УДК 811.161.1
КОГНИТИВНЫЙ АНАЛИЗ СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ГНЕЗД © И. М. Миниярова
Башкирский государственный университет Россия, Республика Башкортостан, 450074 г. Уфа, ул. Заки Валиди, 32.
Тел.: +7 (347) 272 74 63.
E-mail: kafedrarf@mail. ru
Актуальность темы исследования обусловлена необходимостью анализа словообразовательных процессов в функционально-когнитивном аспекте. Новый подход позволяет выявить взаимодействие словообразовательной номинации и типов знаний о мире, функционально-когнитивный и словообразовательный потенциал исходных наименований и определить концептуальное содержание словообразовательных гнезд.
Ключевые слова: когнитивная функция, функции словообразования, номинация, концепт, номинативно-словообразовательный потенциал, словообразовательное гнездо.
В языке существенную роль играет словообразовательная деятельность. Словообразование выступает ведущим звеном в номинативной системе, поскольку формирует обозначение элементов внешнего мира и внутреннего опыта человека и представляет собой систему единиц, средств, связей и отношений, служащую процессу номинации. Словообразовательная номинация - это очень сложный познавательно-когнитивный, речемыслительный и творческий процесс, основная цель которого заключается в обеспечении потребности языка и речи средствами наименования разных категориальных значений соответственно внутренним законам создания и функционирования когнитивно-словообразовательных моделей, а также в осуществлении задачи не только «наречения мира» в рамках слова, но и в описании языковой картины мира [1-4].
Словообразование как системно-структурное образование представлено в гнездовых словарях [5], как функционирующая система производных наименований отражено в идеографических словарях [6]. Исследование словообразовательных гнезд в когнитивном аспекте позволяет по-новому интерпретировать их структуру и содержание, поскольку когнитивность предусматривает систематизацию всех типов знаний, имеющих опору на познавательную деятельность человека. В свете когнитив-ности словообразовательные гнезда рассматриваются как отражение определенных пластов знаний, тесно связанных с практической деятельностью индивида и потребностями речевой коммуникации. Производные слова помогают восстанавливать сложные и развернутые структуры знаний нашей памяти. В них представлен и сам «ход» познавательной деятельности человека, выявляющий свойства предметов и явлений через их соотношения и связи, функционирование в ситуациях.
При анализе гнезда в когнитивном аспекте необходимо выявлять, какие типы знаний фиксируются в производных и как они связаны с семантикой исходного слова.
Семантические отношения слов в гнезде обусловлены глобальным концептом, предопределяющим все возможные пути развития значения исходного слова. Концепт - это совокупность знаний об объектах и ситуациях во всех их связях и взаимоотношениях. Так, в словообразовательном гнезде с исходным словом писать «составлять письменно какой-либо текст - письмо, заявление» обнаруживается расслоение концепта по следующим направлениям, указывающим на разнообразные типы си-
туаций, связанных с исходным глаголом писать/написать: списать, переписать - «написать, воспроизводя текст оригинала»; выписать - «списать откуда-либо часть текста»; записать — «написать что-либо услышанное, увиденное, изложить на бумаге»; вписать - «написать чего-либо дополнительно в уже написанный текст»; приписать - «написать в дополнение к чему-либо, прибавить к написанному прежде»; расписать - «написать, переписать отдельно части какого-либо произведения»; исписать - «заполнить письменными знаками лист бумаги, тетради»; подписать - «собственноручно написать фамилию для подтверждения, удостоверения чего-либо»; надписать - «написать указания или сведения по поводу принадлежности, назначения, содержания и т.п. того предмета, на котором он написан»; прописать - «оформить официальной записью проживание кого-либо по определенному адресу».
Каждый из указанных аспектов конкретизации глобального концепта писать реализует также значения участников ситуации и понятие процесса (действия). Ср.: писать — письмо, писулька, писанина (объект), писатель, писарь, писака, писец, пишущий (субъект); выписать - выписка (объект); писание (процесс); записать — запись 1 (процесс), запись 2, записка (объект); надписать — надпись (объект); описать — опись, описка (объект); описатель (субъект).
