> <
X
ш S
ъс о
е
о о о с;
S
е
#
■к 138
CUP CONSCIOUSNESS AS AN OBJECT OF INFORMATION WAR: TO THE PROBLEM STATEMENT
Ayupova Aida Meirambekovna, Postgraduate student, National Research Tomsk Polytechnic University, Tomsk
The phenomenon of dip thinking in the framework of its understanding as an object of information war is considered, it is proved that dip thinking is a consequence of the processes of Informatization and development of the information society. Explains the determination of permanent effects of information warfare on the video thinking.
Keywords: information warfare (FC); information society (l-o); the video thinking; information space.
УДК 141
ВАК РФ 09.00.11
© Аюрова A.M., 2019
АЮРОВА Аида Майрамбековна,
аспирантка, Национальный исследова тельский Томский политехнический университет, Томск
КЛИПОВОЕ СОЗНАНИЕ КАК ОБЪЕКТ ИНФОРМАЦИОННОЙ ВОЙНЫ: К ПОСТАНОВКЕ ПРОБЛЕМЫ *
Рассматривается феномен клипового мышления в рамках ее осмысления как объекта информационной войны. Доказывается, что клиповое мышление является следствием процессов информатизации и развития информационного общества. Обосновывается детерминация перманентного воздействии информационной войны на клиповое мышление.
Ключевые слова: информационная война (ИВ); информационное общество (ИО); клиповое мышление; информационное пространство.
XXI в. ознаменован бурным ростом информационных технологий, расширением информационного пространства и совершенствованием информационного общества (далее - ИО). Об этом факте свидетельствуют разработка стратегии развития информационного общества 2000 г., рекомендующая решение вопросов, как на государственном, так и на международном уровне. Окинавская хартия Глобального информационного общества (принятая в 2000г.), отражает устремления и ценности современного общества, направленные на ликвидацию международного разрыва в области информации знаний, разработку информационных сетей, обеспечивающих быстрый и безопасный экономический доступ с помощью конкурентных рыночных условий и многое другое [7, с. 1].
С развитием информационных технологий и совершенствованием средств масс-медиа в современном обществе стал чаще использоваться такой феномен, как информационная война (далее обозначена как ИВ). Она стала тотальной на всех уровнях (начиная от маркетинговой борьбы и заканчивая политическими противостояниями), обусловленная ростом информационных технологий.
Информационная война стала продуктом информационного общества и новым видом борьбы современного века, направленного на дезинформацию, деморализацию и психологическое воздействие на противника. Она является новым форматом борьбы за распределение ресурсов в XXI в., позволяющим сохранять множество человеческих жизней (в отличие от "войны горячей"). А последствия ядерной войны усилили убежденность в ведении ИВ. Однако вся ее опасность была осознана мировым сообществом еще в сер. XX в., превратив страх перед ядерной войной в метод "страшилок" ИВ. Данный метод усиливает убежденность в менее безобидном характере нового формата борьбы, таким образом делая его легитимным в сознании людей.
* Подготовлена при поддержке Российского фонда фундаментальных исследований (РФФИ), проект 18-013-00192.
** Статьи Раздела соответствуют отрасли -09.00.00 Философские науки, по которой KANT включен в список рецензируемых журналов ВАК России.
ИВ, несмотря на "бескровный характер", несет риск нанесения психологического, социально-политического и экономического уро-ня противнику. А формирование клипового мышления в информационную эпоху облегчает ее ведение, становясь объектом воздействия нового формата борьбы.
Клиповое мышление представляет собой специфическую организацию сознания в эпоху доминирования Интернета и огромных информационных процессах. Специфика клипового мышления заключается, по мнению автора, в том, что восприятие окружающего мира происходит посредством ярких образов, клипов, фрагментов, ведущих как к увеличению возможности восприятия огромного потока информации и защите сознания (мозга) от перегрузки, так и к снижению критического мышления, концентрации внимания.
