УДК 81:165.194 ББК Ш 10*000.22
Н.В. НИКОЛАЕВА, В.И. СЕРГЕЕВ
КОГНИТИВНАЯ ЛИНГВИСТИКА, ЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ КОГНИЦИЯ И ЗООМОРФИЧЕСКИЕ МЕТАФОРЫ
Ключевые слова: когнитивная лингвистика, когнитивизм, когниция, человеческая когниция, сверхглубинная семантика, зоонимы и зооморфические метафоры.
Статья имеет целью рассмотреть вопросы, связанные с феноменом метафоры в рамках когнитивной лингвистики и когнитивизма, что предполагает изучение связи языка с сознанием и мышлением и объяснение языкового развития через мыслительные и ментальные категории. Приводится сопоставление терминов «когниция», «когнитивистика», «когнитивизм», «когнитивная лингвистика» и «метафора». Доказывается, что метафора должна рассматриваться как одно из основных средств человеческого мышления, как продукт человеческой мысли. В качестве перспективной темы исследования затрагиваются зооморфические метафоры.
Когнитивная лингвистика - направление в языкознании, изучающее связи языка с сознанием и мышлением и объясняющее языковое развитие через мыслительные и ментальные категории. Не будет преувеличением сказать, что когнитивная лингвистика, или так называемая «сверхглубинная семантика», является другой высшей ступенью изучения связи языка и мышления. В ходе исторического развития языка и мышления характер их взаимодействия не оставался неизменным. Эти изменения и натолкнули исследователей XX в. прибегнуть к термину когнитивная лингвистика, который впервые был введен в 1975 г. Дж. Лакоффом и М. Джонсоном [14].
В рамках когнитивной лингвистики старые вопросы (проблемы, взаимоотношения языка и мышления) зазвучали по-новому.
Когнитивизм - это направление в науке о познании, о восприятии мира и самого homo sapiens'a в процессе человеческой деятельности. Наука о познании, воприятии самого человека разумного (homo sapiens) сейчас называется когнитивной лингвистикой, которая является частью общей когнитиви-стики наряду с когнитивной психологией, когнитивной философией, социологией и т.д. но человеческая когниция, как и сама когнитивная лингвистика, до сих пор отодвинуты на перефирию антрополингвистики, отодвинуты на задний план или попросту игнорируются соединения «человек и язык», «человек в языке», «человек как фактор языка». Вопрос этот был поднят в конце прошлого века В.И. Сергеевым [9. С. 10-11], но до сих пор исследователи (особенно лингвисты) не хотят прислушиваться к мнению Э. Бенвениста, который впервые поднял вопрос об антропоцентризме (человек в языке) [3. С. 9].
Проект создания науки о языке на антропологических началах был разработан В. Гумбольдтом, который утверждал, что «человек становится человеком только через язык» [5. С. 314].
По мнению Ю.С. Степанова, «ни один крупный лингвист... не миновал вопроса об антропоцентризме в языке, а следовательно, и в лингвистической теории» [11. C. 57], но и не поставил вопрос ребром.
Нет спору, что «ни один лингвист не миновал вопроса об антропоцентризме», рассматривал этот вопрос вскользь, между прочим. Но мы должны учесть и то, что о чем говорит Т.Г. Винокур [4], ссылаясь на авторитет М. Бреаля: «Сейчас, начиная комплексное изучение человеческого феномена, мы должны отдавать себе отчет в том, что формула "человек и язык", будучи ключом к исследованию самых разных аспектов биологически и социологически значимой деятельности, созидающей мир, восходит к наукам фи-
лологического цикла: "Лингвистика прежде всего говорит человеку о нем самом"» [13; 4. С. 361].
Все согласятся с тем, что "в когнитивистике главное внимание уделяется человеческой когниции, исследуются не просто наблюдаемые действия, а их ментальные репрезентации (внутренние представления, модели), символы, стратегии человека..., т.е. когнитивный мир человека изучается по его поведению и деятельности." [8. С. 9-10].
