепление молодого специалиста на агропродовольственном предприятии;

ISSN 2Э04-120Х

ниепт

научно-методический электронный журнал

Перевощиков Ю. С., Латышева А И., Мухина И. А., Разумов А И. Количественная оценка качества профессионального самоопределения будущих экономистов как инструмент развития агропродовольственных предприятий региона // Научно-методический электронный журнал «Концепт». -2017. - № 7 (июль). - 0,8 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2017/170142.htm.

- преподаватели аграрных учебных заведений оторваны от практики и сами зачастую не в курсе современных мер государственной поддержки отрасли, не владеют теми технологиями, которые применяют сегодня успешные развивающиеся сельскохозяйственные предприятия региона, страны, мира.

Кроме того, в связи с отсутствием консультационных центров по вопросам сельской экономики в регионе информированность сельского населения и работников аг-роотрасли о тенденциях, результатах и перспективах развития сельского хозяйства крайне низка. Из-за этого престиж отрасли повышается медленно, работники отрасли также мыслят категориями советского сельского хозяйства, не формируются бизнес-подходы к деятельности [16]. Совершенствование мотивационных механизмов по привлечению в отрасль молодых специалистов и предпринимателей из числа студентов техникумов и вузов активно реализуется в инновационном проекте АгроПРОФИ в 2017 г. Квалистоимостной подход к оценке инноваций показывает, что проект имеет высокое интегральное качество профориентационной работы по экономическим специальностям. Также наиболее эффективным инструментом профессионального самоопределения будущих экономистов является взаимодействие с молодой аудиторией - школьниками сельских школ и студентами аграрных техникумов - потенциальными экономистами АПК региона.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Квалистоимостной подход к оценке профессионального самоопределения молодых людей приводит к выводу, что проблема притока молодых специалистов в отрасль имеет зависимость от проблем качественной профориентационной работы на всех этапах. Обобщение проблематики исследования профессионального самоопределения будущих экономистов от этапа профориентации до этапа получения диплома позволяет выявить проблемные места профориентационной работы и проводить мероприятия по их совершенствованию [17]. Системный анализ проблем подтверждает вывод об актуальности и значимости квалиметрии как научно-практического направления в профессиональной подготовке экономистов. Вместе с тем квалиметрия профессионального самоопределения развивается как синтетическая квалиметрия, что обусловлено синтезом методологической организации квалиметрии специалиста (экономиста) и квалиметрии профессиональной подготовки, интегрирующей квали-метрию человека, квалиметрию знания и квалиметрию профессиональной деятельности. Прежде всего это связано с синтетической парадигмой квалиметрии образования, сублимируемой с антропоцентрической концепцией развития современного экономического образования, реализация которой в том числе возможна при условии обеспечения качества количественных измерений профессионального самоопределения личности, интерполируемых в интегральную меру «качества экономического образования» [18]. В связи с этим интегральный мониторинг и измерения индивидуального профессионального самоопределения могут рассматриваться в качестве научно обусловленной и практико-ориентированной квалиметрической технологии профориентации будущих экономистов, что в целом характеризует квалиметрию профориентации как научно-практическое направление подготовки специалистов.

Ссылки на источники

1. Петриков А. В. Концепция сельского развития // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. - 2002. - № 2. - С. 43-45.

2. Пер Ю. С. Экономическая метрология. Поиск меры справедливости. Часть!. Философия будничной жизни. - М.: ИПК издательство стандартов. - Ижевск: Персей, 1996.

3. Матрос Д. Ш. Управление качеством образования на основе новых информационных технологий образовательного мониторинга. - М.: Пед. о-во России, 1999.

Перевощиков Ю. С., Латышева А И., Мухина И. А., Разумов А И. Количественная оценка качества профессионального самоопределения будущих экономистов как инструмент развития агропродовольственных предприятий региона // Научно-методический электронный журнал «Концепт». -2017. - № 7 (июль). - 0,8 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2017/170142.htm.

4. Латышева А. И. Измерение социальных процессов при формировании кадрового потенциала и высокой цены трудовых ресурсов села (крестьянства) // Проблемы социально-экономических измерений в постиндустриальном обществе: сб. ст. Междунар. НПК. - Ижевск: Изд-во Удмуртского университета, 2012.

5. Перевощиков Ю. С., Бобков В. Н., Немировченко Н. М. Квалиметрическая экономика предприятия. -М.: Всесоюзный центр уровня жизни; Ижевск: Изд. Института экономики и управления УдГу, 2005.

6. Шешукова Т. Г. Экономический потенциал предприятия: сущность, компоненты, структура // Вестник Перм. ун-та. Сер. Экономика. - 2011. - Вып. 4. - С. 118-127.

7. Разумов А. И. Квалистоимостной подход в регулировании региональных рынков (на примере им-портозамещения в Пермском крае) // Материалы Международной очно-заочной НПК «Государственное и муниципальное управление: теория, история, практика». - Ижевск, 2015.

