УДК 378.1
ББК Ч484(0)+Ч481.2
КЛЮЧЕВЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ ЛИЧНОСТИ В КОНТЕКСТЕ БОЛОНСКОГО ПРОЦЕССА
С.В. Санникова, Е.В. Письменный*
ЧГПУ, *ЧЮИ МВД РФ
PERSONAL KEY COMPETENCES IN THE CONTEXT OF BOLOGNA PROCESS
S.V. Sannikova, E.V. Pismennyj* Chelyabinsk State Pedagogical University, *Russian Ministry of Home Affairs Law Institute
Рассмотрены предпосылки введения компетентностного подхода в систему образования, проанализировано понятие компетенции, выделены ключевые компетенции, дана подробная характеристика информационной компетенции как части инвариантного ядра ключевых компетенций.
Ключевые слова: ключевые компетенции, компетентностный подход, Болонский процесс, информационная компетентность, содержание образования, модернизация высшей школы, профессиональная квалификация.
The article is devoted to the premises of the competence approach implementation into the educational system; to the analysis of the notion of competence; to the key competences; to the detailed characteristic of information competence as of a part of the key competences invariant kernel.
Keywords: key competences, competence approach, Bologna process, information competence, education content, higher school updating, professional qualification.
Основная цель современного профессионального образования - это подготовка квалифицированного, компетентного специалиста, готового к работе в условиях возрастающей конкуренции на рынке труда.
Современное общество нуждается в высококвалифицированных профессионалах, способных решать задачи различного уровня сложности, проводить необходимые преобразования в соответствии с требованиями профессии и социокультурной ролью будущего специалиста. Результатом подготовки будущего специалиста в учреждении высшего профессионального образования должна выступить его профессиональная компетентность, что отражено в документах по модернизации образования. В них отмечено, что основным результатом деятельности образовательного учреждения должна стать не система знаний, умений и навыков сама по себе, а набор заявленных государством ключевых компетенций в интеллектуальной, обществен-
но-политической, коммуникационной, информационной и прочих сферах.
Образование обеспечивает получение человеком систематизированных знаний. Но полученные знания нужно уметь еще и реализовать, эффективно использовать в профессиональной деятельности. В настоящее время, когда все отчетливее проявляются тенденции интеграции в мире, когда глобальные проблемы человечества зависят от совместных усилий думающих людей всего мира, как никогда остро встают вопросы переосмысления существующих национальных парадигм образования. Смену парадигмы высшего образования от teaching (человека учат) к learning (человек учится) наглядно иллюстрирует Болонский процесс.
Болонский процесс относится к числу интенсивно развивающихся реалий сегодняшнего дня. Подписание в июне 1999 года министрами образования двадцати девяти европейских государств Болонской декларации яви-
лось отправной вехой в реформе высшего образования. Став участницей Болонского процесса в сентябре 2003 года, российская высшая школа неизбежно должна интегрироваться в общеевропейскую систему высшего образования. Очевидно, речь здесь должна идти не о встраивании или подстраивании под европейские системы образования, а о гармонизации систем и модернизации высшей школы России. Современная модернизация ориентируется на сохранение фундаментальности образования и одновременное усиление его практической, деятельностной направленности, что предполагает замену ЗУНовской целевой системы набором компетентностей (комплексом компетенций), которые должны стать в дальнейшем средством развития личности. Это означает, что модернизация образования должна осуществляться с позиций компетентностного подхода. Справедливости ради следует отметить, что компетентностный подход для отечественной высшей школы не является абсолютно новаторским [2].
Компетентностный подход в России имеет свою «доболонскую» историю, и, по мнению большинства специалистов, именно российский опыт в этом плане способен существенно обогатить практику болонских реформ. Еще 1980 году министром высшего образования СССР поднимался вопрос о том, что существует потребность в создании новых форм высшего образования, о резком снижении эффективности дескриптивных форм обучения в силу наличия высокого динамизма в мире профессий, о необходимости ограничения и концентрации учебной информации.
В те годы широко обсуждались проблемы быстрой адаптации выпускников практической деятельности, а базисное образование интерпретировалось как предпосылка высокой адаптируемости. То есть предпринимались попытки расширить чисто квалификационные рамки подготовки специалиста, включив в них требования системно организованных интеллектуальных, коммуникативных, рефлексирующих самоорганизующих, моральных начал, что позволяет успешно организовывать деятельность в широком социальном, экономическом, культурном аспектах. И на уровне всей системы образования, и в академической среде высшей школы элементы этого подхода всегда были неотъемлемой частью системы управления качеством обучения и профессиональной подготовки кадров.
