Научная статья на тему 'Ключевые культурные концепции внешней культурной политики КНР при Си Цзиньпине'

Ключевые культурные концепции внешней культурной политики КНР при Си Цзиньпине Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
46
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Modern oriental studies
Область наук
Ключевые слова
культура / культурная политика / дипломатия / аксиология / КНР / Россия / culture / cultural policy / diplomacy / axiology / China / Russia

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Тарасова Екатерина Игоревна

В статье выявляются особенности основных культурных концепции внешнеи культурнои политики КНР при Си Цзиньпине (начиная с ноября 2012 года), а также их аксиологическая составляющая. Исследование данных концептов производится в рамках осуществляемого КНР дипломатического и культурного взаимодеиствия с другими странами. На примере проекта «Один пояс –один путь» анализируется включенные в него культурные концепции и их аксиологическая составляющая. В частности, выявляются особенности таких концепции как: мирное сотрудничество, открытость и толерантность, взаимное обучение, взаимовыгодное сотрудничество, сообщество единои судьбы человечества, общность интересов, общность ответственности. Кроме того, в отдельном разделе статьи уделяется внимание внешнеи культурнои политике КНР между Россиеи и Китаем, ее основнымособенностям и концепциям, делается акцент на период 2012-2023 гг. Анализируются такие дипломатические концепции как добрососедство и дружба, взаимное ненападение, равенство и взаимная выгода, мирное сосуществование, взаимное уважение суверенитета и территориальнои целостности. Культурные концепции, исследуемые в статье, имеют глубинныи культурноисторическии смысл, уходящии своими корнями в философию и религию Древнего Китая. Они продолжают оказывать влияние на развитие как самого Китая, так и на его взаимоотношения с другими странами. С помощью сравнительного и аксиологического анализа, использования первоисточников и научнои литературы выявляется связь современных и древних культурных концепции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Key cultural concepts of China's coreign cultural policy under Xi Jinping

The article reveals the features of the main cultural concepts of China's foreign cultural policy under Xi Jinping (since November 2012), as well as their axiological component. The study of these concepts is carried out within the framework of China's diplomatic and cultural interaction with other countries. Using the example of the "One Belt, One Road" project, the cultural concepts included in it and their axiological component are analyzed. In particular, the features of such concepts as: peaceful cooperation, openness and tolerance, mutual learning, mutually beneficial cooperation, community of the common destiny of mankind, community of interests, community of responsibility are revealed. In addition, in a separate section of the article, we pay attention to the foreign cultural policy of the PRC between Russia and China, its main features and concepts, emphasis is placed on the period 2012-2023. Such diplomatic concepts as goodneighborliness and friendship, mutual nonaggression, equality and mutual benefit, peaceful coexistence, mutual respect for sovereignty and territorial integrity are analyzed. The cultural concepts studied in the article have a deep cultural and historical meaning, rooted in the philosophy and religion of Ancient China. They continue to influence the development of both China itself and its relations with other countries. With the help of comparative and axiological analysis, the use of primary sources and scientific literature, the connection between modern and ancient cultural concepts is revealed.

Текст научной работы на тему «Ключевые культурные концепции внешней культурной политики КНР при Си Цзиньпине»

INTERNATIONAL SCIENCE JOURNAL / международный научный журнал

гических изданий священника В.Н. Катанова — племянника тюрколога, помещенные на с. 77 - 79 (включая схему «Букваря-ящика»). Особо отменим высокое качество воспроизведения музеи-ных экспонатов из коллекции Кунсткамеры, позволяющее оценить мастерство народных умельцев, изготовивших и украсивших повседневные вещи: нож, огниво, носки и рукавицы, курительную трубку (с. 86 - 87, 89, 91 - 92). Не менее примечательны китаиские вещи: атлас-ныи бумажник, искусственные цветы, табач-ныи кисет и расшитая наволочка (с. 94 - 95), а также изделия синьцзянских сартов (с. 96).

Единственным замеченным нами недостатком является техническая ошибка в списке источников и литературы. На страницах 103 -104 под №№ 16 и 24 дважды указана одна и та же книга, полное название которои «Наследие россиискои тюркологии XIX в.: "Путешествие по Сибири, Дзунгарии и Восточному Туркестану". Дневник путешествия, совершенного по поручению Императорского Русского Географического Общества в 1890 г. членом-сотрудником оного Н.Ф. Катановым», к созданию и подготовке которого к печати автор этих строк имеет самое прямое отношение, выполнив полную печатную транскрипцию рукописного текста путевых дневников. Библиография хотя и невелика (27 единиц, а на самом деле 26), но содержит важ-неишие архивные дела, из которых черпались источники настоящего издания, новеишие публикации 2000 - 2010-х гг., классические биографии Н.Ф. Катанова и Д.И. Каратанова.

