ОРИГИНАЛЬНЫЕ СТАТЬИ
УДК 159.9
КОГНИТИВНАЯ ТРЕНИРОВКА КАК ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СРЕДСТВО ВОССТАНОВЛЕНИЯ У ДЕТЕЙ-СПОРТСМЕНОВ В ТРЕНИРОВОЧНОМ ПЕРИОДЕ
Е.А. ЦЕХМЕЙСТРУК*, Н.В. КОЗЛОВА
ФГАОУВО «Национальный исследовательский Томский государственный университет»,
Томск
В статье рассматривается возможность использования когнитивной тренировки в комплексе медико-психологических восстановительных мероприятий у детей-спортсменов в тренировочном периоде. В исследовании принимали участие 72 спортсменки в возрасте 10-15 лет, занимающиеся в специализированной детско-юношеской спортивной школе олимпийского резерва гимнастики им. Р. Кузнецова (г. Северск). Когнитивные функции оценивались с использованием тестов системы компьютерного тестирования «Vienna test system» (Schufried, Vienna, 2013), психоэмоциональное состояние определялось «Методом цветовых выборов М. Люшера» и тестом Ч.Д. Спилбергера - Ю.Л. Ханина. Доказана эффективность применения когнитивной тренировки как психологического средства восстановления. Обнаружено улучшение динамики восстановления, обусловленное взаимосвязью между психоэмоциональным состоянием и когнитивными функци-
Ключевые слова: когнитивная тренировка, дети-спортсмены, психологическое средство восстановления, когнитивные функции.
Введение
В последние десятилетия проблеме восстановления в спорте уделяется все больше внимания в научных исследованиях и практике [25, 35], что в значительной степени обусловлено тенденцией современного спорта к интенсификации тренировочного процесса [21, 28].
Физиологические и психологические ограничения диктуют необходимость исследований, направленных на поиск оптимальных средств восстановления в период тренировочных воздействий у спортсменов. Стоит также отметить, что если для взрослых спортсменов вопрос восстановления активно изучается, то для юных спортсменов он остается мало решаемым.
© Цехмейструк Е.А., Козлова Н.В., 2018
* Для корреспонденции:
Цехмейструк Екатерина Александровна аспирант кафедры генетической и клинической психологии факультета психологии НИ ТГУ E-mail: [email protected].
Средства восстановления в спорте принято разделять на педагогические, гигиенические, медико-биологические и психологические [10]. Однако исследования показывают наибольшую эффективность восстановления спортсменов при реализации междисциплинарного подхода [3, 8, 33], при этом наиболее разработанным остаются педагогический [11] и медицинский [15] аспекты. Психологические средства восстановления, как правило, ориентированы на психоэмоциональную сферу, связаны с процессом саморегуляции, направлены на расслабление и поддержание оптимального эмоционального состояния [4, 9, 12].
Сегодня в психологической науке наблюдается возрастание интереса к когнитивной сфере спортсменов, которая рассматривается как дополнительный ресурс психики для повышения спортивного мастерства [14]. Высокий уровень развития когнитивных процессов как спортивных психологических качеств в определенной
степени обусловливает уровень профессиональной работоспособности [16]. Снижение показателей когнитивной сферы в тренировочный и соревновательные периоды показано в ряде исследований [5, 14, 23]. Обращается внимание, что своевременная коррекция дисфункций когнитивной сферы повышает функциональное состояние спортсменов, тем самым обеспечивая высокий уровень возможностей центрального механизма саморегуляции [27].
Одним из современных методов улучшения когнитивного функционирования является метод когнитивной тренировки, которая определяется как «систематическое распределенное во времени решения заданий, активирующих отдельные когнитивные функции, с целью устойчивого улучшения когнитивного функционирования» [2, с. 80]. Важным является положение о том, что избирательный характер когнитивного воздействия не исключает возможность переноса улучшения когнитивного функционирования на смежные, не тренируемые когнитивные функции («трансфер» эффекта) [2, 37]. Зарубежный и отечественный опыт показывает, что использование когнитивной тренировки у спортсменов позволяет не только поддерживать когнитивные функции на «рабочем» уровне, но и развивать их [9, 22, 20, 29, 30, 32]
Мы полагаем, что когнитивная тренировка может рассматриваться как психологическое средство восстановления детей-спортсменов и использоваться в комплексе с другими средствами восстановления в тренировочный период.
