КНИЖНАЯ КУЛЬТУРА В ПОЗНАНИИ ПРОШЛОГО
Вечная гонка по кругу идей и новаций, Изобретений, открытий, экспериментов Откроет нам сущность движения, но не покоя.
О жизнь, растраченная в существовании...
О мудрость, утраченная в знании...
О знание, потерянное в информации...
Т. С. Элиот
Обращение к исследованию производства, хранения и передачи знаний о прошлом средствами книжной культуры различных темпоральных и географических ландшафтов настоятельно продиктовано нам интенсивно расширяющимся информационным пространством современного общества. Исторический текст, как способ самовыражения в виртуальном пространстве, на мой взгляд, сегодня реализует новый проект «книжной культуры». Проблема изучения существования текста в коммуникативной среде имеет очевидную научную и социальную актуальность и рассматривается как неотъемлемая часть понимания механизмов производства, хранения и трансляции исторического знания. Сегодня господство машинной полиграфии постепенно уступает место мультимедийным телевизионно-компьютерным каналам. Однако о становлении мультимедийной общественной коммуникативной среды говорить еще рано. Использование электромеханических или радиоэлектронных устройств не означает выход за пределы книжной коммуникационной культуры, ибо основные культурные смыслы фиксируются, передаются и хранятся в документ-
ной форме1. Новые коммуникационные средства дополняют индустриальную книжность, но не заменяют ее. В конце концов мы имеем дело с изменением собственно формы носителя информации. Исторический текст продолжает существовать в практиках и смыслах, заданных книжной культурой.
«.. .Как обозначить те смысловые рамки, которые задаются конкретному тексту условиями, определившими его написание, и формами, обеспечивающими его передачу читателю? Постановка подобного вопроса требует создания единой истории всех, кто так или иначе участвует в производстве, распространении и интерпретации дискурсов, - авторов, издателей, печатников, читателей, зрителей; каждый из них занимает в ней свое особое место и играет особую роль»2. Так сформулировал научную позицию известный французский историк, представитель четвертого поколения школы «Анналов», Роже Шартье, приступая к историческому анализу функционирования текста в культурной и коммуникативной среде, базовым сегментом которой являются знания о прошлом.
Тема коммуникационного поля социального пространства неоднократно обсуждалась участниками семинара «Люди и тексты» в самых разных аспектах и ракурсах. Например, мифы и верования о влиянии текста на читателя; исследования факторов восприятия, понимания и запоминания текстовой информации; текст как источник информации об авторе: контент-анализ в психиатрии, психологии, социологии и изучении средств массовой информации; выбор и предпочтение текста (выбор читателя или влияние текста); миф о «массовой коммуникации»; известные, контролируемые и неконтролируемые параметры массовой коммуникации и др.
Исследовательским проектом 2013 г. научного он-лайн семинара «Люди и тексты» была избрана тема «Историописание в контексте книжной культуры и схоларных практик». Наше внимание привлекало изучение производства, хранения и передачи знаний о прошлом и связанные с этими процессами раз-
1 Соколов А.В. URL http://www.evartistnarod.ш/text16/077.htm#з_08 (18.07.2014).
2 Шартье Р. 2006. 11.
личные аспекты книжной культуры, в рамках которой эти практики собственно и существуют. Понятие и термин «книжная культура» сегодня довольно широко используется как в научной, так и практической деятельности, в повседневном обороте, приобретая значение научной категории. Однако широкое применение категории не означает, что ее научное содержание в нашей стране3 определено достаточно четко и однозначно. «Под книжной культурой понимается широкий круг разнопредметных понятий: осознание обществом роли книги на определенных исторических стадиях развития человеческой цивилизации, национального или государственного объединения, этнической общности; групповая или индивидуальная культура чтения, уровень логико-психологического восприятия книжного текста; категории профессионализма в процессе создания книги; соци-
" 4
альное воспроизводство книжных традиций и многое другое»4.
Понятие «книжная культура» определяется и как синтез духовной культуры и искусства, продукт духовной культуры и духовного производства, материальной культуры и материального производства. Книжная культура, безусловно, является частью культуры общества, и рассматривается «как исторически обусловленная общественная деятельность по созданию, распространению, потреблению и хранению книги и других носителей информации»5. Таким образом, изучение исторических текстов в контексте книжной культуры должно охватывать их форму и содержание, создание, функционирование в комплексе с учетом особенностей национальных историописаний в диа-хронно-синхронной взаимосвязи.
