Библиографический список
1, Чернявская, А. П. Психологическое консультирование по профессиональной ориентации [Текст] / А. П. Чернявская. - М.: Владос, 2004. - 95 с.
2. Шадриков, В. Д. Психология деятельности и способности человека [Текст]: Учеб. пособие / В. Д. Шадриков. - М.: Логос, 1998. - 320 с.
УДК 159.9: 316.6
Н. Д. Султанова
ПОЗИТИВНОЕ ОТНОШЕНИЕ, ПОЗИТИВНЫЙ ВЗГЛЯД НА МИР В СИТУАЦИИ ВЫНУЖДЕННОГО ПЕРЕСЕЛЕНИЯ
На личность вынужденного переселенца (далее - ВП) влияет готовность индивида к предстоящим изменениям и направленность на социализацию в новой местности: принятие социальных норм, обычаев, возникновение устойчивых положительных интересов к местности, ценностных ориентаций. С первых минут после переезда мигранты усваивают то, каким образом познавать окружающий природный и социальный мир, как организовывать быт, каких морально-этических ориентиров придерживаться. В наибольшей степени ВП обучается тому, как эффективно участвовать в межличностном общении и совместной деятельности. То, как начинается этот процесс, во многом будет способствовать позитивному или отрицательному отношению к миру, окружающим людям после вынужденной смены места жительства.
Среди компонентов личностной зрелости позитивное отношение к миру, людям, к себе является интегральным. Сложности в изучении данного компонента возникают в плане организации и выбора методов исследования, в выделении особенностей позитивного развития личности ВП после переезда. Изучение специальной литературы по данному вопросу во многом определило методологическую базу проводимого нами исследования.
Теоретико-методологическую основу изучения позитивного отношения, позитивного взгляда ВП на мир составили: ориентация на изучение реальных (а не лабораторно-практических) процессов и явлений; идеи гуманистического взаимодействия и принятия вынужденных переселенцев местными жителями; основы социально-психологического видения вынужденных переселенцев во всех сферах их социальной жизнедеятельности (профессиональной, семейной и т, д.); создание целостной модели, объясняющей социально-психологические особенности жизни вынужденных переселен-
цев; формирование у местных жителей позитивного отношения к данному контингенту людей. •
Предполагалось, что в ситуации вынужденной миграции у людей зрелого возраста может проявиться специфика в развитии позитивного отношения к миру и принятии людей. .Процесс развития будет иметь нелинейный характер (иными словами, трудности переезда не всегда рождают позитивное отношение к миру, другим людям). Может проявиться своеобразие в развитии позитивности на разных этапах после переселения. Во многом также может быть обнаружена зависимость позитивного отношения к миру от социального окружения, времени, прошедшего после вынужденной миграции. Учет специфики проблемы, методов и плана исследования станет основным как в организации, так и в проведении данного исследования.
Анализ психологической литературы показал, что наиболее информативными о развитии позитивного отношения в зрелом возрасте являются следующие детерминанты развития личности: система ценностей, установки к переезду до и после переселения, стереотипы восприятия местных жителей и вынужденных переселенцев, отношение к переезду. Сюда с полным правом можно отнести место работы, должность, заработную плату. Это направление и было принято как главное в исследовании данного интегрального компонента. В исследовании использованы следующие эмпирические методы: наблюдение, тестирование, анкетирование, анализ документов.
Рассмотрим результаты проведенного исследования.
1. Изучение отношения к переезду и основных жизненных целей. Для исследования отношения вынужденных переселенцев к переезду была использована анкета. Вопросы анкеты позволили выявить: 1) личностные характеристики респондента — пол, возраст, образование, а также получить информацию о том, когда и откуда переехал мигрант; 2) некоторые факты сознания - мотивы и причины переезда, мнение о переезде и месте переезда; 3) факты поведения - обращение в миграционную службу, за консультацией к психологу; определение деятельности, положительно или отрицательно влияющей на адаптацию. В анкетировании приняли участие 180 человек (90 женщин и 90 мужчин зрелого возраста), вынужденных переселенцев из Средней Азии и Казахстана, переехавших в г. Набережные Челны РТ в период с 1993 по 2004 гг. .
