© Кадочников С. М., Кодачигов Р. В., 2012
Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б. Н. Ельцина
620002, РФ, г. Екатеринбург, ул. Мира, 19 Контактный телефон: (343) 374-35-72 e-mail: sergey.kadochnikov@usu.ru
Доктор экономических наук, профессор, директор Высшей школы экономики и менеджмента
КАДОЧНИКОВ Сергей Михайлович
КОДАЧИГОВ Руслан Витальевич
Аспирант кафедры мировой экономики
Уральский государственный экономический университет
620144, РФ, г. Екатеринбург, ул. 8 Марта/Народной Воли, 62/45 Контактный телефон: (343) 251-16-10 e-mail: ruslan.kodachigov@gmail.com
Изменение товарной структуры мирового экспорта креативных товаров
Ключевые слова: креативная экономика; креативные индустрии; креативные товары; мировая экономика; международная торговля; изобразительное искусство; издательское дело; исполнительское искусство; художественные промыслы.
Аннотация. Рассмотрена динамика развития мирового экспорта креативных товаров. Выявлены изменения товарной структуры мирового экспорта креативных товаров в развитых и развивающихся странах. Выделены ключевые факторы, влияющие на изменение товарной структуры мирового экспорта креативных товаров.
За последнее десятилетие мировой рынок креативных товаров и услуг продемонстрировал невероятную динамику роста, которая, в числе прочего, отразилась в стремительном увеличении объемов международной торговли [1-3].
Основу международной торговли креативными товарами и услугами составляют продукты, создаваемые креативными индустриями (creative industries), к которым согласно классификации ЮНКТАД относят:
1) культурное наследие: традиционные формы культурного выражения (художественные промыслы, традиционные фестивали и праздники) и объекты культуры (археологические памятники, библиотеки, музеи, выставки и т. п.);
2) искусство: изобразительное (живопись, скульптура, фотоискусство) и исполнительское (вокальные и музыкальные выступления, театр, танцевальное и цирковое искусство и т. п.);
3) медиа: издательское и печатное дело (книги и другая продукция), аудиовизуальное искусство (кино, телевидение, радио и другие формы вещания);
4) функциональное творчество: дизайнерское искусство (графический дизайн, дизайн интерьеров, игрушек, украшений, мода и т. д.), новые медийные индустрии (разработка компьютерных программ, видеоигр и т. п.), креативные сервисы (разработки в области архитектуры, рекламы, культуры и др.) [4].
Около 70% международной торговли креативными товарами и услугами приходится на креативные товары [5]. Справедливости ради отметим: статистический учет международной торговли креативными товарами достаточно затруднителен, что обус-
ловлено спецификой определения понятий «креативные товары», «креативные индустрии» и, соответственно, трудностями сбора статистических данных, характеризующих экономическую деятельность этих индустрий. Поэтому в современной экономической науке для анализа международной торговли креативными товарами учитываются их товарные группы:
1) предметы дизайнерского искусства (design goods) - наибольшая группа; согласно Гармонизированной системе описания и кодирования товаров (ГС) включают в себя товары 102 товарных групп: архитектурные проекты (одна товарная группа); изделия модной индустрии, за исключением одежды и обуви (37 товарных групп); предметы интерьера (32 товарные группы), в том числе мебель, посуда, столовые принадлежности, осветительные приборы и т. п.; игрушки (17 товарных групп); ювилирные изделия и бижутерия (10 товарных групп); изделия из стекла (5 товарных групп);
2) предметы художественных промыслов (art craft goods), согласно ГС включающие в себя товары 60 товарных групп: ковры (17 товарных групп); пряденные изделия (30 товарных групп); плетенные изделия (4 товарные группы); праздничные товары (две товарные группы); бумажные изделия ручной работы (одна товарная группа) и другие товары (6 товарных групп), в том числе свечи, выделанные меховые шкурки, искусственные цветы, изделия деревянной мозаики и т. п.;
3) предметы изобразительных искусств (visual arts goods), согласно ГС включающие 17 товарных групп: предметы фотоискусства (4 товарные группы), включая фотопластины, фотопленки и микрофильмы; предметы живописи (3 товарные группы), включая картины, багетные рамы; предметы скульптуры (7 товарных групп); предметы антикварного искусства, возраст которых превышает 100 лет (3 товарные группы);
4) печатные товары (publishing goods), согласно ГС включающие в себя 15 товарных групп: газеты, журналы и другие периодические издания (4 товарные группы); книжная продукция (4 товарные группы); другая печатная продукция (8 товарных групп), в том числе картографическая печатная продукция, бумажные календари, открытки, рекламная печатная продукция и т. п.;
5) предметы исполнительских искусств (performing art goods), согласно ГС включающие в себя 7 товарных групп: лазерные диски и магнитные пленки с аудиозаписями (6 товарных групп), а также нотные издания;
6) товары новых медийных индустрий (new media goods), согласно ГС включающие 8 товарных групп: носители для записи аудио- и графического контента (6 товарных групп), видеоигры (2 товарные группы);
7) предметы аудиовизуальных искусств (audio visuals goods) - 2 товарные группы: кинопленка шириной 35 мм или другой ширины [5].