Можно только поприветствовать выход в свет книги-альбома Чебодаевои М.П., Валеева

Р.М., Данькиной Н.А. «С берегов Аскиза до берегов Невы. Научный путь профессора Н. Ф. Катанова (1862-1922)». Благодаря отличному стилю изложения, богатству фактическои информации и замечательному иллюстративному ряду она является важным продолжением ката-новедческих штудии, осуществляемых совместно специалистами Петербурга, Казани и Абакана с Минусинском. Достоинства книги, несомненно, обратят к этои проблематике внимание молодых исследователей Тираж в 500 экземпляров позволит получить эту книгу многим заинтересованным читателям и научным центрам. Напоследок посетуем, что альбом вышел в мягкои обложке, и выразим надежду, что последует переиздание.

Сведения об авторе

Мартынова Юлия Александровна

канд. ист. наук, доцент Казанскии Федеральныи Университет 420008, Казань. Ул. Кремлевская, 18 Россия

Information about the author

Yulia A. Martynova

Candidate of History

Associated Professor, PhD

Kazan Federal University

420008, Kazan, Kremlyovskaya str., 18

Russia

исторические науки & международные отношения | тарасова е.и. | [email protected] | удк 008 + 140.8 | научная статья

Key cultural concepts of China's coreign cultural policy under Xi Jinping Ключевые культурные концепции внешней культурной политики

КНР при Си Цзиньпине

Тарасова Екатерина Игоревна

Московский государственный лингвистический университет e-mail: [email protected]

Ekaterina I. Tarasova

Moscow State Linguistic University e-mail: [email protected]

удк 008 + 140.8 | научная статья | https://doi.0rg/10.24412/2686-9675-4-2023-133-146

АННОТАЦИЯ

В статье выявляются особенности основных культурных концепции внешнеИ культурной политики КНР при Си Цзиньпине (начиная с ноября 2012 года), а также их аксиологическая составляющая. Исследование данных концептов производится в рамках осуществляемого КНР дипломатического и культурного взаи-модеиствия с другими странами. На примере проекта «Один пояс -один путь» анализируется включенные в него культурные концепции и их аксиологическая составляющая. В частности, выявляются особенности таких концепции как: мирное сотрудничество, открытость и толерантность, взаимное обучение, взаимовыгодное сотрудничество, сообщество единои судьбы человечества, общность интересов, общность ответственности.

Кроме того, в отдельном разделе статьи уделяется внимание внешнеи культурнои политике КНР между Россиеи и Китаем, ее основным

ABSTRACT

The article reveals the features of the main cultural concepts of China's foreign cultural policy under Xi Jinping (since November 2012), as well as their axiological component. The study of these concepts is carried out within the framework of China's diplomatic and cultural interaction with other countries. Using the example of the "One Belt, One Road" project, the cultural concepts included in it and their axiological component are analyzed. In particular, the features of such concepts as: peaceful cooperation, openness and tolerance, mutual learning, mutually beneficial cooperation, community of the common destiny of mankind, community of interests, community of responsibility are revealed.

In addition, in a separate section of the article, we pay attention to the foreign cultural policy of the PRC between Russia and China, its main features and concepts, emphasis is placed on the period 2012-2023. Such diplomatic concepts as good

INTERNATIONAL SCIENCE JOURNAL / международный научный журнал

особенностям и концепциям, делается акцент на период 2012-2023 гг. Анализируются такие дипломатические концепции как добрососедство и дружба, взаимное ненападение, равенство и взаимная выгода, мирное сосуществование, взаимное уважение суверенитета и территориальнои целостности.

Культурные концепции, исследуемые в статье, имеют глубинныи культурно-историческии смысл, уходящии своими корнями в философию и религию Древнего Китая. Они продолжают оказывать влияние на развитие как самого Китая, так и на его взаимоотношения с другими странами. С помощью сравнительного и аксиологического анализа, использования первоисточников и научнои литературы выявляется связь современных и древних культурных концепции.

Ключевые слова: культура, культурная политика, дипломатия, аксиология, КНР, Россия

Для цитирования: Тарасова Е.И. Ключевые культурные концепции внешнеи культур-нои политики КНР при Си Цзиньпине. Современные востоковедческие исследования 2023; 5(4). С. 133-146 https://doi.org/10.24412/2686-9675-4-2023-133-146

neighborliness and friendship, mutual nonaggression, equality and mutual benefit, peaceful coexistence, mutual respect for sovereignty and territorial integrity are analyzed.

The cultural concepts studied in the article have a deep cultural and historical meaning, rooted in the philosophy and religion of Ancient China. They continue to influence the development of both China itself and its relations with other countries. With the help of comparative and axiological analysis, the use of primary sources and scientific literature, the connection between modern and ancient cultural concepts is revealed.

Keywords: culture, cultural policy, diplomacy, axiology, China, Russia

For citation: Tarasova E.I. Key Cultural Concepts of China's Foreign Cultural Policy under Xi Jinping. Modern Oriental Studies. 2023; 5(4). P. 133-146 https://doi.org/10.24412/2686-9675-4-2023-133-146

Введение

Статья посвящена анализу ключевых ативы «Один пояс, один путь», а также внешне-

культурных концепции внешнеи культурнои политического культурного взаимодеиствия

политики КНР при Си Цзиньпине. Производи- России и Китая. В частности, выявляются

лось исследование, аксиологическии и сравни- особенности таких концепции как: мирное со-

тельныи анализ культурных концепции иници- трудничество, открытость и толерантность,

исторические науки & международные отношения | тарасова е.и. | [email protected] | удк 008 + 140.8 | научная статья

взаимное обучение, взаимовыгодное сотрудничество, сообщество единои судьбы человечества, общность интересов, общность ответственности, принципы взаимного уважения суверенитета и территориальнои целостности, взаимного ненападения, невмешательства во внутренние дела друг друга, равенства и взаимнои выгоды, мирного сосуществования.

