Научная статья на тему 'Экономист – профессия будущего, или Нужны ли экономисты в «цифровую» эпоху?'

Экономист – профессия будущего, или Нужны ли экономисты в «цифровую» эпоху? Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
7476
450
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Концепт
ВАК
Область наук
Ключевые слова
цифровая экономика / электросвязь/ИКТ / профориентация / молодые экономисты / студенты-экономисты / творческая личность / удовлетворенность профессией. / digital economy / telecommunication/ICT / career guidance / young economists / students-econo- mists / creative personality / job satisfaction.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Латышева Анна Ивановна

Сегодня страна находится в состоянии цифровой трансформации, очень мощной, динамично развивающейся трансформации, и, если вовремя не сориентироваться и не понять, что нужно делать, отстать в экономическом развитии можно навсегда. Под воздействием проникновения электросвязи/ИКТ многие профессии изменяются, становятся более технологичными. Надвигающаяся волна инноваций, согласно неопубликованным исследованиям, ставит под удар до половины рабочих мест. Но в цифровом будущем профессия экономиста будет востребована. Всегда нужен специалист, который правильно расставит приоритеты и цели для получения максимальной прибыли. Понимание студентами-экономистами сути будущей профессии – специалист по экономической эффективности цифровой эпохи – позволит им адаптироваться в меняющемся мире и быть удовлетворенными профессией. В настоящее время понятие «цифровая экономика» широко используется для определения сквозного проникновения электросвязи/ИКТ, где знания, информация играют ключевую роль, а разработка инновационных проектов становится источником социально-экономического роста. Творческая личность экономиста – это тот ресурс, за который конкуренты будут сражаться.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Латышева Анна Ивановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Economist-profession of the future, or do we need economists in the “digital” era?

Today, the country is in a process of digital transformation, a very powerful, dynamically evolving transformation, and if you do not get your bearings in time and do not understand what you need to do, you can fall behind in economic development forever. Many professions are changing under the influence of ICT, becoming more technological. The impending wave of innovations, according to unpublished research, puts up to half of the workplaces at risk. Nevertheless, the profession of economist will be in demand in the digital future. They always need a specialist who sets priorities and goals correctly for maximum profit. Understanding the essence of the future profession by students-economists – a specialist in the economic efficiency of the digital age will allow them to adapt to the changing world and be satisfied with the profession. Currently, the concept of "digital economy" is widely used to define the total penetration of ICT, where knowledge, information play a key role, and the development of innovative projects becomes a source of socio-economic growth. The creative personality of the economist is the resource for which competitors will fight.

Текст научной работы на тему «Экономист – профессия будущего, или Нужны ли экономисты в «цифровую» эпоху?»

ISSN 2304-120X

ниепт

научно-методический электронный журнал

Латышева А. И. Экономист - профессия будущего, или Нужны ли экономисты в «цифровую» эпоху? // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2019. - № 3 (март). - 0,5 п. л. - URL: http://e-kon-cept.ru/2019/194021.htm.

ART 194021 DOI 10.24411/2304-120X-2019-14021 УДК 330.34.014.2

Латышева Анна Ивановна,

кандидат экономических наук, доцент кафедры экономической теории и мировой экономики ФГБОУ ВО «Пермский государственный аграрно-технологический университет имени академика Д. Н. Прянишникова», г. Пермь

!а1а.рда1и@гатЬ!ег. ги

Экономист - профессия будущего, или Нужны ли экономисты в «цифровую» эпоху?

Аннотация. Сегодня страна находится в состоянии цифровой трансформации, очень мощной, динамично развивающейся трансформации, и, если вовремя не сориентироваться и не понять, что нужно делать, отстать в экономическом развитии можно навсегда. Под воздействием проникновения электросвязи/ИКТ многие профессии изменяются, становятся более технологичными. Надвигающаяся волна инноваций, согласно неопубликованным исследованиям, ставит под удар до половины рабочих мест. Но в цифровом будущем профессия экономиста будет востребована. Всегда нужен специалист, который правильно расставит приоритеты и цели для получения максимальной прибыли. Понимание студентами-экономистами сути будущей профессии - специалист по экономической эффективности цифровой эпохи - позволит им адаптироваться в меняющемся мире и быть удовлетворенными профессией. В настоящее время понятие «цифровая экономика» широко используется для определения сквозного проникновения электросвязи/ИКТ, где знания, информация играют ключевую роль, а разработка инновационных проектов становится источником социально-экономического роста. Творческая личность экономиста - это тот ресурс, за который конкуренты будут сражаться. Ключевые слова: цифровая экономика, электросвязь/ИКТ, профориентация, молодые экономисты, студенты-экономисты, творческая личность, удовлетворенность профессией. Раздел: (04) экономика.

