Научная статья на тему 'Когнитивный подход в методической организации учебного процесса (на примере обучения русскому произношению иностранных учащихся)'

Когнитивный подход в методической организации учебного процесса (на примере обучения русскому произношению иностранных учащихся) Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
155
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОГНИТИВНЫЙ ПОДХОД / УЧАЩИЙСЯ КАК ОБЪЕКТ И СУБЪЕКТ ОБУЧЕНИЯ / РИТМИКА РУССКОГО СЛОВА / КИТАЙСКИЕ СТУДЕНТЫ / ПРАКТИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ / ТИПЫ ЗАДАНИЙ / COGNITIVE METHOD / THE STUDENT AS OBJECT AND SUBJECT OF STUDY PROCESS / THE RHYTHMIC OF A RUSSIAN WORD / CHINESE STUDENTS / TYPES OF EXERCISES

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Милованова Ирина Степановна

В статье рассматриваются пути реализации когнитивного подхода в методической организации учебного процесса на примере обучения русскому произношению, особенности обучения китайских студентов русской фонетике, описываются практические приемы предъявления учебного материала и типы заданий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по языкознанию и литературоведению , автор научной работы — Милованова Ирина Степановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The cognitive method in teaching Russian as a foreign language (on the example of teaching Russian pronunciation to foreign students)

In the article the ways of realization of cognitive method in the study process of Russian language pronunciation, the special features of teaching Russian phonetic system to Chinese students are observed, practical recommendations, samples of educational materials containing methods of presentation and types of exercises are suggested.

Текст научной работы на тему «Когнитивный подход в методической организации учебного процесса (на примере обучения русскому произношению иностранных учащихся)»

КОГНИТИВНЫЙ ПОДХОД В МЕТОДИЧЕСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА (на примере обучения русскому произношению иностранных учащихся)

И.С. Милованова

Кафедра русского языка № 4 Факультет русского языка и общеобразовательных дисциплин Российский университет дружбы народов ул. Миклухо-Маклая, 6, Москва, Россия, 117198

В статье рассматриваются пути реализации когнитивного подхода в методической организации учебного процесса на примере обучения русскому произношению, особенности обучения китайских студентов русской фонетике, описываются практические приемы предъявления учебного материала и типы заданий.

Ключевые слова: когнитивный подход, учащийся как объект и субъект обучения, ритмика русского слова, китайские студенты, практические приемы, типы заданий.

Новый этап в преподавании иностранных языков, и РКИ в том числе, связан с когнитивным подходом. К числу важнейших принципов когнитивизма относится трактовка человека как субъекта действующего, активно воспринимающего и продуцирующего информацию, руководящегося в своей мыслительной деятельности определенными схемами, программами, планами, стратегиями [1. С. 7].

Учеными и методистами отмечается важность данного подхода для исследования русского языка как иностранного и для самой практики обучения иностранных учащихся [2. С. 552]. Поиск путей совершенствования методической организации учебного процесса на современном этапе связан с переосмыслением роли учащегося в учебном процессе, когда современная методика обучения РКИ рассматривает учащегося не только как объект, но и как субъект обучения, активного участника учебного процесса; изменением подхода к предъявлению учебного материала; разработкой и включением в учебный процесс упражнений, формирующих мыслительные механизмы обучающихся; системным представлением всех аспектов русского языка: фонетики, лексики и грамматики, что способствует осознанному усвоению фонетического и грамматического строя русского языка.

Как известно, успешное речевое общение невозможно без правильного русского произношения. Ученые-фонетисты отмечают, что в русском языке из всех средств организации фонологической структуры слова ударению принадлежит главная роль, ибо оно подчиняет себе все остальные средства и влияет на спектральный состав не только гласных, но и согласных звуков в безударных слогах [3].

