Научная статья на тему 'Когнитивный сценарий автобиографического дискурса (на материале записей медиапроекта StoryCorps)'

Когнитивный сценарий автобиографического дискурса (на материале записей медиапроекта StoryCorps) Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
222
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОГНИТИВНЫЙ СЦЕНАРИЙ / АВТОБИОГРАФИЯ / АУДИОЗАПИСЬ / РАССКАЗ / МАССМЕДИЙНЫЙ ДИСКУРС / МЕДИАПРОСТРАНСТВО / КОНЦЕПТ / ПРОПОЗИЦИЯ / АМЕРИКАНСКИЕ ЦЕННОСТИ / COGNITIVE SCENARIO / AUTOBIOGRAPHY / AUDIO RECORDING / STORY / MASS-MEDIA DISCOURSE / MEDIA SPACE / CONCEPT / PROPOSITION / AMERICAN VALUES

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Копылова Наталья Владимировна

Статья посвящена когнитивным аспектам автобиографического массмедийного дискурса в форме аудиозаписей рассказов о событиях из жизни авторов. В исследовании выявляются базовые смыслы данного типа дискурса, образующие особый когнитивный сценарий, который сочетает в себе многообразие продуцируемых идей и обобщает наиболее значимые ценности американской культуры и общества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONGITIVE SCENARIO OF AUTOBIOGRAPHICAL DISCOURSE PRODUCED WITHIN THE MEDIA PROJECT STORYCORPS

The article deals with the cognitive aspects of autobiographical media discourse in the form of audio recordings of life events and experience. We argue that this discourse type is based on special conceptual framework which forms a cognitive scenario. The scenario represents diversity of the produced ideas containing some meaningful values of American culture and society.

Текст научной работы на тему «Когнитивный сценарий автобиографического дискурса (на материале записей медиапроекта StoryCorps)»

говоры со Шведами...

- Борис не сумел воротить и одной Нарвы. [Иловайский, 1984, с. 364].

Для сдержанного стиля историка подобная ироническая окраска - редкий случай риторической тактики.

В заключение повторим, что данная типология речевых стратегий является одним из первых шагов в изучении исторического текста. Организация информации характерная для этих текстов, непременно включает в задачи исследователя внимание к соотношению объективного и субъективного, выделение нарративных структур и интерпретацию как условие адекватного понимания текста и авторского замысла.

Библиографический список:

1. Борисова, И.Н. Категория цели и аспекты текстового анализа [Электронный ресурс] / И.Н. Борисова // Жанры речи: Вып. 2. Саратов: Колледж, 1999. - 300 с. -Режим доступа: http://www.sgu.ru/structure/philological/ linghist/sbornik-zhanry-rechi/materialy-vypuskov (дата обращения: 05.03.2014).

2. Дейк ван, Т. Язык. Познание. Коммуникация [Текст] / Т. ван Дейк. - М., Прогресс, 1989. - 321 с.

3. Ерохина, Е.Г. Функционирование имени собственного в историческом нарративе (на материале «Истории» Н.М. Карамзина и «Истории» М.М. Щербатова) [Текст] / Е.Г. Ерохина // Вестник Череповецкого государственного университета. - Череповец, 2012. -№3, Т. 1. - С. 55-58.

4. Зигманн, Ж.В. Структура современного политического дискурса: речевые жанры и речевые стратегии [Текст]: дис. ... канд. филол. наук / Ж.В. Зигманн. - М., 2003. - 239 с.

5. Иванова, Л.О. Речевые стратегии как средство взаимопонимания субъектов педагогического процесса [Текст]: дис. ... канд. пед. наук / Л.О. Иванова. - Псков, 2003. - 204 с.

6. Иловайский, Д.И. История России: Московско-

царский период [Текст] / Д.И. Иловайский. - М.: Типография М.Г. Волчанинова, 1894-1899. - Т. 3. - 719 с.

7. Иловайский, Д.И. История России [Текст] / Д.И. Иловайский. - Т. 4, Вып. 1. - М.: Тип-ия М.Г. Волчанинова, 1894. - 343 с.

8. Иссерс, О.С. Коммуникативные стратегии и тактики русской речи [Текст] / О.С. Иссерс. - М., 2008. -288 с.

