Научная статья на тему 'Когнитивная тренировка как психологическое средство восстановления у детей-спортсменов в тренировочном периоде'

Когнитивная тренировка как психологическое средство восстановления у детей-спортсменов в тренировочном периоде Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
618
83
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
когнитивная тренировка / дети-спортсмены / психологическое средство восстановления / когнитивные функции / cognitive training / children-athletes / psychological means of recovery / cognitive functions

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Е А. Цехмейструк, Н В. Козлова

В статье рассматривается возможность использования когнитивной тренировки в комплексе медико-психологических восстановительных мероприятий у детей-спортсменов в тренировочном периоде. В исследовании принимали участие 72 спортсменки в возрасте 10–15 лет, занимающиеся в специализированной детско-юношеской спортивной школе олимпийского резерва гимнастики им. Р. Кузнецова (г. Северск). Когнитивные функции оценивались с использованием тестов системы компьютерного тестирования «Vienna test system» (Schufried, Vienna, 2013), психоэмоциональное состояние определялось «Методом цветовых выборов М. Люшера» и тестом Ч.Д. Спилбергера – Ю.Л. Ханина. Доказана эффективность применения когнитивной тренировки как психологического средства восстановления. Обнаружено улучшение динамики восстановления, обусловленное взаимосвязью между психоэмоциональным состоянием и когнитивными функциями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Е А. Цехмейструк, Н В. Козлова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

СOGNITIVE TRAINING AS A PSYCHOLOGICAL MEANS OF RECOVERY IN CHILDREN-ATHLETES DURING THE TRAINING PERIOD

The article considers the possibility of using cognitive training as a part of medical and psychological rehabilitation activities for children athletes during the training period. The study involved 72 athletes aged 10–15 years studying at Kuznetsov specialized junior sports school of the Olympic reserve for gymnastics (Seversk). Cognitive functions were assessed using the computerized Vienna test system (Schufried, Vienna, 2013), the psycho-emotional state was determined by the Luscher color method and the Spielberger–Hanin test. The effectiveness of the use of cognitive training as a psychological means of recovery was proved. We found an improvement in the dynamics of recovery, which is due to the relationship between the psycho-emotional state and cognitive functions.

Текст научной работы на тему «Когнитивная тренировка как психологическое средство восстановления у детей-спортсменов в тренировочном периоде»

ОРИГИНАЛЬНЫЕ СТАТЬИ

УДК 159.9

КОГНИТИВНАЯ ТРЕНИРОВКА КАК ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СРЕДСТВО ВОССТАНОВЛЕНИЯ У ДЕТЕЙ-СПОРТСМЕНОВ В ТРЕНИРОВОЧНОМ ПЕРИОДЕ

Е.А. ЦЕХМЕЙСТРУК*, Н.В. КОЗЛОВА

ФГАОУВО «Национальный исследовательский Томский государственный университет»,

Томск

В статье рассматривается возможность использования когнитивной тренировки в комплексе медико-психологических восстановительных мероприятий у детей-спортсменов в тренировочном периоде. В исследовании принимали участие 72 спортсменки в возрасте 10-15 лет, занимающиеся в специализированной детско-юношеской спортивной школе олимпийского резерва гимнастики им. Р. Кузнецова (г. Северск). Когнитивные функции оценивались с использованием тестов системы компьютерного тестирования «Vienna test system» (Schufried, Vienna, 2013), психоэмоциональное состояние определялось «Методом цветовых выборов М. Люшера» и тестом Ч.Д. Спилбергера - Ю.Л. Ханина. Доказана эффективность применения когнитивной тренировки как психологического средства восстановления. Обнаружено улучшение динамики восстановления, обусловленное взаимосвязью между психоэмоциональным состоянием и когнитивными функци-

Ключевые слова: когнитивная тренировка, дети-спортсмены, психологическое средство восстановления, когнитивные функции.

Введение

В последние десятилетия проблеме восстановления в спорте уделяется все больше внимания в научных исследованиях и практике [25, 35], что в значительной степени обусловлено тенденцией современного спорта к интенсификации тренировочного процесса [21, 28].

Физиологические и психологические ограничения диктуют необходимость исследований, направленных на поиск оптимальных средств восстановления в период тренировочных воздействий у спортсменов. Стоит также отметить, что если для взрослых спортсменов вопрос восстановления активно изучается, то для юных спортсменов он остается мало решаемым.

© Цехмейструк Е.А., Козлова Н.В., 2018

* Для корреспонденции:

Цехмейструк Екатерина Александровна аспирант кафедры генетической и клинической психологии факультета психологии НИ ТГУ E-mail: [email protected].

Средства восстановления в спорте принято разделять на педагогические, гигиенические, медико-биологические и психологические [10]. Однако исследования показывают наибольшую эффективность восстановления спортсменов при реализации междисциплинарного подхода [3, 8, 33], при этом наиболее разработанным остаются педагогический [11] и медицинский [15] аспекты. Психологические средства восстановления, как правило, ориентированы на психоэмоциональную сферу, связаны с процессом саморегуляции, направлены на расслабление и поддержание оптимального эмоционального состояния [4, 9, 12].

