Научная статья на тему 'Когнитивное терминоведение как одно из направлений современной лингвистики'

Когнитивное терминоведение как одно из направлений современной лингвистики Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
1324
302
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕРМИН / ТЕРМИНОВЕДЕНИЕ / КОГНИТИВНОЕ ТЕРМИНОВЕДЕНИЕ / КОГНИТИВНАЯ НАУКА / ЛИНГВИСТИКА / TERM / TERMINOLOGY / COGNITIVE TERMINOLOGY / COGNITIVE SCIENCE / LINGUISTICS

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Лукоянова Татьяна Владимировна

Рассматриваются взгляды ученых на развитие нового направ ления в лингвистике когнитивной науки и ее влияние на терми новедение. В статье также описаны предмет и основные направ ления в современной когнитивной лингвистике.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Cognitive terminology as one of the new schools in modern linguistics

The article describes the viewpoints of scientists about development of a modern school in linguistics cognitive science and its influence on terminology. In article there is information about the subject and the main fields in modern cognitive linguistics.

Текст научной работы на тему «Когнитивное терминоведение как одно из направлений современной лингвистики»

Язык художественной литературы

КОГНИТИВНОЕ ТЕРМИНОВЕДЕНИЕ КАК ОДНО ИЗ НАПРАВЛЕНИЙ СОВРЕМЕННОЙ ЛИНГВИСТИКИ

Т. В. Лукоянова

Рассматриваются взгляды ученых на развитие нового направления в лингвистике - когнитивной науки и ее влияние на терминоведение. В статье также описаны предмет и основные направления в современной когнитивной лингвистике.

Ключевые слова: термин, терминоведение, когнитивное терминоведение, когнитивная наука, лингвистика.

Развитие научного знания является причиной образования терминосистемы, а наличие терминологии является решающим условием, указывающим на то, что научное знание уже оформилось в самостоятельную область исследования, что подтверждается исследованиями многих ученых: «хорошо развитая, упорядоченная терминология является инструментом научной, практической и учебной сфер профессиональной деятельности [5. С. 7], поэтому терминология, составляющая значительную часть лексического состава языка и выступающая в качестве семантического ядра лексики языка науки [10. С. 12] сегодня привлекает все большее внимание как российских, так и зарубежных исследователей, при этом терминоведению, как науке о терминах, отводится одно из приоритетных мест в системе современных научных дисциплин [9. С. 18]. Автор также отмечает, что за последние 40 лет произошел ряд существенных изменений в структуре терминоведения как научной дисциплины и его места в составе наук:

1. Изменяется статус терминоведения. Терминоведение превращается в один из компонентов комплекса наук, включающего в себя теорию специального дискурса и ряд отраслевых дисциплин, таких как язык бизнеса, медицины, судебный и т.д., что показано в исследованиях В. М. Лейчика, С. И. Маджаевой, В. Ф. Новодра-новой, Л. А. Манерко. В своей работе «Терминоведение: предмет, методы, структура» В. М. Лейчик предлагает схему места терми-

75

Lingua mobilis № 3 (49), 2014

новедения в системе современных наук, из которой видно, что терминоведение находится как бы в точке пересечения четырех групп наук: 1) лингвистических; 2) логико-философских; 3) математических; 4) предметных (особняком стоит только теория стандартизации как техническая дисциплина системы управления) [8. С. 218].

2. Терминоведение становится комплексом взаимосвязанных наук, самостоятельных дисциплин, таких как, теоретическое, прикладное, общее, частное, сопоставительное, типологическое, историческое, семасиологическое, ономасиологическое, функциональное терминоведение. В настоящее время формируется ряд таких новых направлений, как когнитивное, или гносеологическое, стилистическое, методологическое, вариологическое, коммуникативное терминоведение. Как самостоятельные разделы терминоведения можно рассматривать также терминографию, терминоведческую теорию текста, историю терминоведения [4.

С. 12-13].

3. Расширились связи с рядом новых дисциплин, таких, как антрополингвистика, этнолингвистика, психолингвистика, эколингвистика.

Эти изменения связаны с возникновением науки когнитологии. Когнитивная наука, как отмечает Е. С. Кубрякова, устремлена на исследование когниции познания и разума во всех аспектах его существования, - cognitio el cogitatio, в задачи которой входит исследование языка, ментальных процессов, которые выделили человека как разумное существо, а также результатов этой деятельности - знания [7. С. 3].

В данной статье постараемся рассмотреть взгляды ученых на развитие нового направления в лингвистике - когнитивной науки, и ее влияние на терминоведение.