В производных номинациях отражаются как предметы, явления, события, так и связи и отношения между ними, познаваемые человеком. Язык хранит в высоко рациональной форме добытые индивидом знания о мире и отображает способы их представления в сознании. Например, концепт лес «деревья, стоящие на корню, а также пространство, обильно заросшее деревьями» разветвляется через производные данного гнезда на многочисленные наименования, отражающие связь объекта с человеком и его деятельностью, а также пространственные, качественные характеристики объекта, его функциональное назначение.
Взаимодействие человека с лесом как объектом деятельности характеризуют слова лесник «лесной сторож», лесоруб «рабочий, занимающийся рубкой и валкой леса», лесовик «человек, обычно живущий в лесу, занимающийся лесным промыслом, охотой», лесозаготовитель «тот, кто занимается лесозаготовками», лесовод «специалист по лесоводству».
Лес можно рубить, заготавливать, разводить, обрабатывать, использовать, сплавлять, вывозить. Объектная направленность разных способов дейст-
188К 1998-4812 Вестник Башкирского университета. 2010. Т. 15. №3(1)
985
вия субъекта-деятеля отражается в парадигме сложных наименований, в которых представлены ситуативные процессы и связанные с ними объекты. Ср.: лесоразработки «вырубка и заготовка леса, а также место, где производятся такие работы», лесозаготовки «государственная заготовка леса», лесокомбинат «комбинат по заготовке и первичной обработке леса», лесопилка «лесопильный завод», леспромхоз «предприятие, осуществляющее на определенной территории заготовку, разделку, отгрузку и вывоз леса», лесоматериалы «лесные материалы - бревна, брусья, доски - как строительный и поделочный материал», лесовоз «вид транспорта для перевозки леса», лесосплав «сплав леса», лесопитомник «питомник, в котором выращивают саженцы древесных и кустарниковых пород», лесопосадка «саженцы или молодые деревья, высаженные в грунт для создания лесной полосы или участка леса, а также сам участок с высаженными деревьями», лесонасаждения «искусственно насаженный лес, а также участок, занимаемый им». В подобных сложных наименованиях проявляется функциональный тип номинации, поскольку они объективируют свернутые типы знаний о событийно ориентированных ситуациях и участниках процесса практической деятельности человека.
Разнообразны разветвления концепта лес как пространственного объекта. Эти значения передаются в дериватах залесье «местность за лесом, среди лесов», перелесье «поляна между участками леса», перелесок «небольшой лес, отделенный полянами от других лесных участков, а также редкий молодой лес, соединяющий лесные массивы», полесье «болотистая местность, поросшая мелким лесом», лесопарк «пригородный лес, расчищенный и используемый как парк», лесостепь «переходная область между зоной лесов и степью, характеризующаяся сочетанием лесов и степных участков», лесотундра «переходная зона между зоной лесов и тундрой, характеризующаяся сочетанием лесных, кустарниковых и тундровых участков».
В производных данного гнезда выражается также наличие или отсутствие объекта, его параметрические и качественные характеристики: лесистый «обильно поросший лесом, богатый лесом», мелколесье «мелкий лес, а также место, поросшее мелким лесом», подлесок «кустарник и мелкие деревья, не достигающие своими кронами уровня основного лесного массива», малолесье «недостаточное количество лесов», безлесье «отсутствие лесов или бедность лесами», безлесный «лишенный лесов, не заросший лесом», обезлесить «лишить какую-либо местность лесов, сделать безлесной», обезлесеть «лишиться лесов, стать безлесным».
Таким образом, в многочисленных дериватах словообразовательного гнезда с исходным словом лес передается комплекс знаний, приобретаемых индивидом в процессе познавательной деятельности.
В словообразовательном гнезде фиксируются событийно-ориентированные производные, связанные с функциональным назначением предметов и с типичными ситуациями, в которых они выступают. В концептуализации внешнего мира события играют ведущую роль. Объекты выступают в качестве составных компонентов событий, отражающих практическую деятельность носителей языка.