Будущее уже наступило - оно просто не очень равномерно распределено.

Уильям Гибсон

Однако хорошие или хотя бы компетентные экономисты встречаются чрезвычайно редко. Парадокс этот объясняется, очевидно, тем, что экономист высшей пробы должен обладать редким сочетанием множества способностей.. Он должен быть в известной мере математиком, историком, государственным деятелем, философом. Он должен мыслить символами и хорошо владеть словом.

Он должен понимать частное в контексте общего и уметь одной мыслью с легкостью касаться

абстрактного и конкретного. Он должен изучать настоящее в свете прошлого - ради будущего...

Дж. М. Кейнс

Введение. Завышенная популярность профессии экономиста после распада страны привела к снижению качества. Штамповали их зачастую в массовом порядке. Как следствие - в обществе появилось недоверие. А нужны ли экономисты в «цифровую» эпоху, если уже сегодня многие молодые люди зачастую по профессии не работают? Можно ли избежать проблем в будущем и выбрать специальность, которая будет востребована? Постараемся найти ответы в данной статье.

Выбирать будущее всегда надо по душе и в той сфере, которая интересует. Как правило, момент выбора наступает ближе к окончанию школы, и от него зависит вся

ISSN 2Э04-120Х

ниепт

научно-методический электронный журнал

Латышева А. И. Экономист - профессия будущего, или Нужны ли экономисты в «цифровую» эпоху? // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2019. - № 3 (март). - 0,5 п. л. - URL: http://e-kon-cept.ru/2019/194021.htm.

дальнейшая жизнь. Дело в том, что не только профессиональная реализация, но и уровень удовлетворённости жизнью зависит от профессии [1, 2]. Мечтая о престижном образовании, школьники имеют довольно размытое представление о перспективах и о том, на что они могут рассчитывать в будущем. Для молодых людей важно не только заниматься любимым делом, но и вызывать уважение со стороны окружающих. Работникам «модной» профессии завидуют, стараются поддерживать контакты.

fe М % ш *> i

In*.!'!«1

Я* 1 ▼ « Ы '

Т 0

• Ш 9*

Lf

•ngg^Fü Л

<ШЩ м| ™ -Щ 0 2

•цл

Предварительная профориентационная работа ученых-экономистов Пермского ГАТУ имени академика Д. Н. Прянишникова с первоклассниками Ординской сельской школы Пермского края

Экономистом быть всегда модно. Данная профессия, возникла с появлением новых понятий: товар, деньги, обмен. Словом "oiconomia" древние греки обозначали управление хозяйством (oicos - дом; nomas - закон). Таким образом, это понятие стало обозначать теорию и практику инновационного ведения хозяйства. Грамотный экономист в любую эпоху способен стать настоящим героем. В традиционной экономике профессионал - тот, кто владеет определенными знаниями и усвоил определенные навыки. Это позволяет выполнять работу на высоком уровне [3].

В эпоху цифровой трансформации на первый план выходят творческие способности и умение эффективно использовать знания. Наука сегодня располагает разнообразными подходами к определению понятия «цифровая экономика», и по одному из них это активное использование высоких технологий и систем электросвязи/ИКТ. Экономические блага, произведенные на их основе, создают предпосылку для появления новых источников роста и качества жизни [4]. Полезность благ может возрастать с увеличением количества их пользователей, возникает так называемый сетевой экономический эффект.

Трансформируется вся деятельность человека, цифровизируются все отрасли: образование, здравоохранение, биотехнологии, сельское хозяйство, энергетика, информационные технологии, право, финансы. Наблюдается выраженный сдвиг трудовых навыков, необходимых молодым людям, чтобы остаться в профессии.