9. Ключевский, В.О. Курс русской истории: Часть III [Текст] / В.О. Ключевский // Сочинения: в 9-ти т. - М., 1988. - Т. 3. - 414 с.

10. Мегилл, А. Историческая эпистемология [Текст] / А. Мегилл. - М., Канон+, 2009. - 480 с.

11. Мулькеева, В.О. Речевые стратегии конфликта и факторы, влияющие на их выбор. Диссертация на соискание ученой степени кандидата филологических наук [Текст] / В.О. Мулькеева. - СПб., 2005. - 190 с.

12. Никонова, Ю.И. Речевые стратегии и тактики в дискурсе немецкого газетного фельетона: прагматический аспект [Текст]: дис. ... канд. филол. наук / Ю.И. Никонова. - Иркутск, 2010. - 185 с.

13. Нифонтова, Д.Е. Речевые стратегии и тактики диалога в фастнахтшпилях Ганса Сакса: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук [Текст] / Д.Е. Нифонтова - СПб., 2013. - 19 с.

14. Румянцева, Е.Н. Регулятивные речевые действия как фактор успешности диалога и компонент коммуникативной стратегии партнеров по общению: диссертация на соискание ученой степени кандидата филологических наук [Текст] / Е.Н. Румянцева. - Орел, 2004. - 174 с.

15. Рыжков, М.С. Речевые стратегии участников синхронного интернет-дискурса на материале русско-и англоязычных чатов [Текст]: дис. ... канд. филол. наук / М.С. Рыжков. - Елец, 2010. - 273 с.

16. Салахова, А.Г. Речевые стратегии и средства их реализации в современных христианских немецкоязычных проповедях [Текст]: дис. ... канд. филол. наук / А.Г. Салахова. - Челябинск, 2006. - 231 с.

17. Солдатова, А.А. Речевые стратегии и тактики адвокатского дискурса в уголовных процессах [Текст]: автореф. дис. ... канд. филол. наук / А.А. Солдатова. -Тверь, 2013. - 19 с.

УДК 81'42 ББК 81.2

Н.В. Копылова

КОГНИТИВНЫЙ СЦЕНАРИЙ АВТОБИОГРАФИЧЕСКОГО ДИСКУРСА (НА МАТЕРИАЛЕ ЗАПИСЕЙ МЕДИАПРОЕКТА STORYCORPS)

Статья посвящена когнитивным аспектам автобиографического массмедийного дискурса в форме аудиозаписей рассказов о событиях из жизни авторов. В исследовании выявляются базовые смыслы данного типа дискурса, образующие особый когнитивный сценарий, который сочетает в себе многообразие продуцируемых идей и обобщает наиболее значимые ценности американской культуры и общества.

Ключевые слова: когнитивный сценарий; автобиография; аудиозапись; рассказ; массме-дийный дискурс; медиапространство; концепт; пропозиция; американские ценности

© Копылова Н.В., 2014

N.V Kopylova

CONGITIVE SCENARIO OF AUTOBIOGRAPHICAL DISCOURSE PRODUCED WITHIN THE MEDIA PROJECT STORYCORPS

The article deals with the cognitive aspects of autobiographical media discourse in the form of audio recordings of life events and experience. We argue that this discourse type is based on special conceptual framework which forms a cognitive scenario. The scenario represents diversity of the produced ideas containing some meaningful values of American culture and society.

Key words: cognitive scenario; autobiography; audio recording; story; mass-media discourse; media space; concept; proposition; American values

Стремительный рост медиаиндустрии в последние десятилетия привел к качественным изменениям в области производства массмедийного дискурса. Одной из современных тенденций развития СМИ стала популяризация личного опыта в обширном ме-диапространстве [Шейгал, 2007; Москаленко, 2009; Федосеева, 2012]. О данной тенденции свидетельствует появление новых типов дискурса, в которых рассказы участников о своей жизни фиксируются и распространяются среди различных аудиторий. Такой тип дискурса создается в рамках американского медиапро-екта StoryCorps.