Сегодня в психологической науке наблюдается возрастание интереса к когнитивной сфере спортсменов, которая рассматривается как дополнительный ресурс психики для повышения спортивного мастерства [14]. Высокий уровень развития когнитивных процессов как спортивных психологических качеств в определенной

степени обусловливает уровень профессиональной работоспособности [16]. Снижение показателей когнитивной сферы в тренировочный и соревновательные периоды показано в ряде исследований [5, 14, 23]. Обращается внимание, что своевременная коррекция дисфункций когнитивной сферы повышает функциональное состояние спортсменов, тем самым обеспечивая высокий уровень возможностей центрального механизма саморегуляции [27].

Одним из современных методов улучшения когнитивного функционирования является метод когнитивной тренировки, которая определяется как «систематическое распределенное во времени решения заданий, активирующих отдельные когнитивные функции, с целью устойчивого улучшения когнитивного функционирования» [2, с. 80]. Важным является положение о том, что избирательный характер когнитивного воздействия не исключает возможность переноса улучшения когнитивного функционирования на смежные, не тренируемые когнитивные функции («трансфер» эффекта) [2, 37]. Зарубежный и отечественный опыт показывает, что использование когнитивной тренировки у спортсменов позволяет не только поддерживать когнитивные функции на «рабочем» уровне, но и развивать их [9, 22, 20, 29, 30, 32]

Мы полагаем, что когнитивная тренировка может рассматриваться как психологическое средство восстановления детей-спортсменов и использоваться в комплексе с другими средствами восстановления в тренировочный период.

Методика

Исследование проводилось на базе детского отделения Филиала «Томский научно-исследовательский институт курортологии и физиотерапии» ФГБУ «Сибирский федеральный научно-клинический центр ФМБА» (г. Томск), где в течение 3 недель проходили курс восстановительных мероприятий 72 девочки в возрасте 10-15 лет

(11,0±2,3), занимающихся в специализированной детско-юношеской спортивной школе олимпийского резерва гимнастики им. Р. Кузнецова (г. Северск). Спортивный стаж обследуемых составил от 5 до 10 лет. Одновременно с проведением восстановительных мероприятий в зависимости от возраста и квалификации спортсменки регулярно тренировались 5-6 раз в неделю 1-2 раза в день по 2-4 часа. Методом рандомизации спортсменки были поделены на 2 группы. Обе группы проходили реабилитацию в виде медико-биологического восстановительного комплекса с БОС-тренин-гом. В экспериментальной группе (n=36) дополнительно использовался метод когнитивной тренировки.

Выбор психологических параметров для оценки эффективности восстановительных мероприятий объясняется возможностью их использования в качестве показателей психической работоспособности [16, 18, 27], а также их особой значимостью для сложнокоординационных видов спорта [26, 38]. Психодиагностические мероприятия проводились в первые дни и в конце восстановительного курса.

Когнитивные функции оценивались тестами «Vienna Test System (VST)» (Schuhfried GmbH, Vienna, 2013): DTKI («Устойчивость» и «Внимание при психофизиологической нагрузке»); COG («Концентрация» и «Точность внимания»); ZBA («оценки чувства времени»); LVT («скорость» и «эффективность визуального восприятия»). Психоэмоциональное состояние определялось тестом Ч.Д. Спилбергера - Ю.Л. Ханина («Ситуативная тревожность») и интерпретационными коэффициентами «Метод выбора цвета М. Люшера» («Работоспособность», «Уровень стресса», «Психоэмоциональное напряжение»).

БОС-тренинг проводился на комплексе «Biofeedback 2000 x-pert»(CPS, Physiomed GmbH) 3 раза в неделю по 30 минут. Когнитивная тренировка осуществлялась с помощью программ «CogniPlus» (CPS, Physiomed GmbH). Выбор конкретных тренинговых

программ определялся рекомендациями применения комплекса «CogniPlus» [39, 40] и научными данными о тренируемости когнитивных функций: исследования показывают возможность тренировки процессов внимания [36] и зрительного восприятия [37]. Соответственно, для повышения данных качеств использовались тренинговые программы «Space» и «Select». Занятия проводились 3 раза в неделю по 30 минут (15 минут на программу).

Для проведения статистической обработки материала использовали пакет SPSS. 18.00. Проверку закона распределения данных осуществляли методом Колмогорова - Смирнова. Фактические данные представлены в виде «среднее ± стандартное отклонение» (M±SD). Для определения достоверности различий независимых выборок использовался U-критерий Манна -Уитни, для зависимых выборок - T-крите-рий Уилкоксона. Корреляционный анализ осуществлялся по методу Пирсона. Пороговым уровнем статистической значимости был принят p<0,05.

Результаты и обсуждение

Группы тренирующихся спортсменов значимых различий до начала восстано-

Динамика средних значений психоэмоциона и Ч.Д. Спилбергера - Ю.Л. Ханина) в группе

периоде(п=

вительных мероприятий не имели (табл. 1 и 2). Для спортсменов были характерны средняя работоспособность, высокий уровень стресса и психоэмоционального напряжения, средние значения ситуативной тревожности. Устойчивость и внимание при нагрузках соответствовали средним значениям. При концентрации внимания выше среднего отмечалась его низкая точность. Показатели зрительного восприятия и оценки времени оценивались в динамике.

