Научная статья на тему 'Ключевые драйверы развития мирового рынка креативных товаров и услуг'

Ключевые драйверы развития мирового рынка креативных товаров и услуг Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
601
158
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Управленец
ВАК
Область наук
Ключевые слова
КРЕАТИВНАЯ ЭКОНОМИКА / КРЕАТИВНЫЕ ИНДУСТРИИ / КРЕАТИВНЫЕ ТОВАРЫ И УСЛУГИ / МИРОВОЙ РЫНОК / МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА / МЕЖДУНАРОДНАЯ ТОРГОВЛЯ / РОСТ МИРОВОЙ ЭКОНОМИКИ / СREATIVE ECONOMY / CREATIVE INDUSTRIES / CREATIVE GOODS AND SERVICES / GLOBAL MARKET / GLOBAL ECONOMY / INTERNATIONAL TRADE / GLOBAL ECONOMIC GROWTH

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кодачигов Руслан Витальевич

Рассматривается возрастание вклада креативных индустрий в мировую экономику. Выделяются показатели, характеризующие динамику развития мирового рынка креативных товаров и услуг. Анализируются ключевые движущие факторы, влияющие на рост данного рынка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Major Drivers of the Creative Industries Growth Worldwide

The article scrutinizes the increase in the contribution of creative industries into the global economy. The author identifies the indicators that characterize the dynamics of global market of creative products and services, and analyses the major drivers of the creative industries growth worldwide.

Текст научной работы на тему «Ключевые драйверы развития мирового рынка креативных товаров и услуг»

УПРАВЛЕНЕЦ /7-8/35-36/2012

^ кодАЧиГов руслан витальевич

Аспирант кафедры мировой экономики

Уральский государственный экономический университет 620144, рФ, г. Екатеринбург, ул. 8 Марта/народной воли, 62/45 Тел.: (343) 221-27-10 E-mail: bmzural@gmail.com

Ключевые слова

КРЕАТИВНАЯ ЭКОНОМИКА КРЕАТИВНЫЕ ИНДУСТРИИ КРЕАТИВНЫЕ ТОВАРЫ И УСЛУГИ МИРОВОЙ РЫНОК МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА МЕЖДУНАРОДНАЯ ТОРГОВЛЯ РОСТ МИРОВОЙ ЭКОНОМИКИ

Ключевые драйверы развития мирового рынка креативных товаров и услуг

Аннотация

Рассматривается возрастание вклада креативных индустрий в мировую экономику. Выделяются показатели, характеризующие динамику развития мирового рынка креативных товаров и услуг. Анализируются ключевые движущие факторы, влияющие на рост данного рынка.

В настоящее время мировой рынок креативных товаров и услуг определяется экономической наукой как динамично развивающийся сектор мировой экономики с наибольшим потенциалом влияния на ее экономический рост. Основу мирового рынка креативных товаров и услуг составляют товары и услуги, производимые креативными индустриями (creative industries).

Для определения понятия «креативные индустрии» используется два подхода: академический и практический. Академический подход к определению «креативные индустрии» используется учеными для качественной характеристики понятия и подразумевает, что креативные индустрии, или креативные отрасли, это совокупность экономических субъектов, в основе деятельности (разработка, производство, распространение) которых лежит интеллектуальный капитал, индивидуальное творческое начало, навык или талант, а результатом этой деятельности является продукт с доминирующим значением нематериальной составляющей в его добавленной стоимости. Упрощая, креативные индустрии - отрасли, деятельность которых заключается в производстве и эксплуатации интеллектуальной собственности.

Практический подход к определению термина связан с количественными оценками понятия в различных статистических и экономических исследованиях. Для этих целей важным становится определение «креативных индустрий» с помощью отнесения к ним тех или иных отраслей экономики. В соответствии с доминирующей на данный момент классификацией (ЮНКТАД) к креативным индустриям относят кино, музыку, телевидение, радиовещание, изобразительное и исполнительское искусства, выставочную деятельность, моду, издательское дело, рекламу, дизайн, архитектуру, компьютерные разработки и т.п. [1].

Как отмечается в различных исследованиях, значение креативных индустрий в мировой экономике неуклонно растет.