Анкетирование выявило влияние ситуации «вынужденной переадапта-ции» (социальной, психологической, экологической) на отношение к переезду. Проблемы в получении жилья, взаимоотношения с местным населением, взаимодействие с миграционной службой и т. д. остаются актуальными на длительный срок. Адаптация к новому месту жительства у некоторых респондентов отмечается только через 10-15 лет. Особенно сложно идет адаптация у лиц предпенсионного, пенсионного и старческого возраста.
Большинство ВП в характеристике местности используют слова «у них», «здесь не так, как у нас» и т. д., что говорит о том, что новое место жительства остаётся для них чужим, не принятым.
2. На следующем этапе исследовались жизненные цели переселенцев (опрос-интервью основан на упражнении А, Адлера, раскрывающем жизненные бессознательные цели), дающие возможность интерпретировать различные аспекты мышления и поведения ВП [1]. Изучение жизненных целей показало, что на первом месте для ВП стоит семья и ребенок, забота о близких родственниках. Основным событием, повлиявшим на жизнь и жизненные цели, является переезд, что, возможно, является для них основной психологической травмой. Основная форма активности - это поиск высокооплачиваемой, значимой работы. Финансовые проблемы, неустроенное жилье и многие другие проблемы отразились в отсутствии учебных целей у исследованных нами респондентов. Таким образом, в ведущих смысложизненных целях у большинства мужчин и женщин ВП зрелого возраста проявляется семейная направленность. Критическая ситуация, в которой они оказались, усиливает стремление к стабильной, семейной жизни, что сохраняет их от утраты смысла жизни. Вместе с тем препятствия в удовлетворении потребностей семьи, сложные социально-экономические, жилищно-бытовые условия могут способствовать появлению ростков недоверия и озлобленности по отношению к новому месту жительства.
3. Изучение позитивного отношения к местности можно определить через уровень владения тем или иным языком. Нами был разработан тест «Дополнение предложений» на татарском и русском языках для измерения уровня языковых достижений переселенцев татарской национальности [2]. Как показали результаты исследования, существует взаимосвязь между социально-психологической адаптацией и уровнем владения языком: чем выше владение языком, тем лучше идет адаптация к новому месту жительства, и наоборот (результаты не противоречат имеющимся в науке данным). Вынужденные переселенцы имеют высокий и выше среднего уровень владения русским язьжом. При этом уровень владения татарским языком находится на среднем и ниже среднего уровнях. Результаты говорят о том, что у вынужденных переселенцев-татар возникают сложности адаптации в татароязычной среде. Предполагаем, что специально созданные курсы татарского или другого языка для мигрантов из Средней Азии и Казахстана дадут прочную основу для культурного, личностного, языкового развития ВП.
4. Большое внимание было уделено проблеме адаптации детей к школе. Она является актуальной в связи с тем, что в семьях переселенцев из Ближнего Зарубежья на одну семью, по статистике, приходится в два раза больше детей, чем по России. Отсутствие целенаправленных исследований по данной проблеме, а также специальной программы для ВП со стороны социальных институтов и образовательных учреждений может привести к дезадапта-
ции и дисгармонии большого контингента людей, способствовать развитию криминогенности. В условиях города Набережные Челны в 4 школах были исследованы 42 ребенка младшего школьного возраста, а также их родители (23 человека), Для исследования была выбрана методика В. И. Чиркова «Экспертная оценка адаптированности ребенка к школе» [3].
При проведении экспертной оценки по схеме адаптированности ребенка в городской школе было выявлено, что только 40% детей адаптированы, 31% - дезадаптированы и 29% - неполно адаптированы. Полученные результаты выявили у исследованных детей скованность в движениях, позах; напряженность в ответах; на переменах они обычно избегают сверстников и ведут себя пассивно; чаще всего замкнуты, изолированы от других детей; при общении с учителями легко теряются, смущаются, говорят тихо, запинаются; невнимательны на уроках; у них проявляется тревожность, иногда страх.
Таким образом, большинство исследованных нами детей дезадаптированы, их дезадаптация и неполная адаптация могут быть причиной возникновения невротических отклонений, психосоматических заболеваний, девиантного поведения. Полученные результаты говорят о необходимости разработки конкретных методов воспитательной деятельности в школе, разработки специальных программ для работы с детьми ВП.
Переселенцам зрелого возраста трудно привыкнуть к новым климатическим условиям, к жизни в новой социальной, языковой и культурной среде. Особенно острой оказывается психологическая ситуация конфликта в школе, отвержения детей в классе, социальной группе в период адаптации. Родители могут испытывать наряду с материальным и бытовым неблагополучием еще и сильный эмоциональный стресс, связанный, например, с переводом детей в коррекционные классы, что оказывает существенное влияние на отношение к жизни на новом месте жительстве.