Высокую динамичность развития международной торговли креативными товарами подтверждают возросшие объемы мирового экспорта креативных товаров: за 2002-2008 гг. этот показатель вырос в 2 раза - со 198,0 млрд до 408,8 млрд дол. Однако под влиянием финансового кризиса 2008 г. и глобальной экономической рецессии конца 2000-х годов в 2009 г. объемы мирового экспорта креативных товаров сократились до 350,6 млрд дол., а в 2010 г. наблюдался возврат почти до докризисных объемов (383,2 млрд дол.), что составило 2,58% мирового экспорта всех товаров [4; 6] (рис. 1).
Средние ежегодные темпы роста мирового экспорта креативных товаров в 2002-2008 гг. (11,5%) оказались несколько ниже средних ежегодных темпов роста мирового экспорта всех товаров (12,0%) [4; 7]. В период финансового кризиса 2008 г., на фоне снижения мирового экспорта всех товаров на 23,0%, мировой экспорт креативных товаров снизился всего на 14,0%; вместе с тем посткризисное восстановление в 2010 г. шло медленнее (9,28%), чем рост мирового экспорта всех товаров (22,0%) [5; 6].
Рост международной торговли креативными товарами связан с бурным развитием мирового рынка этих товаров и глобализацией. К ключевым факторам развития можно
отнести: рост доходов и интеллектуального развития потребителей; развитие творческого потенциала, креативных способностей и компетенций в обществе; увеличение степени удовлетворения базовых потребностей покупателей; развитие способностей потребителей к освоению новых технологий; развитие общественного сектора и государственных институтов; значительное увеличение числа коммуникационных каналов; наконец, развитие международной мобильности.
* 4501
о
Н 400-&
§ 350300250200150100 50-
Рис. 1. Динамика роста объемов мирового экспорта креативных товаров по группам стран в 2002-2010 гг.
Рассмотрение процесса изменения товарной структуры мирового экспорта креативных товаров в 2000-х годах позволило выявить следующее:
• доля продукции индустрий, связанных с дизайнерским искусством, в общем объеме мирового экспорта креативных товаров возросла на 5,0%, а новых медийных индустрий - почти на 3,0%;
• до 2007 г. прослеживалась четкая тенденция снижения доли продукции индустрий, связанных с исполнительским искусством, однако с изменением методологии статистического учета данные по этой товарной группе перестали публиковаться (рис. 2).
Больший контраст обнаруживается при рассмотрении товарной структуры мирового экспорта креативных товаров по группам стран. Сравнивая эти показатели за 2002 и 2010 гг., отметим расширение доли развивающихся стран и стран с переходной экономикой в мировом экспорте креативных товаров по всем товарным группам (рис. 3, 4).
Паритет (по состоянию на 2002 г.) развитых и развивающихся стран в экспорте креативных товаров, связанных с художественными промыслами, к 2010 г. сменился безоговорочным лидерством развивающихся стран: их доля увеличилась с 52,6 до 68,2% [5]. В остальных товарных группах также произошло значительное увеличение доли развивающихся стран: по товарам аудиовизуального искусства - с 7,5 до 15,9%; дизайнерского искусства - с 46,5 до 55,6%; новых медийных индустрий - с 10,6 до 18,5%; изобразительного искусства - с 22,5 до 26,2% [5]. Однако лидерство развитых стран во всех секторах креативных индустрий, за исключением художественных промыслов, до сих пор является безоговорочным в абсолютных значениях. Важно отметить, что это лидерство прослеживается в экспорте товаров тех отраслей креативных индустрий, в которых генерируется наибольшая добавленная стоимость - индустрий, связанных с аудиовизуальными искусствами, и новых медийных индустрий.