Методика
Исследование проводилось на базе детского отделения Филиала «Томский научно-исследовательский институт курортологии и физиотерапии» ФГБУ «Сибирский федеральный научно-клинический центр ФМБА» (г. Томск), где в течение 3 недель проходили курс восстановительных мероприятий 72 девочки в возрасте 10-15 лет
(11,0±2,3), занимающихся в специализированной детско-юношеской спортивной школе олимпийского резерва гимнастики им. Р. Кузнецова (г. Северск). Спортивный стаж обследуемых составил от 5 до 10 лет. Одновременно с проведением восстановительных мероприятий в зависимости от возраста и квалификации спортсменки регулярно тренировались 5-6 раз в неделю 1-2 раза в день по 2-4 часа. Методом рандомизации спортсменки были поделены на 2 группы. Обе группы проходили реабилитацию в виде медико-биологического восстановительного комплекса с БОС-тренин-гом. В экспериментальной группе (n=36) дополнительно использовался метод когнитивной тренировки.
Выбор психологических параметров для оценки эффективности восстановительных мероприятий объясняется возможностью их использования в качестве показателей психической работоспособности [16, 18, 27], а также их особой значимостью для сложнокоординационных видов спорта [26, 38]. Психодиагностические мероприятия проводились в первые дни и в конце восстановительного курса.
Когнитивные функции оценивались тестами «Vienna Test System (VST)» (Schuhfried GmbH, Vienna, 2013): DTKI («Устойчивость» и «Внимание при психофизиологической нагрузке»); COG («Концентрация» и «Точность внимания»); ZBA («оценки чувства времени»); LVT («скорость» и «эффективность визуального восприятия»). Психоэмоциональное состояние определялось тестом Ч.Д. Спилбергера - Ю.Л. Ханина («Ситуативная тревожность») и интерпретационными коэффициентами «Метод выбора цвета М. Люшера» («Работоспособность», «Уровень стресса», «Психоэмоциональное напряжение»).
БОС-тренинг проводился на комплексе «Biofeedback 2000 x-pert»(CPS, Physiomed GmbH) 3 раза в неделю по 30 минут. Когнитивная тренировка осуществлялась с помощью программ «CogniPlus» (CPS, Physiomed GmbH). Выбор конкретных тренинговых
программ определялся рекомендациями применения комплекса «CogniPlus» [39, 40] и научными данными о тренируемости когнитивных функций: исследования показывают возможность тренировки процессов внимания [36] и зрительного восприятия [37]. Соответственно, для повышения данных качеств использовались тренинговые программы «Space» и «Select». Занятия проводились 3 раза в неделю по 30 минут (15 минут на программу).
Для проведения статистической обработки материала использовали пакет SPSS. 18.00. Проверку закона распределения данных осуществляли методом Колмогорова - Смирнова. Фактические данные представлены в виде «среднее ± стандартное отклонение» (M±SD). Для определения достоверности различий независимых выборок использовался U-критерий Манна -Уитни, для зависимых выборок - T-крите-рий Уилкоксона. Корреляционный анализ осуществлялся по методу Пирсона. Пороговым уровнем статистической значимости был принят p<0,05.
Результаты и обсуждение
Группы тренирующихся спортсменов значимых различий до начала восстано-
Динамика средних значений психоэмоциона и Ч.Д. Спилбергера - Ю.Л. Ханина) в группе
периоде(п=
вительных мероприятий не имели (табл. 1 и 2). Для спортсменов были характерны средняя работоспособность, высокий уровень стресса и психоэмоционального напряжения, средние значения ситуативной тревожности. Устойчивость и внимание при нагрузках соответствовали средним значениям. При концентрации внимания выше среднего отмечалась его низкая точность. Показатели зрительного восприятия и оценки времени оценивались в динамике.
Полученные данные отражают общие характеристики спортсменов, свойственные им в тренировочный период. Высокие психические нагрузки, характерные для тренировочного периода, ведут к формированию негативных психоэмоциональных состояний [24]. Достаточный уровень отдельных показателей внимания соотносится с данными о высоком уровне развития данного когнитивного процесса у спортсменов [5, 23]. Концентрация внимания является значимым компонентом в сложнокоординационных видах спорта, что отражается в ее высоких показателях в данной выборке [7]. Низкая точность внимания у спортсменов может объясняться данными о том, что стрессовое состояние может приводить к снижению точности внимания [34].
