Научная статья на тему 'КНЯЗЬ ВЛАДИМИР СВЯТОЙ В ИНТЕРПРЕТАЦИИ Е.В. СПЕКТОРСКОГО'

КНЯЗЬ ВЛАДИМИР СВЯТОЙ В ИНТЕРПРЕТАЦИИ Е.В. СПЕКТОРСКОГО Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
85
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СПЕКТОРСКИЙ Е.В / РУССКАЯ ЭМИГРАЦИЯ В ЮГОСЛАВИИ / КНЯЗЬ ВЛАДИМИР СВЯТОЙ / ИСТОРИЯ РУСИ / ТЕОЛОГИЧЕСКИЕ ВОЗЗРЕНИЯ РУССКИХ МЫСЛИТЕЛЕЙ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Михальченко Сергей Иванович

Статья посвящена интерпретации образа и деятельности князя св.Владимира известным русским ученым-юристом и философом Евгением Васильевичем Спекторским (1875-1951). Спекторский обращался к образу князя несколько раз в статьях на русском и сербском языках во время своей эмиграции в Югославии. Специальное внимание уделяется участию ученого во Владимирском сборнике 1930 г., выпущенном после начала празднования русской эмиграцией Дня русской славы. На основе архивных документов из Архива Республики Словении показываются детали подготовки статьи для второго Владимирского сборника 1939 г. Исследователь считал св. Владимира одним из главных исторических деятелей в истории России, а принятие христианства - важнейшим событием русской истории и выделял, в связи с этим, специальный период в истории Руси - «святая Русь». Сравнивая князя Владимира с Петром Великим и Александром II, он отдавал пальму первенства Владимиру. Спекторский также считал равновеликими образы св.Владимира и свв.Кирилла и Мефодия, а также св.Саввы. В статье впервые вводятся в научный оборот материалы переписки Е.В.Спекторского и А.В.Соловьева, а также актуализируется внимание к малодоступным статьям ученого 1930-х гг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PRINCE VLADIMIR THE SAINT IN THE INTERPRETATION OF E.V. SPEKTORSKY

The article is devoted to the interpretation of the image and activities of Prince St. Vladimir by the famous Russian legal scholar and philosopher Yevgeny Vasilyevich Spektorsky (1875-1951). Spektorsky referred to the image of the prince several times in articles in Russian and Serbian during his emigration to Yugoslavia. Special attention is paid to the participation of the scientist in the Vladimir collection of 1930, released after the Russian emigration began celebrating the Day of Russian Glory. On the basis of archival documents from the Archives of the Republic of Slovenia, the details of the preparation of an article for the second Vladimir collection of 1939 are shown. The researcher considered St. Vladimir one of the main historical figures in the history of Russia, and the adoption of Christianity - the most important event in Russian history and singled out, in this regard, a special period in the history of Russia - "Holy Russia". Comparing Prince Vladimir with Peter the Great and Alexander II, he gave primacy to Vladimir. Spektorsky also considered the images of St. Vladimir and St. Cyril and Methodius, as well as St. Savva, to be equal in size. For the first time, the materials of correspondence between E.V. Spektorsky and A.V. Solovyov are introduced into scientific circulation and also actualizes attention to inaccessible articles of the scientist of the 1930s.

Текст научной работы на тему «КНЯЗЬ ВЛАДИМИР СВЯТОЙ В ИНТЕРПРЕТАЦИИ Е.В. СПЕКТОРСКОГО»

УДК 908

Михальченко С.И., доктор исторических наук, профессор, директор Института экономики, истории и права Брянского государственного университета имени академика И.Г. Петровского (Брянск, Россия)

