ЭКОНОМИКО-МАТЕМАТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ
Ю. В. Гугнин
д-р физ.-мат. наук В. М. Картвелишвили
КОЛИЧЕСТВЕННАЯ ОЦЕНКА ФИНАНСОВЫХ РИСКОВ ТРАНСПОРТНОЙ КОМПАНИИ
В работе рассматриваются финансовые риски транспортной компании, занимающейся междугородными автобусными пассажирскими перевозками. В качестве основного инструмента анализа выбрана стохастическая модель рисков. Сделаны выводы о том, какие решения необходимо принимать руководству транспортных компаний для управления рисками.
Ключевые слова и словосочетания: финансовые риски, транспорт, матричная модель, стохастическая модель риска, принятие решений.
Рассмотрим финансовые риски, возникающие при работе транспортных компаний (ТК), занимающихся пассажирскими автобусными междугородными и международными перевозками. На основе исследований современных российских ТК, проведенных в 2007-2009 гг., можно построить матричную модель, схематично изображенную на рисунке. Из модели видно, что на деятельность ТК влияет множество рисков. Исследовав эти риски, составив список альтернативных управленческих решений и сравнив последствия принятия решений, можно сделать выводы о приоритетах рисков и о том, какие решения будут наиболее выгодными для лиц, управляющих ТК.
Под риском «Отсутствие четкой рекламной политики» понимается возможность приобретения того или иного количества клиентов в условиях различного подхода к организации рекламы. Для сравнения выбраны два варианта управленческого решения: «Реклама на вокзале» и «Реклама в Интернете».
Решение «Реклама на вокзале» типично для рассматриваемых ТК и состоит в том, что в районе вокзала, на котором расположены автобусы ТК, в течение дня один человек с мегафоном занимается привлечением людей. Решение «Реклама в Интернете» предлагается на основе профессионального опыта авторов в сфере разработки интернет-проектов, в том числе связанных с транспортом. Суть данного решения состоит в создании интернет-сайта, на котором будут размещены расписание рейсов, функция бронирования билетов, а также некоторая информация о самой ТК. Предполагается, что среднесуточная посещае-
мость сайта будет составлять 2000 человек, а конверсия посетителей сайта в клиентов - 9%. Это достаточно консервативные оценки: обычно конвертация на узкоспециализированных сайтах, которые рекламируются с помощью таргетированной контекстной рекламы и четко определенных ключевых слов, составляет порядка 12%.
Потенциальные клиенты Отсутствие четкой политики^ Отсутствие возможности бронирования
Рейсы и тарифы Коллизии при продаже билетов Поломка транспорта Пассажиропоток
Рис. Матричная модель ТК
На основе статистических исследований можно сделать вывод, что риск «Отсутствие четкой рекламной политики» можно рассматривать как риск принятия решения в условиях стохастической неопределенности. При расчете векторного критерия риска, представляющего собой пару «доходность - риск», для решения «Реклама на вокзале» используются данные табл. 1. Математическое ожидание и дисперсия для этого и других рисков рассчитаны на основе анализа статистической выборки в реальных условиях в течение 2007-2009 гг. Здесь и далее буквой т обозначается математическое ожидание, а буквой а - риск.
Т а б л и ц а 1
Параметры решения «Реклама на вокзале»
Параметр Значение Комментарий
Капитальные затраты, руб. 2000 Поиск работника-зазывалы
Ежедневные затраты, руб. 1000 Заработная плата работнику
т, клиентов в день 29,54
а, клиентов в день 5,00
Аналогичные параметры для решения «Реклама в Интернете» описаны в табл. 2.
Т а б л и ц а 2
Параметры решения «Реклама в Интернете»
Параметр Значение Комментарий
Капитальные затраты, руб. 50000 Создание сайта
Ежедневные затраты, руб. 10 Хостинг (обслуживание сервера)
1000 Поддержка и реклама сайта
т, клиентов в день 178,95
а, клиентов в день 57,97
Рассчитанные критерии оценки обоих рисковых решений приведены в табл. 3. Средняя прибыль с клиента взята из расчета 50 рублей (10% со средней цены билета в 500 рублей), срок рассмотрения последствий от принятия того или иного решения принимается равным шести месяцам.
Несмотря на большую вариативность, согласно критерию пригодности рекомендуется выбрать вариант «Реклама в Интернете». Очевидно, что даже при самом худшем стечении обстоятельств прибыль от решения «Реклама в Интернете» будет заметно выше прибыли от решения «Реклама на вокзале». Однако руководителям ТК не рекомендуется полностью отказываться от привычного метода рекламы: следует расширить арсенал используемых средств для более активного привлечения клиентов.