5. Изучение ценностей вынужденных переселенцев. Интерес к проблеме ценностей всегда возрастает в переломные периоды развития культуры, цивилизации. Предполагая, что вынужденная миграция связана с перестройкой в системе личностных ценностей, мы исследовали 560 респондентов зрелого возраста, их них: 280 респондентов составили экспериментальную группу — это жители г. Набережные Челны, имеющие статус ВП, переехавшие из республик Средней Азии и Казахстана с 1993 по 2003 гг.; 280 респондентов составили контрольную группу — также жители г. Набережные Челны, мигранты, составившие потоки внутренней социально-экономической миграции (межрегиональной и сельско-городской), в дальнейшем ВСЭМ.
Как показывают результаты исследования, терминальные и инструментальные ценности ВП носят устойчивый социально направленный характер, т. е. действия и средства, к которым они прибегают, определяются приори-
хетностью социально направленных и социально приемлемых ценностей. Существенных различий в ценностях по полу и возрасту в изучаемых группах не обнаружено.
Внутренние социально-экономические мигранты, как и вынужденные, выделяют сходные терминальные и инструментальные ценности. Отличия наблюдаются в ранговых значениях некоторых ценностей, а также в выделении такой инструментальной ценности, как аккуратность респондентами ВСЭМ (вместо ответственности у ВП). Основными способами поведения при добровольной миграции являются жизнерадостность, воспитанность, образованность, честность, независимость, аккуратность, для ВП - включая вышеперечисленные, рационализм, эффективность в делах, жизнерадостность.
Для того чтобы выявить изменения в ценностях, а также возможную взаимосвязь этих изменений с ситуацией вынужденного или добровольного переезда, нами был использован математический метод обработки данных по в - критерию знаков. Произведенные расчеты показали, что все изменения в структурах ценностей, которые имели место у ВП и ВСЭМ, произошли в соответствии с изменениями индивидуальных интересов и потребностей и не были обусловлены ситуацией выну ж денного или добровольного переезда. Учитывая то, что ценности как устойчивые убеждения или представления воплощают общественные ценностные идеалы, сформированные на основе социальных, экономических особенностей государства, в котором жили граждане бывшего Советского Союза, отсутствие отличий между экспериментальной и контрольной группой этим и обусловлены.
6. Исследование установок до и после переселения. Общение с ВП свидетельствует о том, что для многих из них переезд в Татарстан сопровождался, как правило, лишением друзей, профессии, потерей собственности, изменением качества жизни и т. д. Люди по-разному воспринимали перспективы вынужденного переезда в Россию. Для некоторых с переездом были связаны надежды и оптимистические ожидания, другие не верили в возможность перемен к лучшему. Беседа показала, что до переселения большинство ВП положительно относились к тому, что.переселяются на территорию Республики Татарстан. ■
Для исследования установок ВП на место переселения нами была разработана авторская методика [2]. Исследование-показало, что 15% респондентов имели отрицательную установку на переезд в Татарстан; 8% - нейтральную; 79% - выраженную положительную. Наиболее оптимистично к переселению на территорию Татарстана относились мужчины от 22 до 35 лет, менее оптимистично - женщины от 36 до 55 лет.
После переезда количество людей с отрицательной установкой к тому, что они переехали на территорию Республики Татарстан, увеличилось с 15% до 46%, хотя в целом из результатов исследования видно, что есть люди, у кото-
рых установка с отрицательной поменялась на положительную, В целом по среднему показателю установка стала отрицательной у всех разновозрастных групп ВП, кроме мужчин от 22 до 35 лет. У них установка к месту переселения осталась положительной, хотя и изменилась по среднему баллу,
Гипотеза о том, что после переселения установки мигрантов к месту переселения изменяются, подтвердилась. Это доказывает, что установки обусловлены потребностями и ситуациями, в которых они удовлетворяются, Изменение социальных условий ведет за собой изменение установок.
7. Стереотипы восприятия вынужденных переселенцев и местных жителей. Массовый приток в Россию вынужденных переселенцев в 90-х годах способствовал появлению стереотипов о данной группе среди местных жителей [2]. Вопросы о том, как идет процесс создания стереотипов о вынужденных переселенцах, как воспринимаются они местными жителями (далее - МЖ), и наоборот, попали в поле зрения нашего исследования.