StoryCorps - это американская национальная независимая некоммерческая организация; ее миссией является «предоставление людям любого происхождения и вероисповедания возможности записывать, делиться и сохранять на память рассказы о своей жизни» (to provide people of all backgrounds and beliefs with the opportunity to record, share, and preserve the stories of our lives) [Storycorps. Режим доступа: http://storycorps.org/]. В рамках данного проекта производится аудиозапись рассказов участников о событиях прошлых лет, проживающих в США, после чего копия записи отправляется в архив организации. Часть рассказов, после тщательного отбора и редактирования, транслируется на радио и/или хранится на веб-странице проекта и становится доступной для широкого круга радиослушателей и посетителей данного сайта. Так как организация StoryCorps была основана в 2003 г., производимый ею медиапродукт можно считать относительно новым. Он неоднороден по содержанию, так как включает в себя и личностно-ориентированный, и институциональный (массмедийный) дискурс. Наиболее удачным для обозначения объекта нашего исследования нам представляется термин «автобиографический медиадискурс».

Согласно определению из словаря литературоведческих терминов, автобиография как литературный жанр определяется как «описание автором собственной жизни, иногда художественное» и может отражать «преимущественно личные качества и свойства автора или тяготеть к обобщению в лице автора особенностей его поколения, этнической или социальной среды» [Белокурова, 2007. Режим доступа: http://www.gramma.ru/LIT/?id=3.0] Автобиографический дискурс - особый тип дискурса, «удобный для самовыражения, самооценки, и саморепрезентации автора» [Кованова, 2005, с. 4]. Не являясь литературным произведением ни с точки зрения своей функциональной направленности, ни с позиций художественной ценности, исследуемый нами дискурс все же носит ярко выраженные черты автобиографии. Он представляет собой творческое ретроспективное изложение событий, центральным участником которых являлся рассказчик, и в нем, безусловно, присутствуют элементы авторского самоанализа.

Весь автобиографический дискурс проекта StoryCorps как единый информационный пласт отличается разнообразием тем, идей и их источников. Носители информации обладают определенными социокультурными и личностными особенностями, а также имеют свой собственный уникальный опыт, что привносит своеобразие в каждый отдельный автобиографический дискурс. Роль дискурсивной креативности участников проекта велика, так как с ней производимый медиапродукт становится привлекательным для массовой аудитории. Однако, несмотря на свою разнородность, все аудиорассказы сайта StoryCorps имеют и общие черты. Стандартизация данного дискурсивного медиапродукта, как и других, ему подобных, обеспечивает распознавание его формата и жанра и формирование ожиданий со стороны адресата. Мы счита-

ем, что успешность медиадискурса, включая анализируемые в нашей статье автобиографические аудиорассказы, заключается в его соответствии определенному когнитивному сценарию, который предполагает оптимальное соотношение, разумный баланс между шаблонностью и свободой выражения, предсказуемостью и креативностью.

Целью данной статьи является выявление когнитивного сценария автобиографического дискурса, производимого в рамках американского проекта StoryCorps.

Под когнитивным сценарием традиционно понимается концептуально-пропозициональная структура, которая репрезентирует определенную последовательность действий оказавшегося в той или иной ситуации агента и ведет к реализации его неречевой цели [Schank, 1977; Minsky, 1980; Люгер, 2005]. Вслед за С.Н. Плотниковой, мы преломляем вышеприведенную трактовку сценария применительно к анализу дискурса и в качестве действий агентов (создателей медиапродук-та) рассматриваем их пошаговую когнитивно-дискурсивную деятельность [Плотникова, 2000]. Мы будем моделировать сценарий автобиографического дискурса как структуру, состоящую из осуществляемых в определенной последовательности когнитивно-дискурсивных действий, во время которых продуцируются особые смыслы в виде концептов и пропозиций. Конечной точкой сценария является цель авторов дискурса. Наметив основу для будущего сценария, мы будем выявлять базовые смыслы (концепты и пропозиции), вокруг которых выстроен данный медиади-скурс; определим его цель; охарактеризуем его структурные компоненты.

