УДК 159.9
КОГНИТИВНАЯ, ПРАКТИЧЕСКАЯ И ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ
ПОДГОТОВКА ВЫНУЖДЕННЫХ ПЕРЕСЕЛЕНЦЕВ ЗРЕЛОГО ВОЗРАСТА К ПОСТМИГРАЦИОННОЙ ЖИЗНИ
Н.Д. Султанова - кандидат психологических наук, доцент
Поволжская государственная академия физической культуры, спорта и
туризма Набережные Челны
COGNITIVE, PRACTICAL AND PSYCHOLOGICAL TRAINING OF MATURE AGED INTERNALLY DISPLACED PERSONS TO POSTMIGRATIONAL LIFE
N.D. Sultanova - Candidate of Psychological Sciences, Associate Professor Povolzskaya State Academy of Physical Culture, Sport and Tourism
Naberezhnye Chelny
e-mail: [email protected]
Ключевые слова: акклимационно личностная интеграция; вынужденные переселенцы (ВП); зрелый возраст; комплексный подход; психологическая программа; развитие.
Аннотация. В статье рассмотрены принципы, формы и организация психологической работы с вынужденными переселенцами зрелого возраста. Выход на когнитивное, нравственное, художественно-эстетическое развитие помогает вынужденным переселенцам обрести уверенность в себе, своих силах и возможностях; укрепляет их в желании работать в новой среде; дает возможность понять происходящие глубинные изменения и осознать то, что он может быть востребованным на новом месте жительства.
Key words: acclimation personal integration, internally displaced persons; mature age; integrated approach, psychological program; development.
Summary. The article deals with the principles, forms and organization of psychological work with internally displaced persons of mature age. The way out on the cognitive, moral, artistic and aesthetic development helps displaced people to gain confidence in themselves, their powers and abilities, strengthens their desire to work in the new environment, enables us to understand the deep changes and realize that it can be claimed on a new place of residence.
В настоящее время можно считать установленным, что в процессе вхождения мигрантов в новую социальную среду характеристики личности не остаются без изменений, формируются качественно новые психологические образования, которые начинают работать вместе с ранее сложившимися или автономно. Система личности претерпевает различного уровня перестройку, изменяется прежняя система регуляции и управления ею. У отдельных мигрантов при благоприятном вхождении в новую среду растет целостность, проявляется интегративность психологической организации, накапливаются и раскрываются соответствующие возрасту, профессии, образованию, психофизиологическому уровню потенции. Все это говорит о прогрессивной, гармоничной линии развития после переезда.
Однако в группе мигрантов можно выделить регрессивную линию, представленную несколькими типами. В связи с этим миграцию (вынужденный переезд, в частности) рассматривают с позиции в большей степени негативного, чем позитивного воздействия на психику человека. Так, например, в исследованиях отечественных и зарубежных психологов изучаются различные психологические явления, характеризующие отрицательные чувства и состояния мигрантов: ностальгию. (К. Ясперс), стресс аккультурации (Р. Анис, Дж. Бери, Дж. Вестермайер), культурный шок (С. Бочнер, К. Оберг, А. Фурнхам и др.), маргинальный конфликт (П.Л. Бергне, C. Гиртц, A.M. Гриили, С.В. Коннор и др.), нарушения в здоровье (Валвидиа, В.Т. Джу, Брус П. Доренвенд, Е.С. Йю, Морфи, И. Сарасон, Ч. Спилбергер, Р. Столлер и др.), теорию инородцев (В.Т. Джу, Е.С. Йю), психосоматические аспекты депрессии (З.Н. Тумалаева), кризис идентичности (Л.А. Шайгерова) и др.
Если личность представляет «инструмент», «орудие» (Б.С. Братусь) в жизнеуправлении, то в ситуации вынужденной смены места жительства можно говорить о том, что данное «орудие» утрачивает свою силу, теряет направляющее начало в новой среде, руководящее мыслями, действиями и поступками людей. Такого рода положение ставит цель психологически осмыслить способы полноценного развития личности вынужденных переселенцев (далее - ВП) после переезда, поиск путей для продуктивного введения их в новую среду. Отметим, что краткосрочные, односторонние программы не всегда способны обеспечить качественное развитие личности ВП. В данном случае необходим комплексный подход, отражающий глубинное содержание законов внешнего и внутреннего развития личности мигрантов, обеспечивающий позитивное отношение к себе, окружающим и новому месту жительства, направленный на раскрытие и актуализацию потенций личности на новом месте жительства, формирующий совместную с местными жителями деятельность и общение. Специфика комплексного подхода в развитии личности ВП заключается в том, что он задаст ориентацию на единство изучения проблем развития и совершенствования человека после переезда, разработает стратегию на преобразование наличного уровня развития личности в высший продуктивный, соединит разобщенные единицы жизни мигранта в единое целое. Поэтому данный подход стал основным в нашем исследовании.
Начальный период вхождения в среду связан с блокированием личностной системы, «реставрацией» структуры личности после переезда, при которой в психологической организации сохраняется работоспособность отдельных базовых качеств личности. В новой социальной среде сужается круг межличностного взаимодействия, разрушается социальная сеть, а также прежние средства корректировки и оптимизации общения и т.п. Большинство личностных и связанных с ними профессиональных, отдельных культурных, социально детерминированных и других качеств начинают свое движение по новой траектории. Данный период накладывает отпечаток на развитие личности.
Отметим, что на начальный период при тех или иных изменениях в жизни обратили внимание исследователи разных направлений: биологи, этнографы, психологи. Биологи данный период называют «лаг-фазой», этнографы - «явлением лиминальности». Среди психологов данный период рассмотрен А.Н. Леонтьевым («стихийный этап»), Л.И. Анцыферовой («создание внутренних потенций в критические периоды жизни»), А.Г. Асмоловым («зона неопределенности»), В.Г. Асеевым («нерегулируемый обществом стихийный процесс»), зоопсихологом К.Э. Фабри («явление преадаптации») [1-5]. Как отмечает большинство исследователей, он связан со снижением темпа развития, с повышенной уязвимостью, внутренней растерянностью, метанием, переоценкой себя и других и т.д. При условии успешного завершения данного периода наблюдается прилив сил, стремительное овладение новыми областями действительности, повышение мотивации к достижению целей. В связи с этим данному периоду нами дано название «акклимационно личностная интеграция». Акклимационно личностная интеграция предполагает начальную, срочную [ 6-7] перестройку внутренних личностных регуляторов
(акклимацию), показывает переход их на новый уровень функционирования после переезда.