Задачи и методика исследовательской работы. На материалах, полученных в результате сравнительного исследования качества профориентации сельских школ края, итоговых документов воспитательно-просветительских мероприятий первокурсника факультета экономики и информационных технологий университета, анкетирования молодых экономистов на форумах молодежи как местного, так и регионального уровней, проведено научное обобщение тенденций потребности профессии на рынке

ISSN 2304-120X

ниепт

научно-методический электронный журнал

Латышева А. И. Экономист - профессия будущего, или Нужны ли экономисты в «цифровую» эпоху? // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2019. - № 3 (март). - 0,5 п. л. - URL: http://e-kon-cept.ru/2019/194021.htm.

труда цифрового будущего, что позволило решить ряд исследовательских задач, а конкретно оценить привлекательность специальности экономиста и уровень удовлетворенности. Исследование проводилось с использованием системного подхода и экономико-статистических методов.

Ход и результаты исследования. Мир в целом находится в состоянии трансформации, очень мощной, динамично развивающейся трансформации, и, если вовремя не сориентироваться, если вовремя не понять, что нужно делать и как, отстать можно навсегда.

Под воздействием сплошного проникновения электросвязи/ИКТ многие профессии существенно меняются, становятся более технологичными. Это приводит к упрощению умений работников высокой квалификации. Машины могут и отнять работу -будущее начинает пугать. Оно становится плохо предсказуемо. Надвигающаяся волна технологических новшеств, согласно некоторым исследованиям, ставит под угрозу почти половину всех рабочих мест. На глазах молодых людей произошло исчезновение многих профессий. Но даже и в этом случае нужен будет специалист, который правильно расставит приоритеты и цели для получения максимальной прибыли и с наименьшими потерями [5-7].

В цифровую эпоху профессия экономиста будет самой востребованной. Но это будет другой, новый уровень. Студенты-экономисты должны понять, что они специалисты по эффективности экономической деятельности в цифровую эпоху и там будут планировать ресурсы, контролировать расходы и анализировать результаты на высочайшем уровне и в цифровом формате. Создавать доброе «имя» эксперта-экономиста надо уже сейчас. Сплошное проникновение электросвязи/ИКТ постепенно ведет к исчезновению многих трудовых навыков (например, утрачивается умение пользоваться счетами). Сейчас сложно представить, какие трудовые навыки надо совершенствовать. Нет желания тратить время, деньги на приобретение, которые станут бесполезны в будущем. Уже проиграна битва с роботами-экономистами. Они качественнее и дешевле могут выполнить рутинную работу, не требующую творчества.

Поучительна эволюция бухгалтерской деятельности, в которой благодаря высоким технологиям произошли радикальные изменения. Прогресс достиг той точки, когда искусственный интеллект годится для выполнения почти всех организационно-административных задач. Если ключевым параметром в работе будет повторяемость, то она в опасности. Инновациям противостоять невозможно. Чтобы остаться в профессии, уже недостаточно диплома, молодые экономисты должны постоянно меняться, постоянно овладевать новыми знаниями и навыками. Будущий работодатель ожидает, что специальные знания существенно превосходят тот набор, который получил студент-экономист в учебном заведении.

Проблемы высшего экономического образования не могут быть отделены от контекста высшего образования в целом, но в то же время высшее экономическое образование имеет свою специфику. Подготовка экономистов является важнейшим условием обеспечения развития цифровой экономики, а это уже специалисты другого класса, с другими знаниями и практическими умениями. Во время обучения на факультете экономики и информационных технологий в Пермском государственном аг-рарно-технологическом университете имени академика Д. Н. Прянишникова приобретаются познания, которые молодые экономисты в дальнейшем могут предложить своим будущим работодателям.

Учеба на факультете предполагает освоение таких научных дисциплин, как микро- и макроэкономика, финансы, статистика, информационные технологии, налогообложение, международные стандарты учета, бухгалтерская отчетность и другие.

ISSN 2Э04-120Х

ниепт

научно-методический электронный журнал

Латышева А. И. Экономист - профессия будущего, или Нужны ли экономисты в «цифровую» эпоху? // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2019. - № 3 (март). - 0,5 п. л. - URL: http://e-kon-cept.ru/2019/194021.htm.

