Staritsyna Olga Aleksandrovna
MOSAIC THINKING ...
pedagogical sciences
УДК 37.06
КЛИПОВОЕ МЫШЛЕНИЕ VS ОБРАЗОВАНИЕ.
КТО ВИНОВАТ И ЧТО ДЕЛАТЬ?
© 2018
Старицына Ольга Александровна, кандидат социологических наук, доцент кафедры «Философия» Уфимский государственный нефтяной технический университет (450062, Россия, Уфа, улица Космонавтов, 1, e-mail: olstar-09@mail.ru)
Аннотация. В статье идет речь о новом типе мышления современных школьников и студентов, которое сформировалось в связи с развитием и распространением информационно-коммуникационных технологий и электронных средств коммуникации. Способ мышления сегодняшних молодых людей, существующих в режиме избытка информации и ее непрерывного потребления, в корне отличается от мышления понятийного, присущего предыдущим поколениям, жившим в условиях достаточно ограниченного доступа к информации. Мышление современной молодежи ученые характеризуют как клиповое, которое в основе своей поверхностно, фрагментарно, обладает алогичностью, нарушением причинно-следственных связей. Проблема заключается в том, что старая традиционная система образования не соответствует типу восприятия и образу мышления сегодняшних школьников и студентов. По мнению многих специалистов в области педагогики, социальной психологии, школьную и вузовскую программу необходимо менять и приспосабливать к новым реалиям, несмотря на то, что среди ученых и педагогов преобладает негативное отношение к клиповому мышлению. В статье автор старается проанализировать причины возникновения клипового мышления, его слабые и сильные стороны, сопоставить клиповое мышление с понятийным, найти формы занятий, на которых клиповое мышление могло бы быть задействовано наиболее эффективно.
Ключевые слова: клиповое мышление, информация, электронные средства коммуникации, Интернет, образование, школьники и студенты, понятийное мышление, образовательные технологии.
MOSAIC THINKING VS EDUCATION.
WHO IS TO BLAME AND WHAT TO DO?
© 2018
Staritsyna Olga Aleksandrovna, candidate of sociological sciences, associate professor of the chair "Philosophy" Ufa State Petroleum Technological University (450062, Russia, Ufa, Kosmonavtov street, 1, e-mail: olstar-09@mail.ru)
Abstract. The article deals with a new type of thinking of modern schoolchildren and students, which has been formed in connection with the development and dissemination of information and communication technologies and electronic means of communication. The way young people think today, having excessive information and constantly consuming it, is drastically different from the conceptual thinking inherent in previous generations who lived in conditions of fairly limited access to information. The scientists describe the thinking of modern youth as a mosaic one, which is basically superficial, fragmentary, illogical, and with causality violation. The problem is that the old traditional educational system does not correspond to the type of perception and the way of thinking of today's schoolchildren and students. According to many experts in the fields of teaching, social psychology, the school and university curriculum need to be changed and adapted to new realities, despite the fact that a negative attitude toward mosaic thinking predominates among scientists and teachers. In the article the author attempts to analyze the causes of the mosaic thinking, emergence its strengths and weaknesses, to compare the mosaic thinking with the conceptual one, to find the forms of studies where the mosaic thinking could be most effectively used.
Keywords: mosaic thinking, information, electronic means of communication, Internet, education, schoolchildren and students, conceptual thinking, educational technologies.
Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами.
Феномен клипового мышления до конца еще не понят ни в ученой, ни в педагогической среде. По этому поводу среди специалистов возникает масса дискуссий, но все сходятся во мнении, что современные школьники и студенты разительно отличаются по способу мышления и восприятия информации от всех предыдущих поколений. Ученые пытаются исследовать природу клипового мышления, подойти к этому явлению с разных ракурсов и объяснить его сущность. Непонимание, незнание или неприятие данного факта педагогами средней и высшей школы не позволяет им приспосабливать существующий образовательный процесс к новым реалиям и делать его более управляемым и эффективным.
Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы и на которых обосновывается автор; выделение неразрешенных раньше частей общей проблемы.
Клиповое мышление как таковое с философских позиций описывалось еще в начале XX века Э. Тоффлером, затем А. Молем, отечественным ученым Ф.И. Гиренком.