Крайне важным будет показать, каким образом может быть сдвинут акцент в деятельности ВП с пассивной, нерегулируемой, ситуационной или сугубо исполнительской, потребительской позиции на активную, творческую, авторскую, когда ВП становятся хозяевами новых жизненных обстоятельств. Функциями неформального в данном случае образовательного процесса являются: когнитивная, практическая и психологическая подготовка ВП к постмиграционной жизни.
Сегодня ситуация работы с ВП является недостаточно обеспеченной психологически. Как показывает практика, главная задача сводится к оформлению, регистрации и стихийному, нерегулируемому направлению на приспособление. В основном деятельность направлена на организацию реабилитационной или коррекционной работы, например, с детьми ВП, при этом игнорируются психопрофилактические мероприятия. Кроме того, осуществлять психологическую работу с ВП не входит в перечень должностных обязанностей сотрудников миграционных служб. Также в задачу различных социальных учреждений не входит, как известно, организация встреч с интересными людьми-мигрантами, подготовка и проведение конференций с освещением актуальных в ситуации вынужденного переселения вопросов с учетом потребностей мигрантов зрелого возраста и т.д. Однако для личностного (нравственного, общеинтеллектуального, эстетического и т.п.) развития данное направление необходимо считать наиболее продуктивным. Опираясь на опыт других переселенцев, овладевая наиболее успешными технологиями, получая значимую информацию о миграции и мигрантах и т.п., ВП становится сильной, действующей личностью, с развитой системой смыслорегуляции.
Организуемая извне работа касается проработки тем естественнонаучного, гуманитарно-эстетического и общеразвивающего блоков: «Роль питания и пищи в адаптации ВП»; «Смена климата»; «Физические упражнения в обеспечении оптимальной адаптации ВП к новым условиям среды»; «Карта города, республики, страны»; «Миграция животных»; «Мир местных растений, животных»; «Внешний облик» и др. Работа с ВП разворачивается в следующем плане: участники отрабатывают не стихийные, поверхностные представления о смене места жительства и ее влиянии на организм, а начинают открывать биологические, анатомо-физиологические, нутрициативные, трофологические и другие знания, осваивать научно-прикладные закономерности процесса адаптации.
Здесь используется материал, который открывает географическое, климатическое, биологическое пространство после переезда, развивает представления о питании и пище, смене климатогеографических условий, расширяет географию мира и местности, создает целостное представление о фауне и флоре нового региона и т.п. Все это, согласно психологии, становится стержневым в психическом и личностном развитии людей (Л.И. Айдарова) зрелого возраста.
Психологи, социальные сотрудники в неформальном образовательном процессе направляют взор ВП на организацию ориентировочной деятельности в новом пространстве на начальном, сенситивном этапе постмиграционного процесса. Данный этап задает уровень и вектор последующего личностного развития.
Выход на когнитивное, нравственное, художественно-эстетическое развитие по многим темам программы, когда человек зрелого возраста больше всего нуждается в помощи и поддержке извне, помогает ВП обрести уверенность в себе, своих силах и возможностях; укрепляет их в желании работать, трудиться в новой среде; дает возможность понять происходящие глубинные изменения и осознать то, что он может быть востребованным на новом месте жительства (например, после поездки в центр занятости). Такой мотив ориентации здесь очень важен для ВП зрелого возраста и имеет свою реальную задачу. Он представляет первый шаг в сдвиге на активную позицию, целенаправленную деятельность.
Благодаря получаемой извне помощи ВП может значительно продвинуться в своем развитии, а также укрепить уверенность в своих возможностях, достижении целей.
Пространственная, территориальная ориентировка являются основными при любых условиях жизни (вход в новое помещение, темную комнату и др.) Особую значимость данная ориентировка приобретает в ситуации вынужденного переселения. Внедрение в работу с данным контингентом экскурсий по городу, знакомство с культурным, промышленным ресурсом местности, его достопримечательностями, центром занятости и т.п. являются первыми шагами в построении целостной картины местности, выявлении значимых для индивида ориентиров для продуктивной адаптации в зрелом возрасте.
Рассмотрим когнитивную и практическую функции на примере содержания тем «Роль питания и пищи в адаптации ВП». Как известно, обязательным условием существования человека является постоянство потоков энергии, вещества и информации. Одной из составляющих данного поля является информация о нутриентном составе (вещества, поступающие в организм человека с продуктами питания) окружающей среды, при дефиците которых в организме наблюдается нутриентная недостаточность. Через пищу живой организм получает необходимую информацию об окружающей среде на нескольких уровнях, начиная с молекулярного до биогеоценотического. Эти данные дают ему возможность приспосабливаться к окружающей природе и пребывать с ней в гармонии и соразмерных связях.
Микроэлементный статус организма человека согласуется со спецификой микроэлементного состава местности проживания. Растения и животные, выросшие в другой местности с иным содержанием макро- и микронутриентов в почве и воде, в другом климате дают ложную и разнородную информацию организму, часто искаженную. Например, ВП вынуждены постоянно приспосабливаться к новым геофизическим и геохимическим условиям, к непривычным для них сигналам с помощью пищи. Регламентация пищи, традиционные способы ее приготовления и употребления достаточно устойчивы и оказывают существенное влияние на здоровье ВП, особенности заболеваний и уровень смертности.
Традиционная система питания как часть культуры жизнеобеспечения людей в ситуации вынужденного переселения испытывает кардинальные изменения. Резкие отклонения от нормальных, здоровых традиций питания, свойственных тому или иному народу, нарушают здоровье людей и оказывают влияние на их психическое состояние [19].