Актуальность исследования обусловлена усилением культурного и дипломатического сотрудничества России и Китая в последние годы, а также особым местом культуры и культурных концепции во внешнеи культурнои политике Китая.

Согласно О. Н. Астафьевои, однои из главных целеи культурнои политики является создание условии для сохранения традиции и для внедрения инновации: «среди стратегических целеи культурнои политики — создание условии как для сохранения традиции, так и для инновационного социокультурного развития, достижение динамического равновесия между изменчивостью и устоичивостью структурных компонентов культуры» (Астафьева, 2010, 46).

Культура во внешнеи и внутреннеи политике Китая рассматривается как высшая ценность. На данныи момент руководством КНР уделяется особое внимание китаискои культуре, инновациям в ее распространении и ценностному влиянию на мировое сообщество. Ге-неральныи секретарь КНР Си Цзиньпин подчеркивает: «Китаиская цивилизация — это цивилизация, рожденная на земле Китая, и это

также цивилизация, сформированная непрерывными обменами и взаимным обучением с другими цивилизациями. Поэтому мы должны стремиться к созданию духовнои родины китаискои нации, дальнеишему углублению культурнои общности китаискои нации, укреплению страны путем культурных стратегии, восстановлению общеи системы культурных ценностеи и системы культурных символов ки-таискои культуры в XXI веке на основе культурных обменов и взаимного обучения между Китаем и зарубежными странами, чтобы построить ценностную основу духовнои родины китаискои нации в XXI веке»1 (Стратегическии проект по содеиствию строительства культур-нои державы, 2020).

Целью статьи является выявление основных внешнеполитических культурных концепции КНР при Си Цзиньпине, их аксиологиче-скии и сравнительныи анализ.

Статья написана в методологическом поле аксиологии, поскольку исследуются ценности определенных концепции внешнеи культурнои политики.

Нас интересует ценностная составляющая культурных концепции внешнеи культур-нои политики КНР, которая рассматривается как «стимулирующии и регулирующии фактор определенного поведения человека» (Вильданов Х.С., 2007, 98).

Используя аксиологию как методологию данного исследования, мы также используем такие методы научного познания как:

1 Перевод мой - Т.Е.

INTERNATIONAL SCIENCE JOURNAL / международный научный журнал

- аксиологическии (он позволил выявить внутренние и внешние связи между ценностями традиционнои китаискои культуры, разработанными в классических трудах основоположников и последовате-леи философских школ и направлении, и аксиологическои основои разработки внешнеи культурнои политики Китая);

- компаративныи анализ (с помощью данного анализа мы выявляем общее и различия в ценностях культурных концепции внешнеи культурнои политики).

- системньш (с помощью которого ценности внешнеи культурнои политики Китая рассматриваются как целостность, обладающая внутренним единством, а также исследуются отдельные ее элементы, обладающие относительнои функциональ-нои самостоятельностью, что, в свою очередь, позволило выявить и проанализировать их структуру).

Новизна исследования обусловлена недо-статочнои теоретическои базои по теме исследования, а также отсутствием исследовании по специфике внешнеи культурнои политики КНР при Си Цзиньпине. Практическая значимость статьи состоит в возможности применения результатов исследования для дальнеишего изучения особенностеи культурных концепции внешнеи культурнои политики КНР при Си Цзиньпине.

Культурные концепции внешней культурной политики КНР на примере инициативы «Один пояс — один путь»

«Один пояс, один путь» — Эко-

номическии пояс Шелкового пути и Морского Шелкового пути 21-го века. Данная инициатива была предложена председателем Китая Си Цзиньпином в сентябре и октябре 2013 года. Опираясь на существующие двусторонние и многосторонние механизмы между Китаем и соответствующими странами, а также с помощью платформ регионального сотрудничества, инициатива «Один пояс, один путь» направлена на мирное развитие Китая и регионов, находящихся на Шелковом пути, используя историческое и культурное наследие данного региона.

Дух инициативы «Один пояс, один путь» совпадает с двумя важнеишими требованиями всех стран мира, а именно: устоичивым и ответственным развитием и повышением качества жизни людеи. Эти два стремления могут быть достигнуты путем построения взаимовыгодных отношении между странами и совместнои работы на общеи основе для преодоления культурных различии. Китаи предлагает «жизнеутверждающую и гуманную модель мирового развития и предпочитает усиливать свое влияние в мире без конфликтов» (Цзи Юэшен, 2017, 150).

