УДК 811.161.1.81*37
КОГНИТИВНЫЕ СЦЕНАРИИ ГЛАГОЛОВ ПОВЕДЕНИЯ (НА МАТЕРИАЛЕ РУССКОГО ЯЗЫКА)
А.М. Плотникова
COGNITIVE SCENARIOS OF VERBS OF BEHAVIOR
A.M. Plotnikova
В статье рассматривается лексическое значение глагола в свете когнитивного подхода. Концептуальной моделью лексического значения глагола является когнитивный сценарий, который является ментальной структурой, состоящей из совокупности эпизодов. На материале глаголов поведения показаны особенности моделирования когнитивного сценария.
Ключевые слова: когнитивный сценарий, глаголы поведения.
The article is about lexical meaning of the verb in the aspect of cognitive approach. The conceptual model of the lexical meaning of the verb is presented in a cognitive scenario, which represents a mental structure consisting of the totality of episodes. Peculiarities of modeling the cognitive scenario are shown on the base of verbs of behavior. Keywords: cognitive scenario, verbs of behavior.
В лексическом значении слова кодируются разнообразные формы познания мира в виде ментальных репрезентаций, таких как фреймы, скрипты, сценарии и др. Идея представления значения слова как репрезентанта сценарной структуры организации знания принадлежит Дж. Лакоффу. Исследуя эмоцию гнева, он отмечает: «...выражения, обозначающие гнев в американском английском, не являются случайным набором, но представляют собой область, структурированную в терминах весьма разработанной когнитивной модели, имплицитно представленной в семантике языка»1. Эту когнитивную модель Дж. Лакофф называет прототипическим сценарием гнева, состоящим из ряда последовательных, сменяющих друг друга во времени этапов: событие, наносящее ущерб; гнев; попытка удержать гнев под контролем; утрата контроля; наказа-ние.Лексико-семантическая группа (далее - ЛСГ) глаголов поступка и поведения включает слова, объединенные базовым глагольно-именным оборотом «вести себя». Глаголы поведения характеризуются ярко выраженными оценочными коннотациями, преимущественно отрицательными (барствовать, беззаконничать, дебоширить, лицемерить, распутничать и т. п.). Оценочный компонент значения лежит в основе существующих классификаций этих глаголов. Так, в словаре-справочнике «Лексико-семантические группы русских глаголов» выделяются следующие подгруппы: глаголы неестественного, самовольного, неискреннего, не-
Плотникова Анна Михайловна, кандидат филологических наук, доцент кафедры современного русского языка Уральского государственного университета. E-mail: annamp@yandex.ru
серьезного, безответственного, безнравственного, бесцеремонного, неуравновешенного, нечестного, излишне расчетливого поведения2. Классифицируя глаголы поведения, Ю.Д. Апресян делит их на три типа в зависимости от типов норм в наивной этике:
1) нормы личного поведения (оно должно быть естественным и разумным): жеманиться, кривляться, манерничать, паясничать, скоморошничать, фиглярствовать и др.; 2) нормы поведения с партнером (оно должно быть кооперативным): артачиться, капризничать, ломаться, привередничать, упрямиться и др.; 3) нормы общественного поведения (оно должно быть цивилизованным, то есть не нарушающим общественного порядка): безобразничать, бесчинствовать, дебоширить, озорничать, скандалить, хулиганить и др3.
В результате проведенного анализа глаголов, обозначающих поведение человека, выявлено, что в глагольной лексике представлены разнообразные типы нарушений норм морали:
1. Нарушение принципа искреннего поведения отражается в глаголах заискивать, лебезить, обманывать, подобострастничать, подхалимничать и других, отображающих все, что связано с ложью, обманом, лицемерием.
2. Нарушение принципа естественного поведения проявляется в глаголах жеманиться, манерничать, скромничать, прикидываться, притворяться и др., обозначающих тип поведения, при котором человек с целью воздействия на окружающих «надевает маску».
Anna M. Plotnikova, the candidate of science in linguistics, assistant professor of the department of the modem Russian language of the Ural State University. E-mail: annamp@yandex.ru
Плотникова А.М.
Когнитивные сценарии глаголов поведения _____________(на материале русского языка)
3. Нарушение принципа умеренно скромного поведения отражено в глаголах, характеризующих нескромное поведение (хвастаться, важничать, пижонить, щеголять, бахвалиться, высокомерничать, зазнаваться, кичиться и других), и глаголах, характеризующих неоправданно скромное поведение (комплексовать, робеть).
4. Нарушение принципа серьезного поведения содержится в глаголах баловаться, бедокурить, беситься, дурачиться, озорничать и др.
5. Нарушение принципа эмоционального самоконтроля зафиксировано в глаголах бешенство-ватъ, буйствовать, дебоширить, капризничать, неистовствовать, раздражаться, кипятиться, горячиться, привередничать и др.