Т а б л и ц а 3
Сравнительная таблица решений по риску «Отсутствие четкой рекламной политики»
Реклама на вокзале Реклама в Интернете
т, клиентов в день 29,54 178,95
с, клиентов в день 5,00 57,97
Средняя прибыль, руб. с клиента 50 50
т, руб. в день 1477 8948
с, руб. в день 250 2899
Капитальные затраты, руб. 2000 50000
т, руб. за полгода 266814 1578445
с, руб. за полгода 45500 527527
Коэффициент вариации V 0,17 0,33
Критерий пригодности К, руб. 221314 1050918
Под риском «Рейсы и тарифы» понимается возможность потери клиентов или недостаточной заполняемости автобусов ТК вследствие неоптимальности сетки рейсов. В подавляющем большинстве ТК рейсы осуществляются 2-3 раза в день без привязки к потоку клиентов. Зачастую это приводит к тому, что на вокзале собирается слишком много желающих, а ТК не может обслужить всех, теряя при этом свою прибыль. Также случаются и обратные ситуации: автобус вынужден отправляться незаполненным до конца или ожидать заполнения в течение долгого времени, что вызывает недовольство пассажиров, уже купивших билет на рейс.
В качестве альтернативного решения предлагается разработать или настроить уже существующую информационную систему, выполняющую следующие функции:
□ фиксирование времени покупки билетов и их стоимости;
□ построение срезов статистики по времени и объемам продаж;
□ предложение оптимального времени отправления автобусов.
Параметры рискового решения «Не оптимизировать» приведены в
табл. 4.
Т а б л и ц а 4 Параметры решения «Не оптимизировать»
Параметр Значение
Капитальные затраты, руб. 0
Ежедневные затраты, руб. 0
т, клиентов в день 50,11
с, клиентов в день 10,04
Аналогичные параметры для решения «Оптимизировать» описаны в табл. 5.
Т а б л и ц а 5
Параметры решения «Оптимизировать»
Параметр Значение Комментарий
Капитальные затраты, руб. 50000 Создание системы
Ежедневные затраты, руб. 1000 Премия сотрудникам ТК за использование системы
т, клиентов в день 5,02
а, клиентов в день 2,01
Рассчитанные критерии оценки обоих рисковых решений приведены в табл. 6.
Т а б л и ц а 6
Сравнительная таблица решений по риску «Рейсы и тарифы»
Не оптимизировать Оптимизировать
т, клиентов в день 50,00 5,00
а, клиентов в день 10,00 2,00
Средняя прибыль, руб. с клиента 50 50
т, руб. в день -2500 -1250
а, руб. в день 500 100
Капитальные затраты, руб. 0 50000
т, руб. за полгода -455000 -277500
а, руб. за полгода 91000 18200
Коэффициент вариации V -0,20 -0,07
Критерий пригодности К, руб. -546000 -295700
Очевидно, что по обоим критериям оценки решения рекомендуется выбрать вариант «Оптимизировать». Стоит также отметить, что сочетание решений «Реклама в Интернете» и «Оптимизировать сетку рейсов» автоматически сводит к нулю риски «Отсутствие возможности бронирования» и «Коллизии при продаже билетов».
Варианты решения в условиях риска «Поломка транспорта» сравниваются с целью найти решение, минимизирующее убытки от существенных поломок транспорта при его эксплуатации. Существенной поломкой в рамках данного анализа считается выход автобуса из строя на период в одни сутки с требованием ремонтных работ стоимостью 75000 рублей. Также считается, что в среднем в сутки автобус должен обслуживать 65 пассажиров, а средняя цена билета равна 500 рублей. Срок рассмотрения последствий принятия того или иного решения принимается равным трем годам.
В большинстве случаев отечественные ТК используют старые автобусы, взятые в кредит. В качестве среднестатистического примера рассмотрим эксплуатацию автобуса 1995 г. стоимостью 750000 рублей,
взятого в кредит на один год под 15% годовых и 30% аванса. В табл. 7 представлены параметры решения «Старый автобус».
Т а б л и ц а 7
Параметры решения «Старый автобус»
Параметр Значение Комментарий
Капитальные затраты, руб. 225000
Ежемесячные затраты, руб. 43125 Выплаты по кредиту в течение года
60000 Техобслуживание, горюче-смазочные материалы, мелкие поломки
т, поломок за три года 35,14
а, поломок за три года 18,01
В качестве альтернативного решения рассмотрим эксплуатацию автобуса 2008 г. стоимостью 3900000 рублей, взятого в лизинг на два года под 6% удорожания и 10% аванса. Параметры решения «Новый автобус» описаны в табл. 8.
Т а б л и ц а 8
Параметры решения «Новый автобус»
Параметр Значение Комментарий
Капитальные затраты, руб. 390000
Ежемесячные затраты, руб. 166335 Выплаты по лизингу в течение двух лет
15000 Техобслуживание, горюче-смазочные материалы, мелкие поломки
т, поломок за три года 2,51
а, поломок за три года 0,75
Рассчитанные критерии оценки обоих рисковых решений приведены в табл. 9.
