Когнитивный подход при критериальной оценке промышленных предприятий в условиях инновационной модели развития
к.э.н. доц. Платко А.Ю., Шкунова Ю.О. Университет машиностроения 8 (495) 223-05-23 доб. 1316, [email protected]
Аннотация. В статье представлено обоснование когнитивного подхода к решению вопросов оценки влияния управленческих решений на изменение критериальных оценок развития промышленности региона. Разработана структура экономических индикаторов, определяющих преимущества развития промышленности в условиях инновационной модели развития.
Ключевые слова: моделирование, критерии оценки предприятий, особые экономические зоны
Работа выполнена при поддержке РГНФ (Соглашение № 12-02-00378/12 от 14.07.12 г.). При оценке территориальных промышленных комплексов регионов РФ исследование причинно-следстаенных связей затруднено, так как для анализа неприемлемо применение точных моделей с четко заданным набором исследуемых параметров. Чаще требуется проведение оценки многообразных взаимовлияющих факторов различной этиологии, вариация которых оказывается нечетко заданной и охватывает смежные структурные области. В этих условиях приемлемым может стать применение такого метода исследования как когнитивное моделирование [1, 2]. Очевидными преимуществами этого подхода становятся:
1) возмоясность учета большого количества трудно формализуемых факторов;
2) возможность задания различных масштабов исследования;
3) максимальное вовлечение человеческого капитала в оценку и преобразования функциональной составляющей проводимой работы;
4) многогранность проводимой оценки;
5) преодоление проблем, связанных с неполной количественной информацией динамических изменений процессов;
6) гибкое реагирование на изменение характера процессов, происходящих в период реструктуризации .
Задачи, которые решаются с помощью подсистемы когнитивного моделирования на региональном уровне [3], ориентированы на:
1. Разработку стратегии социально-экономического развития региона.
2. Ситуационный анализ динамики потребительских цен и адаптацию управленческих решений на региональном уровне к прогнозируемой динамике.
3. Ситуационный анализ управленческих решений государственной власти для развития региона, отрасли.
4. Разработку региональной политики в области социальной защиты.
5. Разработку региональной политики в области образования, ситуационный анализ принимаемых решений.
6. Разработку региональной политики здравоохранения, ситуационный анализ принимаемых решений.
7. Моделирование и ситуационный анализ при разработке политики управления ресурсами региона.
8. Моделирование и ситуационный анализ согласованности и устойчивости инфраструктуры региона.
9. Моделирование и ситуационный анализ для разработки политики управления уровнем загрязнения окружающей среды.
10. Моделирование и ситуационный анализ для разработки политики управления структурой региональной экономики.
Основой когнитивного моделирования являются теория графов и теория принятия решений, поэтому методами исследования становятся анализ и динамическое моделирование, в
результате которых формируются так называемые когнитивные карты (модели). Они призваны отображать структуру (сеть) причинно-следственных связей устройства и функционирования процессов, возникающих между элементами исследуемой системы и внешней средой, которые существуют в представлении индивида (эксперта, ЛПР (лица, принимающего решения) и т.д.). Другими словами, в процессе когнитивного моделирования выделяют базисные факторы, то есть понятия, характеризующие элементы системы и внешнюю среду, а также причинно-следственные отношения, возникающие между базисными факторами. Последний элемент когнитивной модели графически изображается в виде направленных стрелок.
Если в качестве масштаба исследования выбирается территория, регион, субъект РФ, то оценочные показатели будут иметь не агрегированный, а совокупный характер, и в качестве взаимосвязанных элементов можно рассматривать такие как занятость, налоги, виды собственности, рост бизнеса, инфраструктура, полезность, качество жизни, загрязнения и т.д.
В ходе проведения когнитивного моделирования была спроецирована ситуация развития Самарской области в условиях особой экономической зоны (ОЭЗ) и диверсификации региона.
Самарская область выбрана в качестве объекта исследования в связи с тем, что регион обладает хорошо развитым промышленным сектором, в том числе предприятиями автомобильной промышленности.
Текущую ситуацию отобразим в виде ориентированного графа (рисунок 1). Тогда при воздействии на один из базовых объектов, который включен в модель, будет видно, какие иные объекты подвергаются воздействию и ощущают последствия управленческих решений в рамках всей региональной системы. В частном случае оценим возможное изменение экономического климата на состояние региона, которое может быть вызвано государственными стимулирующими мероприятиями.