Таким образом, выпускник приобретает способность мыслить творчески, оценивать инновационные проекты, делать экономические прогнозы, осуществлять финансовое планирование, применять мировой опыт в отечественных хозяйствах [8, 9].

Карьерный рост предполагает новые приобретения, необходимые для конкретной должности, например финансового директора - знания, включающие методы экономического анализа и статистики, а также финансовый менеджмент. Как личность экономист характеризуется решительным складом ума. Кроме того, нужно быть организованным и иметь склонность к скрупулезной работе, требующей концентрации внимания и усидчивости. Университет ведет подготовку экономистов под конкретный рынок, и набор качеств и характеристик соответствует потребностям. Нет чрезмерного внимания к объему знаний, которые не пригодятся в будущей профессиональной деятельности. Формируются базовые профессиональные компетенции. Необходимо развивать способности студентов к самостоятельной работе, в которой важна мировоззренческая составляющая, обеспечивающая общее развитие личности и, как следствие, его рыночной стоимости.

Таким образом, анализ сущности профессиональной экономической деятельности в современном и будущем обществе помогает сформулировать основные черты экономиста, который относится к своей профессии не только как к источнику благосостояния, но и как к призванию. Удовлетворённость экономической профессией представляет собой оценочное отношение. Она может рассматриваться в аспекте общей и в аспекте частичной удовлетворённости [10].

Выборочный опрос, сделанный на молодежных форумах края среди студентов-экономистов университета и молодых экономистов агрохозяйств, выявил следующий уровень удовлетворенности своей профессией. Исследования представлены в таблице. Они показывают, что большинство респондентов удовлетворены (полностью или частично) осваиваемой профессией - 63%. Низка доля респондентов (14%), которые считают, что овладение настоящей профессией имеет решающее значение в их жизни и полностью удовлетворяет, вызывает вопрос. Но полная удовлетворённость достигается редко и с большим трудом. В профессии экономиста есть свои сильные и слабые стороны, такие, которые нравятся или же не нравятся, т. е. не соответствуют субъективным представлениям.

Удовлетворённость экономической профессией (% опрошенных)

Уровень удовлетворенности Всего Студент- Молодой

эконо- эконо-

мист мист

Удовлетворенность полная 14 11 16

Не все нравится, есть беспокойство 49 54 45

Примерно в равной степени 18 20 16

Больше не нравится 10 8 12

Профессия экономиста не интересна 9 7 11

Всего 100 100 100

Молодые экономисты находятся в процессе овладения профессией, и у них нет целостного представления о ней и о её будущем, оно сформировалось на базе полученных до настоящего момента знаний, на основе мнений и оценок преподавателей и старших специалистов. Как видно из указанных в таблице данных, немалая часть молодых специалистов с трудом может оценить свою удовлетворённость - 18%. Как и ожидалось, студенты-экономисты, обучающиеся в университете, чаще молодых экономистов испытывают трудности при оценке (20% против 16%). Молодые экономисты уже работают и оценивают профессию

ISSN 2304-120X

ниепт

научно-методический электронный журнал

Латышева А. И. Экономист - профессия будущего, или Нужны ли экономисты в «цифровую» эпоху? // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2019. - № 3 (март). - 0,5 п. л. - URL: http://e-kon-cept.ru/2019/194021.htm.

с практической стороны. Поэтому их мнение о том, что будущая профессия не представляет ничего особенного в сравнении с другими, заслуживает особого внимания.

Можно предположить, что молодые экономисты не удовлетворены некоторыми сторонами профессии, или не проявляют необходимого желания овладеть профессией, или же ошибочно ориентированы на неё. Одновременно необходимо отметить, что доля респондентов, которые считают, что будущая профессия экономиста их не в полной мере удовлетворяет, не столь уж мала - 19%. При этом студентов-экономистов больше не удовлетворённых, чем удовлетворённых профессией. Примерно столько же тех, кого выбранная профессия полностью не удовлетворяет. Эти студенты в перспективе будут стремиться сменить профессию. Ориентация на более высокодоходную работу повышает вероятность смены.