Особую роль в контексте заявленной проблематики приобретает изучение фигуры автора-историка, потому что «автор-
3 Во Франции основателем французской школы истории книги является Анри-Жан Мартен. Он очертил рамки этой дисциплины и в соавторстве с Люсьеном Февром в опубликовал фундаментальный труд «Появление книги» (L'Apparition du livre, Albin Michel, Paris, 1958 (réimpr. 1971, 1999).
4 Добровольский В.В. 2004. 47-49.
5 Васильев В.И. URL http://www.naukaran.ru/sb/2002 3/03.shtml (18.07.2014).
ская функция, заключенная в структуре самих книг, упорядочивающая любые попытки выстроить перечень тех или иных произведений, задающая правила публикации текстов, отныне стоит в центре каждого исследования, где рассматривается связь производства текстов с их формами и способами их прочтения»6.
Собственно, идеи Рожера Шартье, Анри-Жан Мартена и Люсьена Февра и определили стратегию заявленного нами исследовательского направления, потому что именно они позволяет наиболее точно и полно сформулировать основной вопрос наших исследований: «Для чего, с какой целью создавались исторические произведения и сочинения об истории?», определить смысл социального запроса на знания о прошлом и, возможно, объяснить форму проявления этого запроса.
Как показывает изучение конкретных исторических источников, принадлежащих к разным эпохам и странам, коммуникативное и информационное пространство текста в значительной мере определяет точность исторической реконструкции. Уточним понятие «коммуникация», которое в современной гу-манитаристике трактуется достаточно широко - и как путь сообщения, связь одного места с другим (пространственная коммуникация) и как общение и обмен информацией в обществе (социальная коммуникация). Наши штудии основаны, главным образом, на изучении социальных коммуникаций, которые реализуются в различных социальных практиках - схоларных (школы и университеты); архивных, библиофильских и библиотечных; издательских (включая и производство кодексов скри-бами, и производство печатных книг); «освоение» текста читателями. Бытование исторических текстов в коммуникативном пространстве различных эпох имеет свои особенности, некоторые из которых выявлены авторами статей этого издания.
Информационное пространство генерируется традицией историописания, ее развитием и трансформациями. Значительное влияние на него, как показывает изучение источников, оказывает пространственная коммуникация. Кроме того, подчерк-
6 Шартье Р. 1995. ШЪ
http://vivovoco.astronet.ru/VV/PAPERS/LITRA/AUTHOR.HTM (18.07.2014).
нем, что информационное пространство многомерно с точки зрения актуализации знаний о прошлом и форм его презентации.
Подготовленное нами издание не является исчерпывающей публикацией по предложенной исследовательской проблеме. Мы скорее, ее заявляем и стараемся показать, что разработка данного научного направления требует объединения усилий историков различных специальностей - востоковедов, антикове-дов, русистов, специалистов по европейскому Средневековью и других. К сожалению, до сих пор, это важнейшее направление истории исторического знания в нашей стране определяется как периферийное и обращение к нему, по большей части, носит фрагментарный характер, хотя исследовательский алгоритм этой темы и ее значимость вполне очевидны.
Литература
Васильев В.И. К постановке вопроса об определении понятия «книжная культура». URL http://www.naukaran.ru/sb/2002 3/03.shtml (18.07.2014).
Добровольский В.В. 2004. «Книжная культура» как научная категория // Книга и мировая цивилизация: Материалы междунар. науч. конф. по пробл. книговед. В 4 т. Т. 1 / Сост.: В.И. Васильев, М.А. Ермолаева, А.Ю. Самарин. М. 47-49.
Соколов А.В. Общая теория социальной коммуникации. URL http://www.evartist.narod.ru/text16/077.htm#з_08 (18.07.2014). Шартье Р. Письменная культура и общество. М., 2006. 11. Шартье Р. Автор в системе книгопечатания // Новое литературное обозрение, №13, 1995. URL
http://vivovoco.astronet.ru/VV/PAPERS/LITRA/AUTHOR.HTM
М. Бобкова Июль 2014 г.