УДК 159.922 ; 159.95 Кириленко Дмитрий Николаевич
адъюнкт кафедры психологии и педагогики Краснодарского университета МВД России [email protected]
КОГНИТИВНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ
УСТОЙЧИВОСТИ
ЛИЧНОСТИ СОТРУДНИКОВ ОВД
Kirilenko Dmitry Nikolaevich
PhD student of the Psychology and Educational Science Department, Krasnodar University of the Ministry of Internal Affairs of Russia [email protected]
COGNITIVE CHARACTERISTICS OF THE EMOTIONAL STABILITY OF THE LAW ENFORCEMENT BODIES' OFFICERS
Аннотация:
Представлены результаты изучения характеристик эмоционального интеллекта по Холлу 97 сотрудников ОВД в связи с показателями эмоциональных барьеров в общении; неблагоприятных психических состояний и свойств темперамента, адаптивных функций, невротизации, психопатизации и состояния здоровья. Установлено, что гендерные различия относятся только к состоянию здоровья и свойствам темперамента. Выявлены общие корреляционные закономерности и проявления исследуемых показателей при высоком и низком уровне эмоционального интеллекта.
Ключевые слова:
эмоциональная устойчивость, эмоциональный интеллект, сотрудники ОВД.
The summary:
The article presents research results of the emotional intelligence features according to the Hall’s testing, which involved 97 employees of the law enforcement bodies with reference to the indicators of the emotional barriers in communication, adverse mental states and temperament features, adaptive functions, neurasthenic and psychopathic processes and health condition. The author states, that the gender differences applies only to the health condition and temperament features. The general correlated laws and manifestations of the signs under consideration with high and low level of the emotional intelligence are revealed.
Keywords:
emotional stability, emotional intelligence, employees of the law enforcement bodies.
Введение. Актуальность проблемы эмоциональной устойчивости личности обусловлена нестабильностью условий профессиональной деятельности. Возникающие при этом экстремальные ситуации могут вызывать неблагоприятные психические состояния стресса, фрустрации и т. д., предъявляющие повышенные требования к эмоциональноличностным ресурсам.
Характеристики эмоционального реагирования, которые постоянны у человека, являются его эмоциональными свойствами. К ним относят эмоциональную возбудимость (готовность эмоционально реагировать на значимые раздражители); глубину переживаний (способность испытывать при некоторых наиболее благоприятных обстоятельствах такие интенсивные чувства, которые доступны сравнительно немногим), экспрессивность; эмоциональную ригидность - лабильность, оптимизм - пессимизм и эмоциональную устойчивость. Эмоциональная устойчивость - это целостная характеристика эмоциональной сферы личности, обеспечивающая ее (личности) устойчивость к фрустрирующе-му и стрессогенному воздействию трудных ситуаций. Она формируется с развитием личности и зависит от типологических свойств, от эмоционально-когнитивного опыта личности, от выработанных ранее навыков эмоционального реагирования [1; 2].
Поскольку эмоциональная сфера - подсистема личности, то необходимо признать существование разных ее характеристик - темпераментных, психических состояний, эмоционального интеллекта, состояния здоровья, психических отношений - к себе, к людям и т. д. Собственно эмоциональная устойчивость определяется особенностями связей между этими характеристиками, между разными уровнями ее структуры. Можно говорить об
устойчивости во внешнем плане: сохранение организованности эмоционально-
личностной системы - и во внутреннем: адекватное соподчинение эмоциональных свойств состояний и процессов (собственно уровень эмоциональной устойчивости). Следует заметить, что в понимании термина «эмоциональная устойчивость» как умении эффективно действовать в нестабильных, кризисных условиях упускается из внимания негативная сторона данного профессионально-важного качества: плохая приспособленность при работе в так называемой «штатной» ситуации.
Главным критерием эмоциональной устойчивости для многих ученых становится эффективность деятельности в эмоциогенной ситуации - способность человека успешно решать сложные и ответственные задачи в напряженной эмоциогенной обстановке, а также способность эмоционально возбужденного человека сохранять определенную направленность своих действий, адекватное функционирование и контроль над выражением эмоций.
Особое значение проблема эмоциональной устойчивости личности приобретает для сотрудников ОВД, чья деятельность осуществляется в условиях повышенных социальнопсихологических требований, умственного и психоэмоционального напряжения. Соответствующая характеристика служебных нагрузок отражена в понятии «эмоциональный стресс». Риск нарушений эмоциональной устойчивости связан с несовершенством законодательства, дефицитом служебного времени, наличием «нештатных» ситуаций, психоэмоциональными перегрузками во время работы (ведущими к моральному износу и эмоциональному выгоранию личности). Однако относительно сложившихся силовых структур, в частности ОВД, эмоционально-личностная устойчивость сотрудников мало исследована.
В свою очередь одной из составляющих эмоциональной устойчивости является эмоциональный интеллект как интегральная характеристика способности знать эмоциональные состояния, умения распознать эмоции и управлять ими, эмпатировать и мотивировать себя.
Изучение данного когнитивного компонента эмоциональной устойчивости и явилось целью нашего исследования.