Системное представление всех аспектов русского языка предполагает определенную последовательность в предъявлении теоретического материала по фонетике: от общего описания системы гласных (согласных, фонетических явлений, интонационных конструкций) — к работе над произношением конкретного звука, ритмикой слова, мелодикой ИК. Важный момент при объяснении нового материала — увязывание изучаемого фонетического материала с грамматикой, лексикой

русского языка, его функционированием в речи. Рассмотрим некоторые практические приемы презентации учебного материала.

1. Форма предъявления материала — беседа. Данный прием позволяет подготовить условия непосредственно для практической работы над произношением, создать установку на сознательное отталкивание от звуковой и интонационной системы родного языка. В ходе беседы внимание учащихся акцентируется на особенностях изучаемого явления, его связи с грамматической и лексической системами русского языка. Предлагаемая форма предъявления теоретического материала позволяет сделать учащихся активными участниками учебного процесса, активизировать их мыслительные способности.

2. Предъявлению нового материала может предшествовать задание, данное студентам преподавателем. Преподаватель записывает на доске слова, предложения и формулирует речевую задачу. Выводы, сделанные студентами во время выполнения задания, помогут преподавателю объяснить, а студентам понять изучаемое явление. Например, перед объяснением темы «Оглушение звонких согласных» преподаватель записывает на доске слова, читает их. Студенты слушают, сравнивают звуковой и графический образ слова и формулируют правило оглушения звонких согласных. Данный прием стимулирует самостоятельное языковое наблюдение, языковую догадку, способствует лучшему запоминанию изучаемого материала.

Обучение ритмике русского слова целесообразно начать с информации о двойном членении русского слова (фонетическом и морфологическом), наличии правил переноса слов. Русский слог — это часть слова, которая не имеет лексического значения. Носители большинства европейских языков легко и быстро усваивают слоговую структуру русского слова, но китайским студентам трудно осознать, что русское слово может делиться на незначимые части — слоги, которые не совпадают с морфемами, так как для китайского сознания слог и морфема одно и то же. В китайском языке слог — это не только минимальная произносительная единица речи, но и в большинстве случаев минимально значимая единица языка. Кроме того, сама структура слога создает большие трудности для китайских студентов: сочетания из трех и четырех согласных типа «стр-» или «встр-» чужды фонетике китайского языка.

С учетом вышеизложенного в китайской аудитории в рамках вводного фоне-тико-грамматического курса в учебный процесс в качестве обязательного элемента должны вводиться задания, формирующие практические навыки фонетического и морфологического членения слов, произношения групп согласных. К заданиям такого типа можно отнести следующие.

1. Прочитайте слова сначала по слогам, потом слитно (например: сум-ка — сумка; кар-ти-на — картина).

2. Подчеркните гласные буквы и разделите слова на слоги. Прочитайте слова по слогам.

3. Прочитайте слоги и образуйте слово, например: нал, жур (журнал); зин, га, ма (магазин).

4. Прочитайте открытые слоги и трансформируйте их в закрытые, прибавляя к ним сонорные р, л, м, н, й (например: ба — бам, ба — бан, ба — бай).

Вестник РУДН, серия Вопросы образования: языки и специальность, 2013, № 1

Длительность ударного гласного и редукция безударного гласного представляют большую трудность для всех иностранных учащихся, а китайские студенты видят в русских ударных слогах только усиление, интенсивность произношения ударного слога, так как понятие «длительность» для китайского языкового сознания чуждо.

Отработка ритмики слова начинается с ударного слога — ритмического центра слова, к которому прибавляются сначала слоги заударной части слова, а потом — предударной части, например: инострАнец: стрА — стрАнец — но-стрАнец — инострАнец. Для закрепления ритмики русского слова, произносительных навыков можно использовать следующие задания.

1. Разделите слова на слоги. Прочитайте слово, прибавляя к ударному слогу сначала заударные, а потом предударные слоги.

2. Прослушайте слова и определите ритмическую модель. (Студенты слушают слова, определяют ритмическую модель и пишут только ударный слог.)

3. Прослушайте слова и поставьте знак ударения. Скажите, на какой слог падает ударение в группах слов. (Фонетический материал — слова с фиксированным местом ударения).

