Научная статья на тему 'КНР — Африка: новые ориентиры взаимоотношений'

КНР — Африка: новые ориентиры взаимоотношений Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
1822
341
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КИТАЙСКАЯ МЕЧТА / CHINESE DREAM / ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ПОЯС ШЕЛКОВОГО ПУТИ / SILK ROAD ECONOMIC BELT / ДИПЛОМАТИЯ С КИТАЙСКОЙ СПЕЦИФИКОЙ / THE DIPLOMACY WITH CHINESE CHARACTERISTICS / МОДЕРНИЗИРОВАННАЯ ВЕРСИЯ КИТАЙСКО-АФРИКАНСКИХ ОТНОШЕНИЙ / AN UPGRADED VERSION OF THE SINO-AFRICAN RELATIONS

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Пономаренко Людмила Васильевна, Соловьева Татьяна Михайловна

Статья посвящена анализу политики «пятого поколения руководства КНР» в отношении государств Африки. Авторы отмечают новые акценты современной китайской дипломатии и их преломление в китайско-африканских отношениях. В статье раскрывается концепция «китайской мечты», впервые озвученная именно в Африке, инновационная модель международного сотрудничества в рамках формирования «экономического пояса Шелкового пути». Раскрываются основные направления сотрудничества политическое, экономическое и гуманитарное. Политическое сотрудничество характеризуется активизацией взаимных визитов на самом высоком и высшем уровнях, взаимодействием в рамках ГА ООН, участием в миротворческих операциях ООН. Экономическое сотрудничество характеризуется активизацией взаимной торговли, переходом к «модернизированной версии» инвестиционного взаимодействия, реализацией стратегии «выхода за границу» китайской продукции, импортом природных ресурсов из Африки, созданием рабочих мест для местного населения, финансированием инфраструктурных проектов, переносом в Африку трудоемких производств. Гуманитарное сотрудничество заключается в программе подготовки кадров для Африки, в реализации китайско-африканских программ технологического партнерства, научных исследований и обмена, а также китайско-африканского форума «Мозговой Центр». Большую роль играет сотрудничество в области здравоохранения. Авторы отмечают, что новое руководство КНР заявляет о переходе к модернизированной версии китайско-африканского сотрудничества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

China-Africa: New Directions of Cooperation

This article analyzes the policy of fifth generation of Chinese leadership with regard to African states. The article deals with the concept of “Chinese Dream”, which was first declared in Africa, an innovative model of international cooperation in the framework of the formation of “economic zone of the Silk Road”. The authors reveal three basic directions of cooperation political, economic and humanitarian cooperation. Political cooperation is characterized by the activation of mutual visits at the highest level, the interaction in the framework of the UN General Assembly, participation in UN peacekeeping operations. Economic cooperation is characterized by the activation of bilateral trade, the transition to a “modernized version of” investment cooperation, implementation of the strategy of “going abroad” of Chinese products, imports of natural resources from Africa, creating jobs for the local population, financing of infrastructure projects, the transfer of labor-intensive industries in Africa. Humanitarian cooperation includes training program for Africa, the implementation of the Sino-African programs, technology partnerships, research and exchange, and the China-Africa Forum “Think Tank”. Cooperation in health care also plays an important role. The authors note that the new Chinese leadership declares transition to an upgraded version of the Sino-African cooperation.

Текст научной работы на тему «КНР — Африка: новые ориентиры взаимоотношений»

КНР - АФРИКА: НОВЫЕ ОРИЕНТИРЫ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ

Л.В. Пономаренко, Т.М. Соловьева

Кафедра теории и истории международных отношений Российский университет дружбы народов ул. Миклухо-Маклая, 10/2, Москва, Россия, 117198

Статья посвящена анализу политики «пятого поколения руководства КНР» в отношении государств Африки. Авторы отмечают новые акценты современной китайской дипломатии и их преломление в китайско-африканских отношениях. В статье раскрывается концепция «китайской мечты», впервые озвученная именно в Африке, инновационная модель международного сотрудничества в рамках формирования «экономического пояса Шелкового пути».

Раскрываются основные направления сотрудничества — политическое, экономическое и гуманитарное. Политическое сотрудничество характеризуется активизацией взаимных визитов на самом высоком и высшем уровнях, взаимодействием в рамках ГА ООН, участием в миротворческих операциях ООН. Экономическое сотрудничество характеризуется активизацией взаимной торговли, переходом к «модернизированной версии» инвестиционного взаимодействия, реализацией стратегии «выхода за границу» китайской продукции, импортом природных ресурсов из Африки, созданием рабочих мест для местного населения, финансированием инфраструктурных проектов, переносом в Африку трудоемких производств. Гуманитарное сотрудничество заключается в программе подготовки кадров для Африки, в реализации китайско-африканских программ технологического партнерства, научных исследований и обмена, а также китайско-африканского форума «Мозговой Центр». Большую роль играет сотрудничество в области здравоохранения.