С психологической точки зрения клиповое мышление изучали Н.В. Азаренок, Г.В. Акименко, В.В. Горобец, А.Н. Исаева, В.В. Ковалев, Т.М. Михайлова, М.Ф. Секач и др.
Социальные причины его возникновения рассматриваются в работах Д.А. Бейбутова, Л.Ф. Блиновой,
М.Б. Владимировой, И.А. Гриценко, С.В. Докуки, Т.В. Семеновских, К.Г. Фрумкина и др.
Проблемы, с которыми сталкивается сегодня школьная и вузовская системы образования, в основе которых лежит клиповое мышление, анализируются в трудах Г.В. Акименко, С.В. Докуки, Н.Е. Зыковой, Ж.В. Коробановой, Д.А. Сурковой.
Формирование целей статьи (постановка задания).
В данной статья автор предпринял попытку всесторонне рассмотреть такое явление как клиповое мышление, выявить причины его появления, в первую очередь, в среде молодого поколения, показать, как изменилось мышление современных школьников и студентов под влиянием электронных средств коммуникации, и как это сказывается на учебном процессе. Кроме того, автор преследует цель донести до преподавателей как средней, так и высшей школы мысль о том, что появление клипового мышления вполне закономерно и что бессмысленно навязывать современным молодым людям старые методы обучения. Гораздо продуктивнее было бы использовать те образовательные технологии, которые бы наиболее оптимально учитывали особенности клипового мышления.
Изложение основного материала исследования с полным обоснованием научных результатов.
В последнее время в образовании все чаще поднимается вопрос об изменении методов и способов обучения как школьников, так и студентов в связи с тем, что
педагогические науки
Старицына Ольга Александровна КЛИПОВОЕ МЫШЛЕНИЕ ...
прежняя модель среднего и высшего образования была создана, когда современных информационно-коммуникационных технологий не существовало вовсе. Старая модель образования не отвечает ни изменившимся под воздействием электронных средств коммуникаций типу восприятия и когнитивным возможностям современных молодых людей, ни потребностям современного общества [1]. В данном контексте возникает резонный вопрос, как изменить технологии обучения, чтобы донести до молодежи нужные знания, которые помогли бы им в дальнейшем реализоваться и в жизни, и в профессии.
Когда ученые в области нейрофизиологии мозга говорят об изменении когнитивных способностей, а речь идет, прежде всего, о молодежи, как наиболее активно пользующейся различными гаджетами в процессе потребления новой информации части населения, то, в первую очередь, во главу угла ставится проблема формирования мышления нового типа, а именно, клипового мышления, которое возникло как следствие потребления нескончаемого потока разнообразной и разнонаправленной информации [1-5].
Понятие «клиповое мышление» как таковое впервые ввел в оборот Э. Тоффлер в книге «Третья волна» еще в начале XX века и которое означает фрагментарное поверхностное знание. В названии этого понятия лежит английское слово clip, которое означает отрывок, фрагмент. То есть информация «собирается», подается и потребляется по принципу клипа. Она представляет собой череду несвязанных между собой, быстро сменяющихся образов, которые подаются зрителю без определенного контекста [6]. Зритель сам, на основе своего обыденного жизненного опыта, опираясь на свою картину мира, соединяет эти клипы в один контекст, находит для себя устраивающие его объяснения, часто совершая грубые ошибки в осмыслении подаваемой информации. «Определение клипового мышления можно обозначить следующим образом: отображение разнообразия информации в виде физических и виртуальных объектов без учета их связности, характеризуемое алогичностью, временной и пространственной рассинхронизацией, высокой скоростью подачи фрагментов, отсутствием логики в построении ряда образов» [7, с. 587].