2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010
I Развитые страны Развивающиеся страны
I Страны с переходной экономикой
Дизайнерское искусство Художественные промыслы
Исполнительское искусство О Изобразительное искусство
И Издательское дело Ш Аудиовизуальное искусство
■ Новые мультимедийные индустрии
Рис. 2. Изменение товарной структуры мирового экспорта креативных товаров
в 2002-2010 г.
Подобное тотальное изменение баланса сил в товарной структуре мирового экспорта креативных товаров связано с более высокими темпами ежегодного прироста объемов экспорта указанной продукции развивающимися государствами и странами с переходной экономикой, например: в 2003-2008 гг. показатель экспорта креативных товаров в Китае составлял 16,92%; в Индии - 15,7; в Турции - 14,96; в ОАЭ - 44,77%, в то время как в США - 13,31%; в Германии - 14,66; в Японии - 14,74; в Великобритании -6,47; в Канаде - 0,94% [4].
Н Развитые страны Развивающиеся страны
■ Страны с переходной экономикой
Рис. 3. Товарная структура мирового экспорта креативных товаров по группам стран в 2002 г.
Н Развитые страны Развивающиеся страны
■ Страны с переходной экономикой
Рис. 4. Товарная структура мирового экспорта креативных товаров по группам стран в 2010 г.
Детальное изучение положения дел в отдельных отраслях креативных индустрий, продукция которых наполняет мировой экспорт креативных товаров, позволяет разобраться в причинах изменения его товарной структуры.
Рассмотрим производство продукции художественных промыслов, которые генерируют основную часть выручки от экспорта креативных товаров развивающихся стран, возросшую за 2002-2010 гг. с 17,5 млрд до 30,9 млрд дол. (рис. 5) [5].
I Развитые страны Развивающиеся страны
■ Страны с переходной экономикой
Рис. 5. Динамика роста объемов мирового экспорта товаров художественных промыслов
по группам стран в 2002-2010 гг.
Лидирующие позиции в экспорте товаров художественных промыслов занимают страны Азии и Европы. Так, Китай является ведущим мировым экспортером товаров художественных промыслов, его рыночная доля в 2008 г. составляла 33,7% (без учета Гонконга). Среди развитых стран в экспорте данных товаров выделяются Бельгия и США с долями рынка 6,47 и 4,74% соответственно [4]. Наибольшая доля в экспорт
продукции художественных промыслов приходится на ковровые и пряденные изделия. Развитию экспорта товаров художественных промыслов способствуют также расширение международного туризма, развитие рынка развлечений и рынка национальных предметов искусства. Развивающимся странам это помогает сохранить культурное наследие и способствует экономическому развитию, обеспечивая рост занятости, а также государственных и частных доходов.
Товары, создаваемые в индустриях, относящихся к исполнительским искусствам, в основном представлены аудиозаписями на физических носителях - лазерных дисках и магнитных пленках. Объем мирового экспорта по данной группе товаров в 2002-2006 гг. практически не изменился и составил 2,94 млрд дол. (рис. 6) [5].
I Развитые страны Развивающиеся страны
■ Страны с переходной экономикой
Рис. 6. Динамика роста объемов мирового экспорта товаров исполнительского искусства
по группам стран в 2002-2010 гг.
Консервация объемов мирового экспорта аудиозаписей на физических носителях, а порой и их снижение, сочетаются с бурным ростом мировых продаж аудиозаписей в цифровом виде, которому способствовали увеличение пользователей тр3-плееров, тотальное распространение Интернета, в том числе мобильного, развитие файлообменных сетей и т. п. (рис. 7).
Рис. 7. Динамика роста объемов мировых продаж аудиозаписей в цифровом виде
в 2004-2010 гг.
Проблемы статистического учета аудиозаписей, распространяемых в цифровом виде, приводят к тому, что представить картину развития мирового экспорта товаров исполнительских искусств бывает весьма сложно.