Т а б л и ц а 9
Сравнительная таблица решений по риску «Оптимизация сетки рейсов»
Старый автобус Новый автобус
т, поломок за три года 35,14 2,51
а, поломок за три года 18,01 0,75
Расходы на одну поломку, руб. 107500 107500
т, руб. на поломку за три года 3762500 268750
а, руб. на поломку за три года 1935000 80625
Капитальные затраты, руб. 225000 390000
Суммарные расходы на техобслуживание, руб. 2160000 540000
Суммарные расходы на кредит/лизинг, руб. 517500 3992040
т, итого расходов, руб. -6665000 -5190790
а, расходов на поломку, руб. 1935000 80625
Коэффициент вариации V 0,29 0,02
Критерий пригодности К, руб. -4730000 -5110165
По критерию пригодности варианты отличаются всего на 8%, однако вариант «Старый автобус» является в 14 раз более рисковым, чем вариант «Новый автобус», поэтому предлагается выбрать последний вариант, учитывая, что новые автобусы дают дополнительный выигрыш в конкурентной борьбе за счет привлекательности для клиентов.
Риск «Нецелевое использование транспорта и горюче-смазочных материалов» достаточно актуален для ТК, функционирующих на территории РФ и СНГ, в основном по двум причинам: из-за особенностей менталитета водителей, а также непонимания руководителями ТК выгод от внедрения автоматизированных систем мониторинга транспорта. Все это приводит к тому, что водители занимаются воровством горючесмазочных материалов, а также используют транспорт ТК в личных целях. Кроме того, в РФ существует риск угона коммерческого транспорта, несравнимый по количеству угнанных автомобилей, однако сравнимый по убыткам (стоимость коммерческого транспорта, как правило, значительно превышает стоимость легковых автомобилей).
В табл. 10-12 приведены расчеты экономической эффективности применения систем мониторинга транспорта на основе статистических исследований, проведенных в течение 2007-2009 гг. во время сотрудничества с компанией «ООО «Мониторинг-Авто». Расчет производится для одного транспортного средства.
Т а б л и ц а 10
Расчет экономии расходов на топливо
Параметр Значение
Фактический пробег до внедрения системы мониторинга, км/мес 52250
Фактический пробег после внедрения системы мониторинга, км/мес 42000
Расход топлива нормированный, л/км 27/100
Стоимость топлива, руб/л 25
Экономия расходов на топливо, руб./мес. 69187
Т а б л и ц а 11
Расчет дополнительной прибыли за счет увеличения срока эксплуатации транспортного средства
Параметр Значение
Пробег до списания транспортного средства, км 5000000
Срок эксплуатации без системы мониторинга, мес. 5000000/52250 = 95,7
Срок эксплуатации с системой мониторинга, мес. 5000000/42000 = 119,04
Увеличение срока эксплуатации, лет 2
Средняя прибыль от использования одного транспортного средства в год, руб. 793800
Дополнительная прибыль от эксплуатации одного транспортного средства за 2 года, руб. 1587600
Т а б л и ц а 12 Прибыль от изменения амортизационного периода
Параметр Значение
Первоначальная балансовая стоимость Спб, руб. 3900000
Нормативный пробег до списания Ьн, руб. 5000000
Норма амортизации На (Сп.б/£н) 0,78
Пробег за расчетный период до внедрения системы мониторинга £в.д, км 52250
Пробег за расчетный период после внедрения системы мониторинга £в.п, км 42000
Сумма амортизации до внедрения системы мониторинга Ад, руб./мес. 52250 ■ 0,78 = 40755
Сумма амортизации после внедрения системы мониторинга Ап, руб./мес. 42000 ■ 0,78 = 32760
Сокращение эксплуатационных расходов на одно транспортное средство, руб./мес. 7995
Целевой пробег отличается от общего нецелевым использованием транспортных средств. На износ транспортных средств также влияют некорректная эксплуатация автомобиля, неоптимальный выбор маршрута, дорожного покрытия.
При учете того, что капитальные затраты на установку системы мониторинга составляют 18000 рублей, а абонентская плата за одно транспортное средство составляет 1000 руб./мес., экономическая выгода от принятия решения об установке системы мониторинга очевидна.
В результате анализа финансовых рисков можно выделить риски с наивысшим приоритетом, которые представляют большую опасность для деятельности современных российских ТК: риск управления рекламной деятельностью и риск нецелевого использования горючесмазочных материалов. Этими рисками можно управлять с помощью современных технологий: интернет-торговли и систем мониторинга транспорта.
Список литературы
1. Гугнин Ю. В., Картвелишвили В. М. Анализ операционных и финансовых рисков транспортных компаний, занимающихся междугородными и международными автобусными пассажирскими перевозками // Современные аспекты экономики. - 2009. - № 4 (141).
2. Ступаков В. С., Токаренко Г. С. Риск-менеджмент. - М. : Финансы и статистика, 2005.