Полученные данные отражают общие характеристики спортсменов, свойственные им в тренировочный период. Высокие психические нагрузки, характерные для тренировочного периода, ведут к формированию негативных психоэмоциональных состояний [24]. Достаточный уровень отдельных показателей внимания соотносится с данными о высоком уровне развития данного когнитивного процесса у спортсменов [5, 23]. Концентрация внимания является значимым компонентом в сложнокоординационных видах спорта, что отражается в ее высоких показателях в данной выборке [7]. Низкая точность внимания у спортсменов может объясняться данными о том, что стрессовое состояние может приводить к снижению точности внимания [34].

Таблица 1

льного статуса (по тестам «МВЦ М. Люшера»

спортсменов, находящихся в тренировочном

=72, М±БО)

Психологические показатели (баллы) Контрольная группа (n=36) Экспериментальная группа (n=36)

До; После Р До; После р

Работоспособность нервной системы 17,06±3,96; 19,35±1,4 0,000 16,77±3,84; 19,33±1,35 0,000

Уровень стресса 10,21±8,66; 6,23±4,18* 0,004 10,37±8,9; 3,02±3,71* 0,000

Психоэмоциональное напряжение 12,88±6,16; 8,88±3,25* 0,000 13,38±6,33; 4,33±2,8* 0,000

Ситуативная тревожность 37,00±8,28; 34,44±6,1 0,000 37,02±8,3; 30,61±5,87 0,000

Примечание: полужирное начертание* - достоверная значимость различий между независимыми выборками после восстановительных мероприятий (р<0,05)

Таблица 2

Динамика средних значений когнитивных функций (по тестам «Vienna Test System») в группе спортсменов, находящихся в тренировочном периоде (n=72, М±SD)

Психологические показатели Контрольная группа (n=36) Экспериментальная группа (n=36)

До; После Р До; После Р

Устойчивость к нагрузкам (РЯ) 69,11±16,89; 75,5±15,77* 0,000 72,41±15,94; 83,29±16,13* 0,000

Внимание при нагрузке (РЯ) 61,5±24,46; 65,91±16,94* 0,209 60,05±23,19; 72,41±15,98* 0,000

Эффективность визуального восприятия (баллы) 12,78±2,36; 14,15±1,12* 0,000 13,75±3,32; 17,43±1,21* 0,000

Скорость визуального восприятия (сек) 2,44±0,35; 2,21±0,21* 0,000 2,40±0,42; 2,09±0,38* 0,000

Медиана отклонения времени (сек) 0,72±0,11; 0,63±0,09* 0,059 0,71±0,15; 0,45±1,01* 0,003

Концентрация внимания (РЯ) 83,61±12,9; 90,1±9,48 0,003 82,83±12,62; 89,66±9,52 0,001

Точность внимания (РЯ) 26,36±27,59; 54,91±15,32* 0,000 26,66±27,63; 68,88±15,92* 0,000

Примечание: полужирное начертание* - достоверная значимость различий между независимыми выборками после восстановительных мероприятий (р<0,05)

После курса восстановительных мероприятий в обеих группах наблюдалась положительная динамика: отмечается повышение работоспособности до значений выше средних, устойчивость к нагрузкам в контрольной группе достигала средних показателей, в экспериментальной - выше среднего. Достоверное повышение показателей внимания при нагрузке до высоких значений наблюдается только в экспериментальной группе (см. табл. 2). В контрольной группе данный показатель изменялся незначительно, в связи с чем получить значимой достоверности не удалось (р>0,05). Также наблюдается уменьшение психоэмоционального напряжения, снижение уровня стресса до значений сла-бовыраженного стрессового состояния, ситуативной тревожности в пределах средних показателей, концентрация внимания увеличивалась в рамках высоких, точность внимания вырастала до показателей выше среднего. Положительная динамика наблюдается в эффективности и скорости визуального восприятия, уменьшение медианы отклонения времени свидетельствует об

улучшении оценивания времени. Отметим при этом, что динамика улучшения по данным параметрам была выше в экспериментальной группе.

Полученные изменения обуславливаются общим восстановительным эффектом от медико-психологических мероприятий. Они отражают улучшение состояния психоэмоциональной и когнитивной сфер, показывают нивелирование возможного дисбаланса между тренировочным напряжением и последующим восстановлением у детей-спортсменов.

После восстановительного курса значимые различия между группами наблюдались по ряду показателей (см. табл. 1 и 2). Уровень стресса и психоэмоциональное напряжение в экспериментальной группе были достоверно ниже на 35,47 и 28,71%, соответственно, а устойчивость к нагрузкам, внимание при нагрузке, точность внимания были на 10,3, 9,86 и 25,44% выше, соответственно, чем в контрольной группе.

Медиана отклонения времени в группе, где применялась когнитивная тренировка, была ниже на 28,57%, а эффективность

и скорость зрительного восприятия - на 18,82 и 5,43% выше.

