Научная статья на тему 'Клод леви-стросс: тот, кто ставил правильные вопросы'

Клод леви-стросс: тот, кто ставил правильные вопросы Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
2520
277
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Клод леви-стросс: тот, кто ставил правильные вопросы»

их будут помнить

Клод Леви-Стросс: тот, кто ставил правильные вопросы

С.В. Иванова

Ноябрь 2009 года печально ознаменовался уходом из жизни на 101-м году Клода Леви-Стросса.

Определение «человек-эпоха» непосредственно относится к таким людям, как он. Но к нему, может быть, в большей степени, потому что Леви-Стросс не только прожил своей век с «веком наравне», пройдя множество жизненных испытаний, но и возвысился над веком как крупный мыслитель, как первооткрыватель неведомых ранее глубин и культуры, и человеческой сущности. В каком качестве Клод Леви-Стросс выступил первооткрывателем? Нам важно это понять «здесь и сейчас», потому что он овладел междисциплинарностью как основным принципом своей научной работы, и, как нам хочется думать, поэтому достиг вершин в осмыслении, новом видении, исследовании не изученного ранее. Клод Леви-Стросс был философом, этнографом, историком, антропологом, культурологом, социологом и в определенной степени лингвистом и психологом, а в юности он еще увлекался геологией.

Этнографические экспедиции в малоисследованные районы Бразилии, многолетняя преподавательская и научная работа в университетах Бразилии, США и Франции привели к глубоким научным результатам, осмысление которых продолжается и будет продолжаться как прямыми учениками Леви-Стросса во Франции, так и учеными других стран.

По утверждению многих исследователей, общим итогом научной деятельности Клода Леви-Стросса стало создание целостной гуманистической картины прошлого и настоящего человечества. Его культурологичес-

* В статье использованы материалы: www.gumer.info; www.vikipedia; www.gzt.ru;www.lookatme.ru;www.ec-dejavu.ru;www.countries.ru; www.izvestia.ru

кая концепция зиждется на этнологии как третьем этапе гуманизма. Леви-Стросс полагал, что исследование бесписьменных форм цивилизации — это новый этап гуманистического самопознания, предоставляющий возможность получить полную картину связи человека с природой.

Леви-Стросс выступал за постижение культуры на основе исторического подхода, много писал о многообразии и равноправности человеческих культур. Это разнообразие он объяснял и объективными факторами, и субъективными, но среди них нет таких, которые выводятся из расовых и национальных различий.

Согласно теории Леви-Стросса, первобытному мышлению свойственно единство чувственного и рационального начал, их гармония, утраченная современной западной цивилизацией. В связи с исследованием культуры туземных племен Леви-Стросс заявлял об опасности «ложного эволюционизма», когда прогресс человечества считается единым процессом, относительно которого все цивилизации находятся на разных стадиях. В качестве примера он привел сопоставление бесписьменных туземных племен, существующих в XX веке, с архаическими формами европейских культур. Он установил, что на самом деле называемые «примитивными» общества прошли не менее длительный путь развития, поэтому они не являются отсталыми, «первобытными» или «детскими», у них просто иная модель развития. Леви-Стросс писал о том, что ошибочный посыл по поводу одновекторности прогресса ведет к стремлению под видом развития привить чуждый (западный) образ жизни туземным племенам, в итоге происходит разрушение традиций, хотя иные, незападные культуры являются носителями величайших достижений, разве что в иных областях. Леви-Стросс, говоря о сходстве ценностей разных цивилизаций, видел отличие в особых подходах к их реализации в различных культурах. Ученый ратовал за максимальное сохранение самобытности цивилизаций при сохранении и развитии контактов между различными культурами. Можно сказать вслед за некоторыми исследователями, что сохранение культурного многообразия, благодаря Леви-Строссу, осмысливается как цивилизационная ценность XX века.

Научное наследие такого ученого нельзя описать кратко, большинство аспектов его творчества осталось за пределами нашей заметки, направленной в первую очередь на то, чтобы еще раз обратить внимание на это наследие и почтить память великого ученого. Думается, что многие исследования Леви-Стросса актуальны для нас сегодня, а некоторые мало или вовсе не освоены и ждут своего часа. Надо отдать должное, что большое внимание творчеству Леви-Стросса у нас в стране уделили лингвисты, изучая и откли-

каясь своими научными работами на его «Мифологики», и этнографы, анализируя «Путь масок».