Тенденция движения от понятия квали-
фикации к понятию компетенции выражается в усилении когнитивных и информационных начал в современном производстве, что не покрывается традиционным понятием профессиональной квалификации. Вопрос о компетенциях и квалификациях - это вопрос о целях образования, которые выступают активным ядром нормы качества образования, его стандартов [1].
Квалификационный подход предполагает, что профессиональная образовательная программа увязывается, как правило, с объектами труда, соотносится с их характеристиками и не свидетельствует о том, какие способности, готовности, знания и отношения оптимально связаны с эффективной жизнедеятельностью человека во многих контекстах. Компетентность же рассматривается как некоего рода система навыков, свойственных каждому человеку, в которой соединяются квалификация в строгом смысле этого слова, социальное поведение, способность работать в составе группы, рабочего коллектива, инициативность, умение рисковать, то есть квалификационные характеристики получают развитие и дополняются личными, культурными и социальными характеристиками индивида, что в целом и формирует образ компетентного специалиста, личные характеристики которого дают ему возможность эффективного применения собственной квалификации.
В известном смысле, если перефразировать Э. Фромма, философия квалификационноориентированного образования отвечает типу жизнедеятельности - «тебя живут». Компетентностный подход нацелен на другой тип жизнедеятельности - «я живу». Квалификация означает преобладание рамочной деятельности в устойчивых профессиональных полях и алгоритмах. Компетенции отвечают требованиям «плавающих» профессиональных границ, динамике профессий, их глобализации, разрушению профессиональных замкнутостей (что не исключает требований высокого профессионализма в конкретных предметных областях). Компетенции суть контекстная целесообразность, контекстное творчество, контекстно-ролевая самоорганизация, самоуправление, самооценивание, самокоррекция.
В компетентностном подходе отражен такой вид содержания образования, который не сводится к знаниево-ориентировочному компоненту, а предполагает целостный опыт ре-шения жизненных проблем, выполнение клю-
чевых (т.е. относящихся ко многим социальным сферам) функций, социальных ролей, компетенций. Разумеется, предметное знание при этом не исчезает из структуры образованности, а выполняет в ней подчиненную, ориентировочную роль. Природа компетентности такова, что она, будучи продуктом обучения, не прямо вытекает из него, а является, скорее, следствием саморазвития индивида, его личностного роста, следствием самоорганизации и обобщения деятельностного и личностного опыта. Компетентность - это способ существования знаний, умений, образованности, способствующий личностной самореализации. Следовательно, в формировании компетентной личности сфера образования играет первостепенную роль. В отношении профессиональных знаний и опыта это напрямую относится к высшей школе [7].
Присоединение России к Болонскому процессу актуализировало тему компетенций: в соответствии с ним предполагается формирование «системы сравнительных и сопоставимых квалификаций высшего образования, в которой квалификации описывались бы в терминах...компетенций...» [5].
Переход к использованию понятия компетенция/компетентность при описании желательного образа специалиста с высшим образованием в образовательных стандартах может быть обосновано следующими обстоятельствами:
• интегральный характер понятия «компетентность» обеспечит формирование обобщенной модели качества, абстрагированной от конкретных дисциплин и объектов труда, что позволит говорить о более широком поле деятельности специалиста;
• модель выпускника вуза, основанная на компетентностном подходе, позволит четко и обоснованно выделять модули в образовательной программе подготовки специалиста на междисциплинарной основе, вести сравнение различных образовательных программ по данным модулям, что важно для повышения мобильности студентов;
• возможность сравнения дипломов и степеней, выдаваемых отечественными и зарубежными вузами, будет способствовать созданию единого рынка трудовых ресурсов на Евроазиатском континенте, расширит возможности трудоустройства молодых специалистов;
• компетентностный подход может дать отрицательный результат, если при переходе
к новой модели выпускника не будут учтены ранее существующие образовательные модели, не будут четко указаны взаимосвязи между старым и новым, условия и правила трансформации имеющегося положительного опыта. К сожалению, при переходе от квалификационных характеристик специалистов к образовательным стандартам первого и второго поколения подобная работа в необходимом объеме не была проведена.
Стандарты первого поколения по сложившейся в российском образовании традиции жестко закрепляли требования к учебному процессу, а не результату образования -его «линейный» характер.
В образовательных стандартах второго поколения выдвигались только требования «к профессиональной подготовленности выпускника» (раздел 7.1), т.е. описывались в основном компоненты компетенций, характеризующих его готовность к узкой области профессиональной деятельности.
С учетом негативного опыта подготовки государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования (ГОС ВПО) первого и второго поколения, а также с учетом подписания Болонской декларации Федеральные государственные стандарты третьего поколения готовятся на фоне широкого обсуждения проблем модернизации высшей школы в контексте основных положений Болонского процесса, в ходе практических экспериментов в отдельных вузах страны. Отличительными особенностями Федеральных государственных стандартов высшего профессионального образования является:
- выраженный компетентностный характер;
- обоснование требований к результатам освоения основных образовательных программ (результатов образования) в виде компетенций.