6. Нарушение принципа этического самоконтроля закреплено в глаголах, обозначающих безнравственное поведение: распутничать, развратничать, блудить, беспутничать, бесстыдничать, греховодничать, грешить и др.
7. Нарушение принципа волевого самоконтроля отражено в глаголах, обозначающих своевольное поведение (самовольничать, своевольничать, самочинничать, хозяйничать, самоуправствовать, вольничать и др.). Кроме того, выделяются типы поведения, определяемые общественными отношениями: отношением к труду (бездельничать, лентяйничать, лодырничать, лоботрясничать, бап-бесничать и др.) и отношением к деньгам {жадничать, скряжничать, скаредничать, скопидомничать, скупиться и др.).
Анализ семантики этих глаголов позволяет выявить принципы поведения, сложившиеся в языковом коллективе, культурные ценности, выработанные в течение многих веков и канонизированные в правилах хорошего тона. Многие го этих правил являются аксиомами поведения, обязательны для всех членов общества, обеспечивают гармоничное существование человека в социальной среде. Когнитивный анализ лексикосемантической группы глаголов поведения предполагает выявление и интерпретацию основных сценариев поведения человека, определение специфики их репрезентации в глагольной лексике русского языка. Анализ проводится по следующей модели: 1) выявление группы глаголов, лексические значения которых реализуют когнитивный сценарий, и лингвокультурологическая интерпретация семантики данной группы; 2) выделение базового слова - репрезентанта когнитивного сценария; 3) характеристика денотативной ситуации, которая выявляется на основе анализа и обобщения контекстов с исследуемыми глаголами (денотативная ситуация поведения человека включает состав участников и отношения между ними, типичные проявления поведения, мотивацию поведения, оценку поведения по параметру отношения к социальным нормам); 4) моделирование когнитивного сценария, предполагающее выявление состава событийных и логических пропозиций,
определение временной последовательности пропозиций, характеристику позиции наблюдателя; 5) рассмотрение специфики варьирования когнитивного сценария, которая заключается в изменении состава и последовательности пропозиций, усложнении пропозиций, замене актантов.
Рассмотрим в качестве примера когнитивный сценарий своеволия.
1. Когнитивный сценарий репрезентируется глаголами, обозначающими поведение человека, не желающего считаться с мнениями и интересами других людей и проявляющего упрямство, своеволие: артачиться, вольничать, ерепениться, кочевряжиться, куражиться, ломаться, своевольничать, самоуправствовать и др., а также глагольными фразеологизмами: гнуть свою линию, гнуть свое, стоять на своем. Такое поведение расценивается как некооперативное, поскольку идет вразрез с желаниями других людей и направлено на противодействие другим. Своевольное поведение нарушает такие принципы вежливого поведения, выделенные Дж. Личем и сформулированные в виде рекомендаций, как: максимум такта, максимум великодушия, максимум согласия, максимум симпатии. В упрямом, своевольном поведении человек проявляет активность, и в этом смысле упрямство противопоставлено покорности, бездействию. Однако, проявляя своеволие, человек обнаруживает неспособность контролировать «свою волю», свое эмоциональное состояние. Во фразеологизмах и паремиях такое поведение осуждается: заупрямиться как осел; упререться как в стену рогами, с упрямым и пьяным не сговоришься; хоть кол на голове теши; упрямство хуже пьянства; на упрямых воду возят; упрямство есть порок слабого ума и др. и, следовательно, такое поведение требует наказания: горбатого исправит могила, а упрямого дубина.
2. Базовые глаголы - вольничать, своевольничать (в толковых словарях они представлены как стилистические синонимы и толкуются следующим образом «поступать своевольно»)4. Глагол упрямиться, в отличие от вольничать и своевольничать, обозначает не столько тип поведения, сколько эмоциональную реакцию на конкретную ситуацию, причем проявление эмоции объясняется характером человека (упрямиться - «проявлять упрямство, быть упрямым». Упрямится ответить на вопрос. Долго упрямился, прежде чем сесть за стол). Следовательно, глагол упрямиться является полипропозитивным и входит в ЛСГ поведения и ЛСГ внешнего проявления эмоционального отношения.