Появление мышления нового типа - это закономерный процесс развития информационного общества. Огромный поток разнообразной, часто никак не связанной между собой информации, ежедневно обрушивается на современного человека, которому очень сложно в силу своих физиологических и психологических возможностей противостоять ей. Люди приспосабливаются к ускоренной, насыщенной информационной сообщениями и новостями жизни, перестраивая или ломая свои биологические ритмы и способы восприятия информации [7]. Мозг человека, как правило, блокирует избыточную информацию, включая такие защитные механизмы, как избегание, отторжение, лень, переключение на другой, более легкий и приятный вид деятельности. Особенно, когда речь идет о сложной, часто запутанной информации, понимание которой требует от человека значительных усилий. Ведь переработка, осмысление информации, способность ее структурировать, упорядочить, сопоставить и проанализировать представляет собой весьма сложный интеллектуальный процесс [8]. Кроме того, стоить учитывать то обстоятельство, что суммарный объем информации увеличивается с такой скоростью, что никто не в состоянии переработать и малую ее часть. Современный человек страдает от когнитивной усталости, которая возникает в ответ на информационную перегруженность [9]. Когнитивная усталость выражается в осознанном или неосознанном игнорировании поступающей информации, и на ее пути ставятся преграды в виде неконтролируемой глухоты и слепоты. Потребитель информации часто слушает, но не слышит смысла сказанных слов, смотрит, но не видит того, что ему показывают. Достигая порога насыщения,
избыточная информация просто не воспринимается человеком.
Поэтому люди, особенно молодые, стараются переключиться на более простую и легко потребляемую информацию, которая не требует усилий и умственного напряжения, тем более что с самого раннего возраста они растут в условиях информационного шума в окружении многочисленных современных гаджетов и не представляют себе, что может быть как-то иначе, поскольку отсутствует кардинально другой жизненный опыт.
Распространение клипового мышления напрямую связано с ускорением темпа жизни. Количество времени и количество информации не пропорциональны. Время, как величину константную, невозможно ни сжать, ни растянуть. Информационный поток же увеличивается постоянно и очень активно. Возникает существенный дисбаланс в сторону информации. Современный человек вынужден в силу невозможности переработать за единицу времени весь объем поступающей информации «выхватывать» из нее наиболее доступные для понимания куски, заменять сложные тексты на их сокращенные варианты, отбрасывать лишнее. Проблема состоит в том, что молодые люди часто не могут понять, что главное, а что лишнее. Часто лишним для них как раз оказывается то, что сложно для понимания.
Еще одним фактором формирования клипового мышления является многозадачность современного человека. Человек занимается несколькими, часто не связанными друг с другом делами одновременно, а это значит, что он сталкивается с разными информационными потоками, что снижает его способность концентрироваться на одном деле и увеличивает стрессовость ситуации, которая усугубляет когнитивную усталость [10]. Учеными доказано, что мозг не создан многозадачным, а, значит, в единицу времени он может выполнять только одну интеллектуальную задачу. В итоге приходится расплачиваться рассеянностью, синдромом гиперактивности и дефицита внимания...» [1, с. 28].
Таким образом, сама жизнь, общество и происходящие в нем процессы формируют становление клипового мышления и сознания. «Клиповость есть образ жизни человека, который вынужден постоянно «хвататься то за одно, то за другое дело» - формула вполне универсальная для современного человека» [1, с. 33].
Первоначально именно средства массовой информации, а не Интернет выработали универсальный формат подачи информации - так называемую последовательность актуальных клипов. Человеку приходится вырабатывать способы как предоставления, так и потребления информации, упрощающие и облегчающие ее восприятие [11; 12]. Предоставление информации в визуальном виде максимально облегчает ее восприятие, превращая сложную умственную работу по созданию собственных образов, взаимосвязей и моделированию ситуаций в готовый «к употреблению продукт». Не случайно многие специалисты сравнивают его с фаст-фудом [13]. Мгновенное схватывание сути дела происходит в образе или наглядной схеме. Кроме того, стереотипность клипового мышления подталкивает человека к тому, чтобы некритично повторять чужие мысли, выдавая их за свои.
Само понятие «клиповое мышление» очень противоречиво и подвергается учеными критике, поскольку под мышлением понимается способность человека мыслить, рассуждать, делать умозаключения. «По-видимому, мышлением данный процесс назвать можно с большой оговоркой, поскольку мышление - психический процесс отражения действительности, высшая форма творческой активности человека» [5, с.94]. Гораздо правильнее было бы говорить о клиповом восприятии, однако это понятие уже сформировалось и прочно вошло в оборот.