Самарская область является субъектом Российской Федерации и находится в составе Приволжского федерального округа [4]. Граничит с Ульяновской, Оренбургской областями, Республикой Татарстан. Имеет статус приграничной территории из-за близости с Казахстаном. Население области составляет по данным Росстата на 2010 г. 3167,2 тыс. человек и занимает 2-е место по этому показателю в Поволжье и 12-е в России.
Регион произвел в 2009 г. валовой региональный продукт на сумму 182612 млн руб. (4 место после республики Татарстан, Пермского края, Оренбургской области). В структуре валовой добавленной стоимости в 2009 г. наибольший удельный вес занимают обрабатывающие производства (20,6%). Однако это только 8 показатель по региону. В Самарской области зарегистрировано в 2010 г. 102705 предприятий, из них на обрабатывающие производства приходится 9532 (2 место по региону, хотя в 2008 г. региону принадлежало 1 место), по добыче полезных ископаемых - 300. По индексу промышленного производства Самарской области принадлежит 6 место по округу (115,6). С 2007 года в регионе наблюдается снижение числа организаций, выполнявших научные разработки (с 63 до 53). Для сравнения: в республике Татарстан этот показатель в 2010 г. равняется 86, в Нижегородской области 92. Удельный вес убыточных организаций составляет 29,2 (5 место по округу, однако сумма убытков составляет 13128 млн. руб.)
Наибольшее развитие в регионе получили машиностроение и металлообработка, электроэнергетическая, топливная, цветная металлургия, химическая и нефтехимическая. Машиностроение представлено почти полным набором основных отраслей, однако ведущая роль принадлежит автомобильной промышленности. В данном кластере сосредоточено около 40% производства, 65% основных фондов промышленности, 40% занятых в сфере производства, 20% экспорта Самарского региона.
Состав кластера формируют предприятия и организации следующего направления и вида деятельности:
• производство материалов, автокомпонентов;
• сборочное производство автомобилей;
• конструкторские, исследовательские, технологические, консалтинговые организации;
• финансовые компании, обеспечивающие обслуживание, страхование, кредитование;
• компании, осуществляющие подготовку кадров для организаций кластера [5].
На долю легковых автомобилей, выпускаемых на ОАО «АВТОВАЗ» в Тольятти, приходится более 70% от всего производства автомобилей страны. Удельный вес производства основных нефтепродуктов (дизельное топливо, бензин автомобильный, мазут топочный) составляет 10-12%.
Коэффициент душевого производства (спедоадизации) по объёму промышленной продукции составляет 1,9, что является вторым по величине после Якутии среди регионов РФ, по розничному товарообороту этот показатель варьируется около 1,6 (2-е место после Москвы). По видам промышленной продукции лучшие среднедушевые коэффициенты принадлежат выпуску легковых автомобилей — 34 (второе место среди всех учитываемых видов промышленной продукции по регионам РФ), производству аммиака синтетического — 10, первичная переработка нефти — 4,2, кирпич строительный — 1,8.
Основные экономические индикаторы региона:
1. Структура занятости и уровень безработицы. Динамика этих показателей отражена в таблице 1 [4]. Таблица 1 иллюстрирует, что в последние 2 года при снижении общей численности экономически активного населения растет уровень безработицы. В кризисные года 2008-2009 гг. это было обусловлено сложной финансовой ситуацией на крупных предприятиях региона, в частности на ОАО «ДОTOB A3».
Таблица 1
Показатели занятости и уровня безработицы Самарской области
Год Численность экономически активного населения, тыс. чел. В том числе: Уровень безработицы
Занятых в экономике Безработных
2006 1754 1678 76 4,3
2007 1790 1714 76 4,3
2008 1787 1413 74 4,2
2009 1744 1637 107 6,1
2010 1739 1640 99 5,7
2. Доходы населения. Сегодня средняя заработная плата по региону составляет 16479 руб., что составляет 3 место после Республики Татарстан и Пермского края. Удельный вес населения с доходами ниже прожиточного минимума составляет 15,1%. Для сравнения: в соседней Республике Татарстан этот показатель достигает 8%. Следовательно, необходима выработка программы на законодательном уровне по снижению данного показателя.