Авторы отмечают, что новое руководство КНР заявляет о переходе к модернизированной версии китайско-африканского сотрудничества.

Ключевые слова: китайская мечта, экономический пояс Шелкового пути, дипломатия с китайской спецификой, модернизированная версия китайско-африканских отношений.

После прихода к власти в Китае «пятого поколения руководителей» в мире стали много говорить о новом этапе китайской дипломатии. На самом деле, хотя руководители КНР, пришедшие к власти в 2013 г., прежде всего Председатель КНР Си Цзиньпин, действительно вносят свои определенные коррективы во внешнюю политику и дипломатию Китая, тем не менее представляется, что этот новый этап начался несколько раньше, видимо, с конца 10-х — начала 20-х гг. нынешнего столетия.

К этому периоду Китай стал мощной мировой державой и важным игроком на мировой арене, способной оказывать все возрастающее влияние на состояние дел в мире. Новая глобальная стратегия Китая в китайской традиционной манере излагается в формуле из восьми иероглифов: дун вэнь, бэй цян, си цзинь, нань ся: «поддерживать стабильность на востоке, укреплять позиции на севере (что трактуется как укрепление стратегического партнерства с Россией — прим. авт.), продвигаться вперед на западе, спускаться на юг» [1].

Это является свидетельством того, что Китай готов осуществлять активную динамичную политику на всех направлениях. На XVIII съезде КПК, состоявшемся в ноябре 2012 г., было заявлено, что «Китай будет неизменно связывать интересы

китайского народа с общими интересами народов всех стран, принимать более активное участие в международных делах, играть роль большой и ответственной страны, на совместных началах реагировать на вызовы глобального характера» [2].

Дипломатическая деятельность Си Цзиньпина и Ли Кэцяна началась раньше, чем они вступили на политическую арену в качестве главных лидеров государства. ^ Цзиньпин с 2008 по 2012 г. в качестве заместителя Председателя КНР посетил 40 стран и регионов мира. Наиболее важными мероприятиями такого рода можно считать визит Си Цзиньпина в США в начале 2012 г. и визит Ли Кэцяна в Россию в апреле 2012 г.

Заняв в марте 2013 г. пост Председателя КНР, Си Цзиньпин сделал целый ряд важных заявлений по вопросам внешней политики КНР, что позволило аналитикам в Китае и во всем мире говорить собственно о дипломатии Си Цзиньпина.

Первое, что бросается в глаза, — это то, что новое руководство, следуя в определенном смысле западной традиции, отказалось от «обезличенности власти», его политика, прежде всего внешняя, все больше ассоциируется с образом Председателя КНР и его команды. Среди важных составляющих имиджа нового китайского руководителя важное место отводится выдвижению им концептуальных новаций. К таким новациям можно отнести прежде всего концепцию «китайской мечты» (чжунго мэн), то есть мечты об осуществлении великого возрождения китайской нации, озвученной Си Цзиньпином впервые 29 ноября 2012 г. и презентованной всему миру во время визита в Африку. Впоследствии он неоднократно развивал эту доктрину. Китайские руководители подчеркивают, что «китайская мечта» не только не угрожает внешнему миру, а напротив, она будет способствовать тому, что в качестве крупной мировой державы Китай сможет вносить более заметный вклад в развитие всего человечества.

Другая инициатива Си Цзиньпина, привлекшая внимание, — высказанное им во время визита в Казахстан в июле 2014 г. предложение совместного всестороннего развития путем создания инновационной модели сотрудничества — «экономического пояса Шелкового пути» (Сычоу чжилу цзинцзи дай). Эта идея, способная, по мнению китайского руководителя, соединить стремительно растущий Азиатско-тихоокеанский регион с развитыми странами Европы, активно пропагандируется во время их визитов в Европу, Центральную Азию, государства АТР.

Наряду с этими инициативами возникла идея «выстраивания между великими державами отношений нового типа» [3]. В феврале 2012 г. во время визита Си Цзинпина в качестве заместителя Председателя КНР в США он озвучил идею о «дипломатии с китайской спецификой». Эта идея была вновь подчеркнута на совещании в ЦК КПК по вопросам внешнеполитической работы, проходившем в конце ноября 2014 г. Он заявил, что «Китай должен иметь свою дипломатию крупной державы с китайской спецификой. Мы должны... обогащать и развивать концепцию нашей дипломатической работы, придавая ей отчетливую китайскую специфику, китайский стиль, китайскую манеру» (чжунго тэсэ, чжунго фэнгэ, чжунго ципай) [4].