Необходимо отметить, что анализируемый медиадискурс является многоуровневым, и на каждом уровне происходит порождение особых смыслов. Записи проекта распределены по соответствующим тематическим рубрикам. Часть тем относится к людям, сыгравшим важную роль в жизни участников: «Ангелы и Наставники» (Angels and Mentors), «Дружба» (Friendship), «Учителя» (Teachers). Другие темы подразумевают описание временного отрезка жизни участников, например, в рубрике «Взросление» (Growing Up), либо рассказы о каком-либо сложном или переломном периоде, когда происходила борьба за отстаи-

вание индивидуальных особенностей, развивались профессиональные навыки, приобретался жизненный опыт и мудрость, например, в рубриках «Самосознание / идентичность» (Identity), «Наследие» (Legacy), «Проблемы определения гендерной идентичности (LGBTQ)» (от Lesbian / Gay / Bisexual / Trans gendered Questioning), «Романтические отношения» (Romance), «Работа/карьера» (Work), «Мудрость» (Wisdom). Часть тем посвящена конкретным событиям из жизненного опыта участников - положительным, нейтральным и отрицательным: «Открытие» (Discovery), «Очевидец» (Witness), «Переломное событие» (Transformational Event), «Военные» (Military), «Ураган «Катрина» (Hurricane Katrina), «Потеря памяти» (Memory Loss), «11 сентября» (September 11), «Борьба» (Struggle) [StoryCorps. Режим доступа: http://storycorps. org/]. Тематизация анализируемого медиа-дискурса указывает на задаваемые авторами проекта рамки. Предположительно темы формируются редакцией проекта в результате анализа уже полученного от участников материала, после чего эти и последующие записи размещаются согласно образованным рубрикам. Иными словами, сами участники формируют структуру медиапроекта. Однако, как указывается на главной странице сайта StoryCorps, лишь малая часть из рассказов после соответствующей обработки утверждается для публикации, а остальные записи (не отвечающие определенным критериям, в том числе тематическим) хранятся в этнографическом архиве Библиотеки Конгресса и не получают широкого распространения в медиапространстве. Таким образом, для данного типа дискурса имеются определенные тематические ограничения, и они налагаются как со стороны участников, так и со стороны редакции проекта.

Названия рубрик имеют схожее концептуальное содержание, которое можно свести к трем концептам - базовым элементам сценария - «Событие» (значимое событие из жизни участника), «Субъект» (человек, повлиявший на жизнь участника) и «Рефлексия» (осмысление собственного опыта через призму отношений с субъектом во время определенных событий). Первый концепт - «Событие» - репрезентируется в повествованиях об отдельных происшествиях либо полных событиями

периодов жизни (вокруг данного концепта разворачивается дискурс в разделах September 11, Witness, Hurricane Katrina, Work, etc.). Второй концепт вербализуется в описаниях конкретного человека и его действий, оказавших влияние на жизнь рассказчика (разделы Friendship, Teachers, Angels and Mentors, etc.). Третий концепт связан с осмыслением, оценкой событий и собственных действий, сделанными выводами и извлеченными уроками (разделы Discovery, Identity, Wisdom, etc.). Распределение концептов по рубрикам является условным, так как большинство записей в той или иной мере содержат более чем один концепт.

Богатым материалом для анализа предстают ключевые цитаты из автобиографических рассказов и краткие описания, сопровождающие аудиоматериал. Выбор цитат и создание описаний производится редакторами проекта с целью оптимизации поиска нужной информации. Данная часть медиапродукта - результат совместной работы самих участников и редакции - делает концептуальную структуру рассматриваемого материала более очевидной, так как акцентирует наиболее значимые для успешного сценария концепты.

Так, в тематическом разделе Discovery одна из записей сопровождается следующей цитатой: «We got a postcard that my father was alive...», а также описанием: Eric Lamet remembers reuniting with his father in Italy, where Eric and his mother lived as Jewish refugees during WWII. Цитата, служащая для привлечения внимания адресата, содержит фрагмент важного события из жизни участника (получение уведомления о том, что его отец выжил в войне), а описание, прилагаемое к записи, конкретизирует это событие (речь идет о Второй мировой войне, во время которой еврейская семья эмигрировала в Италию, и т.д.). Наблюдается и концепт «Субъект» - отец автора.

Рассмотрим другой пример. Одна из записей раздела Identity обозначена следующей цитатой: «They called it slums but it was never a slum to me», и имеет описание: Carol Jacques remembers growing up in Chavez Ravine, a Mexican-American neighborhood in Los Angeles that was replaced by Dodger Stadium. Из цитаты и описания следует, что автор повествует о значимом периоде из своей жизни (юно-

сти), о событии - принудительное выселение ее семьи из родного района, и о негативном отношении к нему и его жителям со стороны других людей.