Велика относительная доля молодых экономистов (около одной четверти), которая тоже не удовлетворена своей профессией (это почти в два раза больше, чем студентов). И здесь вырисовываются проблемы, связанные с уровнем пригодности, способом профессиональной нацеленности на эту профессию, а также возможностями, которые предлагаются в высшем учебном заведении. Некоторые элементы процесса овладения экономической профессией, как и содержательная сторона, нуждаются в коррекции с обеих сторон - студентов и преподавателей. Логично, что молодые экономисты предъявляют серьёзные претензии к знаниям, имея возможности оценить их практическую полезность, так как цифровая экономика требует специалистов нового уровня, с новыми знаниями и практическими умениями.

Успех в будущей профессии зависит от способности адаптироваться по мере того, как в быстро меняющемся мире проявляются новые тенденции [11]. В свое время Чарльз Дарвин сказал, что выживает не самый сильный из вида и не самый умный, а выживет тот, который наиболее приспособлен к изменениям. Маловероятно, что изменения когда-либо замедлятся. Что важно было вчера, сегодня не стоит гроша. В прошлом перемены проходили постепенно, теперь - непредсказуемо. Адаптивность позволяет выживать в новых обстоятельствах и оставаться на высоте положения. Хорошо, если этот навык сочетается с проницательностью, давая новые перспективы на горизонте изменений. Для новых хозяйств, чтобы оставаться на волне, понадобятся специалисты, способные меняться вместе со временем, но при этом оставаясь личностью.

Даже в цифровом мире без эмоций не обойтись. Здесь и сейчас молодые экономисты постоянно учится общению. Будущий успех зависит от навыков коммуникации и наблюдательности. Цифровая экономика немыслима без дистанционного общения, это ведет к новому, более изящному стилю управления. Уже сегодня, пусть пока частично, многие крупные агрохозяйства сотрудничают с удаленными специалистами. Возможность работать с удаленными коллективами в цифровой экономике станет еще более важна. Студенты-экономисты, осваивая сегодня работу виртуальных инструментов, вооружены, когда начнется воплощение идеи удаленной работы. По данным исследования, к 2020 г. более 30% занятого населения станут независимыми, работая в облачной среде, внештатными сотрудниками, подрядчиками и временно занятыми специалистами вдали от хозяйств [12, 13]. Только творчески мыслящий специалист способен использовать новаторские методы, быстро разрабатывать новые подходы, открыть новые горизонты для себя и для хозяйств. «Критическое мышление, - писал в начале XVII в. Фрэнсис Бэкон, - это стремление к поиску, любовь к размышлению, неторопливость заявлений, готовность к раздумьям, тщательность распоряжения».

Выводы и рекомендации. Необходимо подвести итог по поводу удовлетворённости молодых людей их будущей экономической профессией, её привлекательности в циф-

ISSN 2Э04-120Х

ниепт

научно-методический электронный журнал

Латышева А. И. Экономист - профессия будущего, или Нужны ли экономисты в «цифровую» эпоху? // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2019. - № 3 (март). - 0,5 п. л. - URL: http://e-kon-cept.ru/2019/194021.htm.

ровом будущем. Большинство удовлетворено выбором и освоением профессии экономист. У некоторых разочарование может наступить при соприкосновении с практикой и, вероятно, будет продиктовано условиями и организацией труда, оплатой и окружением.

Как показывает жизнь, не все молодые экономисты свободно ориентируются в бухгалтерском и налоговом учёте, а о точности экономических прогнозов вообще говорить не приходится. Сравнительное профориентационное исследование позволило уточнить степень важности основных характеристик профессии экономиста, которые нужно учитывать при профориентационной работе в школах, при подготовке студентов с тем, чтобы выпускник университета соответствовал требованиям современного и будущего рынка, уверенно смотрел в завтрашний день и чувствовал, что их плодотворная экономическая деятельность неотделима от творческой самореализации.

Исследование позволяет, хотя и с хорошими поправками, оценивать привлекательность профессии в цифровом будущем.

Ссылки на источники

1. Блауг М. Методология экономической науки, или как экономисты объясняют: пер. с англ. / науч. ред. В. С. Автономов. - М.: НП «Журнал Вопросы экономики», 2004.

2. Кейнс Дж. М. Общая теория занятости, процента и денег // Избранное. - М.: Эксмо, 2007; Истоки. Из опыта изучения экономики как структуры и процесса / под ред. Я. И. Кузьминова; Гос. ун-т -Высшая школа экономики. - М.: Изд. Дом ГУ ВШЭ, 2006.