Современные китайские формулировки в области дипломатии опираются на понятия, восходящие к традиционной культуре Китая. Си Цзиньпин призвал

к установлению правильного взгляда на «долг и выгоду» (и ли гуань) в международных отношениях. Министр иностранных дел КНР выступил в прессе с разъяснением этой идеи и заявил, что она «имеет особое значение для отношений КНР с развивающимися и соседними странами» [5]. В то же время активный наступательный характер дипломатии нового поколения руководителей КНР заставил аналитиков говорить о том, что Си Цзиньпин отказался от концепции Дэн Сяопина «держаться в стороне» (тао гуан ян хай) [6].

После вступления в должность Председателя КНР Си Цзиньпин посетил 25 стран Азии, Европы, Африки, Америки и Океании, принял участие в 8 крупных международных мероприятиях. Только в 2013 г. Си Цзиньпин и другие высшие руководители КНР в ходе международных визитов подписали более 800 соглашений [7].

В этой многовекторной дипломатии африканское направление по-прежнему является очень важным для Китая. Одним из свидетельств этого стали взаимные визиты на самом высоком и высшем уровнях.

Вскоре после вступления в должность в марте 2013 г. Председатель КНР Си Цзиньпин совершил государственный визит в Танзанию, ЮАР, Конго (Браззавиль), принял участие в 5-м саммите БРИКС. Председатель КНР заявил, что «укрепление единства и сотрудничества со странами Африки является важным фундаментом внешней политики Китая, Китай направит все усилия на многовекторное взаимовыгодное сотрудничество в духе концепции „подлинность, прагматизм, близость и искренность"» (чжэнь, ши, цинь, чэн), будет, «твердо придерживаясь правильного сочетания долга и выгоды, помогать Африке создавать благоприятные условия для привлечения инвестиций, повышать способность к самостоятельному развитию, осуществлять мечту о всестороннем развитии и возрождении» [8].

Премьер Госсовета КНР Ли Кэцян в мае 2014 г. посетил Эфиопию, Нигерию, Анголу, Кению, а также штаб-квартиру Африканского Союза, поставил вопрос об углублении сотрудничества в области промышленности, финансов, борьбе с бедностью, экологии, гуманитарной сфере и безопасности. Визит был посвящен 50-летию установления дипломатических отношений между Китаем и Африкой.

В сентябре 2013 г. председатель ПК ВСНП Чжан Дэцзян совершил визиты в Уганду и Нигерию, подчеркнув важность развития межпарламентских и межчеловеческих контактов и необходимость совершенствования юридической основы сотрудничества. Председатель Всекитайского комитета Народного политического консультативного совета Китая (НПКСК) Юй Чжэншэн с 3 по 5 ноября 2014 г. нанес официальный дружественный визит в Марокко.

Министр иностранных дел КНР Ван И в январе 2014 г. посетил Эфиопию, Джибути, Гану и Сенегал. МИД КНР отметил, что это стало традицией китайской дипломатии с 1991 г. — совершать первый визит в новом году именно в Африку, подчеркивая тем самым важность этого региона для Китая. Многие главы африканских государств и правительств, в частности, Замбии, Нигерии, Кении, Сенегала, Эфиопии, ЮАР, Республики Конго, Кабо-Верде и других стран в 2013— 2014 гг. также совершили визиты в КНР.

Наряду с тем, что с начала нынешнего столетия отмечается приоритет экономических интересов в двустороннем сотрудничестве, тем не менее политическое сотрудничество Китая и Африки по-прежнему имеет большое значение.

Мощный Китай, постоянный член СБ ООН, является желанным союзником для стран Африки в их борьбе за справедливые правила международной торговли, за реформирование ООН, противовесом в их отношениях с развитыми странами. Китай неизменно позиционирует себя развивающейся страной и солидаризируется с другими развивающимися государствами по многим важным международным вопросам.

Китай тоже заинтересован в сотрудничестве с государствами Африки. Китайско-африканские отношения играют большую роль в комплексной дипломатической стратегии Китая на международной арене. Китай неизменно подчеркивает равноправный характер таких отношений.

Выступая в мае 2014 г. на конференции Африканского Союза, премьер Госсовета КНР Ли Кэцян отметил: 54 государства Африки, занимающие более четверти мест в ООН, играют все большую роль в поддержании мира и стабильности во всем мире. Некоторые резолюции ООН могут быть приняты только в случае, если их одобрит две трети и более голосов, и ряд важных документов не может пройти без поддержки стран Африки. Африка уже стала важной составляющей, способствующей установлению многополярного мира и демократизации международных отношений. В этой связи следует отметить, что Африка — это один из главных полюсов на международной политической арене [9].