Клиповое же мышление представляет собой поверхностное, фрагментарное, мозаичное, дискретное знание. Отечественный ученый, изучающий специфику клипового мышления, Ф.И. Гиренок пишет так: «Клип — это
Staritsyna Olga Aleksandrovna pedagogical
MOSAIC THINKING ... sciences
часть, которая не отсылает к целому. ... Клип заставляет сознание не продумывать мысли, монтировать их. Быть не мыслителем, а режиссером мысли». Далее он продолжает свою мысль: «Любое мышление требует времени и сосредоточенности на чем-то одном» [14]. Человек же с клиповым мышлением часто нарушает законы логики и не видит причинно-следственной связи между явлениями, процессами, событиями, потому что в клипе этой связи нет. «Индивид оперирует клиповыми образами, меняющимися, как в калейдоскопе, и совершенно не использует мыслительные операции, связанные с аналити-ко-синтетической деятельностью мозга, нарушается последовательность сохранения осознанной информации, поскольку нет глубокого проникновения в суть вещей - понимания, осмысления, оценки, формирования отношения к воспринятой сенсорными системами информации» [5, с. 97].
Не случайно клиповое мышление противопоставляется понятийному мышлению, которое принципиально отличается от первого. Понятийное мышление - это мышление линейное, словесно-логическое. Оно представляет собой восприятие и анализ последовательной и однородной информации, как правило, книжного текста и присуще читающим людям, которые способны держать в памяти большие объемы информации, отслеживать последовательность развития сюжета, видеть логическую и причинно-следственную связь на фоне высокого уровня концентрации внимания. Люди с понятийным мышлением больше и лучше задействуют возможности своего мозга, поскольку они вынуждены производить сложные мыслительные операции, оперировать абстрактными понятиями, воссоздавать собственные образы на основе прочитанного материала. «Понятийное мышление (словесно-логическое) свойственно в большей степени людям, которые привыкли во все вникать и разбираться в сути, формировать понятия, умозаключения, суждения и прочие мыслительные операции, опирается на хорошо развитую словесно-логическую память. .. Понятийное мышление по скорости, способам и психофизиологическим механизмам переработки информации является более медленным, чем клиповое мышление, но оно более доскональное» [5, с. 96]. Ниже приведены критерии клипового и понятийного типов мышления [3; 5] (таблица 1).
Понятийное мышление было сформировано в процессе развития книжной культуры. Поэтому не случайно людей с понятийным мышлением называют «люди книги», а людей с клиповым мышлением - «люди экрана» [1]. «Люди экрана» появились с развитием и широким распространением электронных средств коммуникации. «Люди экрана», по сравнению с «людьми книги», обладают значительно меньшим объемом внимания и памяти, они быстро утомляются, если достаточно продолжительное время им приходится заниматься одним делом, охотно переключаются на более развлекательную информацию [11; 12]. Преподаватели как высшей, так и средней школы обращают внимание на то, что утеряны навыки работы с текстами, что современная молодежь в своей массе все меньше читает [2; 4]. Также многие школьники и студенты плохо читают и, как следствие, часто не понимают смысла прочитанного [15]. Кроме того, тесты, как форма обучения, отучают школьников думать. В итоге, приходя в вуз со школьной скамьи, студенты демонстрируют отсутствие навыка не только чтения и понимания длинных линейных текстов, но и навыка говорения, удержания интереса и внимания в течение относительно продолжительного времени, отслеживания логической связи и причинно-следственных отношений, сохранения информации в памяти и воспроизведения логически построенного текста [16].
Как следствие, многие студенты с трудом способны выражать свои мысли, обладают довольно ограниченным лексическим запасом, не понимают значения многих слов. Как пишет Ф.И. Гиренок: «Быстроте мысли 272
мешает увалень-язык. Клиповое мышление старается избежать встречи с языком, свести к минимуму его присутствие. Поэтому первый признак клипового мышления — это языковой минимализм. Мгновенное схватывание сути дела происходит в образе или наглядной схеме. Клиповое мышление интересует не способ связывания одного суждения с другим, а наглядное изображение мысли в целом» [14].
Таблица 1 - Критерии клипового и понятийного типов мышления
Тип когни-тивно-пер-цептивной деятельности Критерии типа когнитивно-перцептивной деятельности
Клиповое мышление 1. Умение быстро переключаться на новый, незнакомый раздражитель. 2. Высокая скорость «восприятия» информации. 3. Способность формулировать мнение на основе поверхностного изучения объекта или явления. 4. Отсутствие навыка обработки и анализа информации. 5. Многозадачность как способность одновременно решать задачи различных модальностей (слушать, смотреть, писать, осуществлять моторную активность). 6. Неумение концентрироваться на одной задаче в конкретном отрезке времени. 7. Восприятие мира через короткие яркие образы и сообщения (ленты новостей, небольшие тексты, короткие видеоклипы). 8. Конкретность, дискретность (отсутствие целостности, отсутствие потребности в содержательной объяснительной причинности).