8. Латышева А. И., Иванова Е. В., Разумов А. И. Гуманизация образовательного процесса как одно из условий профессиональной подготовки современного специалиста для села // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2012. - № 1 (январь). - С. 16-20. - URL: http://e-koncept.ru/2012/1204.htm.

9. Латышева А. И., Разумов А. И. Управление региональной муниципальной экономикой: тенденции территориального развития // Материалы VI Международной НПК «Государственное и муниципальное управление: теория, история, практика», 20-21 апреля 2017. - Ижевск, 2017.

10. Косенко О. К. Формирование и использование местного бюджета как фактор устойчивого развития муниципальных образований // Материалы VI Международной НПК «Государственное и муниципальное управление: теория, история, практика», 20-21 апреля 2017. - Ижевск, 2017.

11. Andersen B., Per-Gaute P. The Benchmarking Handbook: Step-by Step Instructions. - London: Chapman & Hall, 1996.

12. Абрамова О. В., Мухина И. А. Эффективность использования трудовых ресурсов в сельском хозяйстве: монография. - Ижевск: Удмуртия, 2013.

13. Там же.

14. Геташвили И. Т. Сельскохозяйственное образование, вчера и сегодня (на примере Пермского края) // Аграрный вестник Урала. - 2013. - № 8. - С. 44-46.

15. Латышева А. И. Квалимиетрия социальных процессов и цены трудовых ресурсов села // Вестник Перм. университета. Сер. Экономика. - 2013. - Вып. 3 (16). - С.109.

16. Латышева А. И., Упилкова Ж. А., Разумов А. И. Совершенствование агропрофориентационных процессов средствами синергетики // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2015. -№ 05. - URL: http://e-koncept.ru/2015/15158.htm.

17. Разумов А. И., Иванова Е. В., Латышева А. И., Геташвили И. Т. Опыт гармонизации информационно-коммуникативных технологий и формирование одаренной сельской молодежи / Свидетельство о государственной регистрации базы данных № 2016620194, 09.02.2016, Москва.

18. Латышева А. И., Разумов А. И. Семейно-трудовая мотивация // Психология и педагогика в XXI веке. Очерки научного развития. - 2015. - № 4 (12).

Y. Perevoshchikov,

Doctor of Economic Sciences, Professor, Udmurt state University, Scientific Consultant of NOTsEMKT, Izhevsk

editorial@udsu.ru

A. Latysheva,

Candidate of Economic Sciences, Associate Professor of Industrial and Territorial Economy Chair, Perm State Agricultural Academy named after D. N. Pryanishnikov, Perm latysheva.pgsha@rambler.ru I. Mukhina,

Candidate of Economic Sciences, Associate Professor of Economics Chair, Izhevsk State Agricultural Academy, Izhevsk editorial@udsu.ru A. Razumov,

Director of LLC (IIP) "NELA", Perm nela.perm@rambler.ru

Quantitative evaluation of the future economists professional self-determination quality as a tool of agricultural companies development in the region

Abstract. In the scientific article the authors discuss the relationship between highly qualified economists-agrarians with excellent parameters "price-quality" indicators and efficiency of vocational guidance work as well as future economists self-determination quality. They applied qualitycost evaluating approach as a new tool improving the vocanional guidance process. Today, the role of qualimetry in future specialists training is undeniable. That once again confirms the relevance of the tasks it faces and necessitates the development of youth personal qualities, motivational mechanisms. Quantitative evaluation of the vocational guidance work

ISSN 2304-120X

ко ниепт

научно-методический электронный журнал

ISSN 2Э04-120Х

ниепт

научно-методический электронный журнал

Перевощиков Ю. С., Латышева А. И., Мухина И. А., Разумов А. И. Количественная оценка качества профессионального самоопределения будущих экономистов как инструмент развития агропродовольственных предприятий региона // Научно-методический электронный журнал «Концепт». -2017. - № 7 (июль). - 0,8 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2017/170142.htm.

results and future agricultural economists' quality promotes increase of regional agri-food companies competitiveness. Special attention is paid to the processes of interaction between educational institutions, business and government in the question of rural youth self-determination.

Key words: agri-food company; labor force "quality-price" ratio, qualimetry of professional self-determination,

motivational mechanisms improvement.

References

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

11. 12.

13.

14.

15.

16.

17.

18.

Petrikov, A. V. (2002). "Koncepcija sel'skogo razvitija", Jekonomika sel'skohozjajstvennyh ipererabatyva-jushhih predprijatij, № 2, pp. 43-45 (in Russian).

Per, Ju. S. (1996). Jekonomicheskaja metrologija. Poisk mery spravedlivosti. Chast'I. Filosofija budnich-noj zhizni, IPK izdatel'stvo standartov, Moscow, Persej, Izhevsk (in Russian).

Matros, D. Sh. (1999). Upravlenie kachestvom obrazovanija na osnove novyh informacionnyh tehnologij obrazovatel'nogo monitoringa, Ped. o-vo Rossii, Moscow (in Russian).