Люди физиологически легко переносят существенные изменения в характере рациона, но психологически медленнее адаптируются к изменению структуры питания. Неслучайно рекомендуется употреблять в пищу, например, те растения, которые произрастают в том регионе, той природной полосе, где человек родился или провел большую часть своей жизни. Кроме того, добавим, что есть необходимо такую пищу, к которой организм чувствует наибольшую предрасположенность, учитывая при этом эффект импринтинга, т.е. сформированные пищевые предпочтения [4, 9], заложенные в раннем детстве. Чем старше возраст индивидуума, тем они устойчивее, тем сложнее меняются его потребности в тех или иных продуктах.
Большинство ВП имеет недостаточное представление о пищевых ресурсах новой окружающей среды, об ассортименте продуктов, что проявляется в неэффективном или неумелом их использовании в пищу. После, например, среднеазиатских условий с богатым разнообразием фруктов, овощей и их качеством, ВП теряются и не всегда способны распознать или назвать овощи и фрукты, деревья или растения. Проявляются сложности в замене известных пищевых продуктов новыми. В период адаптации важна психологическая готовность к этим изменениям. В дополнение к вышесказанному отметим, что существуют отдельные блюда и способы их приготовления, которые весьма существенно отличаются от привычных с точки зрения данного этноса. Важную роль в России играет процесс сохранения или даже улучшения питательных свойств продуктов питания и пищи, отличающийся от тех,
которые наработаны у ВП в среднеазиатском регионе. Все это, естественно, накладывает отпечаток на психофизиологическое состояние людей после смены места жительства.
Вместе с тем переезд сопряжен с большими энергетическими затратами организма. Поддержание общего баланса калорий в ситуации вынужденного переезда, активный труд, в который вовлекается мигрант, чтобы обеспечить себя и свою семью продуктами питания, становятся биологическим фундаментом адаптации к новой среде. На практике взрослые ВП не всегда могут добиться соответствия между наличным, потребляемым и желаемым количеством и качеством продуктов в первые годы после переезда. Они не застрахованы от недоедания, что сказывается на психоэмоциональном состоянии большинства переселенцев.
Согласно результатам нашего исследования, в первые две-три недели после переезда более 90% респондентов отмечают индифферентное отношение к употребляемой еде. В последующем, в пределах 2-3 месяцев, 60% опрошенным нарастающее эмоциональное напряжение в отношении пищи удавалось снизить приготовлением, по возможности, излюбленных блюд из привычной до переезда кухни. Дискомфорт, создаваемый изменением структуры и рациона питания, по мнению респондентов, сохраняется длительно (до 2-6 лет). В этот период приготовление привычных блюд, хотя и редкое, кратковременно снимает эмоциональное напряжение. В дальнейшем можно говорить о завершении периода адаптации.
Таким образом, в соответствии с рассмотренными выше положениями теории адекватного питания ВП учится внимательно относиться к истинным, реальным потребностям организма после переезда; анализировать доминирующие вкусовые предпочтения, которые позволяют выявить их психоэмоциональные причины и психофизиологическое состояния при вынужденной миграции; выявлять негативные последствия смены пищи и структуры питания; подбирать адекватные состоянию людей компоненты в диете, способы приготовления блюд, позволяющие улучшить эмоциональный настрой индивидуума. Проведение подобных мероприятий в отношении ВП на первых этапах после переезда, организация психологической работы с ними, позволяют оптимизировать адаптацию с учетом трофологической составляющей этого процесса.
Значение физической культуры в гармонизации взаимоотношений индивидуума с окружающей средой, в том числе и социальной, а также ее позитивное влияние на состояние человека с созданием положительного эмоционального фона в жизни человека доказано во многих теориях. Следующая тема - «Физическая культура в обеспечении оптимальной адаптации вынужденных переселенцев к новым условиям среды» - предоставляет возможность сохранения и укрепления здоровья. В обычной практике она меньше всего рассмотрена в ситуации вынужденного переселения.
Как показывают исследования, миграция обостряет проблемы здоровья, создаёт тяжелые стрессовые состояния, подталкивает к бездомности, безработице, бедности, безысходности и даже к суицидальным состояниям [10]. Затягивание сроков обустройства и особенности социально-психологической адаптации ВП, ухудшение материального и социального положения, значительные сложности в трудоустройстве и т.п. оказывают отрицательное влияние на функциональное состояние [12] вынужденных мигрантов. В трудовой деятельности оно проявляется в снижении мотивации, невысокой работоспособности, ухудшении самочувствия, в ощущении дискомфорта, возможных физиологических изменениях (например, таких как замедление темпа работы, нарушение точности, ритмичности, координации движений и т.п.), нарушении состояния здоровья (головные боли, головокружения, нарушение работы желудочно-кишечного тракта и т.д.), приводя тем самым к снижению эффективности и производительности труда ВП в процессе выполняемой ими деятельности в первые годы после переезда. Поэтому задача общества, социальных и психологических служб заключается в оптимизации вхождения ВП в новое жизненное пространство. Хорошим доступным «инструментом» для их решения можно рассматривать профессионально сконструированный алгоритм (комплекс) психофизиологического
программирования на адекватную социализацию, обязательно включающий и ряд физических упражнений.
Включение темы, направленной на приобщение ВП к физической культуре, формированию потребностей в физических упражнениях в работе с ВП является важным шагом в овладении действиями, в регуляционных механизмах обеспечения оптимальной адаптации.
Физические упражнения рекомендуется психологически осмысливать и сочетать с самовнушением и образным представлением, что повышает их целебную эффективность.
Со временем осознанные действия ВП позволяют ему управлять эмоциями, размышлять, контролировать, искать новые варианты результатов переезда, варианты новых целей.
Наша программа экстраполирует к природно заложенным саморегулируемым механизмам взаимодействия со средой. К ним относятся биологическая, рефлекторная и сознательно управляемая саморегуляции [15]. Высшей формой саморегуляции всех без исключения регуляторных механизмов сознания на уровне психических процессов, психофизиологических состояний и действий является сознательно управляемая саморегуляция.