На долю креативных индустрий в экономике развитых стран приходится от 2 до 6% ВВП [1]. Для примера: в 2007 г. этот показатель в Великобритании составлял 6,2%, в США - 6,4, в Канаде - 3,5, в Австралии - 7% [1]. Количество занятых в креативных индустриях в ЕС в 2004 г. составляло 3,1% от общего уровня занятости [2]. Еще более наглядным представляется сопоставление роста вклада креативных индустрий в ВВП ЕС по сравнению с другими отраслями (2003 г.), %: креативные индустрии - 2,6; сфера недвижимости

- 2,1; пищевая промышленность - 2,1; химическая промышленность, включая производство пластмассовых и резиновых изделий - 2,3; текстильная промышленность - 0,5 [2]. Также отмечается возрастающее влияние креативных индустрий на общие показатели экономик развивающихся стран.

Вообще, в силу специфики понятия «креативные индустрии» и соответственно трудностей учета производства и потребления креативных товаров и услуг, наиболее показательным индикатором роста мирового рынка данных товаров и услуг является рост объемов международной торговли креативными товарами и услугами. Косвенную оценку динамики роста мирового производства креативных товаров и услуг можно произвести на основании анализа их мирового экспорта, а оценку их мирового потребления - на основе мирового импорта креативных товаров и услуг.

В 2008 г. объем мирового экспорта креативных товаров достиг 407 млрд дол. США (2,73% мирового экспорта всех товаров), креативных услуг - 185 млрд дол. США (4,8% мирового экспорта всех услуг). Динамика роста объемов мирового экспорта креативных товаров и услуг за 2002-2008 гг. представлена на рис. 1.

Ежегодный прирост объемов мирового экспорта креативных товаров и услуг за этот период составил 14,4%. Рассматривая отдельно креативные услуги, отметим, что за 2002-2008 гг. ежегодный прирост их мирового экспорта составил

Major Drivers

of the Creative Industries

Growth Worldwide

At the present time economic science defines the global market of creative products and services (CPS) as a fast growing sector of the global economy demonstrating the greatest potential to influence its economic growth. Products and services provided by creative industries form the basis of the global market of creative goods and services.

There are two approaches to explaining the term "creative industries" - academic and practical. The academic one is applied by scientists to show qualitative characteristics of the expression. This technique implies that creative industry, or creative branch, is a combination of economic subjects whose activities (design, production, distribution) are based on intellectual capital, individual creativity, skill or talent. The outcome of this activity represents a product with an increased intangible component in its added value. Making it simple, creative (or inventive) industries are branches that are engaged in production and exploitation of intellectual property.

The practical approach to defining the term deals with quantitative assessments of the expression in various statistical and economic studies. For these purposes, it becomes important to describe creative industries by including one or another sector of economy. According to the widespread classification (UNCTAD) inventive industries now encompass film, music, television, radio, art and performing arts, exhibition, fashion, publishing, advertising, design, architecture, software etc [1].

As various studies demonstrate, the importance of creative industries in the global economy is growing steadily. Creative sectors' share in economies of developed countries accounts for 2-6% of GDP [1]. For instance, in 2007 in the UK this indicator equalled 6.2%, in the USA - 6.4, Canada

- 3.5, Australia - 7% [1]. The number of the EU workers employed in creative industries in 2004 made up 3.1% of general employment rate [2]. The increasing contribution of creative industries to the EU's GDP in comparison with that of other sectors of

economy (in 2003) is even more eloquent: inventive industries - 2.6%, real estate sector - 2.1, food industry - 2.1, chemical industry including plastic and rubber production - 2.3, textile industry - 0.5% [2]. The research studies also highlight creative sectors' increasing influence on general indicators of developed economies.

In general, bearing in mind the specifics of the term "creative industries" and consequently the difficulties in accounting of production and consumption of creative products and services, the most indicative element of the rising global CPS market is increasing volumes of international trade in creative goods and services. Indirect assessment of the dynamics of CPS global production can be carried out when analysing global export of creative products and services. World consumption of creative products and services is examined on the basis of global import of CPS.

In 2008, export volumes of creative products in the world reached 407 billion U.S. dollars (2.73% of total world exports of goods), export volumes of creative services attained 185 billion U.S. dollars (4.8% of total world exports of services). The dynamics of growth in world export volumes of creative goods and services in 2002-2008 is presented in Figure 1.

Annual increment in world export volumes of creative goods and services during this period amounted to 14.4%. When considering creative services separately from products, it should be observed that in 2002-2008 annual increment in world exports of creative services accounted for 17.1%, having outrun significantly the average growth rate of total world export of services (13.5%) [3]. Moreover, the share of developing countries in world export of creative products and services is going up steadily: in the period from 2002 to 2008 their part in world export of creative goods rose from 37 to 43% [1]. Export of creative products from China equalled approximately 50% of this amount.