В третьем примере, взятом из раздела Struggle, имеется цитата «It's not just a tattoo» и пояснения редакции: Dawn Maestas runs a tattoo removal business in Albuquerque, NM. Women who have been tattooed with the names of abusive partners come to Dawn for help. Some of them were tattooed forcibly. Dawn removes those tattoos for free, because she has lived through domestic violence herself. She sat down for StoryCorps with one of her clients - who wanted to remain anonymous. During the interview, Dawn also spoke about her own experiences with domestic violence. Данная запись - рассказ владелицы бизнеса по удалению татуировок, которая повествует об опыте волонтерской работы по помощи женщинам, подвергшимся бытовому насилию. В записи также принимает участие одна из жертв насилия. Ключевая цитата, на наш взгляд, представляет собой результат осмысления автором наблюдаемого ею явления («Это не просто татуировка»). Редакторы выбрали данную цитату не случайно, так как она, в сочетании с пояснением, образует пропозицию, которую читателям/слушателям предстоит домыслить самостоятельно (например, так: «Это больше, чем просто татуировка, это знак насилия над женщиной»). Следовательно, в данном примере вербализуются все три концепта: «Событие» (репрезентируемый опыт говорящих), «Субъект» (владелица бизнеса как человек, оказывающий помощь жертвам, а также преступники, делающие своим жертвам татуировки насильно), и «Рефлексия» (оценка говорящими событий и своей роли в них).

Концепты «Событие», «Субъект» и «Рефлексия» являются наиболее общими и значимыми элементами моделируемого когнитивного сценария. Что касается более частных концептов и пропозиций, обнаруживаемых на глубинном уровне дискурса, то следует отметить следующее. Большая часть дискурса выстраивается вокруг позитивных смыслов. Даже если повествуется о трагичных событиях, акцент делается на положительном (например, на приятных воспоминаниях о близких, об извлеченных из ситуации уроках, и т.д.). Каждая запись сопровождает-

ся фотографиями говорящих (как правило, с улыбкой), что также дополняет положительный образ всего сообщения. Другой важной чертой концептуального содержания данного дискурса являются его социокультурные особенности. Это выражается в порождении смыслов, отражающих некоторые общечеловеческие ценности, наиболее релевантные для американской культуры. В частности, на дискурсивном уровне в рассказах проекта StoryCorps наиболее часто обнаруживаются концепты «Семья», «Любовь», «Дружба», «Счастье», «Преодоление трудностей», «Индивидуальность», «Человеческое достоинство», «Мудрость», а основные пропозиции можно условно назвать так: «С поддержкой близких людей можно преодолеть любые трудности», «Каждый человек имеет право на счастье», «Мудрость приобретается с опытом», «Упорный труд приносит свои плоды», и т.п.

Рассмотрим примеры. Одна из записей, выбранная для выпуска в эфир передачи «Утренний выпуск» Национального общественного радио, получила следующее название: A Father's Plan For Raising Three Sons: «Hug Them». Данный автобиографический дискурс имеет форму беседы отца с одним из своих сыновей, в сопровождении вступления и заключения ведущего радиопередачи. Описание истории, доступное для чтения онлайн, и служащее для привлечения внимания потенциальных слушателей, содержит следующий фрагмент: When Jim Colbert began raising three boys on his own after a divorce, it brought a big change in his life. But he'd already decided to raise his sons differently from the way he had been brought up by his own father. As he recently told his oldest son, Elton, the goal was to make them feel special.

В данном дискурсе вербализуются концепты «Семья» (на лексическом уровне это выражено словами father, son, raise, bring up), «Любовь» (hug, feel special), а также более абстрактных концептов «Событие» (a big change), который вмещает в себя более конкретный - «Преодоление трудностей», и «Субъект» (father/Jim Colbert; three sons/boys; the oldest son Elton). В самой записи данные концепты воплощаются в таких фрагментах, как: My dad and my mom got divorced when I was three («Семья», «Событие»); I was going to tell

them how much I loved them («Любовь»); being the sole provider of everything, from cooking to cleaning («Субъект», «Преодоление трудностей»). В записи также реализуется концепт «Рефлексия», когда сын и отец, подводя итоги рассказу, дают оценку событиям прошлых лет и своей роли в них: You accomplished that. We are a result of that love, so thank you for making that effort; I don't think there's a higher calling that a man can have than to be a dad.