В проектах этих стандартов используются термины и определения в соответствии с законом РФ «Об образовании», Федеральным законом «О высшем и послевузовском профильном образовании», а также с международными документами в сфере высшего образования:
- компетенция - способность применять знания, умения и личностные качества для успешной деятельности в определенной области;
- результаты обучения - усвоенные знания, умения и освоенные компетенции.
Таким образом, результаты обучения оцениваются с помощью компетенций. Логика этого понятия применительно к сфере высшего образования такова: студент получает в вузе по избранному профилю образования: а) определенный необходимый объем базовых теоретических знаний; б) совокупность методологий и методик применения этих знаний в практической деятельности; в) определенный опыт подобного применения. Все эти параметры должны оцениваться равнозначно, поэтому их все и объединяет термин компетенция [3].
Компетенции подразделяются на профессиональные (специализация в определенных областях деятельности) и ключевые (необходимые образованному человеку независимо от профильной подготовки). Само понятие ключевых компетенций приобрело актуальность после того, как в 1996 году на симпозиуме в Берне по программе Совета Европы был поставлен вопрос о том, что для реформ образования существенным является определение ключевых компетенций, которые должны приобрести обучающиеся как для успешной работы, так и для дальнейшего высшего образования.
Совет Европы определил пять ключевых компетенций, которым он придает особое значение и которыми должны овладеть молодые европейцы:
1. Социально-политическая компетенция -способность брать на себя ответственность, участвовать в совместном принятии решений, регулировать конфликты ненасильственным путем, участвовать в функционировании и в улучшении демократических институтов.
2. Социокультурная компетенция касается жизни в многокультурном обществе. Чтобы препятствовать возникновению расизма или ксенофобии, распространению климата нетерпимости, образование должно «вооружить» молодежь межкультурными компетенциями, такими, как понимание различий, уважение друг друга, способность жить с людьми других культур, языков и религий.
3. Коммуникативная компетенция касается владения устным и письменным общением, которые важны в работе и общественной жизни до такой степени, что тем, кто ими не обладает, грозит исключение из общества. К этой группе общения относится владение несколькими языками, принимающее все возрастающее значение.
4. Информационная компетенция. Суть данной компетенции можно определить как совокупность готовности и потребности работать с современными источниками информации в профессиональной и бытовой сферах деятельности, способность критического отношения к распространяемой информации и рекламе.
5. Способность учиться всю жизнь как основа непрерывной подготовки в профессиональном плане, а также в личной и общественной жизни.
Очевидно, что ключевые компетенции самым общим и широким способом отражают собой социальную жизнь человека в современном обществе. Социальный аспект является их сутью, так как они отражают особенности взаимодействия, общения, применения информационных технологий [6].
Анализируя различные подходы по ключевым компетентностям, можно выделить универсальное инвариантное ядро в различных подходах - это информационная и коммуникативная компетентности. Особая роль данных компетентностей заключается в том, что они являются основой информационной деятельности - главного вида деятельности в информационном обществе, а также основой для освоения и использования информационных и телекоммуникационных технологий.
Человечество вступило в новый этап своего развития - формируется информационное общество, в котором информация и информационные процессы становятся одной из важнейших составляющих жизнедеятельности человека и социума, что обусловлено нарастающими в нем процессами глобальной компьютеризации и информатизации различных сфер деятельности общества и человека. Специфика переживаемого этапа развития человеческого общества заключается в том, что завершается век техногенной цивилизации, а в ее недрах появляется нечто новое, еще до конца не понятое. Это новое называется информационным или информационно-интеллектуальным обществом, обществом информационной цивилизации или информационной культуры. Информация в ее самых различных формах оказывает все более мощное влияние на все стороны общественной жизни:
- создается более современная техника для производства, хранения и распространения информации;
- возникает новая информационная среда, позволяющая оптимизировать функционирование производства, государственных органов, управленческих структур, учреждений образования, науки, культуры;
- новые информационные технологии все шире входят в информационную жизнь человека, современные информационные системы становятся все более существенной и неотъемлемой ее частью.
Информация, ее качество и эффективное практическое использование становятся ключом, открывающим новые возможности общественного прогресса, преобразования всех сфер общества и государства, совершенствование стиля, образа жизни самого человека. Информационная революция порождает новый вид человеческой общности - информационное сообщество, обогащает человеческую культуру новым значимым элементом -информационной культурой. Это общее признание верховенства универсальных ценностей, обеспечивающих выживание человечества, универсальной ценности знаний и понимание преимуществ творческого взаимодействия во имя общих целей и интересов. Важнейшая социальная функция информационной культуры - создание развитого механизма саморегуляции нарождающегося информационного общества. Для успешной реализации указанной социальной функции информационной культуры необходимо сформировать в обществе и в личностной структуре человека соответствующие потребности и способы их воспроизводства, поддержания и стимулирования, то есть информационные потребности и их удовлетворение.