Китай поддерживает страны Африки в деле обеспечения мира и стабильности, в частности, все более активно участвует в миротворческих операциях ООН. По заявлению официального представителя МИД КНР Хуа Чуньин, «количество китайских миротворцев превышает контингент других стран — постоянных членов СБ ООН. Китай принял участие в 16 миротворческих операциях ООН в Африке, насчитывающих более 1800 китайских миротворцев» [10]. В середине ноября 2014 г. первый отряд 13-й миротворческой миссии в составе 100 человек отправился в Южный Судан. 13-я китайская миссия (331 человек) будет состоять из военнослужащих 26-й армии сухопутных войск НОАК и сотрудников больницы 107 НОАК. По сообщению агентства Синьхуа, их задача — в течение 8 месяцев защищать и ремонтировать дороги, мосты, аэропорты, системы водо- и электроснабжения, а также уничтожать оружие и боеприпасы [11]. В начале 2014 г. в рамках мандата ООН Китай направил усиленный контингент из 395 военнослужащих. Такая деятельность повышает мировой авторитет КНР, укрепляет доверие со стороны африканских партнеров, а также позволяет Китаю эффективнее защищать свои экономические интересы в регионе.

Следует особо подчеркнуть, что в координации своего взаимодействия с Африкой Китай активно сотрудничает с международными и региональными организациями, прежде всего с Африканским Союзом.

Экономическое сотрудничество — приоритетное направление в сотрудничестве Китая со странами Африки. Китайские руководители постоянно подчеркивают, что КНР неуклонно придерживается в торгово-экономическом сотруд-

ничестве с Африкой принципов равенства и взаимной выгоды ради общего развития и процветания. В 2013 г. объем китайско-африканской торговли превысил 210 млрд долларов США, что в 2000 раз больше, чем в 1960 г. Кроме того, Африка является третьим рынком для китайских внешних инвестиций и вторым рынком строительных подрядов. К концу 2013 г. объем прямых инвестиций КНР в Африку достиг 25 млрд долларов, число китайских предприятий, инвестировавших в Африку, превысило 2500. К концу 2013 г. Китай подготовил для Африки более 54 тысяч специалистов, направил более 360 тысяч технических работников, добровольцев и сельскохозяйственных специалистов [8].

Выступая на форуме Африканского союза в мае 2014 г., премьер Ли Кэцян отметил, что «стороны осуществляют взаимодополняющее друг друга взаимодействие, их сотрудничество не должно быть ограничено сферой энергетики, природных ресурсов и инфраструктуры, его также следует распространить на такие направления, как промышленность, урбанизация, модернизация сельского хозяйства».

Чтобы поднять китайско-африканское сотрудничество на новый уровень, создать «модернизированную версию» (шэнцзибань) взаимодействия, Ли Кэцян предложил совместно содействовать реализации 6 крупных проектов: индустриальное, финансовое сотрудничество, взаимодействия в рамках деятельности по ликвидации бедности, в области охраны окружающей среды, культурно-гуманитарных контактов, поддержания мира и безопасности.

В 2013 г. торговый оборот между сторонами достиг 210 млрд долл. США, что в 21 раз превышает данные за 2000 г. В каждом экспортируемом Африкой товаре стоимостью 100 долларов на Китай приходится приблизительно 20 долларов. Быстро продвигается инвестиционное сотрудничество между КНР и Африкой. Общий объем прямых инвестиций Китая в Африке уже составляет 30 млрд долл. США. Кроме того, КНР предоставил Африке коммерческие кредиты на общую сумму более 50 млрд долл. [12].

На основе равенства и взаимной выгоды обширная территория Африки стала важным направлением стратегии «выхода за границу» китайской продукции, оборудования, технологий и капиталов, важным внешним фактором реализации «китайской мечты», а бурно развивающийся Китай — надежным партнером Африки, он поддерживает Африку, которая стремится к общему развитию. Китай также дает новую энергию процессу осуществления «мечты о развитии» Африки. Китайско-африканский фонд развития за последние шесть лет инвестировал почти 2 миллиарда 400 миллионов долларов в 64 проекта, которые охватывают более чем 30 африканских стран [13]. Во время визита в Африку премьер КНР заявил, что финансирование этого фонда будет доведено до 5 млрд долларов, помощь Африке будет составлять половину всей иностранной помощи КНР, прежде всего для решения проблем бедности, здравоохранения, борьбе со стихийными бедствиями.

Ли Кэцян также заявил, что к 2020 г. объем торговли увеличится в 2 раза и достигнет 400 млрд долларов, а китайские прямые инвестиции с нынешних

25 млрд долларов увеличатся до 100 млрд. По данным Экспортно-импортного банка Китая, правительство КНР и государственные банки инвестируют в Африку около одного триллиона долларов к 2025-му г., что в 49 раз превысит сумму 2012-го г. [12].