As the Figure 2 shows, the world import of creative products and services,

► Ruslan V. KoDAcHIGoV

Postgraduate of Global Economics Dprt.

Urals State University of Economics

620144, RF, Ekaterinburg,

ul. 8 Marta/Narodnoy Voli, 62/45

Phone: (343) 221-27-10

E-mail: bmzural@gmail.com

Key words

CREATIVE ECoNoMY creative industries creative goods and services global market global economy international trade global economic growth

Summary

The article scrutinizes the increase in the contribution of creative industries into the global economy. The author identifies the indicators that characterize the dynamics of global market of creative products and services, and analyses the major drivers of the creative industries growth worldwide.

UPRAVLENETS / 7-8/35-36/2012

УПРАВЛЕНЕЦ /7-8/35-36/2012

Рис. 1. Динамика изменения объемов мирового экспорта креативных товаров и услуг

Рис. 2. Динамика изменения объемов мирового импорта креативных товаров и услуг

17,1%, существенно обогнав средние темпы прироста мирового экспорта всех услуг (13,5%) [3]. Причем вклад развивающихся стран в мировой экспорт креативных товаров и услуг неуклонно растет: с 2002 по 2008 г. их доля в мировом экспорте креативных товаров выросла с 37 до 43% [1]. Половину этого показателя составляет экспорт креативных товаров из Китая.

Мировой импорт креативных товаров и услуг, так же как и экспорт, демонстрирует стремительный рост, что подтверждается рис. 2. Мировой импорт креативных товаров за 2002-2008 гг. увеличился с 226 млрд до 421 млрд дол. США, креативных услуг - с 72,3 млрд до 168,7 млрд дол. США [3].

При этом доля развитых стран в мировом импорте креативных товаров за этот же период снизилась с 83 до 75% [1]. Совокупный прирост объемов импорта креативных товаров в развитых странах

за 2002-2008 гг. составил 69%, в развивающихся - 155%, в странах с переходной экономикой - 479% [1].

Описанный рост мирового рынка креативных товаров и услуг связан с определенными движущими факторами - драйверами развития. Опираясь на данные различных исследований, можно определить общий список факторов, влияющих на развитие данного рынка: уровень доходов потребителей, степень удовлетворения базовых потребностей у покупателей, уровень образования и общий уровень интеллектуального развития в обществе, уровень развития творческого потенциала, креативных способностей и компетенций в обществе, способность к освоению новых технологий, уровень развития общественного сектора и государственных институтов, наличие значительного количества коммуникационных каналов и высокого уровня международной мобильности и т.п.

Весь этот перечень факторов можно условно поделить на драйверы роста предложения - факторы, влияющие на рост производства и распространения креативных товаров и услуг, и драйверы роста спроса - факторы, влияющие на уровень их потребления.

В свою очередь наличие высокого потребительского спроса на креативные товары и услуги само по себе оказывает определяющее влияние на рост их предложения на мировом рынке. Приведенная классификация достаточно точно определяет экономическую сущность воздействия тех или иных факторов на развитие мирового рынка креативных товаров и услуг. Однако многие факторы развития могут оказывать двойное влияние, инициируя рост как спроса, так и предложения. Для примера: высокий уровень образования оказывает влияние на уровень креативных способностей занятых в креативных индустриях, а вместе с тем развивает культурно-эстетический вкус потребителя и высокий уровень общей потребительской культуры. Мы предлагаем объединить движущие факторы развития мирового рынка креативных товаров и услуг в следующие группы, которые будут более четко определять не столько направление воздействия, сколько природу самого фактора:

• экономические и институциональные;

• интеллектуальные и образовательные;

• коммуникационные и технологические;

• международная мобильность, в том числе международный туризм.

В первой группе факторов наиболее заметную роль играют доходы потребителей. Креативные товары и услуги не являются предметом первой необходимости. Поэтому при низком уровне реальных доходов базовые потребности -в продуктах питания, жилье, одежде -подлежат удовлетворению потребителем в первую очередь. Однако синхронно с ростом реальных доходов происходит наращивание спроса на товары и услуги, эластичные по доходу, к которым относятся и креативные товары и услуги. Поэтому спросом у потребителя, имеющего достаточно средств для удовлетворения основных потребностей, начинают пользоваться просмотр кинофильмов, посещение театров и концертов, использование компьютерных игр и т.п.