3. Для денотативной ситуации своеволия характерны внешние проявления, которые обычно не фиксируются в словарных дефинициях, но обнаруживаются при употреблении глаголов в контекстах. В словарных дефинициях устойчивыми и повторяющимися репрезентантами своеволия являются маркеры «стоять на своем», «не согла-
Серия «Лингвистика», выпуск 8
49
Когнитивная лингвистика и лингвокультурология
шаться», «поступать по-своему», «действовать по произволу», «не считаться с другими людьми», «бесцеремонно распоряжаться». В контекстах интерпретация поступка сопровождается описанием конкретных действий: «Он...издевался над казаками и самодурствовал» (М. Шолохов); «...у вас вольничают не только на заводе. Даже и здесь, у вас в кабинете, молодой, но отнюдь не скромный товарищ позволяет себе без разрешения влезть в наш разговор» (А. Бек); «...оператор Кольчугин настаивал на натуральном дожде, артачился и поссорился с директором картины Найманом» (В. Аксенов). Как видно из примеров, в них обнаруживаются способы проявления упрямства и своеволия. В пословицах фиксируется преимущественно бессмысленность такого поведения (упрямая овца волку корысть; что по лесу с бороной ездить) или противодействие упрямого человека другим людям (жжется, как крапива, а колется, как еж; этого братца и в ступе пестом не истолчешь).
4. Когнитивный сценарий включает трех участников: X - субъект своеволия; У - объект; N -наблюдатель. Глаголы этого класса относятся к интерпретативам, то есть содержат позицию наблюдателя, который оценивает поведения человека. Когнитивный сценарий включает следующие пропозиции: 1) X (человек) действует вопреки желаниям У или вопреки логике здравого смысла;
2) N оценивает поведение X как выходящее за пределы нормы и рассматривает его как утрату субъектом волевого самоконтроля.
5. Варьирование когнитивного сценария определяется способами проявления своеволия и степенью утраты контроля над собой. В семантике глаголов отражены этапы поведения, различающиеся степенью утраты контроля: 1) частичная утрата, проявляющаяся в нежелании человека согласовывать свои действия с желаниями других людей и в непослушании, недисциплинированности: артачиться, ломаться, кочевряжиться, упрямиться, упорствовать, распуститься, расхлябаться; 2) полная утрата волевого самоконтроля, приводящая к несдержанности, желанию подчинить других и распоряжаться другими: распоясаться, самоуправствовать, самоуправничать, самочинничать, самочинствовать, самодурствовать, хозяйничать. В словарных дефинициях таких глаголов отражена идея чрезмерности, например: распоясаться - «утратить всякую сдержанность, стать распущенным наглым»; самоуправствовать - «поступать самоуправно, по собственному произволу». Глагол ломаться в разных лексико-семантических вариантах способен обозначать и непослушание, и самодурство (ломаться - «6. Разг. Упрямиться, не соглашаясь на что-л., не имея на то основательных причин. 7. над кем, перед чем. Разг. Проявлять самодурство; куражиться»), что объясняется его метафорической природой: глагол, в основном значении обозна-
чающий нарушение целостности объекта, способен проецироваться в сферу поведения для обозначения отклонений в поведении, уподобляемых разрушению. Глаголы указанных выше двух групп различаются и способами проявления своеволия: глаголы первой группы обозначают поведение, при котором человек проявляется неуступчивость, несговорчивость (значения этих глаголов связаны с утратой волевого и эмоционального самоконтроля), глаголы второй группы обозначают поведение, при котором человек стремится, проявляя своеволие, подчинить других, обнаружить свою власть над другими. Семантика глаголов поведения отражает ценности, существующие в сознании лингвокультурного сообщества и закрепленные в языковой картине мира. Хотя действительность, как известно, имеет континуальный характер, в языке отображаются значимые по каким-либо причинам фрагменты мира. Для русского языка, как показало проведенное исследование, важными являются такие поведенческие модели, как обман, баловство, хвастовство, безрассудство, грех, своеволие, скупость, безделье -именно они получили словесное воплощение в упорядоченной системе глаголов поведения. Глаголы поведения, являясь репрезентантами когнитивных сценариев, отражают определенные культурно и национально обусловленные стереотипы поведения.
Таким образом, когнитивный сценарий - это абстрактная ментальная структура, представляющая собой интерпретацию говорящим ситуации внеязыковой действительности как типового (повторяющегося) динамического процесса, состоящего из совокупности эпизодов и предполагающего набор участников с закрепленными социальными ролями. Анализ когнитивных сценариев позволяет не только определить компонентный состав лексических значений глаголов, но и продемонстрировать связь лексических значений глаголов с отображаемым ими динамическими фрагментами мира. Кроме того, анализ когнитивных сценариев позволяет выявить те интерпретационные смыслы, которые связаны с образом говорящего и его оценкой ситуации, и реконструировать фрагмент процессуально-событийной картины мира, репрезентируемый глаголами поступка и поведения.
1 Лакофф Дж. Женщины, огонь и опасные вещи: Что категории языка говорят нам о мышлении. М., 2004. С. 527.
2 Лексико-семантические группы русских глаголов: Словарь-справочник. Свердловск, 1989.
3 Апресян Ю. Д. Основания системной лексикографии. 2006. С. 152-153.
4 Здесь и далее словарные дефиниции даются по Большому толковому словарю русского языка /Под ред. С. А. Кузнецова. СПбу2000.
Поступила в редакцию 25 ноября 2008 г.