Российский культуролог и аналитик К. Фрум-кин в статье "Клиповое мышление и судьба линейного текста" писал, что клиповое мышление стало ответом на возрастание информационного потока. Особенность данного мышления представляет собой способность человека воспринимать мир через короткие и яркие образы, не перегружая память. Аналогичную идею высказывал советский и российский философ Ф.И. Гиренок, говоря о реакции "клипового сознания". Достаточно интересную позицию в данном вопросе сообщал исследователь А.Б. Фельдман, определяя клиповое мышление как приобретенный вид мышления, при котором человек оперирует только смыслами фиксированной длины и не может работать с семиотическими структурами произвольной сложности, что выражается в ослаблении критического мышления и неспособности долго сосредотачиваться на какой-либо информации. Ф.И. Гиренок, характеризуя данный феномен, делал вывод о том, что когда утрачивается связь с уже-пониманием (свойственным понятийному мышлению), тогда возникает клиповое сознание, сравнимое с лоскутом, частью, не отсылающей к целому. При этом клип требует фантазий, которыми заполняется место отсутствующего целого [З.С.25-17].
Российский аналитик и исследователь в области ИВ В.В. Цыганков считает, что одной из проблем современного социума является формирование "трехмерных людей" (ориентированные на формулу жизни - "секс, потребление, бизнес"), ставших продуктом пропаганды гедонизма США. Формирование подобной "узости взглядов" среди молодежи, посредством укоренения данных принципов, созда-
ет благоприятную почву для применения различных методов (психологических, пропаганды и т.п.) ИВ. Таким образом, люди стали "продуктом" ИО и, в частности, масс-медиа, сформировавшего идеального исполнителя, готового на все, ради реализации своих идеалов, видя лишь "яркую картинку" образа жизни (составляющего суть клипового мышления) [2, С.25-26]. А постоянный "взброс" необходимой информации, используя метод многократных повторов, гарантирует поддержку необходимых ценностей, настроения в социуме. Таким образом, уязвимость, фрагментарность и сиюминутность восприятия человеком событий требует перманентного воздействия методов ИВ для подержания "иллюзии счастья" или других ценностей, превращая клиповое мышление в объект исследования и воздействия на нее.
Ведь именно в возросшем производстве информации и ее потреблении стали распространяться данные феномены. В современных общественных науках насчитывается огромное количество трудов, посвященных изучению как ИВ, так и клиповому мышлению (например, труды Ф.И. Гиренка, Г.К. Фрумкина, А.Б. Фель-мана, Н.В. Азаренка, И.Н. Панарина, В.В. Цыганкова и многих других исследователей). Однако отсутствует единый концептуальный подход в их изучении. Данный факт объясняется относительной молодостью данных феноменов современного общества. Определение клипового мышления так же, как ИВ, начало формироваться сравнительно недавно, только со второй половины XX в., когда общество стало трансформироваться в информационное общество. Феномен "информационной войны" и "клипового мышления" стали неотъемлемой частью объекта исследования философии и ряда наук, изучение которых обусловлено бурным ростом информационных технологий, расширением информационного пространства и как следствие переходом социума на качественно новый уровень социального взаимодействия.
Актуальность данной работы заключается в том, что на сегодняшний день отсутствует глубокий философский анализ клипового мышления в качестве объекта ИВ (нужно прояснить, что это такое: клиповое мышление как объект ИВ).
В настоящее время, информация о клиповом мышлении имеет "узкий" характер описания и в основном охарактеризован преимущественно как негативный аспект современного общества. Однако понятие "клиповое мышле-
> <
X ш
s
йе:
о ©
о о о с;
е
#
* 140
ние многогранно и может рассматриваться как объект ИВ.
Онтология "клипового мышления". Клиповое мышление представляет собой специфическую организацию сознания в эпоху доминирования интернета и огромных информационных процессов. Восприятие окружающего мира происходит посредством ярких образов, клипов, фрагментов, ведущее как к увеличению восприятия огромного потока информации и защите мозга от перегрузки, так и к снижению критического мышления, концентрации внимания. Оно стало ответом на вызовы ИО, заключающиеся в потребности производить и перерабатывать огромный поток информации. Ведь с начала XXI в. по настоящее время происходит экспоненциальный рост информации, активное развитие постиндустриальных государств, в которых главными продуктом производства являются информация и знания. А в постиндустриальных государствах, одними из главных инструментов в борьбе за власть и влияние в социуме стали информация и информационные технологии. Однако экспоненциальный рост информации порождает перегрузку и дезориентацию ответом к которой становится клиповое мышление.