В ходе исследования были выявлены ложные стереотипы о ВИ, которые проявляются в процессе межличностного восприятия. Эти стереотипы могут способствовать возникновению противоречивого, негативного опыта взаимодействия, накладывать отпечаток на взаимоотношения ВП с местными жителями.
Нерешенные социальные, экономические и другие проблемы вынужденных переселенцев создают трудности в процессе адаптации и накладывают отпечаток на процесс восприятия ими местных жителей с их устроенным бытом, более благоприятными условиями жизни, В условиях дефицита времени упрощенный образ о МЖ оказывается неэффективным для решения задач ориентации в новой социальной среде. Складывающийся образ вынужденного мигранта у некоторых МЖ также является в большей степени ошибочным и серьезно деформирует процесс межличностного взаимодействия. Обоюдная согласованность в негативном восприятии друг друга говорит об отсутствии социальной деятельности, государственных проектов по укреплению позиций и положения участников межличностного взаимодействия. Отсутствие специальной программы, направленной на организацию жизни ВП на новом месте жительства и построенной на объективном анализе действительности, отрицательно сказывается на взаимоотношениях людей друг с другом.
8. Профессиональное развитие вынужденных переселенцев до и после переезда. Информацию о позитивном или негативном отношении людей зрелого возраста к миру, к переезду можно получить, проанализировав документы о профессиональном развитии ВП до и после переезда, изучив особенности смены профессиональной группы.
В исследовании был использован опросник Э. Стронга «Бланк профессиональных интересов» [4]. В исследовании проанализированы данные
54 мужчин и 67 женщин ВП, которые проживают в городе Набережные Челны более трех лет и уже прошли этап первоначальной адаптации.
Сравнение профессиональных групп до и после переезда показывает, что ВП устраиваются на работу в области предпринимательской, практической групп, но наибольшее число ВП занимают площадку социальной и конвен-циальной групп. Обратим внимание на то, что социальная группа является особо значимой в обществе, но на сегодняшний день наименее оплачиваемой. Данные две профессиональные сферы свидетельствуют об экономической, производственной и демографической ценности ВП в Татарстане. Обращает на себя внимание отсутствие респондентов в художественной профессиональной группе. -
Можно отметить, что ВП в основном трудоустраиваются по полученным ими до переезда специальностям. Незначительные расхождения не опровергают вышеобозначенное утверждение, а демонстрируют влияние ситуации переезда на профессиональное развитие. Расхождения связаны в основном со сложностями в материальной и экономической сферах после переезда, поэтому переход, например, из социальной в практическую, конвенциальную или предпринимательскую группу этим и обусловлен. Исследование позволяет также высказать предположение о профессиональном должностном росте у отдельной части ВП после переезда. Например, исследованные нами врачи после переезда стали занимать должности главных врачей, преподаватели вузов - заведующих кафедрами, воспитатели детских садов обустраиваются методистами или заведующими детскими дошкольными учреждениями и т. д. Многие руководители различных учреждений и организаций отмечают у ВП такие качества, как трудолюбие, дисциплинированность и умение работать. Воспитанные на Востоке, они проявляют трудолюбие, сдержанность в отношении спиртных напитков и т. д. Среди руководителей выявлено устойчивое предпочтение, которое оказывается ВП при принятии их на вакантные должности.
Полученные данные были проанализированы также с позиции времени, затрачиваемого на поиск работы. Например, многие ВП в короткий срок устроились на вакантные, но низкооплачиваемые должности, относящиеся к социальной профессиональной группе: медсестер, воспитателей, учителей и т. д. Получаемая заработная плата не дает возможности безболезненно адаптироваться к новому месту жительства, что является достаточно сильным стрессогенным фактором на первоначальном этапе после переезда. В исследовании также выявлено устройство на работу не по специальности, что приводит к потере квалификации, профессиональных навыков специалистов из среды ВП. Например, наладчик на заводе (для получения жилья, льгот) устраивается дворником; учитель начальных классов - служащим на пассажирской автобазе; начальник телемастерской—бригадиром нефтезабоя; медсестры, учителя музыки - частными предпринимателями и т. д. Отсутс-
твие государственной программы по трудоустройству ВП приводит к нецелевому использованию полученных в учебных заведениях знаний, что ведет к потере профессиональных умений различного уровня. Тревогу вызывает время и силы, затрачиваемые на поиск места работы в период регистрации и процесса получения гражданства.