3. Показатели образования. Самарская область находится на четвертом месте по Приволжскому федеральному округу по количеству студентов, получающих высшее образование (162,3 тыс. человек в 2010-2011 учебном году). Это способствует формированию научного потенциала в регионе.
4. Инвестиции в основной капитал составляют 132568 млн. рублей, 3 место по региону, причем 27 % приходится на обрабатывающие производства,11,6% на добычу полезных ис-копаемых,18,9% на производство и распределение газа и воды. Сокращается доля иностранных инвестиций в основной капитал (с 2008 г. по 2010 г. снижение составило с 2,6 % до 1%), т.е. снижается инвестиционная привлекательность для модернизации оборудования, экономического роста региона. Для сравнения в Республике Татарстан это показатель составляет 3,6%.
Указанные выше индикаторы отображают необходимость государственного стимулирования промышленной деятельности и формирования в Самарской области особой экономической зоны (ОЭЗ), которая способствовала бы экономическому росту, притоку иностранных инвестиций, а также снижению безработицы. Кроме того, создание ОЭЗ поможет повысить эффективность использования предприятиями модельной цепочки добавления стоимости, разработанной М. Портером [6], оптимизировать модель минимизации издержек.
Правительством РФ 12 августа 2010 г. было подписано постановление № 621 «О создании на территории Самарской области особой экономической зоны промышленно-производственного типа». Цели создания особой экономической зоны на территории Самарской области:
1. Повышение инвестиционной, социальной привлекательности Самарской области, рост экономического потенциала.
2. Повышение качества и уровня жизни населения Самарского региона на основе становления инвестиционных, инновационных процессов, повышение экономики региона.
3. Формирование условий для развития национального автопрома, его последующей интеграции в мировое автомобилестроение, производство конкурентоспособной высокотехнологичной автомобильной техники и автокомпонентов.
4. Повышение уровня экономической безопасности региона и отдельных предприятий.
Согласно данным рейтингового агентства «Эксперт РА» данный регион занимает 12 место в стране по инвестиционной привлекательности и 12 место в мире по показателю «^вдекса человеческого потенциала».
Сегодня лидером экономического развития страны является г.Тот>ятги. Общая площадь города составляет 284,4 кв. км. с населением 721,8 тыс. человек. Главные предприятия города: АО «Куйбашевазот», ОАО «Тольэттиазот», ООО «Тольятансаучук», ОАО «Авто-
ваз». Площадь ОЭЗ составляет 660 га: из них 436 га-протппленно-производственная зона резидентов,143 га - зона инженерной и транспортной инфраструктуры, 46 га - санитарная зона, 2 га - коммунальная зона,1,5 га - административно-правовая зона, 1,5 га - пожарное депо. Структура и объем инвестиций на строительство объектов строятся следующим образом:
• 5,6 млрд. руб. (41,2%)- внебюджетные инвестиции;
• 7,2 млрд. руб.(53,1%) - федеральный бюджет;
• 0,8 млрд. (5,7 %) - бюджет самарской области.
Промышленная инфраструктура представлена 1Р-телефонией, высокоскоростным интернетом, железнодорожным транспортом, автомобильными дорогами, канализацией, водоснабжением, теплоснабжением, энергоснабжением, газоснабжением, которые обеспечивают до 30% экономии затрат для инвесторов при капитальном строительстве.
Деловая инфраструктура включает сформированный административноделовой центр со всеми необходимыми условиями для работы: система «одно окно», представительства банков, офисные помещения, выставочный комплекс, конференц-зал, комбинат питания, тренажерный зал, медицинский кабинет, отделение связи.
Выгодное географическое положение имеет свои преимущества в построении логистической схемы ОЭЗ. Через Тольятти проходит электрофицированная двухпутная железнодорожная магистраль «Сызрань - Жигулевское море - Самара» с выходом на МТК «ТОМ1СИБ». Через регион проходит трасса М5 - федеральная трасса Москва - Самара-Уфа-Челябинск. Речной порт способен принимать суда класса «река-море», обеспечивает выход на МТК «Север-Юг». Международный аэропорт «Курумоч» находится в 60 км от Тольятти. Затраты на логистику составляют 30,4 руб. (0,75 евро) за 1 км пробега еврофуры в России, 53,5 руб. (1,32 евро) за 1 км пробега еврофуры в Европе.