Понятийное (словесно-логическое) мышление 1. Способность длительной концентрации внимания на одном объекте. 2. Способность длительного «погружения» в изучаемую тему. 3. Наличие высокого уровня анализа и синтеза воспринятой информации и осознания изучаемого материала. 4. Способность к длительному восприятию однотипной информации внутри одного тематического поля. 5. Высокая способность к формированию понятий, суждений, умозаключений. 6. Умение развернуто вербализировать воспринятую информацию, четко и адекватно изложить мысль, сделать логически правильные, непротиворечивые выводы. 7. Умение на основе анализа и синтеза делать выводы, принимать решения и ставить цели. 8. Способность отслеживать причинно-следственные связи.
Особенно бьют тревогу преподаватели научно-естественных дисциплин, таких как физика, химия, биология и география, которые направлены на установление причинно-следственных связей между различными объектами и явлениями, дают представление на уровне понятий, часто абстрактных, умозаключений, суждений, развивают словесно-логическую и образную память, воображение [5, с. 98].
Феномен клипового мышления распространяется прежде всего на молодежную среду, потому что именно молодежь наиболее активно пользуется электронными гаджетами. Телефоны, смартфоны, мессенджеры, социальные сети, Интернет являются для молодых людей чем-то само собой разумеющимся и абсолютно естественным источником нужной (и ненужной) информации [17]. Интернет стал настолько привычной площадкой для поиска информации, которая появляется перед глазами в считанные секунды в готовом к «употреблению» виде, что студенты уже и не понимают смысла в кропотливом сборе, систематизации, структурировании информации и работе над какой-либо определенной темой, если можно легко скачать нужный текст. Но проблема состоит в том, что, учащимся, в лучшем случае, с большим трудом удается кое-как воспроизвести скачанные из Интернета тексты, поскольку часто ни способ
педагогические науки
Старицына Ольга Александровна КЛИПОВОЕ МЫШЛЕНИЕ ...
рассуждения, ни язык, ни стилистика изложения материала, абсолютно не совпадают с манерой и способом изъяснения школьника или студента. Как следствие, страдают все когнитивные способности учащихся, и резко снижается коэффициент усвоения знаний [13, с. 112]. Формат Интернета способствовал закреплению новых форм чтения: пользователи бегло прочитывают заголовки, первые абзацы и «убегают» на другие сайты [12].
Однако и у клипового мышления есть свои достоинства, которые отнюдь нельзя назвать безусловными. Они заключаются в том, что человек с таким типом мышления способен гораздо быстрее, чем человек с понятийным мышлением, переключаться с одного смыслового фрагмента на другой, никак не связанный с предыдущим и, соответственно, быстрее реагировать. Человек же с понятийным мышлением будет стараться установить между этими двумя фрагментами какую бы то ни было логическую связь, - а для этого понадобится определенное количество времени, - и это очень замедляет и усложняет процесс переключения. Способность быстро переключать внимание может выручить в нестандартных ситуациях, где от скорости реагирования может иногда зависеть даже жизнь человека. «Клиповое мышление позволяет мгновенно ориентироваться в критических ситуациях и на интуитивном уровне принимать решения. У людей с понятийным мышлением в критических ситуациях может развиваться запредельное торможение, т. к. они не в состоянии быстро переварить огромный объем внезапно обрушившейся информации» [5, с. 96-97].
Другой сильной стороной клипового мышления является возросшая способность молодого поколения к многозадачности. То есть в конкретный отрезок времени современный молодой человек может делать несколько дел одновременно, несмотря на то, что мозг способен в единицу времени сосредоточиться только на одной интеллектуальной задаче. Обратной стороной медали является рассеянность, дефицит внимания, сложности с запоминанием и воспроизведением информации, снижение качества выполняемых дел.