Выявленные различия объясняются дополнительным использованием метода когнитивной тренировки для развития зрительного восприятия и селективного внимания. «Трансфер» эффекта [13] когнитивной тренировки наблюдается в улучшении смежных с «тренируемыми» функциями, в частности, восприятия временных отрезков и точности внимания.

Взаимосвязь когнитивных процессов и стрессоустойчивости [6] позволяет использовать возможности когнитивной сферы для формирования психологической устойчивости, что способствует улучшению психологических показателей при психофизиологических нагрузках. Следует заметить, что основой для устойчивости и сохранения внимания при нагрузке является селективное внимание, для развития которого использовалась когнитивная тренировка, поскольку высокий уровень избирательности способствует более эффективному реагированию и сохранению продолжительной реакции на множество стимулов [38].

Кроме того, улучшение показателей психоэмоционального статуса, наблюдаемое в экспериментальной группе, объясняется активным влиянием «тренируемого» внимания на проявление саморегуляции за счет контроля сенсорного входа и повышения гибкости направленности восприятия [1].

Вместе с тем имеющиеся различия объясняются не только дополнительными занятиями, направленными на восстановление данных психологических качеств, но и их взаимным влиянием с психоэмоциональным состоянием, что подтверждается проведенным корреляционным анализом.

Отрицательные корреляции были выявлены между устойчивостью к нагрузкам (р=-0,487, г=0,001), вниманием при нагрузке (р=-4,362, г=0,028), эффективностью зрительного восприятия (р=-0,365, г=0,014) и уровнем стресса. Психоэмо-

циональная напряженность отрицательно коррелировала с точностью внимания (р=-0,328, г=0,038) и была положительно связана с медианой отклонения времени (р=0,367, г=0,028). Внимание при нагрузке имело положительную взаимосвязь с точностью внимания (р=0,402, г=0,011).

Полученные данные подтверждают факт влияния психических состояний на продуктивность и качество когнитивных процессов. Адекватное восприятие времени в некоторой степени определяется факторами психоэмоционального напряжения [17, 30], в связи с чем улучшение функционального состояния привело к повышению точности оценивания временных интервалов у детей-спортсменов. Зрительное восприятие и отдельные характеристики внимания также детерминируются стрессовыми проявлениями [19]. Дополнительная стимуляция методом когнитивной тренировки процесса зрительного восприятия в комплексе с мероприятиями, направленными на снижение утомления, дали возможность повысить общую эффективность восстановления.

Заключение

Психологические средства восстановления, используемые в комплексе с медико-биологическими мероприятиями, способствуют росту работоспособности нервной системы, снижению уровня стресса, психоэмоционального напряжения и тревожности, а также повышению устойчивости и внимания при нагрузке, улучшению свойств внимания и восприятия у детей-спортсменов в тренировочный период.

Положительное влияние метода когнитивной тренировки обуславливается не только позитивным воздействием на отдельные функции психики и эффектом «трансфера», возникающим при ее использовании, но и существующей взаимосвязью между психоэмоциональным состоянием и когнитивными функциями, взаимное вли-

яние которых способствует улучшению динамики восстановления.

Метод когнитивной тренировки как психологическое средство восстановления достаточен для обеспечения восстановительных реакций в психике. Он не только не снижает эффективность тренировок, но способствует улучшению ряда психологических качеств, развитие которых необходимо для повышения спортивного мастерства. Данный метод носит адаптивный и индивидуальный характер, что позволяет эффективно использовать его для разных возрастных групп и при разном уровне подготовки.

Включение комплексных медико-психологических средств восстановления в подготовку юных спортсменов способствует улучшению психической работоспособности, сохранению психического здоровья и улучшению спортивных результатов юных спортсменов.

Литература

1. Бердников Д.В., Бобынцев И.И. Взаимосвязь саморегуляции функциональных систем восприятия со свойствами и функциями внимания // Саратовский научно-медицинский журнал. - 2011. - № 4. - С. 791-795.

2. Величковский Б.Б. Возможности когнитивной тренировки как метода коррекции возрастных нарушений когнитивного контроля // Экспериментальная психология. -2009.- № 3. - С. 78-91.

3. Виноградов В., Ши Л. Внетренировочные средства стимуляции и восстановления работоспособности в подготовке спортсменов высокой квалификации // Наука в олимпийском спорте. - 2014. - № 2. - С. 20-23.

4. Высочина Н.Л. Восстановление психической работоспособности спортсменов методом аутогенной тренировки / В кн.: Е.А. Гаврилова, О.А. Чурганов (Ред.) «Безопасный спорт - 2017»: Материалы IV Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. - СПб.: Изд-во СЗГУ И.И. Мечникова, 2017. - С. 26-27.

5. Гант Е.Е., Орленко Е.М. Психологические средства восстановления работоспособности спортсменов // Физическое воспитание студентов. - 2016. - № 5. - С. 4-9.

6. Гордиевская Н.А., Гордиевский А.Ю. Стабилизация когнитивных и психофизиологических процессов в результате занятий аутогенной тренировкой // Самарский научный вестник. - 2014. - № 2(7). - С. 21-23.