Для получения статуса резидента особой экономической зоны инвестору необходимо:
1 Зарегис^ироваться на территории муниципального района Ставропольский.
2.3адитить инвестиционный проект в Минэкономразвития России.
3.3^оточить соглашение о ведении промышленно-производственной деятельности.
4. Инвестировать в собственное производство не менее 3 млн евро.
Трудовые ресурсы Самарской области представлены следующими показателями:
В городе расположено 6 вузов, 14 филиалов иногородних вузов, 14 техникумов, которые ежегодно выпу екают 12 587 новых специалистов, из них: о 7 987 с высшим образованием; о 2 718 со средним специальным образованием; о 1 882 с начальным профессиональным образованием.
Стоимость единицы рабочей силы (в^очая все налоги): о 12 000 рублей — рабочий; о 18 000 рублей — квалифицированный рабочий; о 25 000 рублей — инженер.
Резиденты ОЭЗ первые 5 лет освобождаются от уплаты транспортного и земельного налогов. В течение первых 10 лет налог на имущество будет равен 0%.
Ставка налога на прибыль, который подлежит к зачислению в бюджет Самарской области, снижена с последующим постепенным увеличением (таблица 2).
Кроме того, предоставляются следующие дополнительные льготы по налогу на прибыль:
• ускоренная амортизация;
• ускоренный порядок признания расходов на НИОКР.
На сегодняшний день резидентами экономической зоны являются пять компаний: ООО «РПС» (увеотчение производственных мощностей, реализация новых проектов по производству систем рулевого управления совместно с ОАО «АВТОВАЗ»), ЗАО «Автократер» (С^оительство завода по производству автоспецтехники), ООО « Интеллпро» (Ок^ание инжиниринговых услуг, а также производство современного технологического металлообрабатывающего оборудования и уникальных деталей), ООО «Железный поток, ООО «ТПВ
Рус» (^оизводство автокомпонентов: сидений). На данный момент обозначенные компании осуществляют строительство объектов в зоне.
Таблица 2
Налоговые преференции для резидентов ОЭЗ
Вид налога Ставка на территории Российской Федерации Ставка на территории ОЭЗ Срок действия льгот
1 2 3 4
Налог на прибыль 2% 01.01.2012 - 31.12.2018
5% 01.01.2019 - 31.12.2020
20% 9% 01.01.2021 - 31.12.2022
12% 01.01.2023 - 31.12.2024
15,5% с 01.01.2025 и далее
Налог на имущество 2,2% 0 % 10 лет
Транспортный налог 6 - 150 руб. 0 руб. 5 лет
Земельный налог 1,5% 0% 5 лет
В рамках Самарского региона необходимо проработать на законодательном уровне вопрос развития кластерной политики. С первого взгляда цели и задачи ОЭЗ и кластеров во многом перекликаются, однако существуют отличия. Во-первых, территория кластера не ограничивается, ее размеры зависят от экономической целесообразности. Во-вторых, кластеры не предполагают фиксированного льготного, налогового, таможенного, финансового режима для географически концентрированных взаимосвязанных компаний. В-третъих, формирование кластера в основном направлено на внутреннее развитие национальных предприятий и взаимодействие между ними, а развитие экспорта ставится на второй план.
Формирование кластеров - важный инструмент повышения экономической активности региона и, как следствие, экономической безопасности. Это выход из депрессивного состояния промышленных предприятий, а также стимулирование малого и среднего бизнеса. Это вопрос становится особенно значимым в рамках перехода Самарского региона, и г. Тольятти в частности, ухода от статуса моногорода.
Ведь что из себя представляет современный моногород (тогда этот термин заменяют понятием «город-з^од»)? Это сложная структура, в которой предприятие и город не разделяют. Такие градообразующие предприятия несут на себе экономическую, социальную нагрузки и, главным образом, обеспечивают условия жизнедеятельности населения на данной территории. Кроме того, расходы на содержание социальной инфраструктуры включаются в себестоимость продукции, тем самым продукция во многих случаях становится неконкурентоспособной. Большинство предприятий моногородов нуждаются в реструктуризации, так как их экономическое состояние влечет за собой социальное напряжение и проблемы в городе.
