Научная статья на тему 'Ключевые проблемы фискальной политики государства в условиях падения уровня экономики Российской Федерации'

Ключевые проблемы фискальной политики государства в условиях падения уровня экономики Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
4458
532
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник университета
ВАК
Область наук
Ключевые слова
НАЛОГОВЫЕ ДОХОДЫ / НАЛОГОВАЯ НАГРУЗКА / БЮДЖЕТНАЯ ПОЛИТИКА / ФИСКАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА / ФИНАНСОВЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ / РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ / TAX REVENUES / TAX BURDEN / BUDGET POLICY / FISCAL POLICY / FINANCIAL INSTRUMENTS / RUSSIAN FEDERATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ибрахим Мустафа Али

В статье рассматриваются ключевые проблемы фискальной политики Российской Федерации. В целом отмечено, что фискальная политика выступает в роли регулятора государственных затрат и налогов, и только правильное использование инструментов фискальной политики ведет к стабильному, уравновешенному и процветающему образу жизни всех субъектов федерации. Кроме того, формулируется общий вывод о том, что фискальная политика выступает в роли регулятора государственных затрат и налоговI

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

n the article the author considers key problems of fiscal policy of the Russian Federation. In general, it is noted that fiscal policy acts as the regulator of the state expenses and taxes, and only the correct use of instruments of fiscal policy conducts to the stable, counterbalanced and prospering conduct of life of all federation entities. Besides, the general conclusion that fiscal policy acts as the regulator of the state expenses and taxes is formulated.

Текст научной работы на тему «Ключевые проблемы фискальной политики государства в условиях падения уровня экономики Российской Федерации»

DOI 10.26425/1816-4277-2018-1-127-131

КЛЮЧЕВЫЕ ПРОБЛЕМЫ ФИСКАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВА В УСЛОВИЯХ ПАДЕНИЯ УРОВНЯ ЭКОНОМИКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Аннотация. В статье рассматриваются ключевые проблемы фискальной политики Российской Федерации. В целом отмечено, что фискальная политика выступает в роли регулятора государственных затрат и налогов, и только правильное использование инструментов фискальной политики ведет к стабильному, уравновешенному и процветающему образу жизни всех субъектов федерации. Кроме того, формулируется общий вывод о том, что фискальная политика выступает в роли регулятора государственных затрат и налогов.

Ключевые слова: налоговые доходы, налоговая нагрузка, бюджетная политика, фискальная политика, финансовые инструменты, Российская Федерация.

THE FISCAL POLICY KEY CHALLENGES IN THE CONDITIONS OF RUSSIAN FEDERATION ECONOMY FALLING

Annotation. In the article the author considers key problems offiscal policy of the

Russian Federation. In general, it is noted that fiscal policy acts as the regulator of the state expenses and taxes, and only the correct use of instruments offiscal policy conducts to the stable, counterbalanced and prospering conduct of life of all federation entities. Besides, the general conclusion that fiscal policy acts as the regulator of the state expenses and taxes is formulated.

Keywords: tax revenues, tax burden, budget policy, fiscal policy, financial instruments, Russian federation.

Состояние налогового законодательства Российской Федерации (далее - РФ) все еще далеко от совершенства. Недостаточно изучены и проанализированы проблемы формирования и развития налоговой системы в условиях переходной экономики РФ. Современная система налогообложения нуждается в четко выстроенной налоговой политике, соответствующей требованиям рыночных отношений, интересам государства и налогоплательщиков, а также направленной на разрешение противоречий между ними. Таким образом, можно утверждать, что в экономическом плане система российских налогов выполняет свои функции неудовлетворительно, а проблема совершенствования и оптимизации налоговой политики в России остается весьма актуальной и в настоящее время [6].

Проблемы реализации фискальной политики в современном обществе являются одними из ключевых проблем экономической практики. Следует подчеркнуть, что фискальная политика и ее роль в государственном регулировании весьма актуальна, так как затрагивает все нюансы становления национальной экономики. Экономика РФ испытывает не самые лучшие дни, и от того, как правительство будет осуществлять политическую деятельность, зависит судьба каждой личности, живущей в РФ [5; 7].

Обычно под фискальной политикой понимают регулирование государственного бюджета и налогообложения с целью оживления экономики [3]. В связи с этим необходимо обратить внимание на два инструмента проведения фискальной политики: государственный бюджет и налоги, которые находятся в тесной взаимосвязи. Основными тенденциями фискальной политики в соответствии с актом Правительства РФ считается «развитие достоверной, и эффективной налоговой концепции с целью уменьшения налоговой политики и предоставление сбалансированности правительственного бюджета» [1].