Latysheva, A. I. (2012). "Izmerenie social'nyh processov pri formirovanii kadrovogo potenciala i vysokoj ceny trudovyh resursov sela (krest'janstva)", Problemy social'no-jekonomicheskih izmerenij v postindus-trial'nom obshhestve; sbornik statej Mezhdunarodnoj NPK, Izd-vo Udmurtskogo universiteta, Izhevsk (in Russian).

Perevoshhikov, Ju. S., Bobkov, V. N. & Nemirovchenko, N. M. (2005). Kvalimetricheskaja jekonomika predprijatija, Vsesojuznyj centr urovnja zhizni; Izhevsk: Izd. Instituta jekonomiki i upravlenija UdGu, Moscow (in Russian).

Sheshukova, T. G. (2011). "Jekonomicheskij potencial predprijatija: sushhnost', komponenty, struktura", Vestnik Perm. un-ta. Ser. Jekonomika, vyp. 4, pp. 118-127 (in Russian).

Razumov, A. I. (2015). "Kvalistoimostnoj podhod v regulirovanii regional'nyh rynkov (na primere importozameshhenija v Permskom krae)", Materialy Mezhdunarodnoj ochno-zaochnoj NPK «Gosudarstvennoe i municipal'noe upravlenie: teorija, istorija, praktika», Izhevsk (in Russian). Latysheva, A. I., Ivanova, E. V. & Razumov, A. I. (2012). "Gumanizacija obrazovatel'nogo processa kak odno iz uslovij professional'noj podgotovki sovremennogo specialista dlja sela", Nauchno-metodicheskij jelektronnyj zhurnal "Koncept", № 1 (janvar), pp. 16-20. Available at: http://e-koncept.ru/2012/1204.htm (in Russian). Latysheva, A. I. & Razumov, A. I. (2017). "Upravlenie regional'noj municipal'noj jekonomikoj: tendencii territorial'nogo razvitija", Materialy VI Mezhdunarodnoj NPK "Gosudarstvennoe i municipal'noe upravlenie: teorija, istorija, praktika", 20-21 aprelja, Izhevsk (in Russian).

Kosenko, O. K. (2017). "Formirovanie i ispol'zovanie mestnogo bjudzheta kak faktor ustojchivogo razvitija municipal'nyh obrazovanij", Materialy VI Mezhdunarodnoj NPK "Gosudarstvennoe i municipal'noe upravlenie: teorija, istorija, praktika", 20-21 aprelja 2017, Izhevsk (in Russian).

Andersen, B. & Per-Gaute, P. (1996). The Benchmarking Handbook: Step-by-Step Instructions, Chapman & Hall, London (in English).

Abramova, O. V. & Muhina, I. A. (2013). Jeffektivnost' ispol'zovanija trudovyh resursov v sel'skom hozja-

jstve: monografija, Udmurtija, Izhevsk (in Russian).

Ibid.

Getashvili, I. T. (2013). "Sel'skohozjajstvennoe obrazovanie, vchera i segodnja (na primere Permskogo kraja)", Agrarnyj vestnik Urala, № 8, pp. 44-46 (in Russian).

Latysheva, A. I. (2013). "Kvalimietrija social'nyh processov i ceny trudovyh resursov sela", Vestnik Perm. universiteta. Ser. Jekonomika, vyp. 3 (16), p.109 (in Russian).

Latysheva, A. I., Upilkova, Zh. A. & Razumov, A. I. (2015). "Sovershenstvovanie agroproforientacionnyh processov sredstvami sinergetiki", Nauchno-metodicheskij jelektronnyj zhurnal "Koncept", № 05. Available at: http://e-koncept.ru/2015/15158.htm (in Russian).

Razumov, A. I., Ivanova, E. V., Latysheva, A. I. & Getashvili, I. T. (2016). Opyt garmonizacii infor-macionno-kommunikativnyh tehnologij i formirovanie odarennoj sel'skoj molodezhi / Svidetel'stvo o gosu-darstvennoj registracii bazy dannyh № 2016620194, 09.02, Moskva (in Russian). Latysheva, A. I. & Razumov, A. I. (2015). "Semejno-trudovaja motivacija", Psihologija ipedagogika vXXI veke. Ocherki nauchnogo razvitija, № 4 (12) (in Russian).

Рекомендовано к публикации:

Некрасовой Г. Н., доктором педагогических наук, членом редакционной коллегии журнала «Концепт»

Поступила в редакцию Received 16.05.17 Получена положительная рецензия Received a positive review 22.05.17

Принята к публикации Accepted for publication 22.05.17 Опубликована Published 30.07.17

www.e-koncept.ru

© Концепт, научно-методический электронный журнал, 2017 © Перевощиков Ю. С., Латышева А. И., Мухина И. А., Разумов А. И., 2017

977230412017307

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.