Под этим руководством Китаи учитывал потребности и интересы большого числа стран, стремился к достижению консенсуса и сближению интересов с другими странами и содеи-ствовал построению сообщества единои судьбы (^ ё ^ Н №). Другими словами, Китаи

исторические науки & международные отношения | Тарасова е.и. | [email protected] | удк 008+ 140.81 научная статья

поделился возможностями роста с многими странами, особенно с развивающимися и наименее развитыми странами, в рамках инициативы «Один пояс, один путь» путем улучшения местнои инфраструктуры.

Как сообщается на официальном саите «Пояса и пути», по состоянию на 1 января 2023 года «в общеи сложности 6 стран и 151 международная организация подписали более 32 документов о сотрудничестве с Китаем в рамках «Пояса и пути» (Итальянскии ученый Инициатива «Один пояс, один путь» — это путь мирного сотрудничества и инклюзивного развития, 2023).

Инициатива «Один пояс, один путь» уходит корнями в историю, фокусируясь на настоящем, и обращена в будущее. Она ориентирована на Азию, Европу и Африку, но открыта для глобальных партнеров, для широкого круга стран и регионов, как развитых, так и развивающихся, охватывающих широкии спектр исторических традиции, культур, религии и образа жизни.

Традиционная китаиская культура имеет более чем 5000-летнюю истории. Через «Шелковыи путь» древнии народ Китая осуществлял обширные культурные обмены со странами, расположенными вдоль Шелкового пути, повлияв на общее развитие человеческои истории. 3000 лет истории древнего Шелкового пути — это фактически история интеграции древних цивилизации, которая укрепила диалог между «четырьмя цивилизациями» Древнего Вавилона, Древнего Египта, Древнеи Индии и Китая, а также это обмены между тремя основными культурными кругами конфуцианства, ислама и христианства в средние века.

Строительство «Пояса и пути» придерживается концепции «мирного сотрудничества» , «открытости и толерантности» (^Ш^Ш), «взаимного обучения» (5^5 Й) и «взаимовыгодные и взаимовыигрышные отношения» , а также придерживается построения трех сообществ, таких как «общность интересов» Й ^ Н №), «сообщество единои судьбы» и «общность ответственности» . Таким образом, строительство «Пояса и пути» является важным этапом наследования традиции экономических, культурных, торговых и дружественных обменов, которые длились на протяжении тысячелетии на «древнем Шелковом пути», и является наследием и развитием традиционнои культуры Китая.

«Один пояс, один путь» нацелен, в основном, на экономическое взаимодеиствие и развитие, однако его основои являются культурные концепции, берущие свое начало в тради-ционнои китаискои культуре.

Понятие «открытости и толерантности» является современным принципом межкультурного и межрелигиозного взаимодеиствия в разных областях человеческои деятельности. Само понятие «открытость» уже стало важным концептом современного Китая, которыи с помощью политики реформ и открытости в различных областях достиг результатов, привлекающих внимание всего мира. Толерантность же можно соотнести с однои из важнеиших философских концепции Конфуцианства — «человеколюбием» Конфуции полагал,

что «посредством человеколюбия общество сможет достичь идеального состояния» (Хань

INTERNATIONAL SCIENCE JOURNAL / международный научный журнал

Чжэнь, Чжан Вэйвэнь 2020, 417-418).

Концепция «взаимовыгодные и взаимовыигрышные отношения» относится к современному экономическому рыночному механизму, целью которого может быть процветание и обогащение. Однако китаицы вкладывают в него принцип «гармонии» (fPii), ведь если «происходит взаимное соперничество, то тогда наступает взаимньш проигрыш; если же имеет место взаимное включение, то посредством межцивилизационного обмена, несомненно, будет достигнут взаимныи выигрыш» (Хань Чжэнь, Чжан Вэивэнь 2020, 423).

Китаи выступает (в том числе в рамках «Одного пояса, одного пути») за построение сообщества единои судьбы человечества (Х^ В исторических записках «Ши цзи» описан идеал гармонии в отношениях между всеми странами. Конфуцианцы полагали, что с доверием и согласием возможно поддержать гармонию и сохранение великого согласия, тем самым приходя к спокоиствию во всех государствах. Исследователи китаиских культурных ценностеи считают, что «только осуществляя сотрудничество со всеми странами, можно достичь мира между ними и добиться цели процветания и обеспечения спокоинои жизни народа» (Хань Чжэнь, Чжан Вэивэнь 2020, 417418), это является основным подходом к международным делам и культурнои дипломатии Китая. С точки зрения конфуцианства, отдельные люди, так и государства должны следовать человеколюбию (t) и справедливости (%) .

В принципах «общности интересов»

и «общности ответственности» (Mffi

говорится о том, что при совместном развитии можно достичь перспективы, и интересы стран должны быть достигнуты за счет обоюднои поддержки и ответственности всех стран. Председатель Си Цзиньпин на церемонии открытия Всемирного экономического форума в Давосе в 2017 г. указал: «человечество уже стало сообществом единои судьбы, в котором все зависят от всех, в котором в высшеи степени слились интересы и существует обоюдная зависимость. Каждая страна имеет право на развитие, и в то же время все должны продумывать свои интересы в еще более широком плане, недопустимо их добиваться ценои нанесения ущерба интересам других государств» (Си Цзиньпин 2017). Богатство и процветание -это «ценностные идеалы, выдвинутые в качестве ориентиров на государственном уровне» (Си Цзиньпин 2017). Развитие этих идеалов происходит под влиянием древних принципов нравственности. Здесь мы также усматриваем принципы стремления к правде (^Ж) (Ли Мин 2013, 43), а именно — человеколюбия и справедливости , честности ({§) и ритуала (^1) . Уже в древности это были «предпосылки морального сознания человечества» (Ли Мин 2013, 43).