7. Давыдов В., Манкевич А., Лущик И. Концентрация и распределение внимания в спортивном плавании, спортивной и художественной гимнастике // Фiзичневи-ховання, спорт i культура здоров'я у су-часномусуспшьствь - 2016. - № 1(33). - С. 107-113.

8. Котенко К.В., Корчажкина Н.Б., Щукин А.И., Петрова М.С., Луговой В.Е., Киш А.А., Жаркова К.Н. Организация мульти-дисциплинарного подхода к реабилитации спортсменов циклических видов спорта // Электронный научно-образовательный «Вестник здоровья и образование в XXI веке». - 2014. - № 16(12). - С. 49-50.

9. Кофман Л.Б., Курашвили В.А. Инновационные методы психофизиологического анализа деятельности спортсменов // Теория и методика спорта высших достижений. -2015. - № 3. - С. 19-21.

10. Курманалина А.К. Современные средства восстановления работоспособности в спорте // Вестник студенческой науки. -2017. - № 8. - С. 6-8.

11. Лебедева С.А., Тягалова Е.В., Корнилова Ю.П., Кошель Т.А., Бундикова Т.М. Педагогические средства восстановления / В кн.: Лебедева С.А., Тягалова Е.В., Корнилова Ю.П., Кошель Т.А., Бундикова Т.М. Восстановление работоспособности спортсменов при занятиях гребным спортом. - ФГОУ-ВПО «ВГАФК», Волгоград, 2011. - С. 30-34.

12. Левицкая Т.Е., Богомаз С.А., Козлова Н.В., Лучиди Ф., Атаманова И.В., Тренькаева Н.А., Щеглова Э.Н. Развитие навыков саморегуляции у спортсменов высших достижений // Сибирский психологический журнал. - 2016. - № 60. - С. 130-147.

13. Лисицына Л.С., Лямин А.В., Быстрицкий А.С., Мартынихин И.А. Проблема поддержки когнитивных функций в процессе электронного обучения // Научно-технический вестник информационных техноло-

гий, механики и оптики. - 2014. - № 6(94).

- С. 177-184.

14. Ложкин Г.В., Гринь А.Р., Колосов А.А. Когнитивный ресурс квалифицированного спортсмена // Спортивный психолог. -2007. - № 1. - С. 29-36.

15. Неборский С.А. Современные средства восстановления и повышения физической и психоэмоциональной подготовленности спортсменов // Вестник спортивной науки.

- 2013. - № 5. - С. 83-86.

16. Никифоров Г.С. Работоспособность как критерий профессионального здоровья / В кн.: Г.С. Никифоров (Ред.). Психология здоровья: Учебник для вузов. - СПб.: Питер, 2006. - С. 508-512.

17. Никулина Е.В. Трансформация субъективного времени в экстремальных ситуациях у сотрудников правоохранительных органов // Гуманитарные научные исследования. - 2017. - № 10(74). [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka. ru/2017/10/24476.

18. Носкова О.Г. Психология профессиональной работоспособности и функциональных состояний / В кн.: О.Г. Носкова (Ред.). Психология труда: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: «Академия», 2004. - С. 229-254.

19. Петухов И.В., Чаусов Д.Н., Беляев В.В., Ку-расов П.А., Танрывердиев И.О. Зрительное утомление человека-оператора в процессе восприятия информации с электронных дисплеев // Вестник МГОУ. Сер. «Физика -Математика». - 2014. - № 2. - С. 87-94.

20. Решетников В.С., Шабанов А.Г., Пичугин А.П., Кузнецова Л.А. Совершенствование методической работы по психофизиологической подготовке спортсменов-фехтовальщиков // Профессиональное образование в современном мире. - 2017. - № 7(2). - С. 1108-1117.

21. Самойлова Н.Г., Алёшичева А.В. Актуальность исследования психологического здоровья спортсменов / В кн.: Ю.В. Байков-ского, А.В. Вощинина (Ред.), Рудиковские чтения: Материалы XIII Международной научно-практической конференции психологов физической культуры и спорта. - М.: РГУФКСМиТ, 2017. - С. 67-72.

22. Семенов Д.А., Минаева А.В. Компьютерные тренажеры внимания в практике спортив-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ной подготовки. - Красноярск: Краснояр. кр. ин-т повыш. квалиф. работников физ. культуры и спорта, 2014. - С. 3-9.

23. Сунцов С.А. Характеристика свойств внимания спортсменов-единоборцев 12 лет // Вестник Северного (Арктического) федерального университета. Серия: Естественные науки. - 2013. - № 2. - С. 96-101.

24. Татаринцева Р.Я., Ежова Н.М. Новые подходы эффективной реабилитации в спорте высших достижений // Известия Тульского государственного университета. Физическая культура. Спорт. - 2014. - № 2. - С. 163-168.

25. Третьяк А.Н. Современные средства восстановления работоспособности спортсмена // ППМБПФВС. - 2009. - № 10. - С. 249-253.

26. Уляева Л.Г., Мельник Е.В. Психологический анализ сложнокоординационных видов спорта / В кн.: Л.Г. Уляевой (Ред.). Психолого-педагогическое сопровождение спортивной деятельности в контексте самореализации личности: монография. - М.: Издатель Мархотин П.Ю., 2014. - С. 14-20.