Таблица 1
льного статуса (по тестам «МВЦ М. Люшера»
спортсменов, находящихся в тренировочном
=72, М±БО)
Психологические показатели (баллы) Контрольная группа (n=36) Экспериментальная группа (n=36)
До; После Р До; После р
Работоспособность нервной системы 17,06±3,96; 19,35±1,4 0,000 16,77±3,84; 19,33±1,35 0,000
Уровень стресса 10,21±8,66; 6,23±4,18* 0,004 10,37±8,9; 3,02±3,71* 0,000
Психоэмоциональное напряжение 12,88±6,16; 8,88±3,25* 0,000 13,38±6,33; 4,33±2,8* 0,000
Ситуативная тревожность 37,00±8,28; 34,44±6,1 0,000 37,02±8,3; 30,61±5,87 0,000
Примечание: полужирное начертание* - достоверная значимость различий между независимыми выборками после восстановительных мероприятий (р<0,05)
Таблица 2
Динамика средних значений когнитивных функций (по тестам «Vienna Test System») в группе спортсменов, находящихся в тренировочном периоде (n=72, М±SD)
Психологические показатели Контрольная группа (n=36) Экспериментальная группа (n=36)
До; После Р До; После Р
Устойчивость к нагрузкам (РЯ) 69,11±16,89; 75,5±15,77* 0,000 72,41±15,94; 83,29±16,13* 0,000
Внимание при нагрузке (РЯ) 61,5±24,46; 65,91±16,94* 0,209 60,05±23,19; 72,41±15,98* 0,000
Эффективность визуального восприятия (баллы) 12,78±2,36; 14,15±1,12* 0,000 13,75±3,32; 17,43±1,21* 0,000
Скорость визуального восприятия (сек) 2,44±0,35; 2,21±0,21* 0,000 2,40±0,42; 2,09±0,38* 0,000
Медиана отклонения времени (сек) 0,72±0,11; 0,63±0,09* 0,059 0,71±0,15; 0,45±1,01* 0,003
Концентрация внимания (РЯ) 83,61±12,9; 90,1±9,48 0,003 82,83±12,62; 89,66±9,52 0,001
Точность внимания (РЯ) 26,36±27,59; 54,91±15,32* 0,000 26,66±27,63; 68,88±15,92* 0,000
Примечание: полужирное начертание* - достоверная значимость различий между независимыми выборками после восстановительных мероприятий (р<0,05)
После курса восстановительных мероприятий в обеих группах наблюдалась положительная динамика: отмечается повышение работоспособности до значений выше средних, устойчивость к нагрузкам в контрольной группе достигала средних показателей, в экспериментальной - выше среднего. Достоверное повышение показателей внимания при нагрузке до высоких значений наблюдается только в экспериментальной группе (см. табл. 2). В контрольной группе данный показатель изменялся незначительно, в связи с чем получить значимой достоверности не удалось (р>0,05). Также наблюдается уменьшение психоэмоционального напряжения, снижение уровня стресса до значений сла-бовыраженного стрессового состояния, ситуативной тревожности в пределах средних показателей, концентрация внимания увеличивалась в рамках высоких, точность внимания вырастала до показателей выше среднего. Положительная динамика наблюдается в эффективности и скорости визуального восприятия, уменьшение медианы отклонения времени свидетельствует об
улучшении оценивания времени. Отметим при этом, что динамика улучшения по данным параметрам была выше в экспериментальной группе.
Полученные изменения обуславливаются общим восстановительным эффектом от медико-психологических мероприятий. Они отражают улучшение состояния психоэмоциональной и когнитивной сфер, показывают нивелирование возможного дисбаланса между тренировочным напряжением и последующим восстановлением у детей-спортсменов.
После восстановительного курса значимые различия между группами наблюдались по ряду показателей (см. табл. 1 и 2). Уровень стресса и психоэмоциональное напряжение в экспериментальной группе были достоверно ниже на 35,47 и 28,71%, соответственно, а устойчивость к нагрузкам, внимание при нагрузке, точность внимания были на 10,3, 9,86 и 25,44% выше, соответственно, чем в контрольной группе.
Медиана отклонения времени в группе, где применялась когнитивная тренировка, была ниже на 28,57%, а эффективность
и скорость зрительного восприятия - на 18,82 и 5,43% выше.
Выявленные различия объясняются дополнительным использованием метода когнитивной тренировки для развития зрительного восприятия и селективного внимания. «Трансфер» эффекта [13] когнитивной тренировки наблюдается в улучшении смежных с «тренируемыми» функциями, в частности, восприятия временных отрезков и точности внимания.
Взаимосвязь когнитивных процессов и стрессоустойчивости [6] позволяет использовать возможности когнитивной сферы для формирования психологической устойчивости, что способствует улучшению психологических показателей при психофизиологических нагрузках. Следует заметить, что основой для устойчивости и сохранения внимания при нагрузке является селективное внимание, для развития которого использовалась когнитивная тренировка, поскольку высокий уровень избирательности способствует более эффективному реагированию и сохранению продолжительной реакции на множество стимулов [38].
Кроме того, улучшение показателей психоэмоционального статуса, наблюдаемое в экспериментальной группе, объясняется активным влиянием «тренируемого» внимания на проявление саморегуляции за счет контроля сенсорного входа и повышения гибкости направленности восприятия [1].
Вместе с тем имеющиеся различия объясняются не только дополнительными занятиями, направленными на восстановление данных психологических качеств, но и их взаимным влиянием с психоэмоциональным состоянием, что подтверждается проведенным корреляционным анализом.