КНЯЗЬ ВЛАДИМИР СВЯТОЙ В ИНТЕРПРЕТАЦИИ Е.В. СПЕКТОРСКОГО

Статья посвящена интерпретации образа и деятельности князя св.Владимира известным русским ученым-юристом и философом Евгением Васильевичем Спек-торским (1875-1951). Спекторский обращался к образу князя несколько раз в статьях на русском и сербском языках во время своей эмиграции в Югославии. Специальное внимание уделяется участию ученого во Владимирском сборнике 1930 г., выпущенном после начала празднования русской эмиграцией Дня русской славы. На основе архивных документов из Архива Республики Словении показываются детали подготовки статьи для второго Владимирского сборника 1939 г. Исследователь считал св. Владимира одним из главных исторических деятелей в истории России, а принятие христианства - важнейшим событием русской истории и выделял, в связи с этим, специальный период в истории Руси - «святая Русь». Сравнивая князя Владимира с Петром Великим и Александром II, он отдавал пальму первенства Владимиру. Спекторский также считал равновеликими образы св.Владимира и свв.Кирилла и Мефодия, а также св.Саввы. В статье впервые вводятся в научный оборот материалы переписки Е.В.Спекторского и А.В.Соловьева, а также актуализируется внимание к малодоступным статьям ученого 1930-х гг. Ключевые слова: Спекторский Е.В., русская эмиграция в Югославии, князь Владимир Святой, история Руси, теологические воззрения русских мыслителей БОТ: 10.22281/2413-9912-2022-06-01-185-192

Русская эмиграция первой волны продолжает оставаться объектом пристального внимания многих исследователей. Важнейшей задачей в жизни эмиграции являлось сохранение русского самосознания в условиях рассеяния. Большую роль в решении этой задачи сыграл образ киевского князя Владимира Святославича (Владимира Святого), который стал одним из центральных в формировании культурной общности русской эмиграции, поскольку он, как справедливо отметил

© Михальченко С.И. © М1кЬа1еИепко 8.1.

М.Шкаровский, являлся (наряду с фигурой А.С.Пушкина) обще-объединяющим: и консервативные правые круги и либерально -левые признавали его значение для русской истории и культуры [12, с .15]. Поэтому не было случайным обращение к образу князя Владимира и такого известного мыслителя как Евгений Васильевич Спекторский (1875-1951) [2].

Спекторский оказался в эмиграции в Королевстве сербов, хорватов и словенцев (Югославии) в

1920 г., пройдя до революции типичный для представителя академической среды путь - от магистранта до ординарного профессора, доктора государственного права. С 1914 по 1919 г. он преподавал в университете в Киеве, официальное название которого было Университет св.Владимира (в том числе, в 1918-1919 гг. был последним избранным ректором этого русского университета).

В 1925 г. в пражском издательстве «Пламя» Спекторский опубликовал ставшую широко известной книгу «Христианство и культура». Если ранее он был известен среди достаточно узкого круга правоведов и специалистов по истории политических учений, то теперь его имя стало популярно в широких слоях интересующихся религиоведческими и теологическими вопросами. Известности ему прибавила и активная организаторская деятельность в разного рода эмигрантских обществах Югославии и Чехословакии (в 1924-1927 гг. он преподавал на Русском юридическом факультете в Праге), участие в академических съездах. Наконец, осенью 1928 г. Спекторский возглавил образованный в Белграде Русский Научный институт. Кроме того, не были секретом консервативные политические взгляды Спек-торского, его поддержка генерала П.Н.Врангеля, участие в движении галлиполийцев. Вероятно, все это вместе взятое и объясняет тот факт, что, когда в 1929 г. по предложению главы Русской православной церкви заграницей

(РПЦЗ) митрополита Антония (Храповицкого) в честь святого князя Владимира был учрежден церковно-национальный праздник День Русской Славы (15 июля ст.ст.)[12, с.15], Спекторский был приглашен в авторы «Сборника в память святого равноапостольного князя Владимира». Сборник был издан в 1930 г. Ученый опубликовал в нем статью «Св.Влади-мир и русская культура» [7].