27. Чайников П.Н., Соломатина Н.В., Черкасова В.Г., Кулеш А.М. Когнитивные функции и умственная работоспособность в условиях спортивной деятельности // Таврический журнал психиатрии. - 2015. - № 170(1). - С. 55-60.

28. Якименко С.Н., Полуструев А.В., Новикова С.В. Дифференцированное использование физических средств воспитания на этапе предсоревновательной подготовки гимнасток 13-15 лет // Омский научный вестник.

- 2007. - № 1(51). - С. 168-173.

29. Deveau J., Ozer D.J., Seitz A.R. Improved vision and on-field performance in baseball through perceptual learning // Current Biology. - 2014. - Vol. 24(4). - P. 146-147.

30. Eaglemann D. Using time perception to measure fitness to duty // Military Psychology.

- 2009. - Vol. 21(1). - P. 1-7.

31. Faubert J., Sidebottom L. Perceptual-cognitive training of athletes // Journal of Clinical Sport Psychology. - 2012. - Vol. 6. - P. 85-102.

32. Hadlow S.М., Panchuk D., Mann D.L., Portus M.R., Abernethy B. Modified perceptual training in sport: A new classification framework // Journal of Science and Medicine in Sport. - 2018. - Vol. 3. - P. 113-125.

33. Halson S.L. Recovery techniques for athletes // Sports Science Exchange. - 2013. - Vol. 26(120). - P. 1-6.

34. Jacobs T.L., Shaver P.R., Epel E.S., Zanesco A.P., Aichele S.R., Bridwell D.A., Rosenberg E.L., KingB.G., Maclean K.A., Sahdra B.K., Kemeny M.E., Ferrer E., Wallace B.A., Saron C.D. Self-reported mindfulness and cortisol during a Shamatha meditation retreat // Health Psychol. - 2013. - Vol. 32(10). - P. 1104-1109.

35. Kellmann M. Preventing overtraining in athletes in high-intensity sports and stress/ recovery monitoring // Scand J. Med. Sci. Sports. - 2010. - Vol. 20(2). - P. 95-102.

36. Kelly C., Hester R., Foxe J.J., Shpaner M., Garavan H. Flexible cognitive control: effects of individual differences and brief practice on a complex cognitive task // Neurolmage. -2006. - Vol. 31(2). - P. 866-886.

37. Kurtz M.M., Moberg P.J., Gur R.C., Gur R.E. Approaches to cognitive remediation of neuropsychological deficits in schizophrenia: A review and meta-analysis // Neuropsychology Review. - 2001. - Vol. 11(4). - P. 197-210.

38. Schuhfried G. Vienna test system: «XPSSP» / SCHUHFRIED GmbH, Mödling, 2011.

39. Sturm W. CogniPlus: Select / SCHUHFRIED GmbH, Mödling, 2007.

40. Sturm W. CogniPlus: Space / SCHUHFRIED GmbH, Mödling, 2007.

References

1. Berdnikov DV, Bobyntsev II. Vzaimosvyaz' samoregulyatsii funktsional'nykh sistem vospriyatiya so svoystvami i funktsiyami vni-maniya. Saratovskiy nauchno-meditsinskiy zhurnal 2011; 4:791-795 (in Russian).

2. Velichkovskiy BB. Vozmozhnosti kognitivnoy trenirovki kak metoda korrektsii vozrastnykh narusheniy kognitivnogo kontrolya. Eksper-imental'naya psikhologiya 2009; 3:78-91 (in Russian).

3. Vinogradov V, Shi L. Vnetrenirovochnyye sredstva stimulyatsii i vosstanovleniya rabo-tosposobnosti v podgotovke sportsmenov vysokoy kvalifikatsii. Nauka v olimpiyskom sporte 2014; 2:20-23 (in Russian).

4. Vysochina NL. Vosstanovleniye psikhicheskoy rabotosposobnosti sportsmenov metodom au-togennoy trenirovki. V kn YeA Gavrilova, OA

Churganov (Red) «Bezopasnyy sport - 2017»: Materialy IV Vserossiyskoy nauchno-prak-ticheskoy konferentsii s mezhdunarodnym uchastiyem. St-Petersburg: Izd-vo SZGU II Mechnikova, 2017: 26-27 (in Russian).

5. Gant Ye Ye, Orlenko YeM. Psikhologicheskiye sredstva vosstanovleniya rabotosposobnosti sportsmenov. Fizicheskoye vospitaniye stu-dentov 2016; 5:4-9 (in Russian).

6. Gordiyevskaya NA, Gordiyevskiy AYu. Stabi-lizatsiya kognitivnykh i psikhofiziologicheski-kh protsessov v rezul'tate zanyatiy autogen-noy trenirovkoy. Samarskiy nauchnyy vestnik 2014; 2(7):21-23 (in Russian).

7. Davydov V, Mankevich A, Lushchik I. Kont-sentratsiya i raspredeleniye vnimaniya v sportivnom plavanii, sportivnoy i khudozhest-vennoy gimnastike. Fizichnevikhovannya, sport i kul'tura zdorov'ya u suchasnomusus-pil'stvi 2016; 1(33):107-113 (in Russian).

