Ключевые тенденции рынка грузовых авиаперевозок
В. М. Окулов,
заместитель министра транспорта РФ
одним из главных направлений усилий государства по развитию сегмента грузовых авиаперевозок сегодня является создание грузовых мультимодальных хабов с современными технологиями управления.
(а) 60 ООО
Обеспечивая оперативную доставку грузов на дальние расстояния, грузовая авиация служит катализатором промышленного и экономического роста как макрорегионов, так и страны в целом. Поэтому правительство России уделяет развитию грузовых перевозок большое внимание.
По данным Международной ассоциации воздушного транспорта (International Air Transport Association, IATA), рост мировых грузовых авиаперевозок в августе 2013 г. по сравнению с августом 2012 г. составил 3,6 %. Положительная динамика была обеспечена преимущественно за счет развития Ближневосточного и Европейского регионов. Объем перевезенных грузов в мире в 2012 г. составил 49,2 млн т.
На российском рынке грузовых авиаперевозок ситуация более пессимистичная (рис. 1). За январь - сентябрь 2013 г. российскими авиакомпаниями было перевезено 730 тыс. т груза и почты, что на 1,6 % больше аналогичного показателя прошлого года. У основных игроков российского рынка ситуация следующая: AirBridgeCargo продемонстрировал увеличение объемов грузоперевозок на 17,5 %, а «Аэрофлот» -
(б)
падение на 6,8 %, хотя в 2012 г. компания перевезла грузов на 6 % больше, чем в 2011 г. Спад объясняется прекращением авиакомпанией «Аэрофлот» эксплуатации грузовых воздушных судов (ВС).
Три условия успешности хабов
Многие темы последних транспортных форумов посвящены ключевому тренду грузовых авиаперевозок - развитию грузовых мультимодальных ха-бов и современных технологий управления ими. Это закономерно, так как снижение логистических издержек в экономике является ключевым фактором инвестиционной привлекательности (рис. 2).
Как показывает мировой опыт, важнейшими составляющими успеха в построении грузовых хабов является реализация трех обязательных слагаемых:
• усилий государства по упрощению бизнеса;
• инновационных, в том числе информационных, технологий;
• эффективности менеджмента аэропорта.
Синергия этих слагаемых создает основу для привлечения инвестиций в отрасль.
2005 2009 2010 2011 2012
рис. 1. объем грузовых авиаперевозок (а) в мире и (б) в россии, тыс. т.
4 | «Транспорт Российской Федерации»
№ 1 (50) 2014
Доля логистических издержек в себестоимости товаров, % Доля логистических услуг в структуре ВВП, %
Рис. 2. Снижение логистических издержек в экономике - ключевой фактор инвестиционной привлекательности
Инструмент
эффективного управления e-Cargo
Несмотря на усилия государства, Россия все еще занимает не самые высокие позиции в мировых рейтингах, поэтому внедрение технологии электронного груза (e-Cargo) в настоящее время является одной из приоритетных задач Минтранса России (рис. 3).
Важно отметить, что внедрение технологии международного стандарта безбумажного оформления и сопровождения грузовых авиаперевозок (стандарт IATA e-Freight) при непосредственном участии Минтранса России осуществляется в нашей стране последние два года. За это время освоены этапы транзита, трансфера, выпущены соответствующие технологические схемы взаимодействия и приказы ФТС России по временным порядкам. В настоящее время проводится тестирование электронного взаимодействия авиакомпаний с Единой автоматизированной информационной системой (ЕАИС) ФТС России. На заседании Межведомственной рабочей группыпри Правительственной комиссии подготовлены и согласованы технологические схемы взаи-
модействия при импорте и экспорте грузов.
В целях завершения этапов транзита и трансфера грузов в настоящее время завершается работа по внесению изменений в нормативно-правовые акты для внедрения электронной авианакладной и декларации безопасности, осуществляются:
• ратификация Монреальской конвенции (1 квартал 2014 г.);
• внесение изменения по введению электронной формы авианакладной в ст. 105 Воздушного кодекса РФ;
• внесение изменений в ст. 165 Налогового кодекса РФ;
• внесение изменений в ряд приказов Министерства транспорта России.
Для внедрения e-Cargo также планируется проведение работ по легализации электронной грузовой авианакладной (e-AWB) на основе Многостороннего соглашения IATA о признании e-AWB в России и электронной расписки приема-передачи груза в формате IATA FSU/RCS. Еще одним необходимым условием освоения e-Cargo является разработка и внедрение стандарта и технологии использования домашней грузовой накладной (HAWB)
и электронной домашней грузовой накладной (e-HAWB) для осуществления мультимодальных консолидированных перевозок авиа - авто, авто - авиа агентами консолидации, экспедиторами, курьерскими и экспресс-перевозчиками и другими логистическими компаниями. И наконец, третье важное направление в работе по внедрению технологии электронного груза - разработка программы Росавиации по сертификации систем авиационной безопасности для возможностей формирования электронной декларации безопасности e-CSD.
Евразийская экономическая комиссия выступила с инициативой о введении с 1 сентября 2015 г. обязательного предварительного информирования о товарах, перемещаемых через единую таможенную границу Таможенного союза воздушным транспортом, и представила проект решения. В настоящее время Минтрансом России и ведущими российскими авиакомпаниями определяются цели и задачи, а также проводится анализ эффективности процедуры предварительного информирования с точки зрения упрощения таможенного контроля и оформления. □
Страм
Косно
Hm¡apa'va
КдОо-бер^е
Российская
Кята-Ри*э
Рейтинг легкость ведения Сигкеса
международная тартсвлг 117 133
не 66
из 6i
т isa
121 62
Рейтинг леность Международная
Страна ведения бизнеса торговля
Египет 109 70
Коста-Рика tiü 51
Палау 111 КВ
Российская Федеэация nz 152
Э.ъ-Сйгьазйор 113 »0
Рис. 3. Несмотря на положительную динамику, Россия все еще занимает невысокие позиции в мировых рейтингах
№ 1 (50) 2014
«Транспорт Российской Федерации» | 5