Следующий раз Спекторский обратился к образу св.Владимира во второй половине 1930-х годов, когда все православное Русское Зарубежье готовилось к празднованию 950-летия Крещения Руси. В однодневной газете «День Русской Славы» в 1936 г. он опубликовал статью «Славянские просветители» [9], где значительное место было уделено св.Влади-миру, затем на сербском языке эту же статью в переработанном виде [4] и несколько статей о Крещении Руси и роли православной церкви в российской истории [5; 6]. В 1938 г. Спекторский принял участие в вышедшем годом позже и получившем широкую известность коллективном издании «Владимирский сборник» [1; 8], причем он стал единственным автором, принимавшим участие и в первом, и во втором Владимирских сборниках.

Историю участия Спектор-ского во втором сборнике позволяют проследить источники личного происхождения, в частности, письма ученому, хранящиеся в Архиве Словении в Любляне,

среди которых его переписка с известным русским эмигрантским историком права профессором Белградского университета

А.В.Соловьевым. 18 октября 1938 г. Соловьев сообщал Спектор-скому, что «с благословения митрополита Анастасия [первоиерарх РПЦЗ с 1936 г. - С.М.], Владимирский комитет решил издать серьезный сборник статей в честь 950-летия крещения Руси» и повторял высказанную тремя месяцами ранее просьбу дать для сборника «статью научно-популярного характера (т.е. без подстрочных примечаний); размером от 6 до 12 печатных страниц». Как полагал Соловьев, темой ее могла бы быть опубликованная Спекторским ранее «блестящая статья «Владимир Святой и христианская государственность» (дополненная и перепечатанная), быть может, в несколько дополненном и расширенном изложении» [13] (Соловьев, видимо, имел в виду опубликованную в издании «День русской славы» в 1938 г. статью Спек-торского «Христианство и русская государственность»). Спекторский прислал статью к 9 декабря, когда сборник уже начал печататься. Однако финансовые затруднения привели к тому, что сборник вышел в свет весной 1939 г., а оттиски статьи Спекторский получил только летом того же года.

Подвел итог своим размышлениям о роли св.Владимира в истории и культуре России Спек-торский в изданной посмертно, а написанной в конце 1940-х — начале 50-х годов статье «Эпохи

русской культуры» [10].

Следует подчеркнуть, что Спекторский не был специалистом по истории древней Руси, поэтому его статьи, посвященные этому периоду, носили популярный характер и важны не столько новыми открытиями, сколько авторской интерпретацией и фактическим отражением в них воззрений широких масс консервативной эмиграции на образ св.Владимира.

Спекторский помещал Владимира Святого в две триады, причем, если в линии свв.Кирилл и Мефодий — св.Владимир — св.Савва Владимир выступал как один из равных по значению славянских просветителей [9], то при сравнении деятельности выдающихся реформаторов Владимира Святого Петра Великого и Александра II Спекторский безусловное первенство отдавал князю Владимиру и не столько по хронологии, сколько потому, что цели, по мнению исследователя, у князя были более величественные и трудные, чем у двух императоров. «Петр стремился создать великую Россию, Александр II — свободную Россию, - писал Спек-торский. — Как ни грандиозны эти задачи, но они бледнеют перед заданием, которое поставил творимой России св.Владимир, а именно, чтобы она стала святою Русью» [9, ^2]. «И свободная Россия Александра II и великая Россия Петра Великого во многих отношениях представляли только дальнейшее развитие той программы Святой Руси, которую за-

дал нашему отечеству князь Владимир», - полагал исследователь [8, с.55]. К тому же, св.Владимир указал то направление, по которому должна была развиваться и русская культура, и русская цивилизация. Именно Крещение Руси стало самой главной реформой в истории Руси, по мнению Спек-торского [6, с.38].

Как показала ранее исследовавшая общественно-политические воззрения Спекторского Е.В.Тка-ченко, с образом Владимира Святого тесно связана предложенная ученым периодизация исторического пути России, который, как ему представлялось, состоит из трех значимых этапов: «святая Русь», «великая Россия» и «свободная Россия»[10, с.166; 11, с.113].

Тесно связанный с образом св.Владимира период святой Руси начался в Х в., с Крещения Руси. Он соответствовал святости и праведности в личной жизни. «С этого времени христианство начало проникать в сознание русского народа, надолго укрепляясь в нем, и превратившись в русское православие. С того же времени можно говорить и о появлении русской культуры» [11, с.114].