Возникновение когнитивной лингвистики относят к 1989 год, когда исследователи лингвокогнитивных явлений учредили Международную ассоциацию когнитивной лингвистики (International Cognitive Linguistics Association - ICLA) и журнал Cognitive Linguistics (Когнитивная лингвистика), первый номер которого вышел в 1990 году. В 2003 году были созданы Российская ассоциация лингвистов-когнитологов (РАЛК) и журнал «Вопросы когнитивной лингвистики» [1. С. 13].

Н. Ф. Алефиренко отмечает, что когнитивная лингвистика по-

76

Язык художественной литературы

другому понимает природу и сущность языка, что выражается в следующем:

1. Языковую деятельность стали понимать как онтологически единый объект, объединяющий систему языка, существующую в человеческом сознании, и речь - сам процесс функционировании языка не только как средства общения людей, но и как средства формирования и выражения их мыслей и чувств.

2. Утверждается приоритет речи перед языком, обращается внимание на механизмы функциональной реализации системы языка и на её креативные (творческие) возможности в сфере «оя-зыковления» знаний.

3. Язык рассматривается как средство репрезентации синергетического единства мыслительных структур и эмоционального состояния человека, что обусловило возникновение такого лингвокогнитивного феномена, как дискурс, позволившего обогатить теорию текста, а также концепцию взаимоотношения значения и смысла языковых единиц [1. С. 8].

Н. Ф. Алефиренко подчеркивает, что «определение предмета когнитивной лингвистики, по сути, является продуктом нового осмысления проблемы менталингвистики: переводом её из дихотомического основания (язык - мышление) на трихотомическое (язык - мышление - сознание). Если дихотомическая субпарадигма менталингвистики сосредотачивалась на вербализации представлений и понятий, то трихотомическая субпарадигма обращена к речедеятельностным процессам, структурирующим знания не только в представления и понятия, но и в более сложные образования: сцены, сценарии, эпизоды, фреймы, прототипы, пропозиции и другие форматы знания. Способы и средства их вербализации языковыми знаками прямой и непрямой номинации - предмет когнитивной лингвистики» [1. С. 16].

В вопросе определения основных направлений в современной когнитивной лингвистике нет единого мнения. В своей книге «Когнитивная лингвистика» З. Д. Попова, И. А. Стернин подробно описывают основные направления современной когнитивной лингвистики, предложенные такими учеными, как Е. Ю. Балашова, А. В. Костин, B. В. Колесов, C. В. Кузлякин, Е. С. Кубрякова, Н. Н. Болдырев. В предложенной авторами своей классификации, ученые выделяют культурологическое, лингвокультурологиче-

77

Lingua mobilis № 3 (49), 2014

ское, логическое, семантико-когнитивное, философско-семиотическое направления когнитивной лингвистики [11. С. 16].

Под влиянием распространения идей когнитивизма в начале двадцать первого века формируется когнитивное терминоведение. Активное внедрение когнитивного подхода в терминоведение было обусловлено связью терминологических исследований с науками о мышлении, в связи с чем любой фрагмент языковой картины мира рассматривается в его взаимосвязи с языковым образом человека. По мнению многих ученых (Л. М. Алексеева, 1998, М. Н. Володина, 1998, Е. И. Голованова, 2008, В. М. Лейчик, 2012, С. И. Маджаева, 2012, Л. А. Манерко, 2009, В. Ф. Ноовдранова, 2004), когнитивное терминоведение - это новая система взглядов на термин, терминосистему, терминосодержащие тексты разного характера. В парадигме когнитивного терминоведения термин понимается как информационно-когнитивная структура, аккумулирующая специальные знания, необходимые в процессе научной коммуникации и профессионально-научной деятельности [6. С. 17].

Е. И. Голованова подчеркивает, что «термины - это единицы языков профессиональной коммуникации, соотносительные с соответствующими единицами сознания, которое нельзя рассматривать в отрыве от деятельности. Каждая система терминов представляет собой когнитивно-логическую модель той или иной области человеческого знания и деятельности» [3. С. 70].

М. Н. Володина полагает, что «термины, являясь носителями коллективной профессионально-научной памяти, выполняют функцию посредников-медиаторов в процессе формирования специального знания, способствуя развитию познавательной и преобразующей деятельности человека. В качестве важнейшего средства научной коммуникации, они органически включаются в процесс и результаты научного познания» [2].

С. И. Маджаева отмечает, что «термин - это лексическая единица, создающаяся для обозначения предметов, явлений, процессов, признаков, когнитивно и дискурсивно значимых лишь в особом семиотическом пространстве, обладающая конвенциональностью в употреблении и являющаяся членом определенной терминологической системы» [9. С. 13].