Отрицательные корреляции были выявлены между устойчивостью к нагрузкам (р=-0,487, г=0,001), вниманием при нагрузке (р=-4,362, г=0,028), эффективностью зрительного восприятия (р=-0,365, г=0,014) и уровнем стресса. Психоэмо-
циональная напряженность отрицательно коррелировала с точностью внимания (р=-0,328, г=0,038) и была положительно связана с медианой отклонения времени (р=0,367, г=0,028). Внимание при нагрузке имело положительную взаимосвязь с точностью внимания (р=0,402, г=0,011).
Полученные данные подтверждают факт влияния психических состояний на продуктивность и качество когнитивных процессов. Адекватное восприятие времени в некоторой степени определяется факторами психоэмоционального напряжения [17, 30], в связи с чем улучшение функционального состояния привело к повышению точности оценивания временных интервалов у детей-спортсменов. Зрительное восприятие и отдельные характеристики внимания также детерминируются стрессовыми проявлениями [19]. Дополнительная стимуляция методом когнитивной тренировки процесса зрительного восприятия в комплексе с мероприятиями, направленными на снижение утомления, дали возможность повысить общую эффективность восстановления.
Заключение
Психологические средства восстановления, используемые в комплексе с медико-биологическими мероприятиями, способствуют росту работоспособности нервной системы, снижению уровня стресса, психоэмоционального напряжения и тревожности, а также повышению устойчивости и внимания при нагрузке, улучшению свойств внимания и восприятия у детей-спортсменов в тренировочный период.
Положительное влияние метода когнитивной тренировки обуславливается не только позитивным воздействием на отдельные функции психики и эффектом «трансфера», возникающим при ее использовании, но и существующей взаимосвязью между психоэмоциональным состоянием и когнитивными функциями, взаимное вли-
яние которых способствует улучшению динамики восстановления.
Метод когнитивной тренировки как психологическое средство восстановления достаточен для обеспечения восстановительных реакций в психике. Он не только не снижает эффективность тренировок, но способствует улучшению ряда психологических качеств, развитие которых необходимо для повышения спортивного мастерства. Данный метод носит адаптивный и индивидуальный характер, что позволяет эффективно использовать его для разных возрастных групп и при разном уровне подготовки.
Включение комплексных медико-психологических средств восстановления в подготовку юных спортсменов способствует улучшению психической работоспособности, сохранению психического здоровья и улучшению спортивных результатов юных спортсменов.
Литература
1. Бердников Д.В., Бобынцев И.И. Взаимосвязь саморегуляции функциональных систем восприятия со свойствами и функциями внимания // Саратовский научно-медицинский журнал. - 2011. - № 4. - С. 791-795.
2. Величковский Б.Б. Возможности когнитивной тренировки как метода коррекции возрастных нарушений когнитивного контроля // Экспериментальная психология. -2009.- № 3. - С. 78-91.
3. Виноградов В., Ши Л. Внетренировочные средства стимуляции и восстановления работоспособности в подготовке спортсменов высокой квалификации // Наука в олимпийском спорте. - 2014. - № 2. - С. 20-23.
4. Высочина Н.Л. Восстановление психической работоспособности спортсменов методом аутогенной тренировки / В кн.: Е.А. Гаврилова, О.А. Чурганов (Ред.) «Безопасный спорт - 2017»: Материалы IV Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. - СПб.: Изд-во СЗГУ И.И. Мечникова, 2017. - С. 26-27.
5. Гант Е.Е., Орленко Е.М. Психологические средства восстановления работоспособности спортсменов // Физическое воспитание студентов. - 2016. - № 5. - С. 4-9.
6. Гордиевская Н.А., Гордиевский А.Ю. Стабилизация когнитивных и психофизиологических процессов в результате занятий аутогенной тренировкой // Самарский научный вестник. - 2014. - № 2(7). - С. 21-23.
7. Давыдов В., Манкевич А., Лущик И. Концентрация и распределение внимания в спортивном плавании, спортивной и художественной гимнастике // Фiзичневи-ховання, спорт i культура здоров'я у су-часномусуспшьствь - 2016. - № 1(33). - С. 107-113.
8. Котенко К.В., Корчажкина Н.Б., Щукин А.И., Петрова М.С., Луговой В.Е., Киш А.А., Жаркова К.Н. Организация мульти-дисциплинарного подхода к реабилитации спортсменов циклических видов спорта // Электронный научно-образовательный «Вестник здоровья и образование в XXI веке». - 2014. - № 16(12). - С. 49-50.
9. Кофман Л.Б., Курашвили В.А. Инновационные методы психофизиологического анализа деятельности спортсменов // Теория и методика спорта высших достижений. -2015. - № 3. - С. 19-21.
10. Курманалина А.К. Современные средства восстановления работоспособности в спорте // Вестник студенческой науки. -2017. - № 8. - С. 6-8.