Спекторский полагал, что Крещение Руси «существенно отличалось от крещения других народов. Во-первых, оно было делом сознательного выбора. Во-вторых, оно не сопровождалось ни внешним, ни внутренним насилием. Наконец, в-третьих, разрыв с язычеством был более радикален, чем в Западной Европе» [8, с.56] .

Несколько идеализируя прошлое, Спекторский считал, что христианство на Руси не насаждалось, а «постепенно проникало в сознание народа. Поэтому процесс этот был хоть и длительным, но повсеместным». На Руси, пишет Спекторский, ссылаясь на Карамзина, «не князь Владимир был побежден своими будущими крестителями, а напротив, он победил их и... вздумал завоевать веру христианскую. Он принял руку византийской царевны Анны и греческих проповедников, но не склонил выи перед греками. Он принял проповедь не на греческом языке, а на славянском.. Он свободно, после всестороннего обследования, выбрал христианство вообще, и православие в частности» [7, с.21]. Соглашаясь с С.М.Соловьевым, Спекторский писал, что «упорствующим была предоставлена возможность без мученичества мирно удалиться в степь, «затыкая уши своя» от благой вести. Только в Новгороде волхвам удалось организовать сопротивление христианству» [8, с.57].

Став христианином, князь Владимир, по мнению Спекторского, совершенно переродился, «так что его жизнь превратилась в житие» [8, с.57]. Спекторский был согласен с В.С.Соловьевым, говорившем о князе Владимире, что тот «понял, что истинная вера обязывает». Князь Владимир «настолько подчинил политику этике, что стал «бояться греха» даже в тех случаях, где надо было применять праведную силу против злодейского насилия» [8, с.58].

Нельзя не согласиться с Е.В.Ткаченко, что другой важной чертой распространения православия Спекторский называл его «проникновение в широкие массы» [11, ^116]. На Руси христианство установилось в первую очередь среди сельского населения. Название «крестьянин» (до этого «смерд»), обращает внимание Спекторский, произошло именно от слова «христианин». На Западе же христианская культура была культурою «только городской, и притом образованного населения» [10, ^169].

Еще в статье «Славянские просветители» Спекторский отмечал, что заслугой князя Владимира было то, что он «указывал направление, в котором должна была развиваться и русская культура, и русская цивилизация». Причем культура не должна была быть только «возрождением и продолжением античной языческой традиции, как это думали на западе, начиная с эпохи т.н. ренессанса. Она должна была дать русский национальный вклад в общечеловеческое христианское творчество религиозное, художественное, философское» [9, с.2].

Важным аспектом Крещения Руси, по мнению ученого, было

то, что христианство привнесло не только новую духовность, но и новую, христианскую (но не варяжскую) государственность и «общественность». «Только благодаря крещению, - пишет Спек-торский, - Русь, остававшаяся раздробленною политически, оказалась единою культурно и национально» [7, ^24; 11, с.119].

Спекторский называет время XI-XII вв. расцветом Руси, когда «подготавливалась русская всемирная отзывчивость. ... Она была направлена в сторону не одних лишь слов, но также и дел международного милосердия и международного спасения» [7, ^29-30].

Таким образом, Спекторский уделял особое внимание роли князя Владимира в русской истории, отдавая ему первенство перед Петром Великим и Александром II. Несомненно, в трактовке ученым образа св.Владимира и его деяний присутствовала определенная идеализация, обусловленная, вероятно, и политическими задачами по объединению русской эмиграции. Но Спекторский был не одинок в такой интерпретации образа князя, выступая одним из представителей русской

" 1 консервативной эмиграции1.

Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта 21-011-44015.

1 С именем князя были связаны и последние годы жизни Спекторского - в 1951 г. он скончался в статусе профессора Свято-Владимирской духовной семинарии (академии) в Нью-Йорке [2, с.29-30].