Таким образом, клиповое мышление - это современная реальность и с этим придется не только мириться, но и искать пути адаптации к этому явлению, по возможности минимизировав его негативные проявления и последствия. Перед педагогами средней и высшей школы стоит задача постепенно перестроить образовательный процесс с учетом новых реалий. Специалисты, работающие со школьниками и студентами, активно дискутируют о том, каким образом нужно преподавать учебный материал в изменившихся условиях, учитывая преобладание у молодого поколения клипового мышления и продолжающееся активное развитие информационно-коммуникационных технологий. В свою очередь, преподаватель также должен соответствовать новым потребностям средней и высшей школы. То есть преподаватели должны идти в ногу со временем и осваивать новые информационные технологии, иначе пропасть между ними и их учениками будет увеличиваться все больше и больше, только обостряя и усугубляя имеющиеся противоречия. Преподавателям важно постоянно находиться в процессе самообучения, осваивать новые технические разработки и методы преподавания, активно искать интересный материал для занятий, который бы не дублировал уже имеющийся материал в учебниках, а качественно дополнял бы его. Борьба с клиповым мышлением и призыв преподавателей к необходимости возвращения к мышлению понятийному не принесет положительных результатов, так как насильно переломить эту тенденцию вряд ли удастся.
«Бороться с клиповым мышлением - значит приспосабливать учеников не к реальности, а к системе образования ...» [1, с. 29]. Важно не бороться с клиповым мышлением, а приспосабливать учебный процесс к нему. Важно понимать особенности клипового способа
мышления, стараться управлять вниманием учащихся и направлять их в нужное русло и таким образом сделать процесс обучения, по возможности, более управляемым.
Перед преподавателями стоит еще одна проблема, нуждающаяся в решении. Речь снова пойдет об избытке информации и о легкодоступности ее получения. Рекомендуемые для проработки и усвоения книги, учебники, студенты в основной своей массе, как правило, не читают, поскольку гораздо быстрее набрать ключевое слово или словосочетание в поисковой строке и через секунду система выдаст готовые тексты. Огромное количество сомнительных текстов, недостоверной, противоречивой информации, постоянные ссылки на Википедию, к которой многие ученые относятся весьма скептически и призывают не пользоваться ею в качестве надежного источника информации, размывают и без того непрочный фундамент знания студента.
Но, несмотря на все трудности и противоречия в отношении к этому явлению, есть решения, предлагаемые специалистами, которые позволят в какой-то мере управлять клиповым сознанием, а именно:
- использовать в процессе обучения технологий гей-мификации, которые в наибольшей степени соответствуют особенностям мышления и восприятия информации современных студентов. Под геймификацией понимается использование методов проектирования игры для неигровых областей, таких как бизнес-процессы, социальные проекты, обучение. Поскольку компьютерные игры как форма развлечения очень востребованы в молодежной среде, то и в учебный процесс можно частично включить обучающие видеоигры, которые могут послужить мощным инструментом мотивации студентов. С помощью компьютерных игр можно моделировать профессиональные ситуационные задачи, решение которых позволили бы отработать специальные навыки, необходимые в будущей профессии, воссоздавать ситуации реального взаимодействия, а также, возможно, выработать способности оценивать полученную информацию. Кроме того, обучающие видеоигры могут помочь учащимся в развитии логики и концентрации внимания [18, с. 126];
- включать в занятия различные тренинги для тренировки внимания, восприятия, мышления и памяти;
- представлять учащимся учебный материал в виде графиков, блок-схем, ментальных карт, диаграмм Исикавы, в виде более упорядоченной системы знаний, которая позволит развить навыки вычленения наиболее важной информации, установления причинно-следственных связей, структуризации данных [19; 23];
- использовать на занятиях мультимедийные средства, обучающие видеоролики, как наиболее подходящий способ представления материала для «людей экрана», привыкших потреблять визуальный контент. Учащиеся, как правило, приветствуют включение документальных и учебных фильмов в процесс обучения, активно включаются в обсуждение.
В Москве, например, существует тренд на раннюю профориентацию школьников, которая ориентирована на обнаружение их предрасположенности к определенной деятельности [20]. Организуются предпрофессио-нальные классы с углубленным изучением различных специальностей, причем все обучение и выполнение проектов происходит в связке с вузами и предприятиями. Эти классы оснащены новейшими компьютерами, интерактивными панелями, 3D-принтерами и многим другим, что повышает степень заинтересованности и возможности учащихся в освоении сложного учебного материала. По-видимому, действительно универсальная школьная система будет трансформироваться в более специализированную, что позволит молодым людям освоить предельно полно и глубоко хотя бы одну сферу деятельности.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Фрумкин К.Г. Глобальные изменения в мыш-
273
Staritsyna Olga Aleksandrovna pedagogical
MOSAIC THINKING ... sciences
лении и судьба текстовой культуры // Inetemum. 2010. С.26-36.