11. Лебедева С.А., Тягалова Е.В., Корнилова Ю.П., Кошель Т.А., Бундикова Т.М. Педагогические средства восстановления / В кн.: Лебедева С.А., Тягалова Е.В., Корнилова Ю.П., Кошель Т.А., Бундикова Т.М. Восстановление работоспособности спортсменов при занятиях гребным спортом. - ФГОУ-ВПО «ВГАФК», Волгоград, 2011. - С. 30-34.
12. Левицкая Т.Е., Богомаз С.А., Козлова Н.В., Лучиди Ф., Атаманова И.В., Тренькаева Н.А., Щеглова Э.Н. Развитие навыков саморегуляции у спортсменов высших достижений // Сибирский психологический журнал. - 2016. - № 60. - С. 130-147.
13. Лисицына Л.С., Лямин А.В., Быстрицкий А.С., Мартынихин И.А. Проблема поддержки когнитивных функций в процессе электронного обучения // Научно-технический вестник информационных техноло-
гий, механики и оптики. - 2014. - № 6(94).
- С. 177-184.
14. Ложкин Г.В., Гринь А.Р., Колосов А.А. Когнитивный ресурс квалифицированного спортсмена // Спортивный психолог. -2007. - № 1. - С. 29-36.
15. Неборский С.А. Современные средства восстановления и повышения физической и психоэмоциональной подготовленности спортсменов // Вестник спортивной науки.
- 2013. - № 5. - С. 83-86.
16. Никифоров Г.С. Работоспособность как критерий профессионального здоровья / В кн.: Г.С. Никифоров (Ред.). Психология здоровья: Учебник для вузов. - СПб.: Питер, 2006. - С. 508-512.
17. Никулина Е.В. Трансформация субъективного времени в экстремальных ситуациях у сотрудников правоохранительных органов // Гуманитарные научные исследования. - 2017. - № 10(74). [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka. ru/2017/10/24476.
18. Носкова О.Г. Психология профессиональной работоспособности и функциональных состояний / В кн.: О.Г. Носкова (Ред.). Психология труда: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: «Академия», 2004. - С. 229-254.
19. Петухов И.В., Чаусов Д.Н., Беляев В.В., Ку-расов П.А., Танрывердиев И.О. Зрительное утомление человека-оператора в процессе восприятия информации с электронных дисплеев // Вестник МГОУ. Сер. «Физика -Математика». - 2014. - № 2. - С. 87-94.
20. Решетников В.С., Шабанов А.Г., Пичугин А.П., Кузнецова Л.А. Совершенствование методической работы по психофизиологической подготовке спортсменов-фехтовальщиков // Профессиональное образование в современном мире. - 2017. - № 7(2). - С. 1108-1117.
21. Самойлова Н.Г., Алёшичева А.В. Актуальность исследования психологического здоровья спортсменов / В кн.: Ю.В. Байков-ского, А.В. Вощинина (Ред.), Рудиковские чтения: Материалы XIII Международной научно-практической конференции психологов физической культуры и спорта. - М.: РГУФКСМиТ, 2017. - С. 67-72.
22. Семенов Д.А., Минаева А.В. Компьютерные тренажеры внимания в практике спортив-
ной подготовки. - Красноярск: Краснояр. кр. ин-т повыш. квалиф. работников физ. культуры и спорта, 2014. - С. 3-9.
23. Сунцов С.А. Характеристика свойств внимания спортсменов-единоборцев 12 лет // Вестник Северного (Арктического) федерального университета. Серия: Естественные науки. - 2013. - № 2. - С. 96-101.
24. Татаринцева Р.Я., Ежова Н.М. Новые подходы эффективной реабилитации в спорте высших достижений // Известия Тульского государственного университета. Физическая культура. Спорт. - 2014. - № 2. - С. 163-168.
25. Третьяк А.Н. Современные средства восстановления работоспособности спортсмена // ППМБПФВС. - 2009. - № 10. - С. 249-253.
26. Уляева Л.Г., Мельник Е.В. Психологический анализ сложнокоординационных видов спорта / В кн.: Л.Г. Уляевой (Ред.). Психолого-педагогическое сопровождение спортивной деятельности в контексте самореализации личности: монография. - М.: Издатель Мархотин П.Ю., 2014. - С. 14-20.
27. Чайников П.Н., Соломатина Н.В., Черкасова В.Г., Кулеш А.М. Когнитивные функции и умственная работоспособность в условиях спортивной деятельности // Таврический журнал психиатрии. - 2015. - № 170(1). - С. 55-60.
28. Якименко С.Н., Полуструев А.В., Новикова С.В. Дифференцированное использование физических средств воспитания на этапе предсоревновательной подготовки гимнасток 13-15 лет // Омский научный вестник.
- 2007. - № 1(51). - С. 168-173.
29. Deveau J., Ozer D.J., Seitz A.R. Improved vision and on-field performance in baseball through perceptual learning // Current Biology. - 2014. - Vol. 24(4). - P. 146-147.