Первое документальное упоминание о формировании клиповой культуры и клипового сознания (ставшей предпосылкой в изучении клипового мышления) было отмечено еще во второй половине XX в. в трудах философов и социологов Э. Тоффлера, М. Макпюэ-на, А. Моля и т.д. Так, американский футуролог Э.Тоффлер, в своей книге "Третья волна" впервые вводит понятие "клиповая культура", рассматривая ее как неотъемлемую часть информационного общества, информационное пространство в котором значительно расширяется. "Клиповая культура", как он ее называл, ведет общество к ослеплению противоре-чивым фрагментам образного ряда, выбивающего почву из-под ног наших старых идей и ценностей [9.С.115]. Кроме того, канадским философом М. Маклюэном была разработана теория этапов развития цивилизации, согласно которой современный социум трансформируется в "электронное общество" (или "глобальную деревню") посредством электронных средств коммуникации, тем самым задавая многомерное восприятие мира. Однако скачок в развитии электронных средств коммуникации, с его точки зрения, возвращает человеческое сознание к дотекстовой эпохе, и линейная последовательность текстов перестает быть базой культуры [5, с.113].
А. Моль - французский культуролог и философ утверждал, что под воздействием беспорядочного и непрерывного потока информации формируется современная "мозаичная" культура, которая способствует формированию ассоциативного мировоззрения, [б, с. 22]. С развитием информационно-коммуникативных технологий и расширением информационного пространства, в современном обществе неизбежен такой феномен, как "клиповое мышление". С каждым развитием НТР человеческие возможности расширялись. Об этом факте свидетельствуют работы аналитиков и философов XX в.
По идее Д. Прайса, выражавшего свое мнение о "законе экспоненциального роста", количество журналов растёт не линейно, а экспоненциально. "Константа выражается примерно 15 годами для удвоения, что соответствует десятикратному увеличению за 50 лет и тысячекратному увеличению - за полтора столетия..." [11, С.100-101]. В свою очередь, Р. Лейн выдвинул концепцию "общества знания". Он пишет: "В качестве первого приближения к определению можно сказать, что обладающее знаниями общество - это такое общество, члены которого в большей мере, чем члены других сообществ:.. .3) выделяют значительные ресурсы на получение знаний, в результате чего имеют большой их накопленный объем..." [10,с. 650]
Следовательно, в трудах вышеуказанных философов и социологов XX в. были заложены фундаментальные основы онтологии клипового мышления (давая определение клиповой культуры, клипового сознания). В их работе отмечается солидарность в анализе негативных аспектов данного мышления, заключающихся в снижении критического мышления, концентрации внимания, глубины знания о чем-либо, способности к сопереживанию и способствовании подверженности к чужому влиянию и манипуляции. В отличие от понятийного мышления (свойственного, преимущественно до сер. XX в.), клиповое уступает способностью проводить критический анализ серьезной социально-политической и экономической проблемы, в связи с получением поверхностных знаний. А к положительным аспектам были отнесены защита мозга от перегрузки, способность решать много задач одновременно и перерабатывать огромное количество информации.
Преимуществом такого мышления является легкая адаптация в условиях "информационной перегрузки". К примеру, в критической
ситуации клиповое мышление позволяет действовать интуитивно и быстро, в то время как на уровне понятийного мышления необходим тщательный анализ каждой информации, имеющей к проблеме хоть малейшее отношение и в последствии занимая больше времени. Если рассматривать ее в данном ключе, сложно не согласиться с мнением Сигаля Тедара (командующим подразделения Армии обороны Израиля по обучению выживания в экстренных ситуациях), считающего, что клиповому мышлению можно и нужно научить людей, обладающих понятийным мышлением, поскольку именно в экстренной ситуации позволяет выжить.