4. Игровое упражнение «Один — много». Учащимся предлагается образовать форму множественного или единственного числа существительных среднего или мужского рода. Работа проводится в парах. (Фонетический материал — существительные среднего рода (окно, море и т.д.), мужского рода (дом, вечер и т.д.), женского рода (стена, вода и т.д.) и др.).

Отработка мелодики интонационной конструкции также начинается с ударного слога главного по смыслу слова в предложении, который является интонационным центром конструкции.

Например, отработка мелодики ИК-1 в предложении Меня зовут Марта такова: МАр — Марта — зовутМАрта — менязовутМАрта; мелодики ИК-3 в предложении Это учЕбник? — следующая: чЕ — чЕбник — учЕбник — этоучЕбник?

Задания такого типа позволяют учащимся прийти к осознанию того факта, что правильность интонирования русской фразы также тесно связана с ритмикой русского слова.

Как было сказано выше, совершенствование методической организации учебного процесса на современном этапе связано с разработкой и включением в учебный процесс заданий, формирующих мыслительные процессы обучающихся. Такие задания должны, с одной стороны, формировать слухо-произносительные, акцентно-ритмические и интонационные навыки в разных видах речевой деятельности, с другой стороны, активизировать мыслительную деятельность учащихся. Фонетическое и лексическое наполнение упражнений зависит от изучаемой темы. Например, следующие упражнения акцентируют внимание учащихся на смысло-различительной роли категорий глухости-звонкости, твердости-мягкости, ударения.

1. Прочитайте слова сначала с ударением на первом слоге, потом на втором. Скажите, что произошло со значением слов. Например: Орган organ — оргАн organ music; зАмок castle — замОк lock; Атлас atlas — атлАс satin.

2. Прочитайте пары слов, сопоставьте их по значению. Скажите, какую роль играют твердые и мягкие согласные в этих словах. Например: банка jar — банька baths; шест poll — шесть six; брат brother — брать to take.

3. Замените подчеркнутые звонкие или глухие согласные на парные глухие или звонкие. Прочитайте полученные слова. Скажите, какую роль играют звонкие и глухие согласные в этих словах. Например: Папочка daddy — ...а...очка butterfly; тело body — ...ело job; порт port — ...орт side.

В заключение следует отметить, что рассмотренные в статье практические приемы предъявления учебного материала и типы упражнений можно использовать также и в обучении грамматике и лексике русского языка, а выполнение заданий в парах позволяет развивать навыки группового общения, включать диалогическую форму работы уже на первых уроках русского языка, закладывая тем самым основу для обучения речевому общению.

ЛИТЕРАТУРА

[1] Маслова В.А. Введение в когнитивную лингвистику: Учебное пособие для филологов. — М.: Флинта, 2007.

[2] Величко А.В. Когнитивный подход в лингвистическом описании языка как иностранного и в методической организации процесса обучения // III Международный конгресс исследователей русского языка. Русский язык: исторические судьбы и современность. Труды и материалы. — М.: МГУ, 20—23 марта 2007.

[3] Бондарко Л.В., Вербицкая Л.А., Зиндер Л.Р. Акустические характеристики безударности // Структурная типология языков. — М., 1966.

THE COGNITIVE METHOD IN TEACHING RUSSIAN

AS A FOREIGN LANGUAGE (on the example of teaching russian pronunciation to foreign students)

I.S. Milovanova

Russian language № 4 Department Faculty of Russian Language and Basic Sciences Peoples' Friendship University of Russia Miklukho-Maklaya str., 6, Moscow, Russia, 117198

In the article the ways of realization of cognitive method in the study process of Russian language pronunciation, the special features of teaching Russian phonetic system to Chinese students are observed, practical recommendations, samples of educational materials containing methods of presentation and types of exercises are suggested.

Key words: cognitive method, the student as object and subject of study process, the rhythmic of a Russian word, Chinese students, types of exercises.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.