Информационная потребность - это акт осознания недостаточности знаний для достройки модели объекта. Если в представляемой модели человек обнаруживает пробелы, то для их устранения и возникает потребность в дополнительных знаниях. Информационная потребность - потребность в метасредстве, ускоряющем выбор средств, при помощи которых путь к удовлетворению потребности способен оказаться кратчайшим и требующим наименьших затрат.
Профессиональная деятельность любого специалиста в современных условиях информатизации общества носит ярко выраженный информационный характер, и конечный успех этой деятельности будет зависеть от успешности функционирования специалиста в так называемом «информационном поле». Следо-
вательно, базовой составляющей профессиональной деятельности является информационная составляющая, которая отражает необходимость эффективного использования информации для решения профессиональных задач.
Любая деятельность человека осуществляется в результате функционирования определенной системы умений. Информационные умения будущего специалиста определяются как уровень овладения им способами и приемами поиска, отбора, обработки и преобразования информации с целью ее дальнейшего эффективного использования в профессиональной деятельности.
Наличие информационных умений можно рассматривать как фактор эффективного формирования информационной компетентности будущего специалиста.
Информационную компетентность будущего специалиста можно трактовать как интегративную характеристику личности, отражающую готовность и способность эффективно осуществлять поиск, сбор, анализ, кодирование, преобразование информации и продуктивно использовать ее в профессиональной деятельности [4].
Информационная компетенция связана с социальной природой человека. Она является продуктом разнообразных способностей человека и проявляется в следующих аспектах:
• в конкретных навыках по использованию технических устройств (от телефона до персонального компьютера и компьютерных сетей);
• в способности использовать в своей деятельности компьютерную информационную технологию, базовой составляющей которой являются многочисленные программные продукты;
• в умении извлекать информацию как из периодической печати, так и из электронных коммуникаций, представлять в понятном виде и уметь ее эффективно использовать;
• во владении основами аналитической переработки информации;
• в умении работать с различной информацией;
• в знании особенностей информационных потоков в своей области деятельности.
Наличие информационных умений можно рассматривать как фактор эффективного формирования информационной компетентности будущего специалиста.
Особенность современного этапа развития
информатизации образования состоит в том, что приоритетными становятся не инструментальные, а содержательные аспекты информатизации образования, от решения которых во многом будет зависеть качество образования, его социальная значимость.
Обобщая вышеизложенное, можно сделать следующие выводы:
1. Ключевые компетенции вводятся как конкретизированные цели обучения.
2. Компетенции не сводятся к знаниям и умениям, однако последние есть формы их проявления на разных этапах формирования и в разных ситуациях. Всякое противопоставление компетенции знаниям и умениям ошибочно - это две стороны одного процесса формирования личности.
3. В условиях информационного общества информационная компетенция предстает как значимая часть инвариантного ядра ключевых компетенций.
Литература
1. Байденко, В.И. Болонский процесс: курс лекций / В.И Байденко. - М.: Логос, 2004. -207 с.
2. Байденко, В.И Болонские реформы: некоторые уроки Европы / В. И Байденко // Высшее образование сегодня. - 2004. — №2. — С. 14-19.
3. Байденко, В.И. Компетенции в про-
фессиональном образовании (К освоению ком-петентностного подхода) / В. И. Байденко // Высшее образование сегодня. - 2004. — №11.— С. 3-13.
4. Болонская декларация: зона Европейского высшего образования: совм. заявление европейских министров образования г. Болонья, 19 июня 1999 г. // http:www.yandex.ru (2005, 1 сент.). - Загл. с экрана.
5. Болотов, В.А. Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе / В.А. Болотов, В.В. Сериков // Педагогика. -2003.-№ 10.- С. 8-14.
6. Зимняя, И.А. Ключевые компетенции -новая парадигма результата образования / И.А. Зимняя // Высшее образование сегодня. -2003.-№5.-С. 34-42.
7. Зимняя, И.А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа ком-петентностного подхода в образовании. Авторская версия / И А. Зимняя. - М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004. - 40 с.
8. Рыжаков, М.В. Ключевые компетенции в стандарте: возможности реализации / М.В. Рыжаков // Стандарты и мониторинг. -1999.-№4.-С 20-23.
9. Татур, Ю.Г. Компетентность в структуре модели качества подготовки специалиста / Ю.Г. Татур // Высшее образование сегодня. - 2004. - № 3. - С 20-26.
Поступила в редакцию 7 апреля 2009 г.