9. Особенности выбора учебных заведений и поступление в вузы. Зрелый возраст трудно представить вне трудовой деятельности. Наиболее важным подготовительным этапом к труду является выбор того или иного учебного заведения. В связи с этим получить сведения о развитии интегративного компонента оказывается возможным на основе анализа информации о поступлении ВП в высшие учебные заведения г. Набережные Челны. В нашем исследовании изучались документы, отражающие профессиональное развитие ВП в двух высших учебных заведениях: государственном (Камский государственный институт физической культуры) и негосударственном (Институт экономики, управления и права), на дневной и заочной форме обучения с 1997 г. до 2001 г.
Исследование выявило тенденцию к увеличению потребности ВП в самообразовании и профессиональном росте начиная с 1999 г. Возросший материальный достаток позволил учиться в негосударственных учебных заведениях. Многие респонденты отмечают положительную сторону переезда с точки зрения реальной возможности получить профессиональное образование по сравнению с Казахстаном и государствами Средней Азии, где наблюдается лимитирование возможности удовлетворить наиболее значимые для людей зрелого возраста потребности.
10. Изучение асоциального поведения вынужденных переселенцев. В настоящее время особое значение приобретает глубокое и всестороннее изучение психологических закономерностей, определяющих поступки вынужденных переселенцев, а также грамотное использование воспитательных, психокоррекционных, пропагандистских и других методов работы с данным контингентом. Приезд ВП и беженцев в некоторой степени связывают с ростом преступности, т. е. с отсутствием позитивного мышления, позитивного отношения к местности и людям. Если в рамках нашего исследования будет доказана асоциальное поведение ВП, то можно сделать предположение о такого рода склонности в развитии личности на новом месте жительства.
Проведенное исследование асоциального поведения ВП[5] позволило сформулировать следующие выводы:
1. Выявлены социально-психологические причины, толкающие ВП к совершению асоциальных действий. Этими причинами являются: а) трудности прохождения регистрации, получения российского гражданства, которые накладывают отпечаток на профессионально-трудовую деятельность, социальную адаптацию ВП и увеличивают вероятность совершения ими
асоциального действия; б) отсутствие материального достатка, толкающее людей к «единственному» (по мнению ВП) для их положения способу решить острые, насущные проблемы переезда.
2. В любом обществе существует определенная часть людей, склонная к асоциальным действиям, отклоняющемуся поведению. Данная склонность может выступать как следствие неправильного развития и воспитания личности, воздействия неблагоприятных факторов среды. Эта предрасположенность может проявиться как у ВП и беженцев, так и в среде местных жителей независимо от проживания на постоянном или новом месте жительства. Работа социальных служб в данном случае должна быть направлена на то, чтобы выявить и предотвратить асоциальное поведение людей, включить их в позитивно направленную среду, оказать психологическую помощь в миграционных и других службах,
3. Особенностями асоциального поведения вынужденных переселенцев является совершение преступлений, в основном экономического характера, неработающими мужчинами в возрасте от 18 до 59 лет. Данный факт объясняется тем, что изучаемая категория лиц пытается выжить, изыскать доступные в их положении способы добыть средства к существованию. К сожалению, для некоторых противоправные действия могут стать единственным (по их мнению) способом удовлетворить свои потребности и потребности своей семьи
4. Сравнительный количественный анализ особенностей асоциального поведения вынужденных переселенцев и местных жителей не выявил различия между исследуемыми выборками. Что касается качественного анализа, то в среде местных жителей наблюдается совершение более тяжких по сравнению с ВП преступлений, таких как убийство, тяжкий вред здоровью, изнасилование.
Таким образом, анализ особенностей асоциального поведения вынужденных переселенцев и местных жителей показал, что существующее мнение о склонности выходцев из Ближнего Зарубежья к асоциальным формам поведения необоснованны,
11. Результаты исследования по тесту «Добро и зло». Среди немногочисленных методик по исследованию позитивного отношения к миру отметим методику диагностики характерологических свойств личности по функциональным качествам «добро и зло» (Л. М. Попов, А. П. Кашин тест «Добро и Зло»), целью которой является оценка этих двух альтернативных черт личности [6], ■
Исследование по тесту «Добро и зло» позволило выявить показатель добра у ВП. В отношении к миру у ВП в целом преобладает позитивное, положительное отношение, но оно может быть разрушено при неблагоприятном стечении обстоятельств. Сравнения по половому диморфизму показали, что имеются несущественные различия в пользу мужчин в развитии
добрых, отношений, что является свидетельством того, что мужчины в своих взглядах на окружающий мир более позитивны, чем женщины.