Обратим внимание на проблемы комплексного изучения человека и мнение некоторых исследователей, которые характеризуют когнитивную лингвистику как новую научную парадигму. Если это так, то наши лингвисты должны были принять эту новую парадигму всерьез, а на самом деле - все наоборот. В научном издании «Человек в системе наук» [12] напечатана лишь одна статья Т. Г. Винокур «Речевой портрет современного человека» [4], да к тому же в разделе «Человек в культуре», а раздел «Человек и язык» вовсе отсутствует, т.е. отсутствует раздел, посвященный проблеме антропоцентризма, воззрению, согласно которому «человек - центр и высшая цель мироздания» или «антропоцентризм есть воззрение, согласно которому человек есть центр Вселенной и конечная цель всего мироздания» [10. С. 46].
Когнитивная лингвистика - как один из важнейших ее разделов -человеческая когниция, возникают «на базе когнитивизма в рамках современной антропоцентрической парадигмы, существенно расширяющей горизонты лингвистических исследований» [8. С. 10].
Из-за пассивности лингвистов (нет ни одной монографии, посвященной, проблемам когнитивной лингвистики и человеческой когниции), выдающийся отечественный психолог Б.Г. Ананьев в монографии «Человек как предмет познания» [2] вынужден был пропустить главу под названием «Когнитивная лингвистика и человек», таким образом, в ассоциации наук, образующих челове-кознание, у автора выпала лингвистика, которая является наиважнейшим фактором прогресса научного познания и общественного развития.
А теперь сопоставим термины когниция, когнитивистика, когнитивизм, когнитивная лингвистика и метафора.
Когниция - важнейшее понятие когнитивной лингвистики, оно охватывает знание и мышление в их языковом воплощении. Когнитивизм - это особое направление в науках: как в гуманитарных, так и в естественных, объектом изучения которых являются человеческий разум, мышление. Это наука о познании и знании, т.е. о человекософии.
Никто из исследователей не возражает тому, что метафора является универсальным орудием мышления и познания мира и самого человека во всех сферах его деятельности, но нет солидных монографических работ, посвященных метафоре.
Соприкасающиеся точки когниции и метафоры почти одни и те же: познание, знание, мышление (своеобразное). Это и дает нам право говорить не только о концептуальной метафоре, но и о когнитивной метафоре. Выходит, что когнитивистика - наука об общих принципах, управляющих ментальными процессами (мироощущением, мировосприятием).
Метафоризация - основная ментальная операция, способ познания и объяснения мира (добавим: и человека. - Авт.) - связана с процессом отражения и обозначения нового знания через старое, изученное.
Объектом изучения в когнитивной лингвистике является язык и владеющий этим языком феномен - человек. В сотворении метафоры участвует сам человек, умудренный опытом, делами и наделенный страстями.
Термин когнитивная лингвистика овеян новизной появления (примерно 50-70-е гг. прошлого века), но термин метафора интересует умы исследователей еще со времен Аристотеля, в понимании которого она была «сокращенным сравнением». В «Поэтике» он дал следующее определение метафоре: «Метафора - это приложение к одной вещи имени, принадлежащего другой». Одним из первых Аристотель предлагает свою теорию метафоры [1].
Проблема метафоры и обсуждение феномена метафоры в методологическом аспекте свидетельствуют об осознании той роли, которую метафора выполняет в течение многих тысячелетий как лингвистическая модель, используемая как инструмент для когнитивной обработки данных языков. Технология метафоры как бы ясна и прозрачна (но в то же время и не ясна, не говоря уже о прозрачности) для многих исследователей, но общей теории метафоры как не было, так нет и сейчас.
Метафора - явление многоаспектное и является предметом изучения ряда отраслей знания и разделов лингвистики (шире филологии). В поэтике, стилистике, риторике, эстетике - как определенный вид тропов, в лексикологии - как источник новых значений, т.е. как семантическая деривация, в прагматике - как ассоциативный механизм и объект интерпретации и восприятия в речи, в психолингвистике, когнитивной лингвистике, психологии и когнитивной психологии, логике, философии - как способ мышления и познания действительности.
Как мы видим, существует многообразие подходов к изучению человека [2. С. 3]. То же самое следует сказать о метафоре и метафоризации. Настала пора сотворения (воплощения) идеи создания целостной концепции человека и метафоры, ибо эти два феномена опосредованно связаны друг с другом. Осознание себя (человека) «мерой всех вещей» дает человеку право создавать в сознании антропометрический порядок всех вещей.