Во многих странах мира его работы переводились и исследовались вскоре после выхода из печати на французском языке, обычно в течение двух-трех лет, то есть ровно столько времени, сколько требуется на перевод серьезных научных исследований. Хотя известнейшую «Структурную антропологию», опубликованную во Франции в 1958 году, у нас издали лишь в 1983 году.

Этой работой положено начало новому научному направлению — структурализму, если точнее: оформлено как целостное научное явление. И, следовательно, знаменательно то, что это был год 100-летнего юбилея Клода Леви-Стросса. Его называют «отцом» структурализма, в основе которого лежит междисциплинарность — объединение, в данном случае, социального и гуманитарного знания о человеке и обществе в разрезе мировой культуры. По всеобщему признанию, это главный труд Леви-Стросса, однако еще несколько его работ стали мировой классикой научной литературы, а Французская академия, в которой он был единственным членом, дожившим до такого почетного возраста, в год 100-летнего юбилея предприняла издание его главных трудов в Библиотеке Плеяды, что ранее никогда не делалось при жизни автора.

В настоящее время интерес к трудам Леви-Стросса присутствует среди ученых многих европейских стран, вспыхнула волна исследований в Восточноазиатском регионе, там по-новому, с учетом своей философской специфики и своеобразия культур осмысливается наследие ученого.

Хотелось бы более широкого внимания к творчеству К. Леви-Стросса в нашей стране. От имени редакционной коллегии мы делаем предложение направить материалы для публикации в журнале тем ученым, которые глубоко погружены в отдельные проблемы или в целом в научное творчество Клода Леви-Стросса.

В заключение важно отметить, что главное, чем мы обязаны Клоду Леви-Строссу, это повышение статуса гуманитарного знания в современном мире и осмысление новой роли гуманитарных исследований для будущего человечества.

Клод Леви-Стросс сказал:

^ «21-й век будет веком гуманитарных наук — или его не будет вовсе». «Ученый — это не тот, кто дает правильные ответы, а тот, кто ставит правильные вопросы».

«Мир, в котором мы сейчас живем, уже не принадлежит мне. В том, который мне был знаком и который я любил, жило 1,5 миллиона человек. Сегодняшний же насчитывает шесть миллионов. Это уже не мой мир».

S «Наиболее древняя установка, несомненно, покоящаяся на прочном психологическом основании, поскольку имеет тенденцию проявляться всякий раз в каждом из нас, как только попадаем в неожиданную ситуацию, состоит в простом огульном отвержении культурных форм (моральных, религиозных, социальных, эстетических), наиболее отдаленных от тех, с которыми мы себя идентифицируем. "Дикарские повадки", "это не как у нас", "это не следует позволять' и т. п., такие грубые реакции передают все то же содрогание, отталкивание при встрече со стилем жизни, верований и мышления, нам чуждыми».

S «Успех какой-либо культуры, стремящейся объять всю сложную цело-купность изобретений во всех порядках, называемую нами цивилизацией, является функцией от числа и разнообразия культур, с которыми она участвует в выработке — чаще всего, непроизвольно — общей стратегии. Мы говорим: число и разнообразие. Сопоставление Старого и Нового Света накануне того, как произошло открытие, хорошо иллюстрирует эту двоякую необходимость».

S «...мировая цивилизация не может быть в мировом масштабе ничем иным, кроме как коалицией культур, каждая из которых сохраняет свою самобытность".

Основные труды К. Леви-Стросса

• «Элементарные системы родства» («Les Structures élémentaires de la parenté», 1949);

• «Раса и история» («Race et histoire», 1953; русский перевод — 2000);

• «Печальные тропики» («Tristes tropiques», 1955; русский перевод — 1984);

• «Структурная антропология» («Anthropologie structurale», 1958; русский перевод — 1983);

• «Неприрученная мысль» («La Pensee sauvage», 1962; русский перевод — 1994);

• «Тотемизм сегодня» («Le Totemisme aujourdhui», 1962; русский перевод — 1994);

• «Мифологики» («Mythologiques», I—IV, 1964—1971; русский перевод — 1999—2007);

• «Структурная антропология-два» («Anthropologie structurale deux», 1973);

• «Путь масок» («La Voie des masques», 1975; русский перевод — 2000);

• «Взгляд издалека» («Le Regard eloigne», 1983);

• «Ревнивая горшечница» («La Potrnre jalousie», 1985; русский перевод — 2000);

• «История рыси» («Histoire de lynx», 1991).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.