Научная статья на тему 'Книжный вид жанра дастан в творчестве татарского народа: теоретический взгляд на тему'

Книжный вид жанра дастан в творчестве татарского народа: теоретический взгляд на тему Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
454
97
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФОЛЬКЛОР / УСТНЫЙ / ПИСЬМЕННЫЙ / КНИЖНЫЙ / ЖАНР / ТРАДИЦИОННАЯ КУЛЬТУРА / ДАСТАН / FOLKLORE / ORAL / WRITTEN / BOOK / GENRE / TRADITIONAL CULTURE / DASTAN

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Мухаметзянова Лилия Хатиповна

Рассматриваются татарские дастаны как специфическая разновидность жанра эпоса. Такая концепция в первую очередь опирается на народную этническую традицию и в ее рамках автор теоретически разрабатывает тему книжных дастанов татар Поволжья.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Bookish type of a dastan genre in the Tatar people’s creativity: theoretical viewpoint of a subject

In the article the Tatar of dastans are considered as a specific kind of a genre of the epos. First of all such a concept is based on national ethnic tradition and in its context; the author theoretically develops a subject of bookish dastans of Tatars of the Volga region.

Текст научной работы на тему «Книжный вид жанра дастан в творчестве татарского народа: теоретический взгляд на тему»

Вестник Челябинского государственного университета. 2014. № 10 (339).

Филология. Искусствоведение. Вып. 90. С. 95-97.

Л. Х. Мухаметзянова

КНИЖНЫЙ ВИД ЖАНРА ДАСТАН В ТВОРЧЕСТВЕ ТАТАРСКОГО НАРОДА: ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ ВЗГЛЯД НА ТЕМУ

Рассматриваются татарские дастаны как специфическая разновидность жанра эпоса. Такая концепция в первую очередь опирается на народную этническую традицию и в ее рамках автор теоретически разрабатывает тему книжных дастанов татар Поволжья.

Ключевые слова: фольклор, устный, письменный, книжный, жанр, традиционная культура, дастан.

В общей фольклористике есть труды, посвященные теории эпоса, но проблемы изучения особенностей, характерных для татарского дастана, в теоретическом плане до сих пор специально никем не рассматривались.

В татарской фольклористике дастаны как жанр сравнительно недавно получили признание, принципы определения особенностей такого рода памятников долгие годы не вписывались в научные рамки. Первой научной работой, посвященной жанру дастана, можно считать статью Г. Ибрагимова1. В эти же годы увидели свет учебник Гаты Исхаки2, сборник Г. Шарафа3, статья Г. Саади4 и др. Известно. что в этот период материалы фольклора находились лишь на начальном этапе исследования. Отсутствие изучения произведений, которые можно было назвать «дастаном», связано с общественно-политическими условиями эпохи. Начиная с 20-х гг. и до конца 30-х и даже до начала 40-х гг. ХХ в., как и в литературном процессе всех тюркских народов, в татарской литературе и фольклористике для изучения жанра дастана были созданы благоприятные условия. Нельзя не отметить и то, что период «оттепели» был сравнительно коротким. Лишь во второй половине ХХ в. Х. Ярми снова поднял вопрос о том, что дастаны «давно дожидаются серьезного научного исследования»5. Следовательно, только в конце 60-х гг. ХХ в. была поставлена задача научного исследования татарских дастанов.

Начиная именно с этого времени в татарской фольклористике возросло внимание к жанру дастанного эпоса6, были изданы работы Ф. Урманчеева7, Н. Хисамова8, Р. Ганеевой9 и др., посвященные анализу эпических произведений. А позднее появились диссертации и монографии10, посвященные специальному изучению отдельных дастанов.

Несмотря на то что в истории татарской фольклористики проблема книжного вида

жанра дастана специально не изучалась, учеными эта проблема то и дело ставилась.

На то, что некоторые эпические жанры народного творчества среди казанских татар бытуют письменно, начиная с XIX в. обращали внимание и высказывали по этому поводу свое мнение С. Г. Рыбаков, Г. Рахим и Г. Газиз, далее Н. Исанбет, Ф. Ахметова, Ф. Урманче-ев, Ш. Абилов, М. Усманов, М. Ахметзянов, М. Бакиров, А. Садекова, А. Шарипов, Х. Мин-негулов, Т. Галиуллин, Ф. Яхин, Н. Хисамов, М. Гайнетдин, Л. Х. Мухаметзянова.