В качестве объекта нашего исследования выступают эмоциональные свойства личности 97 сотрудников ОВД со средним стажем работы 7,5 года. Фиксировались показатели эмоционального интеллекта по Холлу; эмоциональных барьеров в общении по Бойко; неблагоприятных психических состояний и свойств темперамента по Айзенку и адаптивных функций по Роджерсу - Даймонду.
Результаты. В целом по выборке с увеличением возраста у сотрудников достоверно выше показатели внешнего контроля (г = 0,303), доминантности (г = 0,234), интровер-сии (г = 0,238), одновременно принятия - непринятия других (г = 0,200 и 0,248), повышенного настроения (г = 0,209), управляемости эмоциями (г = 0,315) на фоне нарушения деятельности сердечно-сосудистой системы (г = 0,262) и ревматического фактора (г = 0,405). При этом у старших сотрудников снижены мечтательность (г = -0,293), общительность (г = -0,301) и фрустрированность (г = -0,235). Во всех случаях р < 0,05 или р < 0,01.
Интегральный показатель эмоционального интеллекта взаимосвязан с адаптивностью (г = 0,261), эмоциональным контролем (г = 0,234), доминантностью (г = 0,214), пластичностью темперамента (г = 0,228), нетревожностью (г = 0,252). При этом у эмоционально-интеллектуальных лиц существенно ниже фрустрированность (г = -0,215), тревожность (г = -0,252), эмоциональная возбудимость (г = -0,311), истощаемость (г = -0,249), психический темп (г = -0,220) и меньше нарушений деятельности желудочно-кишечного тракта (г = -0,221).
Расчет методом сигмального отклонения высоких и низких значений эмоционального интеллекта помимо подтверждения описанных выше корреляций выявил также, что эмоционально-интеллектуальные сотрудники более адаптированы (1 = 3,56), стремятся к лидирующим позициям (1 = 2,26), управляют своими эмоциями (1 = 3,51) и менее агрессивны (1 = 2,48).
Анализ различий по полу выявил, что у женщин выше показатели тревожности по Бойко (1 = 3,27), ведомости (1 = 2,08) и нарушений деятельности сердечно-сосудистой системы (1 = 2,27) по сравнению с мужчинами, что указывает на особенности женского организма, а не на различия по профессионально важным качествам.
Тем не менее был проведен раздельный по полу корреляционный анализ исследуемых показателей. Общими закономерностями, вне зависимости от пола, является достоверная взаимосвязь между неблагоприятными эмоциональными состояниями по Айзенку - Бойко, сниженной адаптивностью по Роджерсу - Даймону и ухудшением состояния здоровья по Гиссену.
Эмоциональный интеллект отрицательно коррелирует с наличием эмоциональных барьеров в общении (г = -0,334 у мужчин и г = -0,316 у женщин). Закономерны взаимосвязи показателей методик по Бойко, Айзенку и Роджерсу - Даймону. Следовательно, в целом когнитивная составляющая эмоциональной устойчивости не имеет гендерных различий.
Особенным является наличие только у мужчин: с возрастом и стажем службы ухудшается здоровье, причем при хорошем состоянии здоровья высок и эмоциональный интеллект, который взаимосвязан с адаптивностью. У женщин с возрастом и стажем службы улучшается эмоциональный интеллект и способность преодолевать эмоциональные барьеры в общении.
Полученные данные согласуются с литературными источниками. Так, у женщин выше показатели социальной пластичности, эмоциональности, социальной эмоциональности, а у мужчин - показатели эргичности, пластичности и индивидуального темпа. Социальная эргичность и социальный индивидуальный темп с полом практически не связаны [3]. Анализ личностных факторов Большой пятерки показал, что по всем факторам, кроме открытости к опыту, наблюдается половой дипсихизм. Экстраверсия, включающая доминантность и поиск ощущений, больше выражена у мужчин; зато дружелюбность, включающая качества заботы и любви, сильнее выражена у женщин. Психотизм больше присущ мужской подвыборке [4].
Заключение. Статус низких значений эмоционального интеллекта имеют 40 % исследуемых сотрудников. Неспособность начинающих специалистов противостоять длительному воздействию стрессогенных факторов может объясняться несформированностью у них нервно-психической устойчивости, одним из компонентов которой является эмоциональной устойчивость. Поэтому целесообразно в условиях вузовского обучения проводить психологические тренинги не только с курсантами группы риска, но и со всеми курсантами.
С увеличением срока службы проявление негативных эмоций становится все более привычным способом эмоционального самовыражения, а замедление эмоционального реагирования - все более привычным способом поведения сотрудника правоохранительных органов на фоне тенденции к возрастанию нежелания сближаться с людьми.
Формирование и поддержание эмоциональной устойчивости следует начинать на этапе профессиональной подготовки сотрудника и продолжать по мере его обучения и на этапе адаптации, с учетом принципа преемственности между учебными заведениями и практическими органами. В качестве профилактики появления эмоциональных расстройств необходимо вести регулярную работу по формированию навыка саморегуляции эмоционального состояния.
Ссылки:
1. Гозман Л.Я. Психология эмоциональных отношений. М., 1987.
2. Маклаков А.Г. Общая психология. СПб., 2000.
3. Нартова-Бочавер С.К. Дифференциальная психология : учеб. пособие. М., 2006. 240 с.
4. Машков В.Н. Основы дифференциальной психологии. СПб., 1998. 132 с.