2. Азаренок Н.В. Клиповое сознание и его влияние на психологию человека в современном мире // Психология человека в современном мире. 2009. С. 110-112.
3. Акименко Г.В., Михайлова Т.М. Феномен «клипового»: идентификация вида когнитивной деятельности. В сборнике: INTERNATIONAL INNOVATION RESEARCH сборник статей IX Международной научно-практической конференции: в 2 частях. 2017. С. 268-271.
4. Докука С.В. Клиповое мышление как феномен информационного общества // Общественные науки и современность. 2013. № 2. С. 169-176.
5. Горобец В.В., Ковалев В.В. «Клиповое мышление» как отражение перцептивных процессов и сенсорной памяти // Мир психологии. 2015. № 2. С. 94-100.
6. Тоффлер Э. Третья волна. М.: АСТ, 2009 г. 800 с.
7. Бейбутов Д.А., Михайлова Т.Л. Мир как конструкт клипового сознания, или о будущих сценариях человечества // Международный студенческий научный вестник. 2017. № 4-4. С. 585-589.
8. Савельев С.В. Нищета мозга. М.: ВЕДИ, 2014. 192 с.
9. Семеновских Т.В. «Клиповое мышление - феномен современности». статья в открытом архиве № 3208 13.02.2013.
10. Черкасова Т.В. Российская молодежь в социальной реальности - 2014. В сб.: ТРАНСФОРМАЦИЯ ИДЕИ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА В КОНТЕКСТЕ СОЦИАЛЬНЫХ ИЗМЕНЕНИЙ. Сборник статей по материалам первой Международной конференции, Белгородский государственный национальный исследовательский университет. 2014. С. 167-171.
11. Владимирова М.Б. Трансформация массового сознания под воздействием СМИ (на примере российского телевидения). Флинта, 2011. 144 с.
12. Симакова С.И. Клиповое мышление как фактор, обуславливающий интенсификацию процесса визуализации информации в современных СМИ. В сб.: Визуальная коммуникация в социокультурной динамике. Сб.статей II Международной научной конференции. 2016. С. 357-362.
13. Секач М.Ф., Рзаева Э.Н. Логическое и эмоциональное восприятие - актуальная проблема психологии информационного общества // Человеческий капитал. 2014. № 7 (67). С. 110-113.
14. Гиренок Ф. И. Клиповое сознание. М.: Проспект, 2016. 256 с.
15. Гриценко И.А. Клиповое мышление - новый этап развития человечества // Ученые записки Российского государственного социального университета. 2012. № 4 (104). С. 71-74.
16. Блинова Л.Ф. Клиповое мышление // Инклюзия в образовании. 2016. № 4 (4). С. 170-181.
17. Исаева А.Н., Малахова С.А. «Клиповое мышление»: психологические дефициты и альтернативы (пространственный фокус) // Мир психологии. 2015. № 4. С. 177-191.
18. Коробанова Ж.В., Суркова Д.А., Хан И.А., Яровенко Н.С. Образовательные технологии гейми-фикации в вузе и «клиповое мышление» современной молодежи. В сборнике: Формирование общекультурных и профессиональных компетенций финансиста. Сборник научных трудов студентов, аспирантов и преподавателей Финансового университета при Правительстве Российской Федерации. Редакционная коллегия: А.Н. Лебедев, Н.В. Анненкова, Е.В. Камнева, Ю.Е. Мужичкова. 2014. С. 124-131.
19. Зыкова Н.Е. Конструктивное клиповое мышление как ответ на вызовы информационной среды XXI века. В сборнике: Гуманитарные науки в условиях социокультурной трансформации: практики медиаобразования Материалы Всероссийского семинара для стипендиатов Оксфордского Российского Фонда. 2017. С. 20-24.
20. Городские технологии. Профпригодность. [Электронный ресурс] https://www.youtube.com/ watch?v=7CNwXdpGCTk (Дата обращения: 25.05.18)
Статья поступила в редакцию 04.05.2018 Статья принята к публикации 27.06.2018