Положительное влияние на спрос на креативные товары и услуги оказывает также изменение глобальных демогра-

ItЮ2 2003 2005 200Й 2000 2007 2W8

WOfIfl export flf OWltlVB SCJVIMS ■ Wo-ld erport of creative pnodutls Ion FOE fca &ai

Figure 1. The dynamics of growth in world export volumes of creative goods and services

2002 2003 2004 2005 2006 ІМГ 2003

World Import of creatrve services

■ World import o* creative products (on CIF oasis I

Figure 2. The dynamics of growth in world imports volumes of creative goods and services

along with the world export, displays rapid growth. The world import of creative products in 2002-2008 virtually doubled from 226 billion to 421 billion U.S. dollars. As for creative services, during the period under review their amount increased from 72.3 billion to 168.7 billion U.S. dollars [3].

At the same time, the percentage of developing economies in the world imports of creative products during the same time period experienced a decrease from 83 to 75% [5]. The total increment in imports of creative goods in developed countries for 2002-2008 period was 69%, in developing nations -155%, in transitional economies - 479% [1].

The above-mentioned development of the global CPS market is associated with certain driving forces - development drivers. Resting upon the findings of various pieces of research, the overall list of factors influencing the development of the global CPS market can be identified: level of consumer income; degree of basic needs satisfaction among customers; education level

and mentality of the society; level of creative potential, abilities and competencies in the society; ability to adopt up-to-date technologies; the level of development of the public sector and public institutions; availability of a considerable number of communication channels and high international mobility etc.

The entire list of factors can be provisionally divided into two groups: drivers of growing demand - these are factors that influence the production growth and spreading of creative products and services, and drivers of growing supply - these are factors that exert impact on the consumption level of creative products and services.

I n turn, the existence of strong consumer demand for creative goods and services in itself creates a determining influence on increase in supply of creative products and services in the global market. The current classification defines accurately enough the economic aspect of specific factors' importance in the expansion of the world

CPS market. However, many development factors can make double impact initiating an increase in both demand and supply. For example, high quality of education affects the level of creative abilities of those who are engaged in inventive industries, and at the same time cultivates consumers' cultural-aesthetic taste and establishes standards of general consumer culture. We therefore suggest combining driving forces of the global CPS market's development in the following groups that are designed to identify more clearly the nature of the factor itself, rather than the influence trends:

• economic and institutional;

• intellectual and educational;

• communication and technological;

• international mobility, including international tourism.

Consumers' income plays the most significant part among factors of the first group. Creative products and services are not articles of prime necessity. Therefore, at a low level of real income basic commodities (such as foodstuffs, accommodation and clothes) are subject to satisfaction in the first place. However, there is a concurrent enhancing demand for products and services, which are elastic to income rate, which comprise, among other things, creative products and services. Therefore watching movies, visiting theatres and concerts, playing computer games etc are becoming of high demand among consumers who obtain ample resources to satisfy their needs.

The shift in global demographic characteristics exerts positive influence on demand for creative products and services as well. As the United Nations predicts, the world's population will increase from 7 to 9 billion between 2011 and 2050. It will lead to a rise in the number of potential consumers of CPS. Along with growing life expectancy, the time period that an individual needs to consume creative goods and services, also extends - in retirement people have more spare time for leisure, journeys, museums etc.

The state makes a significant contribution to development of creative industries through providing necessary infrastructure, establishing relevant institutions, and forming the public demand. Favourable atmosphere promotes retaining the employed in creative industries within the same geographical area and keep them concentrated on the very generation process of creative products and services. It will immediately affect quantitative and qualitative levels of production of CPS. Examples include establishing cultural clusters; performing cul-

UPRAVLENETS / 7-8/35-36/2012

УПРАВЛЕНЕЦ /7-8/35-36/2012

Источники

1. Creative Economy Report 2010, UNCTAD. http://www.unctad.org/en/docs/ ditctab20103_en.pdf.

2. The Economy of Culture in Europe, 2006. http://www.keanet.eu/ecoculture/stu-dynew.pdf.

3. UNCTAD Global databank on world trade in creative products, 2010. http:// unctadstat.unctad.org/Report Folders/report-Folders.aspx.