Метафора - универсальное явление в языке. Во многом метафора говорит человеку о нем самом. В этом можно легко убедиться, если посмотреть на график-схему смыслопереходов в метафорах.
Исходное понятие
Конкретная лексика Абстрактная лексика
Метафорический перенос
График-схема смыслопереходов в метафорах
Согласно этой простой схеме, «центр притяжения» метафоры - человек и все, что связано с его жизнью, мышлением.
В рамках когнитивной лингвистики метафора должна рассматриваться как одно из основных средств человеческого мышления, как продукт человеческой мысли. Человек не столько выражает свои мысли при помощи мета-
фор, сколько мыслит метафорами о себе. Поэтому не удивительно, что в конце прошлого и в начале нового века теория метафоры вновь вышла на первый план лингвистической проблематики как область знания, она непосредственно связана с вопросами соотношения языка и мышления, языка и познания, т.е. с человеческим феноменом.
Зооморфические метафоры - метафоры, развившиеся по модели «животные» (дикие, домашние, птицы, рептилии и др.) ^ «человек» считаются самыми распространенными, но и они описаны в научной литературе лишь эпизодически. Такие метафоры всегда функционально - экспрессивно - эмоционально - оценочно нагружены и семантизируют характеристику свойств личности, ее поступков, характера и поведения. Тип метафоры «животные» ^ «человек» считается одним из самых сильных видов метахарактери-стик когнитивной личности. Хотя метафора как когнитивное явление до сих пор досконально не изучена, исследования по этой теме считаются лишь верхушкой айсберга, верхушкой затопленной модели, но есть надежда на изучение сущности «метафорического айсберга».
Замечено, что формирование признаковой базы метафор и сравнительных оборотов проходит почти одинаково. С одной стороны, ассоциативные признаки анимализмов тех и других выделяются на основе наблюдений человека за внешним видом, жизнью и повадками животных (у этих метафор и сравнений внутренняя форма обычно ясна), а с другой стороны - чисто эмпирическое восприятие человеком животных осложняется мифологическим переосмыслением этих образов, они испытывают влияние духовной культуры: фольклорных текстов, религиозных представлений и др. Фундаментальное описание всего комплекса таких культурологических коннотаций дано в трудах А.В. Гура, Н.А. Кожевниковой, З.Ю. Петровой [6, 7].
Сокращения
СИС - Словарь иностранных слов (СИС). СПб.: Victory, 2010. 813 с.
Литература
1. Аристотель. Искусство метафоры [Электронный ресурс]. URL: http://metaphor.na-rod.ru/revew/a ristotel.htm.
2. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. М.; СПб.: Юпитер, 2010. 282 с.
3. Бенвенист Э. Общая лингвистика. М.: Прогресс, 1974. 447 с.
4. Винокур Т.Г. Речевой портрет современного человека // Человек в системе наук: сб. ст. М.: Наука, 1989. С. 361-369.
5. Гумбольдт В. Избранные труды по языкознанию. М.: Прогресс, 1984. 397 с.
6. Гур А.В. Символика животных в славянской народной традиции. М.: Индрик, 1977. 912 с.
7. Кожевникова Н.А., Петрова З.Ю. Материалы к словарю метафор и сравнений русской литературы XIX-XX вв. М.: Языки русской культуры, 2000. 476 с.
8. Маслова В.А. Введение в когнитивную лингвистику. М.: Флинта; Наука, 2004. 294 с.
9. Сергеев В.И. Развитие лексической семантики чувашского языка (Основные тенденции). Чебоксары: Чуваш. кн. изд-во, 1991. 175 с.
10. Словарь иностранных слов. СПб.: Victory, 2010. 813 с.
11. Степанов Ю.С. Методы и принципы современной лингвистики. М.: URSS, 1975. 311 с.
12. Человек в системе наук. сб. ст./ АН СССР, Всесоюз. межвед. центр наук о человеке; сост. Е.В. Филиппова; отв. ред. И.Т. Фролов. М.: Наука, 1989. 504 с.