Список литературы

1. Иванов И. Незабытое наследие. «Владимирский Сборник. В память 950-летия крещения Руси, 988—1938» // Невский богослов. 2015. №18. С.16-18.

2. Михальченко С.И., Ткаченко Е.В. Евгений Васильевич Спектор-ский // Вопросы истории. 2013. №1. С.13-31.

3. Михальченко С.И., Ткаченко Е.В. Начало преподавания Е.В.Спекторского в Св.Владимирской духовной академии (по его письмам Г.В.Флоровскому) // Studia international: Материалы VIII международной научной конференции «Западный регион России в международных отношениях X-XX вв.» (1-2 июля 2021 г.). — Брянск: РИО Брянского государственного университета, 2021. С.183-185

4. Спекторски Е. Културан рад словенских просветите^а // Хриш^анско дело.1936. Св.У С.325-331.

5. Спекторски Е. Културни знача] крште^а Русще // Хриш^анско дело. 1938. Св..У С.438-357.

6. Спекторски Е. Хриш^анство и руски «царизам» //Хриш^анска мисао.1938. №5. С.38-40

7. Спекторский Е.В. Св.Владимир и русская культура // Сборник в память святого равноапостольного князя Владимира. 988-1930. Белград, 1930. С.17-31.

8. Спекторский Е.В. Своеобразие крещения Руси // Владимирский Сборник в память 950-летия крещения Руси, 988—1938. Белград, 1939. С.55-62.

9. Спекторский Е.В. Славянские просветители //День русской славы. Однодневная газета. Белград. 15 июля 1936 г. С.2,5.

10. Спекторский Е.В. Эпохи русской культуры // Записки Русской академической группы в США. Нью-Йорк,1970. T.IV. С.163-182.

11. Ткаченко Е.В. Общественно-политические взгляды Е.В.Спекторского. Брянск: РИО Брянского государственного университета, 2009. 160 с.

12. Шкаровский М.В. Князь Владимир как символ историко-культурного наследия России для русской эмиграции 1920-1930-х гг. // Невский богослов. 2015. №18.

13. Arhiv Republike Slovenije. SI AS 1901/I/124

PRINCE VLADIMIR THE SAINT IN THE INTERPRETATION

OF E.V. SPEKTORSKY

The article is devoted to the interpretation of the image and activities of Prince St. Vladimir by the famous Russian legal scholar and philosopher Yevgeny Vasilyevich Spektorsky (1875-1951). Spektorsky referred to the image of the prince several times in articles in Russian and Serbian during his emigration to Yugoslavia. Special attention is paid to the participation of the scientist in the Vladimir collection of 1930, released after the Russian emigration began celebrating the Day of Russian Glory. On the basis of

archival documents from the Archives of the Republic of Slovenia, the details of the preparation of an article for the second Vladimir collection of 1939 are shown. The researcher considered St. Vladimir one of the main historical figures in the history of Russia, and the adoption of Christianity - the most important event in Russian history and singled out, in this regard, a special period in the history of Russia - "Holy Russia". Comparing Prince Vladimir with Peter the Great and Alexander II, he gave primacy to Vladimir. Spektorsky also considered the images of St. Vladimir and St. Cyril and Methodius, as well as St. Savva, to be equal in size. For the first time, the materials of correspondence between E.V. Spektorsky and A.V. Solovyov are introduced into scientific circulation and also actualizes attention to inaccessible articles of the scientist of the 1930s. Keywords: Spektorsky E.V., Russian emigration in Yugoslavia, Prince Vladimir the Saint, history of Russia, theological views of Russian thinkers

References

1. Ivanov I. (2015) Nezabytoye naslediye. «Vladimirskiy Sbornik. V pa-myat' 950-letiya kreshcheniya Rusi, 988—1938» [Unforgotten heritage. "Vladimir Collection. In memory of the 950th anniversary of the baptism of Russia, 988-1938"] Nevskiy bogoslov [Nevsky theologian]. 2015. No. 18. pp.16-18.