Следующая запись, вышедшая в эфир под названием A Father and Daughter «Keep The Faith» During Cancer Fight, представляет собой беседу отца и дочери, которая перенесла тяжелую форму рака, но благодаря помощи и поддержке всей семьи и собственным усилиям, поправилась. Автобиографический дискурс содержит пропозицию «С поддержкой близких людей можно преодолеть любые трудности», и составляющие ее концепты «Семья», «Любовь» (he just started crying and he hugged me, and his grandma came up, and she hugged hard) и «Преодоление трудностей» (it just was really, really hard to see my baby like that; it was incredibly painful for you). В дискурсе реализуются также более общие концепты «Событие», «Субъект» и «Рефлексия». Вербализация последнего наблюдается в следующем фрагменте: I think I learned that you don't always have to keep, like, your tears in, and you've just got to believe that you can do this. It's turned me into a mini-adult.

Следующий пример иллюстрирует языковое воплощение концептов «Индивидуальность» и «Человеческое достоинство», а также репрезентирует пропозицию «Каждый человек имеет право на счастье». Данная запись представляет собой рассказ американца мексиканского происхождения о том, как учителя в 50-е гг. заменяли латиноамериканские имена учеников на английские. Цитата-заголовок «By the time I was in the second grade, everyone was calling me Raymond», редакторское описание Ramon «Chunky» Sanchez remembers how teachers changed the names of Mexican-American students during the 1950s и собственно рассказ сообщают о нетолерантном отношении учителей культурной идентичности автора и о его былой необходимости приспосабливаться к «адаптированной» версии своего имени и имен представителей его культуры: (You know,

I was trying to adjust to this; if there was a girl named Maria, her name became Mary; Juanita became Jane).

Следующим этапом анализа является определение общей цели автобиографического медиадискурса. Эта цель является слиянием целей участников и создателей проекта и соответствуют его основной миссии. В ней говорится следующее: We do this to remind one another of our shared humanity, strengthen and build the connections between people, teach the value of listening, and weave into the fabric of our culture the understanding that every life matters. At the same time, we will create an invaluable archive of American voices and wisdom for future generations. Миссия проекта, таким образом, связана с общечеловеческими ценностями, умением услышать друг друга, единением людей различных культур и вероисповеданий, значимостью жизни каждого, мудростью, передаваемую следующим поколениям. Данные смыслы обобщают выделенные нами выше концепты. Целью медиадискурса StoryCorps, на наш взгляд, является распространение заданных ценностных смыслов в медиапро-странстве посредством донесения фрагментов частного (чаще положительного) жизненного опыта авторов в форме коротких автобиографических сообщений до широкой аудитории.

Переходя к анализу структуры автобиографического дискурса, мы, прежде всего, снова укажем на его разноуровневый план: от тематических рубрик до заголовков/ключевых цитат, описаний редакторов, фотографий участников и собственно записей. Несмотря на то, что анализируемый автобиографический дискурс носит фрагментарный характер, в нем можно выделить определенные структурные компоненты: вводную часть, основную и завершающую. Во вводной части дается предпосылка к центральному событию, фон, на котором оно описывается; основная часть включает центральное событие и связанные с ними переживания автора и близких ему людей; а в заключительной части автор делает выводы и дает оценку событиям и своей роли в них. Данная структура является идеальной, однако иногда наблюдается опущение одного из вышеприведенных элементов, нарушение их последовательности либо слияние.

Обобщая сделанные выводы о концептуальном содержании, цели и структуре авто-

биографического медиадискурса, мы можем представить его когнитивный сценарий как ряд когнитивно-дискурсивных действий, ведущих к определенной цели (схема 1).

