Н. С. Редькина, 2018, № 1, с. 91-92 / N. Э. Певктг, 2018, по.1, рр. 91-92
УДК 024+025 ББК 78.02+78.37
БИБЛИОТЕЧНО-
ИНФОРМАЦИОННОЁ
ОБСЛУЖИВАНИЕ
Библиотечно-информационное обслуживание : учебник : по направлению подготовки 071900 «Библ.-информ. деятельность» / Ю. Ф. Андреева, О. Ф. Бойкова, В. А. Бородина [и др.] ; под ред. М. Я. Дворкиной. Санкт-Петербург : Профессия, 2016. 238 с. (Учебник. Бакалавр библиотечно-информационной деятельности).
КЛЮЧ К УСПЕХУ БИБЛИОТЕКИ
Обучение современного студента по направлению подготовки «Библиотечно-информационная деятельность» немыслимо без соответствующего учебника, характеризующего наиболее популярные и перспективные направления, основные виды и формы биб-лиотечно-информационного обслуживания. В 2016 г. в издательстве «Профессия» вышел учебник «Биб-лиотечно-информационное обслуживание» - плод кропотливого труда коллектива авторов под редакцией Маргариты Яковлевны Дворкиной - известного специалиста-библиотековеда, автора большого количества серьезных научных исследований, в том числе монографий, учебников и учебных пособий, заслуживающий особого внимания в области библиотечного и информационного обслуживания.
Представленный учебник отличается глубокой продуманностью содержания, тщательностью исполнения и логической стройностью. Учебник состоит из введения, семи глав, заключения. Содержание представленных глав соответствует заявленной тематике. Издание дополнено пятью приложениями, включающими примеры и фрагменты технологических схем, блок-схем, оперограммы и др., списком использованных сокращений и предметным указателем. Каждая глава снабжена ссылками на дополнительные источники информации: монографии, учебники, энциклопедии, методические рекомендации и др.
В учебнике даны теоретические разделы, посвященные становлению системы библиотечно-инфор-мационного обслуживания, эволюции терминологии и понятийного аппарата, связанных с разными видами обслуживания и проникновением достижений психологии, теории услуг и речевой деятельности, теории социализации, этики, информации и других дисциплин в работу библиотек. В первой главе рассматривается процесс трансформации учебной дисциплины «Библиотечно-информационная деятельность» (ранее курс назывался «Работа с читателями» и «Библиотечное обслуживание»), изменение вектора взаимодействия библиотеки с читателями, а также раз-
витие принципов, объединенных в четыре группы (целесообразности, развития, демократизации, комфортности) и отражающих разные стороны библио-течно-информационного обслуживания. Во второй главе - «Библиотекарь и пользователь» - отражена система профессиональных требований к библиотекарю, раскрыта проблематика, связанная с типологией пользователей, а также рассмотрены теоретические основы диалогического взаимодействия пользователя и библиотекаря, приведена коммуникативная модель поведения библиотекаря-библиографа и способы разрешения конфликтных ситуаций.
Формам стационарного, внестационарного и дистанционного библиотечно-информационного обслуживания посвящена третья глава рецензируемого издания. Большой блок вопросов, связанных с правовым регулированием библиотечно-информационного обслуживания, в частности, правовых отношений библиотеки и пользователя, защиты персональных данных пользователей, работы с экстремистскими материалами и др. нашел отражение в четвертой главе.
Авторы учебника справедливо отмечают, что современная библиотека является многономенклатурной сервисной системой, представляющей своим пользователям широкий спектр библиотечно-инфор-мационных услуг, что порождает проблему их классификации. Вместе с тем, изучив главу пять «Библио-течно-информационные услуги: понятие и классификация», читатели могут получить знания об основаниях классификаций и видах услуг. Технология представления этих услуг в традиционной и электронной среде отражена в шестой главе. Общие вопросы технологии конкретизированы в описании технологических процессов выполнения отдельных услуг (выдачи документов, справок и др.), дано сравнение предоставления указанных услуг с применением традиционных и современных информационных технологий.
Проблема оценки качества предоставляемых услуг и эффективности библиотечно-информационного обслуживания является одной из актуальнейших вопросов современного библиотековедения. В седьмой
РЕЦЕНЗИИ / REVIEWS
главе учебника представлены критерии, показатели (по видам услуг), методы и методики оценки библио-течно-информационных услуг («средняя оценка удовлетворенности пользователей», «методика взвешенных оценок», методика «значимость-удовлетворенность», иьоим).
Итак, учебник «Библиотечно-информационная деятельность» - глубокий и масштабный научный труд, итог серьезной исследовательской работы авторского коллектива. Он способствует получению теоретических знаний в области библиотечного обслуживания как целостной системы, обеспечивающей доступ пользователей к информационным ресурсам и ценностям культуры в целях удовлетворения их информационных потребностей, а также их реализации в практике библиотечно-информационного обслуживания. Стоит отметить, что учебник значительно бы выиграл, если бы в нем были представлены все ак-
тивно проникающие в библиотечную сферу деятельности сервисы, базирующиеся на таких технологиях, как «облачные вычисления», веб-технологии, способствующие развитию услуг дистанционного библио-течно-информационного обслуживания, веб-технологии персонализированного обслуживания и др. Вместе с тем учебник в полной мере соответствует утвержденной программе по направлению подготовки 071900 «Библиотечно-информационная деятельность» (квалификация «бакалавр»). Кроме того, рецензируемый учебник очень своевременен и значим, принесет несомненную пользу не только бакалаврам, но и специалистам библиотек, так как может использоваться в качестве справочного и практического пособия.
Н. С. Редькина, д-р пед. наук, зам. директора
по научной работе ГПНТБ СО РАН
УДК 025 ББК 78.349
Авраева Ю. Б. Типы методистов общедоступных библиотек: новая реальность : учеб. пособие. Улан-Удэ : Изд-во Бурят. гос. ун-та, 2017. 184 с.
ЛЕГКО ЛИ БЫТЬ МЕТОДИСТОМ?
Рецензируемая работа кандидата педагогических наук, доцента Ю. Б. Авраевой является актуальной и практически значимой. В ней отражена возросшая роль методистов в профессиональном развитии библиотекарей, в их правовой и социальной поддержке.
Рецензируемая работа имеет логичную, продуманную структуру, включающую три основных раздела: «Методическая служба и методисты библиотек: сущность и предназначение», «Легко ли быть методистом?», «Слагаемые профессионального развития методистов». Содержание разделов позволяет понять концептуальную точку зрения автора, в частности, при построении «Единой модели типов методистов библиотек» (с. 48), «Структуры специальных знаний, умений, навыков методистов библиотек», «Структуры профессиограммы методиста библиотеки» (с. 63).
Автором проделана огромная работа, ею изучена деятельность методистов различных методических центров: Республики Бурятия; Иркутской, Омской областей; Владивостока, Перми и др. Позиция автора заключается в том, чтобы привлечь внимание органов власти, библиотечной общественности к деятельности методистов общедоступных библиотек, осуществляющих модернизацию методической деятельности.
Права Ю. Б. Авраева, называя методистов «точкой опоры», «сердцем методических служб», отвечающих за формирование конкурентоспособных библиотекарей нового поколения, которым предстоит развивать библиотеки будущего. В связи с чем представляет интерес точка зрения автора о взаимодействии методистов и библиотекарей, об этике их взаимоотношений и корпоративной культуре, являющихся основой их общего успеха. Изучив деятельность методистов в условиях происходящей трансформации