События представляют основу наших знаний о внешнем мире, поскольку предметы, реалии получают ценностные качества, функционируя в соответствующих ситуациях. Например, событийную направленность имеют отдельные звенья словообразовательного гнезда с исходным словом дорога. Ср.: дорога «полоса земли, служащая для езды и ходьбы», дорогой (идти) «во время поездки, путешествия; в пути»; полдороги (пройти) «пройти половину дороги»; дорожный «относящийся к дороге; дорожное знакомство», автодорожный «относящийся к строительству или обслуживанию дорог для автомобилей», автодорога «автомобильная дорога»; железнодорожный «относящийся к железной дороге»; автодорожник «специалист по строительству и эксплуатации автомобильных дорог»; железнодорожник «работник железнодорожного транспорта»; бездорожный «не имеющий дорог, пригодных для езды»; бездорожье «отсутствие или недостаток благоустроенных, пригодных для езды дорог, а также плохое состояние дорог»; придорожный «находящийся, расположенный возле дороги»; подорожник «дуговая трава с широкими листьями и мелкими цветками в соцветиях в виде колоса, растущая преимущественно около дорог».
Особенно показательны в этом плане разветвленные глагольные гнезда, представляющие собой сложные структурные образования, состоящие из большого количества производных. В них проявляется многообразие типов ситуаций и их участников, связанных с исходным значением, которые отражаются в производных наименованиях. Антропо-центричные глаголы активно развивают целые парадигмы функциональных типов номинации категориальных значений субъекта, объекта, орудия, места, времени, признака, количества и др.
Глаголы действия, для которых основной является проблема лексического варьирования объектов, активно представляют номинативно-словообразовательный процесс в когнитивном аспекте. Диапазон объектной сочетаемости отдельных глаголов действия чрезвычайно широк и включает разные лексикосемантические группы существительных.
К таким относится антропоцентричный глагол строить, номинативно-словообразовательный потенциал которого позволяет выявить когнитивные модели интерпретации комплекса типов знаний о целенаправленной деятельности человека и способах их объективации в номинативной системе языка. В семантической структуре данного глагола выделяются два основных значения, которые активизируют разнообъектные типы ситуаций, направленные на отдельные сферы деятельности человека.
Глагол строить в значении «сооружать, возводить, воздвигать (здание, постройку, сооружение)», сочетаясь со множеством новых наименований объекта, активизирует концепт «сферы строительства» и дифференцирует объектно-ориентированные ситуативные процессы. Ср.: строить жилье, дом, здание, завод, институт, стадион, метро, тоннель, канал, мост, город, дорогу; строительство жилого дома, здания, плотины, канала, моста, дороги; стройка плотины, дома, завода.
Разные типы ситуаций мотивируют и формируют веерообразные цепочки функциональных типов номинации, осуществляющих переход одной
информации в другую. Особенно активны в номинативно-словообразовательном процессе сложные производные с включенным объектом, содержащие свернутые типы знаний о ситуативно-ориентированных процессах и его участниках. Ср.: строить -дом — домостроение, домостроительство «постройка, сооружение домов»; город — градостроительство, градостроение «теория и практика планировки и застройки городов» - градостроитель «архитектор, специалист по планировке и строительству городов»; дороги — дорожное строительство — дорстрой «строительство дорог» - дорожник «специалист по строительству и эксплуатации дорог»; метро — метростроение «отрасль строительства, занятая прокладкой трасс метро» - метростроитель «специалист по метростроению» -метростроевец (разг.); мост — мостостроение «отрасль строительства, связанная с возведением мостов» — мостостроитель «специалист по строительству мостов» и др. В семантической структуре данных наименований проявляется связь концептов «процесс - объект - субъект».