Клиповое мышление стало "продуктом" информационной эпохи, повлекшей изменения в информационном пространстве. Современное же информационное пространство представляет собой сложную систему отношения субъектов, вступающих в информационное взаимодействие посредством технологий и технических каналов коммуникации. Однако, несмотря на все преимущества, экспоненциальный рост научных открытий приводит к увеличению информационного пространства, соответственно увеличивая нагрузку на сознание человека. Поэтому в данных условиях вполне обусловленным становится формирование клипового мышления как ответа на информационную перегрузку.
Так, в 2015 г. агентством Reuters Business Information были проанализированы результаты соцопроса 1313 менеджеров разного уровня в Великобритании, США, Австралии, Гонконге и Сингапуре. Данные показали, что 25% респондентов, в той или иной степени испытывают истощение из-за огромных объемов информации, с которыми им приходится иметь дело, а 50%- констатировали, что большие объемы информации необходимы для эффективной работы. Но при этом отмечен рост информационной перегрузки, одной из проблем которых видят в склонности отвлекаться от основных рабочих дел, 20% опрошенных старших менеджеров утверждают, что значительное время уходит на сбор информации и т.п. [4, С.1-2]. Данный факт констатирует проблему информационной перегрузки в обществе. В данных условиях, человеческое сознание при огромном количестве постигаемой информации вынужденно бороться с "перегрузкой", выражающейся в лабильности использования информации, восприятие мира через яркие образы, коротких новостей и видеороликов ведущих к формированию повер-
хностных знаний. Человек, не способный до конца "погрузиться" в сущность какой-либо проблемы, может стать легкой "мишенью" ИВ, однако этот же фактор ведет к быстрой смене "панорамы", не позволяющей надолго удерживать внимание объекта воздействия, таким образом, формируя постоянную необходимость информационного воздействия (превращая ИВ в перманентное состояние).
Так, с одной стороны, метод многократных повторов носит систему постоянного "взброса" информации через СМИ о каком-либо событии ведущего к дезинформации общества и внушению необходимой версии. Достаточно вспомнить, как СМИ США долгое время убеждали о необходимости введения войск в Ирак с целью изъятия биологического оружия, хотя ее очевидной причиной был нефтяной вопрос. Но, с другой стороны, перенасыщенность информационной политической и экономической повестки может привести к дезориентации или недоверию к информации. Вопросы доверия информации активно поднимаются многими исследователями. К примеру, социолог Левада-центра Денис Волков считает, что на снижение доверия информации может влиять отсутствие мобилизации против внешнего врага. Анализируя снижение доверия официальным СМИ, он полагал, что на этот факт повлияли исчерпание "крымского эффекта" и затухание конфликта с Западом [8, С.2-3]. Данный факт ярко демонстрирует один из уязвимых аспектов клипового мышления, заключающихся в реакции на экстренные или сенсационные сообщения, требующие мобилизации сил к какому-либо "вызову", активно применяемому в ИВ.
Таким образом, клиповое мышление является продуктом ИО, отвечающим ее потребностям. Являясь специфической организацией сознания в эпоху доминирования Интернета и огромных информационных процессов, она стала закономерным явлением современного социума и включающая в себя как положительные, так и отрицательные аспекты.
Клиповое мышление как объект информационной войны. Как уже было сказано ранее, ИВ представляет собой продукт информационного общества и новый вид борьбы современного века, направленного на дезинформацию, деморализацию и психологическое воздействие противника. Она является неотъемлемой частью мировых социально-политических процессов, став итогом трансформации "войны горячей" в условиях формирования постиндустриальных государств, в
которых необходимость недопущения ядерной войны вынуждает искать иные способы ее ведения.