По данным Министерства регионального развития РФ, в монопрофильных городах проживает 25 млн. человек (1/6 всего населения). К такой категории относятся 365 городов, 5 из них - города с наихудшим социально-экономическим положением. Среди них город Тольятти.
Признаком моногорода является преобладание в доходной части бюджета города налоговых и неналоговых доходов крупного предприятия. Так, сегодня ОАО «АВТОВАЗ» занимает лидирующее положение по этой части (среди прочих предприятий, таких как ОАО «Тольштиазот», ОАО «Куйбадгевазот», ООО «Тотятинский трансформатор», ОАО «Волго-цеммаш»). В общей сумме поступлений налога на доходы физических лиц наибольшие показатели принадлежат ОАО «АВТОВАЗ». В 2008 г. этот показатель составил 36,9%,в 2009 г-35,3 %, в 2010 г.-31,60/о.Эги данные говорят о том, что ОАО «АВТОВАЗ» является ведущим работодателем в городе. Однако мировой кризис наложил свой отпечаток на состояние безработицы города, создав тем самым угрозу экономической безопасности региона, поскольку фонд оплаты труда снизился, что привело к сокращению налоговых поступлений в бюджет региона. Численность безработных и уровень зарегистрированной безработицы в г. Тольятти
представлен на рис. 2.
Многие эксперты в этой области отмечают, что причина снижения уровня безработицы начиная со второго квартала 2010 г. кроется в стабилизации работы ОАО «АВТОВАЗ» благодаря проведенным мероприятиям по поддержке этого предприятия: утверждению программы развития ОАО «АВТОВАЗ» в рамках сотрудничества с альянсом RENAUT-NISSAN, ввод программы утилизации старых автомобилей, субсидированию кредитных ставок, модернизации оборудования за счет внедрения современной японской линии KOMATSU для производства кузовных деталей автомобилей.
Рисунок 2 - Численность безработных, уровень безработицы в г. Тольятти
На основании вышеизложенного можно сделать вывод о том, что, хотя моногород Тольятти позиционируется как монопрофильная территория с наихудшей социально-экономической ситуацией, он имеет все шансы выхода из стагнации, поскольку обладает выгодным транспортным, географическим положением, развитой системой межрегиональных связей, значительным научным и техническим потенциалом, развитой инфраструктурой. Наиболее эффективным способом решения проблемы является создание ОЭЗ, формирование кластеров, поскольку именно они являются залогом перехода к диверсифицированной экономике, обеспечивая тем самым конкурентоспособность региона.
Создание и развитие кластера позволяют участникам развивать местные предприятия, осуществлять их взаимодействие и тем самым повышать конкурентоспособность государства в целом.
Введя систему критериальных оценок развития предприятий региона в условиях ОЭЗ (таблица 4) и вне ее (таблица 3), появляется возможность количественной оценки управленческих действий исполнительных органов власти.
Суть системы критериальных оценок сведем к проведению расчетов взвешенного набора монетарных и немонетарных показателей для формирования внутрифирменных управленческих целей. Баланс носит многогранный характер и образует связь между монетарными и немонетарными величинами измерения, оперативным и стратегическими уровнями управления, прошлыми и будущими результатами, а также внутренними и внешними аспектами деятельности компании. Реакция на импульсное изменение критериев системы позволит предотвратить кризисные ситуации, а также на основании прогноза определить наиболее вероятные угрозы в будущем.
1. Показатель отношения прогнозируемого спроса на продукцию промышленных компании и объема производства к величине ее производственных мощностей предлагается установить на отметке в 70%. Опыт работы некоторых отраслей промышленности показывает, что рентабельную работу корпорации обеспечивает объем производства, равный такому процентному содержанию производственной мощности. Если производственные мощности загружены менее чем на 70%, то предприятия являются убыточными.
2. Износ основных фондов может также различаться по отраслям. Если данные Росста-
та по промышленности говорят, что сегодня степень износа составляет 49-51%, предлагается снизить этот показатель и установить пороговое значение в 45%. Например, у ОАО «даТОВАЗА» на начало 2008 г. износ основных фондов составлял свыше 70%, что говорит о физическом и моральном старении производственных мощностей и, как следствие, невозможности выпуска качественной, конкурентной продукции.