4. Зеленцова Е.В. Креативные индустрии - инвестиции в будущее // Вестник ФГУ ГРП при Министерстве юстиции Российской Федерации. 2009. №4.

5. Клоудова й. Влияние развития креативной экономики на экономически отсталые регионы // Журнал новой экономической ассоциации. 2010. №5.

6. Флорида Р. Креативный класс: люди, которые меняют будущее. М.: КЛАССИКА XXI, 2005.

7. Хокинс Дж. Креативная экономика. Как превратить идеи в деньги. М.: КЛАССИКА XXI, 2011.

8. Hesmondhalgh D. The Cultural Industries. SAGE, 2007.

9. Potts J. Creative Industries and Economic Evolution. Edward Elgar Publishing, 2011.

References

1. Creative Economy Report 2010, UNCTAD. http://www.unctad.org/en/docs/ ditctab20103_en.pdf.

2. The Economy of Culture in Europe, 2006. http://www.keanet.eu/ecoculture/studynew. pdf.

3. UNCTAD Global databank on world trade in creative products, 2010. http:// unctadstat.unctad.org/Report Folders/report-Folders.aspx.

4. Zelentsova Ye.V. Creative industries are investments into the future // Vestnik of the Federal Budgetary Institution State Registration Chamber with the Ministry of Justice of the Russian Federation. 2009. No. 4.

5. Kloudova Y. Impact of the creative economy development on backward regions // Journal of the New Economic Association. 2010. №5.

6. Florida R. The Rise of The Creative Class and How It's Transforming Work, Leisure, Community and Everyday Life. Moscow: KLASSIKA XXI, 2005.

7. Howkins J. The Creative Economy: How People Make Money from Ideas. Moscow: KLASSIKA XXI, 2011.

8. Hesmondhalgh D. The Cultural Industries. SAGE, 2007.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9. Potts J. Creative Industries and Economic Evolution. Edward Elgar Publishing, 2011.

фических показателей. По прогнозам ООН, в период 2011-2050 гг. численность населения Земли изменится с 7 млрд до 9 млрд человек, что приведет к расширению класса потенциальных потребителей креативных товаров и услуг. Вместе с ростом продолжительности жизни увеличивается и период времени потребления человеком данных товаров и услуг - после выхода на пенсию у людей появляется больше свободного времени для досуга, путешествий, похода в музеи и т. п.

Значительный вклад в развитие креативных индустрий вносит государство посредством создания необходимой инфраструктуры, развития соответствующих институтов и формирования общественного заказа. Благоприятная среда способствует удержанию занятых в креативных индустриях в рамках одного географического пространства и их концентрации на самом процессе генерации креативных товаров и услуг, что незамедлительно сказывается на количественном и качественном уровне производства таких товаров и услуг. Примерами служат развитие культурных кластеров, проведение культурных мероприятий, конкурсов, выделение грантов, прямое финансирование творческих организаций и т. п.

Вторая группа драйверов развития включает в себя интеллектуальные и образовательные факторы. Эти факторы определяют общий уровень образования и интеллектуального развития как потребителей креативных товаров и услуг, так и работников, занятых в креативных индустриях. Поэтому высокий спрос на креативные товары и услуги предъявляется в обществах с высоким уровнем общей потребительской культуры и преобладанием культурно-эстетических ценностей над функционально полезными.

Кроме этого расширение каналов распространения креативных товаров и услуг (Интернета, мобильной связи, спутникового ТВ и т.п.), а также видоизменение форм самих креативных товаров и услуг (переход музыки в цифровой формат, демонстрация традиционных форм исполнительского искусства через Интернет, формирование таких видов активностей, как компьютерные игры и т.п.) предъявляют новые требования к степени владения современными технологиями. В данном случае новые технологии выступают как инструмент потребления креативных товаров и услуг. Высокий уровень образования, культурной и технологической подготовки потребите-

ля наряду с высоким уровнем доходов играет ключевую роль в формировании устойчивого спроса на креативные товары и услуги.

Особые требования креативные индустрии предъявляют и к уровню занятых в данных отраслях - на первый план выходит уровень профессиональной подготовки, индивидуальный творческий потенциал, способность осваивать новые технологии, генерировать новые идеи, работать в новых форматах творческого и производственного взаимодействия (например, дистанционная работа, краудсорсинг и т. п.). Важную роль в формировании данных навыков играет развитие системы высшего образования и изменение акцентов системы обучения на более низких уровнях в сторону индивидуализации и развития эвристической деятельности. Использование творческого потенциала и интеллектуального капитала дает креативным индустриям неисчерпаемые ресурсы для экономического роста, что опровергает теорию ограниченности ресурсов и расширяет наше научное понимание экономического мироустройства.