30. Eaglemann D. Using time perception to measure fitness to duty // Military Psychology.
- 2009. - Vol. 21(1). - P. 1-7.
31. Faubert J., Sidebottom L. Perceptual-cognitive training of athletes // Journal of Clinical Sport Psychology. - 2012. - Vol. 6. - P. 85-102.
32. Hadlow S.М., Panchuk D., Mann D.L., Portus M.R., Abernethy B. Modified perceptual training in sport: A new classification framework // Journal of Science and Medicine in Sport. - 2018. - Vol. 3. - P. 113-125.
33. Halson S.L. Recovery techniques for athletes // Sports Science Exchange. - 2013. - Vol. 26(120). - P. 1-6.
34. Jacobs T.L., Shaver P.R., Epel E.S., Zanesco A.P., Aichele S.R., Bridwell D.A., Rosenberg E.L., KingB.G., Maclean K.A., Sahdra B.K., Kemeny M.E., Ferrer E., Wallace B.A., Saron C.D. Self-reported mindfulness and cortisol during a Shamatha meditation retreat // Health Psychol. - 2013. - Vol. 32(10). - P. 1104-1109.
35. Kellmann M. Preventing overtraining in athletes in high-intensity sports and stress/ recovery monitoring // Scand J. Med. Sci. Sports. - 2010. - Vol. 20(2). - P. 95-102.
36. Kelly C., Hester R., Foxe J.J., Shpaner M., Garavan H. Flexible cognitive control: effects of individual differences and brief practice on a complex cognitive task // Neurolmage. -2006. - Vol. 31(2). - P. 866-886.
37. Kurtz M.M., Moberg P.J., Gur R.C., Gur R.E. Approaches to cognitive remediation of neuropsychological deficits in schizophrenia: A review and meta-analysis // Neuropsychology Review. - 2001. - Vol. 11(4). - P. 197-210.
38. Schuhfried G. Vienna test system: «XPSSP» / SCHUHFRIED GmbH, Mödling, 2011.
39. Sturm W. CogniPlus: Select / SCHUHFRIED GmbH, Mödling, 2007.
40. Sturm W. CogniPlus: Space / SCHUHFRIED GmbH, Mödling, 2007.
References
1. Berdnikov DV, Bobyntsev II. Vzaimosvyaz' samoregulyatsii funktsional'nykh sistem vospriyatiya so svoystvami i funktsiyami vni-maniya. Saratovskiy nauchno-meditsinskiy zhurnal 2011; 4:791-795 (in Russian).
2. Velichkovskiy BB. Vozmozhnosti kognitivnoy trenirovki kak metoda korrektsii vozrastnykh narusheniy kognitivnogo kontrolya. Eksper-imental'naya psikhologiya 2009; 3:78-91 (in Russian).
3. Vinogradov V, Shi L. Vnetrenirovochnyye sredstva stimulyatsii i vosstanovleniya rabo-tosposobnosti v podgotovke sportsmenov vysokoy kvalifikatsii. Nauka v olimpiyskom sporte 2014; 2:20-23 (in Russian).
4. Vysochina NL. Vosstanovleniye psikhicheskoy rabotosposobnosti sportsmenov metodom au-togennoy trenirovki. V kn YeA Gavrilova, OA
Churganov (Red) «Bezopasnyy sport - 2017»: Materialy IV Vserossiyskoy nauchno-prak-ticheskoy konferentsii s mezhdunarodnym uchastiyem. St-Petersburg: Izd-vo SZGU II Mechnikova, 2017: 26-27 (in Russian).
5. Gant Ye Ye, Orlenko YeM. Psikhologicheskiye sredstva vosstanovleniya rabotosposobnosti sportsmenov. Fizicheskoye vospitaniye stu-dentov 2016; 5:4-9 (in Russian).
6. Gordiyevskaya NA, Gordiyevskiy AYu. Stabi-lizatsiya kognitivnykh i psikhofiziologicheski-kh protsessov v rezul'tate zanyatiy autogen-noy trenirovkoy. Samarskiy nauchnyy vestnik 2014; 2(7):21-23 (in Russian).
7. Davydov V, Mankevich A, Lushchik I. Kont-sentratsiya i raspredeleniye vnimaniya v sportivnom plavanii, sportivnoy i khudozhest-vennoy gimnastike. Fizichnevikhovannya, sport i kul'tura zdorov'ya u suchasnomusus-pil'stvi 2016; 1(33):107-113 (in Russian).
8. Kotenko KV, Korchazhkina NB, Shchukin AI, Petrova MS, Lugovoy VYe, Kish AA, Zharkova KN. Organizatsiya mul'tidistsiplinarnogo pod-khoda k reabilitatsii sportsmenov tsiklicheski-kh vidov sporta. Elektronnyy nauchno-obra-zovatel'nyy «Vestnik zdorov'ya i obrazovaniye v XXI veke» 2014; 16(12):49-50 (in Russian).