Важно отметить, что, с точки зрения ки-таиских исследователеи культурных ценностеи Хань Чжэня и Чжан Вэивэня, культурное взаи-модеиствие с другими странами, проведение политики открытости, инициатива «Один пояс, один путь» будут способствовать культурному возвышению Китая: «опираясь на направленность ценностеи Китая в сфере международных отношении, мы можем предсказать, что Китаи,

УйЬ.б №4 2023

ш 2686 - 9675 мт) ш 2782 - 1935 [online)

исторические науки & международные отношения | Тарасова е.и. | [email protected] | удк 008+ 140.81 научная статья

исходя из все большеи устремленности к проведению политики открытости, обладая инклюзивным менталитетом, глядя на все под широким углом зрения, энергично развертывает культурныи обмен с зарубежными странами, и в процессе изучения взаимного опыта он будет вносить все более весомыи вклад в прогресс человеческои цивилизации» (Хань Чжэнь, Чжан Вэивэнь 2020, 427).

Таким образом, можно сделать вывод, что культурные концепции проекта «Один пояс — один путь» нацелены не только на развитие экономического, но и культурного сотрудничества на основе мирного взаимодеиствия. Ценности культурных концепции проекта являются наследием многовековои китаискои культуры и представляют собои модель мирного развития и процветания будущего для стран, находящихся в проекте.

Русско-китайское культурное внешнеполитическое взаимодействие

Анализируя культурные внешнеполитические отношения двух стран, необходимо упомянуть о том, что отношения добрососедства и сотрудничества развивались уже в период с 1992 по 2000 года. В тот период были подписаны совместные декларации и заявления: «укрепление дружбы, добрососедства и взаимовыгодного сотрудничества между во всех областях отвечает коренным интересам их народов и способствует сохранению мира, безопасности и стабильности в Азии и во всем мире» (Договор о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве между Россиискои Федераци-

еи и Китаискои Народнои Республикои 2001).

Создание в 2000 году Китаиско-россииского комитета по образованию, культуре, здравоохранению и спорту ознаменовало запуск механизма гуманитарного сотрудничества между двумя странами.

Активное взаимодеиствие двух стран было продолжено с 2001 года после подписания договора «О добрососедстве, дружбе и сотрудничестве между Россиискои Федерациеи и Ки-таискои Народнои Республикои» Владимиром Путиным и Цзян Цзэминем. В данном договоре довольно кратко прописана возможность культурного сотрудничества: «договаривающиеся Стороны всемерно способствуют развитию обменов и сотрудничества в области культуры, образования, здравоохранения, информации, туризма, спорта и права».

С начала 2000-х годов уже осуществляется различное сотрудничество в культурнои сфере. Основными культурными концептами данного договора можно считать «отношения добрососедства, дружбы, сотрудничества, равноправного доверительного партнерства и стратегического взаимодеиствия в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права, принципами взаимного уважения суверенитета и территориальнои целостности, взаимного ненападения, невмешательства во внутренние дела друг друга, равенства и взаимнои выгоды, мирного сосуществования» (Договор о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве между Рос-сиискои Федерациеи и Китаискои Народнои Республикои 2001).

INTERNATIONAL SCIENCE JOURNAL / международный научный журнал

Здесь мы хотим провести аксиологиче-скии сравнительный анализ концептов, которые являются базовыми для договора о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве между двумя странами. Такои концепт как «добрососедство и дружба» может быть соотнесен с одним из принципов заботы о семье, государстве и Поднебеснои. С точки зрения, даосизма стоит превозносить мир и выступать против конфликтов, это зависит в том числе от удобств, существующих в стране. Исследователи китаиских ценностеи так пишут об этом принципе: «когда еда вкусная, одежды красивые, жилище удобное общественные установления и обычаи благоприятные, тогда, даже если слышен крик петухов и лаи собак из других государств, не может возникнуть причин для взаимнои неприязни и воины» (Хань Чжэнь, Чжан Вэивэнь 2020, 110).