Прилагательное строительный притягивает наименования локальных объектов, орудий труда, средств, лиц и других участников, связанных с ситуацией строительства, и развивает функциональноопределительный тип номинации, трансформируя конструкции с включенным объектом в парадигму сложносокращенных слов. Ср.: строительное
управление — стройуправление; строительный трест — стройтрест; строительные работы — стройработы; строительные материалы — стройматериалы; строительная техника — стройтехни-ка; строительная площадка — стройплощадка; строительный мастер — строймастер; строительная бригада — стройбригада; строительный отряд — стройотряд, стройотрядовец; строительный батальон — стройбат, стройбатовец и др.
Другое направление развития номинативнословообразовательного потенциала концепта строить связано со значением «изготовлять», которое активизирует сферу производственной деятельности человека. Ср.: строить «изготовлять» машины, автомобили, суда, самолеты, станки, приборы, механизмы, турбины, космический корабль — строительство машин, самолетов, станков, приборов. Специфика объекта (изготовляемой продукции) обусловливает развитие цепочки функциональных типов номинации производных, в которых представлены объектная, субъектная, локальная, процессуальная валентности глагола строить в объемном развернутом виде. Ср.: строить — объект/продукция — машиностроение «промышленность, занятая производством машин» - машиностроительный (завод, институт) - машино-
строитель «специалист по машиностроению»; станкостроение «ведущая отрасль машиностроения, производящая металлообрабатывающие и де-
ревообрабатывающие станки» - станкостроительный (завод, институт) — станкозавод — станкостроитель «специалист по станкостроению»; турбостроение «отрасль промышленности, производящая турбины» - турбостроительный, турбинный (завод) - турбинщик «специалист по производству или обслуживанию турбин»; автомобилестроение «отрасль промышленности по производству автомобилей» - автостроительный, автомобильный (завод, институт) - автозавод «завод по производству автомобилей» - автостроитель
«специалист по автомобилестроению»; судостроение «отрасль тяжелой промышленности, производящая суда» - судостроительный (завод, институт) - судостроитель «специалист по судостроению»; кораблестроение «отрасль тяжелой промышленности, производящая корабли» - кораблестроительный (завод, институт) - корабле-
строитель «специалист по кораблестроению»; самолетостроение «отрасль промышленности, производящая самолеты» - самолетостроительный (завод, предприятие) - самолетостроитель «специалист по самолетостроению» и др.
Как показывает анализ материала, глагол строить развивает цепочку когнитивных моделей ситуаций, которые формируют номинативные парадигмы взаимосвязанных концептов процесса, объекта, субъекта, места. Ср.: ситуативный процесс производственной деятельности — производимая продукция — отрасль производства — локальный объект — субъект-деятель — специалист. Именно развитием мотивирующей информации в производных наименованиях обусловлена специфика номинативно-словообразовательного процесса внутри гнезда. При этом значение исходного слова расщепляется по разным направлениям, раскрывающим различные аспекты словообразовательной номинации категориальных значений разного уровня и объема.
Таким образом, когнитивный подход позволяет вскрыть глубинные процессы словообразовательной номинации, связанные с дифференциацией концептуальных типов знаний, получаемых развитие в производных наименованиях.
ЛИТЕРАТУРА
1. Языковая номинация: Виды наименований. М.: Наука, 1977. 356 с.
2. Кубрякова Е. С. Язык и знание: На пути получения знаний о языке. М.: Языки славянской культуры, 2004. 560 с.
3. Кильдибекова Т. А., Миниярова И. М. Функциональный аспект словообразования русского языка. Уфа: РИЦ БашГУ, 2003. 190 с.
4. Миниярова И. М. Основные задачи функциональнокогнитивной номинации // Вестник Башкирского ун-та, 2009. Т. 14. №4. С. 1461-1464.
5. Тихонов А. Н. Словообразовательный словарь русского языка: в 2-х томах. М.: Русский язык, 1985. С. 121.
6. Функционально-когнитивный словарь русского языка: языковая картина мира / Под ред. Т. А. Кильдибековой. Уфа: РИЦ БашГУ, 2010. С. 32.
Поступила в редакцию 01.07.2009 г.