Целесообразно укреплять самостоятельную позицию о том, что физическое здоровье предопределяет будущую полноценную жизнь, акмеологические достижения на новом месте жительства. Несмотря на обстоятельства и жизненный сценарий, переселенцы должны научиться регулировать собственные действия и состояния, закреплять мотивацию на самосохранительное поведение, включать физические упражнения для обеспечения оптимальной адаптации.
Для ВП можно применить комплекс мероприятий, направленный на предупреждение или снижение степени выраженности неблагоприятных состояний. Этот комплекс заключается в следующем: 1. Разработка оптимальных режимов труда и отдыха. 2. Применение активного отдыха, который является важнейшим средством, ускоряющим течение процессов восстановления. 3. Применение на работе функциональной музыки с сеансами по 10-15 мин., с интервалами не менее 1,5-2 часа. Это повышает производительность труда, обогащает внутреннее содержание работы. 4. Введение специализированной гимнастики, а именно элементов изометрической гимнастики, то есть произвольного напряжения различных мышц и мышечных групп средней интенсивности; упражнений для снятия позотонического утомления; дыхательных упражнений (гимнастика строится на использовании разных приёмов свободного и ритмичного дыхания).
Частные рекомендации: а) полноценное питание - оно является естественным биологическим средством, нормализующим функционирование организма в различных ситуациях активной деятельности; б) применение различных способов снижения уровня нервного напряжения путём полного расслабления (релаксации) мышц тела (аутогенная тренировка); в) здоровый сон (не менее 8 часов в сутки); г) массажные процедуры (1-2 раза в год); д) принятие водных процедур (контрастный душ, посещение бассейна и т.д.).
В целом психологически важно закрепить у ВП установку на то, что переезд и трудности переезда со временем пройдут, а функциональные состояния определят будущую жизнь, здоровье и достижения на новом месте жительства. Несмотря на обстоятельства и жизненный сценарий переселенца, человек должен и может регулировать свои состояния и сохранить физическое здоровье.
Введение ВП в единое социальное, правовое пространство осуществляется с помощью темы «Юридическая среда как ресурс для социального развития мигранта».
Изначально ВП информируют, что правовое пространство Российской Федерации (РФ) является одним из определяющих факторов, помогающих ВП зрелого возраста адаптироваться на новом месте жительства, и всесторонне включиться в общественную жизнь после переезда. Здесь не идет речь о наделении их какими-то особыми правами, они
являются такими же гражданами РФ, как и остальные жители. Общие принципы гражданства РФ действуют в равной мере и по отношению к ним: принципы гражданства и правила, регулирующие вопросы гражданства РФ, не могут содержать положений, ограничивающих права граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности; гражданство РФ является единым и равным независимо от оснований его приобретения; проживание гражданина за пределами РФ не прекращает его гражданства; гражданин РФ не может быть лишен гражданства РФ или права изменить его; гражданин РФ не может быть выслан за пределы РФ или выдан иностранному государству (Федеральный закон «О гражданстве Российской Федерации», ст. 4) [8].
В отношении граждан, попавших в специфическую жизненную ситуацию, основной задачей государства является создание благоприятных, с юридической точки зрения, условий для обеспечения полноценной адаптации. Если обратиться к закону «О вынужденных переселенцах» [11, 16], то можно увидеть, что простой факт регистрации ходатайства о признании статуса ВП дает немало гражданских прав. Так они имеют право на денежное пособие (не ниже 100 рублей); получение направления на проживание в центр временного размещения (при отсутствии возможности самостоятельного определения места жительства); содействие государства по переезду и в некоторых случаях (для малообеспеченных лиц) -компенсацию проезда к месту проживания; проживание в центре временного размещения ВП, получение питания по установленным нормам и пользование коммунальными услугами; медицинскую и лекарственную помощь (ст. 4).
Государство отводит определенный срок для адаптации ВП к новым условиям жизни - 5 лет. При наличии «обстоятельств, препятствующих вынужденному переселенцу в обустройстве на новом месте жительства, срок действия его статуса продлевается территориальным органом федерального органа на каждый последующий год по заявлению вынужденного переселенца» (ст. 5, подпункт 4,5 закон «О вынужденных переселенцах»).
Можно выделить особое отношение к детям ВП, которых относят к категории детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Предлагаются условия для их полноценной социальной адаптации; осуществляется процесс активного приспособления ребенка, находящегося в трудной жизненной ситуации, к принятым в обществе правилам и нормам поведения и преодоления последствий психологической или моральной травмы. Оказание помощи для успешной адаптации детей ВП определяется как приоритетная задача российского государства.
Родителям, которые испытывают наибольшие трудности в процессе обустройства на новом месте жительства, дается возможность отдать ребенка на «срок, как правило, не более года для содержания, воспитания и обучения» в образовательные учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с уставами указанных учреждений или положениями о них (Федеральный закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», гл. 2, ст. 14, подпункт 3.).
Конечно, такая форма отделения ребенка от родителей, семьи во многом усложняет процесс адаптации ВП к новым условиям жизни, но вместе с этим имеет ряд преимуществ: родителям предоставляется возможность освоить новую местность, выявить и реализовать собственные силы и резервы, снять тяжелый психологический груз из-за отсутствия возможности в начальный период переезда обеспечить детей нормальным питанием и местом жительства. В данной ситуации ВП начинает чувствовать свою значимость и защищенность в новом жизненном пространстве.
Данная тема позволяет сформулировать следующие выводы: законодательство РФ ищет и предпринимает попытки для создания благоприятного «правового пространства», которое может обеспечить полноценную адаптацию ВП на новом месте проживания в начальный период.
В общеразвивающем блоке центральной выступает тема о великих переселенцах, которая обеспечивает акмеологическое и психологическое развитие ВП. Обращение к
миграции великих переселенцев создает образовательную среду для подражания, освоения технологий выдающихся личностей [18].
Собранный совместно с ВП материал обеспечивает процесс и результативность созидания после вынужденной смены места жительства с опорой на личностные, профессиональные и социальные достижения выдающихся личностей, достаточно успешно прошедших трудности переезда, способствует развитию ВП зрелого возраста в смысловом ключе.