Среди драйверов данной группы также выделяется фактор защиты интеллектуальной собственности. Креативные товары и услуги непосредственным образом связаны с интеллектуальной собственностью, поэтому действенная защита прав интеллектуальной собственности предохраняет креативные товары и услуги от несанкционированного копирования, плагиата и незаконного потребления. Политика в области защиты прав интеллектуальной собственности позволяет сдерживать формирование теневого рынка креативных товаров и услуг, которое могло бы стать демотивационным фактором для креативных индустрий в вопросах генерации новых продуктов.

В третьей группе драйверов развития также присутствуют факторы, оказывающие воздействие и на спрос, и на предложение. Развитие коммуникационных каналов (Интернет, мобильные телефоны, спутниковое ТВ и т.п.) упрощает как процесс производства и распространения, так и процесс потребления креативных товаров и услуг. Новые каналы связи дают возможность подключить к процессу создания креативных товаров и услуг наиболее творческие кадры, размещенные в различных географических районах (дистанционная работа), а также генерировать идеи и продукты за счет

tural activities, competitions and awarding grants; direct financing of creative organizations.

The second group of drivers incorporates intellectual and educational factors. These factors determine the overall level of education and intellectual development of CPS consumers, as well as employees engaged in creative industries. Therefore strong demand for creative products and services is typical of societies with highly developed consumer culture and prevalence of cultural-esthetic values over functionality.

Moreover, expanding distribution channels for CPS (availability of the Internet, mobile telephony, satellite TV etc) and modified forms of creative products and services (converting music into digital files, demonstrating traditional forms of the performing arts via the Internet, organizing such activities as computer games etc) impose new requirements on consumers' skills in exploiting sophisticated technologies. In this case new technologies serve as an instrument of CPS consumption. High educational standards, consumers' cultural and technological awareness along with significant income level play a key part in formation of sustainable demand for creative products and services.

Creative industries determine specific requirements to qualifications of the employees occupied in the given sectors. Among this qualifications the most important ones are level of professional training and competence, individual potential for creative solutions, ability to utilize new technologies and generate bright ideas, readiness to work in new formats of creative and productive interaction (for example, distant work, crowdsourcing etc). Two aspects hold a special place in acquiring the above-mentioned skills - development of the higher education system and shifting accents of education system at lower levels towards individualization and stimulation of heuristic activity. The use of creativity and intellectual capital supplies creative industries with inexhaustible sources of economic growth. This, in turn, refutes the theory of limited resources and enriches our understanding of economic world order.

There is one more factor that stands out from intellectual and educational development drivers of CPS market, namely, the factor of intellectual property protection. Creative products and services are directly related to intellectual property; effective protection of intellectual property rights therefore prevents creative goods and services from unauthorised copying,

plagiarism, and illegal consumption. Policy on intellectual property rights protection inhibits formation of CPS shadow market that can serve as a demotivating factor for creative industries in matters of new products design.

The third group of development drivers combines factors influencing both demand and supply. Evolution of communication channels (the Internet, mobile phones, satellite TV etc) eases the processes of production, distribution and consumption of creative products and services. New channels of communication allow involving the most talented creative personnel, located in different geographical territories (distant work, telecommuting), in the process of design of creative goods and services. They also give an opportunity to generate valuable ideas and develop innovative products through forming such a new type of inventive activity as creative crowdsourcing, which means creative process performed by an undefined public on the basis of a public offer, followed by an exchange of results via different channels of communication.

As mentioned above, technologies in the global CPS market function as an instrument of consumption, but at the same time their development in itself initiates demand for alternative creative solutions. For example, designing advanced types of central processing units broaden creative horizons for video games' programmers.

Nevertheless, technological progress, and digital technologies in particular, first allow reducing production costs and simplify distribution of creative products and services that brings about a decrease in prices on the global market and a rise in demand for these commodities; and second, it undermines the law of diminishing marginal utility - despite the fact that there is no restrictions on copying of creative products and services in a digital format, their cost remains fixed for every subsequent unit. This, in turn, impedes further cut in prices and reduces global demand.

