Прикладные и экспериментальные исследования
53
Клинические особенности острого посттравматического стрессового расстройства у детей
И. В. Добряков
Трагические события в г. Беслан не только стали причиной гибели более трёхсот детей и взрослых, но и спровоцировали появление посттравматических стрессовых расстройств (ПТСР) как у освобождённых заложников, жизни которых угрожала реальная опасность, так и у свидетелей этой ситуации. Уникальность этого теракта состоит в большой интенсивности стрессогенно-го фактора и длительности экспозиции психотравмирующей ситуации, а также преобладание детей среди жертв. Сведения в литературе об особенностях клиники и течения посттравматического синдрома у детей довольно скудны. Отмечалось, что симптоматика ПТСР у детей серьезно отличается от таковой у взрослых (Сорокин В. М., 2005), во многом определяется высоким уровнем тревоги, особенно у девочек (Gilbert V., Porche L.-M., Mouren-Simeoni M.-Ch., 1999). Было выявлено, что дети имеют более ригидные механизмы борьбы с психической травмой (Снедков Е. Н., Лыткин В. М., 2001).
С октября 2004 года в г. Владикавказе на базе Республиканского центра психолого-педагогической медико-социальной помощи детям в рамках реализации программы детского фонда ООН (ЮНИСЕФ) нами периодически проводилась работа с жертвами теракта.
Одним из важных факторов, обусловливающих клиническую картину при остром ПТСР (симптомы которого возникают в течение 6 месяцев после травмы),
является формирование негативных представлений о ценности и значимости собственного «Я» (Падун М. А., Тарабри-на Н. В., 2004). У детей, наблюдаемых нами, это приводило к повышению уровня тревоги и агрессивности. Чем младше возраст детей (6-8 летних), тем чаще у них при этом отмечалась утрата интереса к прежним структурированным играм, не свойственная им до травмы гиперактивность (психомоторный уровень патологического реагирования по В. В. Ковалёву), парадоксально сочетающаяся со стремлением к уединению. В то же время у большинства отмечалась гипотимия, нередко с дисфорическим оттенком, в сочетании с агрессивностью, направленной в основном на близких родственников.
Некоторая отчуждённость от окружающих, появившаяся у детей, переживших теракт, затрудняла контакт с ними. Во время беседы дети были непоседливы, односложно, формально отвечали на вопросы, замыкались при попытке заговорить с ними о событиях теракта. В тяжёлых случаях отмечались заторможенность, пассивность, явления элективного мутизма (дети старались общаться с окружающими лишь скупыми жестами, разговаривали односложно, только шёпотом и только с близкими родственниками). Это объясняется проявлением, характерным для ПТСР, устойчивого стремления жертвы блокировать все, что может напоминать о травме.
54
Прикладная юридическая психология №3 2008 г.
У всех детей в той или иной степени были выражены нарушения пищевого поведения (как правило, гипорексия), разнообразные диссомнии (трудности засыпания, поверхностный с частыми пробуждениями сон, parvus nocturna, сноговоре-ние, яктации, энурез, снохождения).
Прямых жалоб, указывающих на диссоциативные эпизоды («flashback») в виде внезапных воспоминаний каких-нибудь травмировавших событий, дети не предъявляли, но по косвенным признакам можно было предположить их наличие.
Среди факторов, обусловливающих тяжесть ПТСР и резистентность к психологической коррекции и психотерапии, наибольшее значение имеют следующие:
• гибель кого-либо из родных и близких во время теракта;
• получение во время теракта ранений, ушибов, ожогов, степень их тяжести;
• разлука с семьёй как сразу после освобождения, так и впоследствии (например, в связи с госпитализацией или направлением на курорт);
• отсутствие своевременной и адекватной психологической и психотерапевтической помощи самим детям, членам их семей;
• отсутствие преемственности специалистов в работе с жертвами теракта;
• неблагоприятный преморбидный фон (особенности личности потерпевшего, соматического состояния, семейной ситуации).
Для возвращения пострадавших к до-травматическому уровню функционирования требовалось актуализировать их ресурс, отреагировать агрессию, скорректировать их представления о случившемся, обучить их техникам совладания со стрессом. Наиболее адекватной для этого методикой является дебрифинг (от англ. debrief - отчет о встрече), предложенный ещё в 60-х годах прошлого века J. Mitchell (Каган В. Е., 1999; Gilbert V., Porche L.-M., Mouren-Simeoni M.-Ch., 1999 и др.). Дебрифинг предполагает начало работы в течение первых двух суток после прекращения психотравми-рующей ситуации. На практике, работая «вахтовым» методом, приходилось применять отставленный дебрифинг, также хорошо себя зарекомендовавший в работе со взрослыми (Федоров Я. О., 2005). У детей отставленный дебрифинг пришлось проводить в игровой форме, с использованием сказочных метафор.