По мнению В.М. Лейчика термин - лексическая единица определенного языка для специальных целей, обозначающая общее -

78

Язык художественной литературы

конкретное или абстрактное - понятие теории определенной специальной области знаний или деятельности» [8. С. 31].

Отсюда следует, что в связи с когнитивным подходом изменяется взгляд на характеристику термина и его сущность. Термин рассматривается с точки зрения знания и познания.

Список литературы

1. Алефиренко, Н. Ф. Проблемы когнитивной лингвистики. Научная монография. Нитра: УКФ, 2011. 216 с.

2. Володина, М. Н. Когнитивно-информационная природа термина и терминологическая номинация: автореф. дис. ... д-ра филол. наук. М., 1998. [Сайт]. URL: http://www.disser-cat.com/content/kognitivno-infor-matsionnaya-priroda-termina-i-terminologicheskaya-nominatsiya

3. Голованова, Е. И. Когнитивное терминоведение: учебное пособие. Челяб. гос. ун-т. Челябинск : Энциклопедия, 2008. 180 с.

4. Гринев-Гриневич, С. В. Терминоведение. М. : Издат. центр «Академия», 2008. 304 с.

5. Казарина, С. Г. Типологические характеристики отраслевых терминологий. - Краснодар: Изд-во Кубан. гос. мед. академии, 1998. 272 с.

6. Комарова, З. И. Проблемы языка науки // Актуальные проблемы германистики, романистики и русистики. Ч. 1. Материалы Междунар. науч. конф.

References

1. Alefirenko, N. F. Problemy kognitivnoj lingvistiki. Nauchnaja monografija. Nitra: UKF, 2011. 216 s.

2. Volodina, M. N. Kognitivno-informacionnaja priroda termina i terminologicheskaja nominacija: avtoref. dis. ... d-ra filol. nauk. M., 1998. [Sajt]. URL: http://www. dissercat.com/content/kognitivno-informatsionnaya-priroda-termina-i-terminologicheskaya-nominatsiya

3. Golovanova, E. I. Kognitivnoe

terminovedenie: uchebnoe

posobie. Cheljab. gos. un-t. Cheljabinsk : Jenciklopedija,

2008. 180 s.

4. Grinev-Grinevich, S. V. Terminovedenie. M. : Izdat. centr «Akademija», 2008. 304 s.

5. Kazarina, S. G. Tipologicheskie

harakteristiki otraslevyh

terminologij. - Krasnodar: Izd-vo Kuban. gos. med. akademii, 1998. 272 s.

6. Komarova, Z. I. Problemy

jazyka nauki // Aktual'nye problemy germanistiki,

romanistiki i rusistiki. Ch. 1. Materialy Mezhdunar. nauch.

79

Lingua mobilis № 3 (49), 2014

5-6 февраля 2010 г. Екатеринбург, 2010. С. 7-24.

7. Кубрякова, Е. С. Краткий словарь когнитивных терминов. М. : Филол. ф-т МГУ им. М. В. Ломоносова, 1997. 245 с.

8. Лейчик, В. М. Терминоведение: предмет, методы, структура. 3-е изд., М.: Издательство ЛКИ, 2007. 256 с.

9. Маджаева, С. Медицинские терминосистемы: становление, развитие, функционирование (на материале предметных областей медицины сахарный диабет и СПИД). Астрахань: АГМА, 2012. 277 с.

10. Мельников, Г. П. Основы

терминоведения. М.: Изд-во

Ун-та Дружбы народов, 1991. 116 с.

11. Попова, З. Д. Когнитивная лингвистика. М. : АСТ: Восток-Запад, 2007. 314 с.

konf. 5-6 fevralja 2010 g.

Ekaterinburg, 2010. S. 7-24.

7. Kubrjakova, E. S. Kratkij slovar' kognitivnyh terminov. M. : Filol. f-t MGU im. M. V. Lomonosova, 1997. 245 s.

8. Lejchik, V. M. Terminovedenie: predmet, metody, struktura. 3-e izd., M.: Izdatel'stvo LKI, 2007. 256 s.

9. Madzhaeva, S. Medicinskie

terminosistemy: stanovlenie,

razvitie, funkcionirovanie (na materiale predmetnyh oblastej mediciny saharnyj diabet i SPID). Astrahan': AGMA, 2012. 277 s.

10. Mel'nikov, G. P. Osnovy

terminovedenija. M.: Izd-vo

Un-ta Druzhby narodov, 1991. 116 s.

11. Popova, Z. D. Kognitivnaja lingvistika. M. : AST: Vostok-Zapad, 2007. 314 s.

80

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.