В татарском литературоведении и фольклористике процесс обретения татарским дастан-ным эпическим наследием своего достойного места вобрал в себя несколько десятилетий. Между тем теоретические и практические проблемы, относящиеся к области эпического устного творчества и письменного эпического фольклора, существуют и сегодня.

В научной теории о книгах существует своеобразный условный термин «рукописная книга», который применяется по отношению к сравнительно объемным текстам различного жанра. Здесь на первый план выступает рукописная форма оформления и существования самого текста. Изучая и освещая историю татарской печатной книги, ученые рассматривают ее на общем фоне развития тысячелетней книжной культуры народа в целом. Отсюда нетрудно понять происхождение и смысл термина «книжный дастан», употребляющегося в фольклористике в отношении эпос-дастана, созданного и распространенного в письменной форме. Казанские татары - преемники именно письменной культуры, сформировавшейся в Волжской Булгарии, позже продолжавшейся и утвердившейся в период Золотой Орды и Казанского ханства. Книжные дастаны, опирающиеся на традиции этой культуры, дошли до нас в основном в рукописном или печатном виде. Это вполне логичный результат влия-

96

Л. Х. Мухаметзянова

ния письменной культуры на традиционный фольклор. Наличие такой глубокой традиции и прочной базы в лице тысячелетней национальной книжно-письменной культуры способствовало становлению, формированию и развитию татарских книжных дастанов. Именно факт преобладания письменной культуры, нежели традиционной устной, и стал катализатором формирования татарских книжных дастанов.

Причин формирования книжного дастана в татарской традиционной культуре немало. У татар решающую роль играли стремление к образованию, к книге, уважение к печатному слову, условия оседлой жизни обеспечили возможность письменного творчества, переписывания и распространения объемных текстов. Поощряющий, пропагандирующий и последовательно внедряющий грамотность и книжную традицию ислам также оказал решающее влияние на эпическое творчество, исполняемое в устной форме, способствуя распространению в сфере духовной куьтуры и быта народа книжной разновидности жанра. Дастан - в некоторой степени элитарный жанр. Бесспорно, вид творчества, обладающий определенной эстетикой, стихотворным исполнением, большим объемом, несущий в себе ту или иную идею мог завоевать душу лишь достойных его образованных читателей. Этот факт также не мог не повлиять на то, что жанр обрел книжный вид. Народ все больше отдавал предпочтение письменно-книжному творчеству, внешние фольклорные признаки татарского эпоса убывали, на определенном этапе исторического процесса он в основном сформировался как книжный эпос11.

Книжный эпос - это аутентичный текст в его индивидуально-литературной обработке и систематизации с учетом фольклорной эпической традиции, специфики его содержания, формы, сюжета, стиля, поэтики, а также закономерностей возникновения, становления и развития эпического фольклора вообще, созданный в условиях письменной культуры просвещенными людьми, умеющими искусно соединять каноны народного эпоса с письменными стилевыми и поэтическими особенностями или же по-своему перерабатывать некоторые известные сюжеты. Ряд татарских книжных дастанов сохранили имя своего автора, существуют дастаны, авторы которых неизвестны.

Книжный вид дастана в татарском фольклоре своей неразрывностью с письменной культурой сильно отличается от «живого» ис-

полнения эпоса перед народной аудиторией12. Книжные дастаны - это эпос, продолжавший функционировать в репертуаре письменной культуры народа и одновременно поддерживающий тесную связь с устным фольклором, вновь и вновь исполняемый и сказителями.

Степень обретения книжной формы у татарских дастанов различная. Если в одних даста-нах доминирует фольклорный пласт, в других лучше усвоены литературные признаки. Если одни сохранились лишь в рукописях, то большинство же достигло уровня книжного исполнения, а переписчик стал выступать даже в роли автора. Сюжет «Тахира и Зухры» - тому пример. У этого произведения бессчетное количество вариантов, начиная с Саади, записанного В. Радловым, переписанного А. Курмаши и других как «авторских», так и «неавторских». Но вариативность сюжета, а также язык, стиль, мотивы, устно бытующие фрагменты из того или иного варианта дастана - это неопровержимые доказательства народного признания произведения. Эти признаки, нашедшие отражение в тексте, позволяют раскрыть фольклорные основы дастана.

Х. Миннегулов в статье, посвященной анализу сходства между средневековой татарской литературой и фольклором, пишет: «Фольклор и письменная литература, составляющие два ответвления искусства слова, в древние века и в средневековье особенно тесно соприкасались. Иногда одно от другого отличается чисто условно»13. Книжные дастаны находятся на границе этой условности и являются разновидностью объемного эпического жанра. Татарские книжные дастаны можно назвать синтезом, соединением письменно-литературного и фольклорного начала. Если в системе устного народного творчества они являются эпическими текстами, усвоившими литературно-эстетические достижения, то если их рассматривать как оригинальное произведение индивидуального автора, выясняется, что тексты следуют эпическим канонам фольклора, уходящего в глубину веков.