В процессе организации работы с ВП по теме шла постановка их в активную позицию, направленную на поиск путей достижения высоких профессиональных результатов при различных миграциях и вынужденного переезда, в частности.
В процессе работы над темой были использованы энциклопедии, статьи, библиографические указатели и электронная версия «Большой Советской энциклопедии Кирилла и Мефодия» 2002 и 2003 гг. [5]. Различные перемещения с учетом типов и видов внесены в бланк профессиональных интересов Э.Н. Стронга [6], в котором представлены шесть общих профессиональных разделов (практический, исследовательский, художественный, социальный, предпринимательский и конвенциальный).
Анализ биографического пути выдающихся личностей свидетельствует, что из 27030 источников у 4936 (18,3%) профессиональная карьера, великие открытия, высокие профессиональные достижения были достигнуты благодаря различным переездам (Аристотель, К.П. Брюллов, З.М. Бабур, Г. Берлиоз, И.А. Бродский, Н.И. Вавилов, В.В. Верещагин, Верди, Г. Видал, Х. Вольф, Гален, Н.Н. Ге, Г.Ф. Гендель, Геродот, М.И. Глинка, К.В. Глюк, Г. Грин, П. Гоген, Н.В. Гоголь, Л.И. Мандельштам, М. Маклай, Э. Мане, А. Матисс, И.И. Мечников, Д.И. Менделеев, Ф. Мендельсон, А. Менцель, А. Модильяни, Мольер, Л. Моцарт, Н.К. Рерих, В.Т. Шаламов, И.И. Шишкин, Г. Шлиман, П.И. Чайковский, Дж. Черути, С. Цвейг, А. Эйнштейн, С.Д. Эрьзя и многие другие). Карьера каждого четвертого-пятого выдающегося деятеля во многом зависела от психологической готовности к временной или постоянной смене места проживания, изменению места жительства. Миграции характерны для выдающихся личностей вне исторических границ, национальностей и профессиональной принадлежности.
Из всех видов смены места жительства командировки, гастроли, соревнования являются наиболее значимыми в плане профессионального развития и становления (41,3%). На втором месте находится эмиграция, которая составила 18,8%. Остальные равномерно распределены в диапазоне от 3 до 9%.
Для интерактивного обсуждения, беседы с ВП выделены общие единицы, названные нами характеристиками, работа по которым представляет специально организованный образовательный процесс:
- причины переезда в судьбах выдающихся личностей;
- условия для успешной адаптации: влияние покровительства; отношение коренных жителей к мигрантам; встреча с выдающимися личностями во время путешествий, командировок и т.п.;
- создание художественных произведений, фильмов, скульптурных памятников о миграции;
- отношение Родины к людям, «покинувшим берега Отчизны» и к их возвращению;
- судьбы людей, покинувших место жительства из-за войн и сражений;
- помощь и польза стране, принявшей мигранта;
- забота о ВП и беженцах в истории развития человечества;
- достижения мигрантов и признание их в общегосударственном масштабе;
- человеческие качества, необходимые при смене места жительства;
- работа во многих странах;
- изменения внешности, происходящие после переезда;
- тоска по родине.
Организация беседы по ним дает значительный материал для общеинтеллектуального, нравственного и художественно-эстетического развития ВП. Совместно собранный материал позволил выделить качества выдающихся личностей: готовность к путешествиям, поиску нового в неизведанных странах, острая жажда перемен. Их ум, сильный характер, умение выстоять в сложных условиях жизни позволили достичь вершин в профессиональной деятельности. Многие личности странствовали по свету в поисках своего призвания, сильного желания познать и исследовать мир. Перемещение для них - это наиболее важное условие для приобретения знаний, развития умений и навыков в той или иной деятельности; работы во всемирно известных музеях и библиотеках; организация общения и обмена информацией по значимой проблеме, знакомства и взаимодействия с известными учеными; работы в лабораториях, мастерских; обнародования открытий; самоутверждения и т.д.
Как было сказано выше, выдающиеся личности работали во многих странах. Профессиональная карьера многих из них «ковалась» не в одной, а во многих странах мира. Они в какой-то мере подпитывались положительной энергией принимающих стран и дарили им и человечеству свои открытия в разных областях науки и практики. Смена места жительства рождала новый прилив сил и энергии, раскрывала творческий потенциал, затрагивала глубинные эмоциональные процессы, которые находили отражение в полотнах художника, в нотах музыканта, строках поэта и т.п. Таким образом, общение, беседа с известными людьми, посещение лекций, работа во всемирно известных библиотеках во время той или иной миграции дали прекрасную возможность произрасти и проявиться таланту многих выдающихся деятелей науки и искусства.