3. Маршал А. Основания экономической науки [предисловие Дж. М. Кейнса; пер. с англ. В. И. Бомкина и др.]. - М.: Эксмо, 2007.

4. Латышева А. И. Квалиметрия социальных процессов и цена трудовых ресурсов села // Вестник ПГУ. Серия Экономика. - 2013. - Вып. 3(16). - С. 09.

5. Количественная оценка качества профессионального самоопределения будущих экономистов как инструмент развития агропродовольственных предприятий региона / А. И. Латышева, Ю. С. Пере-вощиков, И. А. Мухина, А. И. Разумов // Научно-методический электронный журнал «Концепт». -2017. - № 7 (июль). - С. 6-17. - URL: http://e-koncept.ru/2017/170142.htm.

6. Латышева А. И. Индикаторы развития новой экономики (сельские территории в век Internet) // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2018. - № 2 (февраль). - С. 127-134. -URL: http://e-koncept.ru/2018/184007.htm.

7. Латышева А. И. Современные вопросы профориентационного консалтинга // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2017. - № 4 (апрель). - С. 128-136. - URL: http://e-koncept.ru/2017/170091 .htm.

8. Латышева А. И. Воспроизводство населения и кадровый потенциал региона. Экономический аспект // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2016. - Т. 17. - С. 543-547. - URL: http://e-koncept.ru/2016/46284.htm.

9. Латышева А. И., Иванова Е. В., Разумов А. И. Гуманизация образовательного процесса как одно из условий профессиональной подготовки современного специалиста для села // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2012. - № 1 (январь). - С. 16-20. - URL: http://e-koncept.ru/2012/1204.htm.

10. Латышева А. И., Разумов А. И., Назарова А. В. Формирование механизмов мотивации труда в сельской местности // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2015. - № 8 (август). -С. 26-30. - URL: http://e-koncept.ru/2015/15262.htm.

11. Латышева А. И., Разумов А. И., Упилкова Ж. А. Совершенствование агропрофориентационных процессов средствами синергетики // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2015. -№ 5 (май). - С. 146-150. - URL: http://e-koncept.ru/2015/15158.htm.

12. Моисеев С. Р. Макроэкономика. - М.: КНОРУС, 2008.

13. Самуэльсон П. О чем экономисты думают: беседы с нобелевскими лауреатами / под ред. П. Са-муэльсона и У. Барнетта; пер. с англ. - М.: Московская школа управления «Сколково»; Альпина Бизнес Букс, 2009.

Anna Latysheva,

Candidate of Economic Sciences, Associate Professor, Economic Theory and World Economy Chair, Perm State Agricultural and Technological University named after academician D. N. Pryanishnikov, Perm lata.pgatu@rambler.ru

Economist-profession of the future, or do we need economists in the "digital" era?

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ISSN 2304-120X

ниепт

научно-методический электронный журнал

Латышева А. И. Экономист - профессия будущего, или Нужны ли экономисты в «цифровую» эпоху? // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2019. - № 3 (март). - 0,5 п. л. - URL: http://e-kon-cept.ru/2019/194021.htm.

Abstract. Today, the country is in a process of digital transformation, a very powerful, dynamically evolving transformation, and if you do not get your bearings in time and do not understand what you need to do, you can fall behind in economic development forever. Many professions are changing under the influence of ICT, becoming more technological. The impending wave of innovations, according to unpublished research, puts up to half of the workplaces at risk. Nevertheless, the profession of economist will be in demand in the digital future. They always need a specialist who sets priorities and goals correctly for maximum profit. Understanding the essence of the future profession by students-economists - a specialist in the economic efficiency of the digital age - will allow them to adapt to the changing world and be satisfied with the profession. Currently, the concept of "digital economy" is widely used to define the total penetration of ICT, where knowledge, information play a key role, and the development of innovative projects becomes a source of socio-economic growth. The creative personality of the economist is the resource for which competitors will fight.

Key words: digital economy, telecommunication/ICT, career guidance, young economists, students-economists, creative personality, job satisfaction. References

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

11.

12. 13.