3. Соотношение между приростом разведанных запасов добычи полезных ископаемых и их добычей рассматривается в рамках добывающих отраслей. Предлагается установить коэффициент в 1,5, т.е. рост разведанных месторождений шел быстрее добычи ископаемых, обеспечивая тем самым сбалансированное развитие этой отрасли.
4. Критерий Качества продукции может находить свое значение в оценке количества претензий покупателей. Для каждой отрасли предлагается установить собственные значения, например для ОАО «АВТОВАЗ», этот показатель равен 197 случаев на 1000 машин в 2011 г. (для сравнения: немецкие компании имеют в среднем 18 поломок на 1000 автомобилей в возрасте 4-6 лет). Стратегия социально-эконошгееского развития прописывает снижение этого показателя до 49 случаев. Например, для Самарской сетевой компании ЗАО «ССК», которая занимается развитием объектов электрохозяйства региона, дополнительным сигналом к качеству предоставляемых услуг моясно отнести количество положительных отзывов (на сайте предприятия представлены многочисленные отзывы от партнеров).
6. Конкурентоспособность продукции. По данным годового отчета ОАО «^тоВАЗ», структура продаж машин в 2010 г. по сравнению с 2009 г. выросла на 3,6 % и составляет 29%. Наибольший удельный вес занимают в структуре продаж легковых машин в стране иностранные машины (67,1%).
5. Сумма ежегодного обслуживания кредитов рассчитывается по отношению к ежегодной прибыли и должен составлять от нее 15-20%.
6. Производительность труда. Оценка выставляется в соответствии со спецификой предприятия. Например, на ОАО «^товаз» в 2010 г. производительность труда составила 1354 тыс. руб. на человека при среднесписочной численности сотрудников 101623 человека, а в 2009 г. - 785 руб./чел. при среднесписочной численности 117275 человек.
7. Рентабельность продаж и активов. Оценка формируется исходя из отрасли, где функционирует предприятие. Например, на ОАО «АВТОВАЗ» рентабельность основной деятельности в 2010 г. составила 8,2 (-50,1 в 2009 г.), а на ОАО «Самарй!ефтегаз» - 30,1%. Рентабельность активов на ОАО «ДОТОВАЗе» в 2010 г. равна 1,9 (-35,4 в 2009 г.).
8. Учитывая инвестиции в основной капитал, направленные на охрану окружающей среды в Самарской области (в % от объема инвестиций Приволжского федерального округа в 2009 году), установлено значение показателя на уровне 9,31% [7], поэтому рекомендуемое значение выбирается на уровне не менее 9,5%
9. Затраты на охрану окружающей среды, осуществленные в Самарской области в 2009 г. (в % от объема инвестиций Приволжского федерального округа), составили 13,11%.
10. Выбросы, загрязняющие атмосферу, отходящие от стационарных источников на одного жителя (в % от массы выбросов в г. Норильске как города с самой неблагоприятной экологической обстановкой в стране), составили 0,40%. Именно этот показатель взят за основу критериальной оценки.
Для предприятий, осуществляющих свою деятельность в рамках особых экономических зон, предлагается также оценивать зональную эффективность работы компаний. Рассчитать этот коэффициент можно путем отношения выпуска продукции, которую производила компания в рамках зоны, к объему продукции, которую производила компания вне зоны. Значение коэффициента установлено равным 1,5.
В качестве типового для всех отраслей предлагаемый перечень критериальных оценок будет достаточным. Он демонстрирует наступление различного рода угроз в связи с их повышением. Так, например, высокий процент износа основных фондов чреват наступлением на предприятии чрезвычайного происшествия. А доля сотрудников, получающих заработную плату ниже величины прожиточного минимума, повышением социального напряжения. Не-
сомненно, каждое промышленное предприятие в соответствии со спецификой своей работы может дополнять этот список.