Лидирующее положение в мировом экспорте товаров индустрий, связанных с исполнительскими искусствами, занимают Германия и США. Доля развивающихся стран незначительна. Вообще развивающиеся страны являются нетто-импортерами товаров индустрий, связанных с исполнительскими искусствами. Причина кроется в том, что разрабатываться и производиться данные товары могут и в развивающихся странах, однако в статистическом учете они указываются за развитыми. Это происходит потому, что крупнейшими «игроками» на данном рынке являются ТНК, которые регистрируют товары по месту размещения материнской компании, а обмен продукцией между филиалами осуществляется по внутритрансфертным ценам [8].
Мировой рынок предметов изобразительного искусства характеризуется высокой степенью непрозрачности, жесткой конкуренцией и огромным коммерческим потенциалом. Торговая статистика является неполной из-за закрытости информации на официальном рынке вследствие специфического характера работы аукционных домов, сложностей сбора информации на неофициальном рынке, когда, например, покупка туристами предметов изобразительного искусства осуществляется на «блошином» рынке. Несмотря на все вышесказанное, в 2002-2010 гг. мировой экспорт предметов изобразительных искусств вырос с 15,4 млрд до 26,4 млрд дол. и составил в настоящее время 6,9% мирового экспорта всех креативных товаров (рис. 8) [5].
0,10
0,06
« 35,0-1
о
н 30,0л
§ 25,020,015,010,05,0-
0,0 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010
I Развитые страны Развивающиеся страны
■ Страны с переходной экономикой
Рис. 8. Динамика роста объемов мирового экспорта предметов художественных искусств
по группам стран в 2002-2010 гг.
0,10 0,10 5,99 7,13 0,05 0,04 6,91
0,04 5,10 5,85 5,51
0,03 0,03 4,50
3,93
3,47
11,92 12,53 15,23 16,85 19,03 22,82 22,54 16,93 19,42
Доля развитых стран в мировом экспорте предметов изобразительных искусств на протяжении последнего десятилетия остается практически неизменной и балансирует на уровне 77,0-78,0% [5].
Основная статья мирового экспорта предметов изобразительных искусств - предметы антиквариата. Если рассматривать международную торговлю предметами живописи отдельно, то развитые страны предстают как нетто-импортеры данных товаров. Мировыми лидерами по экспорту предметов изобразительного искусства выступают США и Великобритания. Рост абсолютных объемов экспорта предметов изобразительных искусств развивающихся стран в 2002-2010 гг. был связан исключительно со странами Азии, и в частности с Китаем.
Рассматривая такую креативную индустрию, как аудиовизуальное искусство, отметим, что доля товаров в мировом экспорте данных креативных товаров и услуг
составляет лишь около 3,0% [5]. В 2002-2008 гг. мировой экспорт товаров индустрий, связанных с аудиовизуальными видами искусства, увеличился с 455 млн до 636 млн дол. (рис. 9) [5]. Основными странами-экспортерами данных товаров в группе развивающихся стран являются Индия, Мексика, Южная Корея, Таиланд, Аргентина.
2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010
I Развитые страны Развивающиеся страны
Ш Страны с переходной экономикой
Рис. 9. Динамика роста объемов мирового экспорта товаров аудиовизуальных искусств по группам стран в 2002-2010 гг.
Мировой экспорт печатной продукции в 2002-2010 г. вырос на 34,0%; его объем составил 40,35 млрд дол. (рис. 10) [5].
2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010
Развитые страны Развивающиеся страны
Страны с переходной экономикой
Рис. 10. Динамика роста объемов мирового экспорта печатной продукции по группам стран в 2002-2010 гг.
Наиболее активно торгуемый продукт в данной товарной группе - книжная продукция; ее мировой экспорт за те же годы вырос с 11,46 млрд до 17,12 млрд дол. [5]. Лидерство развитых стран в мировом экспорте печатной продукции является безоговорочным - 79,0% по состоянию на 2010 г. [5]. На первом месте - Германия и США. Наибольший динамизм экспорту печатной продукции развивающихся стран опять же придет Китай, в объеме экспорта печатной продукции которого сложно идентифицировать разработанные товары (created in China) и просто напечатанные (made in China).