Среди смен места жительства особое место в обсуждении занимает вынужденная миграция. Как показывают исследования последних лет, ее влияние на жизненный сценарий и акме-достижения огромно. Отметим, что вынужденный переезд характерен не только для современной России постсоветского периода. Жизненный путь многих древнегреческих, средневековых философов, просвещенцев связан с вынужденной миграцией, в основе которой лежат политические, экономические, национальные, религиозные и другие причины. Вынужденными мигрантами были: военные: Ж.В. Моро, французский военачальник, генерал; Г.М. Армфельт - барон, военный и государственный деятель на шведской и русской службе; врачи: Ф.Ф. Эрисман - русский врач, один из основоположников гигиены в России, Г.Я. Трошин (1974-1938) - российский психолог и психиатр, доктор медицины; художники и скульпторы: Ю.П. Анненков - русский живописец и график; Х. Семирадский - польский и русский живописец; Л. Мохой-Надь - венгерский скульптор, дизайнер, мастер фотоискусства; композиторы и певцы: Ф.Ф. Шопен - польский композитор, пианист; Ф.И. Шаляпин - русский певец (бас); представители церкви: Исидор -митрополит Всея Руси; писатели и поэты: Ж. Лафонтен - французский поэт; Ж.Б. Руссо -французский писатель, просветитель; Э.М. Ремарк - немецкий писатель; политические деятели: Алкивиад; Д.А. Щепин-Ростовский; А.П. Юшневский; В.В. Шульгин; П.Э. Кальес, Г. Карагеоргий, О.К. Ким, В. Радославов, В.И. Ленин; режиссер и кинематографист: Ч.С. Чаплин; ученые-мыслители: Аристотель, Д. Бруно, Ж. Ламетри, Х. Вольф; М. Сервет -испанский мыслитель, врач, учёный; историки: Л. Альфан - французский историк-медиевист; М. Амар - итальянский историк и политический деятель; философы: Н.О. Лосский - русский философ-идеалист, представитель интуитивизма и персонализма; Х. Ортега-и-Гасет - испанский философ-идеалист, публицист и общественный деятель; французский философ-просветитель, писатель, композитор; психологи: А. Адлер, Ш. Бюлер, М. Вертхаймер, К. Левин, Ф. Перлз, З. Фрейд, Э. Фромм, К. Хорни и др.; государственные деятели: древнегреческий правитель Солон, II. Яков, Алексей Петрович - царевич, старший сын Петра I от первой жены - Е.Ф. Лопухиной; Али-бей - мамлюкский правитель Египта в 1763-1772 гг.; Амурсана - один из владетельных князей Ойратского ханства, Мигел Брагансский - король Португалии с 1828 по 1834 гг., Милан Обренович - сербский князь
(под именем Милана IV) с 1868 по 1882 гг., король (под именем Милана I) с 1882 по 1889 гг., Реза-шах Пехлеви - шах Ирана с 1925 по 1941 гг. и др.
Благодаря содержанию темы осваивается то, что вынужденный переезд - это распространенный в общемировом масштабе, без национальных и религиозных границ, характерный для людей разных профессий способ сохранить не только жизнь, но и возможность работать, создавать новое, обеспечивать творческий подъем и совершать открытия. Здесь человеческие качества великих людей преломили сложную, антиакмеологическую программу и позволили подняться над социальной ситуацией.
Данная тема позволяет выйти на изучение имен, раскрытие достижений великих тезок-мигрантов, а также рассмотреть художественные произведения, фильмы, скульптурные памятники о миграции, развернуть творческую работу. В ходе работы над темой была проведена специальная подборка произведений, в которых нашли отражение те или иные особенности жизни мигрантов, - художественные произведения, фильмы, фотографии и скульптуры о миграции.
Разворачиваемая деятельность позволяет ВП разработать и укрепить самостоятельную позицию, направить силы на самоопределение, профессиональное и творческое саморазвитие после переезда.
Тема «Миграционные процессы на территории Татарстана» расширяет диапазон знаний о вынужденном переселении, дает исторические, социальные, психологические представления о миграции на территории Татарстана и за ее пределами, обеспечивает рост интернационального и национального сознания. Продуктом разворачиваемой деятельности становится новая позиция мигранта: позиция исследователя, активного творца своей судьбы, умеющего осмысливать процесс адаптации и подражать тем, кто акмеологически и психологически состоялся.
Прежде всего оговоримся, что обращение к теме миграции и роли мигрантов-татар не нашло пока еще полного отражения в научной и художественной литературе. Для нас данная тема представляла неизведанное поле для совместного исследования ее с разных позиций (исторической, социальной и др.). Работа по содержанию темы осуществляет взаимопереход от общего к национальному в контексте интерсуществования, определяет общемировые, национальные и индивидуальные тенденции в миграционных процессах. Систематизированный подход дает возможность по-иному взглянуть на адаптацию при вынужденной смене места жительства, раскрывает психологический и акмеологический потенциал людей зрелого возраста, оказавшихся в новых условиях жизни.
В процессе работы ВП знакомятся с различными выдающимися людьми-мигрантами татарской национальности (Г.Г. Баттал, М.Я. Бигиев, З.А. Валиди, У. Гиффат (псевдоним С.С. Кадыровой), Р.Г. Ибрагимов, Г.Г. Исхаки, Г. Карими, С.Н. Максудов (Садри Максуди), Г.Х. Терегулов, Ф.Ф. Туктаров, Л.А. Хамиди, С.Г. Чагатай, А. Ярулла (Тимер) и др.). Большинство из них и в эмиграции продолжали свою общественную, творческую деятельность. Их наследие стало частью не только татарской, но и мировой науки и культуры.
Великие эмигранты татарской национальности проявили себя в различных профессиональных группах: художественной (литература, музыка), социальной (религия, общественные службы, преподавание), исследовательской (наука). Ими написаны труды по государственному праву, мусульманскому богословию и философии, морфологии тюркских языков, истории тюркских государств, языкознанию, монголистике. Можно отметить публикации по тюркоязычным текстам, алтаистике, истории Волжской Булгарии, созданию Республики Татарстан, книги по истории распространения ислама в Юго-Восточной Азии, политической истории татар и другим темам. Живя вдали от родины, они посвящают свои произведения Татарии и татарскому народу. Например, Г.Г. Исхаки всю жизнь посвятил процветанию своего народа, болел душой за его настоящее и будущее. В своей просветительской антиутопии «Исчезновение через 200 лет» («Ике йоз елдан сон
инкыйраз»), которую он написал до эмиграции, в период с 1902 по 1904 гг., он ставит смысложизненную проблему - об угрозе исчезновения татар с исторической арены как результате отсутствия прогресса в общественной и духовной жизни. После эмиграции его труд «Волга-Урал» («Идел-Урал», 1933) также посвящается проблемам государственности, созданию конфедерации поволжских народов, а также национальному вопросу.
Мигранты-татары за границей активно сотрудничают с различными журналами и газетами: «Милли юл», «Янга милли юл», «Милли байрак», «Турецкая культура», «Изучение турецкой культуры» и т.д.
Карта мира показывает широкую территорию их эмиграции: Австрия, Англия, Германия, Греция, Китай, Польша, Турция, Финляндия, Франция, Япония и др. Можно отметить у них хорошее образование, высокую культуру и грамотность. Большинство из них прекрасно владели несколькими языками, например, А. Ярулла (Тимер) владел немецким, турецким, русским, татарским, арабским, французским и английским языками.