Важным направлением торгово-экономического сотрудничества остается импорт природных ресурсов. Китай заинтересован в использовании природно-сырь-евого потенциала Африканского континента для модернизации своей национальной экономики. Кроме нефти, Китай импортирует уголь, железные руды, медь, лес и др. КНР категорически отвергает все обвинения в «неоколониализме», постоянно подчеркивает, что китайский импорт сырья из Африки осуществляется в полном соответствии с международными нормами и правилами, что этот импорт позволяет государствам континента получать доходы, диверсифицировать свой экспорт, разрушить монополию развитых государств на сырьевом рынке [13].

Наряду с сырьевым направлением Китай и Африка активно развивают сотрудничество в других сферах. Причем китайские предприятия стараются создавать рабочие места для местного населения, способствуя решению болезненной для Африки проблемы занятости. Так, в 2013 г. в Республике Конго официально были начаты работы по созданию крупнейшей в Африке базы калийных удобрений в портовом городе Пуэнт-Нуар. Общий объем инвестиций составляет 1,3 млрд долл. США. Его реализации оказали содействие правительства КНР и Республики Конго. Подчеркивается, что новая база калийных удобрений позволит создать в стране около 1000 дополнительных рабочих мест, будет способствовать усилению степени диверсификации экономики Республики Конго. Согласно плану проект будет введен в эксплуатацию в конце 2015 г, ежегодно база будет производить 1,2 млн тонн калийных удобрений [14].

Китай заявляет о том, что развитие производственной сферы в Африке является одним из приоритетных направлений сотрудничества. В период 2009— 2012 гг. в эту сферу китайские предприятия направили прямые инвестиции в объеме 1,33 млрд долл. США, к концу 2012 г. общая сумма прямых инвестиций в производственную отрасль достигла 3,43 млрд [13].

Китай активно участвует в инфраструктурных проектах в Африке. Во время визита в страны Африки в мае 2014 г. Ли Кэцян заявил о готовности КНР поддержать план сооружения высокоскоростной континентальной железнодорожной сети. Китайские официальные лица заявляют, что в новой ситуации китайская сторона готова поделиться с Африкой опытом и технологиями железнодорожного строительства, форсировать двустороннее сотрудничество в областях проектирования, строительства, производства оборудования, подготовки кадров, управления и финансирования с целью внесения вклада в развитие инфраструктурного строительства в Африке [15].

23 ноября 2014 г. китайское информационное агентство Синьхуа сообщило о подписании Китайской корпорацией железнодорожного строительства (CRCC) и Министерством транспорта Нигерии коммерческого контракта о строительстве железной дороги вдоль морского побережья Нигерии стоимостью в 11,97 млрд

американских долларов. Приморская железная дорога длиной в 1402 км соединит Лагос на западе Нигерии с восточным городом Калабар. Максимальная скорость движения поездов составит 120 км в час. Этот проект стал самым крупным в истории внешних строительных подрядов Китая. Стороны подчеркнули, что этот проект имеет важное стратегическое значение для развития региональной экономической интеграции Западной Африки и строительства приморского экономического коридора [16].

Во время визита в Африку премьер КНР подчеркнул, что необходимо способствовать переводу трудоемких отраслей из Китая в Африку, одновременно помогая решать вопросы трудоустройства. Эксперты отмечают, что многие крупные китайские компании из-за быстрого роста зарплат в самом Китае переводят производственные мощности в другие страны, среди которых Африка является достаточно привлекательным регионом. К числу позитивных факторов они отмечают льготные торговые тарифы, дешевую рабочую силу, налаженные бизнес-связи [17].

Китай продолжает осуществлять сотрудничество с Африкой в высокотехнологичных сферах. Так, китайская компания по созданию инфраструктуры связи помогла Танзании выстроить магистральную сеть передачи информации, а Экспортно-импортный банк Китая в большом объеме предоставил для этой цели льготные кредиты.

Китай и африканские страны осуществляют многие сделки в китайской валюте — юане. В 2012 г. их объем составил 5,7 млрд долл., к 2015 г. ожидается увеличение до 15 млрд [18].

Гуманитарное сотрудничество занимает в отношениях Китая и Африки особое место. Премьер Ли Кэцян заявил, что «и Китай, и Африка имеют древнюю самобытную цивилизацию. Их культурное взаимодействие будет способствовать диверсификации мировой культуры, усилению культурного права голоса развивающихся стран при решении международных проблем, процветанию и развитию мировой культуры».

Во время визита в Республику Конго в марте 2013 г. Председатель КНР Си Цзиньпин заявил, что «сотрудничество в гуманитарной сфере является одним из важнейших элементов китайско-африканского стратегического партнерства. Развитие связей между КНР и африканскими странами имеет не только из „жесткую" экономическую базу, но и „мягкую" культурную составляющую». Во время визита в Танзанию он заявил, что Китай будет активно участвовать в программе подготовки кадров для Африки, в течение последующих трех лет подготовит 30 тысяч кадров и предоставит 18 тысяч стипендий для африканских студентов. Китай открыл в 31 государстве Африки 37 Институтов Конфуция и 10 кабинетов Конфуция. В 2013 г. в вузах КНР обучалось 33 тысячи студентов из Африки [8].