Одним из главных факторов, сдерживающих рост производственной активности в современных условиях развития, является нерациональная фискальная политика. Налоговое бремя, которое установило правительство, является явно излишним и вовсе не позволяет производственным структурам вести обычную фискальную работу.

© Ибрахим М.А., 2018

УДК 336.14.02 Ибрахим М.А.

Ibrahim Mustafa

Согласованность направлений и целей фискальной политики считается актуальным условием увеличения ее эффективности. Естественно, окончательной целью проведения фискальной политики не обязаны являться ни ценовая устойчивость, ни стабильность курса национальной валюты [2].

При осуществлении фискальной политики возникают следующие проблемы:

- повышение муниципальных затрат или уменьшение налогов приводят к увеличению недостатка правительственного бюджета;

- государственные инвестиции вытесняют частные инвестиции, т. е. речь идет об эффекте вытеснения.

Обратимся к особенностям бюджетной политики РФ и рассмотрим динамику становления бюджетной системы РФ. В табл. 1 представлены бюджетные показатели 2013-2016 гг. и прогнозы на 2020-2030 гг. в процентах к валовому внутреннему продукту (далее - ВВП).

Таблица 1

Показатели бюджетной политики в РФ

2030 г. 2025 г. 2020 г. 2016 г. 2014 г. 2013г. Показатели

Бюджетная система Российской Федерации, % к ВВП

32,7 33,6 34,6 34,4 35,1 36,9 Доходы (без учета межбюджетных трансфертов)

33,0 33,6 34,7 34,9 35,8 37,6 Расходы (без учета межбюджетных трансфертов)

-0,3 0,0 0,1 -0,5 -0,7 -0,7 Дефицит(профицит)

Федеральный бюджет, % к ВВП

14,2 15,4 16,6 17,4 18,2 19,3 Доходы

В том числе

4,7 5,9 6,9 7,2 8,0 9,0 Нефтегазовые

9,5 9,5 9,7 10,2 10,2 10,3 Ненефтегазовые

14,5 15,7 17,0 18,0 18,7 19,8 Расходы

-0,3 -0,3 -0,4 -0,6 -0,5 -0,5 Дефицит(профицит)

-6,0 -7,0 -7,8 -7,8 -8,5 -9,6 Нефтегазовый дефицит

9,9 10,2 9,8 8,4 8,8 9,0 Резервный фонд и ФНБ

14,7 13,9 13, 42 12,8 12,8 11,9 Государственный долг РФ

Консолидированные бюджеты субъектов Российской Федерации, % к ВВП

12,9 12,6 12,5 12,4 12,6 12,7 Доходы

13,0 12,5 12,25 12,5 12,8 13,0 Расходы

-0,1 0,1 0,0 -0,02 -0,1 -0,3 Дефицит(профицит)

Бюджеты государственных внебюджетных фондов, % к ВВП

9,6 9,9 10,5 10,1 10,4 11,7 Доходы

9,3 9,6 10,3 10,0 10,5 11,3 Расходы

0,3 0,3 0,2 0,1 0,1 0,4 Дефицит(профицит)

Источники: [2; 8]

Так как Россия продолжает быть сырьевой страной, т. е. существенную долю доходов приносят нефте- и газодобывающие отрасли, одним из ключевых расчетных показателей является стоимость нефти на мировом рынке.

Проект федерального бюджета на 2017 г. и на плановый период 2018-2019 гг. имеет следующие основные показатели (см. табл. 2).

В 2019 г. прогнозируется увеличение доходов федерального бюджета по сравнению с 2016 г., при незначительном увеличении соотношения ненефтегазовых и нефтегазовых доходов [4; 8].

Таблица 2

Основные характеристики федерального бюджета в 2017-2019 гг.

Показатели % к ВВП млрд руб.

2018 г. 2017 г. 2019 г. 2018 г. 2017 г.

Доходы 15,2 15,5 14 845 14 029 13 488

В том числе

Нефтегазовые доходы 5,5 5,8 5 348 5 114 5 050

Ненефтегазовые доходы 9,7 9,7 9 497 8 915 8 438

Источник: [8]

Как ожидается, доходы федерального бюджета на 2017 г. составят 13 487,6 млрд руб. Превышение прогноза доходов на 2018 г. над прогнозом на 2017 г. составит 540,9 млрд руб., или 4 %, и поступления доходов прогнозируются в общей сумме 14 028,5 млрд руб. Превышение прогноза доходов на 2019 г. над прогнозом на 2018 г. составит 816,3 млрд руб., или 5,8 %, и прогнозируемый объем доходов составит 14 844,8 млрд руб. [7].