Благодаря этим людям широкое распространение получили словосочетания: «незаурядный человек, знаменитый татарин» (Л.А. Хамиди), «юный принц в королевстве музыки», «король баяна», «татарский бриллиант» (А. Гайнуллин), «великий танцор, идол западного балета» (Р.Х. Нуреев (Нуриев)).
Многие татары, уезжая на постоянное место жительства в другую страну, вносят вклад в развитие не только своей второй родины, но и Татарстана. Отмечены факты их участия в известных международных конкурсах. Они становились обладателями Кубков мира, победителями во многих престижных музыкальных и других фестивалях.
Как видим, данная тема позволяет осуществить выход в поликультурное миграционное пространство с воссоединением временных перспектив, переходом от прошлого к современности. Значимый материал открывается в различного рода литературных источниках, электронных носителях, процессе бесед с людьми. Осуществляемая ВП психологическая работа позволяет подняться над ситуацией, активно включиться в жизнь, получить значимую и полезную в данной ситуации информацию. Она имеет смысловую направленность, смысл жизни выделяется в самом предмете организуемой деятельности - поиск людей-мигрантов и изучение оптимальных возможностей и технологий для их адаптации на новом месте жительства.
Особую значимость для нравственного развития ВП предоставляет богатый материал об именах мигрантов, достигших вершин в профессиональной деятельности. Работа в данном направлении помогает ВП изучить и сравнить собственный жизненный путь с жизнью известной личности, акмеологически состоявшимся человеком, выйти на обсуждение великих тезок-мигрантов, значение и назначение имени, влияние имени на достижение вершин на новом месте жительства, акме-программу имени и др.
Таким образом, можно сформулировать следующие выводы:
1. В ходе развития человеческого общества образование выделилось как главный интеллектуальный инструмент в решении проблем человечества. Образованный по многим аспектам миграционного процесса человек полноценно личностно и психически развивается, получает всестороннюю подготовку к жизни на новом месте. Систематизированные в ходе формального или неформального образования знания, умения и навыки удовлетворяют разнообразные потребности людей зрелого возраста на значимых этапах жизненного пути. Отсутствие образовательной грамотности по вопросам миграции отрицательно воздействует на полноценное развитие, профессиональный рост, достижение вершин в профессиональной деятельности после переезда. Для ВП зрелого возраста наиболее целесообразным выступает организация неформального, личностно ориентированного образования в начальный период после переезда.
2. Приоритетным направлением в работе с различными категориями ВП является определение целей и задач содержания и методов неформальной образовательной программы. В личностно ориентированном образовании можно выделить три блока, которые
в наибольшей степени обладают развивающим потенциалом для ВП: естественнонаучный, гуманитарно-эстетический и общеразвивающий. Темы каждого блока обеспечивают личностно-смысловое развитие ВП зрелого возраста после переезда. В модели программы выделены задачи, функции, формы организации неформального образовательного процесса, рассмотрены блоки и темы.
3. Комплексный анализ миграционного процесса в ходе работы по программе даёт возможность ВП выделить наиболее значимые его характеристики, определить пути разработки и внедрения психологических и акмеологических технологий, например, технологии великих переселенцев. Организуемая деятельность позволяет выработать умение перебороть неблагоприятные обстоятельства жизни, стать выше сложных условий и чрезвычайных ситуаций во время миграций, укреплять личностные качества. Многие выдающиеся личности сумели сделать открытия благодаря особым человеческим качествам, которые они развили и искусно использовали как орудие, инструмент для достижения великих целей. Разработанные и активно использованные ими во время переездов технологии становятся доступными для ВП, находящихся в сходных условиях постмиграционной жизни.
Испытания вынужденным переездом прошли выдающиеся личности из разных профессиональных групп. Нельзя сказать, что он антиакмеологичен по своей сути и содержанию. Великие люди, будучи вынужденными переселенцами, сумели подняться по профессиональной лестнице до наибольших ее высот. Изучение местности и условий, готовность к изменениям, уважительное отношение к выбранной местности, к людям и многое другое обеспечивают полноценную, продуктивную адаптацию и гармоничное развитие в условиях вынужденного переселения.
Активная творческая позиция, целостное представление о миграционных процессах, снижение его отрицательного влияния на людей дают возможность для личностного развития и смысловой регуляции.
4. Организуемая работа на начальном этапе постмиграционного процесса позволит ВП стать успешными при любых обстоятельствах, научиться максимально использовать ситуацию, расширить границы полноценного личностного и психического развития. Значение данной деятельности велико в отношении укрепления целей, процесса и результата переезда как основных смысложизненных ориентаций, она повышает ответственность за жизнь и ее качество.
Литература
1. Анцыферова, Л.И. Некоторые теоретические проблемы психологии личности / Л.И. Анцыферова // Вопросы психологии. Психология личности : сборник статей / сост. А.Б. Орлов. - М. : Вопросы психологии, 2001. - С. 41-51.
2. Асеев, В.Г. О диалектике детерминации психического развития / В.Г. Асеев // Принцип развития в психологии / ред. Л.И. Анцыферова. - М. : Наука, 1978. - С. 21-38.
3. Асмолов, А.Г. О предмете психологии личности / А.Г. Асмолов // Вопросы психологии. Психология личности : сборник статей / сост. А.Б. Орлов. - М. : Вопросы психологии, 2001. - С. 112-122.
4. Биология человека / Дж. Харрисон, Дж. Уайнер, Дж. Тэннер, Н. Барникот, В. Рейнолдс; под ред. В.В. Бунака. - М. : Мир, 1979. - 611 с.
5. Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия [Электронный ресурс]. - 6-е изд. - М. : Кирилл и Мефодий, 2002. - 2 электрон. опт. диска (CD-ROM).
6. Введение в психологию / под ред. А.В. Петровского. - М. : Академия, 1996. - 496 с.
7. Выживание населения России : проблемы «Сфинкса XXI века» / В.П. Казначеев, А.И. Акулов, А.А. Кисельников, И.Ф. Мингазов; под ред. В.П. Казначеева. - 2-е изд., перераб. и доп. - Новосибирск : Изд-во Новосиб. ун-та, 2002. - 463 с.