The final group of factors embraces elements that demonstrate a growing international mobility and more specifically international tourism. Travellers from foreign countries are the main consumers of recreational and creative products and services. Population's rising income enables people to visit foreign countries and consume nontraded goods and services, i.e. those that cannot be exported. Such non-traded commodities encompass both local cultural objects and the World Cultural and Natural Heritage (962 properties as for July 2012).

Within the framework of international tourism there are two directions, which in their pure forms are able to influence the global CPS market - religious and cultural tourism. The major purpose of these types of tourism is immediate consumption of creative products and services, for example, visiting festive Brazilian Carnival, pilgrimage to Mecca etc. Improving welfare of the population of the largest developing economies

- India and China - is a potential for further growth of international tourism and, correspondingly, consumption of CPS in the world. According to various estimates, in the nearest 5 years more than 200 million of China's population alone will be involved in international tourism [5].

Let's sum up. The examined parameters of the world CPS market give us reasonable grounds to assert that this segment of the global economy is on the stage of rapid growth, and its development rates are above average, typical of today's global economy. The provided data also attest to growing importance of developing countries in CPS international trade.

In the study the author highlighted four groups of world market development drivers: economic and institutional; intellectual and educational; communication and technological; international mobility, including international tourism. The analysis revealed that demand, income level and consumer's overall intellectual development are among essential factors of this market's growth.

UPRAVLENETS / 7-8/35-36/2012

УПРАВЛЕНЕЦ /7-8/35-36/2012

формирования такой формы творческой активности, как креативный краудсорсинг (creative crowdsourcing)'.

Как уже было сказано, технологии на мировом рынке креативных товаров и услуг являются инструментом потребления, но вместе с тем их развитие само по себе инициирует потребность в новых креативных разработках. Примером этого может служить разработка новых типов компьютерных процессоров, расширяющих возможности для разработчиков компьютерных игр.

Вместе с тем развитие технологий, и в частности цифровых технологий, с одной стороны, позволяет удешевлять производство и распространение креативных товаров и услуг, что приводит к снижению цен на мировом рынке и росту спроса на эти продукты, а с другой стороны, подрывает действие закона убывающей предельной полезности - несмотря на бесплатность копирования креативных товаров и услуг в цифровом формате, стоимость их остается фиксированной для каждой последующей единицы. А это в свою очередь тормозит дальнейшее снижение цен и замедляет рост спроса на мировом рынке.

В последней группе драйверов развития представлена усиливающаяся международная мобильность, и в частности международный туризм. Тури-

сты являются главными потребителями рекреационных и креативных товаров и услуг. Растущий уровень доходов населения позволяет им перемещаться по зарубежным странам и потреблять неторгуемые креативные товары и услуги, т.е. те, которые не могут быть экспортированы. К таким товарам и услугам относятся как локальные объекты культуры, так и объекты всемирного культурного и природного наследия, которых по состоянию на июль 2012 г. насчитывается 962. В рамках международного туризма можно выделить два направления, которые в чистом виде оказывают влияние на мировой рынок креативных товаров и услуг: религиозный и культурный туризм. Целями данных видов туризма является непосредственное потребление креативных товаров и услуг. Примерами данных явлений служат поездки в Бразилию на праздничный карнавал, паломничество в Мекку и т. п. Потенциалом для дальнейшего роста международного туризма и соответственно потребления креативных товаров и услуг в мире является растущее благосостояние населения крупнейших развивающихся экономик - Индии и Китая. По различным оценкам, только в Китае в течение ближайших пяти лет к международному туризму приобщится более 200 млн человек [1].

Подведем итоги.

Рассмотренные показатели мирового рынка креативных товаров и услуг дают нам основание утверждать, что данный сегмент мировой экономики находится в стадии бурного роста, причем темпы его развития опережают средние показатели в современной мировой экономике. Также приведенные данные свидетельствуют о возрастании роли развивающихся стран в международной торговле креативными товарами и услугами.

В ходе исследования определены четыре группы драйверов развития мирового рынка креативных товаров и услуг: экономические и институциональные; интеллектуальные и образовательные; коммуникационные и технологические; международная мобильность, включая международный туризм. Анализ показал, что основополагающими факторами развития данного рынка являются факторы спроса, в частности, уровень доходов и общий уровень интеллектуального развития потребителей.

1 Творческая деятельность, осуществляемая неопределенным кругом лиц на основании публичной оферты с последующим обменом результатами этой деятельности через различные каналы связи

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.