Около 37 % прогнозируемых доходов бюджета 2017 г. будут приносить нефтегазовые корпорации. В 2016 г. существенный прирост показали продажи зерна и туризм, в 2017 г. ожидается соответствующий уровень дохода от этих направлений. Продолжают действовать налоговые каникулы для малого и среднего бизнеса, в целом наблюдается спад товарооборота большинства предприятий, поэтому общие налоговые сборы будут ниже докризисных годов. Но с 2017 г. меняется принцип отчислений с регионов налога на прибыль предприятий, вместо 2 % теперь в федеральный бюджет будут поступать 3 % от сборов. В целях кредитования покрытия дефицита госбюджета планируется использование резервного фонда полностью в размере 1,2 трлн руб. и фонда национальной безопасности на сумму в 659,6 млрд руб. Это покроет две трети общего дефицита. Оставшаяся сумма должна быть покрыта с помощью внутренних заимствований и приватизации. Планируется размещение облигаций госкорпораций и Банка России на сумму 1,05 трлн руб. По прогнозам Министерства финансов, госдолг при этом не превысит безопасный уровень в 20 % ВВП [2; 8].

Мнения о том, приведет ли принятый федеральный бюджет к сдвигу экономического развития страны в положительную сторону расходятся. Прирост ВВП в 2017 г. ожидается не выше 0,6 %, что нельзя назвать экономическим ростом. Главный финансовый документ страны создан с учетом текущих внешних политических и экономических обстоятельств. Но сохраняется надежда на урегулирования межгосударственных разногласий, отмену санкций, стабилизацию цен на нефть на уровне не ниже 50 долл. США за баррель.

В 2017 г. Министерство финансов РФ отказалось пополнять резервы - А. Г. Силуанов заявил, что российское руководство поддержало предложение направить все дополнительные нефтегазовые доходы не на новые расходы, а на сокращение траты резервов. По словам министра, при средней цене на нефть в 50 долл. США за баррель в 2017 г. дополнительные доходы бюджета составят триллион рублей, а при 55 долл. США за баррель - 1,4 трлн руб. Также он не исключил, что при благоприятной конъюнктуре Министерство финансов РФ вообще не будет в текущем году тратить средства Резервного фонда и Фонда национального благосостояния. Министр экономического развития М. С. Орешкин заявил, что Россия имеет хорошие шансы сохранить Резервный фонд в 2017 г. благодаря выросшим ценам на нефть [4].

Последствия снижения нефтяных котировок негативно отразились на российском бюджете, потребителях и деятельности нефтяных компаний. Однако отрицательное воздействие на последних не столько результат неблагоприятной конъюнктуры, сколько стремление государства собрать деньги самым простым и быстрым «фискальным» методом, без реформирования и оценки будущих перспектив развития нефтяной отрасли [8].

В целом фискальная политика выступает в роли регулятора государственных затрат и налогов. И только правильное использование инструментов фискальной политики ведет к стабильному, уравновешенному и процветающему образу жизни всех субъектов федерации.

Думается, что в современных условиях фискальной политики государства существуют важные проблемы с наполнением доходной части бюджетной системы РФ. Одним из способов, помогающих уполномоченным органам выполнять фискальное администрирование, является наличие возможностей государственного принуждения с помощью налоговой, административной и/или уголовной ответственности.

Итак, можно отметить, что в РФ характеризуется низкой эффективностью налоговой политики. Причина того кроется в большом проценте теневого сектора экономики, а именно 56 %. При таком показателе можно утверждать, что налоговая система, действующая сейчас, является неэффективной. Следовательно, Правительству РФ необходимо оптимизировать направления, которые существуют на данный момент [6].

Предпринимателям малого и среднего бизнеса России очень сложно, так как вместо того, чтобы развивать свою организацию, увеличивать прибыль и расширять штат работников, им приходится отбиваться от налоговой инспекции. Компания еще не успевает развиться, как уже на грани разорения из-за больших процентов налоговых сборов (20 % - налог на прибыль) [2]. Поэтому владельцы организаций вынуждены сокращать штат персонала и расходы на новые инвестиционные проекты. Для того что бы хоть как-то сохранить организацию, они вынуждены уходить в теневой сектор, т. е. правительство само провоцирует руководителей идти на экономические преступления: заниматься обналичиваем денежных средств через специальные организации. Связано это с тем, что владелец предприятия, выплачивая официальную заработную плату работнику, теряет на этом 42 % от суммы зарплаты, а через систему обналичивания денежных средств только 7-8 % за комиссию, а потом расплачивается с людьми «втемную». Конечно, такая система более экономична для руководителя.

Определенными налогами можно регулировать экономику страны, но нужно это делать эффективно и в пользу населения. Например, увеличение экспортного налога на природные ресурсы надо определенно повысить, а для перерабатывающей промышленности наоборот понизить. Это нужно для того чтобы природные ресурсы в недоработанном виде было дороже вывезти, чем в переработанном. Тем самым мы увеличим и перерабатывающую промышленность, и рабочие места, и налоговую базу. Так же возможно снижение стоимости на топлива внутри своей страны и в целом цены на товары и услуги [5].