В рамках Форума китайско-африканского сотрудничества созданы три серьезные программы, которые особенно важны для развивающейся китайско-африканской парадигмы развития. К ним относятся китайско-африканская программа технологического партнерства, китайско-африканская программа научных иссле-

дований и обмена и китайско-африканский форум «Мозговой Центр». Все эти программы касаются совместных исследований и обеспечения ряда инициатив по укреплению потенциала африканских стран в деле развития науки и техники, политики, управления и передачи технологий. Новейшее техническое сотрудничество сосредоточено на областях, связанных с критически важными для населения сферами, в том числе здравоохранением, охраной окружающей среды, сельским хозяйством, возобновляемыми источниками энергии и водных ресурсов [19].

Большое внимание в китайско-африканском диалоге уделяется обменам на межличностном уровне. Си Цзиньпин призывал укреплять взаимоотношения между народами Китая и Африки, заботиться о создании социальной базы для дружеских обменов. В Африке находятся примерно 1 млн китайцев, все больше африканцев приезжают в Китай учиться, работать и вести бизнес. По данным МИД КНР, в 2013 г. число посетивших страны Африки в качестве первой остановки китайских граждан составило 1,895 млн человек, а количество приехавших в Китай граждан африканских стран — 553 тыс. человек [20].

Традиционно сильной стороной сотрудничества всегда было взаимодействие в области здравоохранения. Китай оказывал и продолжает оказывать странам Африки большую помощь в решении проблем борьбы с ВИЧ и другими опасными заболеваниями. Это было отмечено на министерском форуме по вопросам развития китайско-африканского сотрудничества в сфере здравоохранения, проходившем в августе 2013 г. в Пекине. Выступавший на форуме исполнительный директор ЮНЭЙДС Мишель Сидибе подчеркнул важность обеспечения качественными медицинскими товарами с учетом использования уникального потенциала Китая, с помощью которого Африка сможет в долгосрочной перспективе развивать местные мощности для успешного производства антиретровирусных препаратов и другой фармацевтической продукции. Выступая на открытии форума, министр Национального комитета КНР по вопросам здравоохранения и планирования семьи Ли Бин отметил долгосрочные и положительные результаты сотрудничества между странами в сфере здравоохранения, а также подтвердил готовность страны активизировать китайско-африканские связи [21].

Сегодня Китай оказывает странам Африки большую помощь в борьбе с эпидемией вируса Эбола. С начала эпидемии Китай направил в апреле, августе и сентябре 2014 г. в Либерию, Сьерра-Леоне и Гвинею три транша гуманитарной помощи на сумму около 250 млн юаней (40,9 млн долл.). По данным на начало ноября 2014 г., Китай в общей сложности командировал в Гвинею, Либерию и Сьерра-Леоне 252 медиков, 134 из них продолжают работать в Африке. Китай основал в Либерии центр по лечению лихорадки Эбола [22].

В своих отношениях со странами Африки Китай уделяет большое внимание распространению китайской культуры, популяризации политики Китая, в том числе пропаганде «китайской мечты». Во время визитов на африканский континент руководители КНР говорили об общности судеб Китая и Африки, о родстве «китайской» и «африканской мечты».

Новое руководство КНР во время визитов в страны Африки заявляет о совершенствовании, «апгрэйде» китайского-африканского сотрудничества, создании его новой, модернизированной версии (шэнцзибань). Выдвинутые премьером Ли Кэцяном «шесть сфер сотрудничества», подкрепленные финансированием, являются частью этой модернизации. Подчеркивается необходимость перехода от количественного роста к качественному, от простой торговли к современному многостороннему сотрудничеству.

Подводя итог, следует отметить, что африканское направление новой дипломатии «пятого поколения китайских руководителей» в осуществлении стратегического курса дипломатии с китайской спецификой можно охарактеризовать как активное, динамичное и последовательное.

ЛИТЕРАТУРА

[1] Ли Чанцю. Глобальная стратегия Китая: поддерживать стабильность на востоке, укреплять позиции на севере, продвигаться вперед на западе, спускаться на юг. (Чжунго цюань-цю чжаньлюэ: дун вэнь, бэй цян, си цзинь, нань ся) // Синьхуа ван. 16.12.2-12. URL: http://news.xinhuanet.com/world/2012-12/16/c_124095365.htm.

[2] Доклад Ху Цзиньтао XVIII съезду КПК. (Ху Цзиньтао шиба да баогао цюаньвэнь.). URL: http://news.china.com.cn/politics/2012-11/20/content_27165856_8.htm.

[3] КНР: политика, экономика, культура. М., 2014. С. 220—221.