Товары индустрий, связанных с дизайнерским искусством, генерируют основную часть мирового экспорта креативных товаров (62,0%) [5]. Данный сегмент мирового
экспорта является вторым, в котором лидерство отводится развивающимся странам. В 2002-2010 гг. объемы мирового экспорта товаров данных индустрий увеличились со 114,7 млрд до 241 млрд дол. (рис. 11) [5]. Именно лидерство в данном секторе мирового экспорта позволяет Китаю и Италии входить в группу крупнейших экспортеров креативных товаров. Однако ведущая роль данного сектора мирового экспорта, возможно, определяется не столько объективными причинами, сколько более полными статистическими данными о торговле.
й 3001 1 250-
Оч § 200150 100
50-
0-
1,74
1,46
1,25
1,30
0,36 53,36 0,53 64,66 0,82 78,50
60,97 67,70 77,08
0,92
90,21
1,02
96,12
123,82 | од П1
110-10 118,04 134,01
83.91И93.53
2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010
I Развитые страны Развивающиеся страны
Ж Страны с переходной экономикой
Рис. 11. Динамика роста объемов мирового экспорта товаров дизайнерских искусств по группам стран в 2002-2010 гг.
Новые медийные индустрии являются одним из наиболее активно развивающихся секторов креативных индустрий. Объемы мирового экспорта этих товаров в 2002-2010 гг. выросли с 17,5 млрд до 43,8 млрд дол. (рис. 12) [5]. Причины роста - бурное развитие Интернета и особенно социальных сетей и онлайн-игр. Высокие позиции, занимаемые развитыми странами, как и в других секторах креативных индустрий, находятся под давлением развивающихся стран. Ведущими экспортерами товаров новых медийных индустрий являются Китай, США и Германия.
60-1
50-
0,13
к
0 н
а
1 40302010° 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010
I Развитые страны Развивающиеся страны
■ Страны с переходной экономикой
Рис. 12. Динамика роста объемов мирового экспорта товаров новых медийных индустрий
по группам стран в 2002-2010 гг.
0,02 0,04 0,09 5,27 0,10 6,56 8,67
4,41 4,48
13,07 13,33 14,98 17,40 18,95
Подведем итоги.
1. Рассмотренные показатели мирового экспорта креативных товаров дают основание утверждать, что данный сектор находится на стадии бурного роста, причем темпы его развития в 2002-2008 гг., пусть незначительно, но отставали от средних темпов роста мирового экспорта всех креативных товаров. Высокая степень проникновения
креативных товаров в нашу жизнь способствовала в период финансового кризиса 2008 г. меньшему снижению их мирового экспорта по сравнению с мировым экспортом всех товаров, но в то же время и темпы их восстановления в 2010 г. были ниже.
2. В силу специфики учета креативных товаров провести полноценный и объективный анализ объемов их мирового экспорта представляется затруднительным. Тем не менее установлено, что в 2002-1010 гг. доля товаров индустрий, связанных с дизайнерским искусством, в общем объеме мирового экспорта креативных товаров увеличилась на 5,0%, новых медийных индустрий - почти на 3,0%, но одновременно имело место снижение доли печатной продукции почти на 5,0%.
3. В 2000-е годы произошло увеличение удельного веса развивающихся стран во всех товарных группах мирового экспорта креативной продукции. В индустриях, связанных с художественными промыслами и дизайнерским искусством, развивающиеся страны заняли лидирующие позиции.
Источники
1. Creative Economy Report 2008 / UNCTAD. URL: http://www.unctad.org/en/docs/ditc-20082cer_en.pdf.
2. Potts J. Creative Industries and Economic Evolution. Cheltenham : Edward Elgar Publishing, 2011.
3. The Economy of Culture in Europe, 2006. URL: http://www.keanet.eu/ecoculture/stu-
dynew.pdf.
4. Creative Economy Report 2010 / UNCTAD. URL: http://www.unctad.org/en/docs/ ditctab20103_en.pdf.
5. UNCTAD Global databank on world trade in creative products, 2011. URL: http:// unctadstat.unctad.org/Report Folders/reportFolders.aspx.
6. World Trade Organization International Trade Statistics 2011. URL: http://wto.org/eng-lish/res_e/statis_e/its2011_e/its2011_e.pdf.
7. World Trade Organization International Trade Statistics 2009. URL: http://wto.org/eng-lish/res_e/statis_e/its2009_e/its2009_e.pdf.
8. IFPI Digital Music Report 2011. URL: http://www.ifpi.org/content/library/DMR2011.
pdf.