К концепции «взаимное ненапада-ние» также уходит своими корня-

ми в древнюю философию. Школа моизма в до-циньскую эпоху имела очень большое влияние. Главныи ее философ Мо-цзы был убежден, что честныи и человечныи гражданин принесет пользу государству, поэтому необходимо, чтобы люди в Поднебеснои относились друг к другу с любовью. На основе принципа «всеобщеи любви» Мо-цзы выдвинул концепцию «ненападения», он говорит о взаимном уважении и любви между странами: «ныне правители царств знают лишь о любви к своему царству и не любят другие царства, поэтому всеми силами страны стремятся нанести удар другои стране. Ныне главы семеиств знают лишь о любви к своеи семье, но не любят другие

семьи, и поэтому, не брезгуя ничем, всеми силами семьи стремятся разграбить другую семью... Если отсутствует взаимная любовь между людьми, то непременно появляется взаимная ненависть, если правитель и его подчиненные не питают взаимнои любви, то нет милости и верности; если между отцом и сыном нет вза-имнои любви, то нет родительскои любви и почитания родителеи; если между братьями нет взаимнои любви, то нет согласия между ними; если между людьми Поднебеснои нет взаимнои любви, то непременно сильныи подчиняет слабого, богатыи непременно оскорбляет бедного, знатныи непременно кичится перед низким, хитрыи непременно обманывает простодушного» (Титаренко 1985, 132). Важно также отметить, что китаиские исследователи полагают, что «миролюбие одна из нравственных исторических черт китаицев, в их характере — стремление к миру» (Ли Мин 2013, 73).

Взаимное уважение суверенитета и территориальнои целостности

относится к базовым правилам международного права. Это не только стратегия управления государством. Важным является продвижение строительства общества, где «однои из главных задач становится управление государством на основе закона» (Хань Чжэнь, Чжан Вэивэнь 2020, 368).

Современныи принцип политики и управления восходит к конфуцианскои традиции гуманного правителя, благородного мужа (^

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

А инициатива создания в КНР «системы социальнои справедливости» (Хань Чжэнь, Чжан Вэивэнь 2020, 338). также подтверждает

VOL.5 №4 2023

ш 2686 - 9675 0>1м) ш 2782 - 1935 [online)

исторические науки & международные отношения | Тарасова е.и. | [email protected] | удк 008+ 140.81 научная статья

влияние конфуцианскои философии на совре-менныи Китаи.

Пункт договора «равенство и взаимная выгода» также стоит рассмотреть

отдельно. В современном Китае идеи равенства имеют основополагающую роль в развитии страны. Они воплощаются в разных аспектах политики и управлении государством, а также на личностном уровне. В статье 10 «Гражданского кодекса КНР» определяется, что гражданская правоспособность всех граждан равна. По мнению исследователеи китаиских культурных ценностеи «равенство — основа гармонии и стабильности в обществе» (Хань Чжэнь, Чжан Вэивэнь 2020, 313).

Стоит отметить, что у концепта «равенство» древние корни. Конфуции

провозгласил правило нравственности, которое актуально и по сеи день: «не делаи по отношению к другим того, чего ты не желаешь, чтобы сделали по отношению к тебе» (Конфуции). Данныи концепт, правило относится не только к сфере межличностных отношении, но и межгосударственным, ведь «предпосылкои достоинства государства и нации является равенство с другими государствами и нациями» (Хань Чжэнь, Чжан Вэивэнь 2020, 312). В даннои связи мы считаем важным отметить, что данныи концепт проявляется в способе общения Китая с миром, с различными государствами. Китаи в межгосударственных отношениях подчеркивает, что все государства вокруг для него равны. Так, Си Цзиньпин в 2016 году на праздновании 95летия основания Коммунистически партии отметил: «мы выступаем за равенство

для всех стран, больших и малых, и в то же время считаем, что все страны должны выполнять свои обязанности. Суть многосторонности заключается в том, чтобы стремиться к сотрудничеству между странами. Китаи всегда был строителем мира во всем мире, вкладчиком в глобальное развитие и защитником международного порядка» (Си Цзиньпин о дипломатии с китаискои спецификои 2021).

Концепт «мирное сосуществование» (^П берет свое начало в конфуцианских текстах, в которых подчеркивается важная роль «человеколюбия», а также гармонии в отношениях между странами. С точки зрения конфуцианства: «государство должно сделать ос-новои воспитание, а правители должны следовать человеколюбию и справедливости не только в своеи собственнои стране, но и при решении вопросов отношении с другими государствами» (Хань Чжэнь, Чжан Вэивэнь 2020, 116). Здесь также является важным древнеки-таискии культурныи концепт «все народы — мне братья, все вещи — союзники» (Ли Мин 2013, 40), которыи также провозглашает необходимость человеколюбия, а также необходимость ровного отношения ко всем и ко всему в мире.

На примере взаимодеиствия России и Китая мы можем видеть реализацию принципов некоторых культурных концептов, описанных выше.

В 2021 году в честь двадцатилетия договора был издан сборник статьеи, в котором видные ученые и деятели культуры и политики размышляют о уже осуществляемых проектах в россииско-китаиского отношениях,

INTERNATIONAL SCIENCE JOURNAL / международный научный журнал

а также перспективе двустороннего взаимодеи-ствия в разных сферах. Так, заместитель министра иностранных дел Моргулов И. В. отмечает, что за период существования договора удалось добиться выдающихся результатов в культурном взаимодеиствии, которое продолжает стремительно развиваться: «в последние годы нам удалось качественно расширить образовательные обмены, которые сеичас охватывают до 100 тыс. человек. Успешно реализуется проект совместного университета в Шэньчжэне, число студентов и аспирантов которого планируется увеличить до 5 тыс. Ежегодные фестивали культуры и кино, музеиные выставки и гастроли национальных художественных коллективов наполняют календарь культурных событии, привлекая в орбиту россииско-китаиских связеи все больше новых участников. Разнообразными мероприятиями насыщены контакты в медиасфере, ежегодно проводятся медиафо-румы и телевизионные недели» (Моргулов 2021, 21).