8. Kotenko KV, Korchazhkina NB, Shchukin AI, Petrova MS, Lugovoy VYe, Kish AA, Zharkova KN. Organizatsiya mul'tidistsiplinarnogo pod-khoda k reabilitatsii sportsmenov tsiklicheski-kh vidov sporta. Elektronnyy nauchno-obra-zovatel'nyy «Vestnik zdorov'ya i obrazovaniye v XXI veke» 2014; 16(12):49-50 (in Russian).

9. Kofman LB, Kurashvili VA. Innovatsionny-ye metody psikhofiziologicheskogo analiza deyatel'nosti sportsmenov. Teoriya i metodika sporta vysshikh dostizheniy 2015; 3:19-21 (in Russian).

10. Kurmanalina AK. Sovremennyye sredstva vosstanovleniya rabotosposobnosti v sporte. Vestnik studencheskoy nauki 2017; 8:6-8 (in Russian).

11. Lebedeva SA, Tyagalova YeV, Kornilova YuP, Koshel' TA, Bundikova TM. Pedagogicheski-ye sredstva vosstanovleniya. V kn Lebedeva SA, Tyagalova YeV, Kornilova YuP, Koshel' TA, Bundikova TM. Vosstanovleniye rabotos-posobnosti sportsmenov pri zanyatiyakh greb-nym sportom. FGOUVPO «VGAFK», Volgograd, 2011: 30-34 (in Russian).

12. Levitskaya TYe, Bogomaz SA, Kozlova NV, Luchidi F, Atamanova IV, Tren'kayeva NA, Shcheglova EN. Razvitiye navykov samoreg-ulyatsii u sportsmenov vysshikh dostizheniy. Sibirskiy psikhologicheskiy zhurnal 2016; 60:130-147 (in Russian).

13. Lisitsyna LS, Lyamin AV, Bystritskiy AS, Mar-tynikhin IA. Problema podderzhki kogni-

tivnykh funktsiy v protsesse elektronnogo obucheniya. Nauchno-tekhnicheskiy vestnik informatsionnykh tekhnologiy, mekhaniki i optiki 2014; 6(94):177-184 (in Russian).

14. Lozhkin GV, Grin' AR, Kolosov AA. Kogni-tivnyy resurs kvalifitsirovannogo sportsmena. Sportivnyy psikholog 2007; 1:29-36 (in Russian).

15. Neborskiy SA. Sovremennyye sredstva vossta-novleniya i povysheniya fizicheskoy i psikhoe-motsional'noy podgotovlennosti sportsmenov. Vestnik sportivnoy nauki 2013; 5:83-86 (in Russian).

16. Nikiforov GS. Rabotosposobnost' kak kriteriy professional'nogo zdorov'ya. V kn GS Nikiforov (Red) Psikhologiya zdorov'ya: Uchebnik dlya vuzov. St-Petersburg: Piter, 2006: 508512 (in Russian).

17. Nikulina YeV. Transformatsiya sub'yektiv-nogo vremeni v ekstremal'nykh situatsiyakh u sotrudnikov pravookhranitel'nykh organ-ov. Gumanitarnyye nauchnyye issledovani-ya 2017; 10(74). URL: http://human.snauka. ru/2017/10/24476 (in Russian).

18. Noskova OG. Psikhologiya professional'noy rabotosposobnosti i funktsional'nykh sostoy-aniy. V kn OG Noskova (Red.) Psikhologiya truda: Ucheb posobiye dlya stud vyssh ucheb zavedeniy. Moscow: «Akademiya», 2004: 229254 (in Russian).

19. Petukhov IV, Chausov DN, Belyayev VV, Ku-rasov PA, Tanryverdiyev IO. Zritel'noye utom-leniye cheloveka-operatora v protsesse vospri-yatiya informatsii s elektronnykh displeyev. Vestnik MGOU. Ser «Fizika - Matematika» 2014; 2:87-94 (in Russian).

20. Reshetnikov VS, Shabanov AG, Pichugin AP, Kuznetsova LA. Sovershenstvovaniye meto-dicheskoy raboty po psikhofiziologicheskoy podgotovke sportsmenov-fekhtoval'shchikov. Professional'noye obrazovaniye v sovremen-nom mire 2017; 7(2):1108-1117 (in Russian).

21. Samoylova NG, Aloshicheva AV. Aktu-al'nost' issledovaniya psikhologicheskogo zdorov'ya sportsmenov. V kn YuV Bayko-vskogo, AV Voshchinina (Red) Rudikovskiye chteniya: Materialy XIII Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii psik-hologov fizicheskoy kul'tury i sporta. Moscow: RGUFKSMiT, 2017: 67-72 (in Russian).

22. Semenov DA, Minayeva AV. Komp'yuternyye trenazhery vnimaniya v praktike sportivnoy

podgotovki. Krasnoyarsk: Krasnoyar kr in-t povysh kvalif rabotnikov fiz kul'tury i sporta, 2014: 3-9 (in Russian).