Опасность ядерной войны для всего мирового сообщества способствовала изменению "правил игры". Так, в 19 пункте Окинавской хартии Глобального информационного общества, в разделе поощрения участия в работе глобальных сетей,указа на необходимость обеспечения соответствия возникающих "правил игры" усилиям в сфере развития и укрепления способности развивающихся стран играть конструктивную роль в определении этих правил (активное использование ИТ в государственном секторе и содействие предоставлению в режиме реального времени услуг, необходимых для повышения уровня доступности власти) [7, С.3-4]. Данные изменения, с одной стороны, ведут к повышению информационного развития объекта и степени ее вовлеченности в социально-политические и экономические процессы, но с другой - делают этот объект подконтрольным по отношению к развитым лидирующим государствам (посредством ИТ, СМИ и т.д.). Ярким примером контроля над соперниками, посредством информационных технологий, стал скандал, разразившийся еще в 2013 г., связанный с утечкой информации из АНБ США и разоблачительными заявлениями Э. Сноудена. Однако, несмотря на скандалы и разоблачительные статьи, репортажи, США продолжают сохранять одно из лидирующих положений в современном информационном обществе (как и другие государства, имеющие развитые ИКТ). И данный факт, в первую очередь, объясняется значительным влиянием масс-медиа и СМИ на формирование мировоззрения человека. Ведь несмотря на данный скандал, молодым поколением "американский образ жизни" продолжает восприниматься как эталонный.
Как было сказано ранее, ИВ применялась и ранее, однако лишь в ИО ее методы воздействия стали тотальными. Среди наиболее распространенных методов воздействия ИВ стали астротурфинг, методы многократных повторов (пропаганда), отвлечение на "внешние факторы" и т.д. В условиях информационного общества, с тенденцией укоренения клипового мышления ведение информационной войны облегчается. И используя негативные аспекты клипового мышления (поверхностность знаний, ослабление критического мышления и концентрации внимания на больших объемах информации, восприятие информации отрывками или яркими образами) при-
менение методов ИВ облегчается. Воздействие на "жертву" происходит преимущественно через СМИ, а формирование "виртуальной реальности" расширяет возможности подсознательного внушения определенных установок объекту воздействия. Так, например, во многих компьютерных играх, производителями которых являются в основном европейские и американские создатели (например, Spec Ops: The Line, F.E.A.R и т.д.), преступниками и террористами выступают фигуры, по внешним признакам похожие на арабов, таким образом посредством видеоигр, формируя негативный образ того или иного объекта. Таким образом, некие картинки (образы) формируют "шаткое мировоззрение" человека, находящегося под воздействием информационных технологий.
Однако не следует забывать и о положительных аспектах клипового мышления, к которым относятся быстрота реакции, переработка большого объема информации, многофункциональность в решении проблем и защита мозга от перегрузки. В условиях экспоненциального роста информации новый формат мышления становится спасительным для самого человека. И если рассматривать ее преимущество в данном ключе, то сложно не согласиться с мнением исследователя А.Б. Фельдмана о том, что клиповое мышление является приобретенным видом мышления, необходимым в современной эпохе. Постоянный выброс информации, пропаганда, астротурфинг и др. методы ИВ создают информационную перегрузку (ваакум), в которой человеку сложно сориентироваться, с учетом поверхностных знаний о каких-либо событиях.
Еще одной специфической чертой, преимущественно ИО, становится формирование "трехмерных людей", ориентированных на личный конформизм (жизнь по формуле "бизнес-секс- развлечение) [2, С. 25-26]. С одной стороны, мировоззрение человека с подобной установкой стало результатом пропаганды гедонизма посредством СМИ, формирующего индивида готового на многое закрывать глаза для достижения своих потребностей. С другой стороны, подобная циничность в условиях постоянной информационной перегрузки по разным вопросам, ведет к "обесцениванию" информации, чему способствует одна из негативных аспектов ИВ - снижение способности к сопереживанию. Этот фактор в условиях ИВ ослабляет ее методы, поскольку ее главной целью является деморализация, дезинформация или навязывание своей точки зрения в каком-либо вопросе. В подобных условиях методы теряют силу воздействия и клиповое
мышление ввиду поверхностности знании уже становиться проблемой или катализатором перманентного воздействия методов ИВ, требующих затрат ресурсов.