Blaug, M. (2004). Metodologiya ehkonomicheskoj nauki, ili kak ehkonomisty ob"yasnyayut: per. s angl., NP "ZHurnal Voprosy ehkonomiki", Moscow (in Russian).

Kejns, Dzh. M. (2007). "Obshchaya teoriya zanyatosti, procenta i deneg", Izbrannoe, Ehksmo, Moscow; (2006). Istoki. Iz opyta izucheniya ehkonomiki kak struktury i processa, Izd. Dom GU VSHEH, Moscow (in Russian). Marshal, A. (2007). Osnovaniya ehkonomicheskoj nauki [predislovie Dzh. M. Kejnsa; per. s angl. V. I. Bomkina i dr.], Ehksmo, Moscow (in Russian).

Latysheva, A. I. (2013). "Kvalimetriya social'nyh processov i cena trudovyh resursov sela", Vestnik PGU. Seriya Ehkonomika, vyp. 3(16), p. 09 (in Russian).

Latysheva, A. I. et al. (2017). "Kolichestvennaya ocenka kachestva professional'nogo samoopredeleniya budushchih ehkonomistov kak instrument razvitiya agroprodovol'stvennyh predpriyatij regiona", Nauchno-metodicheskij ehlektronnyj zhurnal "Koncept", № 7 (iyul'), pp. 6-17. Available at: http://e-kon-cept.ru/2017/170142.htm (in Russian).

Latysheva, A. I. (2018). "Indikatory razvitiya novoj ehkonomiki (sel'skie territorii v vek Internet)", Nauchno-metodicheskij ehlektronnyj zhurnal "Koncept", № 2 (fevral'), pp. 127-134. Available at: http://e-kon-cept.ru/2018/184007.htm (in Russian).

Latysheva, A. I. (2017). "Sovremennye voprosy proforientacionnogo konsaltinga", Nauchno-metodicheskij ehlektronnyj zhurnal "Koncept", № 4 (aprel'), pp. 128-136. Available at: http://e-kon-cept.ru/2017/170091.htm (in Russian).

Latysheva, A. I. (2016). "Vosproizvodstvo naseleniya i kadrovyj potencial regiona. EHkonomicheskij aspect", Nauchno-metodicheskij ehlektronnyj zhurnal "Koncept", t. 17, pp. 543-547. Available at: http://e-koncept.ru/2016/46284.htm (in Russian).

Latysheva, A. I., Ivanova, E. V. & Razumov, A. I. (2012). "Gumanizaciya obrazovatel'nogo processa kak odno iz uslovij professional'noj podgotovki sovremennogo specialista dlya sela", Nauchno-metodicheskij ehlektronnyj zhurnal "Koncept", № 1 (yanvar'), pp. 16-20. Available at: http://e-koncept.ru/2012/1204.htm (in Russian). Latysheva, A. I., Razumov, A. I. & Nazarova, A. V. (2015). "Formirovanie mekhanizmov motivacii truda v sel'skoj mestnosti", Nauchno-metodicheskij ehlektronnyj zhurnal "Koncept", № 8 (avgust), pp. 26-30. Available at: http://e-koncept.ru/2015/15262.htm (in Russian).

Latysheva, A. I., Razumov, A. I. & Upilkova, Zh. A. (2015). "Sovershenstvovanie agroproforientacionnyh processov sredstvami sinergetiki", Nauchno-metodicheskij ehlektronnyj zhurnal "Koncept", № 5 (maj), pp. 146-150. Available at: http://e-koncept.ru/2015/15158.htm (in Russian). Moiseev, S. R. (2008). Makroehkonomika, KNORUS, Moscow (in Russian).

Samuehl'son, P. (2009). O chem ehkonomisty dumayut: besedy s nobelevskimilaureatami, Moskovskaya shkola upravleniya "Skolkovo"; Al'pina Biznes Buks, Moscow (in Russian).

Рекомендовано к публикации:

Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»

Поступила в редакцию Received 12.12.18 Получена положительная рецензия Received a positive review 30.01.19

Принята к публикации Accepted for publication 30.01.19 Опубликована Published 31.03.19

www.e-koncept.ru

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0) © Концепт, научно-методический электронный журнал, 2019 © Латышева А. И., 2019

977230412019703

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.