23. Suntsov SA. Kharakteristika svoystv vnimani-ya sportsmenov-yedinobortsev 12 let. Vestnik Severnogo (Arkticheskogo) federal'nogo uni-versiteta. Seriya: Yestestvennyye nauki, 2013; 2:96-101 (in Russian).

24. Tatarintseva RYa, Yezhova NM. Novyye podk-hody effektivnoy reabilitatsii v sporte vysshikh dostizheniy. Izvestiya Tul'skogo gosudarstven-nogo universiteta. Fizicheskaya kul'tura. Sport 2014; 2:163-168 (in Russian).

25. Tret'yak AN. Sovremennyye sredstva voss-tanovleniya rabotosposobnosti sportsmena. PPMBPFVS 2009; 10:249-253 (in Russian).

26. Ulyayeva LG, Mel'nik YeV. Psikhologich-eskiy analiz slozhnokoordinatsionnykh vi-dov sporta. V kn LG Ulyayevoy (Red.) Psik-hologo-pedagogicheskoye soprovozhdeniye sportivnoy deyatel'nosti v kontekste samo-realizatsii lichnosti: monografiya. Moscow: Izdatel' Markhotin PYu, 2014: 14-20 (in Russian).

27. Chaynikov PN, Solomatina NV, Cherkasova VG, Kulesh AM. Kognitivnyye funktsii i um-stvennaya rabotosposobnost' v usloviyakh sportivnoy deyatel'nosti. Tavricheskiy zhurnal psikhiatrii 2015; 170(1):55-60 (in Russian).

28. Yakimenko SN, Polustruyev AV, Novikova SV. Differentsirovannoye ispol'zovaniye fizicheski-kh sredstv vospitaniya na etape predsorevno-vatel'noy podgotovki gimnastok 13-15 let. Omskiy nauchnyy vestnik 2007; 1(51): 168173 (in Russian).

29. Deveau J, Ozer DJ, Seitz AR. Improved vision and on-field performance in baseball through perceptual learning. Current Biology 2014; 24(4):146-147.

30. Eaglemann D. Using time perception to measure fitness to duty. Military Psychology 2009; 21(1):1-7.

31. Faubert J, Sidebottom L. Perceptual-cognitive training of athletes. Journal of Clinical Sport Psychology 2012; 6:85-102.

32. Hadlow SM, Panchuk D, Mann DL, Portus MR, Abernethy B. Modified perceptual training in sport: A new classification framework. Journal of Science and Medicine in Sport 2018; 3:113-125.

33. Halson SL. Recovery techniques for athletes. Sports Science Exchange 2013; 26(120):1-6.

34. Jacobs TL, Shaver PR, Epel ES, Zanesco AP, Ai-chele SR, Bridwell DA, Rosenberg EL, King BG, Maclean KA, Sahdra BK, Kemeny ME, Ferrer E, Wallace BA, Saron CD. Self-reported mindful-ness and cortisol during a Shamatha meditation retreat. Health Psychol 2013; 32(10):1104-1109.

35. Kellmann M. Preventing overtraining in athletes in high-intensity sports and stress/recovery monitoring. Scand J Med Sci Sports 2010; 20(2):95-102.

36. Kelly C, Hester R, Foxe JJ, Shpaner M, Gara-van H. Flexible cognitive control: effects of individual differences and brief practice on

a complex cognitive task. NeuroImage 2006; 31(2):866-886.

37. Kurtz MM, Moberg PJ, Gur RC, Gur RE. Approaches to cognitive remediation of neu-ropsychological deficits in schizophrenia: A review and meta-analysis. Neuropsychology Review 2001; 11(4):197-210.

38. Schuhfried G. Vienna test system: «XPSSP». SCHUHFRIED GmbH, Mödling, 2011.

39. Sturm W. CogniPlus: Select. SCHUHFRIED GmbH, Mödling, 2007.

40. Sturm W. CogniPlus: Space. SCHUHFRIED GmbH, Mödling, 2007.

mGNITIVE TRAINING AS A PSYCHOLOGICAL MEANS OF RECOVERY IN CHILDREN-ATHLETES DURING THE TRAINING PERIOD

E.A. TSEHMEYSTRUK, N.V. KOZLOVA

National Research Tomsk State University, Tomsk

The article considers the possibility of using cognitive training as a part of medical and psychological rehabilitation activities for children athletes during the training period. The study involved 72 athletes aged 10-15 years studying at Kuznetsov specialized junior sports school of the Olympic reserve for gymnastics (Seversk). Cognitive functions were assessed using the computerized Vienna test system (Schufried, Vienna, 2013), the psycho-emotional state was determined by the Luscher color method and the Spielberger-Hanin test. The effectiveness of the use of cognitive training as a psychological means of recovery was proved. We found an improvement in the dynamics of recovery, which is due to the relationship between the psycho-emotional state and cognitive functions.

Keywords: cognitive training, children-athletes, psychological means of recovery, cognitive functions.

Address:

Tsehmeystruk E.A.

Post-graduate student of the Department of Genetic

and Clinical Psychology, Faculty of Psychology,

National Research Tomsk State University

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.