Анализ феномена клипового мышления показывает ее многогранность. Так, ее положительные аспекты могут стать нейтрализующим фактором в воздействии ИВ. И если рассматривать ее в данном ключе, мы считаем вполне актуальным апеллировать работой французского философа пост-модерниста Жана Бодрийяра "В тени молчаливого большинства, или Конец социального", в котором отражаются современные проблемы общества. Так, к одной из глобальных проблем современного общества, он относит гиперконформизм и наступление эпохи симуляции (доминирование символизма культуры и медиа, конструирующие воспринимаемую реальность). Им описывается главная проблема современной социальной системы, выражающаяся в производстве спроса на смысл [1, С. 32-34]. Поскольку информация представляет собой сообщение или сведение о каком-либо событии, определенный смысл или цель ее использования она приобретает лишь в руках субъекта социально-политических, экономических процессов. Но при этом кризис политической системы современного социума, с точки зрения Ж. Бодрийяра, выражается в безразличии масс к любым социально-политическим процессам, который может привести к краху политической системы. Он пишет: "...отсюда трансформация ее политических установок (установок власти): вместо поощрения пассивности - подталкивание к участию в управлении, вместо одобрения молчания (как это было в прошлом) - призывы высказаться. Но время уже ушло. "Масса" стала "критической"..." [1, С.19-21]. То есть в условиях "обесценивания" социально-политических установок или недоверия официальным СМИ, особенно в условиях информационных атак, наличия огромного ее
количества "обесценивают любую информацию". Клиповое мышление предполагает проработку огромного количества информации, соответственно, воздействие методов ИВ становится несущественным.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что клиповое мышление является многогран- от ным феноменом информационного общества, о вносящим свои коррективы в ведение ИВ, зак-лючающиеся в необходимости ее перманент- ь-ного воздействия. Данный фактор превраща- < ет новый формат мышления в объект 21 воздействия и исследования информационной войны.
о со
143
Литература:
1. Бодрийяр Ж. В тени молчаливого большинства, или конец социального: пер. с французского / Ж. Бодрийяр - Екатеринбург : Издательство Уральского университета, 2000. - 72 с.
2. Бухарин С.Н. Методы технологии информационных войн / С.Н. Бухарин, В.В. Цыганков - М.: , t-Академический проспект, 2007. -382 с. у
3. Гиренок Ф.И. Клиповое сознание / Ф.И. Гиренок - М.: Проспект, 2015. - 534 с.
4. Информационная перегрузка. 700 килобайт стресса в день. - режим доступа: http:// www.old.grani.ru/overload
5. Маклюэн М. Галактика Гуттенберга. Сотворение человека печатной культуры : перев. с англ. / М. Маклюэн - М.: Эльга, 2004. - 217 с.
6. Моль А. Социодинамика культуры: перев. с англ. / А. Моль - М.: ACT, 2005. - 413 с.
7. Окинавская хартия 2000web - Окинавская хартия глобального информационного общества // Федеральный справочник. Связь и массовые коммуникации в Российской Федерации. Т.6 // http:// federalbook.ru/projects/svyaz/structura-6.html
8. Социологи зафиксировали снижение доверия россиян к государственным СМИ - режим доступа: https://yandex.ru/turbo?text=https%3A%2F%2F
9. Тоффлер Э.Третья волна: перев. с англ./Э.Тоф-флер - М.: ACT, 2004. - 781 с. - (Philosophy)
10. Lane R.E. The Decline of Politics and ideology in a Knowledgeable Society // American Sociological Review. Lov.21 №5. October 1966. P. 650.
11.Price D. Science Since Babylon // Colombia University Press. 1986. P. 301.
FORMATION OF APOPHATIC TRADITION IN THE HISTORY OF ANCIENT GREEK PHILOSOPHY: FROM ARISTOTLES DOCTRINE OF NON-BEING TO THE DOCTRINE PLOTINUS1 OF THE ONE
Bogomolov Aleksey Vladimirovich, PhD Philosophical science, Associate Professor, Department of Philosophy and Social Sciences, Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University (Minin University), Nizhny Novgorod
The article is devoted to the problem of demarcation of negative theology and philosophical apophatic. A key aspect in the study of the origins of Greek negativity is the philosophers' doctrines about non-being. The article shows that Aristotle's doctrine of non-being should be referred to philosophical apophatic. The historical and philosophical interrelation between Aristotle's doctrine of non-being and Plotinus' doctrine of the One relating to negative theology is established.
Keywords: history of philosophy; non-being; Aristotle; Plotinus; negative theology; philosophical apophatic.