Таблица 3
Система критериальных оценок промышленных предприятий, осуществляющих свою деятельность вне рамок особой экономической зоны
Критерий Оценка
Производство Отношение прогнозируемого спроса на продукцию промышленных компаний и объема производства к величине ее производственных мощностей Не менее 70%
Износ основных фондов предприятия Не более 45%
Соотношение между приростом разведанных запасов добычи полезных ископаемых и их добычей (добьшающие отрасли) 1,5
Продукция Конкурентоспособность продукции и компании на внутреннем и внешних рынках Продажа на рынке не менее 50 % собственной продукции
Рентабельность продукции, активов Оценка формируется исходя из отрасли предприятия, а также для конкретных компаний с учетом специфики и потребностях в инвестициях.
Качество продукции Количество претензий покупателей. Оценка выставляется в соответствии со спецификой предприятия.
Финансы Сумма ежегодного обслуживания кредитов 15-20% ежегодной прибыли
Наличие оборотных средств Рассчитанный по методике норматив для каждой конкретной организации.
Персонал Производительность труда Оценка выставляется в соответствии со спецификой предприятия.
Доля работников, получающих заработную плату ниже прожиточного минимума. Не более 2%.
Экология Инвестиции в основной капитал, направленные на охрану окружающей среды Не менее 9,5 %
Затраты на охрану окружающей среды Не менее 13,0 %
Выбросы, загрязняющие атмосферу, отходящие от стационарных источников на одного жителя Не более 0,40 %
Осуществление мониторинга обозначенных оценок позволит предотвратить наступление кризисных ситуаций и ущерб от этого. Очевидно, что за пределами этих значений предприятие будет функционировать в экстремальном режиме с угрозой прекращения существования. Особенно критична будет ситуация, если предприятие имеет несколько высоких показателей критериальных оценок. В связи с этим представляется необходимым принятие мер по недопущению и преодолению внешних экономических угроз.
Следует отметить, что пороговые значения были предложены на основании сравнительного анализа деятельности ОЭЗ «Алабуга». Проследить объективность создания таких оценок в рамках особой зоны в масштабах страны пока не представляется возможным, поскольку предприятия только начинают строиться на территории.
В экономической литературе нет четко сформулированной системы критериальных оценок промышленных предприятий. Многие авторы ограничиваются только перечислением основных индикаторов, при этом не группируя их по категориям. Лишь Остроуховым В.М. в статье «Кощептуальные составляющие экономической безопасности предприятия» [8] была представлена попытка систематизировать показатели, однако пороговые значения не были представлены.
Как правило, исследователи ограничивались лишь рассмотрением финансовых показателей деятельности предприятий, но при этом, например, не замечали, что социальные пока-
затели, такие как «доля работников, получающих заработную плату ниже прожиточного минимума» могут привести к росту социального напряжения на предприятии. В связи с этим разработка самой системы критериальных показателей представляется крайне необходимой, с целью предотвращения кризисных ситуаций на промышленных предприятиях.
Таблица 4
Система критериальных оценок промышленных предприятий, осуществляющих свою деятельность в рамках особой экономической зоны
Критерий Оценка
Внутризональные критериальные оценки
Производство Отношение прогнозируемого спроса на продукцию промышленных компании и объема производства к величине ее производственных мощностей Не менее 85%
Продукция Конкурентоспособность продукции и компании на внутреннем и внешних рынках Продажа на рынке не менее 80 % собственной продукции
Рентабельность продукции В зависимости от специфик компаний
Качество продукции Количество претензий покупателей. Оценка выставляется в соответствии со спецификой предприятия.
Увеличение экспорта продукции ОЭЗ в общем экспорте страны Не менее 1,5%.
Доля инновационной продукции во всей продукции предприятия Не менее 25%
Финансы Сумма чистых активов по отношению к величине его уставного капитала Сумма чистых активов не менее величины уставного капитала
Наличие оборотных активов Не менее 50%.
Персонал Производительность труда Оценка выставляется в соответствии со спецификой предприятия.