9. Kofman LB, Kurashvili VA. Innovatsionny-ye metody psikhofiziologicheskogo analiza deyatel'nosti sportsmenov. Teoriya i metodika sporta vysshikh dostizheniy 2015; 3:19-21 (in Russian).
10. Kurmanalina AK. Sovremennyye sredstva vosstanovleniya rabotosposobnosti v sporte. Vestnik studencheskoy nauki 2017; 8:6-8 (in Russian).
11. Lebedeva SA, Tyagalova YeV, Kornilova YuP, Koshel' TA, Bundikova TM. Pedagogicheski-ye sredstva vosstanovleniya. V kn Lebedeva SA, Tyagalova YeV, Kornilova YuP, Koshel' TA, Bundikova TM. Vosstanovleniye rabotos-posobnosti sportsmenov pri zanyatiyakh greb-nym sportom. FGOUVPO «VGAFK», Volgograd, 2011: 30-34 (in Russian).
12. Levitskaya TYe, Bogomaz SA, Kozlova NV, Luchidi F, Atamanova IV, Tren'kayeva NA, Shcheglova EN. Razvitiye navykov samoreg-ulyatsii u sportsmenov vysshikh dostizheniy. Sibirskiy psikhologicheskiy zhurnal 2016; 60:130-147 (in Russian).
13. Lisitsyna LS, Lyamin AV, Bystritskiy AS, Mar-tynikhin IA. Problema podderzhki kogni-
tivnykh funktsiy v protsesse elektronnogo obucheniya. Nauchno-tekhnicheskiy vestnik informatsionnykh tekhnologiy, mekhaniki i optiki 2014; 6(94):177-184 (in Russian).
14. Lozhkin GV, Grin' AR, Kolosov AA. Kogni-tivnyy resurs kvalifitsirovannogo sportsmena. Sportivnyy psikholog 2007; 1:29-36 (in Russian).
15. Neborskiy SA. Sovremennyye sredstva vossta-novleniya i povysheniya fizicheskoy i psikhoe-motsional'noy podgotovlennosti sportsmenov. Vestnik sportivnoy nauki 2013; 5:83-86 (in Russian).
16. Nikiforov GS. Rabotosposobnost' kak kriteriy professional'nogo zdorov'ya. V kn GS Nikiforov (Red) Psikhologiya zdorov'ya: Uchebnik dlya vuzov. St-Petersburg: Piter, 2006: 508512 (in Russian).
17. Nikulina YeV. Transformatsiya sub'yektiv-nogo vremeni v ekstremal'nykh situatsiyakh u sotrudnikov pravookhranitel'nykh organ-ov. Gumanitarnyye nauchnyye issledovani-ya 2017; 10(74). URL: http://human.snauka. ru/2017/10/24476 (in Russian).
18. Noskova OG. Psikhologiya professional'noy rabotosposobnosti i funktsional'nykh sostoy-aniy. V kn OG Noskova (Red.) Psikhologiya truda: Ucheb posobiye dlya stud vyssh ucheb zavedeniy. Moscow: «Akademiya», 2004: 229254 (in Russian).
19. Petukhov IV, Chausov DN, Belyayev VV, Ku-rasov PA, Tanryverdiyev IO. Zritel'noye utom-leniye cheloveka-operatora v protsesse vospri-yatiya informatsii s elektronnykh displeyev. Vestnik MGOU. Ser «Fizika - Matematika» 2014; 2:87-94 (in Russian).
20. Reshetnikov VS, Shabanov AG, Pichugin AP, Kuznetsova LA. Sovershenstvovaniye meto-dicheskoy raboty po psikhofiziologicheskoy podgotovke sportsmenov-fekhtoval'shchikov. Professional'noye obrazovaniye v sovremen-nom mire 2017; 7(2):1108-1117 (in Russian).
21. Samoylova NG, Aloshicheva AV. Aktu-al'nost' issledovaniya psikhologicheskogo zdorov'ya sportsmenov. V kn YuV Bayko-vskogo, AV Voshchinina (Red) Rudikovskiye chteniya: Materialy XIII Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii psik-hologov fizicheskoy kul'tury i sporta. Moscow: RGUFKSMiT, 2017: 67-72 (in Russian).
22. Semenov DA, Minayeva AV. Komp'yuternyye trenazhery vnimaniya v praktike sportivnoy
podgotovki. Krasnoyarsk: Krasnoyar kr in-t povysh kvalif rabotnikov fiz kul'tury i sporta, 2014: 3-9 (in Russian).
23. Suntsov SA. Kharakteristika svoystv vnimani-ya sportsmenov-yedinobortsev 12 let. Vestnik Severnogo (Arkticheskogo) federal'nogo uni-versiteta. Seriya: Yestestvennyye nauki, 2013; 2:96-101 (in Russian).