[4] Си Цзиньпин принял участие и выступил с речью на Центральном совещании по иностранным делам (Си Цзиньпин чуси чжунъян вайши гунцзо хуэйи бин фабяо чжунъяо цзянхуа). URL: http://news.xinhuanet.com/politics/2014-11/29/c_1113457723.htm.

[5] Ван И. Правильно сочетать долг и выгоду, активно играть роль ответственной державы // Жэньминь жибао. 10.09.2013. С. 1.

[6] Jane Perlez Си Цзиньпин отказался от политики «выжидания» и начал продвигать великодержавный курс (Си Цзиньпин фанци тао гуан янь хай туйдун даго вайцзяо). URL: http://cn.nytimes.com/china/20141201/c01china.

[7] Ху Аньган, Ян Чжусун. Дипломатия с китайской спецификой: новая глава во внешней политике Китая // Экспресс-информация № 1. ИДВ РАН. М., 2014. С. 67.

[8] Хэ Вэньпин. Создание модернизированной версии китайско-африканского сотрудничества. (Дацзао Чжун-Фэй хэцзо шэнцзибань). URL: http://www.chinatoday.com.cn/ctchinese/ chinaworld/ article/2014-06/04/content_622416.htm.

[9] Полный текст речи Ли Кэцяна в конференц-центре Африканского Союза: О создании более прекрасного будущего китайско-африканского сотрудничества (Ли Кэцян цзай фэй-мэн хуэйи чжунсинь яньцзян цюаньвэнь: Кайчуан Чжунфэй хэцзо гэнцзя мэйхао дэ вэй-лай). URL: http://www.gov.cn/guowuyuan/2014-05/05/content_2671998.htm.

[10] Пресс-конференция официального представителя МИД КНР 10.09.2014. URL: http : //www. fmprc .gov. cn/rus/ xwfw/ fyrth/t1190855. shtml.

[11] Информационное агентство Синьхуа. URL: http://russian.news.cn.

[12] В Претории открылся 10-й Форум китайско-африканского сотрудничества. URL: http://russian.ts.cn/content/2014- 12/10/content_10806289.htm.

[13] Белая книга о китайско-африканском сотрудничестве (2013) (Чжунфэй хэцзо байпишу (2013)). URL: http://www.scio.gov.cn/zfbps/ndhf/2013/Document/1344913/1344913.htm.

[14] Официально стартовал крупнейший в Африке проект калийных удобрений. URL: http://www.chinafactory.ru/xinwen_content.asp?newsid=24308.

[15] Китай — крупнейший торговый партнер африканских стран. URL: http://cctv.cntv.cn/ 2014/05/04/VIDE1399183322423777.shtml.

[16] Очередная пресс-конференция 13 мая 2014 года у официального представителя МИД КНР Хуа Чуньин. URL: http://ru.china-embassy.org/rus/fyrth/t1157177.htm.

[17] Приморская железная дорога Нигерии создаст платформу для китайско-нигерийского сотрудничества — вице-президент правления китайско-африканской строительной компании при CRCC Цао Баоган. URL: http://russian.people.com.cn/n/2014/1124/c31520-8813015.html#

[18] КНР — крупнейший торговый партнер Африки. URL: http://www.cntv.ru/2013/03/26/ ARTI1364261324583168.shtml.

[19] Милтон О. Обамба. Сделка с драконом: китайско-африканское сотрудничество в области образования. URL: www.ihe.nkaoko.kz/archive/317/2616.

[20] Президент Китая Си Цзиньпин открывает в Пекине министерский форум по китайско-африканскому сотрудничеству в сфере здравоохранения. URL: http://www.unaids.org/ru/ resources/presscentre/featurestories/2013/august/20130816china.

[21] Около 160 китайских медиков прибыли в Либерию для борьбы с Эболой // РИА Новости. URL: http://ria.ru/world/20141115/1033485268.html#ixzz3JCn0LdyT.

CHINA - AFRICA: NEW DIRECTIONS OF COOPERATION

L.V. Ponomarenko, T.M. Soloveva

Department of Theory and History of International Relations Peoples' Friendship University of Russia Miklukho-Maklaya str., 10/2, Moscow, Russia, 117198

This article analyzes the policy of fifth generation of Chinese leadership with regard to African states. The article deals with the concept of "Chinese Dream", which was first declared in Africa, an innovative model of international cooperation in the framework of the formation of "economic zone of the Silk Road". The authors reveal three basic directions of cooperation — political, economic and humanitarian cooperation. Political cooperation is characterized by the activation of mutual visits at the highest level, the interaction in the framework of the UN General Assembly, participation in UN peacekeeping operations. Economic cooperation is characterized by the activation of bilateral trade, the transition to a "modernized version of' investment cooperation, implementation of the strategy of "going abroad" of Chinese products, imports of natural resources from Africa, creating jobs for the local population, financing of infrastructure projects, the transfer of labor-intensive industries in Africa. Humanitarian cooperation includes training program for Africa, the implementation of the Sino-African programs, technology partnerships, research and exchange, and the China-Africa Forum "Think Tank". Cooperation in health care also plays an important role.