8. Гражданство Российской Федерации. Закон. Комментарий. Порядок получения. - М. : РИОР, 2003. -
55 с.
9. Грин, Н. Биология : в 3-х т. / Н. Грин, У. Статут, Д. Тейлор; под ред. Р. Сопера. - 2-е изд., стереотип. - М. : Мир, 1996. - Т. 1. - 368 с.
10. Гриценко, В.В. Эмоциональные состояния русских вынужденных мигрантов / В.В. Гриценко // Психологический журнал. - 2000. - № 4. - С. 22-31.
11. Закон РФ «О вынужденных переселенцах» : с изменениями и дополнениями от 21 декабря 1995 года // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1995. - Ж52. - Ст. 5110.
12. Зинченко, В.П. Методы оценки функциональных состояний человека / В.П. Зинченко, А.Б. Леонова. -М. : ВИНИТИ АН СССР, 1978. - 270 с.
13. Казначеев, В.П. Очерки теории и практики экологии человека / В.П. Казначеев. - М. : Наука, 1983. - 260 с.
14. Леонтьев, А.Н. Деятельность. Сознание. Личность / Д.А. Леонтьев. - М. : Академия, 2004. - 352 с.
15. Лихач, А.В. Психофизиологическое программирование : алгоритмы здоровья / А.В. Лихач. - М. : АСТ: Астрель, 2007. - 319 с.
16. Мукомель, В.И. Федеральное и региональное законодательство о правах вынужденных мигрантов / В.И. Мукомель // Вынужденные мигранты и государство. - М., 1998. - С. 103-132.
17. Некоторые перспективы исследования смысловых образований личности / А.Г. Асмолов, Б.С. Братусь, Б.В. Зейгарник, В.А. Петровский, Е.В. Субботский, А.У. Хараш, Л.С. Цветкова // Вопросы психологии. Психология личности : сборник статей / сост. А.Б. Орлов. - М. : Вопросы психологии, 2001. - С. 93-102.
18. Султанова, Н.Д. Великие переселенцы : монография / Н.Д. Султанова. - Елабуга : Андерсен, 2009. -
188 с.
19. Энциклопедия лечебной китайской кухни. - СПб. : Нева, 2004. - 352 с.
Literature
1. Antsyferova, L.I. Some theoretical problems of individual's psychology / L.I. Antsyferova // Questions of psychology. Personality's Psychology : a collection of articles / comp. A.B. Orlov. - M. : Questions of Psychology,
2001. - P. 41-51.
2. Aseev, V.G. About the dialectics of determination of mental development / V.G. Aseev // The principle of development in psychology / ed. L.I. Antsyferova. - Moscow : Nauka, 1978. - P. 21-38.
3. Asmolov, A.G. About the subject of personality's psychology / A.G. Asmolov // Questions of psychology. Personality's Psychology : a collection of articles / comp. A.B. Orlov. - M. : Questions of Psychology, 2001. - P. 112122.
4. Human Biology / J. Harrison, J. Weiner, J. Tanner, N. Barnikot, B. Reynolds; ed. V.V. Bunak. - M. : Mir, 1979. - 611 p.
5. Big Encyclopedia of Saints Cyril and Methodius [Electronic resource]. - 6th ed. - M. : Cyril and Methodius,
2002. - 2 electron. opt. disc (CD-ROM).
6. Introduction to Psychology / ed. A.V. Petrovskiy. - M. : Academiya, 1996. - 496 p.
7. Survival of the Russian population : the problem of "Sphinx of XXI Century" / V.P. Kaznacheyev, A.I. Akulov, A.A. Kiselnikov, I.F. Mingazov, ed. V.P. Kaznacheyev. - 2nd ed., rev. and add. - Novosibirsk : Publishing House of Novosibirsk University, 2002. - 463 p.
8. Citizenship of the Russian Federation. Law. Comment. The order of receipt. - M. : RIOR, 2003. - 55 p.
9. Grin, N. Biology : in 3 volumes / N. Grin, U. Status, D. Teylor, ed. P. Soper. - 2nd ed. Stereotype. - M. : Mir, 1996. - Vol. 1. - 368 p.
10. Gritsenko, V.V. Emotional states of Russian internally displaced migrants / V.V. Gritsenko // Psychological Journal. - 2000. - No. 4. - P. 22-31.
11. RF Law "On Internally Displaced Migrants" : with amendments of December 21, 1995 // Collected legislation of the Russian Federation. - 1995. - ZH52. - Art.5110.
12. Zinchenko, V.P. Methods of human functional states assessing / V.P. Zinchenko, A.B. Leonova. - M. : VINITI AN USSR Academy of Sciences, 1978. - 270 p.
13. Kaznacheyev, V.P. Essays on the Theory and Practice of Human Ecology / VP Treasurers. - Moscow : Nauka, 1983. - 260 p.
14. Leontiev, A.N. Activity. Consciousness. Personality / D.A. Leontiev. - M. : Academia, 2004. - 352 p.
15. Likhach, A.V. Psychophysiological programming : algorithms of health / A.V. Likhach. - M. : AST: Astrel, 2007. - 319 p.
16. Mukomel, V.I. Federal and regional legislation on the rights of internally displaced migrants / V.I. Mukomel // Internally displaced migrants and the state. - M., 1998. - P. 103-132.
17. Some prospects of the study of personality's semantic structures / A.G. Asmolov, B.S. Bratus, B.V. Zeigarnik, V.A. Petrovskiy, E.V. Subbotskiy, A.U. Harash, L.S. Tsvetkova // Questions of psychology. Personality's Psychology : a collection of articles / comp. A.B. Orlov. - M. : Questions of Psychology, 2001. - P. 93-102.
18. Sultanova, N.D. Great immigrants : monograph / N.D. Sultanova. - Elabuga : Andersen, 2009. - 188 p.
19. Encyclopedia of the Chinese therapy food. - SPb. : Neva, 2004. - 352 p.
Статья поступила в редакцию 28.09.2011 г.