24. Tatarintseva RYa, Yezhova NM. Novyye podk-hody effektivnoy reabilitatsii v sporte vysshikh dostizheniy. Izvestiya Tul'skogo gosudarstven-nogo universiteta. Fizicheskaya kul'tura. Sport 2014; 2:163-168 (in Russian).
25. Tret'yak AN. Sovremennyye sredstva voss-tanovleniya rabotosposobnosti sportsmena. PPMBPFVS 2009; 10:249-253 (in Russian).
26. Ulyayeva LG, Mel'nik YeV. Psikhologich-eskiy analiz slozhnokoordinatsionnykh vi-dov sporta. V kn LG Ulyayevoy (Red.) Psik-hologo-pedagogicheskoye soprovozhdeniye sportivnoy deyatel'nosti v kontekste samo-realizatsii lichnosti: monografiya. Moscow: Izdatel' Markhotin PYu, 2014: 14-20 (in Russian).
27. Chaynikov PN, Solomatina NV, Cherkasova VG, Kulesh AM. Kognitivnyye funktsii i um-stvennaya rabotosposobnost' v usloviyakh sportivnoy deyatel'nosti. Tavricheskiy zhurnal psikhiatrii 2015; 170(1):55-60 (in Russian).
28. Yakimenko SN, Polustruyev AV, Novikova SV. Differentsirovannoye ispol'zovaniye fizicheski-kh sredstv vospitaniya na etape predsorevno-vatel'noy podgotovki gimnastok 13-15 let. Omskiy nauchnyy vestnik 2007; 1(51): 168173 (in Russian).
29. Deveau J, Ozer DJ, Seitz AR. Improved vision and on-field performance in baseball through perceptual learning. Current Biology 2014; 24(4):146-147.
30. Eaglemann D. Using time perception to measure fitness to duty. Military Psychology 2009; 21(1):1-7.
31. Faubert J, Sidebottom L. Perceptual-cognitive training of athletes. Journal of Clinical Sport Psychology 2012; 6:85-102.
32. Hadlow SM, Panchuk D, Mann DL, Portus MR, Abernethy B. Modified perceptual training in sport: A new classification framework. Journal of Science and Medicine in Sport 2018; 3:113-125.
33. Halson SL. Recovery techniques for athletes. Sports Science Exchange 2013; 26(120):1-6.
34. Jacobs TL, Shaver PR, Epel ES, Zanesco AP, Ai-chele SR, Bridwell DA, Rosenberg EL, King BG, Maclean KA, Sahdra BK, Kemeny ME, Ferrer E, Wallace BA, Saron CD. Self-reported mindful-ness and cortisol during a Shamatha meditation retreat. Health Psychol 2013; 32(10):1104-1109.
35. Kellmann M. Preventing overtraining in athletes in high-intensity sports and stress/recovery monitoring. Scand J Med Sci Sports 2010; 20(2):95-102.
36. Kelly C, Hester R, Foxe JJ, Shpaner M, Gara-van H. Flexible cognitive control: effects of individual differences and brief practice on
a complex cognitive task. NeuroImage 2006; 31(2):866-886.
37. Kurtz MM, Moberg PJ, Gur RC, Gur RE. Approaches to cognitive remediation of neu-ropsychological deficits in schizophrenia: A review and meta-analysis. Neuropsychology Review 2001; 11(4):197-210.
38. Schuhfried G. Vienna test system: «XPSSP». SCHUHFRIED GmbH, Mödling, 2011.
39. Sturm W. CogniPlus: Select. SCHUHFRIED GmbH, Mödling, 2007.
40. Sturm W. CogniPlus: Space. SCHUHFRIED GmbH, Mödling, 2007.
mGNITIVE TRAINING AS A PSYCHOLOGICAL MEANS OF RECOVERY IN CHILDREN-ATHLETES DURING THE TRAINING PERIOD
E.A. TSEHMEYSTRUK, N.V. KOZLOVA
National Research Tomsk State University, Tomsk
The article considers the possibility of using cognitive training as a part of medical and psychological rehabilitation activities for children athletes during the training period. The study involved 72 athletes aged 10-15 years studying at Kuznetsov specialized junior sports school of the Olympic reserve for gymnastics (Seversk). Cognitive functions were assessed using the computerized Vienna test system (Schufried, Vienna, 2013), the psycho-emotional state was determined by the Luscher color method and the Spielberger-Hanin test. The effectiveness of the use of cognitive training as a psychological means of recovery was proved. We found an improvement in the dynamics of recovery, which is due to the relationship between the psycho-emotional state and cognitive functions.
Keywords: cognitive training, children-athletes, psychological means of recovery, cognitive functions.
Address:
Tsehmeystruk E.A.
Post-graduate student of the Department of Genetic
and Clinical Psychology, Faculty of Psychology,
National Research Tomsk State University