2. Mikhalchenko S.I., Tkachenko E.V. Yevgeniy Vasilyevich Spektorsky Voprosy istorii [Issues of history]. 2013. No. 1. pp.13-31.

3. Mikhalchenko S.I., Tkachenko E.V. Nachalo prepodavaniya Ye.V.Spektorskogo v Sv.Vladimirskoy dukhovnoy akademii (po yego pis'mam G.V.Florovskomu) [The beginning of teaching E.V. Spektorsky at the St. Vladimir Theological Academy (according to his letters to G.V. Florovsky)]. Studia internationalia: Materialy IX mezhdunarodnoy nauchnoy konferentsii «Zapadnyy region Rossii v mezhdunarodnykh otnosheniyakh X-XX vv.» (1-2 iyulya 2021 g.) [Studia internationalia: Proceedings of the IX International Scientific Conference "The Western Region of Russia in International Relations of the X-XX centuries. (July 1-2, 2021)]. Bryansk: Bryansk State University, 2021, pp.183-185

4. Spektorski E. Kulturan rad slovenskih prosvetitelja [Cultural work of Slavic educators] Hrrncansko delo [Christian work] 1936, sv.V, pp.325-331.

5. Spektorski E. Kulturni znacaj kmtenja Rusije [Cultural significance of the baptism of Russia] Hrrncansko delo [Christian work] 1938, sv.V, pp.438-357. ^

6. Spektorski E. Hri^canstvo i ruski «carizam» [Christianity and Russian "tsarism" ] Hrifocanska misao [Christian thought].1938, no.5, pp.38-40.

7. Spektorskiy Ye.V. Sv.Vladimir i russkaya kul'tura [St. Vladimir and Russian culture ] Sbornik v pamyat' svyatogo ravnoapostol'nogo knyazya Vla-dimira. 988-1930.[ Collection in memory of St. Prince Vladimir Equal-to-the-Apostles. 988-1930] Belgrad, 1930, pp.17-31.

8. Spektorskiy Ye.V. Svoyeobraziye kreshcheniya Rusi [The originality of the baptism of Russia] Vladimirskiy Sbornik v pamyat' 950-letiya kreshcheniya Rusi, 988—1938 [Vladimir Collection in memory of the 950th anniversary of the baptism of Russia, 988-1938]. Belgrad, 1939, pp.55-62.

9. Spektorsky Ye.V. Slavyanskiye prosvetiteli [Slavic enlighteners] Den'

russkoy slavy. Odnodnevnaya gazeta [ Day of Russian glory. One day newspaper.] Belgrad. July 15, 1936, pp.2,5.

10. Spektorsky Ye.V. Epokhi russkoy kul'tury [ Epochs of Russian culture] Zapiski Russkoy akademicheskoy gruppy v SSHA [Transactions of the Russian academic group in the USA]. New York, 1970, vol..IV, pp.163-182.

11. Tkachenko E.V. Obshchestvenno-politicheskiye vzglyady Ye.V.Spektorskogo [Socio-political views of E.V. Spektorsky] Bryansk: Bryansk State University, 2009. 160 p.

12. Shkarovskiy M.V. Knyaz' Vladimir kak simvol istoriko-kul'turnogo naslediya Rossii dlya russkoy emigratsii 1920-1930-kh gg. [Prince Vladimir as a symbol of the historical and cultural heritage of Russia for the Russian emigration of the 1920-1930s] Nevskiy bogoslov [Nevsky theologian]. 2015. No. 18. pp.13-15

13. Arhiv Republike Slovenije [Archives of the Republic of Slovenia]. SI AS 1901/I/124

Об авторе

Михальченко Сергей Иванович — доктор исторических наук, профессор, директор Института экономики, истории и права Брянского государственного университета имени академика И.Г. Петровского (Брянск, Россия)

Mikhalchenko Sergei Ivanovich — Doctor of Historical Sciences, Professor, Director of the Institute of Economics, History and Law, Bryansk State Academician I.G. Petrovsky University (Bryansk, Russia)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.