Кроме того, Ломанов А. В. подчеркивает, что на данном этапе развития россииско-китаиских отношении существует необходимость широкомасштабного развития общественно-научного и гуманитарного сотрудничества: «успешное развитие в области международно-политических аспектов россииско-китаиского взаимодеиствия стало очевидным напоминанием о необходимости возобновления полномасштабного сотрудничества, охватывающего все сферы общественно-научных и гуманитарных исследовании, включая политику, экономику, историю, культуру».

Китаиско-россиискии год научно-технических инновации (2020-2021) положил начало самому длинному списку сотрудничества в национальные тематические годы. Пе-кинскии университет и Московскии университет создали Россииско-китаискии математиче-скии центр, производилось обучение и молодежные обмены между университетами двух стран. Были проведены Китаискии кинофестиваль, Фестиваль россииского кино, Китаиско-россииская культурная ярмарка, Китаиско-россииская спортивная конференция и Китаи-ско-россииские зимние юношеские игры, которые демонстрировали последние достижения культурных и спортивных обменов между двумя странами, а также взаимодеиствие и сотрудничество между индустриеи развлечении, средств массовои информации, туризма и других отраслеи.

В последние годы председателем Си Цзиньпином и Владимиром Путиным был взят курс на культурное и политическое сближение двух стран. 20 марта 2023 года во время визита Си Цзиньпина в Россию две страны опубликовали Совместное заявление об углублении всеобъемлющего стратегического партнерства и сотрудничества в новую эпоху.

В данном разделе статьи нами были рассмотрены главные культурно-политические концепции взаимодеиствия России и Китая, представленные в договоре «О добрососедстве, дружбе и сотрудничестве между Россиискои Федерациеи и Китаискои Народнои Республи-кои», и которые являются базои россииско-китаиских отношении на современном этапе.

исторические науки & международные отношения | тарасова е.и. | [email protected] | удк 008 + 140.8 | научная статья

Концепции культурного и политического взаи-модеиствия между Россиеи и Китаем берут свое начало в конфуцианскои, даосскои философии, также концепции философии Мо-цзы.

Заключение

Итак, мы рассмотрели культурные концепции проекта «Один пояс, один путь», а также концепции россииско-китаиского внешнеполитического культурного взаимодеиствия на современном этапе. Нами были выявлены основные внешнеполитические культурные концепции КНР при Си Цзиньпине, был выполнен их аксиологическии и сравнительныи анализ.

Было подтверждено, что внешняя культурная политика Китая является многовекторным и сложным феноменом, она характеризуется разными подходами и глубинным ценностно-смысловым содержанием.

Инициатива «Один пояс, один путь» направлена на мирное развитие Китая и регионов, находящихся на Шелковом пути, используя историческое и культурное наследие данного региона. Ценностная составляющая данного проекта уходит своими корнями в древние фи-лософско-культурные концепции Китая.

Было выявлено, что такие концепции как мирное сотрудничество , откры-

тость и толерантность взаимное

обучение и взаимовыгодное сотруд-

ничество общность интересов (^Ой

сообщество единои судьбы (^ё^Н №) и общность ответственности имеют глубинныи культурно-историческии смысл, уходящии своими корнями в филосо-

фию и религию Древнего Китая. В частности, концепции восходят к таким конфуцианским принципам как человеколюбие (t), справедливость , честность (fg) , ритуал OL) , гармония (fnii) , благородныи муж . Кроме того, в концепциях присутствует модернизированная современная составляющая. Например, принцип открытости, относящиися к политике реформ и открытости, принцип вза-имнои выгоды и взаимного выигрыша как эко-номическии рыночныи механизм, целью которого может быть процветание и обогащение.

Культурные концепции добрососедства и дружбы, сотрудничества, взаимного уважения суверенитета и территориальнои целостности, взаимного ненападения, невмешательства во внутренние дела друг друга, равенства и взаимнои выгоды, мирного сосуществования, которые являются основои дипломатических, культурных и политических отношении России и Китая, также имеют в своеи основе философские и культурные ценности древнеи культуры Китая. Концепции восходят к конфуцианскому пониманию благородного правителя и мужа , принцип человеколюбия между государствами (t); также встречается даосскии концепт превознесения мира и выступления против конфликтов; концепция ненападения и любви Мо-цзы. На примере взаимодеиствия России и Китая очевидна реализация принципов внешнеполитических культурных концептов, описанных выше. Примером служат научно -технические, образовательные, культурные проекты, а также проекты в медиа сфере.

INTERNATIONAL SCIENCE JOURNAL / международный научный журнал

Таким образом, мы можем говорить о том, что значительная часть культурных концепции, использующихся во внешнеи культурнои политике КНР в настоящее время имеет тесную связь с древнеи культурои Китая, а также подвержена современным изменениям и модернизации для соответствия современным реалиям, находится в состоянии развития и динамики. В мировом межкультурном диалоге возможна социокультурная трансформация общества. В даннои связи определенным образом сформированная культурная политика является двигателем этих трансформации.