13. Breal M. Essays de semantique. 6th ed. Paris, 1924.
14. Lakoff G., Gohnson M. Metaphors we live by. Chicago, 1980.
НИКОЛАЕВА НАТАЛИЯ ВИТАЛЬЕВНА - старший преподаватель кафедры иностранных языков № 2, Чувашский государственный университет, Россия, Чебоксары, ([email protected]).
СЕРГЕЕВ ВИТАЛИЙ ИВАНОВИЧ - доктор филологических наук, профессор кафедры чувашского языкознания и культуры, Чувашский государственный университет, Россия, Чебоксары ([email protected]).
N. NIKOLAEVA, V. SERGEEV
COGNITIVE LINGUISTICS, HUMAN COGNITION AND ZOOMORPHIC METAPHORS
Key words: cognitive linguistics, cognitivism, cognition, human cognition, super deep semantics, zoonyms and zoomorphic metaphors.
Article aims to consider the questions connected with the phenomenon of a metaphor within cognitive linguistics and cognitivism that assumes studying connection of the language with consciousness and thinking and explanation of language development through thought and mental categories. Comparison of the terms «cognition», «cognitive science», «cognitivism», «cognitive linguistics» and «metaphor» is given. It is proved that a metaphor should be considered as one of the main properties of human thinking, as a product of human thought. As a perspective subject of a research zoomorphic metaphors are mentioned.
References
1. Aristotel'. Iskusstvo metafory [Art of a metaphor]. Available at: http://metaphor.narod.ru/revew/ aristotel.htm.
2. Anan'ev B.G. Chelovek kak predmet poznaniya [Man as an object of knowledge] Moscow, St. Petersburg, Yupiter Publ., 2010, 282 p.
3. Benvenist E. Obshchaya lingvistika [General linguistics]. Moscow, Progress Publ., 1974, 447 p.
4. Vinokur T.G. Rechevoi portret sovremennogo cheloveka [Speech portrait of a modern man]. Chelovek vsisteme nauk: sb. st. [Man in the Sciences: collected papers]. Moscow, Nauka Publ., 1989, pp. 361-369.
5. Gumbol'dt V. Izbrannye trudy po yazykoznaniyu [Selected works in linguistics]. Moscow, Progress Publ., 1984, 397 p.
6. Gur A.V. Simvolika zhivotnykh v slavyanskoi narodnoi traditsii [Symbolism of animals in Slavic folk traditions]. Moscow, Indrik Publ., 1977, 912 p.
7. Kozhevnikova N.A., Petrova Z.Yu. Materialy k slovaryu metafor i sravnenii russkoi literatury XIX-XX vv. [Materials for the dictionary of metaphors and similes of the Russian literature of the XIX-XX centuries]. Moscow, Yazyki russkoi kul'tury Publ., 2000, 476 p.
8. Maslova V.A. Vvedenie v kognitivnuyu lingvistiku [Introduction to cognitive linguistics]. Moscow, Flinta, Nauka Publ., 2004, 294 p.
9. Sergeev V.I. Razvitie leksicheskoi semantiki chuvashskogo yazyka (Osnovnye tendentsii) [Development of lexical semantics of the Chuvash language (Basic trends)]. Cheboksary, Chuvash Publishing House, 1991, 175 p.
10. Slovar' inostrannykh slov [Dictionary of foreign words]. St. Petersburg, Victory Publ., 2010,
813 p.
11. Stepanov Yu.S. Metody i printsipy sovremennoi lingvistiki [Methods and principles of modern linguistics]. Moscow, URSS Publ., 1975. 311 p.
12. Chelovek v sisteme nauk: sb. st [Man in the Sciences: collected papers] Moscow, Nauka Publ., 1989, 504 p.
13. Breal M. Essays de semantique. 6th ed. Paris, 1924.
14. Lakoff G., Gohnson M. Metaphors we live in. Chicago, 1980.
NIKOLAEVA NATALIA - Senior Lecturer of Foreign Languages Department № 2, Chuvash State University, Russia, Cheboksary.
SERGEYEV VITALY - Doctor of Philological Sciences, Professor, Chuvash Linguistics and Culture Department, Chuvash State University, Russia, Cheboksary._
Ссылка на статью: Николаева Н.В., Сергеев В.И. Когнитивная лингвистика, человеческая когниция и зооморфические метафоры // Вестник Чувашского университета. - 2016. - № 4. - С. 233-237.