В России основной недостаток налоговой политики заключается в финансово-правовом регулировании, который базируется, во-первых, на переориентации налоговой системы на прямые налоги и, во-вторых, на усилении налогового давления по отношению к физическим лицам при недоработке системы подоходного налогообложения для работающих граждан. Действительно, при действующей экономике РФ не подходит пропорциональная система налогообложения, так как в России большая часть населения получает до 15 тыс. руб., а некоторая часть населения получает более 100 тыс. руб., но все платят одну и ту же ставку налога (13 %) [2]. Граждане, получающие до 15 тыс. руб., при нынешних ценах на товары и услуги живут в нищете, а им еще и приходится платить налоги. На наш взгляд, это несправедливо. Поэтому, нужно кардинально менять систему налогообложения для физических лиц на прогрессивную, тогда будет возможно «разгрузить» некоторые слои населения от налоговых сборов. Более того, это приведет к увеличению федерального бюджета за счет повышения процентной ставки для состоятельной части населения.

Библиографический список

1. Налоговый Кодекс РФ, часть первая от 31 июля 1998 г. № 146-ФЗ и часть вторая от 5 августа 2000 г. № 117-ФЗ с изменениями и дополнениями от 7 марта 2017 г. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: Справочная правовая система «КонсультантПлюс» (дата обращения: 20.11.2017).

2. Основные направления налоговой политики Российской Федерации на 2017 г. и на плановый период 2018 и 2019 гг. -Режим доступа: Справочная правовая система «КонсультантПлюс» (дата обращения: 20.11.2017).

3. Бурмистрова, Л. А. Финансово-кредитные составляющие регулирования экономики. Методы / Л. А. Бурмистрова // Вестник университета. - 2012. - № 3. - С. 73-78.

4. Бушуев, В. В. Цены на нефть: анализ, тенденции, прогноз / В. В. Бушуев, А. А. Конопляник, Я. М. Миркин. - М. : ИД «Энергия». - 2013. - 344 с.

5. Коноплянник, А. А. «Ножницы Кудрина», «серп Силуанова» - что дальше? // Нефть России. - 2015. - №10. - С. 18-24 (часть 1); 2015. - № 11-12. - С. 10-15 (часть 2).

6. Марчева, И. А. Налоги и налогообложение: учебно-методическое пособие. - Нижний Новгород : Нижегородский госуниверситет, 2012. - 122 с.

7. Пансков, В. Г. Налоги и налогообложение в Российской Федерации: учебник для вузов. - М. : МЦФЭР, 2006. - 592 с.

8. Официальный сайт Министерства финансов РФ [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.minfin.ru/ - (дата обращения: 12.11.2017).

References

1. Nalogovyj Kodeks RF [The tax code of the Russian Federation]. Available at: Reference legal system «Consultant plus» (Accessed: 20 November 2017).

2. Osnovnye napravleniya nalogovoj politiki Rossijskoj Federacii na 2017 god i na planovyj period 2018 i 2019 gody [The main directions of the tax policy of the Russian Federation for 2017 and the planning period of 2018 and 2019]. Available at: Reference legal system «Consultant plus» (Accessed: 20 November 2017).

3. Burmistrova L. A. Finansovo-kreditnye sostavlyayushchie regulirovaniya ehkonomiki. Metody [Financial and credit components of economic regulation. Methods] // Vestnik universiteta [University Bulletin], 2012, I. 3, pp. 73-78.

4. Bushuev V V., Konoplyanik A. A., Mirkin Ya. M. et al. Tseny na neft': analiz, tendentsii, prognoz [Oil prices: analysis, trends, forecast]. Moscow, Publishing house «Energy», 2016. 344 p.

5. Konoplyanik A. A. «Nozhnitsy Kudrina», «serp Siluanova» - chto dal'she? [«Kudrin's Scissors», «Siluanov's sickle» - what's next?] // Neft' Rossii [Russian Oil], 2015, I. 10, Part 1, pp. 18-24.

6. Marcheva I.A. Nalogi i nalogooblozhenie Uchebno-metodicheskoe posobie [Taxes and taxation: teaching aid]. Nizhnij Novgorod: Nizhnij Novgorod State University, 2012. 122 p.

7. Panskov V. G. Nalogi i nalogooblozhenie v Rossiyskoy Federatsii: uchebnik dlya vuzov [Tax and taxation: the textbook and the workshop for the universities]. Moscow, International center for financial and economic development, 2016. 382 p.

8. Ministry of finance of Russian Federation official web site. Available at: http://old.minfin.ru/en/ (Accessed: 12 November 2017).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.