12. Обработка результатов исследования интегративного компонента. Обработка результатов исследования была проведена по баллам, полученным по каждому из одиннадцати срезов в диапазоне от плюса до минуса двух. Укажем критерии оценок и баллы:
1. Качественный уровень формирования позитивного отношения (2 балла).
2. Формирование позитивного отношения в целом наблюдается у основной массы обследованных, имеется возможность организовать этот процесс на должном уровне (1 балл).
3. Формирование позитивного мышления затруднено, процесс проходит сложно и болезненно, вместе с тем имеются внешние и внутренние факторы, регулирующие данный процесс (0 баллов).
4. Отсутствуют условия для формирования позитивного мышления (- 1 балл).
5. Условия негативно влияют на процесс формирования позитивного отношения к миру ( - 2 балла).
Результаты исследования занесены в таблицу подсчета.
Подсчет баллов по интегративному компоненту личностной зрелости
№ п/п Составляющие интегративного компонента Баллы
2 1 0 -1 -2
1. Отношение к переезду
2. Жизненные цели +
3. Языковые достижения -Крус.) +(тат.)
4. Семья и дети +
5. Ценности +
6. Установки +
7. Стереотипы восприятия +
8. Профессиональное развитие +
9. Поступление в вузы +
10. Асоциальность в среде ВП
11. Добро и зло +
Сумма баллов 0 6 3 3 0
Для подсчета индекса позитивности нами был использован расчет показателей, предложенный М. Е. Амалиным [7]. Полученный при подсчете индекс 0,27 говорит о трудностях формирования позитивного отношения ВП к жизни на новом месте. Для многих людей данный процесс проходит сложно и болезненно. В целом необходимо оказывать социальное содейс-
твие ВП в процессе их адаптации в ситуации вынужденной смены места жительства,
Выводы по проведенному исследованию.
Главная цель эмпирического исследования заключалась в изучении позитивного мышления, позитивного отношения к миру. Исследование показало влияние вынужденного переезда на личность ВП: позитивное отношение к переезду в большинстве случаев меняется на негативное. Такого рода тенденция обусловлена субъективными, объективными и субъективно-объективными факторами.
Результаты исследования, раскрывая недостатки в процессе адаптации, вместе с тем подают надежду людям зрелого возраста психологически оптимально вписаться в жизнь, осуществить намеченные цели, обеспечить зрелые действия. Управляя процессом социализации ВП, можно произвести активно-положительный переворот во внутреннем мире и улучшить качество жизни ВП, обеспечить продуктивность жизни после переезда.
Библиограческий список
1. Столяренко, Л. Д. Основы психологии [Текст] / Л. Д. Столярен ко. - Ростов н/Дону: Феникс, 1997. - 98 с.
2. Султанова Н. Д. Психология вынужденных переселенцев. Психологический практикум для работы с вынужденными переселенцами. [Текст] /Н. Д. Султанова, Б. С. Унтила. - Набережные Челны: КамГИФК, 2007. - 104 с.
3. Чирков, В. И. Методические материалы для психологического обследования детей 5-7 лет [Текст] / В. И. Чирков. - Ярославль: Психодиагностика, 1998.
4. Введение в психологию [Текст] / под общ. ред. А. В. Петровского. — М.: Академия, 1996. — 496 с.
5. Султанова, Н. Д. Изучение асоциального поведения вынужденных переселенцев [Текст] / Н. Д. Султанова. // Образование и саморазвитие. 2008. -№ 3 (9). - С. 224-231.
6. Попов, Л. М. Добро и Зло в психологии человека [Текст] / Л. М. Попов, Т. А. Старшинова. -Казань-Нижнекамск: Издательство Казанского университета, 2000. -176 с.
7. Амалин, М. Е. Методика оценки соревновательной деятельности в спортивных играх [Текст] / М. Е, Амалин, О, С. Шилов // Теория и практика физической культуры, 1980. - № 9 - С. 19-20.