По своей сущности эпический фольклор -это искусство слова. Анализ стилистического оформления дастанных текстов и типологических мотивов, его составляющих, позволяет определить соотношение в них литературнописьменных и фольклорных традиций. Проведенный нами анализ14 указывает на глубокие литературно-фольклорные связи татар в период сложения и формирования дастанного

Книжный вид жанра дастан в творчестве татарского народа.

97

эпоса с древнетюркским доисламским устноэпическим и древневосточным мусульманским и домусульманским письменным наследием. В книжном виде жанра особенности фольклорного эпоса и литературно-книжного произведения органично переплелись в одно целое. В процессе становления и формирования книжные дастаны татар Поволжья приобрели совершенно новые черты, не противоречащие фольклорным эпическим законам, сохраняя при этом обратную связь с тем самым фольклором.

Итак, дастанное эпическое творчество, сохранившееся у татар Поволжья почти исключительно в книжной форме, возникло в недрах народного творчества. Связь книжных даста-нов с народной поэзией выражается не только в стиле, но и в содержании: эпические памятники, как правило, выражают общенародные интересы, пронизаны пафосом любви к родине, содержат демократические по своему духу тенденции. Книжные дастаны татарского народа являются не просто старинными рукописями устно-поэтического творчества, но определенным звеном в развитии жанра, а также литературы и фольклора в целом.

Примечания

1 См.: ИбрЛимов, Г. Эдэбият кануннары. Казан, 1918. С. 68-70.

2 См.: Исхакый, Г. Эдэбият юллары. Казан, 1920.

3 См.: Балалар ^целе. СYЗ башын язучы. Г. Шэрэф. Казан, 1921.

4 См.: Сэгъди, Г. Эдэбият тарихымы, язмалар тарихымы?// Безнец юл. 1923. № 1. С. 4.

5 Ярми, Х.Татар халкыныц поэтик и^аты. Казан, 1967. С. 82.

6 См.: Эхмэтова, Ф. В. Дастаннар // Татар фоль-клоры жанрлары. Казан, 1978. С. 26-50.

7 См.: Урманчеев, Ф. Героический эпос татарского народа. Казань, 1984.

8 См.: Хисамов, Н. Ш. Поэма «Кысса-и Йусуф» Кул Али. Анализ источников сюжета и авторского творчества. М., 1979.

9 См.: Ганеева, Р. К. Восточный ренессанс и поэт Кул Гали. Казань, 1988.

10 См.: Ибрагимова, Л. Х. Дастан «Чура батыр» в творчестве тюркских народов : дис. ... канд. филол. наук. Казань, 2000; Закирова, И. Г. Народное творчество периода Золотой Орды: мифологические и исторические основы : дис. ... д-ра филол. наук. Казань, 2011 и др.

11 См.: Мухаметзянова, Л. Х. Книжный дастан в творчестве казанских татар // Вестн. Татар. гос. гуманитар.-пед. ун-та. 2011. № 4 (26). С. 247249.

12 См.: Мухаметзянова, Л. Х. Роль информанта - носителя эпической традиции в книжных дастанах татар Поволжья в популяризации национального эпоса // Вестн. Чув. ун-та. 2012. № 2. С. 337-340.

13 Мицнегулов, Х. Й. Урта гасыр татар эдэбиятыньщ фольклор белэн охшашлыклары hэм уртак яклары // Татарская культура в контексте европейской цивилизации : материалы междунар. науч. конф. Казань, 2010. С. 284.

14 См.: Мухаметзянова, Л. Х. «Кур углы»: модель книжного дастана в творчестве татарского народа // Вестн. Челяб. гос. ун-та. 2012. № 36 (290). Филология и искусствоведение. Вып. 72. С. 40-43; Мухаметзянова, Л. Х. Некоторые вопросы изучения «Кахарман Катил», эпического достояния казанских татар // Вестн. Челяб. гос. ун-та. 2013. № 4 (295). Филология и искусствоведение. Вып. 75. С. 79-82; Муха-метзянова, Л. Х. Соотношение индивидуального и традиционного в романическом книжном дастане татар «Лейля и Маджнун» // Вестн. Челяб. гос. ун-та. 2013. № 10 (301). Филология и искусствоведение. Вып. 76. С. 76-80 и др.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.