Как показано на схеме, сценарий начинает реализовываться с личности рассказчика с его уникальным жизненным опытом (нижний уровень схемы). На следующем, когнитивном, уровне автор выбирает фрагмент из своей жизни для последующего описания, выделяет в данном фрагменте событие и/или субъекта, а также обдумывает главную идею, «мораль» своего рассказа (актуализация концептов «Событие», «Субъект» и «Рефлексия»). Далее следует дискурсивный уровень, где происходит последовательное конструирование дискурса (его введения, основной части и заключения) и одновременная вербализация смыслов, имеющих высокую социокультурную ценность. На уровне воспроизведения дискурса происходит распространение смыслов, релевантных для американской культуры, среди широкой аудитории, что и является достижением цели.

Важно отметить, что выделенный сценарий отражает лишь когнитивно-дискурсивную деятельность рассказчика и не учитывает сторону редакции, хотя ее роль в создании ме-диапродукта весьма значительна и включает отбор самого материала, ключевых цитат или названий, а также описание с правильно расставленными акцентами. Это обозначает перспективу дальнейшего исследования данного типа дискурса как результата совместной когнитивно-дискурсивной деятельности.

Таким образом, автобиографический дискурс в форме аудиозаписей рассказов участников проекта StoryCorps обладает целым рядом характеристик, позволяющих говорить о нем как об уникальном медиапродукте. Данный тип дискурса порождается согласно особому когнитивному сценарию, представляющему собой сложный концептуально-пропозициональный конструкт.

Данный конструкт состоит из цепочки действий создателей дискурса - рассказчиков и редакторов, - а целью дискурса является популяризация важнейших ценностных смыслов, находящих свое вербальное выражение в готовом автобиографическом рассказе.

Схема 1

Когнитивный сценарий автобиографического дискурса (на материале проекта StoryCorps)

Необходимо подчеркнуть, что данный сценарий допускает определенную степень вариативности (креативности), которая является залогом успешности медиапродукта.

В целом, проблема анализа медиадискурса не утрачивает своей актуальности, так как появляющиеся новые медиаформы становятся мощным средством воздействия на все более широкую аудиторию. В связи с этим необходимы дальнейшие подобные исследования в области когнитивной лингвистики.

Библиографический список

1. Белокурова, С.П. Словарь литературоведческих терминов [Электронный ресурс] / С.П. Белокурова. - СПб.: Паритет, 2007. - Режим доступа: http://www. gramma.ru/LIT/?id=3.0. (дата обращения: 06.05.2014).

2. Кованова, Е.А. Риторика автобиографического дискурса (на материале автобиографий американских деятелей политики и искусства) [Текст]: автореф. дис. ... канд. филол. наук: 10.02.04 / Е.А. Кованова. - СПб.: СПбГУ, 2005. - 19 с.

3. Люгер, Д.Ф. Искусственный интеллект: стратегии и методы решения сложных проблем [Текст] / Д.Ф. Люгер / пер. с англ. - М.: Вильямс, 2005. - 864 с.

4. Москаленко, Е.С. Личностный нарратив как когнитивный принцип организации массмедийного дискурса [Текст] / Е.С. Москаленко // Вестник ИГЛУ -2009. - № 1. - С. 175-181.

5. Плотникова, С.Н. Неискренний дискурс (в когнитивном и структурно-функциональном аспектах) [Текст] / С.Н. Плотникова. - Иркутск : ИГЛУ, 2000. -244 с.

6. Федосеева, Е.В. Изменения структуры нарратива как основа риторически модифицированного массмедийного дискурса [Текст] / Е.В. Федосеева // Вестник ИГЛУ - 2012. - № 3. - С. 122-127.

7. Шейгал, Е.И. Многоликий нарратив [Текст] / Е.И. Шейгал // Политическая лингвистика. Вып. (2) 22. - Екатеринбург: Урал. гос. пед. ун-т, 2007. - С. 86-93.

8. Minsky, M. A framework for representing knowledge [Text] / M. Minsky // Frame Conceptions and Text Understanding / ed. by D. Metzing. - Berlin: Walter de Gruyter, 1980. - P. 1-25.

9. Schank, R. Scripts, Goals and Understanding. An Inquiry into Human Knowledge Structures [Text] / R. Schank, R. Abelson. - Hillsdale, NJ.: Lawrence Erlbaum Associates, 1977. - 248 p.

10. StoryCorps [Electronic resource]. - Режим доступа: http://storycorps.org (дата обращения: 06.05.2014).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.