The authors note that the new Chinese leadership declares transition to an upgraded version of the Sino-African cooperation.

Key words: Chinese dream, the Silk Road economic belt, the diplomacy with Chinese characteristics, an upgraded version of the Sino-African relations.

REFERENCES

[1] Li Changqiu. China's global strategy: to maintain stability in the east, to strengthen its positions in the north, to advance to the west, come down south. (Zhongguo quanqiu zhanlue: dong wen, bei qiang, xi jin, nan xia) // Xinhuawang.16.12.2-12. Available at: http://news.xinhuanet.com/ world/2012-12/16/c 124095365.htm.

[2] Hu Jintao Report at XVIII Congress of the CPC. (Hu Jintao shiba da baogao quanwen). Available at: http://news.china.com.cn/politics/2012-11/20/content_27165856_8.htm.

[3] China: politics, economy, culture. Moscow, 2014, P. 220—221.

[4] Xi Jinping attended and delivered a speech at the Central Meeting of the Foreign Affairs (Xi Jinp-ing zhuxi zhongyang waishi gongzuo huiyi bing fabiao zhongyao jianghua) Available at: http://news.xinhuanet.com/politics/2014-11/29/c_1113457723.htm.

[5] Wang Yi Properly combine debt and benefit, to actively play the role of a responsible power // Renmin ribao.10.09.2013. P. 1.

[6] Jane Perlez Xi Jinping abandoned the policy of "waiting" and began to promote the great-power policy (Xijinping fangqi taoguangyanghui tuidong daguo waijiao). Available at: http://cn.nytimes.com/china/20141201/c01china.

[7] Hu Angang, Yang Zhusong. Diplomacy with Chinese characteristics: a new chapter in China's foreign policy // Ekspress-informatsiya № 1. IDV RAN, Moscow, 2014. P. 67.

[8] He Wenping Creating a modernized version of the Sino-African Cooperation. (Dazao Zhongfei hezuo shengziban). Available at: http://www.chinatoday.com.cn/ctchinese/chinaworld/article/ 2014-06/04/content_622416.htm.

[9] Full text of Li Keqiang's speech at the Conference Centre of the African Union: On the creation of a better future of Sino-African Cooperation (Li Keqiang zai feimeng huiyi zhongxin yanjiang quanwen. Kaichuan Zhongfei hezuo gengjia meihao de weilai). Available at: http://www.gov.cn/ guowuyuan/2014-05/05/content_2671998.htm.

[10] Press Conference of Foreign Ministry Spokesperson 10.09.2014. Available at: http: //www. fmprc .gov. cn/rus/ xwfw/ fyrth/t1190855. shtml.

[11] Xinhua News Agency. Available at: http://russian.news.cn.

[12] The 10th Forum on China-Africa Cooperation open in Pretoria. Available at: http://russian.ts.cn/ content/2014-12/10/content_10806289.htm.

[13] White Paper on Sino-African Cooperation (2013) (Zhongfei hezuo baipishu (2013)). Available at: http://www.scio.gov.cn/zfbps/ndhf/2013/Document/1344913/1344913.htm.

[14] Africa's biggest potash project was officially launched. Available at: http://www.chinafactory.ru/ xinwen_content. asp?newsid=24308.

[15] China — the largest trading partner of African countries. Available at: http://cctv.cntv.cn/ 2014/05/04/VIDE1399183322423777.shtml.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

[16] Regular Press Conference of the Foreign Ministry Spokesperson Hua Chunying on May 13, 2014. Available at: http://ru.china-embassy.org/rus/fyrth/t1157177.htm.

[17] Maritime railway in Nigeria will create a platform for Sino-Nigerian cooperation — Vice-President of the Board of Sino-African construction company of CRCC Cao Baogang. Available at: http://russian.people.com.cn/n/2014/1124/c31520-8813015.html#

[18] China — the largest trading partner in Africa. Available at: http://www.cntv.ru/2013/03/26/ ARTI1364261324583168.shtml.

[19] Milton O. Obamba. The deal with the dragon: China-Africa cooperation in the field of education. Available at: www.ihe.nkaoko.kz/archive/317/2616.

[20] Chinese President Xi Jinping opens Ministerial Forum on Sino-African Cooperation in the field of health in Beijing. Available at: http://www.unaids.org/ru/resources/presscentre/ featurestories/2013/august/20130816china.

[21] About 160 Chinese doctors arrived in Liberia to fight against Ebola // RIA News. Available at: http://ria.ru/world/20141115/1033485268.html#ixzz3JCn0LdyT.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.