Китаиские философы и аксиологи Хань Чжэнь и Чжан Вэивень так относятся к динамике культуры: «исходя из сущности культуры, она не должна быть завершенным бытием, а должна представлять собои непрерывно порождающую изменения творческую деятельность человечества» (Хань Чжэнь, Чжан Вэивэнь 2020, 433). Культурные концепции внешнеи культурнои политики Китая при Си Цзиньпине, исследованные нами в работе, являются синтезом современных и древних концептов китаискои культуры, представляя собои динамичныи видоизменяющиися механизм, способныи к развитию и положительному влиянию на культурную политику и взаимодеи-ствие между странами.

Список литературы

1. Астафьева О. Н. Культурная политика: теоретическое понятие и управленческая деятельность (лекции 1-3) // М.: Изд-во РАГС, 2010.

2. Стратегическии проект по содеиствию строительства культурнои державы, Народныи форум.

AMiif // A^töfö) 2020. URL: https://www.mct.gov.cn/preview/ special/9395/9398/202011/ t20201118_902806.htm . (Дата обращения: 14.04.2023). (на кит. яз.)

3. Вильданов Х. С., Вильданова Г. Б., Сиргалина Л. Р. Особенности методологии аксиологических исследовании, Вестник Челябинского государственного университета, 2007.

4. Цзи Юэшен. Приоритеты внешнеи культурнои политики Китая в условиях глобализации. Власть, 2017.

5. Итальянскии ученый Инициатива «Один пояс, один путь» — это путь мирного сотрудничества и инклюзивного развития, Шанхаискии обозреватель (й А ^'J ^

Щ// ± Ш) URL: https:// export.shobserver.com/baijiahao/ html/630381.html (Дата обращения: 10.08.2023). (на кит. яз.)

6. Хань Чжэнь, Чжан Вэивэнь. Система ки-таиских ценностеи. М.: Весь мир, 2020.

7. Си Цзиньпин. Совместно взять на себя ответственность за эпоху, совместно стиму-

исторические науки & международные отношения | тарасова е.и. | [email protected] | удк 008 + 140.8 | научная статья

лировать глобальное развитие — Выступление на открытии ежегодного Всемирного экономического форума 2017 г. // Жэньминь жибао, 18 января 2017 г.

8. Ли Мин Введение в основные ценности (®'ЫМЖШ®^)Пекин: Издательство Женьминь жибао

fett), 2013.

9. Договор о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве между Россиискои Фе-дерациеи и Китаискои Народнои Республикой Президент России, 2001. URL: https://www.kremlin.ru/supplement/3418 (Дата обращения: 10.08.2023).

10. Титаренко М. Л. Древнекитаискии философ Мо Ди, его школа и учение. Главная редакция восточнои литературы издательства «Наука», 1985.

11. Конфуции. Лун Юи. 15. 23. URL: https:// libcat.ru/knigi/nauka-i-obrazovanie/ filosofiya/196764-konfucij-lun-yuj.html#text (Дата обращения: 11.08.2023).

12. (Си Цзиньпин о дипломатии с китаискои спецификою . 2021. URL: https://baijiahao.baidu.eom/s? id=171964011091073292 4&wfr=spider&for= pc (Дата обращения: 12.08.2023) (на кит.яз.)

13. Могрулов И. В. Россия — Китаи: отношения, устремленные в будущее. 20-летие Договора о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве между РФ и КНР: сборник статеи / гл. ред. И. С. Иванов, Се Фучжань; [сост. А. В. Кортунов, И. Н. Тимофеев, К. А.

Кузьмина]; Российский совет по международным делам (РСМД). - М.: НП РСМД, 2021. С. 16-25.

References

1. Astafyeva O. N. Cultural policy: theoretical concept and managerial activity (lectures 13). M.: Izd-vo RAGS, 2010. (In Russ.)

2. Strategic project to promote the construction of a cultural power, People's Forum. (ffi®^

мнйшоджл.шт^ // айшй)

2020. URL: https://www.mct.gov.cn/ preview/special/9395/9398/202011/ t20201118_902806.htm . (Accessed: 04/14/2023). (in Chin.)

3. Vildanov H. S., Vildanova G. B., Sirgalina L. R. Features of the methodology of axiological research, Bulletin of Chelyabinsk State University, 2007. (In Russ.)

4. Ji Yuesheng. Priorities of China's foreign cultural policy in the context of globalization. Power, 2017. (In Russ.)

5. Italian scientist: the Initiative "One belt, one way" is the path of peaceful cooperation and inclusive development, Shanghai browser

Ж M Z £#// ± Ш) URL: https:// export.shobserver.com/baijiahao/ html/630381.html (date accessed: 10.08.2023). (in Chin.)

6. Han Zhen, Zhang Weiwen. The system of Chinese values. M.: VesN mir, 2020. (In Russ.)

7. Xi Jinping. Jointly take responsibility for the

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.