Доля сотрудников с высшим образованием в кадровом составе Не менее 65%
Региональные компоненты критериальных оценок
Снижение уровня безработицы региона за счет создания новых рабочих мест 4-6%
Рост заработной платы работников ОЭЗ по сравнению с региональными показателями Не менее чем в 1,5 раза
Экология Инвестиции в основной капитал, направленные на охрану окружающей среды От 14 % до 27 %1
Затраты на охрану окружающей среды 19,5 %
Выбросы, загрязняющие атмосферу, отходящие от стационарных источников на одного жителя 0,25 %
Выводы
Таким образом, проведение когнитивного моделирования и оценка по системе критериальных оценок промышленных предприятий, осуществляющих свою деятельность в рамках особой экономической зоны, позволяют отследить взаимосвязь ключевых показателей с последствиями управленческих решений и даже отождествить их с экономической безопасностью региона. Авторы полагают, что это необходимо делать, поскольку в этом аспекте понятие экономической безопасности сравнимо с понятием конкурентоспособность отечественной промышленности. И именно от того, насколько эффективно предприятие ведет свою деятельность в рамках особой зоны, можно судить об экономической безопасности региона.
1 В качестве нижней границы показателя «Инвестиции в основной капитал, направленные на охрану окружающей среды» принято значение, соответствующее методике расчета, а в качестве верхней границы - реально достигнутые значения в ОЭЗ в Татарстане (в % от объема инвестиций Приволжского федерального округа).
Данный набор критериев носит типовой характер. Основным преимуществом представленных оценок является тот факт, что они учитывают выпуск инновационной продукции (главная цель - создание особых зон), социальное и экологическое изменение в состоянии региона за счет создания особых экономических зон.
Литература
1. Axelrod R. The Structure of Decision: Cognitive Maps of Political Elites. - Princeton. University Press, 1976
2. Рудакова ОС. Системное управление реинжинирингом бизнес-процессов промышленных организаций. -М.: Издательство «Ар^тектура-С», 2010. С.227
3. http://www.franklin-grant.ru/ru/services/gov-gubernator-s4.asp Подсистема когнитивного моделирования «Cognitive Map Organizer» (Дата обращения 06.10.2012 г)
4. Российский статистический ежегодник. - М.: Росстат, 2011 г.
5. Горюнов И. Кластерный подход: стратегическое планирование жизненно необходимо для развития предприятий/Шоиск, 2005
6. Porter Michael. The competitive Advantages of Nations. New York, 1990.
7. Охрана окружающей среды. -M.: Росстат, 2010 г.
8. Остроухое В M. Концептуальные составляющие экономической безопасности предприятия /Менеджмент инноваций, № 4, 2008
9. Кравцова В.И., Аленина Е.Э., Тришкин А.Г. Обеспечение устойчивого роста конкурентоспособности в результате модернизации России на инновационной основе // Известия МГТУ «тми», № 2 (12) - 2011
Автомобильная промышленность России и система утилизации старых автомобилей
к.э.н. доц. Аркатов П.А., к.э.н. Аркатова H.A., Максимов П.В.
Университет машиностроения 8(495) 223-05-23, доб. 1411
Аннотация. В статье рассмотрен вопрос разработки утилизационной системы старых автомобилей в Российской Федерации. Представлена выдержка из федерального закона «Об отходах производства и потребления», рассмотрен вопрос утилизации автомобилей и предложены конкретные действия для осуществления качественного функционирования федерального закона. Показана важность создания утилизационной инфраструктуры на примере стран-лвдеров по производству автомобильной техники.
Ключевые слова: автомобильная промышленность, система утилизации старых автомобилей.
За последние десять лет автомобильная промышленность России показала высокие темпы развития. Этому способствовало развертывание производств иностранными компаниями и поддержка отечественного автомобилестроения правительством Российской Федерации. В период 2002-11 гг. производство автомобилей в нашей стране увеличилось на 70% в годовом показателе - с показателя в 1 миллион единиц автомобильной техники до показателя, равного 1,7 миллионов автомобилей (рисунок 1).
Вместе с ростом производства автомобилей повышался и показатель объема самого автопарка. Увеличение данного показателя составило почти 60%.
По расчетам аналитических агентств, через несколько лет количество проданных легковых автомобилей на территории Российской Федерации может превысить 3,5 млн единиц в год. Ко всему прочему, общее количество продаваемых новых легковых автомобилей на территории Российской Федерации сравняется по своим показателям с сегодняшним объемом легковых автомобилей России. Этому способствуют высокие показатели увеличения автомобильного рынка в РФ [2]. При таких сценариях естественно возникает вопрос о необходимости утилизации пришедших в негодность автомобилей, которые вышли из эксплуата-